Пять лет назад умер основатель «гражданской обороны» егор летов

Биография Егора Летова

Игорь Фёдорович Летов родился 10 сентября 1964 года в Омске. Мать будущего музыканта работала военным врачом, отец – бывший военный, участник Великой Отечественной войны. Окончив десятый класс средней школы №45 Омска поступил в городское ПТУ но вскоре был отчислен за непосещаемость. Работал художником на Омском шинном и Омском моторостроительном заводах, а также дворником и штукатуром на стройке. В 1982 году начал заниматься музыкой, вместе Андреем Бабенко и Евгением Деевым основав проект «Посев».

Творческая биография

В период с 1982 по 1984 год Летов записывал магнитоальбомы в составе группы «Посев» (большинство записей не сохранилось). Осенью 1984 года вместе с Андреем Бабенко и Константином Рябиновым основал группу «Гражданская Оборона», некоторое время существовавшую параллельно с «Посевом». С середины 80-х годов становится одним из наиболее влиятельных независимых музыкантов СССР, а впоследствии и России.

После выпуска первых магнитоальбомов Егор Летов подвергся репрессиям со стороны властей. Местные органы КГБ не желали терпеть в Омске не подчиняющегося властям вольнодумца и поместили его на принудительное лечение в психушку, откуда он был вызволен благодаря старшему брату Сергею, пообещавшему рассказать о гонениях на музыкантов в Советском Союзе западным журналистам. По возвращении из лечебного учреждения Егор возобновил деятельность «Гражданской Обороны», в одиночку записав ряд магнитоальбомов 1987 и 1988 года.

В 1987 году под маркой «Г.О.» Летов записывает альбомы «Мышеловка», «Тоталитаризм», «Хорошо!!», «Некрофилия» и «Красный Альбом», самостоятельно играя на всех инструментах и выступив в качестве звукорежиссёра и саундпродюсера. Таким же образом были записаны альбомы 1988 года – «Всё Идёт По Плану», «Так Закалялась Сталь» и «Боевой Стимул». В декабре 1988 года на домашней студии Сергея Фирсова в Ленинграде Егор записывает акустический бутлег «Русское Поле Эксперимента».

В 1989 году, во время работы над циклом «Русское Поле Экспериментов» Летов записывает два акустических сольника – «Всё Как У Людей» и «Вершки И Корешки». Одновременно с этим он помогает своей тогдашней сожительнице Янке Дягилевой записать альбомы «Домой!» и «Ангедония». После её смерти в 1991 году вместе с Константином Рябиновым на основании сохранившихся записей Егор доделывает последний альбом Янки – «Стыд и Срам».

Проект «Егор и Опизденевшие»

Весной 1990 года Летов распускает «Гражданскую Оборону», мотивируя тем, что не хочет становиться частью попса. Сыграв последний концерт коллектива в Таллине, Егор возвращается в Омск, где спустя некоторое время начинает работать над новым материалом, впоследствии изданным под маркой «Егор и Опизденевшие». Первый альбом нового проекта был записан в 1990 году и получил название «Прыг-Скок».

Во время работы над диском Егор Летов часто путешествует по Уралу и во время одной из таких поездок его кусает энцефалитный клещ. В течение месяца музыкант балансирует на грани между жизнью и смертью, на всё время болезни лишаясь сна и выдерживая температуру под 40º. В конечном итоге болезнь отступает и Егор возвращается к активной творческой деятельности.

В 1993 году в рамках проекта «Егор и Опизденевшие» выходит одна из лучших работ Летова – двойник «Сто Лет Одиночества». Спустя некоторое время музыкант объявляет о возрождении группы «Гражданская Оборона», в составе которой выступает вплоть до своей смерти в 2008 году. Параллельно Егор даёт сольные акустические концерты, исполняя на них песни из ранних альбомов.

Личная жизнь Егора Летова

Во второй половине 80-х годов Летов сожительствовал с Яной Станиславовной Дягилевой. По воспоминаниям соратников, отношения были непростыми и часто доходили до скандалов. Многие обвиняли Егора в смерти Янки, считая, что именно он довёл её до самоубийства, факт которого так и не был доказан.

В 90-х годах гражданской женой Летова была Анна Волкова, подруга Янки, в настоящее время жена клавишника группы «Калинов Мост» Александра «Анаксагора» Владыкина. Она принимала участие в записи ряда альбомов «Гражданской Обороны». В частности, играла на электроскрипке в «Сто Лет Одиночества» и подпевала в альбомах «Солнцеворот» и «Невыносимая Лёгкость Бытия».

С 1997 года женой Егора стала Наталья Чумакова. Она же являлась бас-гитаристкой последнего состава «Г.О.», а сейчас занимается реставрацией сохранившихся записей коллектива.

Смерть Егора Летова

Музыкант скоропостижно скончался 19 февраля 2008 году в 16:57 по омскому времени. На момент смерти Егору было полных 43 года. В качестве причины смерти называлась внезапная остановка сердце. Егор Летов похоронен на Старо-восточном кладбище Омска рядом с могилой матери.

Смерть музыканта

Умер музыкант в 2008 году, 19 февраля. По официальной версии причиной смерти была сердечная недостаточность, но через некоторое время причину сменили на дыхательную недостаточность вследствие отравления этанолом. Похоронен Егор Летов в Омске, возле могилы своей матери.

Отец Егора в своем интервью после смерти сына подчеркивает, что в последнее время Егор очень много пил, и это сказалось на его здоровье.

Всю свою жизнь Егор посвятил музыке, но, к сожалению, не все его идеи были реализованы. В своей жизни и в творчестве очень многого добился Егор Летов. Аккорды его песен даже сегодня звучат во дворах многих городов, а сам Егор живет в сердцах своих поклонников.

ОТ ЛИРИКИ ДО ШАМАНСКИХ НАГОВОРОВ

В этот же период в Летове возрождается детское увлечение литературой. Он начинает собирать фольклор, наговоры, приговоры и заговоры, которые внедряет в свои песни, тем самым обнажая понятую им русскую душу. Многие слышали культовую песню «Про дурачка», но не все знают, что ее «магия» в том, что это переделанный приговор на «смерть», где в одном из народных вариантов значилось: «Ходит покойничек по кругу, ищет покойничек мертвее себя».

С этого момента начинается новый и, возможно, самый ценный виток творчества Летова. Он начинает писать детские, простые, очень, казалось бы, добрые песни, но инкрустирует их в фактуру ритуальных приговоров. Этому пути Летов будет следовать отныне до самой смерти. И нагляднее всего этот эффект можно услышать в песне «Долгая счастливая жизнь», где, чем чаще Летов повторяет мантру-пожелание, тем страшнее становится.

Летов привлекает своей радикальностью и биографией

Похоже, это первый хороший ответ на вопрос: «Почему мы так часто вспоминаем Летова?» Споры о текстах можно оставить знатокам, а вот в чём он был однозначно неистов, так это в провокациях. В конце 1980-х «Гражданская Оборона» совместно с группой «Пик Клаксон» создали новый музыкальный проект под названием «Адольф Гитлер». Как вам такое?

Естественно, Летов – не фанат Гитлера, как могла подумать аудитория Гоблина. Но он всегда сознательно заигрывал с темами, вызывающими дискомфорт и отвращение. Отсюда и любовь к грязному звуку, и фирменный мат, и куча радикальных заявлений. Например, предложение стрелять из автомата по любителям музыки братьев Самойловым, или заявление: «Я – советский националист».

Такие вещи могут ужасать или восхищать, но всегда привлекают максимум внимания. Наверное, самым близким примером тут будет Бабангида – великий аноним русского рэпа, убивший Оксимирона и родивший Славу КПСС. Тот тоже всегда привлекал радикализмом, смешением противоположных политических течений и специфическим звучанием с микрофоном за сто рублей. Старина Бабан, кстати, и сам упоминал Егора Летова в своих текстах.

Сходств полно, но Боб скрывал личную жизнь, а если вы почитаете любой текст-трибьют о Летове, то большую его часть будут занимать не рассуждения о лирике и музыке, а биография. Жизнь Егора действительно похожа на идеальную основу для мифа. Практически любой набор реальных фактов о нём звучит дико сюрреалистично. Судите сами.

Летов лежал на принудительном лечении в психиатрической больнице, где его пичкали нейролептиками. При СССР он был борцом с режимом с анархистских позиций, а сразу после развала Союза начал бороться с демократией и правительством Ельцина. О коммунизме он отзывался, как о рае на Земле, практически всегда с христианскими отсылками. Это уж точно не та же идеология, что у среднего советского гражданина.

Вместе с философом Дугиным он был членом НБД Эдуарда Лимонова. Правда, когда его попросили раздать выпуски газеты «Лимонка», Егор засунул подшивку под кровать и больше о ней не вспоминал. А сам писатель потом долго делился воспоминаниями о том, каким был Летов в девяностых.

Дугин, Лимонов и Летов

Ещё ведь был роман с Янкой Дягилевой – не менее легендарной для сибирского панка дамой. То, как Егор переживал её смерть в 1991 году – отдельный гигантский эпизод в биографии и творчестве. Не менее заметный, чем метания по различным идеологиям.

Янка Дягилева

Неудивительно, что Летов привлекает многих больше как личность, чем как артист. Хотя и с музыкой такой интерес тоже безусловно связан. Скажем, любители протестной лирики («Мы – лёд», «Убей в себе государство») и более абстрактных вещей («Следы на снегу», «Вечная весна в одиночной камере») – совершенно разные люди. И привлекают их разные аспекты Летова. Поэтому среди фанатов принято делить творчество Егора на периоды – от сибирского панка до позднего психодела.

Все идет по плану

Даже если петиция на РОИ наберет 100 тыс. голосов и ее направят на рассмотрение в федеральные органы власти, те никак не смогут повлиять на руководство проекта – это инициатива независимых организаций. Более того, победа в голосовании не означает, что аэропорту присвоят это имя – решать только руководству аэропорта. Например, совсем не факт, что аэропорты столичного авиаузла, то есть Шереметьево, Домодедово и Внуково, захотят тратить деньги на редизайн. Хотя в случае с Омском терять нечего: защищать название Омск-Центральный вряд ли кто-то станет.

Скорее всего, имя Летова прилипнет к омскому аэропорту надолго. Станет своего рода народным названием. Может быть, появится сайт-дублер аэропорта со своим дизайном, почти наверняка – сувенирная продукция, указатели на улицах города. Или даже, почему бы и нет, именем музыканта назовут какую-нибудь улицу. Но одно можно сказать точно, теперь привлечь людей к какому-нибудь масштабному проекту «методом зойча» будет гораздо сложнее.

Пять лет назад умер основатель «Гражданской обороны» Егор Летов

Егор Летов. Фото: gr-oborona.ru

Пять лет назад, 19 февраля 2008 года, в своей квартире в Омске умер легендарный рок-музыкант, лидер «Гражданской обороны» Егор Летов. По первоначальной версии – из-за остановки сердца. Позже предположили, что виной стала острая дыхательная недостаточность, спровоцированная отравлением алкоголем, но этот вариант отбросила жена Летова Наталья Чумакова и участники группы. Музыканта похоронили в Омске на Старо-Восточном кладбище рядом с могилами мамы и бабушки.

Смерть 43-летнего Егора Летова породила множество слухов. Сомнению подвергалось все – от причины до места. Любопытствующие предполагали, что музыкант умер не в Омске, а в Питере от уже шестого по счету инфаркта. Чтобы успокоить людей, Чумаковой пришлось опубликовать на официальном сайте «Гражданской обороны» ответы на самые «горячие» вопросы. Например, она сообщила, что «Егор никогда не жаловался на сердце» и что он «особо не выпивал в последнее время». Наталья считала, что, помимо концертов, много сил у музыканта ушло на переезд и обустройство квартиры.

«В новом доме не работал лифт, и приходилось несколько раз в день подниматься-спускаться на восьмой этаж с огромными тяжестями. Он хотел сделать все непременно своими руками», — написала она.

Также она опровергла слухи о возбуждении уголовного дела, сообщив, что в прокуратуре не нашли криминальной составляющей.

«Он умер дома, в постели, даже не переменив позы, в которой спал. Сердце остановилось, остановилось дыхание…», — окончила Чумакова свое послание.

Спустя два года после смерти музыканта на его могиле установили памятник с мозаичным изображением иерусалимского креста, уменьшенную копию которого Летов носил на груди. По его мнению, «крест этот — так называемый вселенский, крест первых христиан катакомбного периода, крест, объединяющий все христианские церкви». Мозаика выполнена из смальты в ранневизантийском стиле с элементами модерна, а монумент — в виде мраморного куба на ступенчатом постаменте.

В 2009 году началось издание трехтомника стихов Егора Летова «Автографа. Черновые и беловые рукописи».

Игорь Федорович Летов (настоящее имя музыканта) родился 10 сентября 1964 года. Музыкальную карьеру начал с игры на барабанах в группе «Поп-механика», созданной Сергеем Курехиным. Позже Летов основал «Гражданскую оборону», ставшую одной из самых интересных и влиятельных отечественных групп. Большинство альбомов «Г.О.» музыкант записал в одиночестве на домашней студии, выступая одновременно гитаристом, басистом, барабанщиком и вокалистом. К концу 80-х Егор Летов стал одним из главных героев музыкальной контркультуры. В 90-х музыкант поддержал Эдуарда Лимонова и вступил в национал-большевистскую партию, но в 2004 году официально открестился от любых политических сил.

За свою жизнь Егор Летов записал не менее 1153 композиций.

Ссылки по теме

«Гражданская оборона»

Бунтарь

Несмотря на то что «Гражданская оборона» существовала фактически в полуподполье, она довольно быстро завоевала популярность за пределами Сибири. Слушала «ГО» в основном молодежь. По некоторым данным, к концу 1980-х армия поклонников рок-группы насчитывала около ста тысяч человек.

Основная тема творчества Летова в 1980-х – социальный и политический протест. Естественно, что за откровенно антикоммунистический характер песен музыканты «Гражданской обороны» подверглись травле со стороны властей. Осенью 1985 года Летова отправили на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу, где, по его словам, он находился на «усиленном обеспечении». Егор боялся, что повышенные дозы нейролептиков сделают из него дебила и сломают всю его жизнь. «В какой-то момент я понял — чтобы не сойти с ума, я должен творить. Я целый день ходил и сочинял: писал рассказы и стихи», – вспоминал музыкант. Связующим звеном между Летовым и внешним миром стал его коллега Олег Судаков (Манагер), который регулярно наведывался в больницу и через решетку забирал всё написанное другом. Егора отпустили лишь спустя четыре месяца, после того, как его брат пригрозил рассказать зарубежной прессе, какими методами в СССР расправляются с неугодными музыкантами.

Музыка

Свои песни группа «Посев» записывала на магнитоальбомы. Процесс этот проходил в обычных квартирах на примитивном оборудовании, благодаря чему звук получался глухим, дребезжащим и нечетким. Впоследствии, даже получив доступ к нормальной звукозаписывающей технике, Летов не отказался от «квартирного» метода, сделав «гаражный звук» своим фирменным стилем.

Неповторимость кустарного звучания, характерного и для поздней «Гражданской обороны», во многом была обусловлена музыкальными пристрастиями лидера обеих групп. В интервью Летов не раз упоминал, что на его песни повлиял американский гаражный рок 1960-х и творчество исполнителей, работающих в духе экспериментального, панковского, психоделического рока.

Группа “Гражданская оборона”

Группа «Посев» завершила свое существование в 1984 году. Примерно в это же время была образована легендарная «Гражданская оборона», известная также как «Г.О.» или «ГрОб». Летов продолжал работать в своем излюбленном «гаражном» стиле, одновременно открыв независимую студию звукозаписи «ГрОб-рекордс».

Студия располагалась в квартире обычной омской хрущевки. На деньги, вырученные от концертов, Егор издавал альбомы «Г.О.» и других групп, имеющих отношение к сибирскому панк-року.

Егор Летов на сцене

Выпущенные альбомы, подпольные концерты, распространявшиеся с рук записи и совершенно неповторимый стиль исполнения наряду с матерными текстами песен, исполненными глубоким смыслом, принесли «Гражданской Обороне» оглушительную популярность у советской молодежи. Песни Летова отличает небывалая энергетика, узнаваемый ритм и самобытный звук.

По словам его коллег по цеху, Егор смог доказать, что играть рок можно, даже не умея виртуозно брать сложные аккорды или гениально использовать барабанную установку. Удивительно, но сам Летов никогда не причислял себя к панковскому движению, он просто всегда был «против». Против строя, системы, устоявшихся стереотипов, против самого себя. И этот нигилизм наряду с критичностью текстов взяли за образец последующие советские и русские панк-группы.

У Летова отвратительные фанаты – они портят всё впечатление

Так бывает почти со всеми значимыми вещами. За пример сойдёт хоть группа «Король и Шут», хоть франшиза «Звёздные войны». Они могут дарить вам приятные эмоции, и в этом нет ничего стыдного, но никто не хочет иметь дел с грязными школьниками в мерче или с гиками-душнилами, рассуждающими о правильных типах космических кораблей. Но в случае с Летовым всё ещё хуже.

Биографии, радикальных перформансов, сложной лирики и влияния на других артистов уже достаточно, чтобы понять, что культ Летова, может, и странное, но уместное явление. Проблема, что восприятие Егора нейтральным человеком страдает от ужасающего влияния его фанатов.

Сам Летов – однозначно интеллигент. Внимательный зритель Тарковского и читатель Достоевского, постоянно ссылавшийся на философию или гигантский спектр групп, которые слушали только по-настоящему глубинные копатели. И на тех же интервью он всегда показывал себя последовательным и рассудительным человеком, пусть и транслировавшим радикальные взгляды. Но вышло так, что часть его творчества, особенно раннего – хиты для дворовых панков.

А есть и другой типаж. Очевидно, что интеллектуальную публику как будто больше привлекают личность и влияние Летова. Сложно представить, что чувак с билетом на «Пикник Афиши» сейчас допьёт латте на кокосовом молоке и включит в наушниках «Гражданскую Оборону». Таким слушать необязательно, но дать абстрактную мини-лекцию о психоделическом периоде Летова – это запросто.

Естественно, у всех проектов Егора есть и нормальные ценители, но большинство его видимых фанов делятся на две невыносимые категории. Те, кто слушает самые известные песни, но не понимает и половины. И те, кто не слушает, но очень любит о нём поговорить. Лучше всех об этом высказался сам Егор ещё в 1990 году:

Трагедия Летова в том, что он никогда не стремился к популярности, но стал культовым артистом среди тех, кого ненавидел. Но у него настолько нетривиальная биография, что Егор был обречён породить культ, к которому всегда будут возвращаться, чтобы что-то там переосмыслить. Уже хотя бы потому, что таких персонажей до этого не было никогда.

Но нормально объяснить это явление человеку, который не сталкивался с ним ранее, всё ещё практически невозможно. Да и не нужно. Сама история создала условия, чтобы треки «Гражданской Обороны» было сложно оценить словами «хорошо» или «плохо». Значит, их можно не оценивать, потому что это явно контент не для каждого. Главное не быть Михаилом Козыревым и в случае чего смело говорить «Мне не нравится».

Главное

Егор Летов: биография

Будущий «патриарх сибирского рока» Игорь Летов (Егор – псевдоним) появился на свет 10 сентября 1964 года в Омске, в обычной советской семье. Отец Егора был военным, затем исполнял обязанности секретаря городского райкома КПРФ, мать работала врачом. По слухам, в детстве Летов 14 раз перенес клиническую смерть.

У мальчика с детства перед глазами был живой пример неисчерпаемой любви к музыке: старший брат Егора Сергей – известнейший саксофонист, музыкант, работающий в разных стилях. Учился Егор в средней школе №45 города Омска, которую благополучно окончил в 1982 году. После окончания школы Летов уехал к брату в Подмосковье. Там Егор поступил в строительное ПТУ, но спустя год был отчислен за неуспеваемость.

Музыкант Егор Летов

Вернувшись в Омск, Летов продолжил работать над проектом под названием «Посев», который он основал в 1982 году. С этой поры биография и жизнь пионера «русского панк-рока» была неразрывно связана с музыкой и творчеством.

В те годы Егор Летов трудился на шинном и мотостроительном заводах Омска. В должности художника музыкант рисовал портреты Ильича и агитплакаты для коммунистических митингов и собраний, позже подрабатывал дворником и штукатуром.

Биография

Егор Летов появился на свет в Омске. Произошло это 10 сентября 1964 года. Несмотря на бунтарский характер, Егору удалось окончить 10 классов школы, после чего он поступил в подмосковное ПТУ.

Егор Летов в молодости

Но оказавшись вдали от родного Омска, молодой человек стал вести разгульный образ жизни, что и привело к отчислению. В дальнейшем Егор работал штукатуром, маляром и художником, дабы сводить концы с концами.

Но уже в начале 1980-х годов Егор понял, что его настоящим призванием в жизни является музыка. Он уделял написанию текстов все свое свободное время, интересуясь политической темой.

Уже тогда темы коммунизма фигурировали в творчестве начинающего музыканта.

Увлечение привело к основанию первой группы «Посев», в которой также играл соратник Летова Константин Рябинов. Первое выступление группы произошло еще в 1983 году.

На фото: Егор Летов и Константин Рябинов

Вот только настоящий успех пришел к музыканту значительно позже. В 1984 году Егор и Константин создают новую группу «Гражданская оборона», тексты которых имели бунтарский и остро-социальный характер. Егор не боялся поднимать актуальные темы, использовать жаргон и оскорбления.

Как и следовало ожидать, группа столкнулась с гонениями властей, что вынудило Летова заниматься самостоятельной записью альбомов на собственной квартире. Отсюда следует столь низкокачественное сырое звучание, ставшее визитной карточкой всего творчества Летова 80-х годов.

Группа обрела известно после 1985 года, когда сибирские власти стали предпринимать попытки прекращения творческой деятельности Егора и его друзей. Несмотря на это, музыканты обретают фанатов по всему Советскому Союзу, чему способствовало самобытное звучание, поэзия Летова, а также нескончаемое развитие музыкантов от альбома к альбому.

На творчество группы оказали влияние многие зарубежные коллективы, которыми интересовался Егор. При этом музыка ГрОб’а продолжала сохранять уникальность, не превращаясь в бездумное копирование западных аналогов.

К концу 80-х Гражданская Оборона была распущена, так как Летов занялся работой над сторонним проектом Егор и Опизденевшие, музыка которых былп близка к психоделическому року. Альбомы «Прыг-скок» и «Сто лет одиночества», записанные в рамках проекта, становятся ключевыми во всем творчестве музыканта.

Группа «Гражданская оборона»

В будущем, возроди Гражданскую оборону, Летов откажется от раннего панк-рока, став играть более качественную и мелодичную музыку. Лирика Летова также претерпит серьезные изменения.

Несмотря на кардинальные перемены в творчестве, группа сохраняла свою известность вплоть до самой смерти ее идейного лидера.

Егор Летов Футбол

Егор Летов был страстным футбольным болельщиком. Про себя говорил, что «вырос из футбола, все детство играл, полузащитником-диспетчером». На протяжении жизни его пристрастия менялись, но «болел» он всегда профессионально. Разбирался в футбольной тактике, с жаром мог расписать преимущества и недостатки той или иной команды. Дольше всех продлилась у Летова страсть к ЦСКА. Должно быть, сказывалось влияние отца-военного. В последние годы стал болеть за Сhelsea. Как ни странно, он связывал свою приязнь именно к этому клубу с именем Абрамовича: «Во-первых, меня поразил сам факт, что впервые за всю историю российского бизнеса человек потратил деньги не на говно, а создал реально нечто великое практически на пустом месте и сразу. А во-вторых, мне нравится, как играет Chelsea, даже сейчас, это самая тотальная война в премьер-лиге. Может, это не столь красиво и размашисто, как Manchester, зато более яростно и бескомпромиссно. И в-третьих, мне очень нравятся такие игроки, как Терри, Лэмпард, Чех, Дрогба.»
В футболе Летов видел больше, чем просто игру. В интервью журналу Rolling Stone признавался: «А вообще для меня футбол — это не спорт, это рок-н-ролл, панк-рок, экстремальный вид искусства, философия и политика»russian7.ru

Всем благим начинаниям

Проект «Великие имена России» по переименованию 47 аэропортов – совместная инициатива несколько организаций. Это Русское географическое общество (РГО), Российское историческое общество (РИО), Общество русской словесности, Российское военно-историческое общество (РВИО) и Общественная палата России. Руководители организаций – министр обороны, директор Службы внешней разведки, патриарх Кирилл и министр культуры. Другими словами, идея была обречена на успех. При таком составе сложно себе представить какие-либо возражения. Их и не было.

«Думаю, ничто не мешает нам заняться этой просветительской работой. Надеюсь, эта инициатива будет позитивно воспринята в нашем обществе, и задача присвоения этих имен станет действительно народной», – прокомментировал проект епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), ответственный секретарь Общества русской словесности.

Автор нашумевшей в свое время книги «Несвятые святые» как в воду глядел. Идею восприняли позитивно, и стала она действительно народной. Хотя, вероятно, он имел в виду немного не то. 

Стартовал проект 11 октября. Уже 15-го прозвучало имя Летова. Спустя еще пару дней по Сети разошелся шуточный дизайн-макет, как мог бы выглядеть аэропорт, украшенный фотографиями Летова и цитатами из его песен – «полечу на них над расчудесной страной», «со скоростью мира», «ломтик июльского неба», «и убегает земля». Журналист Георгий Шершнев, координатор кампании «Наше имя – Летов!», предложил сделать слоганом аэропорта «Все летит по плану». Это и отсылка к самой известной песне музыканта, и законный повод для гордости любой воздушной гавани.

Как и ожидалось, Летов с большим отрывом обошел всех конкурентов в открытом интернет-голосовании. Как ожидалось чуть более холодными головами, во второй тур он не попал. Потому что телефонный опрос.

Вижу, поднимается с колен моя Родина

Город Омск – один из крупнейших в России, но словно выпадающий из федеральной повестки. Он находится между Новосибирском и Екатеринбургом, которые давно и каждый со своими аргументами спорят за звание третьей столицы России (патент Казани на это название новосибирцы и екатеринбуржцы даже не заметили). Гордостью современного Омска был и остается хоккейный клуб «Авангард», но с этого года он выступает в подмосковной Балашихе. Потому что местная хоккейная арена признана аварийной и опасной для соревнований.

Однажды в Омске пытался стать мэром популярный столичный блогер Илья Варламов, упиравший на отсутствующее как класс благоустройство, но предсказуемо не смог. С разговора о плохих дорогах в Омске началась одна из прямых линий с президентом. Еще в интернете помнят мем «не пытайтесь покинуть Омск» – мягко говоря, не самый позитивный для города. Определенную славу снискал и Омский метрополитен из одной станции. Его то закрывают, то достраивают – как получится. Впрочем, как и перспективный аэропорт Федоровка. Решение о его строительстве приняли в 1979 году. В 2009 стало понятно, что недострой породил болото, его надо осушать, а все построенное – сносить. И начинать сначала.

Фото: Феоктистов Дмитрий, ТАСС

Конечно, именно в Омском остроге отбывал ссылку Федор Михайлович Достоевский, но такая привязка к городу выглядит со всех сторон сомнительной и спорной. К тому же Омск классику совсем не понравился.

Зато для многочисленных поклонников рок-музыки по всей стране имя Омска накрепко связано с одним из самых самобытных российских авторов. Говорим Омск – подразумеваем Летов.

Творчество

В период с 1987 по 1988 год Егор вернулся к проекту «Гражданская оборона» и записал ряд альбомов, среди которых «Мышеловка», «Все идет по плану» и другие. Он сам исполнял песни, играл на инструментах, выступал в роли звукорежиссера и саунд-продюсера. В 1988-м на студии Сергея Фирсова записан бутлег «Русское поле экспериментов». Кроме того, появились такие хиты, как «Зоопарк», «Суицид», «Одиночная камера». Записывает Летов и сольные альбомы «Вершки и корешки», «Все как у людей».

В 1989 году были выпущены пластинки нового проекта Егора «Коммунизм», чуть ранее он познакомился и стал работать с Янкой Дягилевой, рок-исполнительницей, автором песен, чья жизнь трагически оборвалась в 1991 году. После смерти Янки музыкант доделал и выпустил ее последний альбом «Стыд и срам».

Егор Летов с котом

В 1990 году Летов распустил «Гражданскую оборону», отыграв концерт в Таллине. Решив, что проект превращается в попсу, музыкант увлекся психоделическим роком. Результатом стал очередной проект «Егор и О…зденевшие», в рамках которого вышли 2 альбома. В 1993 году Летов реанимировал «Гражданскую оборону», продолжая работать в составе обеих музыкальных групп.

В последующие годы он выпустил ряд альбомов, часть из которых была составлена из заново записанных старых песен. Среди популярных треков значатся «Моя оборона», «Белое безмолвие». Последний концерт «ГО» состоялся в Екатеринбурге 9 февраля 2008 года.

Егор Летов и Эдуард Лимонов

На рубеже веков Летов увлекся политикой, состоял в НБП, водил дружбу с Эдуардом Лимоновым, Виктором Анпиловым, Александром Дугиным. В 2004 году Егор официально отрекся от политики.

На одном из концертов в Воронеже состоялись знакомство и единственная встреча Летова с лидером «Сектора Газа» Юрием Хоем. Последний зашел в гримерку к готовящимся к выходу на сцену музыкантам и удивился внешнему виду Егора: он представлял себе фронтмена крупным мужчиной, злоупотребляющим алкоголем. А лидер группы выглядел несколько иначе.

О творчестве Виктора Цоя Летов вспоминал после смерти рок-иконы без особого восхищения, но признавал, что ему нравились ранние песни музыканта «Алюминиевые огурцы» и «Я посадил дерево».

Сам Летов не снимал клипы на свои композиции, но в 2017 году Vespercellos представил видеоролик на песню Егора.

Спецслужбы и психиатрическая больница

На заре музыкальной карьеры лидер «ГО» интересовался политикой, был убежденным противником коммунизма и устоявшегося строя, хотя против советской власти никогда не выступал. Однако политический и философский контекст его песен так явно проглядывал сквозь напускное панковское безразличие, что группой и ее создателем не могли не заинтересоваться соответствующие органы.

Егору неоднократно делались внушения сотрудниками КГБ. Они требовали прекратить деятельность коллектива. Поскольку Летов ответил отказом, в 1985 году его поместили в психиатрическую лечебницу. В «психушке» к музыканту применяли насильственные методы лечения, накачивая сильнейшими нейролептиками. Такие препараты использовались для полнейшего изменения психики «пациента», а сам исполнитель сравнивал их действие с лоботомией. Чтобы по-настоящему не сойти с ума, музыкант начал писать тексты — помимо стихов, он создавал и прозаические произведения.

К счастью, заключение длилось всего 4 месяца. Выбраться из психбольницы Егору помог брат Сергей, который пригрозил опубликовать в западных СМИ историю о том, как в СССР борются с неугодными музыкантами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector