Алексей петренко

Личная жизнь

Первой супругой актера была певица Алла Петренко. Вторая супруга — Галина Кожухова-Петренко — была известным журналистом, членом Союза писателей, долгое время работала театральным обозревателем в газете «Правда». С Галиной Петренко прожил больше 30 лет. В 2009 году она умерла. «Галя болела долго и тяжело, в последние годы особенно, — вспоминает актер. А когда ее не стало, я вообще растерялся. Выбор-то впереди небольшой: одинокая старость и болезни. И Господь будто услышал». В 2010 году Петренко женился в третий раз. Его супругой стала Азима Абдумаминова, киргизская журналистка. Она моложе Алексея Васильевича на 30 лет.

Алексей Васильевич рассказал, что у него с Азимой «есть дочь. За это я очень благодарен ей. Хотя ко всем ее детям и внукам отношусь как к родным. Мы счастливы — может, это и раздражает, вот и распускают о нас небылицы. «Что еще в Азиме ценно — в ней нет ревности к Галине. Она мне помогает делать книгу о покойной жене. Галюся была очень яркая, красивая, друзья в шутку называли ее Клепой, не только потому, что она была метр с кепкой, это прозвище от имени Клеопатра. Называли еще ее «Симона Синьоре». У нее такой же разрез глаз. Кто только не был в Галюсю влюблен до ее встречи со мной. А повезло мне. Мы 31 год прожили вместе. Я был счастлив с Галюсей».

Женитьба актера Алексея Петренко на восточной женщине заинтриговала многих. Как рассказывали очевидцы, Москва давно не видела таких ярких и многонациональных торжеств. Молодоженов поздравляли в грузинской хинкальной на Арбате. Из Киргизии прилетела мама невесты, из Украины — родня жениха. Пели песни на греческом, грузинском, узбекском.

Первая супруга

В 1960 году Алексей женился на оперной певице Алле, которая на тот момент воспитывала одна дочь от первого брака Полину. Девятнадцать лет прожили они вместе. Однако раскол в семье произошел за два года до официального расторжения брака, и виной тому стало проживание супругов в разных городах. В 1977 году в Московском театре на Малой Бронной работал Алексей Васильевич Петренко. Алла Петренко в это время вместе с дочерью проживала в Ленинграде. Полине уже исполнилось 15 лет, и отец по секрету рассказал девочке о своих новых отношениях с журналисткой из Москвы Галиной Кожуховой. Но подросток, зачитывающийся Конан Дойлом, решил анонимным письмом сообщить маме имя и фамилию женщины, которую полюбил отец. Тогда Алла Александровна заявила мужу о решении расторгнуть брак.

После развода дочь осталась жить с отцом, так настаивал Алексей Васильевич Петренко. Полина Петренко переехала в Москву. Она пробовала поступить в Щукинское училище, но, провалив экзамены, вернулась к матери в Ленинград. Сейчас Алла Александровна, Полина и ее дочь Анастасия живут в Мюнхене.

Смерть

Алексей Петренко, несмотря на своё крепкое телосложение и внушительный рост, не блистал хорошим здоровьем. Во время съёмок драмы «Агония» в начале 70-х он был впервые госпитализирован с приступом стенокардии. Сердечные приступы, с которыми он попадал в больницу, случались в 2006 и 2011 годах. В 2012-м он сломал лодыжку, но и тогда всё обошлось – актёр быстро поправился и снова с головой окунулся в работу.


Алексей Петренко

Алексей Петренко умер скоропостижно: смерть настигла его 22 февраля 2021 года, за несколько недель до 79-го дня рождения. Причина смерти пока не установлена, известно лишь то, что актёр умер, не приходя в сознание.

Смерть великого артиста оказалась неожиданной для всех, ведь он был бодр и полон планов, за две недели до кончины ездил в Центр подготовки космонавтов в Звёздном городке, где снимался клип на песню лидера группы Motor-Roller Ильяса Аутова «Ты помнишь, брат, как это было?». Алексею Петренко в этом клипе досталась роль космонавта, прилетевшего на орбиту с апельсинами.

Биография

Актер театра и кино, народный артист России Алексей Васильевич Петренко родился в крестьянской семье. Алексей всегда производил впечатление человека трудового. Он многое умеет — был слесарем, матросом, пастухом, даже мебель может смастерить. В молодости он увлекался спортом, занимался борьбой и боксом.

Но из всех увлечений драмкружок был главным. Правда, в театральный вуз поступил только с третьего раза. Первые две попытки — в Киевский театральный институт — он провалил. Возвращаясь из Киева, он, чтобы не сидеть на шее у родителей, работал кузнецом. Говорят, что кузнецы — спокойные, основательные люди. Наверное, оттуда у Петренко такой серьезный, сосредоточенный взгляд, крепкое, мускулистое тело. О своих бывших коллегах-кузнецах он вспоминает с большим уважением: «Я преклоняюсь перед этими людьми, они дали мне не меньше, чем мои коллеги-актеры».

И все же Алексей добился своего: поступил в театральный институт, правда, не в Киеве, а в Харькове. Перед экзаменами ему очень повезло – он встретил театрального деятеля Трофима Карповича Ольховского. Юноша произвел на педагога большое впечатление, и тот заявил экзаменаторам: «Що хочте робыте, а щоб цей хлопчик у меня був. Я хочу его вчыты…»

Кино

В кино Алексей Петренко снимается с 1967 года. В 1970 году принял участие в фильме «Король Лир», но первой большой киноролью артиста стал Петр Великий в картине «Сказ о том, как царь Петр арапа женил» Александра Митты (1976) по мотивам одноименного произведения А.С. Пушкина. Самодержец у актера получился таким, каким его рисовали историки: суровым, но справедливым. Блистательным партнером Петренко был Владимир Высоцкий, игравшим арапа Ибрагима Ганнибала.

Визитной карточкой актера стала роль Григория Распутина в фильме Элема Климова «Агония». Этот фильм был снят в 1975-ом, но на экраны вышел только в 1985 году. За роль Гришки боролись такие титаны сцены, как Анатолий Папанов, Евгений Лебедев, Михаил Ульянов.

«Когда Элем Германович меня пригласил попробоваться на Распутина, — вспоминал Михаил Ульянов, — он рассказывал нам страшные подробности из жизни Распутина, например, как его тело закопали в одном селе ночью тайно, чтобы никто не видел, но это место все равно нашли…Я пробовался с особым чувством. Такая мощнейшая роль — подарок в судьбе актера! Элем искал актера, внешне похожего на Распутина, с его белыми, страшными глазами… Я не был утвержден. Обидно! Но что ж поделать…»

На окончательные кинопробы Климов пригласил трех экстрасенсов, включая знаменитого Мессинга. Они одобрили Петренко, а один из экстрасенсов посоветовал Климову: «Почаще ставьте Алексея в безвыходное положение. Если у него не будет возможности раздумывать и колебаться, все получится».

Фильмография Алексея Васильевича насчитывает более пятидесяти ролей, среди которых цари и военачальники, купцы и генералиссимусы, издатели и судьи. Среди его работ: «Двадцать дней без войны» (1976), «Ключ без права передачи» (1976), «Женитьба» (1977), «Портрет с дождем» (1977), «Юлия Вревская» (1977).

Также он снимался в фильмах: «Грачи» (1982), «Жестокий романс» (1984), «ТАСС уполномочен заявить» (1984), «Лев Толстой» (1984), «Узник замка Иф» (1988), «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным» (1989), «Руфь» (1989), «Кооператив «Политбюро», или будет долгим прощанье» (1992), «Мушкетеры двадцать лет спустя» (1992), «Агапэ» (1996), «Сибирский цирюльник» (1998),»В августе 44-го» (2000), «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» (2000), «Идиот» (2003), «Шахматист» (2004), «Доктор Живаго» (2005), «Гражданин начальник» (2005), «Не хлебом единым» (2005), «12» (2007), «Ветка сирени» (2007), «Иллюзия страха» (2008), «Похороните меня за плинтусом» (2008), «Елки-2» (2012) и другие.

Любую свою роль, пусть даже второстепенную, Алексей Петренко превращает в нечто значительное. Видимо поэтому в его фильмографии так много незаурядных личностей, обладающих авторитетом и силой власти над другими. Звериное нутро, иной раз глубоко запрятанное в человеке, актер умеет передать, как редко кто еще. В его персонажах, по меньшей мере, всегда есть кураж.

В последнее время он довольно много снимается. При этом говорит, что хочет потихонечку отойти от актерского дела, считая его занятием молодых и энергичных. Полагает, что ничего особенного в жизни не сделал, а времени остается все меньше — надо успеть покаяться и отмолить грехи.

У Алексея Васильевича, по его собственному признанию, никогда не было неуемного желания работать во что бы то ни стало, даже в молодости. Часто он добровольно отказывался от ролей, уступая их тем, кто жаждал играть. Доходило до того, что исчезал из поля зрения режиссера, и тому приходилось брать другого актера, мечтавшего о роли. Уверен, что «лучше немного и толково, нежели всеядно». Всегда сомневался: а надо ли, а справлюсь ли?

Элем Климов назвал как-то Петренко не персонажем, а персоной, говоря о том, что этот человек разнообразного таланта и обширного дарования иногда просто присутствует в кадре или на сцене, и этого уже достаточно. Потому как есть игра, а есть момент присутствия персоны.

Детство

В 1935 году Василий Алексеевич Петренко, отец будущего артиста, совершил побег со стройки Беломорск-Балтийского канала, где отбывал наказание за невыполнение норм хлебосдачи, и обосновался с семьей на Украине в селе Чемер Черниговской области.

Ранней весной 38-го года в семье Василия родился сын Алексей. Ребенок появился на свет 26 марта, но его официальная дата рождения 1 апреля. Отец не смог сразу добраться до сельсовета, и ему пришлось соврать и зарегистрировать сына другим числом, дабы избежать наказания. В то смутное время строго наблюдали за своевременной регистрацией всех родившихся.

Через 11 лет после рождения младшего сына Алексея семья Петренко, в составе родителей, Алеши и старшего брата Феди, переехали в Чернигов. К тому времени отец купил дом на Бобровой улице. С самого детства Алексей был высоким мальчишкой крепкого телосложения, посещал секции борьбы и бокса, но совмещал спорт с занятиями в театральном школьном кружке.

Преподаватель драмкружка отговорил юношу от продолжения спортивной карьеры, запугав неизбежностью сломанного носа в боксе и поломанными ушами в борьбе. Алеша был прирожденным артистом и комиком, ему ничего не стоило рассмешить всех окружающих, мальчика любили друзья и взрослые. Уже в школьные годы он блистал своим театральным талантом.

Будущий артист посещал школу для мальчиков, тогда еще не было совместного обучения, поэтому, когда предложили сыграть в спектакле женскую роль, Алексей не удивился, а с энтузиазмом принял вызов и отыграл свою партию так, что все окружающие были в изумлении, настолько убедительно дворовой сорванец влился в женский образ. И это было его первое выступление на людях.

Мать Алексея была очень горда за сына, всячески поддерживала и поощряла в увлечении театром. Отец же, напротив, категорически противился такому провождению времени, считая театральные подмостки недостойным делом настоящего мужчины, часто требовал бросить драмкружок.

В своей непримиримости к любимому занятию сына он всячески пытался отбить желание парня выступать на сцене. Однажды накануне школьного спектакля в сильный мороз отец забрал подростка на болото добывать торф, Алексей сильно заболел и охрип, но даже это не помешало отлично справиться со своей ролью.

Слово и музыка

Особое взаимоотношение у Алексея Васильевича со словом. «Текст, который он должен донести, для Петренко – одна десятая часть образа. Девять десятых он досочиняет сам. Главное зрителю расскажут пластика, мимика, ритм, интонация, манера речи, дыхание», — так написал о Петренко один из исследователей его таланта. Алексею Васильевичу часто поручают читать закадровый текст от автора. Уже сами названия таких неигровых картин говорят о многом: «Русская идея», «Время великих обманов».

Еще одна грань таланта актера — это его любовь к пению, тяга к которому появилась еще с ранних лет. Со временем он начал выступать с песнями в спектаклях, фильмах, концертных программах. В его репертуаре — народные песни, романсы, духовные песнопения, классика. Давнее сотрудничество связывает актера с Владимиром Федосеевым и Большим симфоническим оркестром. По предложению маэстро Алексей Петренко участвовал в исполнении вокального-симфонического цикла Гаврилина «Солдатские письма» (1995) и оратории Прокофьева «Иван Грозный» (1997).

Гастролировали по Швейцарии, Австрии, Германии. Петренко говорит: «Это такое чудо — выступить с симфоническим оркестром. Если бы у меня только это и осталось, я бы под конец жизни был вполне удовлетворен тем, как заканчиваю свой путь».

Алексей Васильевич обожает русские сказки. Долго актер читал их как бы для себя. На вопросы «зачем ты занимаешься этим? Кому это надо?» он, улыбаясь, отвечал: «Вот состарюсь, буду ходить по детсадам, за харчи перед ребятишками выступать».

Но мечта исполнилась: Алексей Петренко записал на телевидении 24-серийный цикл русских народных сказок.

Стоит добавить, что Алексей Петренко самостоятельно изучает церковнославянский язык. Говорит, что это пригодится, потому как всякому человеку придет черед с Богом разговаривать, а к этому надо быть готовым…

Неполная фильмография

  • День солнца и дождя (1968)
  • Король Лир ( Король Лир , 1970) как Освальд
  • Агония ( Элем Климов ) (1975, Агония ), Петренко, исполнил роль Григория Распутина , вышедшего на свет в 1982 году на Западе и в 1985 году в СССР.
  • Как царь Петр Великий женился на своем мавре ( Сказ про то, как царь Пётр арапа женил , 1976) в роли Петра Великого
  • Двадцать дней без войны ( Двадцать дней без войны , 1977)как Юрий Строганов
  • Беда (Беда, 1977) — Кирилл Алексеевич, директор школы
  • Портрет с дождём (1977)
  • Беда (1977) как Вячеслав Кулигин
  • Юлия Вревская (1978) — Степан Князев
  • Брак ( Женитьба , 1978) как Подколесин Иван Кузьмич
  • Поездка чрезвычайного назначения (1980)
  • Агония (1981) как Григорий Распутин
  • Грачи (1983) как Игорь Ставрасов
  • Прощание ( Прощание , 1983)как Воронцов
  • Цигни пициса (1983)
  • ТАСС уполномочен объявить ( ТАСС уполномочен заявить , 1984, мини-сериал) в роли Пола Дика
  • Лев Толстой (1984) как Владимир Григорьевич Чертков
  • Жестокий романс ( Жестокий романс , 1984),Кнуров
  • День гнева ( День гнева , 1985) как Meller
  • Господин гимназист (1985)
  • Само ти, сарце (1987) как Лука Ванчев
  • Без солнца (1987)
  • Узник замка Иф ( Узник замка Иф , 1988, сериал) в роли аббата Фариа
  • Слуга ( Слуга , 1989) — Роман Романович Брызгин
  • Руф (1989)
  • Праздники Валтасара, или Ночь со Сталиным ( Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным , 1989) как Иосиф Сталин
  • Наш бронепоезд (1989)
  • Искусство жить в Одессе (1989) — Фроим Грач
  • Сфинкс (1990)
  • Игра на миллион (1991) — музыкант-бандит-вождь
  • Луна-парк (1992)
  • Присутствие (1992)
  • Кооператив Политбюро или будет долгое время (1992)
  • Ангел жатвы (1992)
  • Мушкетеры двадцать лет спустя ( Мушкетёры двадцать лет спустя , 1992) в роли короля Карла I.
  • Сенсация (1993) как Юрий Савушкин
  • Присутствие (1993)
  • Налет в роли дяди (1993) в роли И.Шевченко
  • Стреляющие ангелы (1994)
  • Не идёт … (1994) как Николай Крекшин
  • Империя пиратов (1994) как капитан Ла Буш
  • Налет (1995)
  • Дороха на Сич (1995)
  • Агапе (1996) как художник
  • Сибирский цирюльник (1998) как генерал Радлов
  • Фортуна (2000)
  • Воспоминания о Шерлоке Холмсе ( Воспоминания о Шерлоке Холмсе , 2000, сериал)как Артур Конан Дойл
  • Послушай, не идёт ли дожд … (2000)
  • В августе 1944 г. августе 44-го … 2001 г.) генерал Егоров.
  • Коллекционер (2001) как Коллекционер
  • Идиот ( Идиот , 2003, мини-сериал) в роли генерала Ардалиона Иволгина
  • Смерт Таирова (2004) в роли Иосифа Сталина
  • Не хлебом единым (2005) как профессор Буско
  • Сирень ( Ветка сирени , 2007) как Николай Зверев
  • (2007) как пятый присяжный
  • Бегущая по волнам (2007) как Captain Duke
  • Иллюзия страха (Иллюзия страха, 2008) в роли Петровского
  • Вторая мировая война за закрытыми дверями: Сталин, нацисты и Запад ( Вторая мировая война. За закрытыми дверями: Сталин, нацизм и и Запад , 2008, документальный сериал) в роли Иосифа Сталина
  • Похороните меня за плинтусом (2009) как дедушка
  • В бурю ( Навстречу шторму , 2009, ТВ) в роли Иосифа Сталина
  • Утомленные солнцем 2 ( Утомлённые солнцем 2 , 2010)как пожилой лейтенант-бухгалтер
  • Петрович ( Петрович , 2012) как Трофим Петрович Стрельцов
  • Виктор ( Виктор , 2014) как Ветров
  • Ёлки 2 ( Ёлки 2 , 2014) как Григорий Земляникин
  • Ёлки 5 ( Ёлки 5 , 2016) как Григорий Земляникин
  • Хоффманиада ( Гофманиада , 2018) — Коппелиус / Песочный человек (финальная роль в кино)

На театральной сцене

После учебы в институте в 1961 году артиста распределили на работу в театр им. Щорса города Запорожье. Проработав там два года, Алексей переехал в Донецкую область и продолжил свою карьеру в драматическом театре города Жданова. А год спустя, его коллеги написали письмо Игорю Владимирову с просьбой продвинуть талантливейшего актера.

Режиссеру приглянулся артист Петренко, и он пригласил его в Северную столицу на работу в театр имени «Ленсовета». Следующие тринадцать лет жизни Алексей Васильевич провел на сцене в Ленинграде. Вначале играл характерных героев, типа Бьенделло из постановки «Укрощение строптивой». Лишь со временем ему доверили разноплановые роли, с которыми он справлялся восхитительно.

Свою карьеру в кино Петренко начал с небольшой эпизодической роли бандита в ленте Виталия Мельникова «Начальник Чукотки» в 1966 году. Но, часть картины, в которой снялся артист, на экраны не вышла. Строгая цензура того времени не пропустила сцену насилия и бандитизма.

Эпизод перед премьерой вырезали, но имя актера осталось в титрах. Спустя десять лет режиссер Мельников позвал Алексея сняться в фильме «Женитьба», остро чувствуя вину за ту провальную сцену. Хотя на карьере актера это никак не сказалась.

Уже через год после того случая Петренко увидели на экранах в фильме Соколова и Радзинского «День солнца и дождя». До 74-го года актер мало снимался в кино и только в эпизодических ролях. Основной деятельностью была театральная карьера и работа над фильмами-спектаклями.

Как киноактер Петренко прославился к 40 годам, главная роль Григория Распутина в исторической ленте Э. Климова «Агония» стала переломным моментом в его карьере. Фильм был отмечен многочисленными премиями и наградами, но на экраны вышел только в 1985 году.

Этой роли Петренко отдал неимоверное количество энергии и сил, в конечном итоге съемки в фильме для него закончились сердечным приступом и больничной койкой. После работы в «Агонии», Алексея стали приглашать на кинопробы и другие знаменитые режиссеры.

В период 76-77 гг. актер снялся во многих нашумевших лентах и стал знаменитым и узнаваемым среди зрителей. Это были работы в фильмах «Ключ без права передачи», «Беда», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Женитьба».

Детство

В 1935 году Василий Алексеевич Петренко, отец будущего артиста, совершил побег со стройки Беломорск-Балтийского канала, где отбывал наказание за невыполнение норм хлебосдачи, и обосновался с семьей на Украине в селе Чемер Черниговской области.

Ранней весной 38-го года в семье Василия родился сын Алексей. Ребенок появился на свет 26 марта, но его официальная дата рождения 1 апреля. Отец не смог сразу добраться до сельсовета, и ему пришлось соврать и зарегистрировать сына другим числом, дабы избежать наказания. В то смутное время строго наблюдали за своевременной регистрацией всех родившихся.

Через 11 лет после рождения младшего сына Алексея семья Петренко, в составе родителей, Алеши и старшего брата Феди, переехали в Чернигов. К тому времени отец купил дом на Бобровой улице. С самого детства Алексей был высоким мальчишкой крепкого телосложения, посещал секции борьбы и бокса, но совмещал спорт с занятиями в театральном школьном кружке.

Преподаватель драмкружка отговорил юношу от продолжения спортивной карьеры, запугав неизбежностью сломанного носа в боксе и поломанными ушами в борьбе. Алеша был прирожденным артистом и комиком, ему ничего не стоило рассмешить всех окружающих, мальчика любили друзья и взрослые. Уже в школьные годы он блистал своим театральным талантом.

Будущий артист посещал школу для мальчиков, тогда еще не было совместного обучения, поэтому, когда предложили сыграть в спектакле женскую роль, Алексей не удивился, а с энтузиазмом принял вызов и отыграл свою партию так, что все окружающие были в изумлении, настолько убедительно дворовой сорванец влился в женский образ. И это было его первое выступление на людях.

Мать Алексея была очень горда за сына, всячески поддерживала и поощряла в увлечении театром. Отец же, напротив, категорически противился такому провождению времени, считая театральные подмостки недостойным делом настоящего мужчины, часто требовал бросить драмкружок.

В своей непримиримости к любимому занятию сына он всячески пытался отбить желание парня выступать на сцене. Однажды накануне школьного спектакля в сильный мороз отец забрал подростка на болото добывать торф, Алексей сильно заболел и охрип, но даже это не помешало отлично справиться со своей ролью.

Исповедь вдовы Алексея Петренко: жена актера рассказала об отце их общей дочери

В ноябре этого года стало известно, что на имущество Алексея Петренко наложен арест. Еще при жизни актер подарил большую часть своего имущества третьей супруге Азиме, однако Полина Петренко (старшая дочь артиста, — прим. ред.) оказалась не согласна с таким решением отца. Сейчас женщина пытается через суд признать Азиму и ее дочь Меланию недостойными наследниками. Разбирательство по данному делу продолжается.

Сегодня в студию программы «Прямой эфир» пришла Азима Абдумаминова. Андрею Малахову и гостям в студии она рассказала, как живет без супруга. «Я никак не могу привыкнуть, что его нет рядом. Мы ведь практически не расставались. Только сейчас я понимаю, что твой дом — это то место, где твой муж», — со слезами на глазах рассказала женщина.

Третья супруга Алексея Петренко рассказала, как живет без супруга/Фото: кадр из передачи

Ответила Азима и на обвинения Полины Петренко. Женщина заявила, что несколько раз старшая дочь актера звонила к ним домой в абсолютно нетрезвом состоянии. «Вы знаете, сейчас в Полине я вижу обиженного ребенка. Да, она сейчас вспоминает наш якобы единственный телефонный разговор, но на самом деле он был не единственный. Бывали моменты, когда она звонила в абсолютно нетрезвом состоянии. Сейчас она делает все, чтобы меня задеть», — высказалась Азима и добавила, что всегда пыталась объединить семью.

Полина Петренко продолжает обвинять Азиму/Фото: кадр из передачи

Прокомментировала вдова Алексея Петренко и слухи о том, что отцом ее дочери Мелании является совсем другой мужчина — некий Улукбек Сулейманов. Напомним, ранее мужчина заявил, что прожил с Азимой 7 лет, она родила ему дочь. Абдумаминова же считает, что Улукбек намеренно выдумал эту скандальную историю, чтобы претендовать на наследство Петренко.

«Настоящий отец Мелании – Алексей Васильевич, именно он занимался оформлением документов. Когда я узнала историю с этим водителем, попыталась выйти с ним на связь. Он говорит: «Ты должна отказаться от дарственных, тогда от тебя все отстанут. Потом вдруг появились две съемочные группы, они налетели на дом, где мы живем, а потом начали утверждать, что я убила Алексея Васильевича, своровала дочь и уклоняюсь от уголовной ответственности. У меня был стресс, мы чуть не потеряли Меланию», — со слезами на глазах рассказала вдова актера.

На защиту Азимы встали ее родственники/Фото: кадр из передачи

На защиту женщины встали ее родственники — мать и дочь, назвав происходящее «травлей». В финале эфира Азима выразила надежду на то, что ей все-таки удастся договориться с Полиной, и их спор, наконец, разрешится.

Фильмография: Актер

  • Уходящая натура (2014)
  • Виктор (2014)
  • Петрович (2012)
  • Елки 2 (2011)
  • Утомленные солнцем 2 (2011), сериал
  • Утомленные солнцем 2: Предстояние (2010)
  • Вольф Мессинг: Видевший сквозь время (2009), сериал
  • Иллюзия страха (2008)
  • Не отрекаются любя… (2008), сериал
  • Время земляники (2008)
  • Свадьба. Дело. Смерть (2008)
  • Дом на набережной (2007)
  • Ветка сирени (2007)
  • Бегущая по волнам (2007)
  • 12 (2007)
  • Гражданин начальник-3 (2006), сериал
  • Семейный ужин (2006)
  • Доктор Живаго (2005)
  • Гражданин начальник-2 (2005), сериал
  • Не хлебом единым (2005)
  • Шахматист (2004), сериал
  • Земное и небесное (2004), документальный сериал
  • Идиот (2003), сериал
  • Коллекционер (2001)
  • Воспоминания о Шерлоке Холмсе (2000), сериал
  • В августе 44-го (2000)
  • Фортуна (2000)
  • Послушай, не идет ли дождь (1999)
  • Сибирский цирюльник (1999) /Barber of Siberia/
  • Агапэ (1996)
  • Дорога на сечь (1995)
  • Русская идея (1995)
  • Империя пиратов (1994)
  • А чтой-то ты во фраке? (1993)
  • Налет (1993)
  • Сенсация (1993)
  • Стреляющие ангелы (1993)
  • Ангел жатвы (1992)
  • Кооператив «Политбюро», или Будет долгим прощанье (1992)
  • Мушкетеры, двадцать лет спустя (1992)
  • Присутствие (1992)
  • Свечи во мраке (1992)
  • Урок (1992)
  • Игра на миллионы (1991)
  • Плохая квартира (1990)
  • Сфинкс (1990)
  • Искусство жить в Одессе (1989)
  • Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным (1989)
  • Руфь (1989)
  • Узник замка Иф (1988)
  • Наш бронепоезд (1988)
  • Слуга (1988)
  • Без солнца (1987)
  • Клуб женщин (1987)
  • В.Давыдов и Голиаф (1985)
  • Господин гимназист (1985)
  • День гнева (1985)
  • Жестокий романс (1984)
  • Лев Толстой (1984)
  • Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся (1984)
  • ТАСС уполномочен заявить… (1984)
  • Грачи (1982)
  • Прощание (1982)
  • Поезд чрезвычайного назначения (1980)
  • Беда (1978)
  • Юлия Вревская (1978)
  • Женитьба (1977)
  • Ключ без права передачи (1977)
  • Портрет с дождем (1977)
  • Двадцать дней без войны (1976)
  • Сказ про то, как царь Петр арапа женил (1976)
  • Агония (1974)
  • Король Лир (1970)
  • День солнца и дождя (1967)

Кино

В кино Алексей Петренко снимается с 1967 года. В 1970 году принял участие в фильме «Король Лир», но первой большой киноролью артиста стал Петр Великий в картине «Сказ о том, как царь Петр арапа женил» Александра Митты (1976) по мотивам одноименного произведения А.С. Пушкина. Самодержец у актера получился таким, каким его рисовали историки: суровым, но справедливым. Блистательным партнером Петренко был Владимир Высоцкий, игравшим арапа Ибрагима Ганнибала.

Визитной карточкой актера стала роль Григория Распутина в фильме Элема Климова «Агония». Этот фильм был снят в 1975-ом, но на экраны вышел только в 1985 году.  За роль Гришки боролись такие титаны сцены, как Анатолий Папанов, Евгений Лебедев, Михаил Ульянов.

«Когда Элем Германович меня пригласил попробоваться на Распутина, — вспоминал Михаил Ульянов, — он рассказывал нам страшные подробности из жизни Распутина, например, как его тело закопали в одном селе ночью тайно, чтобы никто не видел, но это место все равно нашли…Я пробовался с особым чувством. Такая мощнейшая роль — подарок в судьбе актера! Элем искал актера, внешне похожего на Распутина, с его белыми, страшными глазами… Я не был утвержден. Обидно! Но что ж поделать…»

На окончательные кинопробы Климов пригласил трех экстрасенсов, включая знаменитого Мессинга. Они одобрили Петренко, а один из экстрасенсов посоветовал Климову: «Почаще ставьте Алексея в безвыходное положение. Если у него не будет возможности раздумывать и колебаться, все получится».

Фильмография Алексея Васильевича насчитывает более пятидесяти ролей, среди которых цари и военачальники, купцы и генералиссимусы, издатели и судьи.  Среди его работ: «Двадцать дней без войны» (1976), «Ключ без права передачи» (1976), «Женитьба» (1977), «Портрет с дождем» (1977), «Юлия Вревская» (1977).

Также он снимался в фильмах: «Грачи» (1982), «Жестокий романс» (1984), «ТАСС уполномочен заявить» (1984), «Лев Толстой» (1984), «Узник замка Иф» (1988), «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным» (1989), «Руфь» (1989), «Кооператив «Политбюро», или будет долгим прощанье» (1992), «Мушкетеры двадцать лет спустя» (1992), «Агапэ» (1996), «Сибирский цирюльник» (1998),»В августе 44-го» (2000), «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» (2000), «Идиот» (2003), «Шахматист» (2004), «Доктор Живаго» (2005), «Гражданин начальник» (2005), «Не хлебом единым» (2005), «12» (2007), «Ветка сирени» (2007), «Иллюзия страха» (2008), «Похороните меня за плинтусом» (2008), «Елки-2» (2012) и другие.

Любую свою роль, пусть даже второстепенную, Алексей Петренко превращает в нечто значительное. Видимо поэтому в его фильмографии так много незаурядных личностей, обладающих авторитетом и силой власти над другими.  Звериное нутро, иной раз глубоко запрятанное в человеке, актер умеет передать, как редко кто еще. В его персонажах, по меньшей мере, всегда есть кураж.

В последнее время он довольно много снимается. При этом говорит, что хочет потихонечку отойти от актерского дела, считая его занятием молодых и энергичных. Полагает, что ничего особенного в жизни не сделал, а времени остается все меньше — надо успеть покаяться и отмолить грехи.

У Алексея Васильевича, по его собственному признанию, никогда не было неуемного желания работать во что бы то ни стало, даже в молодости. Часто он добровольно отказывался от ролей, уступая их тем, кто жаждал играть. Доходило до того, что исчезал из поля зрения режиссера, и тому приходилось брать другого актера, мечтавшего о роли. Уверен, что «лучше немного и толково, нежели всеядно». Всегда сомневался: а надо ли, а справлюсь ли?

Элем Климов назвал как-то Петренко не персонажем, а персоной, говоря о том, что этот человек разнообразного таланта и обширного дарования иногда просто присутствует в кадре или на сцене, и этого уже достаточно. Потому как есть игра, а есть момент присутствия персоны.

Иллюзия страха (2008) (Ілюзія страху)

Русский фильм, Триллер

Режиссер: Александр Кириенко

В ролях: Алексей Петренко, Андрей Панин, Инга Стрелкова-Оболдина

Игорь Короб, преуспевающий украинский бизнесмен, в один ненастный зимний день подвергается жестокому испытанию: коррумпированные правоохранители предъявляют ему надуманное обвинение и помещают в камеру СИЗО. После жестокого прессинга, издевательств и пыток бизнесмен, наконец, получает деловое предложение: свобода в обмен на отказ от строительства бизнес — центра. Обозленный и поклявшийся наказать обидчиков Игорь покидает камеру… и неожиданно чувство реальности покидает его, он представляет себя царем Соломоном, который поклоняется Молоху и одновременно борется за спасение своей души.

Слово и музыка

Особое взаимоотношение у Алексея Васильевича со словом. «Текст, который он должен донести, для Петренко – одна десятая часть образа. Девять десятых он досочиняет сам. Главное зрителю расскажут пластика, мимика, ритм, интонация, манера речи, дыхание», — так написал о Петренко один из исследователей его таланта. Алексею Васильевичу часто поручают читать закадровый текст от автора. Уже сами названия таких неигровых картин говорят о многом: «Русская идея», «Время великих обманов».

Еще одна грань таланта актера — это его любовь к пению, тяга к которому появилась еще с ранних лет. Со временем он начал выступать с песнями в спектаклях, фильмах, концертных программах. В его репертуаре — народные песни, романсы, духовные песнопения, классика. Давнее сотрудничество связывает актера с Владимиром Федосеевым и Большим симфоническим оркестром. По предложению маэстро Алексей Петренко участвовал в исполнении вокального-симфонического цикла Гаврилина «Солдатские письма» (1995) и оратории Прокофьева «Иван Грозный» (1997).

Гастролировали по Швейцарии, Австрии, Германии. Петренко говорит: «Это такое чудо — выступить с симфоническим оркестром. Если бы у меня только это и осталось, я бы под конец жизни был вполне удовлетворен тем, как заканчиваю свой путь».

Алексей Васильевич обожает русские сказки. Долго актер читал их как бы для себя. На вопросы «зачем ты занимаешься этим? Кому это надо?» он, улыбаясь, отвечал: «Вот состарюсь, буду ходить по детсадам, за харчи перед ребятишками выступать».

Но мечта исполнилась: Алексей Петренко записал на телевидении 24-серийный цикл русских народных сказок.

Стоит добавить, что Алексей Петренко самостоятельно изучает церковнославянский язык. Говорит, что это пригодится, потому как всякому человеку придет черед с Богом разговаривать, а к этому надо быть готовым…

Первая работа

Институт Петренко окончил в шестьдесят первом году минувшего века. Тогда, в советское время, выпускников распределяли по разным местам. Петренко досталось Запорожье, а если быть точнее — Запорожский драматический театр, где вчерашний студент и отработал два года. Но стены этого храма Мельпомены были для Алексея тесноваты, и он перешел на работу в театр города Жданов (ныне — Мариуполь). Впрочем, там он продержался лишь год: видя у парня большой потенциал и понимая, что Жданов — не то место, где можно сделать головокружительную карьеру, более опытные коллеги Алексея написали письмо в Ленинград, известному режиссеру Игорю Владимирову. В письме содержались рассказ о таланте Алексея и просьба забрать его к себе. Владимиров не подвел: так Петренко оказался в театре имени Ленсовета в Санкт-Петербурге. Следующие тринадцать лет этот театр был его вторым домом.

Похороните меня за плинтусом (2009)

Драма, Русский фильм

tagHD 720, tagЭкранизация

Экранизация по произведению: Павел Санаев

Режиссер: Сергей Снежкин

В ролях: Александр Дробитько, Светлана Крючкова, Алексей Петренко

Говорят, что российский кинематограф не развивается и живет лишь благодаря творениям великого Гайдая, Михалкова. Это не так. Просмотрев фильм «Похороните меня за плинтусом» режиссера Игоря Коняева, я убедилась – отечественный кинематограф жив и будет жить! На протяжении всего фильма я сидела затаив дыхание, практически не дышала – сюжет просто захватил меня и долго не отпускал мои мысли… Фильм – это повествование трагедии, которая объединила в себе судьбу мальчика Саши, его матери и бабушки, дедушки. Как же родная мать может отказаться от своего родного ребенка ради какого-то художника-алкоголика, как же любящий муж может бросить на произвол судьбы жену, мать своего ребенка ради карьеры? А в жизни нашей, к сожалению, все возможно…Смотрите фильм и понимайте – родители и дети – это самое ценное, что есть у нас и их нам никто и никогда не сможет заменить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector