Роман грибков
Содержание:
Детство и юность
Алексей Николаевич Грибов родился 18 (31) января 1902 года в Москве, в Сокольниках. Его мать работала на табачной фабрике, а отец был водителем и достойно зарабатывал по меркам того времени. Когда Алеше было 3 года, он остался без матери – она скончалась от туберкулеза. Отец женился вновь, и семья быстро выросла – кроме Алексея и его сестры, в ней родились еще четверо детей.
Алексей Грибов в детстве
Маленький Алеша был очень привязан к деду Михаилу Ефимовичу, работавшему железнодорожником. На память о нем у Грибова осталась старинная икона Николая Угодника. Он не расставался с ней до конца жизни и даже на гастроли всегда возил с собой.
В 1916 году отца забрали на войну, и Алексей остался старшим мужчиной в семье. Ему пришлось пойти на работу на шелкоткацкую фабрику. Труд был физически тяжелым, смены – длинными, но Грибов не бросал школу. В подростковые годы он встретил учителя В. В. Барановского, который разглядел в мальчике актерский талант и помог ему поступить в студию имени Горького.
Театр
Дебютом молодого актера в театре стала роль в спектакле «Страна отцов» по пьесе драматурга Гусева-Оренбургского. Она была крошечной: его персонаж Фалалей появлялся на сцене всего пару раз, и то только для того, чтобы возбужденно выкрикивать отрывистые фразы. Грибов остался недоволен: он мечтал о серьезной работе, и игра в эпизодах его не устраивала.
Алексей Грибов в театре
Следующей ролью стал солидный адвокат Крэгс в «Битве жизни» по роману Чарльза Диккенса. Грибов подошел к ней творчески, добавив в образ свое видение и гротескные детали. На спектакле присутствовал Владимир Немирович-Данченко. Ему так понравилась работа молодых актеров, что он пригласил их к себе в Школу-студию МХАТ, а спектакль забрал в репертуар театра. Так определилась творческая судьба Алексея Грибова.
На сцене МХАТа он провел 56 лет и за это время сыграл в 60 спектаклях. Разумеется, начинать пришлось с массовки, но в 1925 году Грибову достались сразу 2 большие роли: антрепренер Пустославцев в постановке «Лев Гурыч Синичкин» и Василий в «Мальве» Грибоедова. В них артист постарался проявить свой талант по максимуму, и усилия не пропали даром – его перевели в основной состав.
Актер Алексей Грибов
Актера отличали неброская внешность и основательность, степенность поведения. Он рано начал играть возрастных персонажей: Хлынов в спектакле «Горячее сердце» по Островскому, отчаявшийся Чебутыкин в «Трех сестрах», ушлый коммерсант Достигаев в работе «Егор Булычов и другие». Последнего персонажа Грибов изобразил даже более надменным и хитрым, чем он был в пьесе. Прекрасно удался Алексею Николаевичу и Фома Опискин из «Села Степанчикова и его обитателей». Критики называли Грибова «мастером разнообразнейших вариантов русского национального характера».
Грибов глубоко чувствовал своих персонажей и умел добавлять к образам недостающие детали. Сам он рассказывал, что ему больше всего по душе герои «из народа»: смиренные крестьяне, грубоватые вояки, пожилые мудрецы.
Алексей Грибов
Чаще всего Алексей Николаевич участвовал в классических спектаклях, а вот роли современников или исторических персонажей доставались ему редко. Но все же и в этом направлении ему удалось создать галерею впечатляющих образов: несмотря на полное отсутствие внешнего сходства, он сыграл Ленина в «Кремлевских курантах», а также ученого Гошу Филиппова в комедии «Чудесный сплав» и Васю из пьесы «Квадратура круга».
В годы войны актер стал членом творческой фронтовой бригады и часто ездил в действующие части со спектаклями, а после Победы вернулся в родной театр. В 1949 году он получил роль Луки в постановке «На дне».
Алексей Грибов в спектакле «Земля»
С 1970 года Грибов сам стал преподавать в родной Школе-студии МХАТ. Студентам с таким учителем бывало непросто. Коллеги Алексея Николаевича, работавшие с ним на одной сцене или съемочной площадке, отмечали его нелегкий характер: он был горяч, неудержим и временами совершенно нетерпим к чужим ошибкам и промахам. Также друзья вспоминали, что Алексей Николаевич был азартен и в молодости любил делать ставки на конных бегах, а также имел проблемы с алкоголем, но со временем преодолел увлечение спиртным.
Последним спектаклем Грибова стало «Соло для часов с боем», вышедшее в 1974 году. Пронзительно грустная и тонкая постановка собрала почти все старшее поколение актеров МХАТа, которые, несмотря на годы, сыграли с юношеским задором.
Биография
Алексей Грибов родился 18 (31) января 1902 года в Москве, в рабочей семье.
Учился в начальном городском училище в Леонтьевском переулке Москвы. Работал на шелкоткацкой фабрике, пробовал учиться на бухгалтера. В 1919 году попал в Школу-клуб № 2 Замоскворецкого района, затем в Студию им. Горького, где ставили инсценированные рассказы (сыграл эпизод в «Стране отцов» по повести С. И. Гусева-Оренбургского, 1923).
В 1924 году по окончании школы при 3-й студии МХАТа вступил в труппу Московского Художественного театра. Первая значительная роль — мистер Крегс («Битва жизни» по Ч. Диккенсу, 1924). Выходил на сцену театра 50 лет.
Как отмечают театроведы, «Грибов был мастером разнообразнейших вариантов русского национального характера». Играя в пьесах А. П. Чехова, актёр тонко передавал чеховскую поэзию. Сыграл галерею персонажей в пьесах М. Горького.
Часто выступал и в сатирических ролях — Собакевич («Мёртвые души» по Н. В. Гоголю), Хлынов («Горячее сердце» А. Н. Островского), Епиходов («Вишнёвый сад» А. П. Чехова). Именно комедийно-сатирические персонажи принесли ему успех в кино.
Одной из главных театральных удач была роль Фомы Опискина в спектакле по сатирической повести Ф. М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» (1970). В 1973 году вышел одноимённый телеспектакль МХАТа.
Первый актёр, воплотивший на сцене МХАТа образ В. И. Ленина («Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина).
В годы Великой Отечественной войны часто выезжал на фронт в составе фронтовых бригад.
Гастролировал с театром за рубежом: Япония, Англия, Франция.
C 1935 года начал сниматься в кино.
Много лет озвучивал мультфильмы на студии «Союзмультфильм».
С 1970 года преподавал актёрское мастерство в Школе-студии МХАТ.
Член ВКП(б) с 1944 года.
Во время гастролей театра в Ленинграде в 1974 году, исполняя роль Чебутыкина в «Трёх сёстрах», актёр пережил инсульт, однако по его просьбе спектакль, в итоге оказавшийся последним в его карьере, был доигран. В течение следующих трёх лет актёр заново учился писать и говорить, начал ходить с палочкой и приступил к занятиям со студентами Школы-студии МХАТ, однако осенью 1977 года состояние здоровья вновь ухудшилось.
Могила Грибова на Новодевичьем кладбище Москвы
Скончался Алексей Николаевич Грибов 26 ноября 1977 года на 76-м году жизни в Москве от инсульта. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 9).
Семья
- Первая жена — Елена Владимировна Барановская
- Вторая жена — Изольда Фёдоровна Апинь (1920—1995), помощник режиссёра, старший администратор, секретарь дирекции во МХАТе; заслуженный работник культуры РСФСР
Сын — Алексей Алексеевич Грибов (р. 1947), начальник лаборатории Курчатовского института
(1969)
- Третья жена — Наталья Иосифовна Валандина (1928—2007)
Сестра: Грибова Мария Николаевна.
Раннее детство
Родился Алексей Грибов в Москве в 1902 году. В официальных источниках семья актера обозначена, как рабочая, ведь его отец был шофером в доме богатых промышленников, а дед всю жизнь работал на железной дороге. Однако в конце 19-го века — начале 20-го такие профессии были чрезвычайно редки, так что мужчины в семье Грибовых отличались смелостью взглядов и стремлением ко всему новому и интересному. Отец Алексея даже принимал участие в автомобильном пробеге Москва — Париж.
Маленький Алеша уже в детстве столкнулся с горем и смертью, его мать умерла, когда ему было всего два года. Отец недолго оставался вдовцом и вскоре в доме появилась другая женщина, приход мачехи мальчик запомнил на всю жизнь, ее появление ассоциировалась у него с апельсинами, которые принесла новая жена Грибова-старшего.
Вскоре в семье родились еще дети, и на Алексея, как на старшего брата, легла большая ответственность. Отец, несмотря на свою высокую квалификацию, часто выпивал и вздорил с хозяевами, и потому семья постоянно переезжала с места на место. Жили небогато, и мальчик уже с детства подрабатывал как у своего отца, так и в других местах. Но мальчик не унывал, актер Алексей Грибов и его семья самой жизнью были научены бороться и, главное, не сдаваться никогда перед трудностями. А вскоре в его жизни появилась отдушина, увлечение, которое с годами стало для него всем.
Зарождение интереса к театру
Благодаря работе отца Алексей часто ездил с ним и его хозяином фон Кнопом за город. Неподалеку от имения находился летний театр, куда мальчик убегал и отдыхал от скуки и рутины родного дома. Там он впервые увидел игру актеров в спектакле «Дети Ванюшина» и, конечно же, влюбился в театр. Поддерживать его интерес помогали и две его тетушки, которые на большие праздники дарили племяннику билеты в театр. Так, актер позже с умиленьем вспоминал случай, когда он попал на показ пьесы «Снегурочка», но не смог досидеть до конца, и позже очень жалел, что не увидел, как тает снежная девочка. Алексей Грибов не довольствовался только лишь просмотром театральных постановок, а ставил сказки и маленькие сценки даже дома с сестрой.
Первая мировая война не обошла стороной и семью будущего актера. Отца призвали на фронт, а шестнадцатилетний Алексей вынужден был пойти на фабрику. Тяжелый труд по 12 часов в день не испугал подростка, он не переставал работать даже после революции, когда фабрика перешла в руки большевиков и вернулся с фронта отец. Более того, Алеша еще успевал участвовать в самодеятельности в клубе молодежи. Наверное, тогда он еще до конца понимал, что театр — это его призвание, но именно здесь, в этой актерской школе он встречает своего будущего наставника, давшего Грибову большой толчок в жизнь.
Начало актерской карьеры
Очень сложно даже талантливому человеку своевременно найти себя и свое призвание. Повезет тому, кто сможет встретить хорошего наставника, того, кто направит тебя в нужно русло. В этом смысле Грибову очень повезло, он попал в учебное учреждение, основателем которого был успешный юрист Вячеслав Барановский. Тот содержал частную школу, где, помимо основного обучения, ставились спектакли по русской классике.
Барановский сразу разглядел в Алеше талантливого человека и принял активное участие в его жизни. Так, мальчик был вхож в семью юриста, Вячеслав Валерьянович занимался с ним по своей особой программе, учил актерскому мастерству и даже забрал юношу с каторжной работы на фабрике, устроив его у себя.
В школе-студии Барновского Алексей Грибов впервые играет значительную роль в пьесе «Бедность не порок», и с этого времени уже не видит жизни вне театра. Он с восторгом принимает знания от своего учителя, который, кстати, отнюдь не прочил любимому наставнику актерского пути. Здесь их дороги разошлись, Грибов решает поступать в МХАТ, тогда как Барановский ожидал, что тот будет заниматься наукой.
И Алексей не прогадал, далеко не сразу и очень непросто начиналась его творческая судьба, однако Грибов все же смог доказать, что он совершенно особый актер, с собственной неповторимой харизмой.
Путь в кинематограф
Фильмы Алексея Грибова известны всем, кто старше 30-40 лет. Да и молодежь, если и не слышала имени актера, сможет без труда узнать его знаменитые роли. В кино он начал сниматься в середине 30-х годов, на первых порах так же, как и в театре, Грибову доставались незначительные и маленькие роли
Но очень скоро фактурная внешность и большой талант актера обратили на себя внимание режиссеров
Сам Грибов не придавал своему участию в фильмах такого уж большого значения, театр был и оставался его единственной любовью всю жизнь. А широкий зритель узнал об Алексее Николаевиче именно с экранов телевизора.
Удивительно, но ему доставались с одинаковым постоянством роли как примерных героев, так и людей с мелкой душонкой, бюрократов или завистников. Он не стал заложником одного образа, оттого, наверное, так полюбился всему народу.
В 1939 г. Алексей Грибов сыграл немецкого подпольщика, а в конце 40-х кинозрители увидели его в образе Ворошилова. Еще в первые его годы работы в МХАТе Станиславский предрек ему амплуа комедийного актера, это пророчество вполне оправдалось. Любимые и всем знакомые персонажи из фильма «Шведская спичка», незабвенный начальник строительства Нехода из «Верные друзья» или капитан корабля из картины «Полосатый рейс» — все это работы Алексей Грибова.
Особенно хорошо удавались ему трагикомические роли. В фильме В. Азарова «Взрослые дети» поднимались вечные проблемы непонимания разных поколений. Но одна роль стала особенной для Алексея Николаевича, любой при упоминании его имени сразу вспомнит хитренького Тимофея Храмова из кинокартины «Начальник Чукотки» и его знаменитые изречения.
Все фильмы Алексея Грибова несут положительные эмоции, даже отрицательные персонажи поданы зрителю так, что не оставят равнодушными к переживаниям героя ни одного человека.
Музыка
Песни группы «Грибы» не перегружены философией, тексты просты и понятны. Нет нравоучений и высокопарных фраз, но при этом композиции не лишены юмора. Впрочем, как и их видео.
Симптом НЖН (Даниил Дудулад)
Участники сделали ставку на собственную анонимность, по крайней мере, в начале своего пути. Сейчас, разумеется, личности парней известны. Но в клипах ребята старались скрывать свою внешность. На видео 4atty aka Tilla появляется в балаклаве, Симптом НЖН – в натянутой на глаза черной панаме, а Бардаш – в темных очках. Ребята стараются избегать интервью, редко участвуют в фотосессиях.
В 2016 году на YouTube появилось видео «Интро». Снят клип в черно-белых тонах, в нем есть и хаусовый бит, и привязчивая басовая партия. Для дебютного видеоролика он собрал многомиллионную аудиторию, конечно, не рекордное количество просмотров, но достаточное для успешного старта в шоу-бизнесе. На премии Jagermeister Indie Awards 2016 «Грибы» выиграли с этой песней в номинации «Сингл года».
Первый концерт «Грибов» в Москве
Второй клип «Грибов» вышел в сентябре 2016. Видео «Копы» получился не менее вирусным, чем их первая работа. В ноябре группа записывает свой первый альбом «Дом на колесах. Ч. 1». В альбом вошло девять треков. Несмотря на то, что биты в песнях идентичные, «Грибы» смогли освежить рэп девяностых годов. Они сразу заявили о том, что вторая часть альбома выйдет осенью следующего года. За два дня «Дом на колесах. Ч. 1» стал самым быстрорастущим музыкальным релизом по количеству прослушиваний.
На этой волне ребята решили отправиться в небольшой гастрольный тур: Москва, Санкт-Петербург, Минск, Киев. Билеты на концерты раскупались молниеносно, хотя репертуар группы состоял всего из двух песен. Накануне гастролей они записали новый трек «Велик» и сняли на него клип.
4atty aka Tilla (Илья Капустин)
Сами участники считают, что их творчество — это хаус, электронная танцевальная музыка с включениями диско и соула, в которой преобладают ритм и басовые секции. Концерты «Грибов» проходят на ура и при аншлаге, музыка по-настоящему «раскачивает» современную молодежь.
Но реальный успех случился, когда ребята представили публике трек «Тает лед». Клип произвел эффект разорвавшейся бомбы. Песню крутили по радио и ТВ, за первые три недели официальный клип посмотрели более 30 млн раз. Этот трек повторил феномен «Экспоната» группы «Ленинград». Песня получилась настолько «прилипчивой», а видеоряд – запоминающимся, что вскоре на нее стали делать пародии.
https://youtube.com/watch?v=KvHU_3xg1sQ
Одну из них показали в программе «Вечерний Ургант», где пародия начинается как прогноз погоды, который ведет Александр Беляев. Также в съемках приняли участие сам Иван Ургант, Александр Гудков и Митя Хрусталев.
Букмекерская компания «1XBET» сняла пародию, где футбольные фанаты в песенной форме высказали все, что они думают о сборной России. Что примечательно, в клипе отсутствует нецензурная лексика. А подмосковный телеканал «360» выпустил видео, в котором приглашает москвичей на субботник: «В Подмосковье тает лед, на субботник выходит народ».
В 2017 году группа «Грибы» победила в номинации «Открытие года» на премии YUNA.
Список фильмов Алексей Грибов
1973
- Село Степанчиково и его обитателиАктер (Фома Фомич Опискин)
- В мире басенАктер (озвучка; короткометражка)
- За все в ответеАктер
1972
- Рассказы старого моряка: АнтарктидаАктер (озвучка; короткометражка)
- Куда летишь, Витар?Актер (Филин, озвучка; короткометражка)
1970
- Самый главныйАктер (озвучка; короткометражка)
- Мой друг МартынАктер (озвучка; короткометражка)
- Дядя МишаАктер (Ёжик, озвучка; короткометражка)
- Быль-небылицаАктер (озвучка; короткометражка)
- Крушение империиАктер (Александр Филиппович)
- Любовь ЯроваяАктер (Кутов)
1969
- Возвращение с ОлимпаАктер (Нерей, озвучка; короткометражка)
- В стране невыученных уроковАктер (озвучка; короткометражка)
- Vozvrashchenie s OlimpaАктер (короткометражка)
- Если есть парусаАктер
- ВиринеяАктер (следователь)
1967
- Сказка о золотом петушкеАктер (Царь Дадон, озвучка)
- Песенка мышонкаАктер (озвучка; короткометражка)
- Татьянин деньАктер (распорядитель в цирке)
1966
- Происхождение видаАктер (читает текст, озвучка; короткометражка)
- Медвежонок и тот, кто живет в речкеАктер (озвучка; короткометражка)
- Начальник ЧукоткиАктер (Тимофей Иванович Храмов)
- Долгая счастливая жизньАктер: Хроника, В титрах не указан (Фирс, в титрах не указан)
1964
- Что такое теория относительностиАктер (короткометражка)
- Рогатый бастионАктер (Николай Сергеевич)
- Слепая птицаАктер (начальник поезда)
- Донская повестьАктер (Кузьмич, старый казак)
- Первый троллейбусАктер (вахтер)
1962
- Как рождаются тостыАктер (водопроводчик; короткометражка)
- Две сказкиАктер (озвучка; короткометражка)
- Семь нянекАктер (дед Лены)
- Взрослые детиАктер (Анатолий Кузьмич Королёв)
1961
- Муравьишка-хвастунишкаАктер (жук, озвучка; короткометражка)
- Впервые на аренеАктер (озвучка; короткометражка)
- Полосатый рейсАктер (капитан)
1960
- Слепой музыкантАктер (Фёдор Каниба)
- Алешкина любовьАктер (дед Зинки)
- Бессонная ночьАктер (Батавин)
- Мертвые душиАктер (Собакевич)
1959
- Песня о КольцовеАктер (Кашкин)
- День рожденияАктер (озвучка; короткометражка)
- Произведение искусстваАктер (Шашкин, актёр; короткометражка)
- Верные сердцаАктер
- Необыкновенное путешествие Мишки СтрекачеваАктер (машинист)
- Военная тайнаАктер (Федор Михайлович)
1954
- Царевна-лягушкаАктер (озвучка; короткометражка)
- Шведская спичкаАктер (Николай Ермолаевич Чудиков)
- Анна на шееАктер (Иван Иванович)
- Верные друзьяАктер (Виталий Григорьевич Нехода, начальник строительства)
1952
- КаштанкаАктер (озвучка; короткометражка)
- РевизорАктер (Осип)
- На днеАктер (Лука)
- Фанфан-Тюльпан / Fanfan la TulipeАктер: Дубляж
1951
- Ночь перед РождествомАктер (читает текст, озвучка)
- Спортивная честьАктер (Петр Семеновчи Гринько)
- Донецкие шахтерыАктер (Ворошилов)
Непростой характер
Наши мамы и бабушки без всяких подсказок интернета смогут ответить, кто такой Алексей Грибов. Фото актера в советское время часто встречалось в журналах, газетах или на киноафишах. В СССР люди привыкли относиться к гильдии актеров как к небожителям, про них писали только хорошее, они всегда лучезарно улыбались с экранов телевизоров. Но прежде всего это были просто люди, со своими переживаниями, проблемами и чудачествами.
Многие, кто работал с Грибовым, отмечают его непростой характер, еще Немирович-Данченко говорил, что как актер — он гениален, а вот как человек — непонятно. По воспоминаниям его сына, Алексей Николаевич иногда отличался нетерпимостью, мог быть жесток по отношению к коллегам или даже в семье. Театр занимал его полностью, единственное, что еще интересовало Грибова — это машины, черта, унаследованная от отца и деда. Зачастую был неудержим и азартен, и даже играл на конных бегах, и не всегда удачно для себя.
Еще одна тяжелая черта, доставшаяся от отца — запои. По воспоминаниям родственников, иногда алкоголь завладевал им на несколько дней, но Грибов всегда находил силы вернуться в нормально состояние. Однажды даже такое увлечение спиртным помогло ему найти свою любовь.
Вообще, личная жизнь Алексея Грибова не всем известна, было в ней что-то трагическое. Так, в самом начале войны на улице актер случайно встретил жену своего учителя Барановского, ее муж умер, и она не знала, куда идти и как питаться. Грибов неожиданно женился на женщине гораздо старше себя, поступок странный, если не учитывать, что в то тяжелое и голодное время благодаря такому браку у Барановской появилась возможность получать карточки на питание за Алексея Николаевича.
Со второй женой, красавицей Изольдой Апинь, он встретился уже после войны, и очень скоро у них родился сын, но два сложных характера не смогли существовать долго вместе, и они расстались.
Алексей Грибов, личная жизнь которого с самого начала не была простой, свое последнее счастье нашел уже позже, именно тогда, когда лежал дома, опустошённый после очередного запоя, а из театра приехала машина с очаровательной помощницей режиссера — Натальей Валандиной. Непросто начались отношения этих двух людей. Но все же она стала его третьей женой, выхаживала артиста после тяжелого инсульта и оставалась с актером до конца.
Фильмы
Съемки Алексей Николаевич не считал особенно важным делом. Он жил театром, а кино было всего лишь дополнением к его работе, хотя в итоге фильмография актера получилась немаленькой. Дебютная роль досталась ему в 1935 году – это был комбат Горбунов в комедийной ленте «Горячие денечки».
Алексей Грибов (слева) в роли Клима Ворошилова
Позже он играл в основном в экранизациях отечественной классики и комедиях. Будучи внешне похожим на Ворошилова, Грибов сыграл его в 3-х фильмах – «Падении Берлина», «Донецких шахтерах» и «Клятве». В 1961 году артист исполнил в «Полосатом рейсе» роль капитана судна Василия Васильевича, а в 1968-м – директора фотоателье Кирилла Полотенцева в «Зигзаге удачи».
Алексей Грибов в фильме «Полосатый рейс»
Актер охотно озвучивал мультфильмы, с удовольствием продумывая характеры и интонации персонажей. Именно его голосом говорит автор в «Ночи перед рождеством», царь в «Коньке-Горбунке», дед Кондрат в «Царевне Лягушке».
В поздние годы он много работал на телевидении, снялся в фильмах «День за днем», «Отец», «Учитель словесности».
Краткая биография
- Первой театральной работой Грибова стала постановка «Страна отцов», где он сыграл второстепенного персонажа Фалалея.
- Серьёзная роль в спектакле «Битва жизни» досталась Грибову в 1924 году. На подмостках театра он предстал в образе адвоката Крэгса. Во время премьеры в зале присутствовал В.И. Немирович-Данченко. Режиссер был поражён талантливой игрой молодых артистов. Впоследствии он пригласил их служить в школу-студию МХАТ. Так определилась судьба Грибова. На сцене этого театра Алексей Николаевич проработал 56 лет, участвовал в 60 постановках.
- В 1925 артист получил две значительные роли: он сыграл Василия в постановке «Мальва», а также Пустославцева в спектакле «Лев Гурыч Синичкин».
- Затем в разные годы Алексей Николаевич выходил на сцену театра в спектаклях «Горячее сердце», «Три сестры», «Мёртвые души», «Враги», «Земля», «Воскресение» и пр. Артист глубоко чувствовал персонажей, и умело добавлял им недостающие детали. Больше всего мужчине нравились герои из народа: мудрецы, крестьяне, вояки.
- Кинематографическая карьера артиста началась в 1935 году. Он мастерски перевоплотился в комбата Горбунова в картине «Горячие денёчки». Вопреки тому, что мужчина больше любил театр, а кино считал только дополнением к своей работе, у него получилась значительная фильмография.
- В 1938 году Алексей Грибов получил свою первую главную роль. Актеру предложили сыграть коммуниста-подпольщика Шульца в социальной драме «Болотные солдаты».
- В течение следующих шести лет актёр снялся в короткометражной ленте «Поезд едет в Москву», картинах «Человек в футляре» и «Первая Конная».
- В 1944 году Грибов сыграл ведущего персонажа в комедийной ленте «Свадьба».
- Спустя год он предстал на суд зрителей в образе Шмага в драматическом фильме «Без вины виноватые».
- В 1946 Алексей Николаевич сыграл Климента Ворошилова в биографической ленте «Клятва». В роли этого персонажа зрители вновь увидели артиста через 3 года в киноэпопеи «Падение Берлина».
В фильме «Клятва» (1946)
- В 1950 году Грибову предложили главную роль Константина Воронова в военной драме «Смелые люди». В это же время он участвовал в съемках шпионской картины «Секретная миссия» и социальной драмы «Донецкие шахтеры».
- Спустя год Алексей предстал на суд зрителей в образе ведущего персонажа Петра Гринько в комедийной ленте «Спортивная честь».
- В 1952 году Грибов сыграл Луку в фильме-спектакле «На дне», затем Осипа в «Ревизоре» и Никиту Борщова в короткометражной ленте «Сеанс гипноза».
- Затем в течение 5 лет Алексей Николаевич получал эпизодические роли в картинах «Таинственная находка», «Анна на шее», «Верные друзья», «Шведская спичка», «Сын» и пр.
- В 1957 году актер предстал в образе главного персонажа клоуна Эдвардса в драматической ленте «Гуттаперчевый мальчик».
В фильме «Гуттаперчевый мальчик» (1957)
Последний спектакль
Алексей Грибов — актер действительно любимый и по-настоящему народный, все свои силы и здоровье он оставил там, на сцене. На гастролях любимого театра в Ленинграде еще до спектакля артисту стало плохо. Он уже предчувствовал беду и даже поделился своими переживаниями с коллегами, но к врачу не обратился и вместе со всеми вышел на сцену. Это была та самая значимая роль Чебутыкина, он мужественно пытался продолжать играть, но вскоре не смог говорить. Представление прервали, но актер вновь вышел на сцену! По недосмотру или упрямству организаторов спектакль не прекратили, и медики смогли оказать помощь Алексею Николаевичу только спустя несколько часов, когда уже стало очевидно, что организм не сможет восстановиться после тяжелейшего инсульта.
Трудно вообразить, как сложно было артисту вдруг оказаться запертым в своем теле и не иметь возможности заниматься любимым делом. Но в Москве он смог немного восстановиться и даже стал преподавать в школе-студии МХАТа. Алексей Грибов, фильмы и роли в театре которого внесли большой вклад в советский кинематограф, умер 26 ноября 1977 года тихо, перед телевизором, среди близких.
биография
Алексей и его сестра родились в Москве в семье рабочего. Его мать работала в табачной компании; она умерла от туберкулеза, когда ему было четыре года. Его дед по отцовской линии был крепостным , переехал в Москву из Лотошинской волости после реформы Освобождения 1861 года и стал машинистом. Его отец Николай Михайлович Грибов был водителем, который сопровождал московскую элиту, такую как Николай фон Мек ; после смерти жены женился на другой женщине, родившей троих детей, и в 1916 году уехал на фронт . Чтобы прокормить семью, Алексею пришлось стать заводским рабочим.
В 1919 году поступил в вечернюю школу, а в 1921 году — в студию 3-го МХАТ (ныне Театр Вахтангова). По окончании учебы в 1924 году он поступил в труппу театра, где прослужил остальные 50 лет. Его актерское мастерство высоко оценил Константин Станиславский .
Среди его ярких постановок — Собакевич из спектакля « Мертвые души» 1934 года , Хлынов из «Пылающего сердца» (1938), Иван Чебутыкин из « Трех сестер» (1940), Глоба из « Русских людей» Константина Симонова (1943), Епиходов и Фирс из двух. различные адаптации «Вишневого сада» (1944 и 1958), Луки из «Глубин» (1948) и Фомы Опискина из деревни Степанчиково (1970). Он также был первым актером МАТ, сыгравшим Владимира Ленина в пьесе Николая ПогодинаКремлевские куранты», за которую он получил свою первую Сталинскую премию.
С 1935 года он также снимается в кино. Его знаменитые спектакли включают в основном характерные комедийные роли, такие как отец невесты из «Свадьбы» (1944), дрессировщик из « Храбрых людей» (1950), который принес ему еще одну Сталинскую премию, бюрократ Нехода из « Настоящих друзей» (1954), капитан дальнего плавания из « Верных друзей» (1954). Полосатая поездка (1961), тесть из « Взрослых детей» (1961), старый таможенник из «Главы Чукотки» (1966) и руководитель фотостудии из « Зигзага успеха» (1968). Также он много озвучивал в Союзмультфильме .
В годы Великой Отечественной войны Грибов и другие артисты регулярно бывали на передовой со спектаклями, за что был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» . В 1944 году вступил в Коммунистическую партию . Преподавал актерское мастерство в Школе-студии МХАТ , в 1970 году получил звание профессора.
В 1974 году он пережил тяжелый инсульт во время выступления в « Трех сестрах», ставшем его последним выступлением на сцене. Ему пришлось снова научиться говорить и ходить, и, наконец, он начал обучать студентов, но его здоровье пошатнулось. Алексей Грибов скончался в 1977 году и похоронен на Новодевичьем кладбище .
Группа «Грибы» сейчас
25 августа 2017 года Юрий Бардаш на выступлении в Одессе сообщил, что 31 декабря 2017 года группа «Грибы» закончит свою концертную деятельность. До 2018 года у ребят было запланировано 15 концертов, в том числе в Москве, Берлине, Лондоне, Минске. Этот тур был приурочен к выходу нового альбома. К слову, альбом так и не увидел свет.
Группа «Грибы» в 2017 году
Но в конце ноября «Грибы» отменили сначала концерты в Минске, затем в Киеве, в итоге из всех запланированных на конец года выступлений состоялось всего два – в Санкт-Петербурге и в Варшаве. Разумеется, после таких новостей стали поговаривать о распаде группы. Но официального подтверждения этой информации нет.
Разумеется, поклонники коллектива отказываются верить в это, ведь «Грибы» сейчас на пике популярности. Но в Сети появилась информация, что, возможно, причиной роспуска группы стал новый проект Юрия Бардаша – «Бамбинтон».
«Грибы» молчат, не только не комментируют сложившуюся ситуацию, но и не выпускают новых песен. Правда, Симптом НЖН продолжает творить, не так давно записал сольную работу под названием «Заново найти». Разумеется, это далеко не первая его работа вне коллектива. В конце 2016 года рэпер записал трек «Люби меня» совместно с MiyaGi & Эндшпиль. В феврале 2017 выпустил трек «Гёрл» при участии израильских музыкантов iZReaL.
Особый типаж
Настоящий актер никогда не выходит на сцену, как на работу, были в истории нашей страны такие таланты, которые буквально жили на сцене и все свои личные трагедии переплетали с конфликтом произведения.
Алексей Грибов почти сорок лет играл недотепу Чебутыкина из пьесы А. П. Чехова «Три сестры», это была его роль, каждый раз выстраданная и вывернутая наизнанку. Ведь внешность, по сути, не позволила бы ему играть героев-любовников или аристократов. Небольшого роста, коренастый, с широким лицом и несколько раздавшейся фигурой. Комичная внешность компенсировалась трагизмом содержания. Каждая роль была разной, но он всегда оставался один и тот же — Алексей Грибов. Фильмы, спектакли с его участием никогда не оставались незамеченными.
Даже его мужики, рабочие, слуги выделялись на сцене, сначала фигурой, потом игрой. А уж его комедийные персонажи в кино мало кто вспомнит без улыбки на лице. Фильмография Грибова Алексея насчитывает более 60 картин, даже в сложное время расцвета социалистической идеологии, когда правила игры для актера диктовала сама партия, ему удавалось привносить самобытность в своего героя, отделить его от массы.
Это был поистине народный характер, это отмечали и критики, и элита, и простой зритель. Недаром у Грибова множество наград и Государственных премий. Даже гастролируя за границей с труппой МХАТа, он оставался русским с головы до ног, зарубежные знатоки кино даже назвали его советским Жаном Гобеном.