Донатас банионис — биография, новости, личная жизнь
Содержание:
Звания и награды
- Заслуженный артист Литовской ССР (1965)
- Народный артист Литовской ССР (1973)
- Народный артист СССР (1974)
- Государственная премия СССР (1967) — за фильм «Никто не хотел умирать»
- Государственная премия СССР (1977) — за фильм «Бегство мистера Мак-Кинли»
- Государственная премия Литовской ССР (1969)
- Национальная премия Литвы по культуре и искусству (2013)
- Художественная премия ГДР (1973) — за фильм «Гойя, или Тяжкий путь познания»
- Командорский крест ордена Великого князя Литовского Гядиминаса ()
- Большой командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой» ()
- Орден Октябрьской Революции ()
- Орден Трудового Красного Знамени
- Орден Почёта (, Россия) — за большой вклад в развитие театрального и кинематографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
- Орден Дружбы (, Россия) — за заслуги в развитии российского киноискусства и плодотворную деятельность по укреплению международных культурных связей
- Почётная грамота Президента Российской Федерации () — за достигнутые трудовые успехи, значительный вклад в социально-экономическое развитие Российской Федерации, заслуги в гуманитарной сфере, многолетнюю добросовестную работу и активную общественную деятельность
- Медаль имени А. А. Ханжонкова в номинации «За выдающийся вклад в киноискусство» (1999)
- Почётный знак Министерства культуры Литвы «Неси свой свет и верь» (2014)
- Всесоюзный кинофестиваль (Первый приз актёру, фильм «Никто не хотел умирать», Киев, 1966)
- МКФ в Карловых Варах (Приз за исполнение мужской роли, фильм «Никто не хотел умирать», 1966)
- МКФ приключенческих фильмов в Софии (Премия исполнителю главной роли, фильм «Мёртвый сезон», 1969)
- ОКФ «Киношок» в Анапе (Приз «Госпожа удача» имени Павла Луспекаева «За мужество и выдающиеся заслуги в творчестве», 1999)
- МКФ детского кино в Москве (Приз Фонда Ролана Быкова «За многолетнее плодотворное сотрудничество с кинематографистами России», 2004)
- Международная премия и орден «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2004)
- Национальная премия «Серебряный Журавль» (2008) — за жизненный вклад в киноискусство
- Академик Международной Академии театра (2002)
- Почётный гражданин Паневежиса (1999).
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ
Ольга Рябикова какое-то время ухаживала за актером Смерть супруги сильно сказалась на здоровье актера: тут же начались проблемы с сердцем, после курса лечения ему установили кардиостимулятор. Переживал Банионис и из-за угасшей популярности — раньше его узнавали на улицах, просили автографы, а теперь все словно забыли о заслугах литовской звезды… «Недавно пошел в какое-то учреждение по делам. Там женщина сидит. Смотрит и спрашивает: «Кто вы такой?» — «Банионис». — «Да кто ты такой — Банионис?». Я и ушел. Ну, что поделать — она, видимо, не смотрит кино, — сетовал артист. — В России так не было бы. Там только зайдешь в троллейбус, так сразу: «Ой, садитесь». Я могу и сам билет купить, но это как бы показывает уважение».
Горечь забвения смогла смягчить давняя поклонница актера, Ольга Рябикова. Учительница истории с юности обожала «Солярис» и мечтала познакомиться с кумиром, но судьба свела их только в 2011-м, когда Ольге было за 50, а артисту — 87. Разговоры об искусстве положили начало крепкой дружбе, и Рябикова стала частым гостем в доме звезды. Вскоре женщина и вовсе перебралась к Банионису, что сперва обрадовало его близких: Донатас Юозович ведь целыми днями сидел один, пока сын, невестка и внуки пропадали на работе, а тут появилась бесплатная повариха, нянька и собеседница. Кто-то из приятелей подбросил идею: может, «паре» и вовсе расписаться? Такой поворот родственникам не понравился — вдруг корыстная дама покушается на семейное наследство? «Признаюсь, это забавно слышать. Мне 90 лет, а женщины все еще хотят за меня замуж? Фантастика! А если опять-таки серьезно: напишите, пожалуйста, поклонницам, что предложения руки и сердца я уже не принимаю. К сожалению, жених уже не в том возрасте», — комментировал актер слухи о свадьбе.
В литовском городе Друскининкай установили памятник выдающемуся актеру
Ольга из жизни звезды кино исчезла, а вернувшись домой, узнала, что ее сын болен раком. Все силы женщина бросила на уход за наследником, но о Банионисе не забывала. «Последний раз звонил, с тоской произнес в трубку: «Детям я не нужен. Они хотят, чтобы я умер скорей…». У меня сердце сжалось, — рассказывала Рябикова. — Но вернуться я могу, только если об этом попросят те, кто выгнал».
В июле 2014-го самочувствие актера стало стремительно ухудшаться. Банионис пережил клиническую смерть, а вскоре родственники сообщили, что он находится в больнице Вильнюса в реанимации. Артист узнавал близких, но память уносила его в прошлое: он постоянно спрашивал сына, куда же вышла Она и когда вернется… 2 сентября у звезды случился инсульт, а спустя два дня он скончался в клинике. Знакомые верили: в лучшем мире Донатас Юозович воссоединился со своей единственной любовью.
Смерть
В 2014 году, в сентябре, пожилой Банионис попадает в больницу. Слабое сердце перестало биться – у актера случился инфаркт. Сообщалось, что до этого у Баниониса летом уже была клиническая смерть. Тогда Донатаса удалось спасти.
4 сентября 2014 года он скончался в больнице. Актеру было 90 лет. Семья Баниониса принимала соболезнования от многочисленных поклонников и от президента Литвы.
Могила Донатаса Баниониса
От имени литовского народа Даля Грибаускайте сообщила, что потеря великого актера невосполнима для страны. Благодаря Банионису Литва прославилась в мире кинематографа.
Банионис прожил долгую жизнь, в крепком браке, с любимой работой. В его биографии не наблюдалось кризисов. Трудолюбие Донатаса и постоянная тяга к знаниям способствовали становлению сильной и талантливой личности.
Взросление
В 1929 году отец Донатаса Баниониса уехал искать лучшей доли в далекой Бразилии. Правда, счастья он там не нашел и через год вернулся домой. Пока его не было, Она Баненене с детьми практически нищенствовали и жили впроголодь. После встречи взаимоотношения родителей Донатаса разладились, и в 1934 году их семья окончательно распалась после нескольких безнадежных попыток воссоединения.
Когда Юозас нашел работу и обустроился, Она привела к нему Донатаса и оставила его жить с отцом, к тому времени ставшим известным и востребованным в Каунасе портным. Поэтому жили они вполне неплохо.
Через несколько лет Банионис-старший снова женился. В их доме появилась властная Барбора, а вскоре у отца родилась и дочь Ирена.
На фото — Донатас с мачехой Барборой, сестрой Иреной и отцом в 1948 году.
С появлением мачехи и рождением сестры в новой семье отца Донатас Банионис стал чужим в собственном доме.
Учился мальчик хорошо
Школьные учителя первыми обратили внимание на его артистические способности и начали брать Донатаса в школьные спектакли. В то время для юного актера сцена стала той самой дверью, через которую можно было перенестись в мир его мальчишеских мечтаний
В то же время ему открылся удивительный мир кино и совсем иная фантастическая жизнь, лившаяся с экранов послевоенных кинотеатров.
Жена
В личной жизни актера все сложилось достаточно просто. Донатас оказался однолюбом. Его единственной спутницей жизни стала Она Конкулевичюте-Баненене.
Они познакомились в сложные для девушки времена. Шел 1947 год, репрессии были страшной обыденностью страны. Избранница Донатаса была родом из богатой семьи землевладельца. Ее отца и братьев арестовали и отправили на прииски Воркуты. Та же участь ждала и девушку, только что зачисленную в труппу Паневежского драматического театра.
Банионис, чей отец в то время дослужился до парторга, пожалел Ону и предложил ей руку и сердце, чтобы спасти от ареста. Так авантюрно начался их брак, впоследствии счастливо продлившийся 60 лет, до самой смерти Оны.
Донатас говорил о своей любимой супруге:
Свой среди чужих, чужой среди своих
Долгое время актера не замечали создатели советского кино. Впервые на съемочной площадке он появился лишь в 1959 году, сыграв Даусу в кинофильме «Адам хочет быть человеком». Игра Баниониса настолько впечатлила режиссеров, что вскоре без его участия не обошлись съемки многих известных советских фильмов. Первым «звездным» проектом с литовским актером в главной роли стала драма «Никто не хотел умирать».
Сюжет фильма уносит зрителей в 1947 год, когда в литовских лесах прячутся противники советской власти, выходя ночью на свои темные дела. Один за другим убиты председатели четырех сельсоветов. После убийства старого Локиса его четверо сыновей клянутся отомстить за смерть отца. За участие в этом проекте Банионис получил главную награду Киевского кинофестиваля в 1966 году, а спустя год стал обладателем главного приза за исполнение той же роли на кинофестивале в Карловых Варах.
В послужном списке актера значатся такие культовые фильмы, как «Берегись автомобиля», «Операция «Трест», «Маленький принц». Однако, по мнению многих киноведов, свою лучшую роль актер сыграл в 1968 году, появившись на экранах в образе советского разведчика Константина Ладейникова в шпионском фильме «Мертвый сезон».
Представитель СССР, работающий на Западе под прикрытием, узнает, что в одном из научных центров в небольшом приморском городке работает военный преступник – доктор Хасс, проводивший во время войны испытания химического оружия на советских пленных. Задача разведчика – поквитаться с врагом, но как это сделать, если ты не знаешь его в лицо? В основе сюжета присутствуют подлинные факты, а прототипом Ладейникова стал Рудольф Абель.
Некоторые кинокритики убеждены, что не менее звездной в исполнении Баниониса стала роль психолога Криса Кельвина в научно-фантастическом фильме «Солярис». Андрей Тарковский, взявший на себя попытку экранизировать одноименное произведение Станислава Лема, постарался передать зрителям странные и загадочные события, происходящие на удаленной от Земли планете.
В главных ролях актер играл и в таких проектах, как военный фильм «Командир счастливой «Щуки» (образ Виктора Шеркниса); драма «Открытие» (академик Сергей Юрышев); фантастическая комедия «Бегство мистера Мак Кинли» (мистер Мак-Кинли); биография «Бетховен – дни жизни» (Людвиг ван Бетховен); шпионский фильм «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» (журналист Фердинанд Люс); вестерн «Вооружен и очень опасен» (Габриэль Конрой); детектив «Сумка инкассатора» (следователь Алексей Туляков); комедия «Приключения принца Флоризеля» («Клетчатый»); боевик «Крик дельфина» (психолог Бар-Маттай).
Из-за сильного литовского акцента роли Баниониса озвучивали другие советские актеры. Персонажи, сыгранные литовским мастером, разговаривают голосами Александра Демьяненко, Зиновия Гердта, Игоря Ефимова, Георгия Жженова, Петра Шелохонова, Владимира Заманского.
После распада СССР и возникновения нового литовского государства Банионис стал редким гостем в кинематографических проектах. На родине у актера часто брали интервью, награждали премиями, вспоминали былые роли, но в новые проекты почти не звали.
Чтобы окончательно не выпасть из обоймы киноактеров, Банионис соглашался на роли второго плана в белорусских проектах «Без улик», «Проклятый уютный дом», «Шляхтич Завальня или Беларусь в фантастических рассказах»; в российских сериалах «Ниро Вульф и Арчи Гудвин», «Новые приключения Ниро Вульфа».
В литовских фильмах актер принимал участие в драмах «Двор» и «Каунасский блюз». Последним фильмом, в котором снялся Донатас Банионис, стал литовский исторический фильм «Горячее сердце», в котором актер воплотился в Михаила Муравьева.
Детство и юность
Рос Донатас в Литве, в городе Каунасе, где и родился 28 апреля 1924 года. Отец Юозас Банионис также был рожден в Литве. Долгое время зарабатывал на жизнь шитьем, а затем ушел на службу в Кадетский корпус Русской императорской армии, прошел Первую мировую войну. Это оказало влияние на его политические взгляды: Юозас стал одним из известных революционеров-коммунистов.
Актер Донатас Банионис
В 1919 году Юозаса арестовали за организованную забастовку, а затем отправили в ссылку за деятельность против власти. Банионис вернулся в Литву, продолжил работать портным. Во времена советской власти смог закрепиться на должности при администрации.
В Вилкавишкисе Юозас встретил Ону Блажайтите, которая впоследствии стала его женой и матерью двоих детей – дочери Дануты и Донатаса Баниониса. Но их брак распался, мать с Данутой покинули Каунас, а отец остался жить с Донатасом.
Донатас Банионис в молодости
Донатас вспоминает, что с детства рос в атмосфере творчества и музыки. Родители тяготели к искусству и даже пели. Будущий актер обучался профессии керамиста в каунасской школе. Учебу он совмещал с посещением драматического кружка.
Родители относились к увлечениям сына с пониманием, но настаивали на другой профессии. Донатас не упускал возможности сыграть в театре и стать ближе к кино. Мечты о сцене и профессиональном актерском образовании не покидали его. Но в небогатой семье не было средств, чтобы оплатить обучение, поэтому это оставалось только мечтой.
Донатас Банионис
В 1940 году любительский коллектив под руководством режиссера Юозаса Мультиниса преобразовался в профессиональный театр, который вскоре обосновался в Паневежисе.
Донатас Банионис вступил в труппу в 1941 году. Он учился при городском театре и в это время примерял на себя сотни ролей. Банионис играл в спектаклях по произведениям Николая Гоголя, Антона Чехова, Николая Островского, Пьера Бомарше.
Детство
Биография Донатаса Баниониса, литовца по национальности, началась солнечным весенним днем 28 апреля 1924 года. По семейному приданию, мальчик родился не в больнице, а в маленьком деревянном домике Банионисов на Ратушной площади Каунаса. Когда подошло время и Она Баненене приготовилась к родам, в их двор вошел совершенно черный и нелепый для Литвы афроамериканец. Он подошел к окну и громко постучал. От неожиданности и испуга Она тотчас же родила Донатаса. Было ли это правдой или одной из баек фантазера-отца, так и осталось невыясненным.
Через несколько лет Банионисы сняли квартиру в двухэтажном каменном доме на набережной у реки. Маленький Банионис любил подолгу наблюдать за проплывающими мимо него кораблями и мечтать о чем-то большом и неясном, как море, о котором рассказывал отец.
Слева на фото — Донатас Банионис в 1932 году.
Когда будущему знаменитому актеру исполнилось четыре года, мама привела его в театр на спектакль о страданиях Христа. Это было самое первое знакомство нашего героя со сценой, которая удивила и очаровала его на всю жизнь.
Сердечные дела актера
Личная жизнь актера связана лишь с одной женщиной – Оной Баненене. Будущие супруги познакомились в далеком 1947 году. Для Оны те времена оказались тяжелыми – ее отца, богатого литовского землевладельца, и старших братьев арестовали и выслали в Воркуту. Младшая Баненене училась в университете Вильнюса, но, предупрежденная о возможном аресте, уехала из литовской столицы в Паневежис.
Там под другой фамилией (Конкулявичюте) поступила на службу в театр, в котором работал Банионис. Однако бдительность правоохранительных органов не упала – девушке все так же грозил арест. Скорее из сострадания, чем от больших чувств, Донатас, отец которого был парторгом на предприятии, предложил Оне руку и сердце. Бок-о-бок они продолжали работать и в театре.
Любовь пришла намного позже, но оказалась единственной и крепкой. Вместе супруги прожили 60 лет, пока Она не умерла в 2008 году. Свою семейную жизнь актер считал счастливой, пара родила и воспитала двух сыновей – Эгидиюса и Раймундаса.
Старший сын, историк по образованию, умер от онкологической болезни в 1993 году, а младший окончил ВГИК и снимает рекламу и документальные фильмы на собственной киностудии.
Последняя любовь настигла актера в 2011 году, когда возле него объявилась давняя поклонница Ольга Рябинина, взяв на себя обязанности поварихи, домработницы, няни и близкой собеседницы. Донатас даже собирался узаконить эти отношения, но против такого решения восстали его близкие. Ольгу обвинили в попытке заполучить наследство, и Рябинина покинула дом Баниониса.
Летом 2014 года актер пережил клиническую смерть. Вернувшись в реальность, Банионис стал другим человеком. Он плохо воспринимал события и людей, которые его окружали, забывался и жил былыми воспоминаниями, проектируя их на суровую действительность.
В начале сентября того же года актера разбил инсульт и, не приходя в сознание, он умер в в одной из вильнюсских больниц 4 сентября. Донатаса Баниониса похоронили в уголке видных деятелей исскуств на Антакальнисском кладбище.
О жизни и судьбе великого актера снято несколько документальных проектов: «Донатас Банионис», «Другие миры Донатаса Баниониса», «Никто не хотел забывать. Будрайтис, Банионис и другие», «Донатас Банионис. Бархатный сезон», «Донатас Банионис. Я остался совсем один».
Биография
Донатас Банионис родился 28 апреля 1924 года в Каунасе.
Его родители — люди с творческим началом, участвовали в рабочей самодеятельности, хорошо пели.
Окончил Первую ремесленную школу Каунаса по специальности «керамист», во время учёбы занимался в драматическом кружке.
В 1941 году переехал в Паневежис и был принят в труппу Драматического театра, который возглавлял режиссёр Ю. Мильтинис (ныне Драматический театр Юозаса Мильтиниса). В 1944 году окончил студию при Паневежском театре.
С по 1988 год — главный режиссёр, художественный руководитель театра.
В —1984 годах учился в Государственной консерватории Литовской ССР (ныне Литовская академия музыки и театра) (Вильнюс).
В качестве актёра в Драматическом театре Паневежиса работал до 1 января 2001 года, откуда уволился по причине введённой в Литве пенсионной реформы, согласно которой пенсионеры, продолжающие работать, должны либо уйти с работы, либо лишиться пенсии.
Член КПСС с 1960 года. Член ЦК Компартии Литвы. Депутат Совета Союза Верховного Совета СССР 9-го созыва (1974—1979) от Паневежского избирательного округа № 711 Литовской ССР, член Мандатной комиссии Совета Союза.
В 2004 году торжественно отмечалось 80-летие актёра. Актёр увековечен в «Галерее славы» торгового и развлекательного центра «Акрополис» (по итогам голосования посетителей интернет-страницы центра) в Вильнюсе: 28 апреля 2005 года, в связи с 81-летием актёра, была открыта мемориальная доска с отпечатком его руки (скульптор Тадас Гутаускас).
В июле 2014 года пережил клиническую смерть. 2 сентября у него случился инсульт. 4 сентября 2014 года на 91-м году жизни скончался в Вильнюсе. Актёр был похоронен на Антакальнисском кладбище.
Семья
- Отец — Юозас Банионис (Juozas Banionis, 1890—1961), профессиональный портной, литовский политический и профсоюзный деятель, коммунист-революционер, член РСДРП(б), КПЛ, КПСС, сидел в тюрьмах, после Великой Отечественной войны занимал руководящие партийные и государственные посты.
- Мать — Она Блажайтите-Банионене (Ona Blažaitytė-Banionienė, 1900—1977).
- Супруга — Она Конкулявичюте-Банионене (Ona Konkulevičiūtė-Banionienė, 1924—2008), актриса Паневежского драматического театра.
- Дети:
- Сын — Эгидиюс Банионис (Egidijus Banionis, 1948—1993), историк, кандидат исторических наук (1982), доктор гуманитарных наук, директор Литовского Архива Литературы и Искусства (1974—1985), позже начальник отдела археологии Института истории Литвы, специалист по XV—XVI векам, автор нескольких научных трудов, умер от рака в возрасте 44 лет, посмертно награждён Государственной премией Литвы в области науки.
- Сын — Раймундас Банионис (Raimundas Banionis, род. 1957), окончил ВГИК, в 1980—1989 годах — режиссёр Литовской киностудии, снял несколько фильмов. С 1989 года — владелец собственной кинокомпании UAB LITNEK, снимает документальные фильмы, рекламу.
Завербованный
Рассекреченные документы спецслужб изучили представители государственного Центра исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы. Согласно опубликованной выдержке из регистрационного журнала агентов КГБ, в 1970-х годах Комитет государственной безопасности СССР завербовал Баниониса, который к тому времени уже больше 10 лет являлся членом КПСС. В это же десятилетие он был избран депутатом Верховного Совета Литовской ССР.
Разбирая бумаги, литовские исследователи обнаружили в журнале имя и фамилию завербованного актёра, вписанные от руки неизвестным сотрудником.
Банионис имел оперативный псевдоним «Бронюс». Его задачей было предоставление КГБ информации о литовских эмигрантах, проживающих за границей, с которыми артист имел личные и деловые связи. Речь, в частности, шла о поездке в 1970 году в Америку, куда его пригласило эмигрантское объединение Santara-Šviesa. Характеристики Баниониса на этих лиц помогали кэгэбэшникам организовать слежку за эмигрантами, когда те приезжали в СССР. Кроме того, встречаясь с эмигрантскими деятелями, актёр должен был склонять их к позитивному мнению о Советской Литве.
Банионис был в составе агентурной сети с 1970 по 1974 годы, хотя журнал, в котором указана его фамилия, датируется 1987 годом.
После провозглашения независимости Литвы артист не последовал примеру других сограждан и не сознался добровольно в сотрудничестве с КГБ. Однако в 2009 году он рассказывал российской газете «Московский Комсомолец», что по возращении из США писал отчеты для КГБ, в которых ему приходилось «лгать», чтобы не причинить вред «хорошим людям».
«Надо было это делать, иначе бы меня больше за границу не пустили и я бы не мог нигде работать», — утверждал Банионис.
Фильмы
Впервые на экранах зритель увидел Донатаса Баниониса в 1959 году. Он сыграл роль Дауса в фильме «Адам хочет быть человеком». В шестидесятые годы новость о том, что актеры театра Паневежиса стали сниматься в кино, взволновала кинематограф.
Донатас Банионис в фильме «Адам хочет быть человеком»
Экранные роли давались Донатасу тяжелее, чем театральные. В одном из интервью он признался, что почувствовал себя актером кино, воплощая четвертый образ. Но имена некоторых героев всегда на слуху благодаря актерскому таланту Баниониса.
В 1965 году литовская киностудия выпускает картину «Никто не хотел умирать». Там Банионис появляется в роли Вайткуса. Этот образ считается одним из значимых в фильмографии актера. Фильм о «лесных братьях» завоевал популярность как в Литве, так и в СССР, принес славу режиссеру Жалакявичюсу.
Донатас Банионис в фильме «Никто не хотел умирать»
В 1968 году, после премьеры «Никто не хотел умирать», был выпущен черно-белый детектив «Мертвый сезон». Он состоял из двух частей. Раньше советский «Ленфильм» не выпускал подобные ленты, так что этот фильм стал первым в своем роде.
Смелый сюжет, построенный на реальных событиях, рассказывает о советских разведчиках в военное время. Прообраз главного героя Константина Ладейникова, — разведчик Конон Молодый. Режиссер отдал предпочтение Донатасу Банионису из-за внешнего сходства. Савва Кулиш целенаправленно искал человека, который хоть отдаленно похож на Конона.
Донатас Банионис в фильме «Мертвый сезон»
Роль Донатас сыграл прекрасно, но озвучивать его пригласили Александра Демьяненко. Задумка не предусматривала никакого акцента – только чистый русский. Вокруг «Мертвого сезона» ходило много разговоров. Владимир Познер после собственного расследования согласился с достоверностью информации, показанной в картине.
Драма Андрея Тарковского «Солярис», снятая по роману Станислава Лема в 1972 году, еще один шедевр советского кинематографа. Донатас Банионис в роли Криса Кельвина отправляется на планету Солярис, чтобы изучить разумную жизнь чужой земли.
Донатас Банионис в фильме «Солярис»
Тарковский говорил, что основой фильма является нравственность. Картина дает пищу для ума. На одном из Каннских фестивалей «Солярис» получил Гран-при.
Донатас Банионис появился более чем в пятидесяти фильмах. Ему приходилось изображать трагедию, разыгрывать комедию и соответствовать строгой классике. 1978 год ознаменовался еще одной крупной ролью актера: он сыграл Чинкова в фильме «Территория».
Донатас Банионис в фильме «Территория»
В 1980 году Банионис стал главным режиссером театра в Паневежисе и оставался на этой должности восемь лет. Следующая роль досталась актеру в 1992 году в фильме «Без улик».
Упорным трудом Банионис заработал премию «За лучшую мужскую роль». В 1999 году вышел последний фильм с участием Донатаса Баниониса «Двор». Несмотря на постоянные съемки, актер не оставлял театр. Он активно участвовал в постановках, а после назначения на роль режиссера взвалил на плечи заботы о театре.
Театральные вершины Баниониса
Донатас появился на свет в рабочей семье, однако, как утверждал позже артист, его родители обладали творческой натурой, хорошо пели и не отказывались от участия в рабочей самодеятельности. Возможно, артистическую жилку мальчуган получил в «наследство» от близких родственников.
Чтобы прокормить семью (а у Донатаса была еще старшая сестра), отец уехал на заработки в далекую Бразилию. В отсутствии кормильца Банионисам жилось несладко, зарплаты матери, работающей подсобницей в швейной мастерской, едва хватало на хлеб и на керосин для примуса. После возвращения отца из Бразилии семья распалась. Старшая сестра осталась с матерью, которая вскоре вышла замуж второй раз, а Донатас жил с отцом, которому никак не удавалось наладить личную жизнь.
Когда мальчуган повзрослел, то отправился учиться в художественно-ремесленную школу. Во время обучения в Первой ремесленной школе (парень учился по специальности «керамика», поскольку она не пользовалась таким большим спросом, как более престижная профессия слесаря) Донатас увлекся театральным искусством и с удовольствием занимался в драмкружке.
После прихода советской власти в Каунасе был создан профессиональный театр, который поручили возглавить Юозасу Мильтинису. Вскоре театр перебрался в Паневежис, а в 1941 году в этот город переехал и юный Банионис. С тех времен судьба «привязала» артиста к театру. Сначала Донатас окончил театральную студию при паневежиском Драматическом театре, затем почти шесть десятков лет играл на его сцене, а с 1980 по 1988 год даже возглавлял культурное учреждение.
Театр продолжил свою работу даже в условиях немецкой оккупации. Актеры разучивали новые роли и ездили на гастроли по всей Литве. Не тронула артистов и советская власть, вернувшись в Литву после разгрома немцев.
В послужном списке актера несколько десятков главных ролей в популярных спектаклях. Банионис запомнился зрителям в постановках «Севильский цирюльник», «Генрих IV», «Ревизор», «Жорж Данден», «Украденное счастье», «Лжец», «Чайка», «Смерть коммивояжера», «Соломенная шляпка», «Макбет», «Пляска смерти», «Любовные письма», «Самоубийца», «Дальше – тишина».
Из театра артист ушел в 2001 году, после того, как в Литве вступила в действие пенсионная реформа, согласно которой работающие пенсионеры могли получать либо зарплату, либо пенсию. Донатас Банионис выбрал пенсию.
Дети
1948 год подарил Донатасу и Оне их первенца Эгидиюса, а еще через девять лет — младшего сына Раймундаса.
На фото — актер в кругу семьи с женой Оной и сыновьями Эгидиюсом и Раймундасом.
Страстью Эгидиюса была история. Он был человеком с научным уклоном, написал несколько книг, работал в архивах и научных институтах. Однако его жизнь трагически оборвалась от рака, когда ему было всего 44 года. У него осталась дочь, дальнейшим воспитанием которой занялась Она.
Раймундас связал свою жизнь с театром и стал известным в Литве режиссером.
Он владеет собственной кинокомпанией, счастлив в браке и растит двух дочерей и сына.