Иннокентий смоктуновский

Полярный «лагерный» круг

После войны Иннокентий Смоктунович долго не мог прийти в себя – сказывался стресс, который он пережил, проблемы со здоровьем, клеймо военнопленного (ему, как «неблагонадежному», запретили проживать в 39 городах СССР) и сложная ситуация в стране. Тогда он и не думал о том, чтобы попробовать себя в театре – он всерьез собирался поступать в лесотехнический институт, однако уже во время экзаменов вдруг передумал, решив, что «все завалит». Поддавшись «театральной страсти» и уговорам одного школьного товарища, Смоктуновский поступил в драматическую студию, организованную при том самом Красноярском драматическом театре им. А. С. Пушкина. Товарищ обещал ему, что они, став актерами, будут вести «легкую, вольную и беззаботную жизнь». Много лет спустя, уже будучи знаменитым актером, Смоктуновский вспоминал об этом так:

Из студии его, однако, выгнали спустя полгода (позже актер писал, что он «не глотнул даже азбучных истин актерской профессии») – за то, что «противопоставил себя коллективу». Сейчас уже невозможно узнать истинную причину, однако, помня, что говорили об Иннокентии Смоктуновском друзья, это вполне в его духе – всегда и везде показывать собственное видение, не слушать чужого мнения, претендовать на «отдельное» существование.

Как раз в это время Иннокентию Смоктуновичу предложили переехать в Норильск – сам актер вспоминал о неком Дучмане, который возглавлял единственный в то время тамошний театр. Дучман не то что бы разглядел в Смоктуновиче талант, а просто дал ему шанс набраться опыта и проникнуться театром. «Неблагонадежному», «без кола и двора» парню, которого нигде не хотели видеть, больше ничего не оставалось, как отправиться за Полярный круг.

Сам Смоктуновский позже вспоминал, что он не просто уехал в Норильск – он сбежал туда, чтобы затеряться, запутать следы, исчезнуть, чтобы о нем забыли. Где еще, как не в «лагерном» Норильске, тогдашнем «городе заключенных», это было сделать легче всего? Норильск был фактически чуть ли не единственным местом в СССР, где не было советской власти и исполкомов – только Политуправление Норильлага с его генералами. Именно в Норильске, в разгар «борьбы с космополитизмом», будущий актер «по настоятельному требованию директора театра» сменил фамилию и начал биографию «с чистого листа».

Тогда за Полярным кругом, кроме Иннокентия Смоктуновского, жили еще как минимум восемь актерских семей. Среди них были Георгий Жженов, с которым у Смоктуновского установились хорошие дружеские отношения (они вместе играли в 1946 – 1951 годах на сцене Норильского Заполярного театра драмы), княгиня Эда Юрьевна Урусова с мужем Александром Павловичем, актеры Константин Никаноров, Всеволод Лукьянов, Николай Рытьков. Причем среди всех них Иннокентий Михайлович был единственным «вольный». Сам актер много лет спустя грустно шутил, что, может быть, он был единственным во всем СССР человеком, который по доброй воле сбежал «за колючую проволоку», отправился «в те края, дальше которых не ссылали».

В то время Иннокентий Смоктуновский, наконец-то оказавшийся в своей стихии, очень много играл. По воспоминания друзей, выходил на сцену буквально каждый день, но никогда не показывал усталости – все это было ему «просто нужно, как нужно дышать постоянно». После cпектакля «Старые друзья», поставленном в 1947 году, о нем впервые написали в местной газете «За металл»:

В 1947 – 1950 годах его «коронными» ролями были поручик Полевой в «Разломе», Иван Колосов в «Любови Яровой» и монах Яков в «Заговоре обреченных». О нем уже часто писали газеты, сохранились даже вырезки с фотографиями – можно сказать, что за Полярным кругом определенная слава у Иннокентия Смоктуновского появилась.

Однако совершенно неожиданно один из ведущих актеров Заполярного театра драмы увольняется и уезжает в Шахтстрой. Там он устраивается работать помощником начальника по АХЧ на станции – фактически дворником. Будущий всемирно известный Гамлет и князь Мышкин сидит в задымленной избе, кидает в огонь печки щепки и пьет напропалую. Вскоре, в середине 1951 года, Иннокентий Смоктуновский заболел цингой и потерял почти все зубы. Местный доктор сказал ему, чтобы он уезжал с севера – иначе совсем посадит здоровье.

В 1952 году Иннокентий Смоктуновский переехал в Махачкалу, где поступил в Русский драматический театр. Тогда ему несколько раз довелось сыграть Белогубова в «Доходном месте» и даже Хлестакова в «Ревизоре». Римма Маркова, случайно увидевшая Смоктуновского в Махачкале, вспоминала:

Детство и юность

Иннокентий Михайлович был рождён в марте 1925-го в селе Татьяновка, что в Томской губернии (сейчас — Томская область), в семье Михаила Петровича и Анны Акимовны Смоктунович он стал вторым ребенком. По национальности еврей, но в анкетах писал, что белорус. Предков сослали в Сибирь после подавления восстания польских евреев в середине 19 века.

Когда мальчику исполнилось 4 года, семья бежала от голода в Томск, а позже — в Красноярск, где у Смоктуновских жили родственники. Там ситуация немного улучшилась. Глава семейства работал грузчиком в порту, мама Иннокентия устроилась на колбасную фабрику, но жить всё равно приходилось впроголодь. Для того чтобы прокормиться, Анне Акимовне приходилось воровать с работы кости с остатками мяса и использовать их для приготовления супов и бульона.

Иннокентий Смоктуновский (слева) с братом и тетей

В 1932 году, когда голод добрался до Красноярска, а Анну уволили, старших детей Кешу и Володю пришлось отдать на воспитание к тёте Надежде Петровне и её мужу. Супружеская чета, не имевшая собственных детей, искренне полюбила мальчиков, и жизнь стала относительно благополучной.

Смоктуновский учился плохо, не интересовался школьными предметами, проявлял свободомыслие и вспыльчивость, которые очень не нравились преподавателям. Кроме того, мальчик не признавал авторитетов, а также частенько ввязывался в драки. Будучи в 6-м классе, Иннокентий, уже тогда влюблённый в театр, записался в школьный драматический кружок, но вскоре был выгнан. Выйдя на сцену в день премьеры спектакля, от волнения подросток расхохотался перед зрительным залом и в итоге так и не смог сыграть. Впрочем, несмотря на этот эпизод, театр продолжал привлекать юношу. Всеми правдами и неправдами Кеша пытался попадать на спектакли городского театра.

Иннокентий Смоктуновский в юности

Ситуация осложнялась тем, что денег не было, и ради заветного действа парень шел на рискованные и часто незаконные шаги, вплоть до подделки билетов. Позже Иннокентий устроился на подработку в театр статистом, а потом поступил в школу киномехаников, и казалось, что жизнь налаживается, пока не произошла очередная беда.

Началась Великая Отечественная война, отца забрали на фронт. Юноша вынужден был совмещать привычную деятельность с подработкой, чтобы помогать семье, в которой подрастали четверо детей. В конце 1942 года пришло известие, что Михаил Смоктунович погиб, а уже через несколько месяцев и самого Иннокентия забрали воевать.

Иннокентий Смоктуновский в молодости

О том периоде жизни великий актёр позже рассказывал в интервью и автобиографии. За 2 года молодой человек успел побывать в плену, из которого бежал только благодаря неожиданной помощи одного немецкого солдата. Иннокентий пережил голод, который едва не свёл его в могилу, и спасся только потому, что семья крестьян приютила его, откармливала и ухаживала, рискуя при этом всем.

Через всю жизнь Смоктуновский пронёс чувство глубокой благодарности и после войны не терял связь со своими благодетелями.

Театр

По окончании войны Иннокентий вернулся к семье. Перепробовав несколько направлений деятельности, молодой человек снова устроился в театральную студию при Красноярском театре. Статистов иногда приглашали играть в постановках, так что достаточно скоро Смоктуновский получил возможность выйти на сцену.

Иннокентий Смоктуновский в роли Гамлета

Однако сказалось отсутствие специальной подготовки: каждый раз во время спектакля юноша зажимался, его речь становилась тихой и невнятной. Режиссёр высказывал претензии неудачливому актёру, тот же отвечал резко и нервно. Из-за постоянных конфликтов меньше чем через год Иннокентия выгнали из театра.

В поисках счастья Смоктуновский отправился в Норильск, где ему посчастливилось устроиться во Второй Заполярный театр музыкальной комедии и драмы. В это же время Иннокентий изменил данную при рождении фамилию Смоктунович на псевдоним, под которым его знает зритель. Говорят, что на этом настаивал художественный руководитель театра. Другие утверждают, что фамилию актёр поменял добровольно, чтобы его не принимали за еврея.

Иннокентий Смоктуновский и Татьяна Доронина на сцене

В Норильске благодаря поддержке коллег Смоктуновский прошел актёрскую школу, избавился от зажатости и наконец-то смог раскрыться как потрясающий артист. Практически мгновенно Иннокентий начал получать ведущие роли в спектаклях.

Постепенно климат севера начал подтачивать здоровье актера, и Смоктуновский вынужден променять Норильск на Махачкалу. Там актёр сумел попасть в Дагестанский русский драматический театр, но вскоре затосковал без интересных ролей и в следующем же году переехал снова, на этот раз — в Сталинград, где в это же время началось восстановление культурной жизни.

Иннокентий Смоктуновский на сцене

Сыграв в спектакле «Укрощение строптивой» эпизодическую роль, Иннокентий смог добиться к себе внимания со стороны прессы и зарекомендовал себя как актер, который может «вытянуть» и сделать яркой даже крошечную роль. Смоктуновский начал воплощать более значительные образы и вскоре стал звездой театра. Но постепенно нарастал конфликт между актёром и главным режиссёром театра имени Горького. Позже Иннокентий разругался с женой, работавшей в том же театре, и это стало последней каплей. В январе 1955 года артист уволился и уехал в Москву.

Смоктуновскому не удалось сразу закрепиться ни в одном из крупных столичных театров. Несколько месяцев актёр распродавал личные вещи, периодически ночевал и обедал у близких друзей Марковых, потом в театре имени Ленинского комсомола подрабатывал за мизерные деньги.

Актер Иннокентий Смоктуновский

Иннокентия спасло знакомство с Суламифью Кушнир, будущей женой. Проникшись сочувствием к молодому мужчине, девушка, в то время работавшая художником-гримером, познакомила его с Иваном Пырьевым, который устроил исполнителя в Театр-студию киноактёра.

В 1957 году по счастливому стечению обстоятельств Смоктуновский получил роль князя Мышкина в постановке «Идиот» в Большом драматическом театре. Благодаря этой роли к актёру пришла слава, и не только в Москве, но и по всему Советскому Союзу.

Иннокентий Смоктуновский в роли князя Мышкина

Союз двух гениев Георгия Товстоногова и Иннокентия Смоктуновского буквально потряс театральный мир. Иннокентий стал трудиться в БДТ, играя главные роли в нескольких спектаклях. Тогда же артист начал активно сниматься в кино. Вскоре случилось так, что из-за съемок Смоктуновский опоздал на начало сезона в родном театре. Вспыльчивый Товстоногов уволил актёра. Это случилось в 1960 году.

В театр Иннокентий Михайлович вернулся только в 70-х и за 20 последующих лет сыграл во множестве спектаклей, укрепивших и приумноживших его славу. Особенно выделялся сценический дуэт Смоктуновского и Олега Ефремова.

Иннокентий Смоктуновский и Олег Ефремов

До последних лет жизни Иннокентия Михайловича двое друзей часто играли вместе.

Личная жизнь

Старший сын всю жизнь был болью Иннокентия Смоктуновского: Филипп рано связался с плохой компанией, увлекся наркотиками и алкоголем. Мечты о том, чтобы наследник пошел по стопам актера, растаяли, когда тот бросил Щукинское училище и не торопился устраиваться на работу. Неоднократно Иннокентий Михайлович пристраивал сына в кино и много раз отправлял лечиться в специализированные клиники — все было тщетно.

Из раза в раз разногласия между отцом и сыном только усиливались, а решение Филиппа жениться еще больше усугубило конфликт поколений. Иннокентий Михайлович считал, что наследник поступает безрассудно, но тот даже слушать не хотел и в начале 80-х расписался с Ольгой Буцковой. В 1982 году Филипп и сам стал отцом: супруга родила Смоктуновскому дочь Анастасию. Правда, личная жизнь пары не сложилась, и причиной этого стали пагубные привычки главы семейства.

Иннокентий Смокуновский и Филипп Смоктуновский

Несмотря на многолетнее противостояние, Иннокентий Смоктуновский финансово помогал сыну и очень переживал за его здоровье, из-за чего и сам заработал проблемы с сердцем. Летом 1994 года знаменитый актер лечился после инфаркта, а 3 августа у него случился очередной приступ, который и стал причиной смерти.

После кончины отца и развода Филипп переехал жить к матери и продолжил прожигать жизнь. В 2007 году Смоктуновского задержали в центре Москвы в невменяемом состоянии, которое видно даже на фото, и обнаружили в кармане наркотики, из-за чего возбудили дело. Благодаря стараниям сестры Марии и известной фамилии мужчина отделался подпиской о невыезде. По словам сотрудников полиции, это было не первое задержание Филиппа Иннокентьевича.

В 2016 году в возрасте 91 года ушла из жизни Суламифь — вдова артиста. Проводив мать в последний путь, Филипп и Мария начали делить квартиру отца, в которой жили затворниками вместе с ней все последние годы. Жилплощадь в центре Москвы, некогда принадлежавшая Иннокентию Смоктуновскому, сейчас оценивается более чем в 30 млн руб.

Детство

Биография Иннокентия Смоктуновского довольно запутана, ведь его ранние годы пришлись на трудный период становления СССР. Будущий актер родился в многодетной семье.

Он был вторым ребенком из шести. Но когда мальчику было всего четыре года, его отца и дедушку со стороны матери (Акима Степановича Махнеева) раскулачили за «эксплуатацию рабоче-крестьянского класса». И это были еще не все репрессии, которым подверглась семья.

Дядю актера, Григория Петровича Смоктуновича, расстреляли в 1937 году за «создание кадетско-монархической организации». Дед по матери не вышел живым из тюрьмы, а отца маленького Иннокентия осудили на год лишения свободы и три высылки.

Оставшись без средств к существованию, семья переехала в Томск, где жила бездетная тетя будущего актера, Надежда Петровна Смоктунович. Отец пошел служить грузчиком. Тетя взяла к себе на воспитание Кешу и его старшего брата Володю.

Но голод начала 30-х годов в Сибири был такой, что последний умер. Актер признавался, что сам он вынужден был воровать на рынке, чтобы как-то прокормиться.

Фильмы

Начиная с 1960-х актёр активно снимался в кино, фильмографию Смоктуновского составляют добрых полторы сотни картин. Самыми запомнившимися советскому зрителю фильмами с его участием стали «Берегись автомобиля», «Чайковский», который принес награду фестиваля в Сан-Себастьяне, «Гамлет», удостоенный Ленинской премии. Роль Порфирия Петровича в «Преступлении и наказании» отмечена Государственной премией РСФСР.

Иннокентий Смоктуновский в фильме «Берегись автомобиля»

Слова «малоизвестного артиста» из мелодрамы Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» превратились в одну из самых часто упоминаемых цитат из оскароносной ленты. Критики отмечали, что криминальный авторитет в комедии «Гений» с Александром Абдуловым будет пострашнее и убедительнее отдельных реальных боссов мафии.

В телеспектакле «Моцарт и Сальери» Смоктуновский перевоплощался в гениального композитора, в «Маленьких трагедиях» — уже в педагога и дирижера, считавшегося его убийцей.

Иннокентий Смоктуновский в фильме «Гений»

Наверное, из-за этого необыкновенного умения сочетать в образе кошачью мягкость и интеллигентность с жесткостью, а порой и жестокостью Смоктуновскому доверяли персонажей, чья интонация или одно только движение брови заставляли замереть на полуслове или, наоборот, бежать без оглядки. Высокий рост (184 см) тоже рассматривали как способ передачи величественности и статусности.

Незабываемым получился в исполнении Иннокентия британский премьер-министр в сериале «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона» — эдакое сочетание английской чопорности и горячности в одном флаконе.

Иннокентий Смоктуновский в сериале «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона»

А как завораживал его император Юстиниан в драме «Русь изначальная», с благостной улыбкой отправлявший подчиненных на смерть, французский король в «Легенде о Тиле», иркутский губернатор в «Звезде пленительного счастья».

На протяжении творческой жизни ансамбль со Смоктуновским составляли самые яркие актрисы. В детективе «Кража» по пьесе Джека Лондона Иннокентий снялся в тандеме с Анастасией Вертинской, в «Анне и Командоре» — с Алисой Фрейндлих, в «Дамском портном» — с Татьяной Васильевой. В фильме Сергея Герасимова «Дочки-матери» актер сыграл супруга Тамары Макаровой и отца Ларисы Удовиченко.

Иннокентий Смоктуновский в фильме «Дочки-матери»

Последние проекты продолжали выходить уже после смерти Иннокентия Михайловича. Например, «Вино из одуванчиков», где роль Смоктуновского пришлось озвучивать Сергею Безрукову, так как звуковую дорожку записать не успели.

Счастливый случай с князем Мышкиным

В роли князя Мышкина /Фото onlyinfo.ru

В 1956 году Иннокентия Смоктуновского знакомые рекомендовали режиссеру Александру Иванову, который как раз собирался ставить фильм «Солдаты» по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». К тому времени у Смоктуновского за плечами было бесчисленное множество «массовочных» московских ролей и пара небольших ролей в фильмах «Убийство на улице Данте» и «Как он лгал ее мужу». У Иванова Смоктуновский сыграл лейтенанта Фарбера. Впоследствии уже легендарный Георгий Товстоногов, который пригласил Смоктуновского на триумфальную для карьеры начинающего актера роль князя Мышкина, вспоминал:

И все же круто изменившую его судьбу роль князя Мышкина в знаменитой постановке Большого драматического театра им. М. Горького Иннокентий Смоктуновский получил благодаря счастливому случаю. В 1957 году руководитель БДТ Георгий Товстоногов пригласил из Таллина режиссера В. Я. Ланге, чтобы тот поставил спектаклю по роману Ф.М. Достоевского «Идиот». Тогда на роль князя Мышкина был утвержден знаменитый советский актер Пантелеймон Крымов, однако он из «творческой вредности» взял и не пришел на первую репетицию. Товстоногов разругался с Ланге и с самим Крымовым: первый уехал обратно в Эстонию, второй был уволен «без права реабилитации». Постановка простаивала до тех пор, пока актер Евгений Лебедев не сказал Товстоногову, что у него есть телефон Иннокентия Смоктуновского, о котором сам руководитель БДТ упоминал, размышляя о претендентах на роль князя Мышкина. Буквально в течение недели Георгий Товстоногов организовал визит Смоктуновского в Ленинград, утвердил на роль князя Мышкина, подыскал жилье и сам взялся за постановку спектакля, которому суждено было попасть в «золотой фонд» советского и российского театра. С этого и начался тот Иннокентий Смоктуновский, которого знают все. Премьера состоялась 31 декабря 1957 года.

В роли Гамлета /Фото onlyinfo.ru

Однако большинство знает Иннокентия Смоктуновского по его великолепным ролям в кино. Всего он снялся более чем в 100 фильмах и телеспектаклях, однако как минимум шесть фильмов видели, наверное, абсолютно все советские и российские зрители: «Берегись автомобиля», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Двадцатый век начинается», «Девять дней одного года», «Гамлет», «Преступление и наказание» и «Гардемарины, вперед!».

В фильме «Берегись автомобиля» Иннокентий Смоктуновский работал с Эльдаром Рязановым, в ленте «Девять дней одного года» — с легендой советского кино Михаилом Роммом, в «Преступлении и наказании» — с Львом Кулиджановым, в «Гамлете», приобретшим международную известность, — с Георгием Козинцевым. При этом интересно, что в Великобритании, на родине Уильяма Шекспира, Иннокентия Смоктуновского до сих пор называют одним из лучших Гамлетов в истории – как в театре, так и в кино.

Кадр из фильма «Берегись автомобиля» /Фото onlyinfo.ru

Любопытная история, к слову, связана с историей попадания Иннокентия Смоктуновского в фильм «Берегись автомобиля». Актер знал, что Эльдар Рязанов собирается позвать его на какую-то «подозрительную» роль в своем новом фильме, но не особо рвался на пробы. Рязанов сам приехал в Ленинград за своим Деточкиным, однако ему сообщили, что Иннокентий Смоктуновский болеет, сидит на даче и никого видеть не желает. Эльдар Рязанов, который и так уже проделал долгий путь, взял такси и поехал к Гамлету. Потом сам Смоктуновский вспоминал, то тогда лил сильный дождь, Рязанов впопыхах не уточнил адреса и просто приехал к воротам дачного поселка, где таксист его высадил. Режиссер битый час ходил по улицам, узнавая, где же живет Иннокентий Смоктуновский (конечно же, оказалось, что на другом конце поселка), и заявился на веранду к Принцу Датскому промокший практически насквозь.

Уговаривал Эльдар Рязанов Смоктуновского на роль в своем новом фильме очень долго, однако в итоге победил. Зная натуру Иннокентия Михайловича, Рязанов на всякий случай взял с него расписку, что тот согласен на роль Деточкина. Спустя полгода, когда Иннокентий Смоктуновский ходил по коридорам «Мосфильма» побритый налысо, коллеги в ужасе спрашивали у него: «Кто это вас так?», на что актер с хитрой улыбкой отвечал: «Эльдар Рязанов».

Личная жизнь легенды советского кинематографа

Первой супругой Иннокентия стала коллега по театральной сцене Римма Быкова. Пара прожила под одной крышей два года. Причиной расставания послужила измена жены, у которой охладели чувства. После развода Смоктуновский переехал в Москву, где познакомился со Суламифь Кушнир.

Во втором браке появились на свет трое детей. Старшая девочка Надежда умерла в шестимесячном возрасте. В 1957 году на свет появился наследник актера Филипп, а в 1965 году родилась дочь Мария. Иннокентий мечтал, чтобы дети пошли по его стопам, но у них были на этот счет другие планы.

Филипп стал переводчиком, а Мария заведовала музеем МХАТа. Сын Иннокентия женился на балерине Ольге Буцкевич, которая родила ему дочь Анастасию. Девушка пошла по стопам именитого деда.

Сейчас играет в театре Армена Джигарханяна. В 1994 году Смоктуновский перенес инфаркт, ставший причиной скоропостижной смерти. Артиста похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с могилами Олега Борисова и Ивана Козловского.

Проснуться знаменитым

Римма Маркова увидела Смоктуновского в роли Хлестакова и посоветовала ему поискать счастья в Москве. Знаменитая актриса была уверена, что ее протеже сделает карьеру комика.

Но хрупкая внешность Смоктуновского, его очень светлые глаза, интеллигентный тембр голоса, изящная пластика никак не вязались с пропагандистскими спектаклями сталинского ампира, которые тогда ставились. Он подрабатывал статистом в Театре Ленинского комсомола, Студии киноактера, на «Мосфильме».

Наконец, он получил маленькую, но все же не эпизодическую роль Фарбера в картине «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова. Но по-настоящему знаменитым Смокуновского сделал случай.

В 1957 году в Большом драматическом театре ставили «Идиота». На главную роль был приглашен П. Крымов – актер столь же талантливый, сколь и недисциплинированный.

За неявку на репетиции он был уволен. Но сроки поджимали, и постановщик Георгий Товстоногов, по совету Евгения Лебедева, который играл в пьесе Рогожина, пригласил на роль князя Мышкина Иннокентия Смоктуновского.

Фото актера появились во всех театральных изданиях сразу же после премьеры спектакля. Смоктуновский создал образ, которого требовала, жаждала московская публика времен «оттепели».

Театральная карьера

После войны Смоктунович не оставил желание стать актером. Он продолжил искать для себя работу, чтобы быть ближе к театру. Поиски привели его к подмосткам Красноярского театра. Он был снова принят на работу статистом, поэтому мог принимать участие в массовках. Одна из подобных сцен стала дебютной для начинающего актера.

Карьера профессионального артиста не могла бы сложиться удачно, если бы он не получил специального образования. Мужчина понимал, что ему требуется помощь знающих людей, которые помогут побороть неуверенность в себе и дефекты речи.

Режиссер старался уделять внимание молодому актеру, но Иннокентий настолько остро воспринимал критику, что каждый раз заводил новый конфликт с режиссером. В конце концов подобное поведение привело к увольнению

Смоктуновский переехал в Норильск и стал служить в местном театре драмы и комедии. Там, под руководством опытных коллег, актер получил необходимые знания и стал увереннее выходить на сцену. Режиссеры видели в нем талантливого артиста, поэтому чаще доверяли ключевые роли в спектаклях.

Из-за холодного климата Кеша часто болел. Ему захотелось перебраться в солнечный Дагестан, где его с удовольствием приняли в состав местного театрального коллектива. Режиссеры из Махачкалы меньше уделяли внимания актеру. Он понимал, что не сможет добиться успехов в этом театре, поэтому снова уехал.

Следующим пунктом прибытия для Смоктуновского стал город Сталинград. Даже эпизодическая роль в спектакле «Укрощение строптивой» смогла привести актера к популярности. Его стали узнавать на улицах, а журналисты начали писать о том, как талантливый актер умело может сделать небольшую роль яркой и незабываемой.

Сложный характер артиста привел к новому конфликту, после которого артист уехал в столицу. Несмотря на заметную популярность, московские театры не жаждали видеть в своем коллективе вспыльчивого Смоктуновского. Мужчине пришлось голодать и ночевать у близких друзей. Иннокентий Михайлович не желал прощаться с мечтой стать актером, поэтому вскоре устроился в театр Ленинского комсомола.

Низкая зарплата и отсутствие продвижения по карьерной лестнице не являлись для артиста пределом мечтаний. К счастью, в его жизни появилась женщина, которая поспособствовала его карьере. Суламифь Кушнир договорилась с известным режиссером Театра-студии киноактера, и Смоктуновского приняли в труппу.

Среди популярных ролей артиста стоит отметить персонажа в картине «Идиот»

Прорыв в карьере Смоктуновского был связан с переходом в БДТ. В основной труппе артисту доверяли исключительно главные роли. В тот момент ему стали поступать предложения о съемках в фильмах, которые буквально не позволяли артисту появляться на театральной сцене.

Большая занятость в кино послужила причиной увольнения Иннокентия. Только через 10 лет, в 1970 году, Смоктуновский вернулся на сцену театра и продолжил радовать зрителей новыми ролями до конца своих лет.

Другие работы

Смоктуновский так любил театр, что не мог туда не вернуться. Он всячески добивался выхода на сцену. И в 1971 году он все-таки добился своего. Малый театр пригласил его на роль царя Федора (по пьесе А.Толстого).

Образ, который создал актер Иннокентий Смоктуновский, был настолько необычным, неординарным, исключительным, что критика просто захлестнулась в похвальных одах. На волне популярности Смоктуновский перешел в МХАТ, где в 1976-м он сыграл в «Иванове» Чехова.

Успех был не меньшим, а то и большим. Критики говорили, что на сцене зритель видит только молчаливого Смоктуновского, а не других актеров. Не менее значительными ролями во МХАТе стали Иудушка Головлев, Дорн в чеховской «Чайке», Серебряков в «Дяде Ване».

На телевидении актер сыграл в спектаклях «Вишневый сад», «Цезарь и Клеопатра», «Зима тревоги нашей» и многих других. В последние годы существования СССР и лихолетье 90-х, когда фильмы из-за безденежья почти не снимались, Смоктуновский без работы не оставался. Он сыграл Исаака в «Дамском портном» (1990) и криминального авторитета Гилю в «Гение».

Великая Отечественная война и плен

Фото onlyinfo.ru

Призвали в армию Иннокентия Смоктуновского в феврале 1943 года и отправили сначала в киевское в военно-пехотное училище, откуда в срочном порядке, без присвоения звания, командировали на фронт – в 212-й мотострелковый полк 75-й гвардейской дивизии. Смоктуновский сразу попал на одно из самых страшных сражений Великой Отечественной войны – на Курскую дугу. Как вспоминал сам актер, то, что он не погиб в свои первые же дни на войне, было чудом:

«После того как нас отправили из Сибири на пополнение гвардейской дивизии, нас, только подошедших к фронту, жестоко разбомбили и расстреляли в упор с каких-то «фокке-вульфов». После той первой встречи с фашистами, видя некоторых своих товарищей уже мертвыми, я стал мучительно тосковать, потерял сон, при виде пищи меня рвало, выворачивало. Единственное, что я мог – это только пить. И это продолжалось долго, дней 8 – 9… У других началась эпилепсия, их колотило так, что я по сравнению с ними был просто спокойный, мудрый мальчик…»

В должности связного Иннокентий Смоктуновский участвовал в боях на Курской дуге, в форсировании Днепра, освобождал Киев. Известно, что Смоктуновский под плотным огнем противника вброд через Днепр несколько раз доставлял боевые донесения в штаб 75-й дивизии. За это он был награжден своей первой медалью – «За отвагу». (Ее он, впрочем, получил лишь спустя почти 50 лет – ее вручат ему на сцене Художественного театра после спектакля «Кабала святош»).

Фото onlyinfo.ru

В декабре 1943 года под Киевом младший сержант Иннокентий Смоктуновский попал в плен – случилось это на Днепровском плацдарме. Газеты советского времени повторяли друг за другом красивую историю, будто Смоктуновский был тяжело ранен и бежал, когда пленных вели по дорогам Хмельницкой области:

«Спрятался под мост, пережидая день, и вдруг увидел, как прямо на меня идет немецкий офицер, дежуривший на мосту. Но перед тем как глазами наткнуться на беглого пленника, он неожиданно поскользнулся и упал. А когда встал, то, отряхиваясь, прошел мимо и лишь потом снова стал смотреть по сторонам…»

Согласно этой версии, именно так Смоктуновский добрался до села Сухоженницы Изяславского района. Там его прямо на дороге подобрала некая добрая женщина, которая помогла обессиленному солдату дойти до своего дома, там спрятала в подвале и выходила. Оттуда Смоктуновский якобы уже сам чуть лине через линию фронта добрался до штаба ближайшего партизанского отряда.

Однако правда жизни, заверенная самим Иннокентием Смоктуновским, как водится, гораздо прозаичнее:

Правда была в том, что после попадания в плен Смоктуновский месяц провел в лагерях для военнопленных в Житомире, Шепетовке, Бердичеве, и действительно аккурат 7 января 1944 года бежал, совершенно случайно набредя на дом одной украинской семьи, члены которой сами позвали его к себе, несмотря на то, что в случае обнаружения в их доме беглого пленника их могли и расстрелять. Сам Иннокентий Смоктуновский называл своих спасителей «бесстрашными» — известно, что с этой семьей Смоктуновский поддерживал общение до конца своей жизни.

Раиса Беньяш, советский театровед и театральный критик, позже так писала об этой главе жизни актера:

Эта же семья организовала Иннокентию Смоктуновскому встречу с заместителем командира партизанского отряда Каменец-Подольского соединения. Именно в этот отряд он вступил в феврале 1944 года. Уже в мае партизаны объединились с 318-м гвардейским стрелковым полком 102-й гвардейской стрелковой дивизии. В 1945 году гвардии младший сержант Смоктунович, в должности командира отделения роты автоматчиков, освобождал Варшаву.

Фото onlyinfo.ru

Согласно приказу о награждении, «в боях при прорыве обороны противника в районе деревни Лорцен 14 января 1945 года отделение И.М. Смоктуновича одним из первых ворвалось в траншеи противника и уничтожило при этом около 20 немцев». За этот подвиг Иннокентий Смоктуновский получил свою вторую медаль «За отвагу».

Войну Смоктуновский закончил в Гревесмюлене – на северо-западе Германии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector