Человек у окна (фильм)
Содержание:
У подростка страх сойти с ума. С чем связан страх сойти с ума при неврозе и ВСД?
6386
Страх сойти с ума — довольно частая фобия при неврозе и ВСД. Обычно эта фобия появляется после панической атаки. Когда паническая атака застаёт врасплох, в голове нередко возникает мысль: а что, если я схожу с ума, и однажды просто потеряю контроль над собой? Такой страх не числится отдельным пунктом ни в одной классификации телесных недугов. Но зато он числится в списке фобий и называется лиссофобия.
Симптом порождает симптом
Вся жизнь при ВСД и неврозе сплошной замкнутый круг. Вечные фобии и страшные мысли доводят до панических атак, но и сами атаки часто становятся причиной развития новых фобий. Особенно, если человек предельно впечатлительный. Во время выброса адреналина сознание пребывает в изменённом состоянии, поскольку мозг под воздействием гормона страха функционирует в «аварийном» режиме, вынуждая тело выдавать определённые реакции: тремор, напряжение мышц ЖКТ, учащение пульса, приступы паники и готовность бежать сломя голову от опасности.
Такие симптомы не просто пугают и огорчают больного, они заставляют его анализировать собственное здоровье и делать жуткие выводы. Фантазия невротика, начитанного и накрученного, превосходит все ожидания. Часто человек обрастает страхами и прислушивается к каждому новому симптому. Когда ипохондрик понимает, что ничего не может поделать со своими паническими атаками, возникает стойкая боязнь сойти с ума, стать опасным для себя и для людей, натворить ужасных вещей или даже случайно совершить самоубийство во время очередного такого приступа.
При сильном неврозе тревоги и страхи скатываются, как снежный ком, обрастая всё новыми симптомами. Сначала человек лишь опасается утратить над собой контроль, а спустя время этот страх уже перерастает в стойкую фобию и становится пусковой кнопкой для новых страхов.
Чем питается фобия сойти с ума?
Конечно, страх сойти с ума приходит не только к страдающим ВСД, но и к «обычным» людям. Однако некоторые люди склонны раздувать этот страх и подчиняться ему, а некоторые просто оставляют его «за порогом». Кого выбирает эта фобия?
- Ипохондриков – тех, кто прислушивается к каждому удару сердца и считает, что каждая его мысль теоретически может воплотиться в жизнь (а значит, обязательно воплотится).
- Людей с паническими атаками. Как и говорилось выше панические атаки сильно способствуют возникновению данной фобии.
- Людей находящихся в сильном стрессе.
- Людей с ОКР или ГТР, которые не могут совладать с собственными мыслями и выполняют множество бессмысленных действий под магией своих неврозов. В данной ситуации страх сумасшествия будет являться вторичной проблемой и устранится при успешном лечении основного недуга.
Но может ли сильный стресс или паническая атака действительно свести человека с ума?
Пока ты это понимаешь – ты здоров
Паническая атака – это штатная реакция человека, который решил что он находится в опасности, и ему срочно надо уносить ноги. Все симптомы, которые терпит тело под действием гормона страха, – это всего лишь заботливый жест природы, желающей, чтобы мы выжили. То есть, в данной ситуации все реакции организма направлены на самосохранение, и никакого сумасшествия в планах матушки-природы не было изначально.
Чтобы человек сошёл с ума, т.е. заболел шизофренией нужна генетическая предрасположенность. И если у вас нет шизофрении в генетике, паническая атака не способна вызвать таких глубоких изменений в психике. Адреналин не меняет структуру мозга, не вызывает в нём патологий, поэтому сумасшествие исключено. Пока невротик панически боится своего накрученного безумия, он не является сумасшедшим. По-настоящему безумны лишь те, кто не осознаёт патологии или всячески её отрицает.
Страх сойти с ума при неврозе фактически нелогичен, а ещё он очень портит жизнь. Если ничего не делать с проблемой, она обретёт большие масштабы. Необходимо обратиться к опытному психологу и попытаться выяснить, что является истоком данной фобии. При устранении первопричины страх безумия пропадёт. Иногда всего лишь несколько сеансов психотерапии возвращают человека в нормальное жизнерадостное состояние, и в дальнейшем он вспоминает о своих беспочвенных страхах с улыбкой.
Сонник — Окно
Символизирует соприкосновение с внешним миром.Чаще всего такие сны говорят о том, что какие-то посторонние события могут отвлечь ваше внимание или даже вывести вас из равновесия.Смотреть из окна и наблюдать какие-то события или предметы – это намек на обстоятельства, которые могут вам помешать или заставят переключиться на другие дела.Яркий свет за окнами во сне: признак очень ярких событий.Темнота за окнами: обычно подсказывает, что вы слишком замкнулись в себе и своих проблемах.Увидеть за окнами направленный на вас взгляд: предвещает чье-то вмешательство в ваши дела, которое может спутать ваши планы.Самому заглядывать в чужие окна: знак разочарований. Быть может, вы окажетесь втянуты в чужие проблемы или же ваши планы приведут совсем не к тому результату, нежели тот, на который вы рассчитывали.Влезать в чужое окно: означает возможность впутаться в нежелательную историю.Вылезать через окно во сне: означает, что посторонние события могут совершенно сбить вас с толку, поставив вас в крайне трудное и опасное положение
История создания
Основа создания фильма начинается с того времени, когда в 1988 году Большой драматический театр прилетел в Токио для показа спектакля «Амадеус», где в главной роли играл Юрий Стоянов. В перерыве он вместе с представителями советского консульства посетил одно местное конструкторское бюро и увидел там человека, который излагал рабочим бюро обо всём, что происходило за окном. Стоянову рассказали, что такой человек (как правило, слаборазвитый) имеет специальную должность, в рамках которой он каждый рабочий день сидит у окна, наблюдает за происходящим, а затем рассказывать рабочим об увиденном.
Юрий Стоянов долгое время вспоминал тот случай, и в какой-то момент рассказал о нём своему другу Илье Тилькину, который на основе рассказа написал киносценарий.
Первый съёмочный день выдался неблагополучно. Сначала возникли неисправности с техникой. На вопрос режиссёра Дмитрия Месхиева, может ли Стоянов подождать полчаса, тот ответил: «Дима, я этого фильма ждал 30 лет, так что 30 минут как-нибудь подожду!» Тогда же Месхиев во время съёмочного процесса долго не мог понять, как лучше снять «живого человека». Эта проблема была разрешена на следующий день, когда во время очередного дубля в глаз Стоянова залетела мошка, и тот начал непроизвольно моргать. Месхиев понял, что это то, что ему нужно, и этот «тик» был закреплен за героем на весь фильм.
Главный герой фильма также вобрал в себя некоторые моменты из жизни самого Юрий Стоянова. Особняком стоит монолог, где его герой напоминает миграционному инспектору, оскорбившему среднеазиатских нелегалов «чурками», как узбеки в годы эвакуации спасли десятки тысяч русских детей. Эта история напрямую перекликается с реальной историей матери Стоянова, которая в восьмилетнем возрасте была эвакуирована со своим братом в Ташкент.
Необходимые, и не очень, сведения
Название «агорафобия» образовалось от слияния греческих слов ἀγορά (агора), что значит «рынок», и φόβος (фобос) – «страх». Термин появился в 1871 г. Ранее такая патология рассматривалась специалистами как проявление генерализированной тревожности. Так было до 1980 года, когда на основании многолетних наблюдений был сделан вывод: эти расстройства вызываются разными причинами, отличаются развитием и реакцией на терапию.
Страх живет в нас со времени появления второго, он такой же древний, как само существование гомосапиенса. Основан он на биологии и физиологии, поэтому обосновать его очень просто. Человек, выходя из чащи леса на открытое пространство, боялся встретиться с чем-то неизведанным, что могло угрожать его жизни, и он не имел возможности спрятаться. А когда началась глобальная миграция, столкновения между племенами, то появился и страх толпы, в которой любой мог быть ранен или затоптан. Все это осталось в нашей генетической памяти.
Теперь понятно, что агорафобия – это два вида страха: паника в месте скопления людей и дискомфорт на открытой местности. Иногда её называют страхом жизни: страдающий ею человек чувствует себя спокойно только в своем доме, он как бы запирает сам себя – не может пойти на работу, купить продуктов, посетить музей или концерт. Он не в состоянии на подсознательном уровне находиться там, где всё «бурлит». Приступ паники у больного может случиться:
- на рынке или в магазине, полном людьми;
- на пустой улице;
- на остановке общественного транспорта и внутри него;
- на митинге, стадионе, параде;
- в зрительном зале;
- в помещении с открытыми дверями и окнами и т.д.
Даже в кресле парикмахера такого человека может охватить паника! И дело тут не в том, что в некоторых случаях нет открытого пространства и большой массы людей, а в доступности, неимении возможности незаметно сбежать и спрятаться.
Распространенность агорафобии сделало его популярным в творческой среде: существует, к примеру, довольно много музыкальных произведений на эту тему. Не остался в стороне и кинематограф: на ней основан сюжет таких фильмов, как российский «Закрытые пространства», канадский «Застывший от страха», бельгийский «Влюбленный Тома», итальянский «Лучшее предложение», американский «Имитатор» и др.
Среди знаменитых актеров были и есть агорафобы: рано ушедшая из жизни Мэрилин Монро, Маколей Калин, Дэрил Ханна, Ким Бессинджер, а также скандально известный режиссер Вуди Аллен. Всем им это заболевание приносило и приносит массу неприятностей и сложностей.
Группы риска
Как правило, агорафобия развивается у человека в возрасте 20–30 лет и крайне редко может появиться после 40. У многих людей она «уживается» с паническим расстройством, неуверенностью, зависимым характером, недовольством жизнью.
У сельских жителей, в отличие от тех, кто живет в мегаполисах, агорафобия не развивается. Среди страдающих данным заболеванием больше особ женского пола, нежели мужчин, в группе наибольшего риска: дамы без детей, девушки, не состоящие в постоянных отношениях, с небольшим доходом и низким социальным статусом. Уязвимы также:
- эпилептики;
- люди с богатым воображением;
- невротики;
- страдающие заболеваниями ЦНС;
- маниакально-депрессивные личности;
- слабые соматически;
- астеники;
- люди с проблемами дыхательных путей;
- получившие черепно-мозговую травму;
- имеющие опухоли;
- со сбоями в работе эндокринной системы.
Особенность страха открытого пространства заключается в том, что до двадцати лет человек живет совершенно спокойно полной жизнью, но в определенный момент, когда на него наваливается первый приступ паники, все кардинально меняется. Обычно это происходит, когда он начинает самостоятельную жизнь и может опасаться перемен, путешествия в одиночку, толпы.
Если пренебрегать лечением, то заболевание может привести к глубокой депрессии, невозможности появления больного где-либо без сопровождения и инвалидности.
Диагностика и лечение
Дабы не доводить ситуацию до грустного конца, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к врачам разных специализаций:
- терапевту;
- кардиологу;
- неврологу.
Каждый из них проведет осмотр и обследования, чтобы отсечь наличие серьезных соматических заболеваний. Если таковых не выявлено, то за дело берутся психотерапевт или психолог. Для подтверждения диагноза используются такие шкалы, как тревоги Шихана, депрессии Бека и уровня тревоги Спилберга. Специалистам нужно убедиться, что у пациента именно агорафобия и нет никакого другого психического заболевания. Такой диагноз ставится в случаях наличия у пациента тревожности и страхов, которые:
- возникают в одинаковых ситуациях;
- имеют интенсивный характер и проявляются в период до полугода;
- сопровождаются мыслями о безвыходности, беспомощности в случае самостоятельных действий при выходе из сложившейся ситуации;
- подталкивают к изменению поведения, позволяющих избежать какого-либо случая, или присутствию рядом компаньона в качестве поддержки;
- на самом деле никакой опасности не представляющие;
- мешают нормально жить, приносят большие страдания.
Проходить лечение может в амбулаторных условиях (в поликлинике или психоневрологическом диспансере), и стационарно, если случай тяжелый. Последний вариант предполагает больного с формирующимся при шизофрении агорафобическим синдромом или ярко выраженным эффектом дезадаптации.
Лечат боязни открытых пространств комплексно, включая психо- и фармакотерапию, обязательно требуется и реабилитационный период, в который пациент наблюдается лечащим врачом. От типа агорафобии (включает ли расстройство вегетативные нарушения или нет) будет зависеть разработанная специалистом тактика. Но в любом случае, она подбирается индивидуально для каждого больного.
Психотерапевтические методы лечения:
- Когнитивно-поведенческая терапия. Это весьма распространенный вариант. Так как больные агорафобией люди очень недоверчиво относятся к посторонним, боясь, что те будут их высмеивать, то врачу сначала необходимо выстроить доверительные отношения с пациентом. Далее, изучив анамнез и рассмотрев ситуации, вызывающие страх, специалист вместе с пациентом посещает эти места и моделирует произошедшие случаи. Такая методика позволяет понять фобии и научиться справляться с ними. Она помогает полностью излечиться.
- Гештальт-терапия показана для людей с приступами страха и формирует у них ответственность за себя. Агорафоб учится помогать сам себе, анализируя атаки и сглаживая неконтролируемое поведение, убирая физические проявления страха.
- Семейная терапия. Как считают психотерапевты, главными «спонсорами» агорафобии являются близкие люди. Так, родителей вполне устраивает, что ребенок боится выходить на улицу и всегда находится рядом – под присмотром и в полной безопасности, а некоторых родственников устраивает взрослая домашняя сиделка «на подхвате». То есть, возникает созависимость, которую и можно устранить лишь семейной терапией.
Что касается медикаментозного лечения, то при легкой форме агорафобии помогут простые безрецептурные седативные препараты, а вот при более сложной врач выпишет:
- адреноблокаторы. Пригодятся в экстренных случаях для купирования неконтролируемого поведения;
- транквилизаторы снимут тревожность;
- антидепрессанты снизят последствия приступа.
Как уже раньше не раз говорилось, агорафобия несет за собой множество неприятностей, проблем, снижение качества жизни. Но чем раньше ее выявить и начать лечение, тем быстрее и легче можно избавиться от нее насовсем. К примеру: 2 года патологии вылечивается всего за месяц, а вот 5 лет ее наличия потребует уже не менее полугода серьезной работы.
Сонник — Окна
Видеть во сне закрытые окна – достигнете цели кружным путем и не всегда честными способами. Распахнутые окна говорят о том, что вскоре получите приглашение в дом, куда давно хотели попасть. Открытая форточка в окне предвещает неожиданную опасность, которой не удастся избежать. Влезать в комнату через форточку означает печальный итог вашей предпринимательской деятельности, когда расходы значительно превысят доходы. Входить в дом или выходить через незакрытое окно – собравшись с духом, начнете все сначала. Если во сне вы моете окна – стало быть, прогадаете, отказавшись от выгодного предложения, которое поначалу покажется вам бесперспективным. Сидеть на подоконнике, свесив ноги наружу, – наяву поступите глупо и безрассудно, стараясь выглядеть самостоятельной и независимой. Высовываться из окна предвещает получение долгожданных новостей. Выпасть из окна – подвергаетесь опасности быть ограбленной или обворованной. Сон, в котором вы спасаетесь бегством через окно, – в реальности вас уличат в противоправных действиях для достижения цели, кажущейся на первый взгляд вполне пристойной. Темные окна означают, что попадете в беду и не получите поддержки, обещанной в случае неудачи рискованного предприятия, на которое решитесь пойти ради так необходимых вам денег. Свет в окнах – знак надежды на лучшее будущее, которое не за горами. Закрытые ставнями окна – будете заподозрены в неверности. Заколоченные окна брошенного дома означают прерванный роман и расставание в силу не зависящих от вас обстоятельств. Заглядывать во сне в чужие окна – вам перестанут доверять, ибо скомпрометируете себя бесчестным поступком. Слуховое окно на чердаке – означает благополучное завершение неудачно начатого дела. Окно из полуподвального помещения – испытаете лишения. Видеть во сне занавески на окнах предвещает неожиданный визит, который доставит вам немало беспокойства; гардины – неприятность от людей, которым вы сделали доброе дело. Разбитое окно – угроза, которая может быть осуществлена довольно скоро и в самом худшем варианте. Вставлять в окна новые стекла – к светлым переменам в жизни. Делать оконную замазку – досадные неожиданности.
Причины появления
Специалисты не могут назвать главного «виновника» развития агорафобии. Существует мнение, что первопричиной является паническая атака, переходящая в тревожное расстройство. Другие же считают диаметрально противоположное: сначала появляется боязнь открытых пространств, а уже из нее «вытекают» панические атаки. Компромисса между этими теориями до сих пор не достигнуто, но ясно одно – эти патологии связаны между собой очень тесно.
Концепция Зигмунда Фрейда
Основоположник психоаналитики предложил свою концепцию развития агорафобии, и других тревожных расстройств: так как все они являются невротическими патологиями (неврозами), то их происхождение находится на психогенном уровне.
Фрейд полагал, что основной симптом заболевания тревога – это результат зародившегося в детском или подростковом возрасте внутриличностного конфликта, компромисс между влечением («оно») и запретом на это желаемое («сверх Я»). Она, в свою очередь, трансформируется в такие ощущения, как тремор, отдышка, удушье.
Теория академика Павлова
Великий физиолог считал любой страх условно-рефлекторным. То есть если с индивидом или близким ему человеком происходит какое-то происшествие, вызывая испуг, то при попадании в подобную ситуацию мозг начинает «бить тревогу». С течением времени, нарастая как снежный ком, такой страх трансформируется в агорафобию. Но с этим можно поспорить: не все люди, испытавшие неприятности в толпе, заболели, и наоборот, расстройство развивается у тех, у кого не было таких случаев.
Во всем виноват вестибулярный аппарат?
Не так давно появились результаты исследований, утверждающих, что именно неполадки с вестибулярным аппаратом ответственны за агорафобию. Находится он во внутреннем ухе, в костном лабиринте, а его функциональная обязанность – ориентировать движение головы и тела человека. То есть, сигналы визуально-мышечной системой и вестибулярного аппарата должны быть уравновешены. Однако проблемы с последним не позволяют агорафобам нормально воспринимать тактильные ощущения от поверхности и визуально четко видеть объекты. Такая дезориентация приводит к возбуждению и панической атаке.
«Спусковые крючки» расстройства
Факторы, «запускающие» боязнь открытого пространства, вполне ясны:
- Генетика. Если в семье были страдающие агорафобией, то с вероятностью 50% потомки унаследуют ее (как и с любыми другими видами фобий).
- Окружающая среда. Невроз может развиться в случае постоянного нахождения растущего ребенка в напряженной атмосфере, неблагоприятно воздействующей на его нервную систему.
- Наличие тревожного расстройства – панического, социофобии (страха публичных действий, выступлений), аквафобии и др.;
- Травмирующая ситуация, стрессы. Слабые и умеренные, но постоянно и долгое время действующие на ребенка или подростка раздражители приводят к эмоциональному напряжению. Они истощают нервную систему индивида и становятся «плодородной почвой» для развития фобии. Внезапный стресс (смерть близких, теракт, стихийное бедствие и т.д.) тоже этому способствует.
- Особенности строения организма, психологическая конституция. Имеются в виду черты характера, темперамент, личность человека, формирующие отношение индивида к определенному стрессовому фактору, реакцию на него. Так, риск развития «страха площадей» имеется у людей с повышенной тревожностью, развитым воображением, склонностью к изоляции. При каком-либо «катаклизме», который другой человек и не заметит, у них может появиться ПТСР, переходящее в панику и агорафобию.
- Акцентуированный тип личности. В этом случае заостряются черты характера индивида и начинают проявляться очень ярко – у тревожно-мнительного возникает излишняя тревожность, у шизоида – подозрительность и т.д.
- Слабое физическое здоровье.
Кроме вышеперечисленного, агорафобии могут быть подвержены люди с хронической усталостью, мало отдыхающие, нерационально питающиеся, бесконтрольно употребляющие лекарства – снотворное и транквилизаторы.
Сюжет
История об актёре Александре Дронове. Герой в свои пятьдесят с лишним лет не нашёл в своей жизни счастья — жена вечно недовольна и груба, единственный друг ухаживает за его женой, рядом нет сына, однако у героя есть удивительная способность: находясь у окна, он может управлять судьбами людей, двигать ими в правильном направлении. Эта особенность отпугивает и даже раздражает его друга и жену.
Однажды по вине героя происходит ДТП: машина Дронова сталкивается с машиной фотожурналистки Сони; чудом никто из них не пострадал. Герой знакомится с ней, и через некоторое время девушка влюбляется в артиста, несмотря на то, что у неё уже есть молодой человек — бизнесмен Стас. Позже девушка заходит в театр к Дронову и приглашает его к себе на вечеринку по случаю дня её рождения. Там Александр встречает Стаса, и бизнесмен, узнав, что Дронов — артист, нанимает его на работу. Дронов играет различных людей, тем самым помогая Стасу в его делах.
Чуть позже Стас узнаёт, что между Дроновым и Соней возникло чувство, и начинает относиться к нему с презрением. А тем временем друг Александра, успешный актёр Борис Казанцев, ухаживает за его женой Ириной. Между Дроновым и Казанцевым возникает конфликт, но так как Александр к этому времени уже успевает заработать крупную сумму денег, он дарит машину своей жене, и та, совершенно обомлев от такого подарка, садится в автомобиль и уезжает с Дроновым, оставив пьяного Казанцева рыдать под дождём. Дронов понимает, что Ирине жаль Бориса, и выходит из машины, отправив жену к Казанцеву.
Через несколько дней Дронова задерживает милиция. При даче показаний Дронов рассказывает всё, как есть, но о Стасе ничего конкретного сказать не может. Ирина приходит к Дронову в камеру, понимает, что любит его, и расстаётся с Казанцевым. Тем временем Соня, ждущая ребёнка от Стаса, тоже приходит к Дронову на встречу. Она косвенно объясняет ему, что свобода Стаса зависит сейчас только от него, Дронова. Герой даёт понять, что беспокоиться Соне не о чём, и что им нужно перестать видеться.
Вскоре героя всё-таки отпускают за отсутствием состава преступления, и Дронов возвращается домой к жене.
В эпилоге герой подъезжает на автовышке к роддому, и его напарник поднимает его к окну палаты, где он видит Соню и Стаса.