Институт благородных девиц: история основания, правила, занимательные факты
Содержание:
Программа обучения
В данном привилегированном институте барышень обучали большому количеству научных дисциплин: арифметике, грамоте, истории, географии, кулинарии, рисованию, вокальному пению и прочим предметам. Однако знания по определенным дисциплинам институтки получали довольно поверхностные. Например, на занятиях по кулинарии барышни жарили котлеты из зараннее приготовленного фарша.
Основной уклон в программе обучения благородных девиц делался на правила этикета и религиоведение. Бытовало мнение, что барышни непременно должны грамотно поддерживать беседу на религиозную тему и сдержанно и изысканно вести себя в обществе.
Языки, домоводство и закон Божий: что и как преподавали в институтах благородных девиц
Если Екатерина II действительно мечтала, чтобы институты воспитывали «новую породу отцов и матерей», и соответствующим образом строила учебную программу, то уже при ее невестке Марии Федоровне, взявшей всё женское образование России в свои руки на много десятилетий, произошел откат назад. Екатерина пыталась сделать женское образование частью общей школьной системы; жена Павла I, напротив, видела его отраслью, никак с этой системой не связанной.
«При императрице Марии Федоровне была открыта чисто женская профессия, она-то и была выдвинута на первый план», — утверждал историк педагогики П. Ф. Каптерев.
Настольным пособием у директрис женских учебных заведений в те годы была книга И.-Г. Кампе «Отеческие советы моей дочери»: именно она, по утверждению Днепрова и Усачевой, определила воспитательное кредо женского образования в России. Кампе (а вслед за ним руководительницы женских институтов) считал, что назначение женщин — быть «супругами для щастия мужей, матерьми для образования детей и мудрыми расположительницами домашнего хозяйства».
Ученость для женщины, по мнению Кампе, зло, «подлинная язва душевная»:
Именно по такому принципу строилась учебная программа всех женских институтов того времени. В учебном плане, составленном Марией Федоровной в 1787 году собственноручно (а она вообще вникала во все сферы работы женских школ — от программы уроков до закупочных цен на еду и найма сотрудников), на первом месте стояли иностранные языки и закон Божий.
В старшем возрасте воспитанницам дополнительно преподавались логика, геометрия, натуральная история и опытная физика. (Это программа для «дворянских» отделений институтов; в «мещанских» программа была проще и утилитарнее.)
Многочисленные наставления, составленные императрицей и директрисами заведений, проливают свет на то, как именно преподавались эти предметы. Так, при изучении истории надо было учитывать, что «чувствительной женщине мало дела до того, сколько человек погибло в том или ином сражении, и им следует знать только то, что повлияло на домашнюю жизнь». А преподавая физику, следовало ограничиться «некоторыми свойствами тел и явлениями в природе, которые могут пригодиться в обыденной жизни или будут полезны для воспитания будущих детей: сведениями о дожде, снеге, граде и т. п.».
Не лучше преподавалась и литература: как вспоминает Елизавета Водовозова, при встрече с братом она «с гордостью отвечала ему, что Лермонтов изложен у нас на восемнадцати страницах, а Пушкин даже на тридцати двух».
Основным предметом обучения был французский: более того, Мария Федоровна требовала, чтобы другие предметы — например, география или история — преподавались по-французски. Доходило до смешного.
Условия жизни в Смольном
Нельзя сказать,что девушек хорошо кормили: рацион был скуден,а продукты некачественные. В своих мемуарах и дневниках выходцы из Смольного писали,что еда была худшим воспоминанием об университете. Спали на жестких кроватях в холоде — температура в комнатах не поднималась выше 16 градусов. Умывались ледяной водой из Невы. Одежда и прически студенток были одинаковы: форменные платья разных цветов(в зависимости от класса), гладко зачесанные косы.
Из приятного — девушек вывозили на театральные представления,художественные выставки,праздники при дворе.
Телесные наказания студенток были строго запрещены,но учительницы не скупились на крики. Выделяться в университете,как в плохую,так и в хорошую сторону считалось дурным тоном. Непослушных девочек дразнили «мовешками»(«mauvaise» — дурная).А слишком прилежных и покладистых называли «парфетками»(искаженное французское «parfaite» — совершенная).
Институты строгого режима
Порядки в российских женских институтах не слишком отличались от того, что описывала Шарлотта Бронте в романе «Джейн Эйр» — разве что кормили девушек получше и телесных наказаний к ним не применяли. Подробное описание режима смолянок оставила Елизавета Водовозова:
Еда была довольно скудной.
Девочкам, имевшим родных неподалеку, везло больше: их подкармливали родители.
Учеба занимала почти всё время воспитанниц; досуга почти не было.
Иногда, впрочем, в суровых буднях воспитанниц случались праздники: балы, концерты, визиты членов императорской фамилии, которые посещали подведомственные учреждения довольно часто.
На что времени всегда хватало — так это на религиозное воспитание. По воспоминаниям бывших институток, во все воскресные, праздничные дни, а особенно в Великий пост, воспитанницы посещали церковь — иногда по два раза в день.
Замысел создания
Инициатором основания первого института для женщин в Российской империи был личный секретарь императрицы Иван Бецкий. Имея европейское образование, этот общественный деятель всячески поддерживал желание Екатерины II прививать русскому народу устои западной жизни. Он считал, что представители мужского и женского пола должны воспитываться в одинаковых условиях.
Институт благородных девиц, размещавшийся в Смольном монастыре, являлся учебным заведением закрытого типа для барышень, принадлежавших к дворянскому сословию. Закрытость института являлась основной идеей, на которую опирался Бецкий, и должна была способствовать воспитанию «новой породы» представительниц прекрасного пола.
Просветитель, трудясь над проектом института, рисовал в своем воображении радужные картины. Юные прелестницы воспитываются в изолированной среде, за долгие годы обучения в Смольном институте (как воспитывали благородных девиц в его стенах, будет рассказано далее). Они превращаются во взрослых благонравных дам. Далее, воспитывая своих детей, они передают им весь свой опыт и знания. Таким образом, через некоторое время все общество становится добропорядочным и высокообразованным. Екатерина II полностью поддерживала замыслы И. Бецкого.
Будущие жены
Групповой портрет учащихся одного из женских институтов: выпускницы с преподавателями
Карл Булла/ МАММ / МДФ/ russfoto.ru
После смерти Екатерины управление Смольным перешло жене Павла I Марии Федоровне. Она многое изменила в жизни студенток: теперь поступали с 8 лет,учились на два года меньше,дважды в год сдавали экзамены.
Со сменой управительницы цели обучения воспитанниц тоже изменились. Теперь из них стремились сделать не фрейлин,а примерных и покладистых жен. Смольный просуществовал до 1917 года и стал отправной точкой для создания новых учебных заведений для женщин. Из стен института вышли 85 выпусков.
Многие из воспитанниц стали известными на всю страну. Например,Нина Хабиас,ставшая поэтессой и Мария Будберг,возлюбленная Горького. В 1900 году оттуда выпустилась сестра поэта Александра Добролюбова Мария,ставшая поэтессой и революционеркой.
Питание в институте
Кормили институток не калорийно, меню не отличалось разнообразием. На завтрак им давали кашу или макароны, бутерброд с маслом и сыром и чай. Обед включал первое блюдо, мясо из него и пирожок, ужин состоял из чая с булочкой. В среду и пятницу в институте соблюдался пост и рацион воспитанниц был совсем скудным. В утренние часы им давали несколько картофелин, приправленных постным маслом, и жидкую кашу, на обед — маленький кусочек отварной рыбы и постный пирог. С течением времени институткам стала предоставляться возможность за отдельную плату завтракать более калорийной пищей в комнатах классных дам, отдельно от других девушек.