«в сериале про ободзинского правды пять процентов»
Содержание:
«ВАЛЕРУ НЕ СЛОМАЛИ!»
— Актер (исполнитель главной роли Алексей Барабаш. — Ред.) абсолютно не похож! — убежден и Игорь Капитанников, многолетний директор Ободзинского. — Какой-то он… неуверенный. А Валера никогда не ходил с опущенной головой. У него была осанка графа! Вальяжная походка. Плечи назад. Прежде чем что-то сказать, помолчит, подумает. Излучал абсолютную уверенность, знал себе цену. И это не высокомерие отнюдь, он просто понимал, что может подарить людям свое творчество, свои песни. Главное, не себя показать на сцене, чем грешат многие сегодняшние звезды, а именно подарить песню людям. В этом смысл… Какие очереди были на его концерты! В километр, это не преувеличение. А с какими светлыми лицами люди выходили из зала после его концертов! Представьте: рабочий приходит с завода, весь грязный, в пыли и поте, уставший. Заходит в душ, смывает с себя эту копоть, грязь, усталость. И как будто уже совсем другой человек перед нами! Так и концерты Валеры. Душу очищали. А в кино ничего этого нет. И актер играет в общем-то сломленного человека, каким Валера никогда не был. Да, переживал. Но его не сломали!
— А за что его «закрывали», не пускали на сцену?
— Он не пел песни про партию, Ленина… Не хотел. Ну если природой заложен был талант петь именно о любви, как пойти против своей природы, против души?! И зрители постоянно говорили Валере: «Спасибо, что тащишь нас из болота ближе к солнцу!» А чиновники не могли простить ему непослушания, «закрывали». Его не пускали на телевидение, он был в черном списке. Его песню буквально душили.
— Но вот это как раз есть в сериале.
— Да, вот эту «властную немилость», как давили талантливого человека, в сериале показали. Хотя бы здесь правда, за что спасибо. Но дальше сплошная выдумка. Коллектив музыкантов, с которыми работал, — какие-то странные люди, дешевый ресторанный вариант. А на самом деле у него всегда были лучшие музыканты! Показали, что Валера поругался со своим первым директором и тот получил инфаркт. Но я уже сказал, что мягкий Ободзинский никогда и ни на кого не повышал голоса. На самом деле у директора был рак в запущенной форме, уходил он очень тяжело. На похоронах я единственный раз в жизни видел, как Валера плачет… Но обиднее всего вот что. Люди, которые смотрят эти фильмы, принимают их за чистую правду. И потом будут говорить: Ободзинский был вот таким, по телевизору же показали. И никак не объяснишь, что в сериале этом правды ну, может, процентов на пять…
Виктория Катаева
Фото из личного архива А. Есениной
Эти глаза напротив
Мини-сериал, Россия / 2016
Жанр:
Российский сериал «Эти глаза напротив» — биографическая драма режиссера Сергея Комарова, рассказывающая о популярном певце советской эстрады Валерии Ободзинском, премьера Первого канала в телесезоне 2016 года. В центре сюжета байопика находится история жизни Ободзинского, некогда самого обычного молодого парня из Одессы, сумевшего благодаря своему таланту стать кумиром миллионов людей: становление артиста, взлеты и падения в его карьере, уход со сцены и период забвения, а затем триумфальное возвращение на сцену.
В главных ролях — Алексей Барабаш, Евгения Брик, Кирилл Сафонов.Сергей Комаров, режиссер сериала:«В жизни Валерия Ободзинского происходило много всего: драма соседствовала с комедией, комедия ― с трагедией. От юношеской легкости и бесшабашности он прошел путь до состояния замкнутости и тотального одиночества. Мы постарались пройти эту дорогу вместе с героем ― вместе с ним улыбаться, вместе с ним горевать. Герой будет меняться, а с ними интонация нашего сериала».
Премьера сериала (РФ): Производство сериала: Оригинальный язык: Количество эпизодов:
АКТЁРЫ И РОЛИ
- Алексей Барабаш – Валерий Ободзинский
- Вячеслав Чепурченко – Валерий Ободзинский в молодости
- Евгения Брик – Белла
- Любовь Аксёнова – Белла в молодости
- Кирилл Сафонов – Зарубин
- Олег Ребров – Зарубин в молодости
- Алексей Нестеренко – Онегин
- Денис Варенов – Симон Кандыба
- Иван Жвакин – Симон Кандыба в молодости
- Мириам Сехон — Анна Есенина
- Борис Эстрин – Борис Моисеевич
- Яна Енжаева – Анжела
- Алексей Боченин – Валерий Гольдберг
- Вадим Норштейн – Давид Дойбан
- Анзор Камариддинов – Муслим Магомаев
- Дмитрий Воздвиженский – Валерий Гольдберг
- Данила Ариков – Давид Тухманов
- Борис Львович – Горкович, директор оркестра Лундстрема
- Сергей Колешня – Валерий Иванович Муратов, руководитель концертной бригады
Также в ролях:
ПРОИЗВОДСТВО СЕРИАЛА
Телесериал снят кинокомпанией «Централ Партнершип» по заказу Первого канала. Работа над проектом началась в июле 2014 года. Съемки сериала проходили в Москве и Подмосковье, а также в Крыму, где удалось найти и задействовать аутентичные концертные залы и стадионы советских времен.
Личная жизнь
Официально Валерий Ободзинский был женат только один раз. В 1961 году он познакомился с Нелли Кучкильдиной, которая и стала его законной супругой. В семье родились две дочери — Анжелика и Валерия. Наталья и Валерий были вместе до середины 80-х, когда кризис в творческой карьере привел не только к потере певцом сцены, но и разрушил семью.
Валерий Ободзинский с дочерью
Некоторое время он жил у давней приятельницы Светланы Силаевой, которая самостоятельно спасла Валерия Владимировича от алкогольной и наркотической зависимости. А затем на его горизонте появилась Анна Есенина, его давняя почитательница, которая стала гражданской супругой Валерия.
Валерий Ободзинский со второй семьей
Именно ей Ободзинский обязан своим возвращением на сцену, так как Анна, работавшая администраторов певицы Аллы Баяновой, безустанно поддерживала мужа и заново «раскручивала» постаревшего певца, организовывая встречи с журналистами и ротацию его песен на радиостанциях.
На пике славы
С полюбившейся слушателям «Восточной песней» связана забавная история, часто упоминаемая в биографии Валерия Ободзинского. Валерий исполнил «Восточную» на одном значимом худсовете. Бдительным членам комиссии пришлись не по душе слова «В каждой строчке — только точки после буквы л…». На кого это авторы намекают? Уж не на Ленина ли, юбилей которого грядет? А может, на Леонида Ильича? Такую двусмысленность ярые советские партократы не могли допустить. Но в этот раз идеологическая машина потерпела поражение, и песня зазвучала в эфире.
Тем временем популярность Валерия Ободзинского стремительно росла. Филармонии Советского Союза мечтали заполучить певца к себе на концерты (всего два концерта столь популярного артиста обеспечивали месячный денежный сбор в кассах). Тиражи выпускаемых пластинок достигали миллионов экземпляров. Официальный гонорар Ободзинского составлял 13 рублей 50 копеек. Еще около 27 рублей составляли всяческие надбавки. Опытным организаторам концертов удавалось часть денежных сборов не оформлять официально, «левачить». На пике популярности Ободзинского гонорар маэстро был раз в десять больше, чем зарплата партийного чиновника высокого ранга.
Подобные ухищрения не могли быть не замеченными и не отразиться на карьере и биографии Валерия Ободзинского. Звания заслуженного артиста России он так и не удостоился, вместо этого стал заслуженным артистом Марийской АССР.
Концерты Валерия год были запрещены в СССР. И лишь Василий Шауро, руководитель Отдела культуры ЦК КПСС, которому нравилось творчество Ободзинского, помог вернуться певцу на большую сцену.
https://youtube.com/watch?v=bhrQ8Xz7oZ8
«ОН НЕ БЫЛ ТРАГИЧЕСКОЙ ФИГУРОЙ»
— Меня пригласили на этот фильм в качества консультанта, — рассказала нам последняя жена артиста Анна Есенина, — и я некоторое время честно пыталась объяснить авторам, каким Валерий Владимирович был на самом деле. У меня сохранился его архив. Самое ценное — интервью Валеры на видео, аудио. Он очень хотел выпустить книгу о своей жизни и был предельно честен в ответах. Рассказывал о том, как пробивался на эстраде. Есть (и очень много!) о женщинах, которые были рядом в разные периоды его жизни: первая жена, вторая… Рассказ из первых уст! Искренний, интересный! Ничего не надо придумывать! Я пыталась это объяснить авторам будущего фильма. Предлагала: «Поговорите с Игорем Капитанниковым. Он много лет был директором Валеры, вместе прошли огонь и воду!» Мне нужно было только одно — чтобы об артисте, который был и остается для меня близким человеком, рассказали правду… Но увы. К Капитанникову не поехали. У сценаристов и продюсеров уже сложилось, как я поняла, свое собственное видение биографии и личности артиста. Они меня просто не слышали. Не заинтересовались уникальным архивом. И я отказалась быть консультантом. А зачем? Чтобы просто написали мою фамилию в титрах «для очистки совести»? И понимала, что, скорее всего, буду разочарована фильмом. Так оно и вышло. Самое главное, Ободзинский не был трагической фигурой. Он очень любил жизнь…
Музыка
Большой успех пришел к Валерию Ободзинскому в 1967 году после гастролей по Сибири и Приморскому краю. Закрепила популярность поездка в Болгарию, где певец исполнил ставшую достаточно модной песню «Луна на солнечном берегу». Когда же в конце 60-х вышла первая долгоиграющая пластинка «Поёт Валерий Ободзинский», весь тираж был моментально раскуплен.
Валерий Ободзинский на сцене
Государство обогатилось за счет таланта молодого исполнителя на 30 миллионов, а самому певцу достался гонорар всего лишь в 150 рублей. Финансовая несправедливость будет заботить Ободзинского до конца карьеры. Все последующие диски с записями певца расходились мгновенно. Феноменальный интерес к нему можно объяснить необычной манерой исполнения, бархатным голосом и отменным лирическим тембром.
Причем вокалу Ободзинский никогда не обучался и при пении пользовался скорее врожденным слухом и музыкальным чутьём. Кроме того, следует отметить высокий профессионализм и трудоспособность артиста. Он мог репетировать один куплет по нескольку часов, оставаясь неутомимым в то время, когда музыканты оркестра уже валились с ног.
Валерий Ободзинский с ансамблем
Все это вместе привело к тому, что популярность Валерия Ободзиского в 70-х годах была невероятной. До сегодняшнего дня дошли гремевшие тогда песни «Эти глаза напротив», «Восточная песня», «Листопад», написанные Давидом Тухмановым, «Сколько девчонок на свете» и «Марш десантников», автором которых был Александр Зацепин.
Кроме того, Валерий знакомил советского слушателя с песнями из репертуара «Битлз», Карела Готта, Джо Дассена, Тома Джонса и многих других западных звезд, музыка которых была в СССР практически недоступна. Причем Ободзинский не просто перепевал их песни на русском языке, а придавал этим композициям свой собственный чувственный, страстный и несколько гротескный стиль.
«Владимирыч, дернем по 100?!»
Нет, он не исчез. Жил в Москве. Точнее, существовал. Квартиры у него к тому времени уже не было, семьи — тоже: жена ушла. Жил он во времянке на галстучной фабрике, где работал… сторожем. Пил почти каждый день. Пока в июле 1991 года судьба не послала ему встречу с одной из самых верных и преданных поклонниц — Анной Есениной. «Как только узнала, где он находится, тут же поехала к нему на склад. Когда увидела его, была в шоке. Если бы встретила на улице — не узнала. Его утро начиналось так: «Эй, Владимирыч, дернем по 100 грамм?!» И еще, еще, еще. Он как будто забыл, что был певцом. Говорил: хочу быть простым мужиком. Ему нравилось, что его никто не трогал».
Несмотря на безумную популярность Ободзинского, Анна долгое время понятия не имела, что это за певец. С детства она любила Петра Лещенко, Вадима Козина, Марио Ланца, Лолиту Торрес. А современной советской эстрадой никогда не интересовалась. И когда однажды в середине 70-х подружка позвала ее в Театр эстрады на концерт какого-то Ободзинского, воскликнула: «Ты в своем уме?! Чтоб я слушала какого-то советского певца?!» Но все-таки пошла на концерт. И с того дня начала ходить на все московские концерты Ободзинского. И каждый раз вне зависимости от времени года дарила ему розы.
Валерий и Нелли Ободзинские
Анна Есенина: «Когда я нашла его, мы посидели, выпили. А через два дня он сам мне позвонил: «Деточка, выручай!» Я взяла водку, закуску — и снова на склад! Так я стала ездить к нему регулярно. Потом Валера стал закрывать склад и на ночь приезжать ко мне. А осенью он решил, что ему ни к чему мотаться туда-сюда и вообще ни к чему там работать. Я тогда ездила в качестве костюмера на гастроли с Борисом Рубашкиным. Деньги у меня были. И Валера зажил у меня, как в раю.
На самом деле я нисколько не стремилась, чтобы он жил со мной. И даже некоторое время сопротивлялась этому. Но он хорошо мной сманипулировал. «Вот ты всем помогаешь, — сказал он, — а мне помочь не хочешь». И тут я сломалась. Он ведь совершенно никому не был нужен. Даже собственным дочерям. Младшая Лерка его толком и не знала. Когда в 1979 году Валера разводился с Нелей, она только родилась. Уже потом я их с Анжелкой, его старшей дочерью, сюда приволокла».
Дочь Валерия Ободзинского – Анжела Ободзинская
После появления на свет первой дочери, названной им Анжелой, Валерий Ободзинский попытался избавиться от алкоголизма. Он всё своё свободное время посвящал своей дочке, но вследствие занятости это было очень редко. Окончив школу, девушка пошла по стопам отца, став певицей. В последнее время она исполняет песни, исполненные её отцом.
Анжела счастлива в браке. Её супруг Сергей всячески поддерживает жену в её начинаниях. Их брачным узам уже более тридцати лет. В браке родился единственный сын, который недавно женился.
Дочь Валерия Ободзинского – Анжела Ободзинская отрицательно отнеслась к сериалу о своём великом отце. Она подала в суд на создателей сериала, но потом отозвала иск, говоря, что эти люди, которые опорочили память её отца, сделав его алкашом и наркоманом, будут наказаны высшим судом.
Что-то случилось…
Вплоть до 1975 года такого количества концертов и таких аншлагов, пожалуй, не было ни у кого. На концертах экзальтированные поклонницы бросали в Ободзинского огромные букеты, подарки, украшения. И он принимал это как должное. Но что-то случилось, и… все в одночасье рухнуло.
Павел Шахнарович: «С нами тогда стал работать конферансье Алов — наркоман и пьяница, который так и говорил: «Самый счастливый день у меня будет, когда ты выпьешь водки». И этот день наступил, вернее, ночь. Во время встречи Нового, 1976 года Ободзинский заявил: «Я сейчас выпью водки». Стали его умолять, жена плакала. Но он выпил. И покатилось…»
Михаил Бакальчук: «Мы работали вместе в Запорожье, в Донецке, в российских городах — уже после каких-то скандальных моментов, связанных в его биографии с Москвой. Валерий был не очень частым, но всегда желанным гостем в Одессе. Выступал в филармонии, в зале Русского театра. Не люблю вспоминать негативные моменты, но… Уже тогда Валерий был… никакой. В Запорожье первое отделение прекрасно отработали «Красные маки». Антракт, во втором должен петь Ободзинский. Вхожу в его гримуборную и говорю: «Валера, готовься: через 15 минут — выход». Он смотрит, не реагирует. Я повторил — ноль эмоций. Встряхнул его, а он в ответ: «Миша, ну посмотри, я же даже не кололся. Ну посмотри…» Я приводил его в чувство пощечинами, а он повторял одно и то же. Очевидно, таблеток наглотался».
Павел Шахнарович: «В Омске я положил его в психушку под чужой фамилией. На концерты его привозила медсестра, затем увозила ночевать в больницу. Я следил, чтобы он не выходил на сцену пьяным, сидел с ним в гримерной. Но однажды вышел ненадолго. Смотрю — он вышел пьяным на сцену. Как-то оставил его в гостинице, номер запер на ключ, а вещи перенес в свой номер, чтобы он не сбежал. Прихожу — он пьяный. Оказалось — стал стучать, пришла горничная, он и велел принести ему коньяк».
Все чаще и чаще запои случались во время гастрольных поездок. Объявив: «Я уезжаю к бабушке в Одессу» (он говорил это всегда, когда напивался, даже когда бабушка умерла), — Ободзинский исчезал. Его все перестало интересовать. Он деградировал на глазах. Звонил знакомым, говорил какие-то странные вещи. Однажды позвонил Шахнаровичу: «Я звоню тебе из Сергиевой лавры. Я — святой».
В конце концов Шахнаровичу все это надоело и он ушел. Вскоре разбежались музыканты…
Аркадий Астафьев, трубач, долгое время выступавший с Ободзинским: «Мы приехали в Йошкар-Олу — там было два концерта, успех сногсшибательный! Увы, это был финиш. Возвратились в Москву, сели в аэропорту «Быково». Вся группа вышла, а Валерий не мог покинуть салон самолета. Я его тащил на себе, затем вызвал такси и довез домой… В 1983-м Ободзинский осилил всего один концерт в Москве, а в 1986-м ушел со сцены и исчез».
Дочь Валерия Ободзинского – Валерия Панина – Ободзинская
Валерия появилась на свет в середине 1978 года. Она младше своей сестры Анжелы на 9 лет. После её рождения возникла некоторая неувязка, приведшая к размолвке её родителей. Но спустя несколько месяцев Валерий Ободзинский признал дочь, которую полюбил так же, как и старшую Анжелу. Девочка с юных лет показывала отличные театральные способности, поэтому пошла учиться в Московский театрально-художественный колледж, после которого год получала образование во МХАТе. Вынуждена была бросить из-за того, что вышла замуж и рождения ребёнка. Обладает отличными вокальными данными, но становиться певицей не желает. Она в течение 15 лет трудится в .
Молодая женщина увлекается написанием стихотворений, часть из которых посвящена её отцу. К примеру, в стихотворении «Пустота» дочь Валерия Ободзинского – Валерия Панина – Ободзинская говорит, что ей очень не хватает отца, который с ней был мягок и нежен.