Прошкин, александр анатольевич
Содержание:
Интервью
О своих режиссерских итогах:
«А главный итог — я пока продолжаю существовать в профессии. И пока есть возможность работать. Чтобы там не говорили о фестивальных наградах и кассовых сборах фильмов, как определенном рубеже для кинорежиссера, я полагаю: в нашем цеху главный приз всегда — это возможность делать следующую картину. Особенно картину, которая тебе интересна и которая тебе нравится. Не могу сказать, что у меня все безоблачно в этом направлении. Но какие-то шансы есть. И это главное».
По материалам Википедии и сайтов: kino-teatr.ru, peoples.ru, vokrug.tv, fb.ru, ria.ru, 73online.ru, 7days.ru, gazeta.ru, kommersant.ru , kp.ru, newizv.ru.
Награды и номинации
«Спартак и Калашников»
- 2002 — Главный приз МКФ «Кинотаврик» в Сочи
- 2002 — Приз за самый увлекательный фильм МКФ детских фильмов в «Артеке»
- 2002 — Приз «Сталкер» МФ фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве
- 2002 — Специальный приз жюри конкурса «Дебют» открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи
- 2002 — Премия «Золотой орел» за лучший режиссерский дебют в игровом кино
- 2003 — Приз за лучший детский фильм МКФ Banff World Media Festival в Банфе
- 2003 — Главный приз II МКФ детских и юношеских фильмов в Буэнос-Айресе (Festival Internacional de Cine «Nueva Mirada» para la Infancia y la Juventud)
- 2003 — Главный приз МКФ детских и юношеских фильмов в Злине
«Игры мотыльков»
- 2004 — Приз зрительских симпатий МКФ «Меридианы Тихого» во Владивостоке
- 2004 — Приз детского фонда ЮНИСЕФ МФ фильмов о правах человека «Сталкер»
- 2004 — Приз «Но пораженье от победы ты сам не должен отличать» открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи
«Апельсиновый сок»
2010 — Гран-при — приз конкурса зрительских симпатий «Великолепная семерка «МК» за лучший полнометражный игровой фильм VIII Московский фестиваль отечественного кино «Московская премьера»
«Орда»
- 2012 — приз «Серебряный Георгий» за лучшую режиссерскую работу на 34-м Московском международном кинофестивале
- 2012 — Номинация на кинопремию Азиатско-Тихоокеанского региона за лучший фильм
- 2012 — Номинация на национальную премию кинокритики и кинопрессы «Белый слон» за лучший фильм
- 2013 — Премия «Золотой орел» за лучшую режиссерскую работу. Фильм «Орда» претендовал на премию «Золотой орел» в двенадцати номинациях, в том числе в номинации Лучший фильм.
«Переводчик»
2015 — Профессиональный приз Ассоциации продюсеров кино и телевидения в области телевизионного кино в категории «Лучшая режиссерская работа» и номинация на приз в категории «Лучший телевизионный фильм (1-4 серии)»
Телевидение
В 1968 году Александр окончил Высшие режиссерские курсы при Гостелерадио СССР и до 1978 года работал режиссером в Главной редакции литературно-драматических программ Центрального телевидения. За 10 лет работы режиссер Прошкин поставил более 30 телевизионных спектаклей, среди которых «Пиквикский клуб», «Доктор философии», «Война с саламандрами», «Третий человек».
На телевидении Александр Прошкин всячески продвигал свою идею создания жанра ЖЗЛ – серии телефильмов о жизни выдающихся личностей России. В 1984 году она вылилась в проект историко-биографического сериала «Михайло Ломоносов». Этот сериал принес режиссеру огромную популярность.
В интервью «Российской газете», режиссер заметил, что каждая уважающая себя страна имеет фильмы о своих великих людях. В Великобритании, кажется, не осталось ни одного деятеля истории, культуры, о котором не снято картины. И поляки это же делают
Такое внимание к выдающимся личностям, героям нации — оно во многом зависит от самосознания общества. Я снимал «Михайло Ломоносова» с подспудной мыслью, что телевидение постепенно могло бы создать свою серию ЖЗЛ
К сожалению, этого не случилось и в обозримом будущем едва ли случится».
Кино
С 1987 года Александр Прошкин – режиссер киностудии «Мосфильм». Поставленный им в 1987 году фильм «Холодное лето пятьдесят третьего…» с Анатолием Папановым и Валерием Приемыховым в главных ролях стал одним из первых фильмов «перестроечного» кино и удостоился профессиональных наград, а также Государственной премии СССР. В числе последующих работ режиссера фильмы: «Черная вуаль», «Увидеть Париж и умереть», «Русский бунт», «Трио», «Живи и помни».
Сериалы
Александра Прошкина можно назвать классиком советского сериала, ведь первые настоящие многосерийные художественные фильмы были сняты именно Александром Прошкиным. Помимо картины о Михаиле Ломоносове, ему принадлежат сериалы «Ольга Сергеевна», «Николай Вавилов» и «Доктор Живаго».
И вот теперь на канале «Россия 1» выходит новый сериал прославленного режиссера: «Райские кущи», снятый по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота» в 2014 году.
«С драматургом Александром Родионовым мы переселили персонажей пьесы в наше время, но интонационно наше высказывание вампиловское, и герои его, Александра Вампилова, только в условиях сегодняшней ситуации. Эта картина более жесткая, драматическая. Что-то в нашей жизни перепуталось: второстепенное стало главным, а главное во многом утеряно, и об этом нам хочется сказать с помощью «Утиной охоты», — рассказал режиссер в интервью газете «Вечерняя Москва».
Биография
Детство и юность Андрея прошли в киноэкспедициях с отцом, известным режиссером Александром Прошкиным. А его переходный возраст совпал со съемками картин «Михайло Ломоносов» и «Холодное лето пятьдесят третьего».
Андрей Александрович с удовольствием вспоминает о том периоде: «В восьмом классе на заре перестройки оказаться на Соловках было безумно интересно и даже немножечко сюрреалистично. Такая своеобразная цыганщина. Встреча с такими актерами, как Анатолий Дмитриевич Папанов или Валерий Приемыхов. Жизнь в деревне. О чем еще 14-летний мальчишка может мечтать?.. Помню, к нам пришли местные, пожаловались, что некому убрать сено, и попросили помочь. Отец выделил людей из съемочной группы, включая меня, в помощь колхозникам. Вы же наверняка не знаете, как убирается сено. Сейчас я вам расскажу. Оно сгребается в стог. Подъезжает лошадь с привязанной к ней длинной веревкой. Этой веревкой сено обматывают и завязывают. Лошадь трогается, а чтобы стог не рассыпался во время движения, сверху на него сажают ребенка-подростка в качестве груза. Вот я этим самым грузом и работал. Потрясающие и незабываемые воспоминания…».
Неудивительно, что после школы юноша мечтал о поступлении во ВГИК, однако отец настоял на журналистике. «Я уже как-то сказал, что у меня тяжелая и трагическая наследственность, поскольку мой папа — режиссер. И моя учеба на факультете журналистики МГУ — это попытка не моя, а моих родителей (папы в первую очередь) спасти сына от этой тяжелой наследственности, — поясняет Андрей. — Я сам, как и многие мои ровесники, заканчивающие школу, не имел достаточно четких планов относительно своего будущего. Меня интересовало кино. Я был готов поступать во ВГИК. Но отец справедливо сказал: «В 17 лет заниматься кинорежиссурой рано и самонадеянно!».