Александр белявский: судьба обошлась несправедливо, отняла близких, привела к забвению и уходу
Содержание:
- Краткое содержание серий сериала «Место встречи изменить нельзя» (1979)
- Выучить польский ради роли: учеба и первые фильмы
- Дубляж и озвучивание
- Испытание верностью и смертью
- Из геолога в актеры: детство и юность Белявского
- Биография[]
- Детство и юность
- Младшая дочь Белявского – Александра
- Давид Белявский сейчас
- Сколько у нас забытых артистов!
- Личная жизнь: два брака Александра Белявского
- Детство, юность и выбор профессии
- Краткая биография
- Выучить польский ради роли: учеба и первые фильмы
- Начало пути в искусство
Краткое содержание серий сериала «Место встречи изменить нельзя» (1979)
1-я серия.
Молодой фронтовик Владимир Шарапов (Владимир Конкин), направленный на службу в уголовный розыск, знакомится с начальником отдела борьбы с бандитизмом Глебом Жегловым (Владимир Высоцкий) и другими сотрудниками МУРа. Погружение в оперативную деятельность начинается у Шарапова в первый же день службы, когда фактически на его глазах погибает милиционер Вася Векшин. Первое дело, к раскрытию которого привлекается дебютант, связано с убийством и ограблением молодой женщины Ларисы Груздевой. Наставник Шарапова — капитан Жеглов — уверен, что преступление совершил муж погибшей — доктор Иван Сергеевич Груздев (Сергей Юрский).
2-я серия.
Опергруппа, выехавшая на место ограбления продовольственного склада, вступает в безуспешную схватку с представителями банды «Чёрная кошка», которая своей жестокостью наводит страх на жителей Москвы. На месте преступления бандиты обычно оставляют «фирменный» опознавательный знак — нарисованный углём чёрный кошачий силуэт. Кроме того, Жеглов и Шарапов продолжают заниматься расследованием убийства Ларисы Груздевой. Все улики указывают на причастность к делу её мужа; тем не менее Шарапов начинает сомневаться в том, что следствие идёт по верному пути. В числе представителей уголовного мира, с которыми он знакомится во время облавы, — девица лёгкого поведения Манька-Облигация (Лариса Удовиченко). На её руке обнаруживается браслет погибшей Ларисы. Благодаря полученным от Маньки сведениям Жеглов и Шарапов выходят на карманника Кирпича (Станислав Садальский); тот в разговоре с муровцами произносит фамилию неизвестного им бандита — Фокс.
3-я серия.
Поимка Фокса (Александр Белявский) — одна из задач, которую должны решить муровцы. Часть событий происходит в доме Верки-модистки, куда Фокс приносит на хранение украденные вещи. Этот «перевалочный пункт» становится местом засады — в неё, по задумке Жеглова, должен попасть бандит. Однако тщательно продуманный план срывается из-за дерзости Фокса и трусости милиционера Соловьёва. Тем не менее следствие продолжается, и в Большом театре Жеглов и Шарапов задерживают вора Ручечника (Евгений Евстигнеев) и его напарницу Волокушину (Екатерина Градова), которая сообщает, что у Фокса есть связной телефон. Дополнительные сведения, касающиеся, в том числе, внешности бандита, Шарапов получает от бывшей любовницы Фокса — Ингрид Соболевской (Наталья Фатеева).
4-я серия.
Шарапов начинает автономное расследование убийства Ларисы Груздевой. Заново проверяя свидетельские показания, молодой розыскник выясняет, что пистолет, являющийся главной уликой против Груздева, был, вероятно, подброшен в его съёмную квартиру неким сантехником. Одновременно выявляются и другие детали, позволяющие говорить о невиновности Груздева. Жеглов, в целом принимая доводы Шарапова, тем не менее настаивает на необходимости содержания Ивана Сергеевича в тюрьме, поскольку его освобождение может насторожить настоящего преступника. Тем временем муровцы разрабатывают план поимки Фокса в ресторане «Астория». Бандит, почуяв неладное, ускользает из заведения, однако уйти от погони ему не удаётся. Во время опознания Желтовская — новая супруга Груздева — сообщает, что ранее видела Фокса: он появлялся в их доме под видом сантехника. После этого Ивана Сергеевича освобождают; Жеглов, убеждённый, что «наказания без вины не бывает», отказывается приносить ему извинения.
5-я серия.
События развиваются в логове «Чёрной кошки», куда попадает Шарапов, пытавшийся выйти на связь с бандитами. Ему, именующему себя Владимиром Сидоренко, удаётся изложить весьма правдоподобную легенду, связанную с собственным «уголовным прошлым», и убедить представителей банды в необходимости отправиться на выручку Фокса, которого должны доставить в ограбленный ими магазин для проведения «следственного эксперимента». Главарь «Чёрной кошки» Карп по кличке Горбатый (Армен Джигарханян) готов поверить визитёру. Однако среди членов банды Шарапов обнаруживает своего фронтового товарища Левченко (Виктор Павлов). Тот, взявшись охранять бывшего командира, ночью предлагает ему покинуть логово. Шарапов отказывается. Тем временем Жеглов, понимая, что «место встречи изменить нельзя», готовит магазин к спецоперации. Она проходит успешно, «Чёрная кошка» обезврежена. Лишь Левченко, воспользовавшись моментом, пытается бежать. Несмотря на протест Шарапова, Жеглов стреляет в бандита-фронтовика и убивает его. После спецоперации подавленный Шарапов направляется к любимой девушке Варе Синичкиной (Наталья Данилова). Варя стоит у окна; в руках она держит взятого из роддома малыша-подкидыша, благодаря которому несколько месяцев назад состоялось их знакомство.
Выучить польский ради роли: учеба и первые фильмы
Александр Белявский в роли Генри Дэвиса в художественном фильме Александра Файнциммера «Ночь без милосердия» (1961)
Александр Белявский (слева) в роли Френка в художественном фильме Эдуарда Змойро «Иностранцы» (1961)
Александр Белявский в роли электротехника Коли в художественном фильме Сергея Юткевича «Рассказы о Ленине» (1957)
В 1957 году Александр Белявский вернулся в Москву. Днем он работал младшим научным сотрудником в институте НИТРИЗолото, а вечером приходил в драмкружок и учился основам сценической речи. Иногда геолога задействовали в спектаклях Дома учителя. Чем больше времени Белявский проводил на репетициях, тем больше хотел стать актером. Спустя полгода он решил изменить свою жизнь: уволился с работы и подал документы во ВГИК и Театральный институт имени Бориса Щукина. Во ВГИК его не взяли, а в Щукинском училище актер прошел вступительные экзамены с первого раза. Александр Белявский поступил на курс известного артиста Владимира Этуша.
Учиться под руководством именитого актера было непросто: он строго оценивал этюды в исполнении студентов, редко хвалил и часто грозил отчислением. Однокурсниками Белявского были артисты Иван Бортник, Зиновий Высоковский, Ирина Бунина, Людмила Максакова, Константин Желдин и многие другие. В конце первого курса Александр Белявский впервые снялся в кино: режиссер Сергей Юткевич одобрил его на эпизодическую роль в фильме «Рассказы о Ленине». Актер сыграл роль электротехника Коли, которому не давали заключить брак с возлюбленной. После учебы и съемок Белявскому приходилось подрабатывать. Если будучи геологом он зарабатывал 120 рублей в месяц, то как студент училища получал стипендию в 20 рублей. Артист переводил научные тексты, а по праздникам переодевался в Деда Мороза и проводил новогодние утренники.
В 1960 году Белявский вновь оказался на съемочной площадке — на этот раз ему доверили главного персонажа в картине «Спасите наши души». По сюжету во время заграничного плавания курсант мореходного училища спас с тонущей яхты богатую англичанку. Партнершей Белявского стала Лидия Федосеева-Шукшина. В этом же году четверокурсник сотрудничал с режиссером Эдуардом Змойро, который снимал кинофельетон о советских стилягах «Иностранцы». Белявский сыграл роль советского журналиста, который притворялся зарубежным гостем и наблюдал за реакцией стиляг.
В 1961 году Александр Белявский с отличием окончил Щукинское училище. Как одного из лучших учеников курса его пригласили в Театр сатиры. Первые месяцы он иногда пропускал репетиции: снимался в фильме «Ночь без милосердия», где играл американского летчика. В отличие от кино, в театре молодому актеру доверяли лишь эпизодические роли. Белявский играл в спектаклях «Наследники Рабурдэна», «Свадьба с приданым», «Факир на час».
В 1964 году актеру предложили сыграть главного персонажа в польском фильме «Прерванный полет». Причем на роль Белявского одобрили без пробы: режиссер Леонард Бучковский искал артиста, который уже играл летчиков, и увидел на «Мосфильме» кадр из ленты «Ночь без милосердия». По сюжету нового фильма пилот Владимир Миронов совершил аварийную посадку в Варшаве и решил найти девушку, в которую влюбился 17 лет назад во время войны. Для роли Александр Белявский специально выучил польский язык: фильм показывали в СССР с русскими субтитрами. За съемки в картине актер получил звание заслуженного деятеля культуры Польши.
Сразу после выхода ленты «Прерванный полет» на большой экран Александр Белявский ушел из Театра сатиры. Он вспоминал: «Я добровольно покинул Театр сатиры и сейчас жалею, что совершил ошибку. Это было время первой перестройки, она тогда оттепель называлась, и мне хотелось, чтобы спектакли были гражданскими, острыми, современными, о сегодняшнем дне… Одним словом, по молодости, по горячности я подал заявление об уходе». Актер перешел на работу в Московский драматический театр им. К.С. Станиславского (сегодня — «Электротеатр «Станиславский»), где в это время начинали ставить пьесы зарубежных драматургов — Бертольта Брехта, Бернарда Шоу и Павла Когоута. Но в театре были свои звезды: артисты Георгий Бурков, Альберт Филозов, Евгений Леонов и многие другие, поэтому Александр Белявский был задействован лишь в немногих спектаклях.
Дубляж и озвучивание
В своём плотном графике Александр Борисович находил время на озвучивание мультфильмов и дублирование иностранных фильмов. Его считали мастером дубляжа, на его счету более 200 кинолент.
Озвучиванием мультипликационных фильмов он занялся в 1976 г. Первая работа – рисованный фильм «От тебя одни слёзы» – рассказчик. В австралийском анимационном сериале «80 дней вокруг света», Белявский дублировал Лорда Мейза. Этот персонаж строит козни главному герою, чтобы Филеас Фогг не смог выполнить условия пари.
В 1982 г. выходит мультфильм «Бюро находок», где артист озвучил сразу 2 персонажей – пса Тишку и продавца мороженого. Затем были работы в не менее популярных мультсериалах «Чёрный плащ», «Легенды острова сокровищ», «Вудди Вудпекер», «Энди Панда».
Александр Белявский озвучивал предателя Брута в ленте «Клеопатра», короля Людовика XIV в фильмах «Анжелика – маркиза ангелов» и «Анжелика и король».
В одном из интервью артист признался, что сложнее всего было дублировать Луи де Фюнеса в картине «Замороженный». Речь главного героя была схожа с пулемётной очередью, но не зря Белявского считали профессионалом – он блестяще справился.
Голосом Александра Борисовича говорит Антонио в «Невероятных приключениях итальянцев в России», а также Робин Гуд в «Стрелах Робин Гуда». В фильме «Игрушка» артист озвучил Бленака, немного позже – Пьера Ришара в картинах «Невезучие», «Папаши», «Укол зонтиком».
Чтобы дублировать Жана Поля Бельмондо, Белявскому пришлось пройти кастинг. Голосом Александра Борисовича говорит ещё один популярный в 80-е годы киногерой – комиссар Катани (Микеле Плачидо). Также были роли в «Призрак замка Моррисвиль», «Зита и Гита», «Тутси», «Полицейская академия», «Люди в чёрном», «Зелёная миля». Сложно представить, что озвучивать и дублировать эти фильмы мог кто-то другой.
Александр Белявский работал и режиссёром дубляжа на студии СВ-Дубль. За 2 года под его руководством дублировано 8 кинолент: фантастический фильм «Три жизни Томазины», триллер «Невиновный», «детектив Варшавский» и др.
Испытание верностью и смертью
Впервые Белявский женился в 1955 году, ещё не будучи актёром. У Александра Борисовича и Валентины Викторовны первый ребёнок родился лишь через 18 лет их совместной жизни. Сына назвали Борисом. Белявские, у которых долго не получалось обзавестись детьми, в нём души не чаяли. Чтобы ребёнок ежесекундно был под присмотром, для него даже наняли няню. По злой иронии судьбы именно халатность няньки и привела к трагедии. Дело было на даче. Сын Белявских на секунду остался без присмотра няни и родителей. Заигравшись, он упал в пруд и утонул. Ему было всего два года.
Белявский впал в тяжелейшую депрессию. Начал серьёзно пить. Отдалился от жены и друзей. Он проклинал себя за то, что доверил сына постороннему человеку, рыдал, не находил сил жить дальше. Жена актёра впоследствии рассказывала, что в какой-то момент тоже начала сдавать. И в конце концов сказала мужу: если он не возьмёт себя в руки, если он, крепкий мужик, не в состоянии пережить эту беду, то им стоит взяться за руки и вдвоём выпрыгнуть с балкона. Белявского эти слова отрезвили. Вскоре пара взяла из детдома мальчика двух лет. Назвали Андреем. Потом родилась уже их собственная дочь. Но вновь воцарившаяся семейная идиллия продлилась недолго. Белявский стал «похаживать на сторону», а вскоре серьёзно влюбился в другую. И жена, с которой он прожил 26 лет, отпустила его.
Александр Белявский в фильме «Место встречи изменить нельзя». 1979 г. Кадр из фильма
Из геолога в актеры: детство и юность Белявского
Александр Белявский в молодости. Фотография: 24smi.org
Александр Белявский в молодости. Фотография: persons-info.com
Александр Белявский в молодости. Фотография: kino-teatr.ru
Александр Белявский родился в Москве. Его родители, Борис и Любовь Белявские, до революции получили только начальное образование, а продолжить обучение после 1917 года уже не смогли: нужно было зарабатывать на жизнь. Семье жила в коммунальной квартире. В одной комнате умещались вшестером: бабушка, родители и трое детей — старший Александр, Ольга и Анатолий. Будущий актер любил спорт и много времени проводил во дворе. В школу Александр Белявский пошел в 1939 году. Проучился он там недолго: через два года началась Великая Отечественная война. Отца сразу же мобилизовали в армию, а мать с бабушкой и детьми эвакуировали в Киров.
Как и многие ребята в то время, будущий актер рвался на фронт, но из-за юного возраста его не взяли. Тогда Белявский с друзьями решил бежать из эвакуации и добраться до Германии самостоятельно. Они нашли чемодан и стали складывать туда сухари, кусочки сахара, спички — все, что могло пригодиться во время долгого похода. Однако план раскрыли, и школьникам пришлось остаться с родными. Будущий актер увлекся книгами: читал исторические и приключенческие романы, произведения Пушкина и Лермонтова. После войны Белявский вернулся в московскую школу. Но в старших классах любовь к спорту помешала ученику получить золотую медаль: будущий актер ходил на секции по легкой атлетике и баскетболу и из-за соревнований часто пропускал занятия.
В 1949 году Александр Белявский окончил школу и поступил на геологоразведочный факультет Московского института цветных металлов и золота. Со специальностью он определился быстро. Актер вспоминал: «Я мечтал возрождать страну после войны». Во время учебы Белявский несколько раз был в Средней Азии: туда отправляли студентов на практику. В 1955 году он защитил диплом и уехал по распределению в Иркутск. Будущий актер стал работать в лаборатории Восточно-Сибирского геологического управления, где занимался анализом проб. Он вспоминал: «Вместе со мной работала красивая девушка — староста драмкружка. Однажды она пришла расстроенная. Я спрашиваю, что случилось: «Заболели?» Она отвечает: «Нет, хуже». Я еще раз: «Несчастная любовь?» Она: «Нет, у нас спектакль срывается». Оказалось, что театр самодеятельности ставил спектакль «Горе от ума», а исполнителя роли Молчалина отправили во внеплановую командировку. Тогда Александр Белявский согласился заменить актера. За две недели он выучил текст и вскоре дебютировал на сцене Иркутского областного драмтеатра. Геолог настолько хорошо вжился в роль, что зал несколько раз вызывал его на поклон, а коллеги прозвали «Белявский-Станиславский». Артист вспоминал: «Стало интересно играть другого человека. Не самого себя показывать, а другого». После премьеры он впервые задумался о карьере актера.
Биография[]
В 14 лет стал мастером спорта СССР, выполнив норму на турнире в Вильнюсе в 1968 году. Ещё через год Белявский — самый молодой участник на юношеском турнире в Гронингене, где набрал 6 очков из 9 и занял 3-е место. Впереди него были венгр Андраш Адорьян и югослав Любомир Любоевич.
В 1973 году Белявский добился права участвовать в юношеском первенстве мира в английском городе Тиссайд и стал чемпионом, набрав 8,5 очка из 11 возможных. На международном турнире 1974 года в Лас-Пальмасе, разделив 3—4-е места, получил первый гроссмейстерский балл. Затем последовал блестящий успех в чемпионате СССР — 1—2-е места с Михаилом Талем.
25 июня 1977 года в Ленинграде на международном турнире, посвященным 60-летию Октябрьской революции, побеждает чемпиона мира Анатолия Карпова и становится членом символичекого клуба Михаила Чигорина.
Белявский постепенно выдвинулся в число сильнейших шахматистов мира. Его результат на международном турнире в Аликанте (1978) является одним из самых выдающихся в истории: 13 очков в 13 партиях. Белявского приглашали на самые представительные турниры. Среди них был, например, турнир в Бадене (1980), в котором участвовали гроссмейстеры, имевшие коэффициент около 2600. Белявский разделил 1—2-е места с Борисом Спасским.
В начале 1981 года он вновь стал чемпионом СССР, на этот раз вместе с Львом Псахисом, а в октябре Александр выигрывает традиционный международный турнир в голландском городе Тилбурге, опередив Петросяна, Портиша, Тиммана, Любоевича, Андерссона, Каспарова, Спасского, Ларсена, Хюбнера.
В 1982 году успешно выступил на межзональном турнире в Москве, заняв второе место, вслед за Гарри Каспаровым, и получил право участвовать в претендентских матчах. Жребий свел его в первом же матче с Гарри Каспаровым, который считал Александра самым опасным соперником. Белявский проиграл матч со счетом 3:6 (+1, -4, =4).
Неудача не сломила Белявского. Он был одним из лидеров сборной СССР на всех командных состязаниях с 1982 года, в том числе — 1-е место на 1-й доске в 1984 году, показал лучший результат в матче с избранными шахматистами мира.
В 1987 году в третий раз становится чемпионом СССР.
Продолжало расти и число побед на престижных международных турнирах — Вейк-ан-Зее (1984 и 1985), Лондон (1985), Сочи (1986), Тилбург (1988), Мюнхен (1990), Амстердам (1990), Белград (1993), Чачин (1996), Полянице-Здруе (1996) и другие.
На женском чемпионате мира (2015) был тренером Марии Музычук, выигравшей в итоге титул и ставшей 15-й чемпионкой мира.
В настоящее время выступает за сборную Словении.
Детство и юность
В положенное время, а именно в семь лет, Саша пошел учиться в школу. Но мирные годы учения всколыхнула Великая Отечественная. Саша даже в голодное трудное холодное военное лихолетье учился старательно. Уроки старался посещать все. Учиться мальчику очень нравилось.
Но вот война закончилась. Наступил 1949 год. Это год, когда Белявский окончил школу. После обучения в школе Александр поступает в институт, где и получает профессию геолога. В 1955 году диплом получен, и Александр по распределению едет на работу в город Иркутск.
Там по стечению обстоятельств или по иронии судьбы (думайте, как хотите) становится членом клуба художественной самодеятельности и даже выступает на сцене. Это его выступление очень успешно. О нем пишет местная газета. И этот момент кардинально меняет его представление о профессии.
Именно тогда он понимает, что театр – это его судьба. И чтобы, как говорят, поймать удачу за хвост в 1957 году поступает в известную «щуку». По истечению четырех лет Белявский получает диплом актера.
Младшая дочь Белявского – Александра
Появление на свет младшей дочери Белявского, Саши, произошло после 20 лет его . Александру Борисовичу на тот момент было уже больше 70 лет.
Александр Борисович с дочерьми Сашей, Надеждой и женой Людмилой
Родители души не чаяли в девочке, поздний ребенок был настоящим счастьем для актера. Но детство Александры осложнилось инсультом отца и его инвалидностью.
Александр Белявский с младшей дочерью Александрой
Когда Александре Белявской исполнилось 9 лет, Александр Борисович ушел из жизни. Девушка живет с мамой, она с детства посещает театральную студию и мечтает стать актрисой. У дочери Белявского приятная внешность, она похожа на своего отца. В планах у Александры поступление в театральный ВУЗ.
Давид Белявский сейчас
На чемпионате Европы по спортивной гимнастике, состоявшемся в апреле 2021 года в Базеле, Давид удостоился золотой и двух серебряных медалей. Наиболее успешными для атлета стали соревнования на перекладине. На вторую ступень пьедестала почета Белявский поднялся по результатам многоборья, в котором он оказался самым возрастным спортсменом, и состязаний на брусьях.
А вот на коне в Базеле уроженец Воткинска выступил неудачно — упал со снаряда перед соскоком и занял 6-е место. Лидером среди конников стал Артур Давтян из Армении, а россиянин Никита Нагорный завоевал серебро.
Давид Белявский в составе сборной России
Несмотря на солидный для гимнаста возраст, Белявский получил путевку на Олимпиаду в Токио. В объединенную сборную России вошли еще три представителя Удмуртии: чемпионка мира по стрельбе Юлия Каримова, чемпион России по маунтинбайку Антон Синцов и чемпион России по боксу Альберт Батыргазиев.
Артур Далалоян, Никита Нагорный, Давид Белявский и Денис Аблязин — командное многоборье по спортивной гимнастике на ОИ-2020
В командном турнире по спортивной гимнастике Белявский вместе с Никитой Нагорным, Артуром Далалояном и Денисом Аблязиным завоевали золото. В упражнениях на брусьях Давид занял только 5-ю строчку, на коне у Давида 4 место, а на брусьях — 5 строчка в итоговой таблице.
Сколько у нас забытых артистов!
Сейчас вдове Белявского 69 лет, а Сашеньке в конце августа исполнится 16.
— Не могу ничего сказать, как они живут. С Милой, второй женой брата, мы практически не общаемся, — огорошила меня Ольга Белявская, родная сестра Александра Борисовича. — У меня даже, признаться, и номера ее мобильного нет. Дома их летом не застать. Они с дочкой в Болгарии отдыхают, у друзей в городке Ахтопол. Мы больше близки были с первой женой Саши — Валентиной, с которой брат прожил более 20 лет. Валя для меня как сестра была. Увы, больше двух лет назад и она умерла, теперь хожу на обе могилки: то к Саше загляну, то к ней.
Кровь звезды на месте трагедии смывали несколько часов.Фото Ивана Вислова/«Комсомольская правда»
— Людочка нам звонит редко, — сообщила директор Гильдии актеров кино России Валерия Гущина. — Но это и к лучшему. Значит, наладилось все у них. Раньше нужна была помощь, потому много общались. А так, Ларисонька, вы же знаете, сколько у нас больных, уходящих из жизни забытых артистов, поэтому уже и не до тех, кто крепко встал на ноги. Того же Андрюшу Харитонова взять. Ведь ему 60 лет не было, когда недавно от рака сгорел. Ему мы много помогали в последние месяцы жизни, устраивали на лечение… В первое время после трагедии с Белявским, когда была общая растерянность: маленький ребенок, сама Люда-пенсионерка не работала — были у них большие финансовые трудности. И тогда, конечно, наша Гильдия несколько лет им помогала ежемесячно. Нет, не наличными деньгами — сумма помощи определялась стоимостью услуг за ЖКХ. Люда частенько приходила к нам в Гильдию с Сашенькой. И очень хорошее всегда от них было впечатление: она — мягкая, добрая женщина, девочка всегда опрятно одетая: в бантиках, кружавчиках.
На прощании с актером в московском Доме кино его вдова была безутешна. Фото Ивана Вислова/«Комсомольская правда»
Личная жизнь: два брака Александра Белявского
Александр Белявский с первой женой Валентиной Белявской (справа) и сыном Борисом. 1970-е. Фотография: biography-life.ru
Александр Белявский с первой женой Валентиной Белявской. Фотография: wellnesso.ru
Александр Белявский со второй женой Людмилой Тихоновой и дочерью Александрой. Фотография: damskiyclub.ru
Первый раз актер женился в 1955 году. Его супругой стала студентка Валентина. Они оба учились в Московском институте цветных металлов и золота, только Александр учился на геологическом факультете, а Валентина — на металлургическом. Сразу после свадьбы поехали по распределению в Иркутск. Валентина Белявская вспоминала: «Это у нас было такое свадебное путешествие. Мы там комнату снимали. Холодно было, с продуктами плохо. Родители нам посылали из Москвы посылки. Потом у нас нашлись там друзья. Вообще, там была очень хорошая веселая компания из приехавших москвичей». В 1973 году в семье родился первенец, но спустя два года сын трагически погиб. Тогда супруги решили взять из детского дома мальчика Андрея. В 1976 году в семье появился еще один ребенок: родилась дочь Надежда. В начале 1980-х супруги развелись. Приемный сын актера погиб, когда ему исполнилось 20 лет: Андрей Белявский выпал из окна.
Со второй женой Александр Белявский познакомился в Ленинграде в конце 1980-х. Он торопился на съемки, шел дождь, и на светофоре актер решил встать под зонт к симпатичной девушке. Ей оказалась врач-травматолог Людмила Тихонова. Вскоре они поженились. В августе 2003 года в семье родилась дочь Александра.
Детство, юность и выбор профессии
Александр Борисович коренной москвич. На свет появился в мае 1932 года. Кроме Саши в семье подрастало двое ребятишек. Родители не имели возможности получить хорошее образование. Несмотря на это, детям прививали любовь к знаниям. Впоследствии все стали образованными интеллигентными людьми.
Когда началась Великая Отечественная война младшему Белявскому едва исполнилось девять лет. Он, как и весь советский народ, пережил страх, разруху, голод. Но даже в такое тяжелое время мальчик корпел над учебниками. Дал себе «слово», что осуществит родительскую мечту, и поступит в высшее учебное заведение.
Стать геологом Саша решил, будучи школьником. Получив аттестат, подал документы в Московский институт цветных металлов и золота. Экзамены сдал успешно и был принят на геологоразведочный факультет. В середине 50-х дипломированного специалиста направили в Иркутск, работал в «Сосновгеология».
Именно там Александру предложили принять участие в художественной самодеятельности. Вскоре все заметили, что юноше не составляет особого труда создать нужный образ на сцене. Уверовав в свой талант, Белявский уезжает в столицу. Далее успешно сдает экзамены и становится студентом знаменитой «Щуки».
Краткая биография
1949 г. – окончание московской средней школы № 468; юноше нравилась в школе литература, но выбор он сделал в пользу геологии, тем более, что эта специальность пользовалась большой популярностью в конце 40-х годов XX века.
1955 г. – окончание геологоразведочного факультета Московского института цветных металлов и золота, после окончания — работа в Иркутске в Сибирском геологическом управлении;
1956 г. — первое выступление на сцене драматического областного театра в г. Иркутске в самодеятельном спектакле геологического управления по пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» в роли Молчалина
В местной газете была опубликована заметка о дебюте, в которой особое внимание уделялось таланту Белявского А.
1957 г. – дебют в кино: съемки в фильме «Рассказы о Ленине» в роли рабочего Николая; работа в научно-исследовательском институте в Москве; успешное участие в самодеятельных спектаклях.
1957-1961 гг
– обучение в Театральном училище имени Б. Щукина в Москве, получение диплома с отличием. Наставником Белявского был прославленный артист и педагог В.Этуш.
1961-1964 гг. – работа в Театре Сатиры в Москве, с 1964 г. — выступления в качестве ведущего популярной телепередачи «Кабачок «13 стульев», в этом же году — съёмки в польском фильме «Прерванный полет», в советской киноленте «Совершенно серьезно».
1964-1966 гг. – служба в качестве ведущего актера в Московском драматическом театре имени К.С. Станиславского; съемки в фильмах «Иду на грозу», «Июльский дождь».
С 1966 г. – работа в театре-студии киноактера в Москве. До последнего дня своей жизни актёр числился в штате, хотя с 2003 г. по 2012 г. он сыграл только 3 роли в спектаклях.
1973 г. – съемки в сериале «Крах инженера Гарина».
1977 г. – съемки в сериале «И снова Анискин».
1979 г. – съемки в сериале «Место встречи изменить нельзя».
1986 г. – дубляж в американском фильме «Безжалостные люди».
2000 г. – съемки в российской комедии «ДМБ».
4 декабря 2003 г. – инсульт, частичная потеря речи, паралич.
2004-2012 гг. – борьба с болезнью.
8 сентября 2012 г. – дата смерти Белявского А.Б. Умер он скоропостижно в г. Москве при невыясненных обстоятельствах: выпал или выбросился из окна пятого этажа на глазах у жены и девятилетней дочери, гуляющих во дворе. Похоронен на московском Кузьминском кладбище рядом с родными.
Выучить польский ради роли: учеба и первые фильмы
Александр Белявский в роли Генри Дэвиса в художественном фильме Александра Файнциммера «Ночь без милосердия» (1961)
Александр Белявский (слева) в роли Френка в художественном фильме Эдуарда Змойро «Иностранцы» (1961)
Александр Белявский в роли электротехника Коли в художественном фильме Сергея Юткевича «Рассказы о Ленине» (1957)
В 1957 году Александр Белявский вернулся в Москву. Днем он работал младшим научным сотрудником в институте НИТРИЗолото, а вечером приходил в драмкружок и учился основам сценической речи. Иногда геолога задействовали в спектаклях Дома учителя. Чем больше времени Белявский проводил на репетициях, тем больше хотел стать актером. Спустя полгода он решил изменить свою жизнь: уволился с работы и подал документы во ВГИК и Театральный институт имени Бориса Щукина. Во ВГИК его не взяли, а в Щукинском училище актер прошел вступительные экзамены с первого раза. Александр Белявский поступил на курс известного артиста Владимира Этуша.
Учиться под руководством именитого актера было непросто: он строго оценивал этюды в исполнении студентов, редко хвалил и часто грозил отчислением. Однокурсниками Белявского были артисты Иван Бортник, Зиновий Высоковский, Ирина Бунина, Людмила Максакова, Константин Желдин и многие другие. В конце первого курса Александр Белявский впервые снялся в кино: режиссер Сергей Юткевич одобрил его на эпизодическую роль в фильме «Рассказы о Ленине». Актер сыграл роль электротехника Коли, которому не давали заключить брак с возлюбленной. После учебы и съемок Белявскому приходилось подрабатывать. Если будучи геологом он зарабатывал 120 рублей в месяц, то как студент училища получал стипендию в 20 рублей. Артист переводил научные тексты, а по праздникам переодевался в Деда Мороза и проводил новогодние утренники.
В 1960 году Белявский вновь оказался на съемочной площадке — на этот раз ему доверили главного персонажа в картине «Спасите наши души». По сюжету во время заграничного плавания курсант мореходного училища спас с тонущей яхты богатую англичанку. Партнершей Белявского стала Лидия Федосеева-Шукшина. В этом же году четверокурсник сотрудничал с режиссером Эдуардом Змойро, который снимал кинофельетон о советских стилягах «Иностранцы». Белявский сыграл роль советского журналиста, который притворялся зарубежным гостем и наблюдал за реакцией стиляг.
В 1961 году Александр Белявский с отличием окончил Щукинское училище. Как одного из лучших учеников курса его пригласили в Театр сатиры. Первые месяцы он иногда пропускал репетиции: снимался в фильме «Ночь без милосердия», где играл американского летчика. В отличие от кино, в театре молодому актеру доверяли лишь эпизодические роли. Белявский играл в спектаклях «Наследники Рабурдэна», «Свадьба с приданым», «Факир на час».
В 1964 году актеру предложили сыграть главного персонажа в польском фильме «Прерванный полет». Причем на роль Белявского одобрили без пробы: режиссер Леонард Бучковский искал артиста, который уже играл летчиков, и увидел на «Мосфильме» кадр из ленты «Ночь без милосердия». По сюжету нового фильма пилот Владимир Миронов совершил аварийную посадку в Варшаве и решил найти девушку, в которую влюбился 17 лет назад во время войны. Для роли Александр Белявский специально выучил польский язык: фильм показывали в СССР с русскими субтитрами. За съемки в картине актер получил звание заслуженного деятеля культуры Польши.
Сразу после выхода ленты «Прерванный полет» на большой экран Александр Белявский ушел из Театра сатиры. Он вспоминал: «Я добровольно покинул Театр сатиры и сейчас жалею, что совершил ошибку. Это было время первой перестройки, она тогда оттепель называлась, и мне хотелось, чтобы спектакли были гражданскими, острыми, современными, о сегодняшнем дне… Одним словом, по молодости, по горячности я подал заявление об уходе». Актер перешел на работу в Московский драматический театр им. К.С. Станиславского (сегодня — «Электротеатр «Станиславский»), где в это время начинали ставить пьесы зарубежных драматургов — Бертольта Брехта, Бернарда Шоу и Павла Когоута. Но в театре были свои звезды: артисты Георгий Бурков, Альберт Филозов, Евгений Леонов и многие другие, поэтому Александр Белявский был задействован лишь в немногих спектаклях.
Начало пути в искусство
В Советское время очень много писалось сценариев на патриотические и исторические темы. Не удивительно, что кинодебют начинающего актера начался с биографической картины «Рассказы о Ленине», роль электрика Коли.
Александр Белявский фильме «Спасите наши души», 1960 год
Сюжет следующей картины «Спасите наши души» был намного интересней и держал зрителей в напряжении до самого конца. Белявскому доверили играть главного героя курсанта мореходного училища. Его партнершей стала Лидия Федосеева-Шукшина. Через год, вместе с Ларисой Кронберг и Леонидом Марковым, принял участие в съемках драмы «Ночь без милосердия». И опять ведущая роль досталась Александру.
Большого успеха экранизации актеру не принесли. Но режиссеры продолжали предлагать Белявскому играть людей в погонах. Военная форма была очень ему к лицу, и выгодно подчеркивала статную фигуру.
Первый успех Александр Белявский ощутил после выхода на экраны нескольких картин: драмы «Прерванный полет» – летчик Миронов, киноленты «Их знали только в лицо» — капитан-лейтенант Кулагин, экранизации «Иду на грозу» — ученый Крылов, мелодрама «Июльский дождь» — Володя. По мнению критиков х/ф «Июльский дождь» одна из лучших работ талантливого режиссера Марлена Хуциева.
Александр Белявский и Михаил Державин в телеспектакле «Кабачок «13 стульев», 1966 год
В середине 60-х Александра Борисовича пригласили стать первым ведущим легендарного телеспектакля «Кабачок «13 стульев». На протяжении 14 лет музыкальная лента имела колоссальный успех. Её создателям удалось собрать блистательный ансамбль советских актеров.