Дени вильнев

Фильмы

История Вильнёва как профессионального режиссера началась в 1988 году. Неопытный парень представил документальный фильм под названием La Course Destination Monde. Общественного резонанса картина не возымела. А уже через 2 года в копилке Дени появилась первая награда, полученная на конкурсе La Course Europe-Asie. Организатором стало Radio Canada.

Первые работы Дени представляли собой короткометражные фильмы. Ярким примером стала лента REW-FFWD, которую он презентовал в 1994 году. Талантливый парень даже написал сценарий к этой картине. В ноябре 1996-го увидел свет драматический проект режиссера «Космос». Фильм собрал несколько короткометражек. Над созданием ленты трудились несколько специалистов, Вильнёв работал над частью «Космоса» под названием Le Technetium.

Прошло 2 года, прежде чем Дени смог показать зрителям новую работу. Она получила название «32 августа на Земле». В картине снялись такие актеры, как Пауле Байяржон, Эммануэль Билодо. В 1998-м ленту показали на Каннском фестивале. Вместе с другом главная героиня картины решает завести ребенка. О перипетиях такого сотрудничества рассказывает Вильнёв, который написал сценарий к фильму.

Дени Вильнев за работой

Профессиональным прорывом Дени назвали ленту «Водоворот», которую представили на фестивалях в разных частях мира в 2000 году. На главную роль сценарист и режиссер пригласил Мари-Жозе Крозе. За эту работу мужчина получил несколько премий, в том числе «Водоворот» назвали лучшим канадским фильмом.

В течение нескольких лет Дени трудился совместно с Жаком Дэвидсом над «Политехом». Художественный фильм оказался коммерчески успешным проектом. Он вышел в прокат в феврале 2009 года. Несмотря на спорные моменты, которые отмечали критики, лента получила одобрение и премии.

Невероятный успех пришел к Дени Вильнёву после демонстрации фильма «Пожары». Это экранизация пьесы живущего в Квебеке писателя ливанского происхождения Важди Муавада. Впервые ленту увидели члены жюри Международного кинофестиваля, проходившего в Торонто. Позже показ прошел в Венеции. После этого «Пожары» посмотрели зрители. Дени удостоился премии за режиссуру и адаптацию сценария. На 83-й премии академии фильм представили в категории «Лучший иностранный фильм».

Трейлер фильма Дени Вильнева «Бегущий по лезвию»

Останавливаться на этом Вильнёв не намеревался. В следующий проект режиссер пригласил Хью Джекмана и Джейка Джилленхола. Ленту назвали «Пленницы», в прокат она вышла в 2013 году. Эту работу номинировали на кинопремии.

В это же время поклонники творчества Дени познакомились с «Врагом». Фильм получил массу одобрительных отзывов от кинокритиков. Вильнёв охарактеризовал ленту как психологический триллер.

Другие работы режиссера также признают успешными проектами. Подтверждение этому — фильм «Убийца», который вышел в 2015 году. Картину представили на Каннском фестивале.

Прочитав «Историю твоей жизни» авторства Теда Чьяна, Вильнёв воодушевился и снял ленту «Прибытие». После выхода в прокат фильм заработал более $ 203 млн. Успех научно-фантастической работы заслужил похвалу критиков. Отметили «Прибытие» на 89-й церемонии вручения наград академии. Институт кино признал ленту фильмом года.

Трейлер фильма Дени Вильнева «Прибытие»

Стремительный рост популярности Дени Вильнёва произошел после того, как в кинотеатрах по всему миру представили новый фильм режиссера «Бегущий по лезвию – 2049». Автор картины назвал работу сиквелом ленты, снятой Харрисоном Фордом в 1982 году. На главную роль Дени пригласил Райана Гослинга.

Зрители познакомились с миром, который разделился на людей и их подобие — репликантов. Именно эти странные существа, созданные по подобию человека, занимаются тяжелой работой. За поведением репликантов следит офицер полиции Кей (Райан Гослинг), но неожиданно парень делает страшное открытие.

В середине сентября 2017 года Дени Вильнёв приезжал в Москву, где лично презентовал «Бегущего по лезвию – 2049». В рамках визита режиссер посетил программу «Вечерний Ургант», где обсудил с телеведущим фильм.

Раз мы уже вспомнили об экранизации «Дюны» 1984 года, нужно сказать несколько слов о реакции самого Дэвида Линча на ремейк его картины. На вопрос журналистов об отношении режиссера к новому фильму, тот ответил, что не испытывает к нему абсолютно никакого интереса. Это связано, в первую очередь, с неудовлетворением от собственной работы, о котором Линч неоднократно заявлял ранее.

N O  Фильм Пресса США ( Metacritic ) Французская пресса ( Allociné )
1 32 августа на земле 3,4 / 5
2 Водоворот 66 3,0 / 5
3 Политехнический 63
4 Пожары 80 3,8 / 5
5 Заключенные 74 3,8 / 5
6 Враг 61 3,5 / 5
7 Sicario 82 4,0 / 5
8 Первый контакт 81 год 4,1 / 5
9 Бегущий по лезвию 2049 81 год 3,6 / 5
Середина 72 3,7 / 5

Театральная касса

N O  Фильм Бюджет Соединенные Штаты Мир Франция
1 32 августа на земле NC NC NC 10 265 записей
2 Водоворот NC 254 380 долл. США 
NC NC
3 Политехнический 6 000 000  $ NC 2 140 755 долларов США 
NC
4 Пожары 6 800 000  долл. США 6 857 096 долл. США 
16 038 343 долл. США 
321 471 запись
5 Заключенные 46 000 000 долл.  США
61 002 302 долл. США 
$ 122 126 687 
1,155,295 статей
6 Враг NC 1 008 726 долларов США 
4 593 736 долл. США 
203225 статей
7 Sicario 30 000 000  $ 46 889 293 долл. США 
$ 84 872 444 
443 157 записей
8 Первый контакт 47 000 000  $
100 546 139  $ $ 203 388 186 
866 769 записей
9 Бегущий по лезвию 2049 185 000 000  $ 91 524 557 долл. США 
258 245 550 долларов США  1 226 167 записей

В «Убийце» Вильнев ищет ответ на вопрос: «Можно ли победить чудовище, не уподобившись ему?». В этом смысле, фильм не дает новый ответов. Да, пролитая кровь порождает новые кровопролития, насильственная победа – это всегда пиррова победа (победа, стоящая больших жертв), а в женской природе есть нечто обнадеживающее, что не позволяет женщинам окончательно превратиться в чудовищ, в отличии от мужчин. 

Несмотря на очевидные для режиссера ответы, «Убийца» – это убедительность идей Вильнева, которой он не достигал ранее. Во многом это заслуга композитора Йохана Йоханнссона, который был номинирован на Оскар и BAFTA за лучший саундтрек. Визуально напряженный и медленный ритм фильма нарастает сменами от черно-белого инфракрасного изображению к зеленой картинке ночного видения, от снятых с дрона пустынных пейзажей до тесных кадров внутри раскопанного туннеля.

Сюжет закручен вокруг молодого человека по имени Пол Атрейдес. Его семья получила в управление планету Арракис, на которой добывают ценный ресурс — спайс. Это вещество, которое действует подобно сильному наркотику. Оно продлевает жизнь человека и улучшает мозговую деятельность в разы. Однажды на планете случается переворот, в ходе которого свергают власть. После предательства Пол хочет вернуть контроль над Арракисом.

Трейлер фильма Дени Вильнева «Дюна»

Необходимо отметить, что до Вильнёва кинематографисты уже обращались к этому произведению. В 1984-м на экраны вышел фильм Дэвида Линча, а затем было два сериала.

Съемки картины проходили в 2019 году. Часть сцен снимали в августе 2020-го. Сейчас известно, что предполагаемая дата выхода — 17 декабря 2021 года, если не случится изменений в связи с пандемией коронавирусной инфекции.

К причудливой, метафорической траектории путешествия вне времени Вильнев добавляет ключевые моменты – главные герои проходят сквозь серию странных, почти фантастических пространств. Эти пространства варьируются от обычных, таких как аэропорты и больницы, до сюрреалистической белизны Большого Соленого озера Юты и далее до космического капсульного отеля внутри аэропорта, где Симона и Филипп проводят ночь.

В «32-е августа на Земле» Вильнев демонстрирует желание говорить о человеческих отношениях через глубокие эмоциональные конфликты. Элегантность фильма предвещает большую часть его более поздних работ.

Как известно, роман «Дюна» пытались экранизировать очень давно, но для режиссеров всегда оставался проблемой объем повествования. Дени Вильнев сразу заявил, что не собирается умещать всю историю в одном фильме, поэтому выход сиквела стал практически решенным делом. Однако студия не спешила давать продолжению зеленый свет.

Дени Вильнев не любит распространяться о своем детстве и поэтому об этом периоде жизни талантливого канадца известны лишь сухие факты. В начале будущий режиссер учился в семинарии Святого Иосифа в городе Труа-Ривьер, затем перешел в местный колледж, а после   окончил кинематографический факультет в Университете Квебека в Монреале.

Как и у большинства режиссеров фильмография Дени Вильнева начинается с короткометражки. Документальную ленту длинной в тридцать одну минуту под названием «REW FFWd» канадец снял в 1994 году. Интересно, что историю молодого фотографа, которая рассказывается в этой картине, Вильнев написал сам.

К полнометражным фильмам режиссер перешел достаточно быстро — уже в 1996 году он снял драму с элементами комедии «Космос». Картина состоит из нескольких частей, в каждой из которых таксист-эмигрант рассказывает история отдельного персонажа, который ехал в его машине. Многие критики отмечают глубокий философский смысл фильма, а также насколько эффектно в нем сочетаются смех и грусть. Любопытно, что у «Космоса» было несколько сценаристов, среди которых и сам Вильнев.

Свой второй полнометражный фильм канадец снял уже через два года. Лента «32 августа на Земле» была показана на Каннском фестивале, но в конкурсную программу не вошла. И вновь Дени Вильнев выступил сценаристом своего же фильма.

Ради справедливости стоит отметить,что в качестве сценариста Вильнев также выступил еще для пяти своих последующих фильмов — «Водоворот» (2000), «120 секунд до победы на выборах» (2006), «Политех» (2008), «Пожары» (2010) и «Эмпирическое исследование о влиянии звука на инерцию зрения» (2011). каждый из них по своему интересен и самобытен, но особенно критики отметили две из этих картин.

«Водоворот» 2000 года получил Приз ФИПРЕССИ в программе «Панорама» Берлинского кинофестиваля, а драма «Пожары» как лучший фильм на иностранном языке была номинирована на Оскар, BAFTA и «Сезар».

В 2013 году Дени Вильнев выходит на голливудский уровень и в первую очередь это выражается в актерах, которых он задействовал в своем новом фильме.

В ленте «Пленницы» режиссер задействовал обладателя «Золотого глобуса» Хью Джекмана и призера премии Британской киноакадемии Джейка Джилленхола

Напряженная драма, пересыпанная нотами триллера, зацепила внимание зрителей, собрала неплохую кассу в кинотеатрах и была номинирована на Оскар за операторскую работу

Интересно, что в том же 2013 году Дени Вильнев работает еще над одним фильмом, в котором вновь играет Джейк Джилленхол. Детективный триллер «Враг» нельзя назвать известным, но и провалом в карьере канадца он не стал.

В 2015 году режиссер выпускает еще один фильм с по-настоящему звездным актерским составом — в картине «Убийца» сыграли Эмили Блант, Бенисио Дель Торо и Джош Бролин. Картина понравилась критикам и была номинирована на Оскар, премию Британской академии, «Сатурн» и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.

Уже на следующий год Вильнев снимает фантастическую ленту «Прибытие», в основу которой легла книга Теда Чьяана «История твоей жизни». В прокате фильм заработал более 200 миллионов долларов. Критики также не обошли картину стороной, присудив ей восемь номинаций на Оскар. Одна из них за монтаж звука закончилась победой.

В 2017 году Вильнев снял пока последнюю в своей фильмографии картину «Бегущий по лезвию 2049». Для некоторых этот сиквел ленты, снятой Ридли Скоттом в 1982 году, показался спорным, но сухие факты говорят сами за себя.

Помимо коммерческого успеха лента получила два Оскара, две премии  BAFTA и «Сатурн» за лучший научно-фантастический фильм. На данный момент канадский режиссер работает над двумя проектами. Первый из них фильм «Дюна», его выход запланирован на 2020 год. Второй — картина «Клеопатра», дата премьеры которой пока не известна.

О своей личной жизни искушенный наградами и вниманием зрителей Дени Вильнев распространяться не любит. Известно, что его первой женой стала актриса Маша Гренон

В этом браке у пары родилось трое детей.

Поскольку графические эффекты были сведены к минимуму, создателям фильма пришлось искать подходящие места для съемок. Так в качестве планеты Каладан с ее бескрайними океанами выступила Норвегия, а вот с Арракисом было сложнее, ведь его пустыни должны быть действительно суровыми, навевающими искренний ужас.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049» (2017)

Наконец, последний на сегодня фильм Вильнева – роскошный сиквел «Бегущего по лезвию». Вообще, взяться за классику – вызов для любого режиссера. Продолжение легендарной антиутопии вновь погружает зрителя в завораживающие городские пейзажи мрачного будущего, полные смога, дождя, неоновых реклам и логотипов корпораций. У Дени Вильнева история величественнее и неторопливее, вместо Харрисона Форда, блейдраннера, который охотился на беглых роботов, бродит грустный Райан Гослинг, который умеет играть молча, одними глазами. Новый герой – одиночка, почти человек без имени, репликант, а значит – инструмент, который обречен убивать себе подобных.

Объемный, насыщенный, названный «a future classic» фильм Вильнева снова говорит о выборе и судьбе, памяти и душе, и репликантах как безвольных рабах. Герой настоящего встречается с героем прошлого, который отказался от погони за бунтующими роботами и вместо этого влюбился в одного из них. Новый герой идет по его стопам, но вместо робота влюбляется в безупречной красоты девушку-голограмму (не трогать – только смотреть), вместо единорога – деревянная лошадка, а вместо дождя – снег.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049» (2017)

Детектив находит останки женщины и идет навстречу прошлому, неизвестности, многозначной и расплывчатой, возвращаясь к воспоминаниям, как персонажи «Пожаров» и «Прибытия», чтобы познать великую истину, то самое «чудо», а потом, как во «Враге», встречает как бы своего двойника, подозревая, что он не тот, кем считал себя всю жизнь. Герой настоящего понимает: герой прошлого во всем прав. Живущий как отшельник Форд смотрит на размышляющего о бытие Гослинга, будто Бог или Его пророк, а Гослинг глядит на Форда так, будто нашел Отца. Воспоминания заставляют детектива верить, что он – избранный, то есть режиссер, как в других своих фильмах, опять обращается к теме знания и восприятия. Кто смотрел «Бегущего», тот понимает: воспоминания и переживания не принадлежат репликанту, и это ведет к потере веры и надежды.

Смакуя каждый кадр, Дени Вильнев показывает историю о поиске правды, страдании и милосердии, судьбе и свободе воли, искусственности и бессмысленности. И хотя монументальное продолжение, от которого трудно оторваться, останется в тени модернистского полотна Ридли Скотта, потому что «Бегущий по лезвию 2049» – кино постмодернистское, ностальгическое. Вильнев, не нарушая стиля, настроения и смыслов оригинала, говорит о революционном начале и, как всегда, о самопознании. «Бегущий по лезвию 2049» – не только картина Роджера Дикинса (вот кто здесь настоящий Бог), но и Дени Вильнева, чьи поглощенные тайной и тьмой, страхом и пустотой персонажи скованы судьбой, будто заперты в клетке, как герой Гослинга, «явственно до жути», чтобы приблизиться к истине.

Если кто-то ещё вдруг не знает, то Вильнев снял отличные картины Прибытие, Бегущий по лезвию 2049 и Пленницы. Казалось бы, он способен на невозможное, разбирается в каждом проекте досконально и с огромной дотошностью, превращая даже самые сложные вещи в понятные каждому.

Теперь перед ним стояла очень сложная задача — экранизировать глубокий и культовый роман. И с ней он справился практически идеально. Однако у меня есть, что сказать. В частности, про сам сюжет.

История рассказывает нам о далеком-далеком будущем начала 10.000-х годов. Самым ценным ресурсом стала специя, только благодаря ей можно совершать далекие космические путешествия. И поскольку это ещё и не самый распространённый ресурс, то и стоит он космических денег.

Планеты вправляются Империей. Герцог Лето Атрейдес (Оскар Айзек) получает от императора задание привести в порядок планету Арракис, где и добывают ту самую специю. На планете правит дом Харконненов во главе с Бароном (Стеллан Скарсгард). Лето соглашается на задание, хотя и понимает, что это только накалит обстановку на и так не очень дружелюбной планете.

С собой Лето берет сына Пола (Тимоти Шамале), чтобы тот помог с политическими делами и впоследствии занял трон отца. Однако все оказывается не так просто (кто бы мог подумать), Пол оказывается избранным, который должен дать отпор Империи.

И тут возникают уже первые вопросы, но озвучивать я их не стану, дабы не захламить рецензию возможными спойлерами.

Проблема в том, что фундаментальных вопросов к сюжету оказывается чересчур много. Я осознаю, что перед нами только первый фильм из нескольких (зависит от успеха картины), и ему нужно только, по большей части, вложить в зрителя основу. Однако любой неудобный вопрос может достаточно быстро обрушить этот фундамент.

Сам финал завершается логично и понятно, он не даёт особого простора для фантазии, закрепляя в мозгу тот факт, что за основу взята книга, и режиссёр идёт четко по ней, не отступая от канона ни на шаг. То есть уже есть выстроенные сюжетные линии, которые будут понятны абсолютному большинству. Они хорошо прописаны, но вопросов всё равно остаётся очень много. И все они касаются именно самой завязки, коей и является этот фильм.

Да, именно так. Перед нами 2,5-часовой пролог, в котором что-то начинает действительно происходить только в последние полчаса. До тех пор Вильнев пытается разжевать, если не все, то очень многое, чтобы было понятно вообще всем. Это огромный плюс, но в попытках углубиться во вселенную режиссёр забывает рассказать о каких-то базовых вещах.

В итоге после выхода из зала не понимаешь, что конкретно тебе показали. Даже не так, общая картина ясна, но некоторые важные детали утеряны.

Ждать каких-то глубинных смыслов не приходится. Сценарий ощущается так, будто фильм снимали просто по книге, чтобы полностью ей соответствовать. Режиссёр не отходит от неё ни на шаг, зачастую теряя основной посыл романа.

Что касается актерского состава, то он безупречен. Не считая нескольких «лишних» персонажей, нам показали действительно растущих героев, за развитием которых хочется следить и сопереживать.

Самого политического конфликта в новинке почти нет, но зато внимание уделяется именно самим персонажам. Понимая то, что это лишь первая часть из возможной трилогии, все равно становится обидно за то, что зрителя целый фильм готовят к чему-то грандиозному, но не дают этому свершиться

По факту выходит некая 2,5-часовая экспозиция. Хотите узнать больше — ждите сиквел

Кадр из фильма «Водоворот» (2000)

Одни называют Дени Вильнева «национальным достоянием Канады и любимчиком фестивалей», другие – самым перехваленным из сегодняшних голливудских режиссеров. Арт-мейнстримное творчество канадца не выделяется остротой и радикальностью. Скорее – разножанровостью. Он дебютировал романтической драмой о девушке, которая после автомобильной аварии хочет ребенка от своего лучшего друга, чтобы как бы переродиться. И друг соглашается на любовь, но только в пустыне. «32-е августа на Земле» (1998) мог снять только молодой дебютант. Фильм получился милым и наивным, зато следующий стал серьезнее. Драма «Водоворот» (2000) – о девушке, которая сбивает человека и скрывается, после чего ее жизнь превращается в хаос, и она решает наложить на себя руки, но остается в живых, чтобы искупить вину. А рассказывает эту трагическую историю умирающая рыба, предрекая: кто убил, будет убит. Картина с символическим названием «Водоворот» – такой же лабиринт жизни и смерти, как и все будущие произведения Вильнева.

В холодной черно-белой драме «Политех» (2009), названной «поэзией печали», Дени Вильнев изображает массовый расстрел в университете. Основанный на реальных событиях «Политех», похожий на «Слона» Гаса Ван Сента, обходит стороной политику, чтобы показать, как пустота, злоба, горе и вина подчиняют человека – темы, которые повторяются в других картинах режиссера, где тоже между тобой и смертью стоишь только ты. Взгляд одного из героев драмы останавливается на «Гернике» Пикассо, как камера Вильнева, пытаясь уловить смысл в бессмысленном и беспощадном. Смерть у Вильнева – не конец истории, потому что всегда остаются следы. «Он мертв, я жива. Он свободен, я нет», – звучит в строках письма выжившей в кровавой расправе.

Родителями Дени стали Николь Демерс и Жан Вильнёв. Он не был единственным ребенком в семье — позже у него появился брат Мартин. Родственники вместе постигали азы режиссуры.

О детстве Вильнёва практически нет информации. Известно, что режиссер не посещал школу. Родители отдали сына в семинарию Св. Иосифа, расположенную недалеко от дома.

Позже молодой человек начал посещать занятия в колледже. Через несколько лет Дени официально стал студентом кинематографического отделения Университета Квебека, находящегося в Монреале.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector