Эраст гарин

Смерть

За несколько месяцев до смерти Эраст Павлович потерял интерес к жизни, ни с кем не разговаривал, не принимал гостей, постоянно находился дома. Через несколько лет после смерти артиста его жена дала интервью, в котором рассказала о том, как уходил кумир, любимый двумя поколениями.

Актёр скончался в начале осени 1980 года, 4 сентября, в своей рязанской квартире от поглотившей его тоски. По сообщениям советских СМИ причиной смерти артиста стала затяжная депрессия.

Эраст Гарин | Fotohood

Могила Эраста Павловича Гарина находится на семнадцатом участке Ваганьковского кладбища Москвы.

В 2004 году российский телевизионный канал «Культура» выпустил в эфир цикл документальных фильмов «Легенды мирового кино». Один из выпусков посвящен Эрасту Гарину. В 2005 году телекомпания «ДТВ» представила документальную передачу «Как уходили кумиры», посвящённую выдающемуся артисту.

Мама Володи в это время была дома.

— Когда я проводила в тот день Вовку на дачу, почему-то вспомнила про сына одной своей знакомой, — задумчиво произнесла Татьяна Витальевна. — Он утонул весной прошлого года. Эта знакомая говорила мне как-то, что, когда она отправляла сына в тот день, у нее никаких предчувствий не было. Не знаю, почему я про это вспомнила… У Вовки мощный ангел-хранитель был: сын-то у меня и под машину попадал, и травмы у него разные серьезные случались, а он всегда из воды, как говорится, сухим выходил. А в этот раз не получилось. Мне как ночью Мишина мама позвонила и сказала, что Вовка нырнул и не вынырнул, у меня в голове сразу пронеслось: «Погиб». У меня, к сожалению, не было никаких сомнений.

биография

Сын лесничего Павла Эрастовича Герасимова и его жены Марии Михайловны, будущий художник, родился в Рязани. Получив образование в городской гимназии , он поступил в Красную Армию в 1919 году. Он дебютировал на сцене любительского театра гарнизонной части, дислоцированной в Рязани, и взял по этому поводу сценический псевдоним Гарин. Проезжая по Москве со своим театром, в 1921 году он был замечен Всеволодом Мейерхольдом, который пригласил его брать уроки в своих драматических мастерских, которые после многократной смены названия стали Театром Мейерхольда. Опыт, который Гарин приобретает в этой труппе, повлияет на его манеру игры, его пристрастие к сатирической и эксцентричной стороне, близкой к шутовству.

Среди ролей этого периода, принесших ему известность и признание, — Гулячкин в Le Mandat  (ru) (1925) Николая Эрдмана , Хлестаков в Le Revizor (1926) Николая Гоголя и Чацкий в Le Malheur d ‘trop d spirit (1928). по Грибоедову . В целом Эраст Гарин не имел себе равных в гротескных комедийных ролях, играя отрицательных персонажей.

В 1934 году Гарин стал актером театра Пролеткульта под руководством Сергея Эйзенштейна . В том же году Александр Файнциммер предложил ему свою первую роль в кино — адъютанта Каблукова в « Лейтенанте Кидже» . Затем он появляется в собственном фильме — экранизации романа Николая Гоголя « Женитьба», который он обязуется показать на экране при содействии своей жены Хессии Локчиной в 1937 году. После первых показов будут показаны фильмы фильма, признанные образцом формализма уничтожен властями, и последующее исследование, проведенное Гариным с целью найти копию, выпущенную за пределами Советского Союза, никогда не будет успешным.

В 1936–1950 гг. Выступал в Ленинградском театре комедии  (ru), где с 1938 года также стал режиссером. Остальная часть своей театральной карьеры прошла в Национальном театре в качестве киноактера .

Гарин подписывает контракт на создание восьми фильмов в качестве режиссера. Во время съемок последнего из них «Радостные дни Расплюева» (1966, после «Смерти Тарелкина » Александра Сухово-Кобылина ) в результате несчастного случая он потерял один глаз и заметно ухудшилось зрение. С этого момента его карьера в театре и кино пошла на спад, но он по-прежнему работал на киностудии « Союзмультфильм » для озвучивания мультфильмов.

Смерть в Москве на 4 сентября 1980 г., художник похоронен на Ваганьковском кладбище . Его творческое наследие включает сорок фильмов, семь радиошоу, несколько сценариев и озвучку в трех десятках анимационных фильмов.

Озвучивание

После этой работы Эраст Павлович проявил себя как замечательный исполнитель эпизодов в других картинах. За несколько минут зрители успевали запомнить его персонажей. Королем исполнитель побывал еще трижды. В «Каине Тринадцатом» в 1963 Гарин вновь сыграл Короля.

В 1964 он стал монархом в «Обыкновенном чуде» и «Полчаса на чудеса», Не оставлял артист и театр. На столичной сцене он поставил несколько пьес. Занимался артист и режиссер озвучиванием.

Его голосом говорят монархи в мультфильмах 1964 «Храбрый портняжка», «Исполнение желаний» 1957, «Краса ненаглядная» 1958. Главным образом, все герои повторяют персонаж из «Золушки». За период с 1947 по 1978 голосом Гарина заговорили более чем четыре десятка персонажей. Самым известным из них стал Ослик Иа в мультпроекте 1972 «Винни-Пух и день забот».

Состоялся артист и в личной жизни. В 1922 супругой Гарина стала актриса Хеся Локшина. На протяжении всей жизни они шли рука об руку. Союз оказался счастливым во всех смыслах. Все свои сценарии Эраст Павлович писал вместе с женой. Даже в серьезных размолвках Гарин понимал, что не может жить и творить без Хеси.

Артист стал отцом единственного ребенка, дочери Ольги. Последней постановочной и артистической работой известного мастера стала кинокартина «Веселые расплюевские дни» в 1966. Он сыграл Кандида Тарелкина. На съемках артист получил травму. Она стала причиной прекращения им карьеры и режиссера, и актера.

Завершающими киноролями стали в 1971 профессор Мальцев из «Джентльменов удачи» и театральный критик в «12 стульях». Скончался знаменитый артист 4 сентября 1980 года.

Дорога к призванию

Эраст Павлович Гарин(Герасимов) на свет появился 28 октября в 1902 году в Рязанской рабочей семье. Он учился в местной мужской гимназии. Непоседливый ребенок легко усваивал любые знания. Поэтому без труда получал хорошие отметки. После окончания школы семнадцатилетний Эраст отправился на военную службу 

Он играл на сцене военного местного театра, ставшего Первым самодеятельным театром Красной армии. Товарищи говорили, что их коллега на сцене просто горит. Так и родился знаменитый псевдоним, под которым завоевал известность артист.

Дебютной стала маленькая роль в «Сбитенщике», комедии Княжнина. С этой постановкой театр отправился в столицу. На гастролях начинающего перспективного исполнителя заметил Мейерхольд. Он порекомендовал юноше получить образование, пригласил в 1921 на учебу в возглавляемые им Высшие Государственные режиссерские мастерские.

В 1922 Эраст стал актером театра Мейерхольда. Первой значимой ролью молодого исполнителя стал целый десяток персонажей постановки «Даешь Европу». Гарин сыграл в ней шестерых изобретателей, одну изобретательницу, фашиста, поэта из пустыни и убитого рабочего. Молодой человек продемонстрировал изумительный пародийный талант и способности к перевоплощению.

В атмосферу гротеска мейерхольдовских постановок Гарин вписался идеально. Он стал любимым актером мастера. Именно в этих спектаклях зародились будущие отличительные черты «гаринского игрового стиля». С 1925 на Эраста Павловича буквально обрушилась слава. После главной роли в постановке Эрдмана «Мандат» его нэпман Павел Гулячкин превратился в символ остросоциальной сатиры. Смех у зрителей герой вызывал не менее трех сотен раз за спектакль.

Гулячкин из пьесы «Мандат». Первый успех и новая интонация

Роль Павла Гулячкина в пьесе «Мандат» Николая Эрдмана (1925 год) – не просто одна из первых серьезных ролей Гарина, это его «исходный код», настоящая отправная точка его большой карьеры. Именно Гулячкин, молодой человек из мещанской семьи, ждущей, «когда же настанет это старое время», который смотрит на жизнь через дырку, чтобы вовремя в случае чего подстроиться под ситуацию, принес первый громкий успех рязанскому парню.

В образе Гулячкина впервые проявляется то, что Мейерхольд позже назовет «хамелеонством Гарина». Театральные критики с восторгом отмечали, что при всей «мелкотравности» героя образ «приобрёл у Гарина силу бичующей сатиры». Один из критиков насчитал более трёхсот взрывов смеха в зале, и были они вызваны в основном репликами Гулячкина.

Кроме того, именно образу Гулячкина Гарин обязан своим узнаваемым голосом. Дело в том, что на репетициях как раз с ней и возникли у актера проблемы: он не мог подобрать нужную интонацию, и решил спародировать режиссера Эрдмана. Эксперимент оказался столь удачным, что особая манера говорить осталась с Эрастом Павловичем на всю жизнь, делая узнаваемыми его персонажей и его самого в жизни.

Спасти было нельзя

Водолазы искали Володю чуть больше суток. Татьяна Витальевна попросила одного своего состоятельного знакомого проследить за ходом поисков и вызвать лучших спасателей. Это обошлось в 7 тысяч рублей.

— Водолазы потом рассказывали, что дно было частично илистым, а вода мутной, да и глубина, на которую заплыл Володя, оказалась 6 метров, — с горечью говорит Татьяна Вячеславовна, мама Миши. — Мало того что вода сама по себе была тогда холодной, там еще и родники пробивались. Как установили эксперты, у Володи начались судороги ног и почти сразу он потерял сознание. На такой глубине и на таком расстоянии от берега его при всем желании не удалось бы спасти. Пока водолазы ныряли, кто-то пустил слух, будто на другом берегу озера ночью видели светловолосого босого мальчика в одних джинсах, который шел в сторону города. Сначала поверили в эту версию — всем просто хотелось ухватиться хоть за какую-нибудь ниточку надежды. Подумали: может, он на кого обиделся. Но, честно говоря, это мало походило на правду. Вовка в тот день, да и всегда, был жизнерадостным. Тогда он очень ждал приглашения из Москвы на просмотр готового фильма…

Днем 26 июня Володю нашли. Лицо было спокойное, казалось, он просто спит. Погребальную панихиду отслужил любимый Володин священник — отец Александр. Мальчик часто ходил к нему в церковь на службу. У них было полное взаимопонимание. Батюшка почти каждый день приходит к нему на могилу и рисует у изголовья гроба крест.

Достойные внимания факты

  • Эраст Гарин был единственным из актёров Мейерхольда, позволявшим для себя спорить с Мастером. Последний прощал ему даже негативное отношение к собственной супруге Зинаиде Райх, которую Эраст Павлович считал очень средней актрисой. Из-за чего жена нередко устраивала Мейерхольду разнос. Во время одной из таких сцен с Зинаидой Николаевной случилась истерика. «Ты строишь театр для Гарина!» — орала она супругу. Успокоилась актриса только после того, как Хеся Локшина вылила ей на голову полный кувшин воды. Все же, невзирая на все протесты супруги, отношение Мейерхольда к собственному возлюбленному ученику не поменялось. «Я спешу на репетицию окрылённый, так как ожидаю встречи с Гариным», — гласил Всеволод Эмильевич.
  • Работая над образом Павла Гулячкина, Эраст Гарин никак не мог отыскать подходящую интонацию. В конце концов, его озарило. Он решил говорить на сцене таким же голосом, каким обладал создатель пьесы Николай Эрдман. Задумка так приглянулась Гарину, что с этим известным и неподражаемым, уже не «эрдманским», а «гаринским» голоском он так и говорил до конца жизни — в театре, в синематографе, дома.

Мемуары современников о Гарине

Валентин Гафт говорил:

Во время еще одного съёмочного денька в картине «Русский сувенир», где я играл французского певца, Эраст Павлович Гарин произнес мне: «Молодой человек, не сыграете ли вы у меня роль Учёного в пьесе „Тень“, у меня артист запил». Пьесу эту я не читал, но сходу ответил: «Конечно, сыграю». Он гласит: «Давайте встретимся с вами, побеседуем. Приходите ко мне завтра домой». Сам Гарин приглашал меня домой, я, естественно, явился к нему. Помню, что мы шли к нему в кабинет через какие-то комнатки, комнатки, комнатки… И вот, проходя одну из их, я увидел слева какую-то полудетскую кровать, чуть не с сетью, и там, о Боже, под простынкой, мне показалось, лежит мёртвый человек. Простынка накрывала такое худющее-худющее тело, и мертвенная головка усопшей повисла с кровати. Абсолютный морг. Я прошёл в кабинет, не понимая, как Эраст Павлович не направил на это внимания. Это была его супруга Хеся, именитая его ассистентка, мастер дубляжа. Мы сели, он стал говорить о Мейерхольде, о «Тени», о роли, но мне всё время хотелось сказать: «Знаете, Эраст Павлович, по-моему, у вас там в примыкающей комнате случилось несчастье». Он мне демонстрировал какие-то скульптурки и спрашивал меня: «Знаете ли вы, кто это?» Я гласил: «Это вы». — «Нет, это Мейерхольд». Так, показав штук 6 слепков, он сообразил, что я ни черта про Мейерхольда не знаю. Короче говоря, были назначены 1-ые репетиции, и я ушёл. Потом выяснилось, что Хеся всегда так смотрелась и всё было нормально, она просто прочно спала. Она, кстати, пережила Эраста Павловича на много лет. Естественно, Гарин не явился ни на одну репетицию, а репетировала со мной Хеся, которой я очень не приглянулся..

Биография

Эраст Павлович Гарин появился на свет 10 ноября 1902 года в родильном отделении городской больницы Рязани. С отличием окончив рязанский лицей в 1919 году, Эраст записался добровольцем в ряды региональной Красной Армии.

Талант актёра начал проявляться у Эраста в раннем возрасте. Он выступал на подмостках рязанского гарнизонного театра, играл в комедийном спектакле «Сбитенщик» в постановке Княжнина.

Эраст Гарин | Ностальгия по советскому

Позже в составе труппы начинающий театральный актёр прибыл в Москву, где его талант быстро и по достоинству оценил драматург Всеволод Мейерхольд, взяв парня в свою режиссёрскую мастерскую.

Кино и театр

Успешными оказались образы Хлестакова в «Ревизоре» 1925, Чацкого в грибоедовской комедии 1928. Актерская трактовка заметно отличалась от привычных неожиданностью. Гарин был не просто комедийным исполнителем и эксцентриком. Он поражал лиричностью.

Вся буффонада и эксцентичность появились в игре артиста во время работы в театре Мейерхольда. В начале тридцатых Эраст Павлович прославился как замечательный радиоартист. Выразительный голос сделал исполнителя любимцем всех слушателей.

В 1936 артист оставил любимый коллектив, решив начать карьеру режиссера. В Ленинградском театре комедии он ставил пьесы и играл в них вплоть до 1950. Тягу любимца к творчеству Всеволод Эмильевич поддержал. Гарин сохранил верность учителю и после начавшихся гонений на Мейерхольда.

Первой киноработой Эраста Павловича стала роль в исторической картине «Поручик Киже» в 1934. Ему достался герой адъютанта Каблукова. Киноопыт актеру понравился. Он решился на собственный проект. Выбрал начинающий кинопостановщик гоголевскую «Женитьбу». Фильм снимался в авангардном стиле Мейерхольда по стандартам кинематографа.

Критика премьеру без внимания не оставила. Отзывы варьировались от восторженных до возмущенных. Итогом стало изымание в 1937-1938 всех копий картины с уничтожением негативов. С 1938 артист снова вернулся в театр. Он поставил пьесу «Сын народа». В ней артист блистательно перевоплотился в доктора Калюжного. Критика отнеслась к работе одобрительно.

Успешную постановку решили экранизировать. Однако на главную роль постановщика не одобрил худсовет «Ленфильма». В результате Борис Толмазов копировал Гарина на экране. Вместе с супругой артист переехал в столицу. Он приступил к съемкам на «Союздетфильме» и «Мосфильме». Поначалу его героев зрители не замечали.

Все изменила «Золушка» в 1947. Эрасту Павловичу досталась его самая звездная роль, эксцентричный и очень добрый Король. Картина своей популярностью обязана двум гениальным артистам, Фаине Раневской и Эрасту Гарину.

Фильмы

Самой запоминающейся советскому зрителю работой Эраста Павловича в кино стала роль археолога в нелирической комедийной картине «Джентльмены удачи» Александра Серого, по сценарию выдающегося драматурга и сценариста Георгия Данелия.

Фильм года, где Гарин согласился сняться после долгих уговоров его режиссёром, стал лидером советского кинопроката 1972 года, собрав у экранов телевизоров шестьдесят миллионов зрителей, что даже по сегодняшним меркам является абсолютным рекордом.

Эраст Гарин в фильме “Джентльмены удачи” | Кино-Театр

Кроме фильма «Джентльмены удачи», разошедшегося на цитаты, Эраст Гарин запомнился зрителю ролью царя в сатирической постановке «Золушка» Михаила Шапиро и Надежды Кошеверовой – режиссёров киностудии «Ленфильм» по сценарию Евгения Шварца.

В 1950-е годы, после ошеломительного успеха сказочного фильма о Золушке Эраст Павлович Гарин активно сотрудничал с писателем, прозаиком и драматургом Евгением Львовичем Шварцем. Триумф их совместной деятельности – кинолента «Обыкновенное чудо» 1964 года в постановке Эраста Гарина.

Эраст Гарин в фильме “Золушка” | Кино-Театр

Напомним, что в 1978 году, советский кинорежиссёр Марк Захаров повторно экранизировал пьесу Шварца, представив на суд российского зрителя двухсерийную кинокомедию с Александром Абдуловым и тогда ещё начинающей Евгенией Симоновой.

Кроме кинематографии Гарин занимался радиопостановками и режиссёрской деятельностью. Наиболее перспективной его постановкой стала чёрно-белая кинокартина «Доктор Калюжный» – экранизация повести «Сын народа» писателя и драматурга Юрия Германа, автора знаменитой повести о молодости Петра Первого «Россия Молодая».

Дьячок Савелий из «Ведьмы». Признание в Каннах

В 1961 году за роль дьячка Савелия в фильме «Ведьма» (1958 год) по одноименному рассказу Чехова Эраст Гарин получил специальный приз и «особое упоминание» Международного каннского кинофестиваля. Фильм имел триумфальный успех на Западе: кроме награды Гарина, лента получила премию за лучший короткометражный фильм МКФ в Сан-Франциско и специальный приз МТФ в Монте-Карло—61.

Полубезумный, грязный, мучимый ревностью Савелий так поразил жюри, что фильм буквально не оставил шансов другим короткометражкам, вышедшим в это же время. В 30 минутах Гарин смог донести до публики и зрителя весь драматизм ситуации, в которую попадают герои, бредового состояния, в котором живет Савелий, его муки, любви и ненависти.

Начало пути в искусство и театр

Родные места Эраста Павловича – Рязанская губерния. Именно там, 28 октября 1902 года, он появился на свет в семье работника лесного хозяйства Павла Герасимова. Родители души не чаяли в сыне, наверное, поэтому назвали таким редким именем, что с перевода древнегреческого языка означает «любящий». У Эраста была сестра Татьяна.

Как проходили детские годы актера, неизвестно. С отличием окончив гимназию, записался добровольцем в Красную армию. Юного патриота определили в агитбригаду, а позже предложили служить в только что созданном Рязанском гарнизонном театре.

Эраст Гарин в молодости.

Через несколько лет решил стать профессиональным актером и поступил в студию В. Э. Мейерхольда. Позже продолжил обучение в Государственной высшей режиссерской мастерской, параллельно выступая на сцене Московского театра им. В.Э. Мейерхольда. Также повышал свой профессиональный уровень в ГЭКТЕМАСе, а с 1934 года влился в коллектив Рабочего театра Пролеткульта. На тот момент им руководил С.М. Эйзенштейн.

Ближе к 40-м годам переехал в Ленинград. Был актером и режиссером Театра комедии. После войны жил в столице, выступал на сцене Театра-студии киноактера. Кроме этого, самостоятельно поставил несколько спектаклей («Обыкновенное чудо», «Мандат», «Флаг адмирала» и др.).

Примечания и ссылки

  1. ↑ и (ru) Андрей Хржановский , , на izvestia.ru , 2002 г.(по состоянию на 22 февраля 2017 г. )
  2. (in) Элисон Ходж, « Обучение актеров двадцатого века» , Psychology Press,2000 г. , стр.  38
  3. (в) на russia-ic.com (по состоянию на 19 сентября 2016 г. )
  4. ↑ и (ru) Питер Роллберг, Исторический словарь русского и советского кино , Rowman & Littlefield,2016 г. , стр.  263–264
  5. Николай Робертович Эрдман, Беатрис Пикон-Валлен, Le Mandat: пьеса в трех действиях , L’Age d’Homme,1998 г., 207  с. , стр.  11
  6. (in) Мартин Банхэм, Кембриджский путеводитель по театру , издательство Кембриджского университета,1995 г. , стр.  410
  7. (ru) , на ria.ru , 2012 г.(по состоянию на 25 февраля 2017 г. )

Личная жизнь

В одном из интервью советскому журналу «Огонёк» Эраст Гарин рассказал о своей непростой жизни и о том, как ему везло с жёнами. Первой супругой стала Любовь Руднева, сценарист, автор детских книг и рассказов. Отношения Гарина и Рудневой были столь искренними и высокими, что даже развод не помешал их дальнейшему общению.

Эраст Гарин с женой Хесей | Набираем

Второй женой стала Хеся Локшина, с которой Гарин познакомился на экспериментальном курсе. Скромная свадьба навек связала молодых людей. Вскоре у пары родилась дочь Ольга. Других детей у Гарина нет. Кроме супружеских обязательств они постоянно поддерживали друг друга, снимались в одних картинах, играли на одной сцене, жили на скромную заработную плату.

В 1966 году с Гариным случилось несчастье. Эраст Павлович попал в автомобильную катастрофу, из-за которой лишился глаза. Его практически перестали приглашать в фильмы. Режиссёры просто не хотели работать со старым инвалидом, что больно ранило артиста, который на тот момент сыграл десятки ролей в кино и театре.

Эраст Гарин | Открытки

Последней большой работой в сфере кинематографии стала озвучка ослика «ИА» в советском короткометражном мультфильме о приключениях Винни Пуха. Авторов мультфильма привлёк депрессивный, пессимистичный голос постаревшего киноактёра, заставивший детей и юношей советского союза грустить вместе с экранным героем.

Творчество

1925 — «Мандат» Николая Эрдмана — Гулячкин
1925 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Хлестаков
1928 — «Горе уму» («Горе от разума») А. С. Грибоедова — Чацкий
1931 — «Последний решительный» Вс. Вишневского — Жан Вальжан
1938 — «Сын народа» Ю. Германа — Калюжный

1934 — Поручик Киже — Каблуков
1936 — Свадьба — Подвохёсин
1938 — На границе — диверсант Волков
1940 — Музыкальная история — Тараканов
1941 — Боевой киносборник № 7 (снимался, но роль не указана)
1942 — Швейк готовится к бою — Франсуа
1942 — Котовский — певец в ресторане
1944 — Иван Никулин — российский матрос — Тихон Спиридонович
1944 — Свадьба — Жених
1947 — Золушка — Повелитель
1949 — Встреча на Эльбе — капитан Томми
1952 — Ревизор — Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер
1952 — Джамбул
1955 — Неоконченная повесть — Колосков, пациент, дамский мастер-парикмахер
1955 — Фонтан
1957 — Женщина без адреса — дедушка
1958 — Колдунья — дьячок Савелий
1958 — Шли бойцы… — Якоб Гофман
1960 — Российский сувенир — государь Джонс Пидапс, магистр философии, убеждённый ненавистник дам и принципный холостяк
1961 — Алёнка — Витаминыч
1961 — Водяной — Прохор Лыков
1962 — Монета — старый безработный
1963 — Каин XVIII — Каин XVIII
1963 — Жизнеутверждающая катастрофа — Вожачок
1964 — Обычное волшебство — Повелитель
1966 — Весёлые расплюевские деньки — Тарелкин
1968 — Полчаса на чудеса — Его Величество
1970 — Два денька чудес — профессор-экзаменатор института маленьких пакостей
1971 — Джентльмены фортуны — доктор Мальцев
1971 — 12 стульев (режиссёр Леонид Гайдай) — критик в театре
1971 — Если ты мужик…
1973 — Много шума из ничего — Кисель
1973 — Нейлон 100 % — укротитель
1975 — Меняю собаку на паровоз — дирижёр
1975 — Пошехонская старина (снимался, но роль не указана)
1979 — Профессия — киноактёр (документальный)

1947 — Квартет (1947)
1948 — Федя Зайцев — учитель
1950 — Магический клад — арбитр
1953 — Лесной концерт — кот Мурлыка
1955 — Заколдованный мальчишка — гусь Мартин
1956 — Палка-выручалка — Волшебник
1956 — Двенадцать месяцев — Доктор
1957 — Верлиока — Верлиока
1957 — Выполнение желаний — повелитель
1958 — Красота ненаглядная — Правитель
1958 — Спортландия — Матрас-председатель
1958 — Потаенна отдалёкого острова — доктор Бобров
1959 — Легенда о завещании мавра — арбитр
1960 — Человечка нарисовал я — учитель
1961 — Дорогая копейка — Пенс
1961 — Дракон — дедушка мальчугана
1961 — Домашняя хроника
1962 — Одичавшие лебеди — епископ
1963 — Дочь Солнца
1963 — Свинья-копилка — Слон
1964 — Дюймовочка — Рак
1964 — Кот-рыболов — Волк
1964 — Лягушонок отыскивает папу — Рак-отшельник
1964 — Почта — Борис Житков
1964 — Храбрый портняжка — повелитель
1965 — Наргис — Хоруд, властелин вьюг
1965 — Лягушка-путешественница — селезень-вожак
1967 — Слонёнок — Питон
1969 — Возвращение с Олимпа — орёл
1972 — Винни-Пух и денек хлопот — ослик Иа-Иа
1973 — В мире басен — читает текст

1936 — Свадьба
1939 — Доктор Калюжный
1942 — Царевич и нищий
1946 — Синегория
1955 — Фонтан
1964 — Обычное волшебство
1966 — Весёлые расплюевские деньки

1936 — Свадьба
1964 — Обычное волшебство
1966 — Весёлые расплюевские деньки

Экранизации

Евгений Евстигнеев в образе инженера Гарина

В 1965 году на киностудии имени Горького в Москве вышел научно-фантастический фильм «Гиперболоид инженера Гарина» по мотивам романа Алексея Толстого. Роль Гарина там исполнил актер Евгений Евстигнеев, а режиссером фильма стал Александр Гинцбург. Критик советского времени Всеволод Ревич назвал фильм «приключенческим боевиком с поверхностной философией». Другие критики делали упор на то, что черно-белый «Гарин» снят в эстетике американских фильмов «нуар» и необычен и интересен с визуальной точки зрения.

В 1973 году на киностудии «Ленфильм» вышел четырехсерийный мини-сериал «Крах инженера Гарина» с Олегом Борисовым в главной роли. Режиссер фильма — Леонид Квинихидзе. Создатели фильма отказались от масштабной фантастической антиутопии, созданной Толстым. Характеры персонажей фильма изображены «заземленными». Гарин из фанатика с фантастическими планами превращается в человека, который хочет только обогатиться. Зоя, любовница Гарина, из харизматичной авантюристки, которая действует с размахом, превращается в нервную дамочку.

Олег Борисов в роли инженера Гарина

В фильме много отступлений от сюжета романа. К примеру, персонаж Шефер в книге играет второстепенную роль. В фильме же этот человек показан агентом некой организации фашистов, который постоянно влияет на происходящие события. В то же время отношения главных героев переданы в фильме схематично.

Василий Шельга в романе — сотрудник уголовного розыска в Петрограде и советский агент, который занимается устройством пролетарских революций. В фильме же этот герой превратился в начинающего физика, который занят делом инженера Гарина из неких патриотических соображений и научного любопытства, а вовсе не по долгу службы.

Кадр из фильма «Крах инженера Гарина»

Также в экранизации отсутствуют глобальные события, описанные в романе, — мировой кризис, устроенный Гариным, противостояние главного героя и Василия Шельги, мировая революция и прочее. Сам гиперболоид в фильме также не похож на аппарат, описанный в романе.

Личная жизнь

Эраст Павлович слыл стеснительным человеком, но, когда увидел миловидную Хесе Локшину, преодолел этот комплекс, и через несколько дней знакомства предложил выйти за него замуж. К его удивлению и восторгу она согласилась.

Супругов считали замечательной парой, а их творческий союз – идеальным. И все же, счастливый брак дал трещину, и виной была увлеченность Гариным молоденькой писательницей Любовью Фейгельман. В 1938-м году она рожает от актера дочь Ольгу, и становится его официальной женой.

Хесе Александровна невероятно страдала из-за этого: быстро осунулась и перестала вести активный образ жизни. Узнав об этом, Гарина начала мучить совесть. В 1941-м году он развелся с Любовью Саввишной. Бывшая супруга его приняла, никогда не упрекала за измену и не препятствовала общению с дочерью.

Эраст Гарин

В последние годы супруги жили в Рязани. Из-за невостребованности Эраст Павлович быстро сдал, у него была жесточайшая депрессия. Обида настолько поселилась в его душе, что актер перестал говорить, жестами показывая, что ему нужно на данный момент.

Сердце Народного артиста СССР перестало биться 4 сентября (есть предположение, что это случилось 28 августа) 1980 года. Ему было 77 лет. Хеся Александровна без любимого мужа прожила пару лет. Похоронена на Ваганьковском кладбище, возле могила Эраста Гарина.

Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector