Меркурьев, василий васильевич

Любимая работа

Евгений Меркурьев был любим режиссерами за его лояльность и доброту. Еще в начале актерской карьеры один из комсомольских деятелей по фамилии Заплаткин уговорил его отправиться работать на Камчатку. И Евгений согласился, ведь его просили. Потом он не раз упоминал в разговорах фразу Юрия Владимировича Толубеева, который любил говорить о том, что хороший актер познается только пятью-шестью годами работы в провинциальном театре. Было в этом и практическое соображение, всего в несколько городов можно было уехать на стажировку с возможностью вернуться обратно в Ленинград. Это было условием для начинающих актеров – отработаешь три года в провинции и можешь решать, возвращаться обратно или остаться на понравившемся месте.

Справка «Горкома36»

Андрей Меркурьев – российский артист балета, ведущий солист Большого театра, заслуженный артист РФ (2014). Окончил Уфимское государственное хореографическое училище им. Нуреева по классу Шамиля Терегулова. В 1996-1997 гг. – солист Государственного театра оперы и балета Республики Коми, в 1997-2001 гг. – Ленинградского театра оперы и балета имени М. П. Мусоргского, в 2001-2006 гг. – Мариинского театра. С 2006 г. – солист балета Большого театра, где репетирует под руководством Виктора Барыкина.

Неоднократно принимал участие в международных проектах — гала-концертах и фестивалях, турне мировых звёзд балета Роберто Болле и Владимира Малахова. Постоянный партнёр прима-балерин Дианы Вишнёвой, Светланы Захаровой, Полины Семионовой.

В 2014 году дебютировал в качестве хореографа, поставив балет «Крик» на музыку Сержа Упэна, Жерара Ванденбрука, Эрвана Меллека, Джованни Соллима, Анри Торга, Макса Рихтера, Петериса Васкса и Рихарда Вагнера по мотивам романа Александра Зиновьева «Иди на Голгофу» в Одесском национальном академическом театре оперы и балета.

Театр

В 1928 году, спустя 2 года после окончания театрального института, перспективного актера взяли в филиал Александринского театра — ТАМ («Театр актерского мастерства»). Бывшего ученика позвал в коллектив профессор Вивьен, руководитель ТАМа. На этой сцене Меркурьев сыграл в десятке спектаклей, а в 1932-м уже делился знаниями и учил мастерству студентов ЛГИТМиКа.

Василий Меркурьев в спектакле «Последняя жертва»

В 1937-м Вивьен стал главным режиссером Театра драмы им. А. С. Пушкина, следом за учителем перешел ученик. Спустя год после закрытия своего театра Мейерхольд поставил на сцене драмтеатра спектакль «Маскарад», доверив Василию Меркурьеву образ Казарина.

Грянувшая Великая Отечественная война заставила Василия Меркурьева перевезти огромную семью из 11 человек в Сибирь. В Нарыме Томской области Меркурьев 2 года руководил театром, а с 1944 по 1945-й был худруком Новосибирского ТЮЗа.

Театральный педагог Василий Меркурьев

Из эвакуации артист вернулся в послевоенный Ленинград и продолжил выходить на театральные подмостки.

Особой популярностью у театралов Ленинграда пользовались спектакли «Высокая волна», «Сонет Петрарки» и «Сын века», где любимый артист перевоплотился в драматические образы героев.

Преподавал в ЛГИТМиКе. В мастерской мэтра перенимали опыт Марина Неелова и Игорь Владимиров.

Семейная история

Меркурьев рос в многодетной семье. Братья актера:

  • Леонид — воевал в Первую мировую войну, где и погиб.
  • Александр — руководил хлебозаводом, умер от истощения в блокаду.
  • Евгений — музыкант. После революции 1917 года с братом матери Генрихом покинул Россию.
  • Пётр — инженер большого завода. Попал под сталинские репрессии и скончался в тюрьме.
  • Владимир — умер в девятилетнем возрасте.

Актер был дважды женат:

  • Антонина Павловна Павлычева — однокурсница Меркурьева, брак продлился 10 лет.
  • Ирина Всеволодовна Мейерхольд — дочь знаменитого режиссера В.Э. Мейерхольда, актриса и режиссер. Супруги 44 года были вместе.

Первая жена — Антонина Павлычева

Дети Меркурьева:

  • Анна.
  • Екатерина.
  • Петр — музыкант, хоровой дирижер, актер, журналист. Сыграл в кино более 80-ти ролей.

Василий Меркурьев и Ирина Мейерхольд

Дети погибшего брата Петра, жившие у Меркурьева:

  • Виталий;
  • Евгений — киноактер. Играл в сериале «Каменская», «Мастер и Маргарита»;
  • Наталья.

По дороге из эвакуации прибавилось еще двое малышей, которые потерялись в войну, и Ирина Всеволодовна забрала их с собой. В 1947 году после радиопередачи, в которой Василий Васильевич упоминает про это обстоятельство, нашлась родная мама детей.

Детьми Меркурьева были и его студенты, к которым он относился тепло и заботливо. В трудные послевоенные годы репетиции в мастерской не начинались, пока ученики не будут накормлены. Любви Василия Васильевича хватало на всех.

Семья

Василий Меркурьев был женат на Ирине Мейерхольд , актрисе, дочери известного российского / советского режиссера Всеволода Мейерхольда , также немецкого происхождения. Вместе у них родились две дочери (Анна и Екатерина) и сын Петр Меркурьев (1943–2010), который также стал выдающимся советским / российским актером и музыковедом.

У Меркурьева было пять братьев, каждый из которых прожил совершенно разную и трагичную жизнь.

  • Леонид (1896–1915) погиб во время Первой мировой войны .
  • Александр (1898–1942) жил в Ленинграде и умер от голода во время блокады Ленинграда .
  • Евгений (1900) был российским композитором и дирижером, который покинул Россию после Октябрьской революции со своим немецким дядей и никогда больше не слышал о нем.
  • Петр (1906–1940) был арестован в 1939 году во время сталинских репрессий и умер в тюрьме. Его дети Виталий, Евгений и Наталья — были усыновлены Василием. Он также назвал собственного сына в память о брате. Евгений Меркурьев (1936–2007) также стал известным советским / российским актером.
  • Владимир умер в возрасте 9 лет.

Во время войны Василий Меркурьев также усыновил двоих детей, потерявших родителей. Они прожили с ним до 1947 года, когда была найдена их мать. К тому времени семья Меркурьева насчитывала 14 человек.

Все материалы автора в жанре «Интервью»

Когда учитель – блогер: «Своим классам я пообещал провести уроки самообороны»

На смене – мама: тепло и любовь наполняют палаты детей, от которых отказались родители

Заслуженный артист России Камиль Тукаев – о юбилее, несыгранном Гамлете и инфантильности

Директор Центра «Мой бизнес» в Воронеже Андрей Демидов: «Пандемия изменила предпринимателей»

Актриса воронежского драмтеатра Надежда Леонова – об исповедании, сценических «масках» и возвращении к себе

Воронежский педагог высшей школы Ольга Пастушкова – о конкуренции между человеком и искусственным интеллектом

Воронежцы разных профессий рассуждали о важности государственной соцподдержки в условиях пандемии

Воронежцы рассказали, как планируют провести летний отдых в условиях пандемии

Актриса воронежского драмтеатра Милена Хорошко: «Спектакль может состояться только со зрителем»

Победитель регионального конкурса «Учитель года» Тимур Садовский: «Тесты в моем деле – суррогатная физкультура»

Страницы творческой биографии

  1. 1923 год. Меркурьев по комсомольской путевке отправляется поступать в Петроградский Институт сценических искусств. Педагог курса Леонид Вивьен приглашает его к себе в труппу. Через год студент впервые снимается в кино в крошечном эпизоде.
  2. 1926 год. Завершение учебы. Первая роль на большой сцене — отставной унтер в постановке «Правда — хорошо, а счастье лучше». Юношу приглашают в Ленинградский театр стажеров.
  3. 1928 год. Меркурьев гастролирует по всей стране с Театром актерского мастерства.
  4. 1932 год. Сезон в Самаре. Меркурьев ставит спектакль «Правда Барабошевых». Вивьен приглашает любимого ученика в Театр Красной Армии. Одновременно начинается его педагогическая деятельность.
  5. 1934 год. Актер встречает свою судьбу — актрису и режиссера Ирину Мейерхольд. Супруги вдвоем набирают курс.
  6. 1937 год. Переход в Пушкинский театр драмы, окончательный и на всю жизнь. Зрители тепло принимают его режиссерские работы: «Чапаев», «Мещане», «Три сестры».
  7. 1941 год. Эвакуация в Новосибирск, где Василий Васильевич до 1943 года работает в ТЮЗе художественным руководителем.
  8. 1944 год. Возвращение в Ленинград.
  9. 1945 год. Премьера «Небесного тихохода» приносит настоящую всенародную известность и славу. Весельчак и балагур лейтенант Туча стал любимцем зрителей: его узнавали и окружали на улицах целыми толпами. Друзья шутили, что из-за Меркурьева стоят трамваи.
  10. 1947 год. Съемки в «Золушке» добавляют актеру популярности. Сказку смотрит и любит не одно поколение зрителей. Фильм «Глинка» приносит Меркурьеву очередную награду — Сталинскую премию. Государство высоко оценивает его заслуги присуждением заслуженного артиста РСФСР.
  11. 1949 год. Работа в «Повести о настоящем человеке» также отмечена Сталинской премией. В следующем году Василий Васильевич становится профессором института театра, музыки и кинематографии. За выдающиеся заслуги в искусстве получает Орден Трудового Красного Знамени.
  12. 1952 год. Участие в картине «Донецкие шахтеры» приносит актеру третью Сталинскую премию. Приглашения на съемки следуют одно за другим. Чаще всего предлагают комедийных персонажей, которые так полюбились народу.
  13. 1954 год. Выходит в прокат один из самых известных его фильмов — «Верные друзья». О разноплановости мастера сцены говорят его следующие работы: Мальволио в Двенадцатой ночи» и боцмана Догайло в «Танкере «Дербент».
  14. 1955 год. Меркурьев удостаивается звания народного артиста РСФСР.
  15. 1957 год. Драма «Летят журавли» с его участием получает главный приз кинофестиваля в Каннах — «Золотую пальмовую ветвь».
  16. 1960 год. Народный артист Советского Союза.
  17. 1974 год. К семидесятилетию и за большие заслуги в театральной деятельности Меркурьеву вручается орден Ленина.
  18. 1976 год. Ирина Мейерхольд специально для мужа запускает спектакль «Рембрандт». У него начинаются проблемы со здоровьем, но сцена не отпускает. Меркурьев играет Бурцева в пьесе «Пока бьется сердце», и это название становится почти символичным для него.
  19. 1978 год. До премьеры спектакля «Рембрандт» остается несколько дней, когда его везут в больницу прямо с репетиции. 12 мая великого мастера сцены не стало. Похоронен Меркурьев на Волковском кладбище. По его завещанию вместо траурного марша звучит любимая песня в исполнении Федора Шаляпина.
  20. 1979 год. Государственная премия имени К.С. Станиславского за спектакль «Пока бьется сердце» присуждается народному любимцу посмертно.

Трагическая смерть артиста

В 2006 году Евгений Меркурьев отметил сразу несколько значимых событий – свое семидесятилетие и получение Государственной премии. Он находился в прекрасном расположении духа и отлично себя чувствовал. 22 марта состоялась премьера спектакля «Банкрот» по пьесе Островского, в которой Евгений Петрович играл свою главную и последнюю роль – знатного купца Большова.

А 29 марта прокатилась весть о трагической гибели любимого всеми артиста. Это произошло на озере Ладога, куда заядлый рыбак отправился со своим другом порыбачить. Позже коллеги рассказывали, что Евгений был рыбаком до мозга костей и мог отправиться за уловом в любое время года и в самую плохую погоду. А потом с гордостью угощал всех вяленой корюшкой. Около половины девятого вечера актер и его друг отошли от берега на двадцать метров и оба провалились под лед. Это увидели люди и тут же бросились им на помощь, но что-то сделать было сложно на хрупком и тонком льду. С трудом удалось достать друга Евгения, его самого вытащить не удалось. Приехавшие спасатели тоже не смогли извлечь тело, место свершившейся трагедии обозначили и перенесли работы на срок в 2-3 дня, когда по прогнозам лед должен будет сойти.

Прощание с заслуженным актером России состоялось 2 апреля 2007 года в его любимом театре.

«На сцене я артист-актёр»

– Артист балета Сергей Полунин как-то сказал: «Классический балет мёртв, а в современном не происходит ничего интересного». Вы согласны с этим высказыванием?

– Полунин какое-то время проработал в Лондоне, он видел много классической и современной хореографии. Возможно, ему что-то наскучило. Он говорит со своей колокольни. Но если разбираться глубинно, с оглядкой на жизненные обстоятельства, то, наверное, мы найдём этим словам какое-то объяснение. Я говорю об ударах судьбы, скандалах вокруг его имени… Я, например, тоже нередко, когда даю интервью, говорю, что в театре непросто, что всё время приходится что-то доказывать. Меня знает весь балетный мир, но мне каждый день приходится доказывать, как мальчишке, что я могу быть конкурентоспособен. Это, само собой, заставляет меня переживать, волноваться, ругаться… В такие моменты ты, естественно, можешь что-то ляпнуть, за что потом зацепятся, вот как с этой фразой. Просто если ты хороший артист, то тебе всегда есть что сказать – со сцены.

Нужно быть великим не на словах, а на деле. Сегодня часто путают талант и способности. Ногу поднимать – это не талант, это способность, природная. Тебя мама таким родила. Давайте это будем различать.

– Вы поработали со многими хореографами. Чья стилистика, эстетика вам наиболее близка?

– Когда я поработал с Аллой Сигаловой, которая имеет свой стиль, моё представление о балете полностью перевернулось. Она была первым хореографом, который заставил меня думать. Раньше мы участвовали, танцевали, но всё это было поверхностно. Я стал по-другому относиться к балету, по-другому его переживать, у меня складывалось впечатление, будто меня снимают в кино. И тут нельзя было гримасничать, все движения должны быть естественными, как в жизни. Когда мы репетировали «Бедную Лизу» в Театре наций, я выходил с репетиции и забывал, что я уже не в театре: ехал в метро и, забывая, что на меня смотрят люди, искал образы к выступлению. Обычно как – вышел из театра и забыл обо всём. Формула: вышел – отдыхаешь. Сигалова же вернула меня к размышлению. И это очень классно!

Ещё я бы отметил семейную пару из группы NDT (Соль Леон и Пол Лайтфут — труппа NDT — прим. авт.). Я стал ещё больше думать. Они очень много говорят, объясняют, как они видят, почему так видят, приводят в пример жизненные истории. И это круто, потому что не все хореографы умеют просто объяснить, что они хотят поставить. Даже я сталкиваюсь с этой проблемой. Я понимаю, что хочу, но донести до артистов мне сложно. У меня молчаливая профессия – артист балета, в основном я выражаю чувства жестами.

Вот это две истории, которые перевернули мой мир. Почему? Потому что я больше погружаюсь в актёрское. Я себя ощущаю артистом-актёром. Я люблю жить на сцене, не просто делать движения, а переносить на неё свой жизненный опыт. Со временем ты можешь всё меньше сказать танцевально, потому что спина уже не та, надо в более строгих рамках себя держать. А опыт жизненный, напротив, приобретается с годами, и актёрская база наполняется.

Биография

Родился Евгений Меркурьев 2 января 1936 года, через несколько лет отца репрессировали и в 1940 году его не стало. Троих, еще совсем маленьких детей, усыновил их родной дядя – известный в те времена артист Василий Васильевич Меркурьев. Он помог мальчику окончить школу и поступить в институт имени А. Н. Островского (ЛГИТМиК ). Получив на руки диплом, Евгений был отправлен в Облдрамтеатр города Петропавловск-Камчатский, проходить практику и набираться профессионализма. Здесь он сыграл в более чем восемнадцати ролях.

В 1964 году Евгений Меркурьев вернулся в Ленинград и устроился на работу в Театр юного зрителя. Потом был Малый драматический театр, Областной театр драмы и комедии, Молодежный театр на Фонтанке и Академический театр имени Пушкина. С 1987 года артист выступал на сцене театра на Литейном, где принял участие в большом количестве спектаклей, таких как «Барышня-крестьянка», «Великая Екатерина», «Вера, Надежда, Любовь (Карамболь)», «Гамлет», «Лес», «Упырь».

Большой артист

Признание пришло к нему благодаря огромному трудолюбию и таланту. Серьезный драматический исполнитель, он блестяще играл комедийные роли в театре и кино. Его герои — это живые люди, в каждого вложена душа большого артиста. Преданность профессии, незаурядность, скромность — эти качества привлекали в Меркурьеве окружающих, а ученики обожали его.

В документальном фильме, посвященном его 70-летию, Василий Васильевич говорит: «Радость в том, что ты нужен людям». Большой, сильный и очень добрый человек был нужен всем: своей семье, ученикам, благодарной публике. Фильмы с его участием до сих пор любимы зрителями.

Детство и юность

Будущий актер родился в уездном городке Острове Псковской губернии весной 1904 года. Мама – немка Анна Гроссен, прибывшая с братом Генрихом в Россию, до замужества работала экономкой. Выйдя замуж за торговца дегтем и снетком Василия Меркурьева, женщина родила супругу шестерых отпрысков, мальчиков.

Актер Василий Меркурьев

Судьба сыновей Меркурьевых сложилась трагично. Первым ушел из жизни младший сын, 9-летний Владимир. Старший Леонид погиб в огне Первой мировой. Петр попал в жернова сталинских репрессий в конце 1930-х, сгинул в тюремных застенках. Александр, директор Ленинградского хлебозавода, умер от истощения в блокадном городе во Вторую мировую.

Судьба помиловала двоих сыновей – Василия, ставшего известным на всю страну артистом, и старшего на 4 года Евгения Меркурьева, композитора и дирижера. 18-летний Евгений покинул страну после Октябрьской революции вместе с дядей Генрихом.

Творческое начало проявилось в Василии Меркурьеве в юности: в 16 актер дебютировал на подмостках. Васе, посещавшему театральный кружок, доверили роль в спектакле «Борис Годунов». Парень увлекся игрой и вскоре порадовал зрителей еще в нескольких постановках. О другой профессии, кроме актерской, Меркурьев не мечтал.

Василий Меркурьев в молодости

В 1923 году 19-летний островчанин стал студентом Ленинградского института сценических искусств. Одаренному юноше повезло — его зачислили в класс коллеги Всеволода Мейерхольда и ученика Владимира Давыдова, профессора и театрального педагога Леонида Вивьена.

Курс, на котором учился Меркурьев, изобиловал талантами. Здесь шлифовали актерское мастерство будущие легенды ленинградских подмостков Николай Симонов, Юрий Толубеев и Виталий Полицеймако.

Смерть

Василий Меркурьев работал до последних дней жизни. Попрощался с телезрителями, сыграв небольшую роль в романтической комедии «Ксения, любимая жена Федора», вышедшей за 4 года до смерти.

Не прекращал и работу в театре, причем работал без дублеров. В последний раз вышел на подмостки, сыграв роль в пьесе «Пока бьется сердце». В 2000-х вышла документальная лента о великом артисте под тем же названием.

Погасла звезда 12 мая 1978 года. На похоронах, как он завещал, включили любимую песню в исполнении Федора Шаляпина. Существует легенда, что по щеке артиста в эти минуты скатилась слеза.

Похоронили Меркурьева на Литераторских мостках.

Свои традиции, стиль, вкус

– Андрей Николаевич, вы выбрали музыку Арнольда Шёнберга. Расскажите, почему вы остановились именно на этом композиторе?

– На самом деле, если говорить про «Просветлённую ночь» Шёнберга, то это не новая постановка, но для Воронежа – безусловно, премьера. Я освоил эту музыку два года назад на Дягилевском фестивале в Перми. Мне предложили поучаствовать в постановке, где один спектакль в разных стилях должны были поставить три хореографа. Но как-то так получилось, что двое «отвалились», остался только я. Я решил, что полностью возьму на себя музыку, буду делать сам.

Взять музыку Шёнберга было предложением фестиваля, а не моим желанием. Но теперь, я не скрываю, эта музыка стала для меня родной. Я без неё не могу. Я могу лететь в самолёте, ехать в автобусе – и переслушивать этого композитора. У этой музыки есть какая-то своя энергетика, своя жизнь, что-то такое родное, что я уже не могу убрать её из своей жизни. Я сразу предупредил артистов воронежского театра, что музыка будет непростая, и, может быть, она им не понравится сразу. В эту музыку нужно войти. Но мне повезло: она пришлась ребятам по душе.

– А как вы искали образы для балета?

– На самом деле «Просветлённая ночь» Шёнберга для музыкантов обязательна к прослушиванию. Это как обязательный минимум в школе по литературе. Есть даже история, рассказывающая, о чём эта музыка. Но я её не придерживался, а искал свои образы, чтобы у меня получился свой сюжет.

Да и не нужно это. Когда я ставлю спектакль, я не смотрю других хореографов, потому что есть риск, что ты захочешь взять что-то себе. А так передо мной пустой лист, я иду интуитивно, всё рождается только благодаря музыке. Сначала есть только музыка, затем ставится хореография, и только потом рождается сюжет.

– В первый раз была постановка в Перми, потом – в Москве, сейчас – у нас. Вносятся ли какие-то изменения в балет, или вы стремитесь показать тот же спектакль, просто с другими артистами?

– Разумеется, вносятся какие-то нюансы, потому что артисты другие, возможности другие, мышление другое. И вот – уже другой балет. Но есть и канва. Например, мы переносим спектакль «Лебединое озеро», но танцуем по-своему, потому что у нас свои традиции, вкус, стиль, город свой. Но всё равно придерживаемся каких-то канонов. Ну, я не буду менять весь балет, потому что он уже поставлен! Но если выдастся возможность, я снова приеду в Воронеж на фестиваль и буду ставить тот же балет – это будет по-новому.

– Вы уже работали с двумя коллективами, сейчас работаете с третьим. Воронежский коллектив что-то отличает? Может быть, открыли какие-то новые возможности, которых не видели раньше в других артистах?

– Отличия, конечно, везде есть. Это такие же люди, как и везде. Но если говорить о возможностях, то артист может быть менее или более опытный, более или менее способный. Нельзя сказать, что воронежские артисты – самые уникальные. Но меня восхищает в них то, что они хотят работать. А хореографу это и надо, когда на тебя смотрят с открытыми глазами и хотят много и качественно действовать. Я не делю артистов на столичных и провинциальных, тех, кто работает немного лучше, и тех, у кого получается немного хуже. Я ценю желание работать и совершенствоваться.

Всю жизнь отдал театру

Евгений Петрович никогда не любил общественных тусовок и не бывал там, хотя, как и многие, иногда позволял себе выпить. Но очень любил присутствовать на репетициях и спектаклях, всегда, когда выдавалась свободная минутка, он садился в зрительный зал и наблюдал за игрой на сцене. Возможно, он был немного замкнут по причине болезни дочери. Он много уделял внимания ей, специально купил «Ниву», чтобы возить дочь по врачам, но диабет развился слишком быстро и в 2005 году Жени не стало.

«Банкрот» был заключительным спектаклем, в котором играл Евгений Меркурьев. Актер (фото его в последние годы жизни) действительно играл так, как будто это была его лебединая песня. Особенно сцену прощания, по мнению зрителей и друзей Евгения – она была исполнена просто гениально. Ею долго еще восхищались за кулисами и так и назвали «прощание Большова».

Все материалы автора в рубрике «Культура»

Воронежцев зовут на премьеру спектакля с участием людей, победивших зависимость

Ушел в отставку многолетний директор воронежского театра кукол

Воронежские театры попросили разрешить им работать после локдауна

В Воронеже умер игравший у «Юности» в Воронеже гармонист

В Воронеже состоялся форум именных библиотек

Четыре спектакля воронежских театров номинированы на «Золотую Маску 2022»

В музыкальном шоу федерального канала незрячая девочка из Воронежа заняла 5-е место

Нутрициология и с чем ее едят

На академической сцене Воронежа поставили «Короля Лира» по классическим лекалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector