От худшего к лучшему: рейтинг всех фильмов ксавье долана

«Я убил свою маму»

J’ai tué ma mère, 2009

Юберу шестнадцать, и он не находит себе места, особенно рядом с матерью — буквально каждая попытка разговора между ними оборачивается скандалом. На душевно хрупкого, задерганного парня этот непреодолимый коммуникационный барьер давит с каждой минутой всё сильнее — вплоть до того, что он объявит в школе о смерти родительницы, а сам будет грезить, представляя мать лежащей в гробу, увитой сухими цветами, прирученной и любящей уже без всяких оговорок.

Фильм вызывает ассоциации с «Любовным настроением» Вонга Кар-Вая и «Жюлем и Джимом» Трюффо. «Воображаемая любовь» также исследует напряженность любви, двусмысленные ухаживания и игру в «кошки-мышки» в любовном треугольнике из Фрэнсиса (Долан), Мари (Мония Шокри) и Николаса (Нильс Шнайдер). В этом треугольнике двое влюблены в третьего, и в процессе этой влюбленности максимально возможно идеализируют его. 

Долан успешно достигает раскрытия влюбленности, не концентрируя внимание на Николасе, в которого влюблены Фрэнсис и Мари. Вместо этого, он окружает объект любви тайной и мистикой, делает его природу двусмысленной и неоднозначной, а свое внимание направляет на Фрэнсиса и Мари

Эпиграф фильма из Альфреда де Мюссе о том, что «единственная истина – это любовь, превзошедшая разум» — идеально объясняет фильм. Да, любовь может быть бесцельной, необоснованной и попросту выдуманной, при этом оставаясь молодой, провокационной и настоящей.  

Ксавье Долан в детстве

В результате Ксавье решил не тратить время на школу, бросил её, даже не удосужившись получить аттестат. Период «небытия», как сам окрестил это время Долан, закончился написанием сценария первого фильма режиссера — «Я убил свою маму».

Некоторые критики считают его выскочкой, самозванцем. Они уверяют, будто все его картины – это сплошное цитирование, что ничего нового он в кинематограф не внес.

Другие, наоборот, почитают его режиссером «новой волны», представителем независимого кино, чьи фильмы несут отпечаток индивидуальности и неповторимости.

Кто же прав? Скорее всего, таковых, как обычно, нет.

Сам Ксавье признается, что до сих пор ищет формы, пробует разные материалы, сюжеты, режиссерские приемы. Однако это не эксперименты ради экспериментов. Это поиск новых возможностей для рассказа своих историй.

Сюжет фильма, по словам постановщика, частично основан на его личной биографии. В производство картины, в которой вторую главную мужскую роль исполнил Франсуа Арно, Доланом было вложено $ 175 тыс. из личных сбережений. Для завершения киноленты он получил субсидию.

Критики отмечали продуманный, не перегруженный излишними деталями сюжет и феноменальное сочетание операторской работы и актерской игры. Стоит отметить и то, что, несмотря на ярко выраженный авторский стиль, в картине «Я убил свою маму» прослеживалось «необработанное» под себя влияние мэтров киноиндустрии. Режиссерские приемы Трюффо, Годара, Бунюэля, Антониони и Ван Сента использованы в фильме очень умело, что уже тогда говорило о невероятном потенциале канадца.

Ксавье Долан и Франсуа Арно в фильме «Я убил свою маму»

В 2010 году Ксавье закрепил за собой статус режиссера интеллектуального кино, явив миру драму «Воображаемая любовь». Долан с присущей ему экспрессивностью превратил историю порочного любовного треугольника в обволакивающий оптимистический фарс, окрасив глобальную проблему извращенного понимания любви в пастельные тона. Картина не похожа на голливудское «мыло» ни картинкой, ни диалогами, ни динамикой сюжета.

Премьера третьего фильма «И все же Лоранс» состоялась в 2011 году. На этот раз Долан обратился к теме транссексуализма, которая, в отличие от гомосексуализма, в кино практически не освещалась. В киноленте Ксавье заключил понятие любви в форму гендерного самоопределения. Каждая минута хронометража этой картины пронизана чувством тотального непреодолимого одиночества. В трехчасовом произведении рассказывается история о человеке, который ради иллюзорной внутренней гармонии меняет себя внешне. По мнению Долана, тема трансгендеров актуальна и в наши дни, так как современное общество открыто притесняет тех, кто отличается от большинства.

В 2013 году канадский гений экранизировал театральную пьесу Мишеля Марка Бушара. В триллере «Том на ферме» экзистенциальная бездна начинается с первых кадров. Долан и цветом, и линиями, и музыкой сразу погружает зрителя в отличный от предыдущих фильмов мир, где разыграется новая гомосексуальная драма.

Ксавье Долан в молодости

В 2014 году на большие экраны вышла драма «Мамочка». В картине Долан снова исследует зыбкие нормы современного общества. Роль матери вновь была предложена Анн Дорваль. Эта кинолента была удостоена премии «Сезар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», а также приза жюри Каннского фестиваля.

В 2016 году на большие экраны вышел фильм «Это всего лишь конец света». Кинолента являлась экранизацией одноименной пьесы драматурга Жана-Люка Лагарса. Этот фильм, как и все предыдущие работы Ксавье, о невозможности любви, но этот раз внутри семьи. Долану в очередной раз удалось нащупать баланс, который позволил не превратить картину в мелодраму и перевести фильм в область глубокого переживания одиночества как естественного состояния человеческого существа.

В 2017 году Ксавье начал съемки англоязычной драмы «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована», в которой снялись такие известные личности, как Натали Портман, Кит Харингтон, Тейлор Китч, Сьюзен Сарандон, Кэти Бейтс, Николас Холт и Тэнди Ньютон.

Как режиссер

Год Заголовок Директор Писатель Режиссер редактор Художник по костюмам Примечания
2009 г. Я убил свою мать да да да Нет да
2010 г. Сердцебиение да да да да Нет Также арт-директор, визуальный концепт, фотограф-фотограф, концепты костюмов и пресс-кит.
2012 г. Лоуренс в любом случае да да Должностное лицо да да Также дубляж режиссера
2013 Том на ферме да да да да да Также исполнительный продюсер, режиссер дубляжа и английские субтитры.
2014 г. Мамочка да да да да да Также английские субтитры и французские субтитры
2016 г. Это только конец света да да да да Нет Также концепции костюмов и английские субтитры.
2017 г. Смерть и жизнь Джона Ф. Донована да да да да Нет
2019 г. Матиас и Максим да да да да да
2021 г. Шарлотта Нет Нет Должностное лицо Нет Нет

Актерские роли

Ключ
Обозначает фильмы, которые еще не вышли в прокат.
Заголовок Год Роль Директор (ы) Примечания
Орел или решка (J’en suis!) 1997 г. Эдуард
Le marchand de sable 1999 г. Короткометражный фильм
Скрытая крепость (приостановка La Forteresse) 2001 г. Майкл
Зеркала (Miroirs d’été) 2006 г. Жюльен Короткометражный фильм
Мучеников 2008 г.
Сьюзи 2009 г. Панк
Я убил свою мать (J’ai tué ma mère) 2009 г. Сам Также продюсер и писатель
Сердцебиение (воображаемые Les Amours) 2010 г. Фрэнсис Сам Также продюсер, писатель и редактор
Хорошие соседи 2010 г. Жан-Марк
Дневники Липсетта 2010 г. Рассказчик
Лоуренс в любом случае 2012 г. Человек на вечеринке Сам Также исполнительный продюсер, писатель и редактор.
Том на ферме (Tom à la ferme) 2013 Том Сам Также продюсер и писатель
Чудо 2014 г. Этьен
Слоновья песня 2014 г.
Мальчик стерт 2018 г. Джон Также имеет собственный озвученный дубляж в европейских и канадских французских версиях дубляжа.
Плохие времена в Эль Рояль 2018 г. Бадди Сандей Также имеет собственный озвученный дубляж в европейских и канадских французских версиях дубляжа.
Матиас и Максим 2019 г. Максимум Сам
Это Глава вторая 2019 г. Также имеет собственный озвученный дубляж в европейских и канадских французских версиях дубляжа.
Утраченные иллюзии 2021 г. Рауль Натан Ксавье Джанноли Послепроизводственный этап

Как актер озвучивания

Примечание. Многие фильмы, дублированные на французском языке, также дублируются на французском языке, на котором говорят в Квебеке, или в одной из версий французского языка, известной как международный французский. DVD-диски могут быть помечены как VQ для «версии Québécoise», в которой используется квебекский акцент и термины, уникальные для этой разновидности французского языка, или VFQ для «франкоязычной версии québécoise», которая представляет собой в целом нейтральный акцент, но произносит английские слова так, как было найдено в Северной Америке, а не во Франции.

  • 2000: Моя собака Скип — плевать
  • 2000: Плати вперед — Тревор
  • 2001: Гарри Поттер и философский камень — Рон Уизли
  • 2002: Гарри Поттер и Тайная комната — Рон Уизли
  • 2003: Львы из вторых рук — Уолтер
  • 2003: В поисках Немо — Тэд
  • 2004: Гарри Поттер и узник Азкабана — Рон Уизли
  • 2005: Гарри Поттер и кубок огня — Рон Уизли
  • 2006: Гроссология — Тай
  • 2006: Alpha Dog — Кейт Страттен
  • 2007: Гарри Поттер и Орден Феникса — Рон Уизли
  • 2007: Magi-Nation — Тони
  • 2007: Уистлер — Куинн Маккей
  • 2008: High School Musical 3: Senior Year — Донни Дион
  • 2008: Сумерки — Джейкоб Блэк
  • 2009: Гарри Поттер и принц-полукровка — Рон Уизли
  • 2009: Сумерки. Новолуние — Джейкоб Блэк
  • 2009: Южный парк — Стэн Марш
  • 2009: Планета 51 — Skiff
  • 2010: Пипец — Дэйв Лизевски / Пипец
  • 2010: Как приручить дракона — Иккинг
  • 2010: Сумерки. Сага: Затмение — Джейкоб Блэк
  • 2010: Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 1 — Рон Уизли
  • 2011: Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 2 — Рон Уизли
  • 2011: Моя неделя с Мэрилин — Колин Кларк
  • 2011: Похищение — Натан Харпер
  • 2011: Сумерки. Рассвет — Часть 1 — Джейкоб Блэк
  • 2011: Смурфики — Умный Смурф
  • 2012: Джон Картер — Эдгар Райс Берроуз
  • 2012: Голодные игры — Пит Мелларк
  • 2012: Жизнь Пи — Пи Патель
  • 2012: Дневники Чернобыля — Крис
  • 2014: Малефисента — принц Филипп
  • 2014: Новый Человек-паук 2 — Гарри Осборн
  • 2015: Наизнанку — Страх
  • 2016: Все хотят немного !! — Джейк
  • 2017: Фильм Emoji — Джин
  • 2018: Анатане: спасение детей Окуры — Анатане
  • 2019: Человек-паук: Вдали от дома — Брэд Дэвис
Актеры Я убил свою мать Сердцебиение Лоуренс в любом случае Том на ферме Мамочка Это только конец света Матиас и Максим
Энн Дорваль
Сюзанна Клеман
Антуан Оливье Пилон
Мануэль Тадрос
Патрисия Туласне
Пьер-Ив Кардинал
Натали Бай
Мония Чокри
Нильс Шнайдер
Моник Спазиани
Perrette Souplex
Жак Лавалле
Пьер Шаньон

Несмотря на зрелость, фильму не хватает той сырой и яркой энергии, которой привычно ждешь от Долана. Это больше не то эмоционально насыщенное кино, которое исследует психически нестабильных, растерянных и сложных персонажей. На контрасте с ранними фильмами, «Матиас и Максим» выглядит донельзя немой работой. Для фильма, который концентрируется на трансформации двух героев, это особенно плохо. Как только трансмутация заканчивается, и частицы, образующиеся в результате, исчезнут, все, что остается — лишь пригоршня пыли.

По дате
По рейтингу

9.0

Подробная информация о фильме

Драма

2019

В ролях, Режиссёр, Монтажер, Продюсер, Сценарист

В избранное

Подробная информация о фильме

2019

В ролях, Режиссёр, Монтажер, Продюсер, Сценарист

В избранное

8.6

Подробная информация о фильме

Драма

2018

Режиссёр, Монтажер, Продюсер, Сценарист

В избранное

5.8

Подробная информация о фильме

Биографический фильм, Драма

2018

В ролях

В избранное

7.6

Подробная информация о фильме

Драма

2016

Режиссёр, Монтажер, Продюсер, Сценарист

В избранное

10.0

Подробная информация о фильме

Драма

2014

Режиссёр, Монтажер, Продюсер, Сценарист

В избранное

6.8

Подробная информация о фильме

Драма

2013

В ролях, Режиссёр, Продюсер, Сценарист

В избранное

7.8

Подробная информация о фильме

Драма, Мелодрама

2012

Режиссёр, Сценарист

В избранное

Подробная информация о фильме

Ужасы

2008

В ролях

Долан на Каннском кинофестивале 2015

Долан сказал, что на него особо не повлияли какие-либо конкретные режиссеры, хотя в 2009 году Долан назвал Майкла Ханеке одним из своих любимых режиссеров за его точную операторскую работу и сильное письмо, сославшись на « Веселые игры Ханеке» и «Учитель фортепиано» .

Невнятный сценарий, чересчур глупые диалоги и слишком мрачный пессимизм, который подходил «Мамочке», здесь выглядят отнюдь неуместными и делают фильм худшим в карьере Долана. Красноречивее всего о фильме говорит тот факт, что Долан сам признавался, что хотел бы его переделать. 

И вот, когда дом плотным кольцом окружили сотрудники спецслужб, у Пабло не оставалось иного выхода, кроме попытки прорыва через окно, по крыше дома. Дерзкий план, но снайпер спецслужб был на чеку — сначала ранил Эскобара в ногу, а после – в спину. Окончательно прервал жизнь кровавого наркобарона контрольный выстрел в голову. Данные об авторе этого выстрела разнятся вплоть до того, что даже допускается возможность суицида. Такая версия звучит неправдоподобно, но оставим это на совести автора.

Кадр из документального фильма хроники Пабло Эскобара

Многие критики поспешили сравнить воздействие новой картины Ксавье с феноменом триллеров Хичкока. То же явное ощущение опасности с экрана. Почти осязаемая ярость, неотвратимость трагического финала. Зритель на собственной шкуре ощущает страх, тревогу и ожидание жестокой развязки.

В «Томе» Долан снова взялся за главную роль. Поклонники получили возможность наслаждаться не только режиссурой, но и актерской игрой гения независимого кино.

Впрочем, злопыхателей также прибавилось. Однако их эскапады не были услышаны жюри фестиваля, наградившего ленту призом.

Долан снимает кино не столько о запутанном подростке как таковом, сколько о барьере между ребенком и родителем, который достигает своего пика в подростковом возрасте перед тем, как отношения перейдут на новый уровень. Этот пик в бесконечных ссорах, пассивной агрессии и злости от невозможности повлиять на решения друг друга – именно в таких отношениях очевидным кажется или расставание, или двойное убийство. 

В отличии от свободного визуального выражения, сценарий Долана тщательный и подробный, со множеством поворотов, которые захватывают и не отпускают до самого конца. Отношения Юбера и его матери Шанталь (Энн Дорваль) — от драматической насыщенности до комичной нелепости — всегда чувственны, и всегда точны в своем выражении. В 20 лет Долан играет раздраженного, разочарованного и растерянного Юбера, а Дорваль отлично передает усталость, раздражение и озабоченность Шанталь, за которые ее так ненавидит сын. 

Разумеется, «Я убил свою маму» – не ровный фильм, особенно в грубых переходах между сценами и буквальным отсылкам к классическому кино. Тем не менее, фильм прославил Долана как вундеркинда от кино. В ранней дебютной работе Долана уже есть найденный стиль и ключевые мотивы: уставшие матери, медленные движения, визуальная пышность, классическая музыка и отсылки к поп-культуре. 

Хотя некоторые считают «Я убил свою маму» самым символичным и важным фильмом Долана, есть фильм, в котором тематический охват и техническое мастерство в большей степени отражают рост Долана как режиссера.

В плане содержания не менее эфемерна и худосочна вторая работа Долана. «Воображаемая любовь» — это экзальтированный памфлет об умозрительности влюбленности на примере запутанных отношений разнополой парочки сожителей и их нового знакомца, обладателя абсолютно выдающихся кудрей. То, как разрешится этот недоделанный, так и не выплескивающийся в подлинный роман треугольник, заставляет ехидно вспомнить сакраментальное «Так не доставайся ж ты никому». Фильм движется к этому финалу с такой механистичной целеустремленностью, что опять же не устаешь желать Долану найти настоящий сюжет, а не утомительный конструкт.

К своему четвертому фильму Долан, похоже, научился направлять свою безудержную, в ранних работах почти бесконтрольную, энергию — «Том на ферме» в сравнении с «Я убил свою маму» и «Воображаемой любовью» выглядит практически образцом сдержанности. Здесь канадец снова берется за историю, в плане развития сюжета более-менее тупиковую: его герой не столько проживает происходящее, сколько изживает его из себя. Первые фильмы Долана при этом держались на стилистической неуемности, постоянной игре на контрасте между тишиной и истерикой, камерностью и бурлеском. «Том», хроника самобичевания блондина, переживающего смерть возлюбленного, выстроен уже по-другому и смотрится почти триллером, в котором вместо саспенса — непреодолимое сексуальное напряжение, предчувствие соития, которому Долан так и не даст разрядиться, вместо этого ведя героя к нервному срыву.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector