Фаина георгиевна раневская

Муля, не нервируй меня

Раневская не получила полноценного театрального образования. Тем не менее, создавала такие яркие и запоминающиеся образы второго плана, что затмевала романтических красавиц – главных героинь.

С 1915 года она выходит на сцену провинциальных театров Керчи, Феодосии, Смоленска, Архангельска, позже перебирается в Подмосковье. Затем актрису приглашают в столичный театр имени Моссовета, где она в дальнейшем прослужит долгие годы.

Выбор псевдонима «Раневская» не случаен. Фаина всегда считала, что похожа на героиню пьесы «Вишневый сад», потому что всегда что-то роняла, теряла, страдала от собственной рассеянности. И действительно, в бытовом плане она была совершенно беспомощной. Поэтому для ведения домашнего хозяйства нанимала домработниц.

Все в ее ближайшем окружении знали о сложном характере актрисы. Остроумная, прямолинейная, она не терпела фальши, могла резко осадить режиссера, вследствие чего сменила множество театров.

Дольше всего Раневская прослужила в столичном театре Моссовета, хотя частенько конфликтовала с главрежем Юрием Завадским, критикуя его методы работы. Именно в этом театре были сыграны наиболее значимые и запоминающиеся роли. Позже Фаина Георгиевна скажет «Я переспала со многими театрами, но удовольствия так и не получила».

В кинематограф актриса приходит в 1934 году, сыграв госпожу Луазо в фильме Ромма «Пышка». Но всесоюзная известность обрушивается на нее после выхода в прокат комедии «Подкидыш». Коронная фраза «Муля, не нервируй меня» была придумана самой Раневской.

В фильме «Подкидыш» Фаина Раневская придумала коронную фразу «Муля, не нервируй меня»

Впоследствии, Фаина не раз пожалела о своем экспромте, ведь он сопровождал ее всю жизнь. Мало кто знает, что даже генсек Л.И.Брежнев, вручая Раневской орден Ленина, не смог удержаться и пошутил про Мулю. Фаина гордо ответила, что эту фразу кричат ей вслед уличные хулиганы. Леонид Ильич смутился и попросил прощения у любимой артистки.

За свою творческую карьеру Раневская снялась в 25 фильмах, озвучила несколько мультфильмов, сыграла множество ролей на театральной сцене. Но своей лучшей ролью актриса считала Мачеху из кинофильма-сказки «Золушка». Секрет её популярности кроется не только в артистизме, но и в своеобразной манере поведения, свободе суждений, благодаря чему многие высказывания королевы эпизода превратились в крылатые выражения.

С присущим только ей юмором и сарказмом Фаина Георгиевна превращала собственную жизнь в трагикомический спектакль. Однажды, пожилая актриса упала на обледеневшем тротуаре и невозмутимо потребовала у прохожих поднять ее, добив окружающих фразой – «Народные артистки на улице не валяются»!

Детские годы: буря и натиск

Фаина Георгиевна Фельдман (Раневская – псевдоним, который она взяла от героини чеховского «Вишневого сада» Любови Раневской) родилась 27 августа (15 – по старому стилю) 1896 года в Таганроге. К моменту появления на свет крошки Фанни ее родители Гирш Хаимович и Милька Рафаиловна Фельдман уже растили троих детей – двух сыновей и дочку.

Фаина Раневская в детстве (на фото справа с братом)

Семья Фельдман была зажиточной. Отец, владевший пароходом «Святой Николай», доходными домами и фабрикой сухих красок, все больше приумножал семейное благосостояние. Мать, старательная и усердная хозяйка, вела дом твердой рукой, соблюдая во всем образцовый порядок.

Дом семьи Фельдманов в Таганроге

Фаина уже в самом нежном возрасте проявляла свой необузданный характер: она яростно ссорилась с братьями, которые насмехались над её заиканием, а с сестрой не могла сдружиться, завидуя ее красоте. Малышке Фае часто напоминали, что она нехороша собой. Мысли об этом заставляли ее стесняться своей внешности всю жизнь.

Родители Фаины Раневской

Вдобавок ко всему не ладились дела и с учебой, к которой девочка не испытывала ни малейшего интереса – ей нравилось лишь изучение литературы да иностранных языков, а еще игра на фортепиано и пение. Но ведь требовалось знать кучу всяких других предметов… Так что жизнь маленькой Фанни вовсе не была безоблачной. Тем не менее девочка умела добиваться того, чего ей хотелось. Многие свои детские впечатления Фаина потом использовала при создании сценических образов. В этих воспоминаниях присутствовали манерные дамы, визжащие и гримасничающие на балу в офицерском собрании; злая учительница географии, выгонявшая маленькую гимназистку с уроков; горничные, которые распевали оперные арии, пока мыли оконные стекла ранней весной…

Фаина Раневская (справа) в юности с сестрой Беллой

Желание посвятить себя сцене укрепилось в девочке после двух произведений, ее потрясших, – это немой фильм «Ромео и Джульетта» и спектакль «Вишневый сад».

Все. Цель жизни определилась раз и навсегда.

Театр

Фаина Раневская получила классическое для девушки дореволюционной России домашнее образование. Дополнительно занималась в частной театральной студии. Отец воспринял ее увлечение как блажь: таланта актрисы в младшей дочери он не видел. Робкая и застенчивая, девочка к тому же часто заикалась. Однако любовь к театральным подмосткам заставила 19-летнюю Фаину впервые в жизни проявить твердость и даже непокорность. Словно чеховская героиня, Фаина бредила столицей, театральным вузом, жизнью московской богемы. Отец пришел от ее идеи в ярость, и тогда на собственные средства Раневская купила билет на поезд — в один конец. На вокзале тайком от отца мать успела сунуть дочери несколько смятых купюр.

Увы, столица в биографии Раневской не ждала Фаину с распростертыми объятиями, а приговор комиссии в театральном вузе был ужасен: «Некрасивая и неспособная». Но отходных путей не было, и девушка устроилась в Малаховский дачный театр.

Фаина сняла комнатку на Большой Никитской, куда частенько заглядывали ее новые знакомые: Марина Цветаева, Анна Ахматова, Макс Волошин, Осип Мандельштам, Владимир Маяковский.

Раневская поступила в частную театральную студию и параллельно играла в массовке, колеся с театром по захолустьям. Но деньги быстро закончились, и из студии пришлось уйти. Актриса, занесенная ныне в десятку лучших в мире, так и не получила театрального образования… Мать тайком от отца посылала Фаине деньги. А потом грянула революция, и вся семья Фельдман на собственном пароходе «Святой Николай» покинула Россию. Навсегда. Больше своих близких Фаина не видела никогда.

Нет средств, нет крыши над головой. Кругом все рушится, бунтует, разваливается… Как выжить в такой обстановке? Раневская смирила гордость и обратилась к старинному другу отца, столичному еврею-ростовщику, за финансовой помощью. Но тот отказал: «Дать дочери Фельдмана мало я не могу, много у меня уже нет…» Униженная, Фаина больше никогда и ни у кого ничего не просила. В этот сложный период руку помощи замерзающей и умирающей от голода девушке протянула ее педагог, актриса Павла Вульф. Актриса долгое время жила в ее квартире, и они стали настоящими подругами.

В быту Фаине существовать всегда было трудно. Она не умела считать деньги и экономить, хотя была непритязательна в своих требованиях: скромно питалась, занашивала платья до дыр и всю жизнь спала на узкой тахте. Говорят, единственной слабостью Раневской были ароматные ванны, отдыхая в которых, она непременно пила чай из любимой фарфоровой чашки.

Раневская еле сводила концы с концами, но была вынуждена нанять помощницу по дому: готовить и убирать она так и не научилась. Домработницы постоянно ее обкрадывали, а Фаина Георгиевна делала вид, что не замечает этого. Она всегда относилась к вещам не по-женски мудро: «Ну вот, пальто украли, я зря купила к нему новые сапоги…»

За всю свою жизнь Фаина Раневская не отложила никакой суммы. Если получала большой гонорар, могла тут же раздать его друзьям, которые просили в долг. Дарить подарки знакомым и даже малознакомым людям было любимым хобби актрисы. Гости, выходившие из ее квартиры, проверяли карманы: хозяйка норовила засунуть в них духи, безделушки, купюры — порой последние.

Но как бы ни было трудно, своему актерскому предназначению Раневская ни разу не изменила. Долгое время она не могла найти «свою» сцену. «Я переспала со многими театрами, но так и не получила удовольствия», -скажет Фаина годы спустя. На смену провинциальным театрам пришли московские: Камерный театр, Центральный театр Красной армии, Театр драмы им. Пушкина, Театр Моссовета. В последнем актриса прослужила почти 30 лет. Несмотря на это у нее часто случались конфликты с главным режиссером Юрием Завадским, ставшие основой для анекдотов.

Календарь «Сплетника»: неповторимая Фаина Раневская

27 августа 1896 года в Таганроге родилась Фаина Гиршевна Фельдман. Она же – Фаина Георгиевна Раневская, одна из величайших актрис своего времени.

Маленькая Фаина

Раневская говорила, что не она решила быть актрисой, а профессия всегда таилась внутри нее. Наружу она прорвалась в 1915 году – тогда молодая Фаина уехала из Таганрога в Москву. Но в лучшие театральные училища ей не удалось поступить. Зато ее взяли в Малаховский театр в Подмосковье. Приехав в Москву, Раневская познакомилась с Цветаевой, Мандельштамом, Маяковским. Однако надолго в на тот момент будущей столице она не задержалась – на протяжении 15-ти лет актриса играла в разных театрах, гастролировала по всей стране.

Раневская так и не сумела, как многие другие актеры, найти свой театр. На каждом «рабочем месте» случались какие-то проблемы. Она играла и в Камерном театре (позже – театре им. Пушкина), и в театре Красной Армии, и в театре им. Моссовета. С последним чаще всего ассоциируют имя Фаины Георгиевны. Ее эпизодические герои там зачастую были ярче ключевых персонажей пьес. Например, так случилось со спектаклем «Шторм». В нем Раневская не просто великолепно играла – она даже переписала и переработала слова для своего эпизода. Говорят, что худрук Юрий Завадский снял Раневскую с этого спектакля именно из-за того, что она затмевала остальных актеров. Вообще, у Фаины Георгиевны были непростые отношения с Завадским. В итоге из театра Моссовета ей пришлось уйти в 1955-м. Правда, в 1960-х она вернулась в театр к Завадскому и играла там вплоть до ухода со сцены (Фаина Георгиевна перестала играть примерно за год до смерти).

В кино Фаина Раневская дебютировала в 1934-м году – в фильме Михаила Ромма «Пышка». На съемочной площадке с гениальным Роммом Раневская встречалась и позже, в 1940-м. Она сыграла в его знаменитой драме «Мечта». Ромма Раневская очень уважала, отзывалась о нем с исключительной теплотой.

«Пышка»

В 1939-м Фаина Георгиевна сыграла одну из своих известнейших ролей – в картине «Подкидыш». Знаменитая фраза «Муля, не нервируй меня!» – придумана Фаиной Георгиевной. Впоследствии она о ней даже жалела, в чем признавалась подруге Анне Ахматовой. Раневская сокрушалась, что все ассоциируют ее с «Мулей». Ахматова, кстати, отвечала:

«Сжала руки под темной вуалью» – это мои «Мули»…

Даже Леонид Ильич Брежнев на вручении Ордена Ленина Раневской сказал:

А вот идёт наш Муля, не нервируй меня!

Фаина Георгиевна парировала:

Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!

Генсек оправдался тем, что просто очень любит актрису.

Кадр из фильма «Подкидыш»

Каждая роль Раневской вписана в историю кинематографа – и ее мачеха в «Золушке», и Маргарита Львовна в «Весне», и Елена Тимофеевна в «Осторожно, бабушка!», и другие. Однако при упоминании Фаины Георгиевны в голову приходит, в первую очередь, злополучное высказывание про несчастного Мулю

«Золушка»

«Весна»

«Свадьба»

«Небесный тихоход»

«Легкая жизнь»

«Осторожно, бабушка!»

Фрекен Бок — тоже отчасти детище Раневской. Она озвучивала эту героиню

О Раневской написано множество книг. Особенно много изданий, в которых собраны афоризмы великой актрисы. Один из самых известных – про кино:

Сняться в плохом фильме – все равно, что плюнуть в вечность!

Личная жизнь у Фаины Георгиевны не задалась. Сама она рассказывала, что любила всего один раз. В юности влюбилась в красавца-актера, и как-то раз он сказал, что заглянет к ней вечером. Молоденькая Раневская принарядилась и стала ждать своего «принца». «Принц» явился пьяным и в компании неизвестной дамы. Фаине он сказал:

Деточка, погуляйте где-нибудь пару часиков.

Вот так закончилась первая и последняя любовь Раневской.

Фаина Георгиевна сама признавала, что была очень одинока. Разве что, в начале 1960-х ей было проще – с ней жила ее сестра Изабелла. Однако в 1964-м Белла скончалась от рака.

От одиночества Раневская спасалась работой. Тем не менее, под конец жизни она признала, что не сделала 99 процентов того, что могла. Но даже при этом английская энциклопедия «Кто есть кто» внесла ее в десятку величайших актрис ХХ-го века.

Начало творческого пути

Фаина приехала в Москву с одной-единственной целью – поступить на учёбу в театральную школу. Но ни в одну её не приняли по причине бездарности. С трудом получилось устроиться в частную школу, но и оттуда в скором времени пришлось уйти, так как не было средств на оплату занятий.

На Большой Никитской улице она снимала маленькую комнату, мать всё-таки посылала ей деньги тайком от отца. Здесь она познакомилась с Мариной Цветаевой, Владимиром Маяковским и Осипом Мандельштамом. Через них произошло знакомство Фаины с актрисой Гельцер, которая порекомендовала молодую девушку в подмосковный летний Малаховский театр.

Её задействовали в массовке, но для Фаины уже было огромным счастьем находиться рядом с такими знаменитыми артистами того времени, как Садовская, Певцов, Петипа. Кстати, именно Певцов однажды после спектакля сказал в гримёрной комнате девушкам из массовки, указывая на Фаину: «Вспомните меня, милые барышни, из неё получится настоящая актриса».

На этот период, летних дачных театральных постановок в Малаховке, приходится рождение её псевдонима. Получив очередной денежный перевод от мамы, Фаина вышла из банка, но порыв ветра вырвал у неё из рук купюры и стал уносить. Она смотрела на всё это и сказала: «Грустно, жалко. Но как же красиво они улетают». Проходивший мимо мужчина остановился, проговорив: «Да вы прямо как Раневская из «Вишнёвого сада». Вот так Фанни Фельдман ушла в прошлое, и родилась будущая кинозвезда Фаина Раневская.

После окончания летнего малаховского театрального сезона Фаине снова пришлось искать работу. Куда только не бросала её судьба:

  • Сначала она поработала в Керчи в антрепризной труппе Лавровской. Но вскоре театр распродал весь свой реквизит и гардероб по причине того, что не получал достойных сборов.
  • Фаина перебралась в Феодосию, где попала в труппу к антрепренеру Новожилову, который в конце сезона сбежал из города, не заплатив актёрам.
  • Раневская уехала в Кисловодск, однако работа здесь не приносила никакого морального удовлетворения.

В 1917 году вся семья Фельдманов эмигрировала за границу в Прагу, Фаина осталась в России одна, она уехала в Ростов-на-Дону. Здесь она познакомилась с женщиной, которая не только помогла Фаине пробиться в мир кино, но и стала её надёжным другом на всю жизнь. Это была актриса Вульф Павла Леонтьевна.

Вместе они пережили в Крыму трудные и голодные годы гражданской войны. Как вспоминала потом Раневская, неизвестно как бы они выжили, если б не забота Максимилиана Волошина, который приходил по утрам с рюкзачком на спине и приносил завёрнутую в газетку маленькую рыбку, месиво, называемое хлебом, и с трудом раздобытую в аптеке бутылочку касторового масла.

«Погуляйте, милочка!»: первая любовь как удар судьбы

В Москве она так и не поступила в театральную школу и попыталась брать частные уроки театрального мастерства, а также играла в массовке Малаховского летнего театра. Тогда же ее посетила и первая любовь, которая обернулась тяжкой оплеухой ее самолюбию.

Играя в массовке, юная Раневская до беспамятства влюбилась в одного актера. Статный красавец, покоритель женских сердец – о нем девушка могла только мечтать да вздыхать. И вдруг он сам недвусмысленно напросился к ней в гости. Молоденькая актриса была так неопытна, что не догадалась о готовящейся насмешке: не смея верить в свое счастье, она спустила последние деньги на вино и закуски, накрыла стол, надела самое эффектное платье и стала ждать, замирая от страха. И он действительно пришел, но не один, а с красоткой, которую прижимал к себе. Остолбеневшую девушку он похвалил за накрытый стол и – попросил пару часов погулять. «А я вас здесь подожду», – заявил наглец и выпроводил хозяйку за порог…

В своих воспоминаниях Раневская писала, что это была ее первая и последняя любовь в жизни. Хотя, конечно, это не так: она влюблялась, и не единожды.

В те годы судьба свела ее с будущей примой Большого театра Екатериной Гельцер, которая танцевала в антрепризе Сергея Дягилева. Собственно, именно балерина и устроила девушку на работу в ее первый театр, она уже тогда разглядела в юной актрисе зачатки большого, настоящего таланта.

Гельцер приютила Фаину Раневскую в своем доме и ввела ее в круг людей, о знакомстве с которыми многие могли только мечтать. В то время в Москве было что-то вроде закрытого клуба, куда приходили артисты, поэты, музыканты. Они приводили своих друзей, но для всех остальных попасть в этот закрытый клуб было очень непросто. Балерина познакомила юную Раневскую с Владимиром Маяковским, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом и актером Василием Качаловым, в которого Фаина Раневская позже была тайно влюблена долгие годы. Началось все с того, что начинающая актриса решилась написать ему письмо.

Об этом Раневская вспоминала так: «Интересно, сколько мешков писем от таких ненормальных получал Качалов? Сколько бы ни получал, он ответил, и достаточно быстро. На мое имя у администратора театра были оставлены билеты! А подпись «Ваш Качалов»?! Боже, ради одной этой подписи стоило становиться актрисой и ехать в Москву! Я понимала, что он не мой и это просто вежливость короля, но зацеловала письмо до дыр».

С тех пор у них началась дружба, которая продолжалась долгие годы. Дружба, но – не больше.

В целом, у Раневской всю жизнь не складывались близкие отношения с мужчинами. Она бывала влюблена, и не раз, но ни об одном успешном романе актрисы ничего не известно.

Зато свои нерастраченные чувства, всю страсть натуры она воплотила в своих ролях. Театр был главной любовью всей ее жизни!

Как уходила великая актриса

Раневская скончалась 19 июля 1984 года на 88 году жизни. По сути, она всю жизнь была одинокой, хоть и мечтала создать настоящую семью. Все мужчины, в которых она влюблялась, не любили ее. В итоге своей единственной любовью Фаина называла наставницу Павлу Вульф. Она даже спала на ее неудобной, продавленной, маленькой тахте, чтобы хоть как-то ощутить присутствие женщины.

Так Фаина и умерла в полном одиночестве. Последние годы ее жизни скрашивал лишь пес по кличке Мальчик, дворняга, которую она подобрала на улице. После смерти любимой хозяйки собака прожила 2 года.

Последние годы Фаина Георгиевна жила небогато, хотя у нее была вполне приличная пенсия. Близкие уверяют, что Раневская тратила на ЖКХ, продукты и сигареты (а покуривала она частенько) лишь четверть от получаемых денег. Еще столько же уходило на лекарства и медсестер (у актрисы был сахарный диабет). Еще четверть пенсии уходила на оплату услуг человека, который гулял с ее питомцем, потому что сама она не могла этого делать. Несмотря на то, что денег и так не хватало, Фаина еще часть суммы переводила в Дом ветеранов сцены.

Умерла Фаина в Кунцевской больнице 19 июля 1984 года, причиной стал инфаркт и пневмония. Буквально несколько недель она не дожила до своего 88-летия.

Театр

Далее начался период скитаний и поиска признания среди членов профессионального сообщества. Какое-то время, с 15 по 16-й годы артистка работала в труппе Лавровской.

Фаина Раневская в начале карьеры

Затем в антрепризе П.Л. Вульф. Пока, наконец, не нашла свое место в 1-м Советском театре в Крыму. Здесь перспективная актриса проработала больше 5-и лет.

В течение последующего периода Фаина Раневская трудилась в постановках по классике. В основном, в спектаклях по А.П. Чехову. В том числе «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Иванов» и прочим.

Именно с них началась профессиональная и серьезная карьера женщины, которая все еще зарабатывала репутацию среди коллег и зрителей.

Примечательно, что свой псевдоним артистка взяла после того, как ее сравнили с героиней чеховской пьесы Раневской. Когда она случайно выронила все деньги, которые получила от матери в качестве материальной помощи, и те унес ветер.

Были в послужном списке женщины роли в постановках по мотивам произведений А. Островского, Н. Гоголя, а также Толстого.

Крупной работой того времени и первой действительно серьезной ролью стал образ Маргариты Каваллини в пьесе Эдварда Шелдона «Роман».

Работы артистки в основном были второстепенными, но очень яркими. А талант актрисы делал их еще более запоминающимися.

Спустя несколько лет после начала творческой карьеры, Раневская больше не чувствовала прежней неуверенности. Она набралась опыта и могла двигаться дальше.

В 1917 году после событий революции вся семья Фельдманов отправилась в эмиграцию в Прагу. Контакты с родственниками были окончательно прерваны. Раневская осталась одна. Однако она спокойно переживала это время, отдаваясь работе.

В следующие годы артистка снова стала искать себя. Она успела послужить в театрах самых разных городов: от Баку до Архангельска. Пока, наконец, не вернулась в Москву.

После нескольких лет скитаний, женщина поступила на службу Камерного театра. В 1931 году состоялась премьера постановки «Патетическая соната», где Раневской досталась роль проститутки.

Фаина Раневская в спектакле «Патетическая соната»

Женщина отыграла ее столь убедительно, что поразила публику. Работа артистки оказалась предметом многочисленных обсуждений. В один момент женщина стала невероятно популярной.

С 1935 года Раневская была членом труппы театра Красной армии. Как только началась война, женщина по мере сил старалась поддержать моральный дух военных. Фаина Георгиевна ездила по фронтам, играла в постановках.

Ее бесстрашие не прошло незамеченным, и было вознаграждено медалью «За доблестный труд».

К концу 40-х годов артистка начала служить в театре имени Моссовета. Из-за огромного таланта и профессионального опыта, у нее неоднократно возникали конфликты с режиссерами.

Фаина Раневская на сцене театра

Камнем преткновения стала роль Маньки-спекулянтки в постановке «Шторм». По задумке руководителя это была блеклая и мало чем примечательная роль. Раневская переписала ее под себя, а затем блестяще отыграла.

Образ получился настолько ярким, что зрители приходили только чтобы посмотреть на персонажа. А потом, не дожидаясь окончания спектакля, покидали зал. Режиссер был в ярости. В результате героиню Раневской вырезали из постановки.

Шторм (1962)

Несмотря на все конфликты и проблемы, женщина отдала этому творческому объединению более 20 лет своей жизни. С небольшим перерывом в середине 50-х.

За годы трудов в родном театре она отыграла 10 блестящих ролей, которые надолго запомнились зрителям.

А.Чехов. Драма. Ф.Раневская и Б.Тенин (1960)

Последним местом работы Фаины Раневской стал театр имени А.С. Пушкина, где она успела сыграть еще несколько ролей.

Кино

Непревзойдённые образы создала Фаина Раневская и в отечественном кино.

О ней говорили: «Она – это целая труппа» либо «Актриса до мозга костей». Внутреннюю линию каждой своей роли Раневская продумывала самостоятельно до мелочей. Она создавала образы со всеми психологическими и бытовыми штрихами.

Первый раз зрители увидели актрису в фильме «Пышка», очень колоритной получилась её госпожа Луазо.

Перед самой войной в конце 30-х годов вышло сразу три картины с участием Раневской, они сделали её знаменитой на весь Советский Союз:

  • «Подкидыш»;
  • «Ошибка инженера Кочина»;
  • «Человек в футляре».

Самой лучшей ролью в кино, по мнению зрителей и по признанию самой актрисы, была Мачеха в «Золушке». Сценарист Евгений Шварц настолько обожал Раневскую, что разрешил ей вставлять в тексте свои бесподобные искромётные фразы.

А чего стоят её Свиристинская Зоя Павловна в «Девушке с гитарой», бабушка в фильмах «Слон и верёвочка» и «Осторожно, бабушка!», директор цирка Бранд Ада Константиновна в киноленте «Сегодня – новый аттракцион». И, конечно же, неподражаемая Фрекен Бок в знаменитом советском мультике про Карлсона, говорящая голосом Раневской

И, конечно же, неподражаемая Фрекен Бок в знаменитом советском мультике про Карлсона, говорящая голосом Раневской.

За свои творческие заслуги Фаина Георгиевна была награждена Орденами Знак Почёта, Ленина, Трудового Красного Знамени. С 1937 года Раневская – Заслуженная артистка РСФСР, а в 1961 году ей присвоили звание Народной артистки Советского Союза.

Цитаты

  • Если человек тебе сделал зло, дай ему конфетку. Он тебе — зло, ты ему — конфетку. И так до тех пор, пока у этой твари не разовьется сахарный диабет.
  • Я, как яйца, участвую, но не вхожу.
  • Есть такие люди, к которым просто хочется подойти и поинтересоваться, сложно ли без мозгов жить.
  • Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.
  • Всю жизнь я страшно боюсь глупых. Особенно баб. Никогда не знаешь, как с ними разговаривать, не скатываясь на их уровень.
  • Жизнь — это затяжной прыжок из п…ды в могилу.
  • Если женщина идет с опущенной головой — у неё есть любовник! Если женщина идет с гордо поднятой головой — у неё есть любовник! Если женщина держит голову прямо — у неё есть любовник! И вообще — если у женщины есть голова, то у неё есть любовник!
  • Есть люди, в которых живёт Бог; есть люди, в которых живёт Дьявол; а есть люди, в которых живут только глисты.
  • Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, значит, она понимает, что второго такого дурака она не найдет.
  • Союз глупого мужчины и глупой женщины порождает мать-героиню. Союз глупой женщины и умного мужчины порождает мать-одиночку. Союз умной женщины и глупого мужчины порождает обычную семью. Союз умного мужчины и умной женщины порождает лёгкий флирт.
  • Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению.
  • Думайте и говорите обо мне, что пожелаете. Где вы видели кошку, которую бы интересовало, что о ней говорят мыши?
  • Одиночество — это когда в доме есть телефон, а звонит будильник.
  • Оптимизм — это недостаток информации.
  • Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?
  • Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.
  • Женщина, чтобы преуспеть в жизни, должна обладать двумя качествами. Она должна быть достаточно умна для того, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно глупа, чтобы нравиться мужчинам умным.
  • Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
  • Однажды Раневская поскользнулась на улице и упала. Навстречу ей шел какой-то незнакомый мужчина. — Поднимите меня! — попросила Раневская. — Народные артистки на дороге не валяются…
  • Если у тебя есть человек, которому можно рассказать сны, ты не имеешь права считать себя одиноким… ­
  • Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.
  • Очень тяжело быть гением среди козявок.
  • Настоящий мужчина — это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет — это ее муж.­

Личная жизнь

Фаина Николаевна часто влюблялась — иногда в самых неожиданных персонажей. Так, первым увлечением Раневской стал пожилой таганрогский полицейский, о котором она писала: «В нашем городе очень любила старика, доброго, веселого, толстого грузина-полицмейстера. Дни и ночи мечтала, чтобы полицмейстер, плавая в море, стал тонуть, и чтобы я его вытащила, не дала ему утонуть и за это мне дали медаль, как у нашего таганрогского дворника». Уже живя в Москве, Фаина Георгиевна стала объектом ухаживаний коллеги по театру. Правда, молодой человек обходился без цветов и конфет, ограничиваясь комплиментами. А однажды сам напросился в гости. Раневская волновалась. Накрыла стол, купила бутылку самого дорогого вина. С утра перемыла всю посуду, полы, вытерла пыль раза четыре.

Все-таки в ее девической келье впервые должен был появиться мужчина! Наконец, в назначенный час поклонник явился, но не один. Он пришел с девушкой и с порога бесцеремонно заявил: «Фаина, душечка, погуляйте где-нибудь пару часиков, а? Мы тут у вас пообщаемся…» Любовью всей жизни Фаины Раневской стал известный актер Василий Качалов. История их знакомства была таковой:

Москва, Столешников переулок. Юная Фаина бесцельно бродила по улицам, как вдруг ее сердце замерло: в стеклянной витрине кондитерской она увидела Его — своего кумира, лучшего актера на свете, статного бородатого красавца Василия Качалова. Раневская хотела подойти и познакомиться, но природная скромность и воспитание не позволяли ей этого сделать. Не кинется же она к нему в объятия, как какая-то влюбленная девчонка! А действовать нужно было быстро — момент может быть упущен. И она не придумала ничего лучше, как упасть ему в ноги — в прямом смысле этого слова.

Раневская переусердствовала: падая, ударилась головой о мостовую. Очнулась уже в кондитерской. Она лежала на полу, а голова ее покоилась на коленях перепуганного кумира. Сама не своя от счастья, Фаина снова лишилась чувств. С такого необычного знакомства и началась их дружба.

Конечно, поначалу влюбленной Раневской было непросто наблюдать за интрижками Качалова: он был женат, но часто позволял себе романы на стороне. Фаина прекрасно осознавала, что в число его красоток-любовниц она никогда не войдет. С годами ей стало легче. Она поняла, что интрижки — это ненадолго, а дружба — навсегда. В своем дневнике Раневская напишет: «В своей жизни я любила только двоих. Первым был Качалов. Второго не помню…»

В личной жизни женского счастья Раневская так и не обрела. Она никогда не была замужем, не родила детей. С мужчинами всегда предпочитала только дружить. Представители сильного пола либо были чрезвычайно глупы, либо очень умны и понимали, что до уровня Фаины Георгиевны им еще нужно дорасти.

Как-то, в послереволюционные годы, один красноармеец из числа зрителей прислал Раневской записку с приглашением на свидание. Полное орфографических ошибок послание заканчивалось так: «…и попробуй только не прийтить!» Уже будучи в преклонном возрасте, Фаина Георгиевна шутила, что нужно было сохранить ту записку: «Все-таки не так часто меня приглашали на свидание!»

О личной жизни Раневской практически ничего не известно. Может, потому, что ее на самом деле просто не было, а все время занимала работа. Ходили даже слухи, что актриса ненавидела детей и сделала несколько абортов, что она вообще предпочитала женский пол и ее любовницами были Анна Ахматова и Павла Вульф. Но все эти сплетни ушли в небытие, едва зародившись.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector