Юрий любимов — биография, информация, личная жизнь
Содержание:
Личная жизнь
Режиссер старался не афишировать личную жизнь. Известно, что объектом желания студента Павла Любимова была однокурсница, будущая возлюбленная Владимира Высоцкого – Татьяна Иваненко, в 1970-м исполнившая роль в картине «Впереди день».
Постановщик и его жена Наталья Любимова дружили домами с семьями актера Александра Фатюшина (хоккеист Гурин из фильма «Москва слезам не верит»), снявшегося в картине Павла Григорьевича «Весенний призыв», и композитора Юрия Саульского, автора музыки к четырем последним лентам режиссера.
Алексей Любимов, сын Павла Любимова (кадр из фильма «Предел желаний»)
Супруги вырастили двух сыновей, один из которых – Алеша – сыграл своего тезку в фильме 1982 года «Предел желаний», рассказывающем о воспитательнице детского сада Вере. На момент смерти режиссера внуков у него еще не было.
Последние 15 лет жизни Павел Григорьевич фильмов не снимал, а занимался художественным переводом с английского языка. Благодаря Любимову читатели познакомились с технотриллером Ларри Бонда «Котел», женскими романами Барбары Картленд и Рут Ренделл.
Журналистика
В 1985 году Александр Любимов попал на «Гостелерадио» в отделе скандинавских стран. На «Радио Москвы» молодой человек вел передачу на датском языке и проработал там около двух лет. Затем журналист устроился корреспондентом на телевидение, а вскоре вместе с Владиславом Листьевым, Дмитрием Захаровым и Олегом Вакуловским стал вести рейтинговую программу конца 80-х годов — «Взгляд». Большинство соотечественников считало, что эта передача не только поменяла отношение граждан к телевидению, но и стала символом перестройки, а также научила людей высказывать мнение открыто.
В конце 1990 года министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе ушел в отставку. Журналисты собирались показать во «Взгляде» сюжет об этом, но власти запретили снимать такой материал, а инициаторов уволили с канала.
Любимов вместе с коллегой Александром Политковским решил выпускать авторские передачи «Взгляд из подполья» и распространять на видеокассетах. Но это предприятие себя не оправдало: подпольные «эфиры» оказались менее острыми и злободневными, чем официальные.
Дмитрий Захаров, Влад Листьев и Александр Любимов
В 1992 году Александр вернулся в «Останкино», где вел передачу «Красный квадрат», а затем авторский «Взгляд с Александром Любимовым». Примерно в то же время стал соучредителем и президентом телекомпании «ВИD» и вместе с Иваном Демидовым продюсировал различные шоу-программы этого канала. Спустя несколько лет Любимов вновь вернулся к обязанностям продюсера и стал продвигать реалити-шоу «Последний герой» и другие проекты.
Как телеведущий Александр Михайлович был лицом передач «Один на один», «Здесь и сейчас», «Сенат», «Имя Россия». Помимо телевизионных проектов, под руководством Любимова вышел ряд картин, среди которых российско-китайский сериал «А зори здесь тихие…», телефильмы «Барвиха», «Заговор», «Смертельная схватка», «Отдел «С.С.С.Р»» и другие.
В 2011 году Александр Любимов принял приглашение от создателей информационно-аналитического канала «РБК-ТВ» и стал его генеральным директором, а через год взял на себя еще и обязанности главного редактора канала.
Ведущий передачи «Взгляд» Александр Любимов
В 2014 году в медийном пространстве произошел скандал, связанный со значительным сокращением интервью Павла Климкина, главы украинского МИД, которое он давал журналистке канала «РБК-ТВ»
На этот факт обратили внимание украинские СМИ. Александр Любимов в своем комментарии отметил, что на «РБК-ТВ» регулярно сокращаются интервью политиков, независимо от государственной принадлежности
В октябре 2014 года Александр Любимов прекратил сотрудничество с телеканалом на прежней должности, не покидая при этом совет директоров. В это же время Любимов вновь вернулся к деятельности в компании «ВИD».
Осенью 2017 года на телеканале НТВ произошел перезапуск популярного шоу «Жди меня», которое с 1999 года в течение 18 лет транслировалось на Первом канале. Продюсером программы на сей раз стал Александр Любимов. Тележурналист стоял у истоков рождения передачи. В 1998 году вместе с Сергеем Бодровым — младшим в эфире передачи «Взгляд» Любимов принимал заявки на поиск пропавших без вести людей. Тогда и родилась идея создания отдельной программы, посвященной животрепещущей теме. Начиная с 2014 года Любимов курировал создание проекта. В этом же году на смену Марии Шукшиной и Михаилу Ефремову на место телеведущих пришли Ксения Алферова и Александр Галибин. В 2017 году вместо новых ведущих были выбраны актеры Сергей Шакуров, Юлия Высоцкая и основатель поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» Григорий Сергеев.
Александр Любимов
Сейчас Александр Любимов, помимо телевизионной деятельности, стал известен и как автор-публицист. Вместе с Камиллом Ахметовым в 2017 году продюсер выпустил книгу «ВИD на ремесло: как превратить талант в капитал», где раскрыл некоторые факты журналистской биографии и рассказал о методах создания качественного медиапродукта, который будет интересен зрителю. Выпуск издания приурочен к 30-летию создания программы «Взгляд».
В этом же году Александр снялся в фильме Юрия Дудя, который был посвящен актеру Сергею Бодрову. В интервью Любимов рассказал, что именно он заметил молодого актера и пригласил во «Взгляд». Однако Светлана Бодрова опровергала его слова:
По ее словам, артиста заметил Сергей Кушнерев. Чуть позже журналист посетил программу «Наедине со всеми».
В октябре 2018 года Александр Любимов стал заместителем председателя Партии роста и ее федеральным секретарем. Данное решение было принято на внеочередном партийном съезде. В это политическое объединение также входят музыкант Сергей Шнуров и артист Николай Фоменко. Основная цель партии — защита предпринимателей.
Ансамбль песни и пляски НКВД
В армию Юрий Петрович попал еще в 1940 году, во время финских событий. Служил в железнодорожных конвойных войсках, на себе испытал суровость армейской дисциплины:
- побывал в карцере, куда отправляли за малейшее ослушание,
- пятнадцать суток просидел на губе, то есть в армейской тюрьме.
Через полгода Сергей Иосифович Юткевич, с 1939 года занимавший должность главного режиссера ансамбля песни и пляски НКВД, отбирал к себе в Ансамбль актеров и, в том числе, взял Ю. Любимова, которого знал до войны как яркого, талантливого артиста. Подчинялся Ансамбль лично наркому внутренних дел Берии. Ансамбль выступал и перед Сталиным, но вообще-то создан он был для выступлений на передовой, и Берия, выслуживаясь перед главнокомандующим, не берег ансамбль – посылал его на очень опасные участки.
«Войну я встретил на границе, – вспоминал Любимов. – Нас с ансамблем послали обслуживать границу, мы приехали с составом своим и с этим же последним составом, уже под бомбежкой немцев, мы возвращались» («Рассказы…» С.171). Ансамбль часто отступал последним, почти на виду у немцев. Он побывал и в осажденном Ленинграде, и в разбитом Сталинграде.
Юрий Любимов в Ансамбле песни и пляски НКВД СССР
В Ансамбле Любимов попал в замечательную творческую среду. «Команда была немыслимая, просто фантастическая» («Рассказы…» С.168), – рассказывал он. Режиссировали программы Ансамбля Сергей Юткевич, Рубен Симонов, Николай Охлопков (каждый – свою программу), сценарии и репризы писали Николай Эрдман и Михаил Вольпин.
За Любимовым был конферанс; однако он не только вел программы, но и играл во всех интермедиях Эрдмана. Танцы ставил Касьян Голейзовский. В выступлениях танцоров участвовал Асаф Мессерер. Музыку писал Дмитрий Шостакович. Сотрудничал с Ансамблем и Карэн Хачатурян. Здесь был даже свой завлит – Иван Добровольский. Руководил Ансамблем Михаил Тарханов. С актерами работали также Владимир Белокуров и Валентина Мартьянова – «мои учители мастерству актера», – говорил о них Любимов.
Вместе с Ансамблем Юрий Любимов прошел через всю войну, выступая в роли конферансье, читая поэмы и разыгрывая интермедии порой в непосредственной близости от передовой. Ю. П. Любимов награжден Орденом Великой Отечественной Войны II степени (1996 г.) и медалями:
- Медаль «За оборону Ленинграда» (1943 г.);
- Медаль «За оборону Москвы» (1944 г.);
- Медаль «За победу над Германией» (1945 г.);
- Медаль «За участие в Великой Отечественной войне» (1946 г.)
Начало карьеры и первая любовь
После своего выпуска, первой профессиональной работой актера стал театр имени Вахтангова, и два года подряд он был частью труппы этого учреждения. Спокойное время закончилось внезапно, летним воскресным днем 1941 года, но актер не бросил своего любимого дела. После призыва в армию его служба заключалась в том, чтобы давать небольшие концерты и участвовать в различных художественных постановках, дабы солдаты на передовой не теряли боевого духа.
С Владимиром Высоцким
Ансамбль, в котором этот талантливый человек принимал участие, гастролировал везде, где только могла понадобиться моральная поддержка. Несмотря на ужасы войны, Любимов воспылал к своему творческому делу еще больше только потому, что оно приносило пользу. Его концерты внушали бойцам решимость и твердость в сражениях.
Романтическая полоса в личной жизни у Юрия Петровича началась именно в ансамбле. В труппе принимала участие балерина Ольга Ковалева, которая буквально поразила его своим очарованием и грацией. Привлекательная и одаренная девушка быстро заняла место в сердце актера, и даже война не оказалась помехой близкой связи их душ. Недолго думая, влюбленные узаконили свои отношения, а спустя непродолжительный срок их семья пополнилась старшим сыном, которого назвали Никитой.
Супруга практически никогда не ревновала своего мужа, хотя среди женской половины он имел завидную популярность. Казалось, это не мешало их семейному счастью, но эти отношения были недолговечны. Их разрыв произошел спонтанно: Ольга забрала Никиту и уехала в Абхазию. Впоследствии она утверждала, что не было никакого критического момента, который мог подтолкнуть ее к этому решению, но никогда не конкретизировала причину их расставания.
Юрий Любимов управлял театром на Таганке
Никита, который рос исключительно в обществе матери, успел проникнуться русским православием. Его твердым намерением впоследствии стало пойти не в обычную школу, а закончить духовную семинарию. В конечном счете, сын пошел по стопам отца, его профессией и любимым делом стала драматургия.
К тому времени Любимову удалось расширить сферу своей творческой деятельности. В том же году ему досталась роль свинопаса в кинематографической картине. После этого он играл в военной драме, а также в комедии, вышедшей уже после Великой Отечественной, носившей наименование «Беспокойное хозяйство». На сцене он буквально забывался, искусство помогало ему на время уйти от гнетущих переживаний расставания с женой.
Служба в разведке
Отец Михаила — сотрудник ОГПУ Петр Любимов, во второй половине 40-х годов XX века возглавлявший СМЕРШ в Прикарпатье, был против того, чтобы сын связывал судьбу со шпионажем. Но молодой человек, считавший разведку «оплаченной формой наслаждения», был непреклонен в своем выборе и в 1959 году начал работать в Первом главном управлении КГБ.
В начале 60-х годов ХХ столетия Михаил Петрович, занимая должность второго секретаря советского посольства в Лондоне, покорял британских знакомых умением с шармом одеваться и беседами о симпатиях к западным ценностям и европейской культуре. Молодой дипломат получил прозвище Улыбающийся Майк. Однако доброжелательная улыбка и галстуки помогали Любимову входить в доверие и добывать необходимую Советскому Союзу информацию.
В 1965 году Михаила Петровича выслали из Лондона. Впоследствии Любимов занимался разведкой в Дании, работал и возглавлял в КГБ организацию шпионской сети в Великобритании. В 1980 году уроженец Днепропетровска вышел в отставку.
Первый брак
Юрий Любимов, биография, личная жизнь которого рассматривается в этой статье, был личностью неординарной. Его называли человеком воли. Он не любил идти на поводу у обстоятельств, не пресмыкался перед сильными мира сего и тем не менее оставался при Советской власти успешным человеком. За сильный и независимый характер его очень любили женщины.
Впервые Юрий Петрович сочетался браком в середине 1940 годов. Он женился на балерине Ольгой Ковалевой. Это была необыкновенно красивая женщина. Вместе влюбленные выступали в ансамбле НКВД. Их отношения ни для кого не стали неожиданностью, потому что взаимное притяжение было видно невооруженным глазом. В 1949 году Ольга Евгеньевна подарила Любимову сына. Мальчика назвали Никитой. Однако супруги быстро охладели друг к другу. Ольга постоянно сидела дома с ребенком, тогда как ее успешный супруг все время пропадал на гастролях и съемках. В итоге она ушла к дирижеру Юрию Силантьеву. Женщина уехала в Абхазию и вскоре вышла замуж вторично.Такие сведения предлагает нам официальная биография. Дети Юрия Любимова не посрамили отцовскую фамилию и тоже стали творческими людьми. Например, старший сын Никита сделался литератором и даже писал пьесы для театра на Таганке. Он очень религиозный человек, регулярно посещает православный храм. У него есть жена и трое детей.
Творчество
До перестройки бывший разведчик опубликовал 2 пьесы, поставленные в советских театрах. Когда Михаил Горбачев объявил о необходимости расширения гласности, Любимов начал печататься в рупорах «нового мышления» — газете «Московские новости» Егора Яковлева и журнале «Огонек», возглавляемого Виталием Коротичем.
Михаил Любимов и Александр Любимов / «Аргументы и факты»
Фурор произвел роман Михаила Петровича «Жизнь и приключения Алекса Уилки, шпиона». Непринятие литератором рыночных реформ Бориса Ельцина и Егора Гайдара отразилось в произведении-мистификации Любимова «Операция «Голгофа»», сюжет которого строится вокруг «секретного плана КГБ» ввергнуть Россию в ужасы дикого капитализма, чтобы народ попросил о реставрации опостылевшего в эпоху Леонида Брежнева социализма.
Популярностью пользовались книги бывшего разведчика «Шпионы, которых я люблю и ненавижу» и «Путеводитель КГБ по городам мира». Прототипом антигероя «Выстрела», второй части романа Михаила Петровича «И ад следовал за ним», стал перебежчик Олег Гордиевский, долгие годы работавший заместителем Любимова. Из-за рассекречивания предателем советской агентурной сети свыше 3 десятков агентов Москвы, работавших в Великобритании под прикрытием, были объявлены персонами нон-грата.
Юные годы
Рождение актера произошло в купеческой семье, его отец владел магазином. Этот предприимчивый человек слыл истинным барином, который не любил себе в чем-либо отказывать, ему была присуща любовь к красивым и дорогим вещам. Торговал он преимущественно различными соленьями, и эта деятельность сделала его по тем временам зажиточным человеком. Юрий Петрович на четверть имел цыганскую кровь, переданную ему его дедом. Мать Любимова была интеллигентной женщиной, имевшей педагогическое образование, и по этой причине посвятившая свою жизнь преподавательской сфере.
Родным городом для Юрия Петровича был Ярославль, но в скором времени его семье удалось перебраться в столицу, где, будучи еще ребенком, ему пришлось наблюдать весьма трагическую картину – его родителей подвергли аресту. Виной всему послужило щегольство его отца, в доме которого находилось немало вещей роскоши, а также огромная, многотомная библиотека.
Юрий Любимов в молодости
Его погубил дерзкий нрав, и поэтому все имущество, находящееся в его распоряжении и представлявшее какую-либо ценность, было конфисковано. Так однажды отец Любимова потерял все то, что собирал длительные годы. Юрий фактически оказался предан самому себе, и это в будущем отразилось на его предпочтениях в том, чему он желает посвятить свою дальнейшую жизнь, что, впрочем, повлекло исключительно положительный эффект.
Однако спустя непродолжительный промежуток времени мать Юрия выпустили, и она смогла вернуться к своим трем детям. У Любимова был старший брат Давид и сестра Наташа, горячо им любимые. Все они, закаленные временами сурового НЭПа, мужественно снесли все испытания, какие только могли свалиться на их юные плечи. В этом помогла та сила духа, которая передалась им по наследству.
Зажиточная семья, членом которой был Юрий, не только дала ему возможность самообразования через чтение хорошей литературы, но и выработала в нем стойкость к всевозможным препонам судьбы.
Юрий Любимов на съемках фильма «Робинзон Крузо»
Юрий Петрович вырос буквально на улице, где передряги происходили практически ежедневно, но выработанный годами характер помог будущему актеру добиться уважения среди сверстников и детей немногим старше. Так за ним закрепилось уважение с их стороны, и впоследствии никто больше не смел, чинить с ним разборки. Это еще подкреплялось тем, что Любимов однажды пошел на улицу с пистолетом в руке, что сыграло свою роль.
Юрий Петровича в скором времени полностью поглотила учеба в московской студии, расположенной при Московском художественном театре. При обучении он проявлял явное трудолюбие, и уже спустя год на сцене в своем исполнении он представил первую эпизодическую роль.
Любимов в начале карьеры
С этого момента началась его актерская карьера, Любимова приглашали в разнообразные спектакли всевозможных тематик. Он с особым жаром брался за работу, потому что чувствовал, что именно на этой стезе он сможет найти себя. В будущем его интуиция не обманула. Так в дальнейшем он сыграл в картинах под названиями:
- «Человек с ружьем»;
- «Много шума из ничего»;
- «Принцесса Турандот» и т.д.
К сожалению, спустя небольшой промежуток времени саму студию закрыли. В качестве дипломной выпускной работы Юрию Петровичу предназначалось сыграть в спектакле «Мещане». С этой ролью он справился весьма успешно.
Возвращение в Россию
С изменением политической ситуации в стране стало возможным возвращение Ю. П. Любимова в Россию. В мае 1988 года Юрий Любимов приехал в Москву, и приезд его стал одним из важнейших событий общественной жизни — по праву он был воспринят как подлинное торжество справедливости. Любимов восстановил запрещенного прежде «Бориса Годунова», тогда же был восстановлен и спектакль «Владимир Высоцкий». В следующем, 1989 году состоялась премьера «Живого» Б. Можаева — через 21 год после запрета постановки. В том же 1989 году Ю. П. Любимову вернули советский паспорт, а его имя как художественного руководителя и постановщика спектаклей спустя шесть лет вновь появилось на афишах Таганки.
После возвращения Мастера в страну на Таганке им были поставлены спектакли:
- «Пир во время чумы» А. С. Пушкина (1989 г.),
- «Самоубийца» Н. Эрдмана (1990 г.),
- «Электра» Софокла (1992 г.),
- «Живаго. (Доктор)» Б. Пастернака (1993 г.),
- «Медея» Еврипида (1995 г.),
- «Подросток» Ф. М. Достоевского (1996 г.), в котором уверенно заявили о себе принятые в труппу выпускники набранного Ю. Любимовым в 1990 году нового актерского курса Щукинского училища.
С 1997 года Любимов сознательно отказывается от ряда контрактов на Западе, решив целиком посвятить себя только своему театру. Спектакли словно помолодели, а к Таганке пришло второе дыхание. В 1997 году создатель Театра на Таганке отметил свое восьмидесятилетие премьерой спектакля «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского. 11 декабря 1998 года премьерой «Шарашки» по роману «В круге первом» был отмечен 80-летний юбилей А. И. Солженицына. А месяцем раньше этого же года была показана премьера «Марат и маркиз де Сад» П. Вайса. В 1999 году к 35-летию театра Юрий Любимов поставил с молодыми актерами новую редакцию брехтовского «Доброго человека из Сезуана», ставшего символом легендарной Таганки.
Последовавшие затем одна за другой премьеры Театра на Таганке — спектакли «Хроники» У. Шекспира, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и «Театральный роман» М. Булгакова в 2000 году и новая редакция «Живаго (Доктор)» Б. Пастернака и «Сократ/Оракул» К. Кедрова и Ю. Любимова в 2001 году — стали ярким событием как для традиционных таганских зрителей, сохраняющих верность театру Юрия Любимова на протяжении десятилетий, так и для нового поколения театралов.
Никогда еще Театр на Таганке так часто не выезжал на гастроли. За последние пять лет труппа не раз побывала в Японии, Гонконге, Греции, Германии, Хорватии, Финляндии, Франции, США, Италии, Турции, Израиле, Чехии, Венгрии, Колумбии, Португалии, Испании…
За свои постановки Юрий Любимов был удостоен высших наград и премий.
Разработавший собственную систему воспитания актеров, Юрий Любимов проводит мастер-классы и за рубежом. Лишь в Италии он работал с актерами в Риме, Милане, Болонье, Турине, Аквиле, Неаполе…
Сегодня на сцене Театра на Таганке играет три поколения московских учеников Любимова. В 2001 году Юрий Любимов набрал новых студентов на отделение «Музыкального театра» РАТИ (ГИТИС), и они уже заняты в его постановках.
Свой 85-летний юбилей 30 сентября 2002 года Юрий Любимов отмечает премьерой спектакля «Фауст» И. В. Гете в Театре на Таганке.
Детство и юность
Михаил Петрович родился 27 мая 1934 года в Днепропетровске. Именно в день и год, когда новорожденный Миша издал первый крик, в Советском Союзе ввели звание «Заслуженный мастер спорта».
Михаил Любимов в молодости (в центре)
В детстве украинские сверстники дразнили Любимова «Геббельсом». Мальчик большеголовостью напоминал карикатуру Кукрыниксов на главного нацистского идеолога. Во время войны Михаила с матерью эвакуировали в Ташкент.
В 11 лет в биографии Любимова произошла трагедия — умерла мать Миши Людмила Вениаминовна. Переживания не помешали юноше окончить школу в Куйбышеве с золотой медалью и поступить в Московский институт международных отношений.
Новый период
В 2012 году 94-летний Любимов в театре им. Вахтангова представил 4-часовую эпическую постановку «Бесов» Фёдора Достоевского, которая, по мнению критиков, в его полувековой режиссёрской карьере открыла новую страницу, а «зрительский интерес остался неизменным». «Любимов поставил строгий, элегантный и открытый ветру нашего времени спектакль», — написала «Российская газета».
23 октября 2012 года стало известно, что Любимов находится в московской городской клинической больнице № 23 с сердечным приступом. За медицинской помощью он обратился ещё 12 октября. Тогда он жаловался на одышку, недомогание и боли в сердце. Несмотря на проведённый курс интенсивной терапии, 30 октября режиссёр впал в кому. Вечером 31 октября режиссёр вышел из комы и 26 ноября выписался из больницы после полутора месяцев лечения.
На декабрь 2012 года была запланирована премьера оперы Александра Бородина «Князь Игорь» в Большом театре в постановке Любимова, однако из-за болезни режиссёра дата премьеры была перенесена на июнь 2013 года.
Премьера оперы «Князь Игорь» в постановке Любимова на исторической сцене Большого театра состоялась 8 июня 2013 года. Билеты на все представления были проданы задолго до премьеры, интерес был великий, а зал аплодировал стоя. Как отмечали критики, «виден стиль Любимова: лаконичный, чёткий»: постановка значительно отличается от прежних версий (её назвали «Любимовским князем Игорем»), сокращена на 1,5 часа и совпадает с видением самого Бородина. Чтобы максимально удовлетворить интерес зрителей к спектаклю, 16 июня 2013 года состоялась прямая трансляция «Князя Игоря» на собственном канале ГАБТ на YouTube, а также на телеканалах Mezzo (Франция) и «Культура» (Россия).
С середины июня 2013 года режиссёр отдыхал, проходил восстановительный курс, давал мастер-классы и готовился к новому оперному проекту в Италии, близ Болоньи, где и отметил своё 96-летие.
20 мая 2014 года в театре «Новая опера» состоялась премьера оперы-буфф «Школа жён» по комедии Мольер, где Любимов стал автором либретто(музыка Владимира Мартынова) болезнь помешала осуществить постановку. Спектакль поставил режиссёр Игорь Ушаков по просьбе самого Юрия Петровича.
2 октября 2014 года режиссёр был срочно госпитализирован в Городскую клиническую больницу им. С. П. Боткина в тяжёлом состоянии с диагнозом «сердечная недостаточность». Юрий Петрович Любимов скончался 5 октября 2014 года в 11:40, во сне, на 98-м году жизни. 8 октября 2014 года в театре им. Е. Вахтангова прошла церемония прощания с режиссёром. Похоронен Юрий Любимов на Донском кладбище Москвы.
Работа в театре
Через год 2-й МХАТ закрывается, и Любимов переходит в театральное училище им.Щукина, которое только открылось. Студенты «Щукинского» теперь оттачивают своё мастерство и набираются опыта на сцене Театра им. Вахтангова.
Молодой актёр участвует в спектаклях «Человек с ружьём» и «Много шума из ничего». Уже скоро, режиссёры замечают талант восходящей звезды театра, и ставят его на роли второго плана в постановках «Принцесса Турандот» и «Путь к победе».
Юрий прекрасно защитил дипломную работу, великолепно сыграв в пьесе «Мещане». Окончив «Щуку» в 1939 году, он был зачислен в труппу вахтанговского театра.
Со сценой пришлось расстаться на целых пять лет. Началась война, и в 1941 году актёра забрали в военный ансамбль НКВД. После демобилизации в 1946, Любимов возвращается в Театр им.Вахтангова, почти сразу становясь ведущим актёром: спектакли «Молодая гвардия», «Все мои сыновья», «Накануне».
С начала 50-х годов, Любимов играет роли в постановках «Много шума из ничего», «Чайка», «Идиот», «Маленькие трагедии», которые приносят ему известность и любовь зрителя.
Впервые, в качестве режиссёра, Юрий Петрович выступил в 1959-м году. Его дебютной постановкой стала пьеса «Много ли человеку надо». После этого, его пригласили преподавать актёрское мастерство в родном училище им.Щукина. Собрав самых талантливых и перспективных студентов, Любимов ставит постановку «Добрый человек из Сезуана».
Темы, которые затрагивались в спектакле, противоречили канонам действующей власти. Если бы у Юрия Петровича не было покровителей в высших политических кругах, то пьеса была бы удалена из репертуара.
Именно эта постановка положила начало популярности, малоизвестного в те годы, Театра на Таганке. Юрий Петрович возглавил этот театральный помост в 1963 году, и превратил его в один из ведущих театров страны.
В первые годы на сцене ставились лишь драматические произведения. Но руководитель решил разнообразить жанры и тематику. Так стали появляться классические постановки и пьесы современников.
Классические спектакли «Жизнь Галилея» и шекспировский «Гамлет» разбавлялись пьесами современных авторов «Послушайте!» и «Товарищ, верь…». Теперь о «Таганке» узнали и за рубежом, называя театр «островком свободы» в СССР.
Постановка «Преступление и наказание», поставленная Любимовым, была продемонстрирована в Англии, где в 1983 году получила заслуженную похвалу критиков и театральную премию.
Помимо традиционной сцены, гениальный и многогранный Юрий Петрович ставил постановки и в оперном театре. Первой такой работой стала опера «Под жарким солнцем любви», вышедшая на сцене легендарного «Ла Скала» в 1975 году. Далее последовали постановки «Дон Жуан», «Набукко» и «Пиковая дама».
Начало 80-х годов стало тяжёлым периодом для гения драматургии. Умирает В.Высоцкий, ведущий актёр Театра на Таганке, памятный спектакль не пропускает цензура. Свободомыслие и революционные замашки увидели и в постановке «Борис Годунов», которую также запретили.
В 1984-м году, театральная труппа Юрия Петровича была с гастролями в Лондоне. В момент нахождения за границей, Любимов узнаёт о своём выдворении из страны за то, что раскритиковал действующую власть в интервью журналу «Times».
Израиль предложил своё гражданство, и Юрий Петрович согласился. В течение 7 лет, маэстро отечественной сцены жил и работал за рубежом.
Вернуться на родину, режиссёр смог лишь с началом перестройки. По запросу ему вернули гражданство, и он мог вновь возглавить любимую сцену Театра на Таганке. В 1992 году ему присваивают звание Народного артиста России.
Когда выдающийся режиссёр представил публике постановку «Братья Карамазовы», ему уже было 80 лет. А в 2002 году выходит в свет спектакль «Фауст». Несмотря на возраст, Любимов продолжал творить и руководить сценой.
В 2010 году драматург хотел покинуть стены «Таганки», из-за бюрократических проволочек. Но конфликт устранили, и худрук остался в театре. Скандал, произошедший год спустя, поставил окончательную точку, и Любимов покинул пост руководителя Театра на Таганке.
Это не остановило именитого постановщика. В 2012 году на сцене родного Театра им.Вахтангова состоялся премьерный показ спектакля «Бесы». Мэтру аплодировали стоя. Последними работами Юрия Петровича стали оперы «Князь Игорь» и «Школа жен».
Лишение гражданства и работа за границей
Юрий Петрович преумножил свой талант и стал известен не только отечественной публике, но вышел за пределы родной страны. В начале восьмидесятых годов он покидает СССР и играет в спектаклях уже на зарубежной сцене. За территорию любимой страны он выезжает как прославленный режиссер, затем аудитория узнает его в амплуа актера. С этого момента начинается его незримый конфликт с Родиной.
После лишения гражданства Юрий проживал в Лондоне
В 1984 году Любимов пребывал в Лондоне, где узнал, что в советском союзе его лишили гражданства, чему причиной была «гражданская позиция, противоречившая политике СССР».
Но Юрий Петрович не остался отверженным и в западных странах. С огромным восторгом он был принят в Израиле, продолжал актерскую деятельность во Франции, Италии, Германии, Финляндии, США и нескольких других государствах. Его успех на чужбине был просто ошеломителен.
Роковая Каталин
Многим хорошо известна биография Юрия Любимова. Личная жизнь этого успешного человека часто влияла на профессиональную. Это стало понятно тогда, когда в его судьбе появилась другая женщина. С Каталиной Кунц наш герой познакомился в далеком 1976 году. В это время его театр поехал на гастроли в Венгрию. Юрию Петровичу уже тогда уже исполнилось 59 лет, а его новой избраннице едва минуло 30. Разница в возрасте никого не смутила – между знаменитым русским режиссером и венгерской переводчицей вспыхнул бурный роман. В 1978 году пара узаконила свои отношения. Через год у них родился мальчик.
Биография Петра Любимова (сына Юрия Любимова) наглядно демонстрирует то, насколько сложно быть ребенком творческого человека. Парень получил прекрасное образование – ему выдали аттестат зрелости в Кембридже. Затем он окончил университет и после этого целый год прожил в Италии. У сына знаменитого режиссера была возможность построить собственную карьеру в строительном бизнесе, однако жизнь распорядилась иначе. Ради отца он бросил все и переехал в Москву. Вместе с матерью Петр стал работать в Театре на Таганке.
Каталину Кунц многие обвиняли во всех грехах. Якобы она посеяла раздор в труппе, установила диктатуру, начисто вышибла из театра творческую атмосферу. Возможно, эстетика «театра улиц» действительно пострадала. Однако сам Любимов только выиграл от методичности, принципиальности и преданности своей супруги.