Фильмы про гетто 2019
Содержание:
- Черная книга (2006)
- «Операция «Финал»» (2018)
- Тянуть время (Playing for time) 1980
- «Крот истории роет медленно»
- Colors
- Яркость (2017)
- «Я никогда не спрашиваю разрешения, чего можно, а чего нельзя»
- Комедии про негров, чтобы поржать до слез
- “Угроза обществу”
- Основатель (2016)
- «4 дня в мае» (2012)
- «Такая беда свалилась на Землю»
- «Сельма» / Selma
- Лучшие фильмы мотивирующие на успех
- «Неполноценные люди»
- «Репрессии точечные, а страх массовый»
- Начало Войны 1939-1940 год
Черная книга (2006)
Молодая еврейка скрывается от фашистов где придется. В Нидерландах Рахиль знакомится с участником местного движения Сопротивления. На долю девушки выпадает немало испытаний судьбы, и в скором времени она сама примыкает к Сопротивлению. С его помощью Рахиль планирует отомстить немецкому офицеру, убившему ее близких. Картина Пола Верховена, заслужившая высокий рейтинг и множество отзывов зрителей, считается одним из лучших фильмов про Холокост и геноцид евреев.
Оригинальное названиеZwartboekЖанрТриллер, драма, военныйАктерыКэрис ван Хаутен, Себастьян Кох, Том Хоффман…СтранаНидерланды, Германия, Великобритания, БельгияРейтингКинопоиск – 7.7, IMDb – 7.7Возрастные ограничения18+
«Операция «Финал»» (2018)
Фильм рассказывает о поимке Адольфа Эйхмана, офицера гестапо, который заведовал «еврейским вопросом» во Вторую мировую войну. Сценарий драмы основан на мемуарах израильского военного Питера Малкина. Роль Эйхмана сыграл Бен Кингсли. Ранее британский актер играл еврейского вкладчика в фильме «Список Шиндлера». Съемки проходили в Аргентине.
Адольф Эйхман вступил в СС в 1932 году, служил в Дахау, во время войны возглавлял отдел по депортации евреев из Германии, отправку в гетто и концлагеря.
В 1945 году офицер СС пустился в бега, передвигался по Германии с поддельными документами, а потом уехал в Аргентину по чужому паспорту. Спецслужбы знали, где находится Эйхман. Правительство Израиля только наладило отношения с Германией, поэтому поимкой преступника занялся директор «Моссада» и агенты-добровольцы. Автор мемуаров Питер Малкин сам задержал гестаповца.
Эйхмана осудили за преступление против человечества, против еврейского и других народов. Его казнь стала последней в истории Израиля.
- Год: 2018
- Страна: США, Аргентина
- Жанр: военная драма, биография
- Рейтинг: «КиноПоиск» – 6.5; IMDb – 6.6
Тянуть время (Playing for time) 1980
Рейтинг: Кинопоиск – 7,3; IMDb – 7,8
Полуеврейку Фани Гольдштейн-Фенелон отправили в концлагерь Освенцим. Здесь она проходит отбор в женский лагерный оркестр, руководит которым скрипачка Альма Розе. Со временем Фани перевели в хороший барак, где она вкусно питалась и не изнуряла себя тяжелой работой. Вместо этого женщина каждый день вместе с оркестром в течение 8 часов играла для охраны лагеря. Розе пыталась добиться идеального звучания от девушек, так как она понимала, если охране не понравится музыкальное исполнение, то всех женщин ждет верная смерть. Остальные заключенные плохо относились к музыкантшам, считая, что они находятся в «райских условиях». Но счастье девушек длилось недолго…
Интересно: 20 хороших фильмов про подводные лодки.
В годы Второй мировой войны немецкие нацисты истребили более миллиона евреев, которые подверглись пыткам в концлагерях; в списке представлены фильмы, основанные на реальных событиях, рассказывающие про холокост.
«Крот истории роет медленно»
— Гетто стало не только историческим, но и метафорическим понятием. Мы часто употребляем слова «загнать в гетто», «оказаться в гетто». Вообще, гетто в фигуральном смысле существует — или это из серии желтой звезды на актере, которого не пускают в кафе?
— Существует, конечно. Мы употребляем это понятие применительно к тому или иному народу, или той или иной социальной группе. Гитлер воевал с народами. Сталин воевал с социальными группами. Гетто — это символ безысходного одиночества.
— У вас нет ощущения, что сейчас людей образованных, либерально мыслящих загоняют в гетто — или они сами себя загоняют? Начинаются конфликты и свары между своими, потому что выхода вовне просто нет. Я это вижу в жизни. Видите ли это вы?
— Я бы здесь избегал сравнения с трагедией такой мощи. Такого сейчас нет. Мы можем общаться, можем уехать, много чего можем.
— Само собой, не в прямом смысле, а в смысле мировоззренческо-идеологическом: определенные группы людей оказываются в очень узких тисках. Например, ты понимаешь, что ты не в тренде. Сталинизм в тренде, а ты — нет.
— Ну, и плевать. В гробу видать этот сталинизм, сегодня он в тренде, завтра будет не в тренде. История свое возьмет. Исторический ветер дует не в эти паруса, а в наши, я в этом абсолютно убежден. Другой вопрос: «жаль, только жить в эту пору прекрасную» не доказано, что нам придется. История — штука долгая, крот истории роет медленно, но он роет. Здесь мне все ясно, в плане исторических перспектив, где здесь улица вперед, зеленый коридор, а где тупик. Здесь абсолютно все очевидно.
Colors
Colors — кинолента 1988 года режиссера Дэнниса Хоппера. В ней рассказывается о двух полицейских из специального отряда по борьбе с организованной преступностью. Один из главных героев — бывалый офицер Боб Хаджес. Он пытается сотрудничать с бандитами в обмен на предоставление информации. Второй по имени Пенн имеет очень крутой нрав и чрезмерную жестокость к бандитам. У них разные интересы в жизни, разные ценности, но цель одна — остановить насилие на улицах Лос-Анджелеса.
У Пенна даже завязывается роман с девушкой, которая состоит в одной из банд. В киноленте отлично отображена работа полицейских в тот период. С другой стороны, создатели Colors очень стереотипно показали гангстеров.
Яркость (2017)
Рейтинг: imdb: 6.3 КП: 6.5 Жанр: боевик, триллер, фэнтези, криминал Страна: США Актеры: Уилл Смит, Нуми Рапас, Джоэл Эдгертон Режиссер: Дэвид Эйр Длительность: 03:12 Подборки: Орки, Волшебники, Напарники, Эльфы, Собаки, Драконы, Снайперы, Террористы, Магия, Боевые искусства, Выживание, Кунг фу, Гонки, Гетто, Казино, Темные, Легкие, Остросюжетные, Захватывающие, Напряженные, Увлекательные, Неожиданная концовка
Описание сюжета:
В альтернативном Лос-Анджелесе кого только не встретишь — бок о бок с людьми живут эльфы, орки и даже кентавры. Эльфы, правда, немного брезгуют всеми остальными, поэтому устроили себе отдельный район, куда въезд только по пропускам. А вот людям приходится терпеть грубых и склонных к преступлениям орков, те предпочитают селиться в криминальных гетто. Патрульный полицейский Дэрил Ворд вынужден работать в паре с орком-полицейским Джакоби — та ещё невидаль. Как-то Дэрил даже схватил пулю из-за нерасторопности напарника, поэтому не слишком ему доверяет. Однажды их патруль прибывает на вызов и на месте преступления обнаруживает несколько трупов, явные следы использования магии, свидетельницу-эльфийку и некий артефакт. Поскольку теперь за ними начинает охоту полгорода, напарникам предстоит пересмотреть степень доверительности в своих отношениях.
________________________________
Показать трейлер больше
Показать трейлер меньше
«Я никогда не спрашиваю разрешения, чего можно, а чего нельзя»
— Но вы тоже наблюдаете, что сталинизм сейчас отчасти возрождается?
— Не нужно иметь орлиного зрения, чтобы это заметить. Конечно, возрождается. И искусственным, и естественным образом. Я бы сказал, снизу — естественно, как протестное выражение: «Ужо вам! Будет вам Сталин, ворью поганому!» Сверху менее органично, но тоже Сталин для части нашей нынешней элиты есть выразитель представления о прекрасном. Однако они не хотели бы, чтобы он появился в действительности, им есть что терять: звук мотора по ночам возле подъезда слушать никому из них не хочется.
— Вы прямым текстом говорите в фильме то, что сейчас говорить не принято. Например, что в мае 1941 года немцы присутствовали на параде в Москве на Красной площади.
— Там даже картинка есть.
— Но у нас сейчас даже пакт Молотова — Риббентропа не то что отрицают, но говорят: Польша сама виновата, она же участвовала в разделе Чехословакии. Как вам удалось сделать такой честный, прямой и острый фильм?
— Мы не стремились сделать острый фильм. А честно мы стремимся делать всегда. Я не могу сказать, как удалось, потому что нам, слава Богу, по-другому не удается. Я никогда не спрашиваю разрешения, чего можно и чего нельзя. А то так мы дойдем до того, что будем спрашивать, можно ли выйти в туалет. Я стараюсь не ставить начальство в такую нелепую ситуацию и не спрашиваю. Здесь уже вопросы к Олегу Борисовичу Добродееву (генеральный директор ВГТРК — Прим.ред.), который историк сам и очень неоднослойный человек. Все прошло спокойно.
Все фильмы, которые я делал, так или иначе, были показаны в эфире российского телевидения.
Некоторые в два часа ночи, это другой вопрос, но после этого они все равно идут в сеть. Среди этих 97 фильмов и исторических роликов есть, уверяю вас, не менее смелые. Просто времена изменились и понятие смелости тоже. То, что раньше было нормально, теперь воспринимается как дерзость.
— Владимир Лузгин упомянул в соцсетях про раздел Польши в 1939 году, и его приговорили к штрафу в 200 тысяч. Но ведь он утверждал, что просто написал то, чему его учили в школе. Что да, был раздел Польши, был пакт Молотова — Риббентропа о ненападении.
— С его секретными протоколами, что немаловажно. Со второй его частью, сентябрьской 1939 года, — договором о дружбе и границе
Об этом тоже всегда забывают.
— Сейчас, получается, это нужно немножко забыть.
— Сейчас это нужно немножко забыть, да. Но я стараюсь это помнить, потому что это моя профессия.
— Как историку работать в нынешней ситуации?
— У меня, наверное, все-таки немножко особое положение, вследствие каких-то черт моей биографии. Я в полуавтономном режиме работаю на канале, где я провел всю свою журналистскую карьеру.
Комедии про негров, чтобы поржать до слез
Подборка отличных комедий про негров, для тех кто хочет посмеяться до слез!
Дом с паранормальными явлениями (2013) A Haunted House
Малкольм и Киша переезжают в дом своей мечты, но скоро понимают, что там уже проживает демон. Когда Киша становится одержимой, Малкольм обращается за помощью к священнику, экстрасенсу и команде охотников за привидениями.
Дом с паранормальными явлениями 2 (2014) A Haunted House 2
После потери своей возлюбленной Киши в автокатастрофе Малкольм решает начать новую жизнь — жениться на Меган, матери двоих детей. Вскоре начинают происходить странные вещи, и все усложняется, когда вернувшаяся к жизни Киша вселяется в дом по соседству…
Чокнутый профессор (1996) The Nutty Professor
Любовь заставляет страдающего от чрезмерной полноты профессора Шермана Клампа провести над собой смелый эксперимент. Чудодейственный препарат превращает неуклюжего, но доброго и деликатного толстяка в нахального повесу-ловеласа.
Две ипостаси гениального ученого вступают в борьбу за право существования. Неконтролируемые метаморфозы героя порождают множество комических ситуаций.
Не грози южному централу, попивая сок у себя в квартале (1995) Don\’t Be a Menace to South Central While Drinking Your Juice in the Hood
Молодой афроамериканец по прозвищу Пепельница переезжает в Южный Централ, Лос-Анджелес к своему отцу. Пепельница гордится тем, что они с отцом выглядят ровесниками, это, по его мнению, «очень круто». А ещё, он старше своего папы на два года. Гордится он и своей бабушкой, которая в свои-то преклонные годы покуривает и не стесняется крепких словечек. Вскоре Пепельница встречается со своим кузеном по прозвищу Лок Дог.
Этот парень — гангстер, в его личном арсенале не только пистолеты и автомат, но и ядерная боеголовка советского производства — «для самозащиты». Пепельница должен выбрать свой дальнейший путь в жизни: он может быть «просто хорошим чернокожим» или стать «опасным чернокожим», примкнув к банде своего кузена.
Очень страшное кино (2000) Scary Movie
Дрю Деккер разговаривает по телефону с незнакомцем, будто бы попавшим не туда. Очень скоро она понимает, что её собеседник — маньяк, который хочет её убить. Дрю выбегает из дома, по пятам преследуемая маньяком. Девушке почти удаётся убежать, но её случайно сбивает машина отца…
Дом большой мамочки (2000) Big Momma\’s House
Агент ФБР Малькольм Тернер — мастер перевоплощений. Он умён, обаятелен и не существует такого задания, с которым он бы не справился. В этот раз Малкольм входит в роль пожилого азиата для расследования преступлений. Последнее назначение приводит его в маленький южный городок, где он должен поймать матерого грабителя банков, недавно сбежавшего из тюрьмы.
Шалун (2006) Littleman
Главный герой так мечтает стать отцом, что по ошибке принимает находящегося в бегах маленького и похожего на ребенка воришку за своего брошенного сына. Новоявленный папаша и его жена берут «малыша» к себе в дом и начинают всячески о нем заботиться. Тем временем напарник вора, ограбивший вместе с ним ювелирный магазин, пытается выманить его из новой семьи, чтобы заполучить украденный бриллиант…
По теме:
10 лучших комедийных фильмов-пародий20 фильмов про Гетто, ниггеров и чёрные кварталы
5
1
голос
Рейтинг статьи
“Угроза обществу”
Фильм про гетто и банды за 1993 год «Угроза обществу» показывает всю жестокость взросления в гетто, отсутствие воспитания, а также суровость и непредсказуемость улиц. Кинолента была нацелена на молодежь примерно как главный герой кинокартины Кейн, которому по сюжету 18 лет. Экранизация насилия должна была повлиять на неокрепшие умы и сказать им, что гангста-игра не стоит того, что ее участники ставят на кон.
Какого это выходить на улицу и быть каждую минуту под прицелом? Какого это остаться честным человеком в суровых условиях? Где искать выход, когда почти все двери закрыты? Режиссеры одного из лучших фильмов про гетто прекрасно играют на контрасте дня и ночи. Днём бандиты разъезжают по кварталам, ходят на барбекю и навещают родственников. В темное время суток они занимаются своими грязными делами.
Основатель (2016)
На примере создания всемирной сети ресторанов McDonald’s показан принцип – в бизнесе преуспевает не тот, кто классно готовит гамбургеры, а тот, кто ловко их продаёт. Рэймонду Кроку было уже за 50, но коммивояжер продолжал мотаться по стране, предлагая людям миксеры. Однажды поступил заказ на целых шесть позиций этого неходового товара.
Так Рэй познакомился с владельцами локального предприятия быстрого питания братьями МакДональд и увидел в их изобретении богатые возможности. Чтобы создать нынешнюю империю, Рэю пришлось переступить через авторов идеи, не желавших расширять своё дело. Интересный фильм с захватывающим сюжетом, снятый на реальных событиях, стоит посмотреть всем начинающим бизнесменам.
Оригинальное названиеThe FounderЖанрДрама, биографияАктерыМайкл Китон, Ник Офферман, Джон Кэрролл Линч, Линда Карделлини…СтранаСША, ГрецияРейтингКинопоиск – 7.3, IMDb – 7.2Возрастные ограничения16+
«4 дня в мае» (2012)
События разворачиваются в Прибалтике в момент окончания войны. В детском пансионате расположился отряд Красной армии, а неподалеку — подразделение вермахта. Услышав новость о капитуляции фашистской Германии, противники сохраняли нейтралитет. Немцы ждали судно, которое заберет их в Данию. Русские им не мешали.
В приют приехал майор, начальник подразделения, в которое входил отряд красноармейцев. Офицер был пьян после празднования победы в войне и напал на немецкую девушку. Подчиненный капитан не позволил ему надругаться над немкой.
Чтобы избежать позора, майор объявил солдат из приюта изменниками и напал на них с отдельным отрядом. На помощь детям из приюта и заодно красноармейцам пришли немцы. Вчерашние враги сражались вместе. Немцы забрали русских из приюта и детей с собой в Данию.
События драмы вымышлены, хотя создатели опирались на статью историка, якобы записавшего историю из уст маршала Москаленко. Позже выяснилось, что статья была написана для налаживания геополитических связей с Германией.
- Год: 2012
- Страна: Россия, Германия, Украина
- Жанр: военная драма
- Рейтинг: «КиноПоиск» – 5.8; IMDb – 6.3
«Такая беда свалилась на Землю»
— Мне вспомнился артист, который нацепил недавно желтую звезду в знак протеста, что в ресторан не пустили. Возможно ли, что идет какая-то девальвация темы гетто в массовом сознании и ваш фильм из-за этого особенно актуален?
— Да по глупости он ее нацепил, ничего плохого не имел в виду. Не подумал, как говорится. Я бы не сказал, что фильм сейчас актуальнее, чем обычно. Это тема вечная.
— Для вас как для историка в работе над материалом было, наверное, не так много нового. Что потрясло?
— Потрясают всегда детали. Скажем, юденраты — еврейские наместники гетто, работающие по приказу из гестапо. Эти люди должны убить сколько-то, чтобы спасти большинство. Кто они? Нелюди, которые предают своих, или герои? Это очень неоднозначный вопрос, который и не имеет прямого решения.
Конечно, я не знал о том, что гестаповцы снимали кино в Терезине (было снято несколько пропагандистских фильмов о том, как сытно, весело и привольно живется в гетто — Прим. ред.), да и не только там. Это производит впечатление. Монтажом фильма занималась жена (Марина Сванидзе — Прим. ред.). Она — человек с тонкой нервной организацией. Как она это все монтировала, я не знаю.
— Лично меня еще потрясло сочетание огромной истории, которую делают Сталин, Гитлер, Молотов, Риббентроп, — и истории маленькой, человеческой, по которой большая проходится катком. Вы нашли две ветви одной семьи, которые живут по разные стороны океана, но встречаются накануне Первой мировой. Американцы приезжают к литовцам в гости.
— Это сюжет, составленный из роликов семейной хроники, которую нам просто подарил наш товарищ и коллега. Спасибо ему.
Николай Сванидзе
— А потом одни возвращаются домой в Штаты, другие остаются дома в Литве. Всего-то проходит совсем немного времени — и литовская ветвь попадает в ад.
— Да, именно так.
— В этой теме возможно какое-то утешение, какой-то катарсис, как в Яд ва-Шем в Иерусалиме? Ведь когда проходишь сквозь все залы этого музея, сквозь историю холокоста, и выходишь наружу, в Зал имен, то вдруг понимаешь: все то чудовищное, что сделали с этим народом, привело не к его исчезновению, а к его новой славе. Хотели истребить, а вписали в историю до конца времен.
— Вы знаете, я не хочу… Вернее, хочу, но не готов поддерживать оптимистическую ноту, которая звучит в вашем вопросе. Когда убивают такое количество людей, луча света нет. Меня поразило, когда я узнал, что в Бабьем Яру два слоя жертв. Первый слой — это украинские крестьяне и русские, которые умерли от голода во время голодомора 30-х годов. А над ними лежат евреи, которых гитлеровцы казнили в 1941 году. Два слоя уничтоженных людей — по классовому признаку, потому что большевистская власть ненавидела крестьян, и по национальному, потому что гитлеровцы ненавидели евреев. Вот так они побратались в земле.
Крестьянство с тех пор так и не появилось, нет его. От еврейского народа половину уничтожили.
Половину! В этом просвета нет. Шесть миллионов человек с детьми. Они бы все жили.
— Что мы можем сделать перед лицом этой трагедии? Помнить?
— Помнить и рассказывать. Она не имеет оправданий, она не имеет утешений, еще раз повторяю. Так было, и все. Вдруг, ни с того ни с сего, свалилась такая беда на Землю.
«Сельма» / Selma
Alamy/Legion Media
Историческая драма Авы Дюверней о маршах Мартина Лютера Кинга и политика Джона Льюиса в поддержку прав чернокожих в Сельме и Монтгомери 1965 года. Фильм о борьбе против бесправия чернокожих американцев также охватывает события на мосту Эдмунда Петтус, оставшиеся в истории как «Кровавое воскресенье», — 7 марта 1965 года сотни демонстрантов, требующих предоставления избирательных прав чернокожим, пытались пересечь мост во время марша из Сельмы в Монтгомери, но были жестоко избиты местными полицейскими. С событий тех лет прошло много времени, но Льюс до сих пор выступает в Конгрессе за права чернокожих. Смотря этот фильм начинаешь понимать, как мало изменений произошло за полвека.
Лучшие фильмы мотивирующие на успех
Список лучших кинокартин, которые могут помочь добиться желаемого в профессиональной сфере. Это мотивирующие фильмы про успех людей, которые не боялись следовать за мечтой и смогли достичь своей цели.
Социальная сеть (The Social Network)
Фильм основан на реальных событиях. Главный герой — Марк Цукерберг, создатель социальной сети Facebook. Сегодня он один из самых богатых людей на планете, но это не всегда было так. Когда-то Марк был обычным студентом и у него была мечта. Этот фильм показывает весь путь к успеху, одержимость идеей и подводные камни, которые обычно встречаются по дороге.
Уолл-стрит (Wall Street)
Молодой брокер Бад Фокс закончил престижный университет и мечтает о головокружительной карьере. В поисках наставника, который поможет ему осуществить мечту, он сталкивается с Гордоном Гекко. Этот человек без жалости и эмоций открывает главному герою все секреты, которые дают возможность заработать большие деньги на бирже.
В погоне за счастьем (The Pursuit of Happyness)
Кинокартина рассказывает об отце-одиночке, который всеми способами старается выбраться из нищеты, но каждое его решение приводит к еще большим проблемам. Он хватается за каждую соломинку, но в итоге вынужден ночевать с сыном в метро. Последним шансом героя становится стажировка в крупной брокерской фирме. Там, благодаря упорному труду и железной силе воли, он все-таки добивается успеха. Фильм основан на реальных событиях.
Игра на понижение (The Big Short)
Это история про людей, которые смогли заработать деньги во время финансового кризиса. Они сумели распознать грядущий экономический спад до того, как это стало очевидно для остальных. Во время кризиса многие компании разорились, но для кого-то это стало возможностью добиться успеха. Фильм интересно смотреть, он динамичный, с юмором и держит напряжение до конца.
Хористы (Les Choristes)
Фильм переносит нас в послевоенную Францию. В интернате для трудных подростков появляется новый учитель, несостоявшийся композитор. Удивительно, но через какое-то время ребята превращаются из хулиганов в послушных и заинтересованных учеников, которые обожают петь в хоре. Как учителю это удается? Фильм о силе доброты, взаимопонимания и преданности своему делу.
Золото (Gold)
Кинокартина рассказывает историю о современном золотоискателе. Главный герой Кенни Уэллс обычный мечтатель, который безуспешно пытается разбогатеть. Тем не менее, он не собирается сдаваться. Кенни берет себе в напарники геолога, такого же мечтателя, как и он, и отправляется в Индонезию на поиски драгоценного металла. Эта история также основана на реальных событиях.
Области тьмы (Limitless)
Герой фильма в попытках добиться успеха решает принять «волшебную таблетку», которая многократно повышает нейронную активность его мозга. В один момент он становится преуспевающим человеком с солидным счетом в банке. Но все ли так безоблачно, как кажется? Эта кинокартина расскажет о том как ставить цели и принимать решения, а также об их возможных последствиях.
Всегда говори «да» (Yes Man)
Герой фильма известен окружающим скверным характером и умением говорить «нет». Но в один прекрасный день он решает пройти тренинг по самосовершенствованию. Согласно его правилам наш герой теперь вынужден всегда и всем говорить «да». Таким образом, жизнь очень круто меняется и открывается с совершенно неожиданной для него стороны. Прекрасная комедия с сильной мотивацией к переменам в основе.
Кремниевая долина (Silicon Valley)
Это один из самых популярных мотивирующих сериалов, который к тому же приправлен значительным количеством юмора и иронии. Это история о начинающих стартаперах, которые снимают комнаты в одном доме и живут на небольшой доход со своих проектов. Но все кардинально меняется когда один из них придумывает уникальный код сжатия без потери качества файлов.
Предел риска (Margin Call)
Мировой экономический кризис мы видим глазами крупных аналитиков и финансистов. Здесь крутятся огромные суммы денег и любое неверное решение может стоить целого состояния. Герои кинокартины находят выход из, казалось бы, безвыходных и тупиковых ситуаций. Фильм интересен, прежде всего, с точки зрения нестандартного мышления, которое мы видим у главных героев.
«Неполноценные люди»
По словам историков, негативное отношение к евреям и представителям ряда других народов начало формироваться у немецких националистов ещё в XIX веке. На фоне поражения в Первой мировой войне антисемитские и ксенофобские настроения в Германии лишь обострились. Сторонники правой идеологии пытались объяснить проблемы в стране «происками» евреев и иностранцев. При этом использовались труды ряда националистически настроенных европейских философов, социологов и историков, деливших народы на «высшие» и «низшие». Эти взгляды разделяли в том числе и сторонники Национал-социалистической немецкой рабочей партии.
Также по теме
Пролог к холокосту: как Хрустальная ночь повлияла на судьбы немецких евреев
9 и 10 ноября 1938 года по Германии прокатилась волна антисемитских погромов, получившая название Хрустальная ночь. Были разрушены…
Как отметил в беседе с RT доцент ГАУГН Дмитрий Суржик, по мнению нацистских идеологов, позитивными качествами в наибольшей мере были наделены представители так называемой нордической расы — «арийцы», пришедшие из Северной Европы, а негативными — преимущественно выходцы из Азии и особенно евреи.
«Расовая политика нацистов была сформулирована в 1920-е годы, а после прихода в 1933 году к власти Адольфа Гитлера она стала доминирующей в жизни Германии», — подчеркнул в разговоре с RT специалист-историк Музея Победы Александр Михайлов.
По словам Дмитрия Суржика, уже 1 апреля 1933 года нацисты устроили бойкот принадлежащих евреям предприятий, а спустя неделю «неарийцам» запретили быть госслужащими. Затем евреев отстранили от работы в медицинских учреждениях и юридической практике, а также ввели ограничения на образовательную деятельность. Далее последовал запрет на редакторское дело и службу в армии.
- «Хрустальная ночь», Берлин, 1938 г.
«Расовая теория была официально введена в школе, немцев с детского возраста приучали верить в то, что евреи и другие «неарийцы» — это неполноценные люди», — рассказал эксперт.
На новый уровень антисемитская политика вышла в 1935 году, когда на «имперском партийном съезде» в городе Нюрнберге были приняты законы о немецких гражданах и о защите «немецкой крови и чести». Евреи официально лишались права голоса и возможности занимать какие-либо государственные и общественные должности, а также более не могли вступать в брак или интимные отношения с «арийцами».
В 1938 году нацисты перешли к политике вытеснения евреев с территории Германии. В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года бойцы СА, СС и гитлерюгенда устроили погром, известный как «Хрустальная ночь», в ходе которого 91 еврей был убит, сотни ранены, около 30 тыс. отправлены в концлагеря. Разгрому подверглись 267 синагог, 7,5 тыс. коммерческих помещений и сотни жилых домов.
- «Хрустальная ночь», Берлин, 1938 г.
- Flickr
По словам историков, изначально нацисты намеревались выселить евреев из Европы, однако с 1939 года начали обсуждаться планы их физического уничтожения. После начала Второй мировой войны евреев стали свозить в созданные на польских землях гетто — изолированные районы населённых пунктов, напоминавшие концлагеря.
Как отмечают эксперты, дата, когда было принято решение о массовом уничтожении евреев нацистами, до сих пор провоцирует споры в исторической среде.
«Полагаю, что это было связано с разработкой планов войны против Советского Союза. 23 мая 1941 года нацисты создали экономический штаб-пост и приняли директиву по экономической политике на оккупированных территориях, подразумевавшую их разграбление и неминуемую смерть от голода 20—30 млн человек. Согласование этого плана нацистской верхушкой сняло некие психологические барьеры по массовому уничтожению гражданских лиц. И принципиальное решение о проведении массовых убийств евреев и славян, по моему мнению, могло быть принято на совещании в замке Вевельсбург 15 июня 1941 года», — рассказал в интервью RT историк Егор Яковлев.
- Гитлер, Геринг и Гейдрих
- globallookpress.com
По словам Дмитрия Суржика, ещё перед нападением на СССР нацисты создали предназначенные для уничтожения гражданского населения и подчинявшиеся службе безопасности СД айнзацгруппы — нацистские эскадроны смерти, в состав которых, помимо сотрудников самой СД, входили служащие гестапо, уголовной полиции, полиции порядка и войск СС.
31 июля 1941 года вице-фюрер и вице-канцлер Третьего рейха Герман Геринг направил начальнику полиции безопасности и СД Рейнхарду Гейдриху документ, в котором приказывал ему подготовить план мероприятий по «окончательному решению еврейского вопроса». Как отмечают историки, за этой формулировкой скрывалось указание приступить к массовому уничтожению еврейского населения.
«Репрессии точечные, а страх массовый»
— Где вы учились?
— Истфак МГУ. Я был американистом, занимался новейшей историей США. Писал диплом по Уотергейтскому делу.
— За железным занавесом трудно было изучать США, поэтому многие люди уходили в какие-то древние эпохи, там было поспокойнее.
— В древних эпохах тоже было интересно. У меня была любимая моя курсовая работа «Современники про Ивана Грозного». Тема Ивана Васильевича меня всегда увлекала, поэтому я сейчас очень пристально смотрю за тем, что происходит, в том числе, с его историческим образом.
— Он тоже странно трансформируется.
— Ничего не странно, это же аватарка Сталина.
Говорим «Иван Грозный», подразумеваем Сталина, говорим «Малюта Скуратов», подразумеваем Дзержинского или Берию, в зависимости от контекста.
Поэтому куда Сталин — туда Иван Грозный.
— Вас не пугает, что ему теперь ставят памятники?
— Меня больше пугают вещи более современного плана, актуального, а именно репрессии.
— Вы считаете, что можно говорить прямо о репрессиях?
— Репрессии — это не обязательно большой террор, когда за полтора года расстреливают 800 тысяч человек. Главное, что начинается страх репрессий, это еще важнее, чем сами репрессии. Репрессии точечные, а страх уже массовый. Люди боятся.
— Как это может измениться, и может ли? Вы сказали, что для вас совершенно очевидно, что история идет в одном направлении.
— История не умеет включать заднюю скорость. Она, так или иначе, идет вперед.
Все-таки, сколько бы мы ни говорили, что XX век явил образцы страшной, массовой средневековой жестокости, но тем не менее у большей части человечества представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, сегодня отличаются от средневековых. Это хорошо. Пытаться архаизировать эти представления, говорить, что человек ничто, государство все; право ничто, начальник все; разделение властей ничто — это абсолютная архаика, которая не имеет исторических перспектив. Но в обозримом будущем нам придется жить в таких условиях.
— Что вас радует?
— Что есть возможность работать, да. Лично у меня она есть. Я занимаюсь историей, и еще где-то я могу говорить все, что считаю нужным.
— Правду и ничего, кроме правды?
— Так, как я ее чувствую, да. Стараюсь, во всяком случае. Я не претендую на то, что я — носитель истины в последней инстанции.
Фото: Сергей Щедрин
Начало Войны 1939-1940 год
В сентябре 1939 года немецкая армия оккупировала западную половину Польши, так началась Вторая мировая война. Вскоре после этого немецкая полиция вынудила десятки тысяч польских евреев покинуть свои дома и поселиться в гетто, отдавая конфискованное имущество этническим немцам (не евреям за пределами Германии, которые идентифицировались как немцы), немцам из Рейха или польским не иудеям.
Еврейские гетто в Польше, окруженные высокими стенами и колючей проволокой, функционировали как пленные города-государства, управляемые еврейскими советами. Помимо широко распространенной безработицы, нищеты и голода, перенаселенность сделала гетто питательной средой для таких болезней, как тиф.
Одновременно с оккупацией осенью 1939 года нацистские чиновники отобрали почти 70 тысяч коренных немцев, находившихся в таких специализированных учреждениях, как психиатрические больницы и госпитали по уходу за инвалидами, для начала так называемой программы эвтаназии, заключавшейся в отравлении пациентов газом.
Данная программа вызывала множество протестов со стороны видных религиозных деятелей Германии, поэтому Гитлер официально закрыл ее в августе 1941 года. Все же программа продолжала действовать тайно, что привело к катастрофическим последствиям: по всей Европе были убиты 275 тысяч человек, считавшихся инвалидами разных степеней. Сегодня, когда мы можем оглянуться назад по историческому вектору, становится очевидным, что эта программа эвтаназии стала первым экспериментальным опытом на пути к Холокосту.