Бернардо бертолуччи

Конформист (1970) (Il conformista)

Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Зарубежный фильм

tagHD 1080, tagHD 720, tagЭкранизация

Экранизация по произведению: Альберто Моравиа

Режиссер: Бернардо Бертолуччи

В ролях: Жан-Луи Трентиньян, Стефания Сандрелли, Доминик Санда

Законопослушным человеком хочет быть каждый, но если государство, в котором ты живешь, является преступным, то поневоле оборачивается преступлением и твое послушание. Такова цена конформизма, которую вынужден заплатить доктор Марчелло Клеричи, получающий от фашистских властей приказ отправиться во Францию с тем, чтобы организовать и осуществить ликвидацию итальянского профессора-антифашиста.

Стратегия паука (1970) (Strategia del ragno)

Арт-хаус / Авторское кино, Детектив, Драма, Зарубежный фильм

tagЭкранизация

Экранизация по произведению: Хорхе Луис Борхес

Режиссер: Бернардо Бертолуччи

В ролях: Джулио Броджи, Алида Валли, Пиппо Кампанини

Атос Маньяни прибыл в город, с которым была связана трагедия тридцатилетней давности. Погиб отец Атоса. Он был противником фашизма. Смелый и верный своим идеалам, он был расстрелян в провинции Эмилия-Романьи. Фашисты не простили ему его убеждений. Атос желает разузнать детали прошлого, связанного с деятельностью отца. Он был готов к длительным трудам и может даже сопряженным с неприятными эмоциями. Но желание восстановить хотя бы маленький период жизни близкого человека имеет большее значение над страхами и опасениями. И он движется по намеченному маршруту, разве что получает не то, на что рассчитывал.

Двадцатый век (1976) (Novecento)

Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Зарубежный фильм

tagHD 1080

Режиссер: Бернардо Бертолуччи

В ролях: Роберт Де Ниро, Жерар Депардье, Доминик Санда

В 1900 году в Италии рождаются два мальчика. Один из них, получивший при рождении имя Олмо, воспитывается в бедной крестьянской семье, а второй, по имени Альфредо, в семье богатого помещика. Но, не смотря на совершенно разное положение в обществе, мальчики становятся друзьями. Свою дружбу им предстоит пронести через всю жизнь. Их юность проходит под аккомпанемент Первой мировой войны, а зрелость выпадает на жестокую Вторую мировую войну и диктаторский режим фашиста Муссолини. Но что бы не случалось в мире и в Италии, Олмо и Альфредо останутся друзьями до конца своих дней.

Список фильмов Бернардо Бертолуччи (Bernardo Bertolucci)

2012

  • Ты и я / Io e teРежиссер, Сценарист 
  • Пол Боулз: Дверь клетки всегда открыта / Paul Bowles: The Cage Door is Always Open (Бернардо Бертолуччи) 

2011

  • Путь Куросавы / Kurosawa, la voie (Бернардо Бертолуччи) 
  • История кино: Одиссея / The Story of Film: An Odyssey (Бернардо Бертолуччи — интервьюируемый) 
  • Una historia de Zinemaldia (Бернардо Бертолуччи) 

2005

  • Кинематографисты за работой / Cineastes en acció (Бернардо Бертолуччи) 
  • Элио Петри: Заметки режиссера / Elio Petri… appunti su un autore (Бернардо Бертолуччи) 
  • Тысяча фильмов / Cinema mil (Бернардо Бертолуччи) 
  • There Is No Direction (Бернардо Бертолуччи) 

2004

  • Souvenirs d’un président de festival de Cannes (Бернардо Бертолуччи — интервьюируемый) 
  • Come inguaiammo il cinema italiano — La vera storia di Franco e Ciccio (Бернардо Бертолуччи) 
  • Испытание артистов / Épreuves d’artistes (Бернардо Бертолуччи, хроника) 

2003

  • Мечтатели / The DreamersРежиссер 
  • Слова моего истинного учителя / Words of My Perfect Teacher (Бернардо Бертолуччи) 
  • Воображать / Imagine (Бернардо Бертолуччи) 

2002

  • На десять минут старше: Виолончель / Ten Minutes Older: The CelloРежиссер, Сценарист 
  • Пьер Паоло Пазолини и правота мечты / Pier Paolo Pasolini e la ragione di un sogno (Бернардо Бертолуччи) 
  • Клод Жютра: Незаконченная история / Claude Jutra — An Unfinished Story aka: Claude Jutra, portrait sur … (Бернардо Бертолуччи — режиссер) 
  • Бернардо Бертолуччи. Зачем нужно кино? / Bernardo Bertolucci: A cosa serve il cinema? (Бернардо Бертолуччи) 
  • Мир кино / Shi jie dian ying zhi lv (Бернардо Бертолуччи) 

2001

  • Триумф любви / The Triumph of LoveСценарист, Продюсер 
  • Салó: Документальный фильм / Salò: Fade to Black (Бернардо Бертолуччи) 

1996

  • Ускользающая красота / Stealing BeautyРежиссер, Сценарист (рассказ) 
  • E! Правдивая голливудская история / E! True Hollywood Story (Бернардо Бертолуччи) 

1992

  • Голем, дух изгнания / Golem, l’esprit de l’exilАктер (Le Maître de la Cour) 
  • Живопись светом: Витторио Стораро / Writing with Light: Vittorio Storaro (Бернардо Бертолуччи) 
  • De domeinen Ditvoorst 
  • Ночное шоу с Джейем Лено / The Tonight Show with Jay Leno (Бернардо Бертолуччи) 

1988

  • 60-я церемония вручения премии «Оскар» / The 60th Annual Academy Awards (Бернардо Бертолуччи — победитель: Best Director & Best Adapted Screenplay) 
  • 45-я церемония вручения премии «Золотой глобус» / The 45th Annual Golden Globe Awards (Бернардо Бертолуччи — победитель: Best Director & Best Screenplay) 

1984

  • Прощание с Энрико Берлингуэром / L’addio a Enrico BerlinguerРежиссер 
  • Три кинотеатра / Cinema 3 (Бернардо Бертолуччи) 

1981

  • Трагедия смешного человека / La tragedia di un uomo ridicoloРежиссер, Сценарист 
  • Кто бы ни говорил, что правда должна умереть / Wie de Waarheid Zegt Moet Dood (Бернардо Бертолуччи) 

1976

  • Двадцатый век / NovecentoРежиссер, Сценарист 
  • Бертолуччи согласно кино / Bertolucci secondo il cinema (Бернардо Бертолуччи) 

1972

  • Последнее танго в Париже / Ultimo tango a ParigiРежиссер, Сценарист (и сюжет), Режиссер (Режиссер), Сценарист (Сценарист) 

1968

  • Партнер / Partner.Режиссер, Сценарист (рассказ) 
  • Однажды на Диком Западе / C’era una volta il WestСценарист (рассказ) 

1967

  • Нефтепровод / La via del petrolioРежиссер, Сценарист 
  • Любовь и ярость / Amore e rabbiaРежиссер, Сценарист 
  • Ballata da un miliardoСценарист 

1964

  • Перед революцией / Prima della rivoluzioneРежиссер, Сценарист (рассказ) 
  • Кинематографисты нашего времени / Cinéastes de notre temps (Бернардо Бертолуччи) 

Политика и личные убеждения

Бертолуччи был атеистом .

Фильмы Бертолуччи часто носят очень политический характер. Он был убежденным марксистом и, как Лукино Висконти , который в конце 1960-х нанял многих иностранных художников, Бертолуччи использовал свои фильмы для выражения своих политических взглядов; поэтому они часто автобиографичны, а также весьма противоречивы. Его политическим фильмам предшествовали другие, переоценивающие историю. The Conformist (1970) критиковал фашистскую идеологию, затрагивал взаимосвязь между государственностью и национализмом, а также вопросы народного вкуса и коллективной памяти — и все это на фоне международного заговора Бенито Муссолини с целью убийства политически активного левого профессора философии в Париже. также анализирует борьбу левых и правых.

27 сентября 2009 года Бертолуччи был одним из подписантов обращения к швейцарскому правительству об освобождении Романа Полански , который находился под стражей в ожидании экстрадиции в США.

В Твиттере 24 апреля 2015 года Бертолуччи участвовал в #whomademyclothes, кампании против потогонной революции Fashion Revolution, посвященной обрушению здания Савар в 2013 году , самой смертоносной аварии в истории швейной промышленности.

Бертолуччи пропагандировал практику Трансцендентальной Медитации: «Мы хотим пробудить настоящее, и нам трудно сделать все вместе, мы можем только медитировать, как в трансцендентальной медитации. Одно из самых сильных переживаний. Вы либо медитируете, либо смотрите хороший фильм. , затем эти две вещи начинают соприкасаться … «.

Трагедия смешного человека (1981) (Tragedia di un uomo ridicolo)

Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Зарубежный фильм

Режиссер: Бернардо Бертолуччи

В ролях: Уго Тоньяцци, Анук Эме, Лаура Моранте

Главный персонаж фильма — Примо Спаджиари, бывший крестьянин, а теперь владелец сыроварни, один из тех мелких предпринимателей, на которых, по словам Бертолуччи, держится экономика Италии (речь идет о начале 80-х). Террористы похищают его сына и требуют большой выкуп. Эта экстренная ситуация становится отправной точкой длительного психологического путешествия Спаджиари, поводом его самоидентификации в контексте современной Италии. В нем, с одной стороны, просыпается отец, жаждущий любви сына и пытающийся понять его и его поколение, а с другой — крестьянин, желающий спасти от банкротства свою сыроварню, которая для него не только источник дохода, но и связь с собственными корнями.

Последнее танго в Париже (1972) (Ultimo tango a Parigi)

Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Зарубежный фильм, Мелодрама

tagHD 1080, tagHD 720, tagРежиссерская версия

Режиссер: Бернардо Бертолуччи

В ролях: Марлон Брандо, Мария Шнайдер, Мария Мики

Париж. Конец эпохи 60-ых. Под мостом проходит мужчина сорока пяти лет, совсем недавно он потерял жену и теперь винит в этом себя. Мужчину обгоняет молодая француженка и скрывается. Никто из них не обратил друг на друга внимания… Именно так начинается эта история, которая не сможет оставить равнодушным ни одного зрителя. Далее будут отчаянные попытки отыскать в себе остатки жизни за счет новой связи, безумная, роковая страсть, и печальный финал…

Фильмография

Год Заголовок Зачислено как Примечания
Директор Писатель Режиссер
1962 г. La Commare Secca да да Нет
1964 г. До революции да да Нет
1967 Как выиграть миллиард … и уйти с ним Нет да Нет
1968 г. Партнер да да Нет Номинация — Золотой лев
Когда-то на Западе Нет да Нет
1969 г. Amore e Rabbia да да Нет Сегмент: Номинация на Агонию — Золотой Медведь
1970 г. Конформист да да Нет Номинация — Премия Оскар за лучший адаптированный сценарий Номинация — Золотой медведь
Хитрость паука да да Нет
1972 г. Последнее танго в Париже да да Нет Назначен — Номинация на премию Оскар за лучшую режиссуру — Номинация на премию Гильдии режиссеров Америки за выдающуюся режиссуру — Премия «Золотой глобус» за лучшую режиссуру
1976 г. 1900 г. да да Нет
1979 г. Ла Луна да да Нет
1981 г. Трагедия смешного человека да да Нет Номинация — Золотая пальмовая ветвь
1987 г. Последний Император да да Нет Премия «Оскар» за лучший режиссер Премия «Оскар» за лучший адаптированный сценарий Премия BAFTA за лучший фильм Премия Сезара за лучший иностранный фильм Давид ди Донателло за лучший режиссер Давид ди Донателло за лучший сценарий Премия Гильдии американских режиссеров за выдающуюся режиссуру Премия «Золотой глобус» за лучшую режиссуру Золотой глобус Номинация на премию за лучший сценарий — Премия BAFTA за лучшую режиссуру
1990 г. Укрывающее небо да да Нет Номинация — Золотой глобус за лучшую режиссуру
1993 г. Маленький Будда да да Нет
1996 г. Похищение красоты да да Нет Номинация — Давид ди Донателло на звание лучшего режиссера Номинация — Золотая пальмовая ветвь
1998 г. В осаде да да Нет Номинация — Давид ди Донателло за лучшую режиссуру
2001 г. Триумф любви Нет да да
2002 г. да да Нет Сегмент: Histoire d’eaux
2003 г. Мечтатели да Нет Нет
2012 г. Я и ты да да Нет Номинация — Давид ди Донателло за лучший фильм Номинация — Давид ди Донателло за лучшую режиссуру Номинация — Давид ди Донателло за лучший сценарий
2021 г. Эхо-камера Нет да да

Документальные фильмы

Год Заголовок Зачислено как Примечания
Директор Писатель
1966 г. Il canale да да Документальный короткометражный фильм
1971 г. La salute è malata да Нет
1984 г. L’addio a Enrico Berlinguer да да
1989 г. 12 регистров в 12 читт да Нет Сегмент: Болонья

Осажденные (1998) (L’assedio)

Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Зарубежный фильм, Мелодрама

tagHD 720

Режиссер: Бернардо Бертолуччи

В ролях: Тэнди Ньютон, Дэвид Тьюлис, Клаудио Сантамария

Спасаясь от наказания, которое грозит ей на родине, молодая африканская женщина по имени Шандурай отправляется в Рим, где находит пристанище в доме английского пианиста мистера Кински. В качестве платы за предоставленное жилье она работает служанкой и в то же время пытается выучиться на врача. Несмотря на то что Кински целиком поглощен своей профессией, общаясь в основном только с музыкой Баха, Моцарта и Грига, между ним и Шандурай возникают довольно необычные романтические отношения.

Цитаты о Висконти

Лукино Висконти в Венеции. 1956 год

«Его часто относят к великим политическим художникам, но это слишком ограниченное и холодное определение. Его восприятие европейской истории было грандиозным, и он из первых рук знал жизнь богатых и влиятельных, но в определенный момент его привлекла другая сторона жизни, относящаяся к бедным и слабым. У него было сильное чувство того, как абсолютно все, от сицилийских рыбаков в его классической неореалистической работе „Земля дрожит“ до венецианских аристократов в „Чувстве“, затронуты великим движением истории»  Martin Scorsese on Visconti’s Rocco and His Brothers. The Film Foudation. 7 March 2016..

«Висконти внушает уважение прежде всего как автор. В особенности — как автор фильма „Земля дрожит“, поскольку здесь его интеллектуальный опыт достигает вершин поэзии»  Лукино Висконти. Статьи. Свидетельства. Высказывания. М., 1986..

Как начать смотреть Микеланджело Антониони

Детективы без разгадок, потерянные герои и рваный сюжет

«В 1948 году Висконти создал фильм „Земля дрожит“ — одно из наиболее последовательных осуществлений поэтики неореализма. В этом фильме всё… протест против „искусственности искусства“. Но уже в 1953 году он снял фильм „Чувство“ — не бесспорный по решениям, но крайне интересный по замыслу. <…> Оторванная от контекста, лента поражает театральностью, открыто оперным драматизмом… Однако в контексте общего движения искусства, в паре с „Земля дрожит“, это получает иной смысл. Искусство голой правды, стремящееся освободиться от всех существующих видов художествен­ной условности, требует для восприятия огромной культуры. Будучи демокра­тично по идеям, оно становится слишком интеллектуальным по языку. Непод­готовленный зритель начинает скучать. Борьба с этим приводит к восстановле­нию прав сознательно-примитивного, традиционного, но близкого зрителю художественного языка. В Италии комедия масок и опера — искусства, чья традиционная система условности понятна и близка самому массовому зрителю. И кинематограф, дойдя до предела естественности, обратился к условной примитивности художественных языков, с детства знакомых зрителю»  Ю. Лотман. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973..

«Это человек Возрождения, который все умеет делать и ни от чего не отказывается. Он весь отдан радости созидать и жить»  В. Шитова. Лукино Висконти. М., 1965..

«У меня не раз возникало ощущение, что в режиссуре Висконти замешано какое-то колдовство. Известно, что Висконти был непримиримым врагом всяческого шарлатанства, любой „черной магии“ в искусстве и жизни — и в то же время к нему самому, к его облику и творчеству необычайно подходят определения магии и волшебства!..»  Лукино Висконти. Статьи. Свидетельства. Высказывания. М., 1986.

как начать смотреть фильмы

Ларса фон Триера

Джима Джармуша

Хаяо Миядзаки

Альфреда Хичкока

Вуди Аллена

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Граффити дня

Городская хроника на стене часовниЗагадка дня

ФилиппинскаяКомикс дня

Антиутопия

Архив

Последний император (1987)

«Последний император»: 9 «Оскаров», 4 «Золотых глобуса», 3 премии BAFTA

Самый «титулованный» фильм Бертолуччи, рассказывающий историю последнего китайского императора Пу И. Он стал императором в 1908 году в двухлетнем возрасте, однако после Синьхайской революции 1911 года, разрушившей империю Цин и приведшей к созданию Китайской Республики, был низложен, скрывался в японской концессии в Тяньцзине, пока по достижению 18 лет не был низложен вторично и не попал в лагерь «на перевоспитание». По особому распоряжению Мао Цзэдуна Пу И был освобожден в 1959 году и работал в пекинском ботаническом саду, как обычный гражданин. Фильм о трагической судьбе юного императора получил девять премий «Оскар», четыре «Золотых глобуса», три премии BAFTA и множество других наград. Примечательно, но, сделав исключение для Бертолуччи, китайское правительство впервые дало разрешение на съемки в Запретном городе в центре Пекина. В нем находится самый большой дворцовый комплекс мира, который был домом для китайских императоров начиная с XV века. 

«Последний император» — кадр из фильма

Фото: кадр из фильма

Послушай меня, Марлон (2015) (Listen to Me Marlon)

Биография, Документальный

Режиссер: Стивен Райли

В ролях: Марлон Брандо, Стелла Адлер, Бернардо Бертолуччи

Уникальный аудио-автопортрет гениального актера

Создателям фильма удалось, что называется, получить доступ к первоисточнику — аудиозаписям Брандо, сделанным самим актером в домашней обстановке, во время деловых встреч, пресс-конференций, а также (внимание!) сеансов гипноза и психотерапии

Брандо был известным эксцентриком, презиравшим собственную славу и находившийся в непростых отношениях с выбранной профессией; все эти грани оживают в закадровых монологах актера, интимность которых достигает предельных степеней душевной обнаженности.

Что смотреть дальше

1 / 3

Кадр из фильма «Конформист». 1970 год Paramount Pictures

2 / 3

Кадр из фильма «Последнее танго в Париже». 1972 год Les Productions Artistes Associés; Produzioni Europee Associati (PEA)

3 / 3

Кадр из фильма «Двадцатый век». 1976 год Paramount Pictures; United Artist; 20th Century Fox

После «Мечтателей» можно переместиться в 1970-е и посмотреть три главные картины режиссера — «Конформист» (1970), «Последнее танго в Париже» (1972) и «Двадцатый век» (1976). «Конформист» — провокационное исследо­вание природы фашизма. Главный персонаж (героем его назвать сложно), сыгранный Жаном-Луи Трентиньяном, в детстве стал жертвой сексуального насилия. Он чувствует себя не таким, как остальные, ущербным, слабым и, чтобы скрыть эту уязвимость от других, сливается с набирающей мощь организацией — фашистской партией. Бертолуччи рассматривает тотали­таризм как психический механизм компенсации, возможность заместить собственное бессилие чужой силой.

Еще более провокационную форму для исследования социального через сексуальное Бертолуччи выбирает в фильме «Последнее танго в Париже». Американец (Марлон Брандо), который не может прийти в себя после само­убийства жены, снимает квартиру для интимных встреч с молодой францу­женкой (Мария Шнайдер). Он ничего не рассказывает о себе и запре­щает ей говорить о прошлом, происхождении, семье. Их встречи очищены от соци­ального, в отношения вступают не американец и француженка, а анимус и анима, мужское и женское начала как таковые. Выходящая из-под контроля сексуальная агрессия (особенно в знаменитой сцене с багетом и маслом) становится для персонажа Брандо единственным способом выразить давно накопившуюся ярость, бунт против общественных норм.

В фильме-колоссе «Двадцатый век» (он длится пять с половиной часов, а его события разворачиваются с 1901 по 1945 год) Бертолуччи вновь показывает большое через малое, социально-политические процессы итальянской истории первой половины ХХ века через отношения двух друзей, родившихся в одном поместье в один и тот же день, — крестьянина и землевладельца (Жерар Депардье и Роберт Де Ниро).

1 / 3

Кадр из фильма «Последний император». 1987 год Columbia Pictures

2 / 3

Кадр из фильма «Под покровом небес». 1990 год Recorded Picture Company

3 / 3

Кадр из фильма «Маленький Будда». 1993 год CiBy 2000; Recorded Picture Company (RPC); Serprocor Anstalt

После «Двадцатого века» можно посмотреть три фильма, составляющие «восточный цикл»: «Последний император» (1987) с Питером О’Тулом, «Под покровом небес» (1990) с Джоном Малковичем и «Маленький Будда» (1993) с Киану Ривзом. «Последний император» вновь рассказывает историю страны посредством частной биографии — теперь это Китай, и в центре повество­вания — судьба последнего правителя династии Цин Айсиньгёро Пуи. Эта картина стала самым титулованным произведением Бертолуччи: она получила девять «Оскаров», в том числе в номинации «Лучший фильм», а режиссер — персональную статуэтку.

1 / 2

Кадр из фильма «Ускользающая красота». 1996 год Searchlight Pictures

2 / 2

Кадр из фильма «Осажденные». 1998 год BBC Television Centre; Mediaset; Fiction Films; Navert Film; Tele+

После «восточного» цикла стоит ненадолго задержаться в 1990-х и посмотреть два фильма, созданные Бертолуччи после возвращения в Италию, — мелодраму «Ускользающая красота» (1996) с Лив Тайлер в главной роли и социальную драму «Осажденные» (1998).

1 / 3

Кадр из фильма «Костлявая кума». 1962 год Cinematografica Cervi; Cineriz

2 / 3

Кадр из фильма «Перед революцией». 1964 год Cineriz, Iride Cinematografica

3 / 3

Кадр из фильма «Партнер». 1968 год Red Film

А завершить знакомство с творчеством режиссера можно его ранними работами. В полнометражном дебюте «Костлявая кума» (1962) Бертолуччи соединяет традиции детектива, проблематику итальянского неореализма и прихотливую структуру «Расёмона» Акиры Куросавы. «Перед революцией» (1964) — переосмысление сюжета романа Стендаля «Пармская обитель» в стилистике французской «новой волны». «Партнер» (1968) — вольная экранизация «Двойника» Достоевского с Пьером Клеманти и Стефанией Сандрелли в главных ролях. В фильмах 1960-х хорошо видно преодоление влияния Пазолини и рождение собственного стиля Бертолуччи.

Как начать смотреть Куросаву

Как выходец из самурайской семьи изменил мировой кинематограф

Фильмы

Первая полнометражка Бертолуччи «Костлявая кума» — детективный триллер об убийстве «ночной бабочки». Лента «Перед революцией», снятая через 2 года, гораздо дальше от кинематографического мейнстрима — это осовремененная интерпретация романа Стендаля «Пармская обитель», рассказывающая о юноше, который, протестуя против буржуазной морали, рвет отношения с невестой и вступает в связь с тетушкой.

Режиссер Бернардо Бертолуччи

Далее в фильмографии Бертолуччи следуют загадочная картина о сумасшествии синефила («Партнер») и увлекательная лента «Стратегия паука» — первое обращение режиссера к исследованию источников фашизма. В «Стратегии» границы между прошлым и настоящим, правдой и вымыслом размыты, а за кадром постоянно звучит музыка Верди. Фабула ленты несколько напоминает сюжет тогда еще не снятого фильма «Однажды в Америке».

Всемирно известная картина «Конформист» снята Бертолуччи после вступления в Коммунистическую партию. Режиссер заставляет зрителей почувствовать себя участниками фашистских преступлений. Большую роль в сюжете играют сексуальные инверсии героев.

Марлон Брандо, Бернардо Бертолуччи и Мария Шнайдер на съемках фильма «Последнее танго в Париже»

Вымораживающий зрителей эротический триллер «Последнее танго в Париже» получил 2 номинации на «Оскар», но оба исполнителя главных ролей – Марлон Брандо и Мария Шнайдер – утверждали, что чувствовали себя униженными режиссером. Лента упоминается в картине другого оскароносного лауреата Владимира Меньшова «Зависть богов». Итальянский суд запретил прокат фильма, приговорил режиссера к условному сроку и на 5 лет лишил права участвовать в выборах.

Следующим шедевром Бертолуччи стала эпическая лента «Двадцатый век» продолжительностью 317 минут, рассказывающая о дружбе простака и потомственного аристократа на фоне эпохи. Главные роли сыграли Жерар Депардье и Роберт де Ниро. Фильм шокировал зрителей эпизодом двойной мастурбации главных героев.

Бернардо Бертолуччи, Роберт де Ниро и Жерар Депардье на съемках фильма «Двадцатый век»

Начало 80-х годов ознаменовалось съемками «Трагедии смешного человека», в которой владелец завода по производству сыров мучается от необходимости заплатить выкуп за похищенного сына.

Следующие 3 картины Бертолуччи снимались в экзотических для европейцев странах. Это получившая 9 «Оскаров» лента «Последний император», консультантом которой выступал брат монарха, снятый в Африке фильм «Под покровом небес», которым остался недоволен автор первоисточника – классик американской литературы Пол Боулз, и поляризация основ буддизма «Маленький Будда».

Киану Ривз и Бернардо Бертолуччи на съемках фильма «Маленький Будда»

Картина, одобренная далай ламой, повествует о поисках очередной реинкарнации Будды. Фильм интересен игрой Киану Ривза и первыми в истории кинематографа съемками в Бутане. За роль в ленте актер Крис Айзек номинирован на антипремию «Золотая малина».

В фильме «Ускользающая красота» героиня Лив Тайлер выясняет, кто является ее биологическим отцом, и мечтает о близости с человеком, подарившим ей поцелуй 4 года назад. Любопытно, что сама артистка узнала, кто ее отец, лишь в 9 лет.

Бернардо Бертолуччи на съемочной площадке

Фильм «Мечтатели» воспевает красоту и молодость. Два парня и девушка на фоне студенческой революции во французской столице наслаждаются свободой и эротическими радостями, отвергая буржуазную мораль. Это самый юный, по ощущению, фильм Бертолуччи. В картине дебютировала будущая «девушка Бонда» Ева Грин.

«Я и ты» — последний фильм Бертолуччи, снятый режиссером, прикованным к инвалидной коляске. Сохранились фото, подтверждающие трудовой героизм Бернардо. Лента рассказывает о подростке, испытывающем трудности в общении.

Детство знаменитости

Родился Бернардо в 1940 году, в семье профессора истории искусств, и с детства часто бывал на съемках фильмов. Наверное, этот вид искусства у него уже тогда был, что называется, «в крови», потому  что многие члены его семьи связаны именно с кино.

С шести лет он начал подражать отцу – писать стихи, потому что очень уважал своего отца Аттилио.

Уже в 17 лет Бернардо снимает любительский фильм «Канатная дорога», а еще через год – ленту «Смерть свиньи».

Однако учиться Бертолуччи отправляется на филологический факультет, и здесь его талант проявляется в поэзии:  он выпускает сборник «В поисках тайны», за что и получает Национальную литературную премию.

Так со школьной скамьи, от режиссерских проб Бернардо дошел до значительных высот в литературе. И не бросил поэзию, хотя съемочные площадки влекли его неудержимо.

Фильм Про. Коллекции

Давно прошли годы, когда итальянский кинематограф был главным в мире. Теперь это крупная кинодержава, но ей явно не хватает гениев. Вспоминая лучшие фильмы Бернардо Бертолуччи, одного из последних представителей ещё того, прежнего итальянского кино, мы отдаём должное удивительной традиции и тем, кто её создавал.

Бернардо Бертолуччи. Лучшие фильмы

Конформист

Бертолуччи ещё не было тридцати, когда он снял без преувеличения великий фильм по роману Альберто Моравиа. Может быть, сама эпоха располагала к этому: в эти годы выходят самые мудрые и яркие произведения о фашизме в кино. На фоне своих более опытных и радикальных коллег Бертолуччи отнюдь не выглядит второстепенно, он вводит в фильм сложнейшую композицию, которая позволяет тоньше передать ощущения пойманного в ловушку героя. В советском прокате фильм шёл полностью перемонтированным и сильно сокращённым.«Конформист». Трейлер

Последнее танго в Париже

Марлон Брандо ненавидел этот фильм, обвиняя Бернардо Бертолуччи в том, что тот слишком беззастенчиво заглянул в его душу и продемонстрировал её самые ранимые места на экране. Вызывающий эротизм фильма принёс ему невероятную популярность в массах (и запрет для проката в ряде стран), а элитарный зритель отмечал философскую разработку психологии отношений героев с акцентом на их одиночестве.«Последнее танго в Париже». Трейлер

Двадцатый век

Бертолуччи всегда тяготел к большим формам, первые варианты его картин часто длились по нескольку часов. Но «Двадцатый век» — работа самая монументальная и оправдывающая свою итоговую длительность, почти пять с половиной часов. Впрочем, Бертолуччи смонтировал для международного проката версию длиной всего в 3,5 часа. Любопытно, что хотя фильм с самого своего появления считался шедевром, у него нет ни одной крупной кинонаграды.«Двадцатый век». Трейлер

Последний император

Зато у этой картины целых 9 «Оскаров»: американцы пришли в восторг от этой дорогостоящей исторической драмы, в центре которой – император Пу И, который прошёл через одиночество во дворце, в тюрьме и в собственном саду. Последнего он желал сам, первые два ему были навязаны судьбой. В основной части фильма одним из главных персонажей становится английский преподаватель и советник Пу И Реджиналд Джонстон, мемуары которого использовал Бертолуччи. Питер О’Тул номинировался за эту роль на «Оскар», но не получил его, как не получил его ни за одну другую роль, удостоившись в итоге почётного «Оскара» в 2003 году.«Последний император». Трейлер

Ускользающая красота

От больших тем и форм Бертолуччи в зрелом возрасте перешёл к локальным, но от этого не менее драматичным сюжетам. Томление девушки, вступающей во взрослую жизнь и видящей в ней только много прекрасных перспектив, несмотря на то, что её окружают трагедии и смерть. Душа Люси жаждет любви, а её тело согрето итальянским солнцем: здесь всё чужое и незнакомое, но во всём видятся какие-то прекрасные тайны. Бертолуччи любуется этой молодостью, позволяя ей не растерять это жизнелюбие.Трейлер фильма «Ускользающая красота»

Мечтатели

Ещё один фильм о совсем молодых людях – любовный треугольник времён французских волнений 1968 года. Американский юноша влюбляется во француженку, которая живёт со своим братом в огромном доме, пока родители в отъезде. Вместе молодые люди смотрят кино, говорят обо всём на свете и, конечно, занимаются любовью, снимая все запреты и на интеллектуальном, и на телесном уровнях.«Мечтатели». Трейлер

Ты и я

Последний на данный момент фильм Бертолуччи снят через много лет после «Мечтателей», хотя, казалось, больше мы ничего от классика итальянского кино не дождёмся. Теперь история ещё локальнее: подвал, убежавший из дома подросток и девочка с улицы, которой негде жить, так что она решила подружиться с угловатым пареньком. В отличие от предыдущих фильмов Бертолуччи, здесь мы видим совершенных детей, которые слишком целомудрены и для своего подвала, и для всего мира, в котором им предстоит жить. Трейлер фильма «Ты и я»

Двадцатый век,
Конформист,
Ускользающая красота,
Мечтатели,
Последний император,
Ты и Я,
Последнее танго в Париже

Бернардо Бертолуччи,
Марлон Брандо,
Питер О’Тул

Новинка

Ранний период жизни

Бертолуччи родился в итальянском городе Парма , в регионе Эмилия-Романья . Он был старшим сыном Нинетты (Джованарди), учителя, и Аттилио Бертолуччи , поэта, известного историка искусства, антолога и кинокритика. Его мать родилась в Австралии от отца-итальянца и матери- австралийки (ирландского и шотландского происхождения).

Выросший в художественной среде, Бертолуччи начал писать в возрасте 15 лет и вскоре получил несколько престижных литературных премий, включая Premio Viareggio за свою первую книгу. Биография отца способствовала его карьере: старший Бертолуччи помог итальянскому режиссеру Пьеру Паоло Пазолини опубликовать его первый роман, а Пазолини ответил взаимностью, наняв Бертолуччи в качестве первого помощника в Риме на Аккаттоне (1961).

У Бертолуччи был один брат, театральный режиссер и драматург Джузеппе (27 февраля 1947 — 16 июня 2012). Его двоюродным братом был продюсер Джованни Бертолуччи (24 июня 1940 г. — 17 февраля 2005 г.), с которым он работал над рядом фильмов.

«Ускользающая красота» (1996)

История об очаровательной юной американке, которая после самоубийства матери, знаменитой поэтессы и топ-модели, уезжает в Италию. Она собирается провести лето на вилле давних друзей семьи, расположенной на фоне живописных холмов Тосканы. Там девятнадцатилетняя Люси вновь встречает мужчину, который четыре года назад подарил ей первый поцелуй и, как она считает, написал ей лучшее в жизни письмо. У девушки есть еще один важный мотив приезда в Италию: она хочет узнать, кто же является ее настоящим отцом. В дневнике ее матери есть запись о близости с неназванным мужчиной в августе 1975 года, в результате которой на свет появилась Люси. Юной американке предстоит пережить еще не одно потрясение и открытие…

В переводе с итальянского название фильма звучит, как «Я танцую сама по себе». Кстати, Лив Тайлер могла не сыграть в фильме Бертолуччи. Когда ей позвонили от режиссера и предложили роль, Лив ответила отказом. Но ее отец Стивен Тайлер убедил дочь, чо такой шанс выпадает только раз в жизни. В итоге, роль юной Люси сделала Лив звездой и открыла ей дорогу в Голливуд.

С чего начать

Кадр из фильма «Гибель богов». 1969 год

С одного из его главных фильмов — «Гибель богов» (1969). На первый взгляд, это классическая костюмная драма. Середина 1930-х годов, Германия. В семействе сталелитейных магнатов фон Эссенбеков, положение и власть которых кажутся непоколебимыми, появляется эсэсовец Ашенбах. Он ловко сталкивает членов этой многочисленной семьи, избавляясь от одних и мани­пулируя другими. Главная цель этой жестокой игры — наследник всего богат­ства фон Эссенбеков Мартин (Хельмут Бергер). Он должен стать послушной марионеткой в руках нацистов.

Висконти наполняет фильм достоверными историческими деталями, рекон­струирует реальное событие — «Ночь длинных ножей», секретную операцию, в ходе которой по приказу Гитлера были убиты руководители штурмовых отрядов СА, заподозренные в заговоре. И при этом переключает жанровый регистр с драмы на трагедию с шекспировскими страстями и отсылками к классическим трагедиям — от «Царя Эдипа» Софокла и «Медеи» Еврипида до «Макбета» Шекспира и «Фауста» Гете. Помимо этого, в фильме есть сюжетные отголоски «Бесов» Достоевского и «Кольца нибелунга» Вагнера. Название фильма прямо отсылает к последней части вагнеровской тетрало­гии — «Гибели богов».

Режиссер соединяет семейную драму с историей страны, а затем и с историей человечества, постепенно смещаясь с крупного плана на общий. «Гибель богов» — исследование природы власти, которая развращает любого, кто к ней прикоснется.

Поначалу фильм был расценен как неактуальная, тяжеловесная, перегруженная аллюзиями стилизация: во всем мире только и говорили о советских танках в Праге и студенческих протестах в Париже, а Висконти укрылся от реальности в своей «башне из слоновой кости». Но спустя несколько лет, когда вышли «Конформист» Бертолуччи и «Сало, или 120 дней Содома» Пазолини, отноше­ние к картине изменилось. Стало понятно, что Висконти открыл в итальянском кино очень важную и актуальную тему. Он первым поставил вопрос о психоло­гической природе фашизма, заговорив о том, что в основе яростного отстаи­вания «нормы» и «чистоты», отсеивания «годных» от «негодных» на самом деле лежит отклонение от нормы, которое нацисты таким образом скрывают — возможно, и от самих себя. На фоне роста неофашистского движения в Италии в конце 1960-х — начале 1970-х это было радикальным высказыванием. Бертолуччи и Пазолини усилили его и сделали еще более слышимым.

Как начать смотреть Бернардо Бертолуччи

Эротизм, бунт против общественных норм и другие ключи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector