Тьерри годар: биография, личная жизнь, фильмы с актером
Содержание:
История жизни Жан-Люка Годара
В «Маленьком солдате» (1961) Годар рассказывал о журналисте, которого террористы пытаются использовать в борьбе против подпольной организации алжирских патриотов в Женеве. Однако фильм запретила цензура, и лишь в 1963 году он вышел на экран. Годара обвинили в симпатиях к коммунистам, а лидер французских националистов Ле Пен и вовсе потребовал выслать режиссера из страны. Жан-Люк получал письма с угрозами, а однажды ночью какие-то воинствующие молодчики разбили камнями окно его квартиры на Сен-Дени…
В начале шестидесятых Годар работает много и плодотворно. Он снимает один фильм за другим «Женщина есть женщина (1961), «Жить своей жизнью» (1962), «Карабинеры» (1963), «Презрение» (1963) по А. Моравиа, «Замужняя женщина» (1964), «Отдельная банда» (1964). Годар обретает своеобразный стиль киноповествования, выраженный в динамичном монтаже, частом применении ручной камеры, в использовании натуры вместо павильонных декораций, в нетрадиционной лексике диалогов, в которых уличная речь чередуется с цитатами из литературы.
Годар часто определяет свои фильмы как «музыку, сочиненную при помощи красок», или «социологическое эссе в форме романа». О «новой волне» он писал:
«Я думаю, что кино показывает только любовные истории. В военных фильмах идет речь о любви парней к оружию, в гангстерских — о любви парней к краже… А «новая волна» принесла любовь к кино. Трюффо, Риветт, я сам и еще двое или трое полюбили кино, прежде чем полюбили женщин, деньги, войну…»
Свою жену Анну Карину Годар снял в семи фильмах. Он заставлял ее героинь глупо предавать, легкомысленно изменять и снова возвращаться как ни в чем не бывало.
«Я думаю, что Анна была со мной несчастна, — скажет потом Жан-Люк. — Она никогда меня не понимала и не знала, как играть в моих фильмах. Но была так искренна в своем желании мне помочь…»
С двадцати лет Годар носил черные очки. 14 февраля 1968 года он потерял их в драке с полицией, когда «дети Синематеки» протестовали против смещения Анри Ланглуа с поста ее директора. Потеря очков совпала с обращением «прозревшего» Годара в маоистскую веру. Вечерами он пропадал на занятиях в политических кружках. Вместе с Пазолини Жан-Люк называл свои фильмы «найденными на свалке».
9 июня 1971 года Годар страшно разбился на мотоцикле «Я лечился в больнице два или три года, это была моя собственная гражданская война. Другие воевали во Вьетнаме, я был в больнице». Чуть оправившись, он сделал фильм «Все хорошо» (1972), разрекламированный как возвращение Годара в кино. В этой картине Джейн Фонда должна была играть роль прогрессивной журналистки, Ив Монтан — бывшего члена социалистической партии. Годар не счел нужным познакомить актеров со сценарием, и они ничего не знали ни о своих персонажах, ни об основной идее, ни о содержании фильма. Джейн чувствовала себя растерянной, Монтан же наорал на Годара и ушел, хлопнув дверью. Мир был восстановлен лишь после того, как режиссер все же поделился с ними своими замыслами.
Эта ситуация типична для Годара — режиссера-деспота, который полагал, что «актеры просто-напросто винтики, которые выражают то, что от них требуют… Но они не хотят быть простыми солдатами. Они принимают себя за полковников».
Годар уезжает сначала в Гренобль, потом в Швейцарию, наступают (в сотрудничестве с Анн-Мари Мьевилль) «годы видео» (1973-1979). Годар — первый, кто осмыслил видео как новый вид искусства, принципиально отличный от кино.
Цитаты о Годаре
Жан-Люк Годар на кинофестивале в Каннах. 1997 год
«То, что восхищает в нем больше всего, — это презрение к структуре фильма и даже к самому фильму — своего рода анархическое, нигилистическое презрение» Линч о Феллини, Хичкок об Антониони, Бергман о Тарковском: чему режиссеры учатся друг у друга. Часть II. Cinemotionlab. 9 ноября 2015..
«Талант Годара деконструирует объект — как Пикассо, с которым его очень часто сравнивают, он разрушает то, что делает. Он создает искусство разрушения» Там же..
«Все картины „новой волны“ спрессовались для меня в одну, откуда выскакивают разные персонажи. Из нее только резко выходит Годар. Его фильмы для меня стали неожиданностью, принципиальной неожиданностью. В них все было другое — и монтаж, и герой. Для меня это была маленькая революция. И потом каждый новый фильм Годара становился событием. Когда я снимал во Франции, то даже попросил показать нашей группе все его фильмы. Многих из них не оказалось на кассетах, и нам их показывали в кинотеатре в восемь утра» А. Герман. Новая волна — сорок лет спустя // Искусство кино. № 5. 1999..
«Первый фильм „новой волны“ „На последнем дыхании“ я посмотрел вместе с Андреем Тарковским в Белых Столбах. Это был шок. Годар совершил настоящее открытие в киноязыке, все законы им были нарушены. Такого мы до этого не видели. Да и не только мы — мир не видел. Трюффо, которого посмотрел тогда же, тоже произвел впечатление, но Годар гораздо большее. Удивительный язык, свобода изложения, другое дыхание. Годар был единственным, хотя и Трюффо, и Луи Маль тоже люди талантливые. Но Годар сломал весь синтаксис. При этом он был исключительно последователен и с годами не отказался от своих принципов, как это сделали многие режиссеры „новой волны“. Всегда обращаясь не к нижнему этажу человеческого сознания, а к верхнему, он в своем творчестве шел не от эмоций, а от головы» А. Кончаловский. Новая волна — сорок лет спустя // Искусство кино. № 5. 1999. .
«Никто сегодня не современен настолько, насколько Годар. Никогда не было более смелого, концептуального, шикарного и непочтительного режиссера» Линч о Феллини, Хичкок об Антониони, Бергман о Тарковском: чему режиссеры учатся друг у друга. Часть II. Cinemotionlab. 9 ноября 2015..
как начать смотреть фильмы:
Вуди Аллена
Микеланджело Антониони
Милоша Формана
Джима Джармуша
Акиры Куросавы
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Фреска дня
Загадки из ПомпейСсылка дня
Как понять зарубежные песни (особенно рэп)Театр дня
Театр солнца Арианы Мнушкин
Архив
Фильмы Годара
Год | Название |
1956 |
«Всех парней зовут Патрик» / Tous les garçons s’appellent Patrick (короткометражный) |
1957 |
«Шарлотта и её Жюль» / Charlotte et son Jules (короткометражный) |
1957 |
«История воды» / Une histoire d’eau (совместно с Ф. Трюффо) |
1960 |
«На последнем дыхании» / À bout de souffle |
1960 |
«Маленький солдат» / Le Petit Soldat |
1961 |
«Женщина есть женщина» / Une femme est une femme |
1962 |
«Семь смертных грехов» (эпизод «Лень») / Les Sept Péchés capitaux (sketch La Paresse) |
1962 |
«Жить своей жизнью» / Vivre sa vie |
1962 |
«РоГоПаГ» (эпизод «Новый мир») / Ro.Go.Pa.G. (sketch Il nuovo mondo) |
1963 |
«Карабинеры» / Les Carabiniers |
1963 |
«Презрение» / Le Mépris |
1964 |
«Посторонние» (Банда аутсайдеров) / Bande à part |
1964 |
«Самые красивые мошенники мира» / Les Plus Belles Escroqueries du monde (sketch Le Grand Escroc) |
1964 |
«Замужняя женщина» / Une femme mariée |
1965 |
«Альфавиль» / Alphaville, Une étrange aventure de Lemmy Caution |
1965 |
«Париж глазами…» (эпизод «Монпарнас-Леваллуа») / Paris vu par… (sketch Montparnasse-Levallois) |
1965 |
«Безумный Пьеро» / Pierrot le fou |
1966 |
«Мужское — женское» / Masculin, féminin |
1966 |
«Сделано в США» / Made in U.S.A. |
1967 |
«Две или три вещи, которые я знаю о ней» / 2 ou 3 choses que je sais d’elle |
1967 |
«Древнейшая профессия в мире» (эпизод «Предвидение, или какой будет любовь в 2000 году») / Le Plus Vieux Métier du monde (sketch Anticipation, ou l’amour en l’an 2000) |
1967 |
«Китаянка» / La Chinoise |
1967 |
«Далеко от Вьетнама» / Loin du Vietnam (sketch Caméra-œil) |
1967 |
«Уик-энд» / Week end |
1968 |
«Один плюс один» («Сочувствие дьяволу») / One plus one (Sympathy for the Devil) |
1968 |
«Фильм, как фильм» / Un film comme les autre |
1968 | /Cinétracts |
1969 |
«Весёлая наука» / Le Gai Savoir |
1969 |
«Любовь и ярость» (эпизод «Любовь») / Amore e Rabbia (sketch L’Amour) |
1969 |
«Ветер с востока» / Le Vent d’est |
1970 |
«Владимир и Роза» |
1970 |
«Правда» / Pravda |
1970 |
«Лотта в Италии» / Lotte in Italia |
1970 |
«Звуки Британии» / British Sounds |
1972 |
«В час ночи» / One P.M. |
1972 |
«Всё в порядке» / Tout va bien |
1972 |
«Письмо Джейн» / Letter to Jane |
1975 |
«Номер два» / Numéro deux |
1976 |
«Здесь и там» / Ici et ailleurs |
1977 |
/Six fois deux / Sur et sous la communication (TV) |
1977 |
/France / tour / détour / deux / enfants (TV) |
1978 |
«Как дела?» / Comment ça va? |
1980 |
«Спасай, кто может (свою жизнь)» / Sauve qui peut (la vie) |
1981 |
«Письмо Фредди Бюашу» / Lettre à Freddy Buache (короткометражный) |
1982 |
«Страсть» / Passion |
1983 |
«Имя: Кармен» / Prénom Carmen |
1985 |
«Приветствую тебя, Мария» / Je vous salue, Marie |
1985 |
«Детектив» / Détective |
1986 |
«Величие и падение маленькой кинокомпании» / Grandeur et décadence d’un petit commerce de cinéma (TV) |
1986 |
«Мягко стелет» / Soft and Hard |
1986 |
«Встреча с Вуди Алленом» / Meetin’ WA |
1987 |
«Король Лир» / King Lear |
1987 |
«Ария» (фрагмент «Армида») / Aria (partie Armide) |
1987 |
«Тренируй правую» / Soigne ta droite |
1988 |
«Сила слова» / Puissance de la parole |
1988 |
/On s’est tous défilé (TV) |
1989 |
/Le Rapport Darty |
1990 |
«Новая волна» / Nouvelle Vague |
1991 |
«Забвенью вопреки» / Contre l’oubli |
1991 |
«Германия, девять — ноль» / Allemagne 90 neuf zéro |
1993 |
«Увы мне» / Hélas pour moi |
1993 |
«Дети играют в Россию» / Les enfants jouent à la Russie |
1995 |
«ЖЛГ автопортрет в декабре» / JLG |
1995 |
«Сто лет французского кино» / Deux fois cinquante ans de cinéma français |
1996 |
«Моцарт — навсегда» / For Ever Mozart |
1998 |
«Старые места» / The Old Place |
1998 |
«История(и) кино» / Histoire(s) du cinéma (V) |
2000 |
«Происхождение XXI века» / L’Origine du XXIe siècle |
2001 |
«Хвала любви» / Éloge de l’amour |
2002 |
«На десять минут старше: Виолончель» (эпизод «Во тьме времени») / Ten Minutes Older: The Cello (partie Dans le noir du temps) |
2004 |
«Наша музыка» / Notre musique |
2010 |
«Социализм» / Film Socialisme |
2014 |
«Прощай, речь 3D» / Adieu au Langage |
2018 |
«Книга образа», или «Образ и речь» / Le livre d’image |
С кем работал Годар
Жан-Люк Годар на съемках фильма «Страсть». 1982 год
Главной актрисой Годара стала его первая жена Анна Карина, вместе они сделали девять фильмов (самые известные из них «Маленький солдат», «Женщина есть женщина», «Альфавиль»).
После расставания с Кариной режиссер начинает работать со своей новой женой Анн Вяземски, она снимается в политических картинах («Китаянка», «Уик-энд», «Борьба в Италии»). В 2017 году воспоминания Вяземски лягут в основу биографического фильма «Молодой Годар», который поставит Мишель Хазанавичус. Годара сыграет Луи Гаррель. А главный герой просто проигнорирует факт выхода картины и сделает вид, что ничего не произошло.
На мужские роли Годар чаще других приглашал Жан-Пьера Лео, одну из ключевых фигур «новой волны». Вместе они сделали 11 картин.
17 фильмов, в том числе ключевые работы 1960-х («На последнем дыхании», «Безумный Пьеро», «Китаянка»), Годар создал вместе с оператором Раулем Кутаром. В руках Кутара камера становилась точным, почти научным инструментом исследования реальности.
С чего начать
Кадр из фильма «На последнем дыхании». 1960 год
С его полнометражного дебюта «На последнем дыхании» (1960), главные роли в котором сыграли Жан-Поль Бельмондо и Джин Сиберг. Фильм получил приз за режиссуру на Берлинском кинофестивале, стал самой известной работой Годара и манифестом французской «новой волны». После этой картины 30-летний режиссер мог больше ничего не снимать — он уже вошел в историю мирового кино.
Главные фильмы французской «новой волны»
Как Годар, Трюффо и другие режиссеры экспериментировали с камерой, актерами и цветом
Бельмондо, сыгравший молодого преступника Мишеля Пуакара, обаятельного циника, похожего на персонажей Хамфри Богарта из американских фильмов в стиле нуар, был уверен, что «На последнем дыхании» никогда не выйдет в прокат — настолько съемки проходили странно, непривычно. Вместо сценария у Годара был толстенный блокнот с описанием сцен, но без единой реплики. Режиссер ставил актерам задачу, и дальше они свободно импровизировали. На первых зрителей произвело сильное впечатление то, что действие французского фильма переместилось из студийных павильонов в крохотные квартирки, гостиничные номера, на площади и в закоулки Парижа — камеры нового поколения позволяли снимать в недостаточно освещенных пространствах и записывать синхронный, то есть живой, а не воспроизведенный на студии, звук. Для того чтобы камера стала подвижной, динамичной, оператора Рауля Кутара усадили в раздобытую Годаром инвалидную коляску, и режиссер сам катил ее в нужном темпе. А когда потребовалось сократить уже готовый фильм, Годар просто вырезал все переходы между сценами, и появилось ощущение рваного, дерганого, идущего рывками повествования.
Фильм производил впечатление глотка свежего воздуха. Так кино еще не делал никто. «На последнем дыхании» воспринимали как водораздел между старым и новым кино. Теперь было понятно, что снимать как раньше уже нельзя.
аудио!
Французская «новая волна»: революция в кино
Как молодые режиссеры отказались от «папиного кино» и нарушили все правила киноискусства
С каких фильмов не стоит начинать знакомство с Годаром
1 / 5
Кадр из фильма «Кинолистовки». 1968 год Iskra
2 / 5
Кадр из фильма «Ветер с Востока». 1970 год Polifilm, Anouchka Film, CCC Filmkunst
3 / 5
Кадр из фильма «Письмо к Джейн». 1972 год Sonimage
4 / 5
Кадр из фильма «Веселая наука». 1969 год ORTF, Anouchka Films, Bavaria Ateliers
5 / 5
Кадр из фильма «Фильм, как все остальные». 1968 год Anouchka Films
С экспериментальных лент конца 1960-х — 1970-х, в которых Годар окончательно отказывается от привычного зрителю сюжета, выстраивая фильм как листовку (эти анонимные короткометражные фильмы так и назывались — «Кинолистовки», 1968), агитационный плакат («Ветер с Востока», 1970; «Письмо к Джейн», 1972), теоретический трактат («Веселая наука», 1969) или проблемную статью («Фильм, как все остальные», 1968). Много текста, бессчетное количество имен, названий, терминов — эти фильмы нужно не столько смотреть, сколько слушать. Годар обращается к подготовленному зрителю, который хорошо знаком с политическим и культурным контекстом. И, разумеется, тем самым режиссер максимально сужает свою аудиторию. С картинами этого периода лучше знакомиться после просмотра главных фильмов Годара.
Этапы творчества
Творчество Ж.-Л. Годара систематизируется по 5 периодам, которые определяются переходом режиссёра на новый уровень развития политических воззрений и философского осмысления мира.
Новая волна (1960—1966)
«На последнем дыхании» (1960), «Маленький солдат» (1960), «Безумный Пьеро» (1965), «Карабинеры» (1963), «Две или три вещи, которые я знаю о ней» (1966), «Мужское-женское» (1966).
Характерные приёмы: съёмки «парящей» камерой по концепции А. Астрюка «Камера-стило», jump cuts, переосмысленным из советского кинематографа, когда два кадра образуют резкую склейку смысловые отсылки через газеты, картины и постеры.
«Китаянка» (1967), «Уик-энд» (1967).
Характерные приёмы: техника коллажа, цветопись.
Группа «Дзига Вертов» (1967—1970)
«Здесь и там» (1976), «Владимир и Роза» (1971), «Борьба в Италии» (1971), «Правда» (1970), «Ветер с Востока» (1970).
Характерные приёмы: вскрытие и деконструкция нарративности.
5. Поздний этап (с 1980-х гг. по н. в.)
Характерные приёмы: переходит от осмысления цифрового формата как средства художественной выразительности к специфике телеязыка, использует возможности нового языка.
Фильмы
Годар стал частью поколения, для которого кино имело особенное значение. По его словам, в 1950-е фильмы были столь же важны, как и хлеб, а его сверстники думали, что кино станет инструментом познания, подобно микроскопу или телескопу. Сначала Жан-Люк увлекся кинокритикой. Совместно с Морисом Шерером он даже основал журнал «Gazette du cinéma», выпустивший 5 номеров. В то время Годар не делал фильмы – он был зрителем, который писал о них и помогал их снимать.
Режиссер Жан-Люк Годар
Осенью 1952 года Жан-Люк покинул Францию и вернулся в Швейцарию, к маме – брак родителей к тому моменту распался. В этот период он подружился с любовником матери, работавшим на гидрокомплексе Клезон-Диксенс, и благодаря ему устроился туда строителем. Тогда же Годар задумал снять о гидрокомплексе документальный фильм. В 1954 году ленту «Операция бетон», снятую на 35-миллиметровую кинокамеру, купила управляющая компания, чтобы затем использовать в рекламных целях. После этого до 1960 года Годар снимал короткометражное кино.
В 1960-м Жан-Люк выпустил первый полнометражный фильм «На последнем дыхании» с Жан-Полем Бельмондо в главной роли, ставший одной из картин «Новой волны» кинематографа. Лента сочетала в себе различные элементы актуальной в те годы культуры, в частности – жанровые особенности нуара.
Жан-Люк Годар на съемках фильма «На последнем дыхании»
С этого периода Годар начинает включать в фильмы отсылки к творчеству коллег. В «На последнем дыхании», например, можно заметить постер картины «Тем тяжелее падение» с Хамфри Богартом в главной роли. Также в ленте можно обнаружить визуальные цитаты из фильмов Ингмара Бергмана, Фрица Ланга и других режиссеров.
Еще один фильм Годара 1960-го, «Маленький солдат», сначала был запрещен к показу цензурой и увидел свет только в 1963 году. Ленту, жестко и правдиво рассказывающую о войне в Алжире, обвинили в чрезмерном детализировании сцен насилия. Однако есть предположения, что причиной запрета стало неприглядное отображения Франции и ее роли в Алжирской войне.
Фильм Жан-Люка Годара «Маленький солдат»
Главную женскую роль в «Маленьком солдате» исполнила начинающая франко-германская актриса Анна Карина. Неопытность девушки перед кинокамерами была использована режиссером для придания картине еще большей реалистичности. Совместная работа привела к тому, что к моменту окончания съемок между Жан-Люком и Анной начался роман.
В 1963 году Годар снял свой самый коммерчески успешный фильм – «Презрение», в котором главную роль исполнила главная звезда французского кино – Брижит Бардо. Картину признали вершиной модернизма в кинематографии. Следующий год для Жан-Люка ознаменовался выходом картины «Посторонние» (она же – «Банда аутсайдеров»), которую сам Годар в интервью охарактеризовал так:
Фильм Жан-Люка Годара «Презрение»
После этого, в 1965 году, режиссер снял «Альфавиль» — фантастическую нуарную дистопию, поднимающую вопросы тоталитарной власти и освещающую негативные стороны технократии.
На волне социальных изменений в мировом сообществе Жан-Люк Годар начал затрагивать в работах политическую тему. В 1967 году он снял фильм «Китаянка», который, не будучи самой известной картиной режиссера, считается одним из лучших в его фильмографии. Лента является вольной адаптацией романа Федора Михайловича Достоевского «Бесы» и пытается художественно переосмыслить учение Мао Цзэдуна.
Фильм Жан-Люка Годара «Китаянка»
К 1980-м, оставив политико-социальную тематику, Жан-Люк вернулся к нейтральному кинематографу и творчеству ради искусства. В этот период сняты такие картины, как «Спасай, кто может (свою жизнь)», «Страсть» и очередная экспериментальная экранизация шекспировского «Короля Лира».
За 10 лет – с 1988 по 1998 годы – Годар снял свой, пожалуй, наиболее объемный и монументальный труд: документальный сериал «История кино: только история».
Фильм Жан-Люка Годара «Наша музыка»
В 2004-м в искусство режиссера вновь вернулась социальная тема – Жан-Люк снял фильм «Наша музыка», посвященный арабо-израильскому конфликту и вообще теме современных войн. Стилистической особенностью картины является то, что она состоит из 3 частей, названных, как в «Божественной комедии», «Адом», «Чистилищем» и «Раем». Причем «Рай» выглядит как побережье, которое неустанно патрулируют морпехи США.
2010-е годы в творчестве Годара – период экспериментов. Благодаря 3D-фильму «Прощай, речь» режиссера наградили призом жюри Каннского фестиваля. За 3 года до этого заслуги Жан-Люка перед мировой киноиндустрией были отмечены премией «Оскар» за вклад в развитие кинематографа.