Михаил жаров: звездные роли, четыре жены и единственный счастливый брак великолепного актера

Семья и выбор профессии

По официальной версии Михаил Иванович появился на свет 15 октября 1900 года в московской семье типографского рабочего. У его родителей была нелегкая судьба. Отца в младенчестве подкинули к порогу Николаевского приюта. В пеленках была записка: «Мальчика назовите Ваней». Эту просьбу выполнили, а фамилию получил от наставницы.

Предки мамы, Анны Дроздовой, смоленские крепостные крестьяне. Совсем крохой она осталась сиротой. Помог выжить старший брат, работавший на московской железной дороге обер-кондуктором. Анюту устроил подсобницей на прачечной. Спустя годы её увидел Иван Жаров. Молодые люди поженились. В этом браке родились три дочери и наследник.

Михаил Жаров в молодости.

Когда Михаилу исполнилось 13 лет, отец устроил его в полиграфическое производственное предприятие (учеником наборщика). Эта профессия совершенно не нравилась парню. Все свободное время предпочитал проводить в кинотеатрах. Через пару лет юноша смог расположить к себе руководство Оперного театра Зимина. Сначала трудился распорядителем. Далее Жарову позволили выходить на сцену, играл статистов.

Фильмография Михаила Жарова

Телеспектакли

Год — Спектакль — Роль:

  • 1953 — Васса Железнова — Прохор Борисович Храпов;
  • 1966 — Театральные встречи БДТ в Москве;
  • 1972 — Развод по-нарымски — Ф. Анискин;
  • 1973 — Самый последний день — Семён Митрофанович Ковалёв;
  • 1973 — Так и будет — Воронцов;
  • 1974 — Дом Островского — Лыняев;
  • 1974 — Сэр Джон Фальстаф — Фальстаф;
  • 1977 — По страницам «Голубой книги» — рассказчик;
  • 1978 — Власть тьмы — Митрич.

Роли в кино

Год — Название фильма — Роль:

  • 1915 — Царь Иван Васильевич Грозный — опричник;
  • 1916 — Тот, кто получает пощёчины — берейтор;
  • 1924 — Аэлита — мужик;
  • 1924 — Папиросница от Моссельпрома — служащий и носильщик;
  • 1925 — Дорога к счастью — Егор Миронов;
  • 1925 — Его призыв — рабочий;
  • 1925 — Шахматная горячка (короткометражный) — маляр;
  • 1926 — Мисс Менд — унылый половой;
  • 1926 — Последний выстрел — приказчик Журкин;
  • 1926 — Случай на мельнице — Ефим, сын Герасима;
  • 1927 — Тайна Ани Гай — Ждан;
  • 1927 — Дон Диего и Пелагея — Михаил Иванович, член «Общества изучения деревни»;
  • 1927 — Кто ты такой? — студент;
  • 1927 — Человек из ресторана — официант;
  • 1928 — Без ключа (короткометражный) — студент Коля;

1928 — Белый орёл — чиновник;
1929 — Два-Бульди-два — председатель РевКома;
1929 — «Живой труп» — свидетель;
1931 — Манометр — 2;
1931 — Никита Иванович и социализм (короткометражный);
1931 — Путёвка в жизнь — Фомка «Жиган»;
1932 — Двадцать шесть Бакинских комиссаров — меньшевик;
1932 — Мёртвый дом — офицер;
1933 — Окраина — студент Краевич;
1933 — Гроза — Ваня Кудряш;
1933 — Марионетки — начальник пограничного поста;
1934 — Мечтатели — Хайлов;
1935 — Любовь и ненависть — Куква;
1935 — По следам героя — милиционер;
1935 — Три товарища — Зайцев;
1937 — Возвращение Максима — Платон Васильевич Дымба, конторщик, «король петербургского бильярда»;
1937 — Пётр Первый — Александр Данилович Меншиков;
1938 — Выборгская сторона — Платон Васильевич Дымба, анархист;
1938 — Медведь (короткометражный) — Григорий Степанович Смирнов;
1939 — Ошибка инженера Кочина — следователь Ларцев;
1939 — Степан Разин — Лазунка;
1939 — Человек в футляре — Коваленко;
1941 — Богдан Хмельницкий — дьяк Гаврила;
1942 — Боевой киносборник № 12 (новелла «Ванька») — дед;
1942 — Оборона Царицына — казак Перчихин;
1942 — Секретарь райкома — партизан Гаврила Русов;
1943 — Актриса — артист Жаров (камео);
1943 — Во имя Родины («Русские люди») — военфельдшер Иван Иванович Глоба;
1943 — Воздушный извозчик — лётчик Иван Кузьмич Баранов;
1943 — Юный Фриц (короткометражный) — Фриц;
1944 — Иван Грозный (1-я серия) — Малюта Скуратов;
1945 — Близнецы — Вадим Спиридонович Еропкин + вокал;
1945 — Иван Грозный (2-я серия, сказ второй — «Боярский заговор») — Малюта Скуратов;
1946 — Беспокойное хозяйство — старшина Семибаб + вокал;
1947 — За тех, кто в море — Михаил Михайлович Харитонов;
1948 — Мичурин — Семён Семёнович Хренов;
1949 — Счастливый рейс — шофёр Зачёсов;
1954 — Анна на шее — Артынов;
1954 — Родимые пятна (киноальманах) (новелла «Ревизоры поневоле») — Лаптев;
1957 — Сапоги (короткометражный) — Павел Александрович Блистанов;
1958 — Девушка с гитарой — Аркадий Иванович Свиристинский, директор музыкального магазина;
1958 — Красные листья — Казимир Шипшинский;
1959 — Млечный путь — Михаил Силович;
1961 — Чужой бумажник (короткометражный) — Николай Никанорович Старосельцев;
1963 — Внимание! В городе волшебник! — повар;
1963 — Каин XVIII — военный министр;
1966 — Старшая сестра — дядя Митя Ухов;
1968 — Деревенский детектив — Фёдор Иванович Анискин; (на экраны вышел 15 марта 1969);
1972 — Горизонт № 8 (научно-популярный) — ведущий;
1973 — Анискин и Фантомас — Ф. Анискин;
1978 — И снова Анискин — Ф

Анискин.

Режиссёр кино

  • 1946 — Беспокойное хозяйство;
  • 1973 — Анискин и Фантомас (совместно с В. Н. Ивановым и В. А. Рапопортом);
  • 1977 — И снова Анискин (совместно с В. Н. Ивановым).

Биография

Михаил Иванович Жаров родился в Москве в семье служащего печатной типографии Ивана Жарова и бывшей крестьянки Анны Семеновны Дроздовой в 1899 году. История появления отца будущего актера неизвестна, так как он был подкидышем Николаевского приюта. Фамилию Иван получил от своей няни из детского заведения. 

Жаровы жили бедно, с детства маленький Миша пошел помогать отцу в типографию. Но при этом он не забывал шалить во дворе и устраивать для своих друзей представления.

Михаил Жаров в молодости | 1001material

В 15 лет юноша поступил на работу в Оперу С.И. Зимина, где поначалу выполнял мелкие поручения директора, а затем долговязого мальчишку определили на роли статистов. Через год Мише посчастливилось сыграть в первом своем фильме в массовке. Главную роль в «Псковитянке» тогда исполнил сам Федор Шаляпин. 

Окрыленный мечтой о настоящей актерской карьере, Михаил Жаров предпринимает попытки поступить в театральное училище, но ни в одно из московских учебных заведений его не взяли.

Михаил Жаров | Ностальгия по советскому

Проработав к середине 20-х в нескольких театральных коллективах, Михаил Жаров определяется в театр Мейерхольда, где в полной мере раскрывается его комедийный талант. После этого Михаил Жаров поменял еще несколько театров, в том числе Камерный, и нашел свое место в Малом драматическом театре, где прослужил до конца своей жизни. 

В памяти поклонников Михаил Жаров остался как исполнитель ролей Мурзавецкого в постановке «Волки и овцы», Городничего в «Ревизоре», Прохора в «Вассе Железновой», пьяницы Иннокентия в пьесе «Сердце не камень» и Дикого в «Грозе».

Детство и юность

Сергей Жарков родился в Санкт-Петербурге в 1979 году. Юность будущего актера пришлась на расцвет бандитской жизни. Он и сам был из криминального района, рос рядом с парнями, которые не расставались с оружием. В подростковом возрасте гораздо больше интересовался уличными разборками и занятиями в боксерском клубе, чем школьными уроками.

Сергей Жарков в детстве

Когда Жаркову было 15 лет, один за другим ушли из жизни трое близких друзей, затем любимая девушка. Как будет впоследствии вспоминать актер, и его, скорее всего, ожидала бы аналогичная участь. Такие мрачные мысли Сергей объяснял тем, что он, как и вся компания друзей, жил по законам того странного сумасшедшего времени.

От полного погружения в криминальный мир Жаркова спасло поступление в Международный славянский институт имени Державина. На театральном отделении вуза Сергей поменял приоритеты, по-новому взглянул на собственную жизнь, поставил другие цели. Художественный руководитель Иван Москвин-Тарханов сумел привить юноше уважение к актерской профессии и помог огранить врожденный талант.

Первым местом работы молодого артиста стал Театр на Покровке, но в этой труппе Сергей пробыл только год, так как не получал тех ролей, о которых мечтал. Уволившись, он заключает договор с театральным агентством Ирины Апексимовой и получает путевку в творческую жизнь.

Благодаря этому агентству Жарков полностью меняет собственную творческую биографию — его приглашают в антрепризы серьезных постановок «Дама с камелиями» и «Кармен». Ну а дальше открывались перспективы кинематографа.

Личная жизнь

О приватной жизни Сергея Жаркова ходит невероятное количество легенд и небылиц. И слухи в той или иной степени оказываются обманчивыми. Впрочем, актер сам подстегивает поклонников к фантазиям, так как отказывается упоминать о личной жизни в интервью, не носит обручальное кольцо и не показывается на публике в сопровождении дам.

Сергей Жарков с дочерью

Однако пресса все же узнала, что Жарков женат и растит двоих детей. Младший сын родился в 2015 году, когда начался показ «Чумы». Правда, раздобыть фото членов семьи в «Инстаграме» или на иных ресурсах не слишком просто.

В свободное время Сергей предпочитает активный отдых: играет в баскетбол, профессионально занимается верховой ездой, танцует в разных стилях — от бальных танго и вальса до модерна и степа. Кроме того, как сообщают интернет-издания, актер с удовольствием поет, что неоднократно демонстрировал в театральных постановках.

Счастливый четвертый брак и уход актера

Измена любимой женщины настолько расстроила актера, что он перенес микроинсульт. Врачи посоветовали отдохнуть в санатории. Именно там Михаила Ивановича настигла четвертая любовь.

Вместе с ним отдыхала интеллигентная еврейская чета Гинда и Элиазар Гельштейн с дочками Викой и Майей.

Сраженный красотой Майи актер начал добиваться её руки. Несмотря на то, что он девушке в отцы годился (на 30 лет старше), смог её очаровать. В 1949-м году сыграли свадьбу, а через пару лет радовались рождению дочери Анны. Позже на свет появилась Елизавета.

В то время в семье у актера было все замечательно. Однако породнившись с врачами-евреями начались проблемы в театре. Также Жарова не приглашали на съемки, прорабатывали на партийных собраниях.

Но страшно стало, когда арестовали тестя и тещу. Актер боялся, что за его супругой тоже могут прийти. Только после ухода из жизни Сталина, родственников освободили.

Михаил Иванович и Майя Элиазаровна души не чаяли друг в друге. Им судьба отвела тридцать лет и один год. Актер не раз говорил, что четвертый брак оказался самым счастливым.

В декабре 1981 года Жаров попал в больницу с диагнозом перитонит. 15 декабря того же года Народного артиста СССР не стало.

Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.

Детство

Биография Михаила Жарова началась в семье Анны Дроздовой и Ивана Жарова. Родители мальчика не имели отношения к искусству — отец работал в типографии, а мать занималась ведением домашнего хозяйства. Семья Жаровых жила бедно. Как и все сверстники, Миша посещал школу и в свободное время играл с друзьями во дворе. Однако свободного времени у него было немного, так как ему приходилось помогать папе на работе.

С ранних лет подросток увлекался актерским искусством. Он мечтал выступать на сцене и часто устраивал представления для друзей и родственников. В 16 лет Жаров впервые снялся в кино. Он участвовал в массовке картины «Псковитянка», где главную роль исполнял Шаляпин. Игра великого артиста вдохновила парня на то, чтобы он продолжал двигаться к своей цели.

В 15 лет Михаил Иванович начал работать. Первый опыт работы он получил в театральном заведении

Литература

  • Жаров М. И. Жизнь, театр, кино. М., 1967.
  • Меттер И. Михаил Жаров. М., 1939.
  • Ефимов Н. Михаил Жаров. Л., 1940.
  • Краснов П. Народный артист СССР М. И. Жаров. М., 1951.
  • Эфрон Н. «Алексей» — Жаров // Театр. 1937. № 8. С. 128—129.
  • Боровой Л. Заметки об актёрских удачах // Театральный альманах. Кн. 7. М., 1948. С. 95—96.
  • Медведев Б. Рождение «Оптимистической трагедии» // Театр. 1957. № 9. С. 74—78.
  • Рыжова В. Полнота жизнеощущения // Театральная жизнь. 1960. № 21. С. 22-23.
  • Сладков Л. В гостях у Жарова // Филателия СССР. 1977. № 1. С. 20-21.
  • Гершкович А. А. Михаил Жаров. — М.: Искусство, 1976. — 152 с. — (Мастера советского театра и кино).

Биография и творческий путь Михаила Жарова — Советские актеры

Детство и юность

Легенде Советского кино Михаилу Ивановичу Жарову удалось появиться на свет еще в XIX веке. Он родился 27 10 1899 г. в Москве. Отец в будущем знаменитого артиста был подкидышем, поэтому фамилия ему досталась от наставницы приюта. Работал он в типографии, куда и помог устроить 14-летнего Михаила.

Театр и Кино

В 15-летнем возрасте юношу берут на работу в оперный театр Зимина, где ему вначале приходилось исполнять ряд поручений, а позже уже ему доверяли выступать в массовках. Тогда же ему удалось поучаствовать в первой киномассовке при съемках «Псковитянки», где в главной роли ему пришлось лицезреть самого Шаляпина.

Попытка после этого поступить в театральное училище оказалась неудачной. Поэтому Жарову приходится пока эпизодически участвовать в постановках различных театров. Но дольше всего он задержался у Мейерхольда, где играл в основном комедийные роли.

Сыграв в одной постановке Камерного театра, Жаров наконец-то становится актером Малого театра, где он прослужит до конца жизни.

За долгие годы работы на прославленной театральной сцене Малого театра Жарову посчастливилось сыграть во многих спектаклях. Но зрителям более всего импонировал образ его Городничего в «Ревизоре», Мурзавецкого в «Волках и овцах», Дикого в «Грозе» и Прохора в «Вассе Железновой».

В немых кинокартинах Жарову доверяли в основном небольшие роли, которые не всегда даже указывались в титрах. Первая настоящая роль ему досталось уже в эпоху звукового кино.

В «Путевке в жизнь» актеру доверили отнюдь не положительную роль Фомки Жигана.

После «Юности Максима» и «Выборгской стороны» зрители вместе с актером распевали его «Цыпленка жаренного».

В «Петре Первом» Жарову уже доверяют настоящую главную роль А.Меншикова, за которую он был удостоен Сталинской премии. Из фильмов, снятых в военную пору, стоит отметить «Воздушный извозчик», где актеру представилась возможность сняться в роли летчика Баранова и «Иван Грозный» с его Малютой Скуратовым.

В послевоенных фильмах артисту уже приходится играть возрастных персонажей — Артынова в «Анне на шее», директора магазина Свиристинского в «Девушке с гитарой», Ухова в «Старшей сестре».

Уже в 70-летнем возрасте актер играет участкового в знаменитой трилогии про Анискина, причем в продолжении «Деревенского детектива» Жаров уже выступил не только в качестве актера, но и режиссера.

Семья

За свою долгую актерскую жизнь Михаилу Ивановичу пришлось четырежды жениться.

Первую супругу Дину Жаров привез с гастролей во время гражданской войны. У супругов появился на свет Евгений, который пойдет по стопам отца. Через 10 лет артист встретил Людмилу Полянскую, с которой проживет почти 15 лет. Оба родившихся сына умерли еще в совсем юном возрасте. После съемок «Воздушного извозчика» Жаров с героиней этой картины Людмилой Целиковской поженились. Но через несколько лет молодая жена ушла к соседу по лестничной клетке архитектору Алабяну. Расстроенный Михаил Иванович поехал на юг залечивать душевные раны и там неожиданно влюбился в молоденькую Майю Гельштейн, которой вскоре сделает предложение, от которого та не сможет отказаться. У молодоженов вскоре появляются на свет две дочери. Но родителей жены неожиданно арестовали по делу врачей-вредителей и Жарову пришлось приютить всех оставшихся на воле родственников супруги.

В 81 г. Народного артиста СССР положили для обследования сердца, но опытные врачи проглядели развившийся перитонит, приведший в итоге к смерти актера. Похоронили его на Новодевичьем кладбище.

Биография и творческий путь Игоря Ильинского — Советские актеры

Театр и Кино

В 15-летнем возрасте юношу берут на работу в оперный театр Зимина, где ему вначале приходилось исполнять ряд поручений, а позже уже ему доверяли выступать в массовках. Тогда же ему удалось поучаствовать в первой киномассовке при съемках «Псковитянки», где в главной роли ему пришлось лицезреть самого Шаляпина.

Попытка после этого поступить в театральное училище оказалась неудачной. Поэтому Жарову приходится пока эпизодически участвовать в постановках различных театров. Но дольше всего он задержался у Мейерхольда, где играл в основном комедийные роли.

Сыграв в одной постановке Камерного театра, Жаров наконец-то становится актером Малого театра, где он прослужит до конца жизни.

За долгие годы работы на прославленной театральной сцене Малого театра Жарову посчастливилось сыграть во многих спектаклях. Но зрителям более всего импонировал образ его Городничего в «Ревизоре», Мурзавецкого в «Волках и овцах», Дикого в «Грозе» и Прохора в «Вассе Железновой».

В немых кинокартинах Жарову доверяли в основном небольшие роли, которые не всегда даже указывались в титрах. Первая настоящая роль ему досталось уже в эпоху звукового кино.

В «Путевке в жизнь» актеру доверили отнюдь не положительную роль Фомки Жигана.

После «Юности Максима» и «Выборгской стороны» зрители вместе с актером распевали его «Цыпленка жаренного».

В «Петре Первом» Жарову уже доверяют настоящую главную роль А.Меншикова, за которую он был удостоен Сталинской премии. Из фильмов, снятых в военную пору, стоит отметить «Воздушный извозчик», где актеру представилась возможность сняться в роли летчика Баранова и «Иван Грозный» с его Малютой Скуратовым.

В послевоенных фильмах артисту уже приходится играть возрастных персонажей — Артынова в «Анне на шее», директора магазина Свиристинского в «Девушке с гитарой», Ухова в «Старшей сестре».

Уже в 70-летнем возрасте актер играет участкового в знаменитой трилогии про Анискина, причем в продолжении «Деревенского детектива» Жаров уже выступил не только в качестве актера, но и режиссера.

Фильмография

  • Дорога к счастью — (1925)
  • Путевка в жизнь — (1931)
  • Двадцать шесть бакинских комиссаров — (1932)
  • Окраина — (1933)
  • Гроза — (1934)
  • Любовь и ненависть — (1935)
  • Три товарища — (1935)
  • Возвращение Максима — (1937)
  • Петр Первый — (1937)
  • Выборгская сторона — (1938)
  • Медведь — (1938)
  • Ошибка инженера Кочина — (1939)
  • Степан Разин — (1939)
  • Человек в футляре — (1939)
  • Богдан Хмельницкий — (1941)
  • Секретарь райкома — (1942)
  • Воздушный извозчик — (1943)
  • Юный Фриц — (1943)
  • Иван Грозный — (1944 — 1945)
  • Беспокойное хозяйство — (1946)
  • Мичурин — (1948)
  • Счастливый рейс — (1949)
  • Анна на шее — (1954)
  • Девушка с гитарой — (1958)
  • Старшая сестра — (1966)
  • Деревенский детектив — (1968)
  • Развод по-нарымски — (1972)
  • Анискин и Фантомас — (1973)
  • И снова Анискин — (1978)

Театральные роли

Дебютировал в Театре ХПСРО ролью Шута в комедии Шекспира «Виндзорские проказницы» (1918). Отработав сезон в Театре им. Сафонова и поступив к Мейерхольду, с успехом играл у него эпизодические острохарактерные роли: мадам Брандахлыстову («Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина, 1921), секретаря («Учитель Бубус» А. М. Файко, 1925), денщика («Мандат» Н. Р. Эрдмана, 1925). Актёр был уморительно смешон, азартен, напорист. Но более свободно он себя почувствовал все же, когда, уйдя от Мейерхольда, увлекающегося эксцентрикой, стал играть роли психологически обоснованные, построенные на тщательно отобранных бытовых деталях. Среди наиболее запоминающихся персонажей тех лет: нелепый домоуправ («Зойкина квартира» М. А. Булгакова, 1927), балагур Васька Окорок («Бронепоезд 14—69» В. В. Иванова, 1927), демобилизованный будёновец и грубоватый матрос Алексей («Первая Конная», 1929 и «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского, 1933).

Наиболее полно раскрылось актёрское дарование Жарова в Малом театре, где он играл в основном роли классического репертуара.

Театральные работы[править | править код]

ГосТиМ

  • 1921 — «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина — мадам Брандахлыстова
  • 1925 — «Учитель Бубус» А. М. Файко — секретарь
  • 1925 — «Мандат» Н. Р. Эрдмана — денщик

Малый театр

  • 1939 — «Волк» Л. М. Леонова — Кукуев
  • 1941 — «Волки и овцы» А. Н. Островского — Аполлон Викторович Мурзавецкий
  • 1945 — «Сотворение мира» Н. Ф. Погодина — Гололоб
  • 1946 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Городничий
  • 1947 — «За тех, кто в море» Б. А. Лавренёва — капитан 2 ранга Михаил Михайлович Харитонов
  • 1947 — «Русский вопрос» К. М. Симонова — Морфи
  • 1947 — «Великая сила» Б. С. Ромашова — Шибанов
  • 1948 — «Южный узел» А. А. Первенцева — Толбухин
  • 1949 — «Тайная война» В. С. Михайлова и Л. С. Самойлова — Лавров
  • 1950 — «Голос Америки» Б. А. Лавренёва — капитан Вальтер Кидд
  • 1951 — «Семья Лутониных» Братьев Тур и И. А. Пырьева — Бобров
  • 1952 — «Васса Железнова» М. Горького — Прохор Борисович Храпов
  • 1952 — «Северные зори» Н. Н. Никитина — Фролов
  • 1954 — «Сердце не камень» А. Н. Островского — Иннокентий
  • 1955 — «Волки и овцы» А. Н. Островского — Лыняев
  • 1956 — «Деньги» А. В. Софронова — Андрей Николаевич Татарников
  • 1956 — «Власть тьмы» Л. Н. Толстого (режиссёр: Б. И. Равенских) — Митрич
  • 1958 — «Почему улыбались звёзды» А. Е. Корнейчука — Морж
  • 1960 — «Иванов» А. П. Чехова — Павел Кириллович Лебедев
  • 1961 — «Весенний гром» Д. И. Зорина — Маршалов
  • 1961 — «Браконьеры» Э. Н. Раннета — Ягуб
  • 1962 — «Гроза» А. Н. Островского (режиссёры В. Н. Пашенная и М. Н. Гладков) — Савёл Прокофьевич Дикой
  • 1963 — «Луна зашла» Дж. Стейнбека — Мэр Оурден
  • 1964 — «Страница дневника» А. Е. Корнейчука — Гроза
  • 1967 — «Джон Рид» Е. Р. Симонова — Панчо Вилья
  • 1968 — «Мои друзья» А. Е. Корнейчука — Касьян
  • 1969 — «Золотое руно» А. Гуляшки — полковник Манов
  • 1970 — «Так и будет» К. М. Симонова — Воронцов
  • 1972 — «Самый последний день» Б. Л. Васильева — Ковалёв
  • 1974 — «Пучина» А. Н. Островского — Боровцов

Режиссёрские работы в театре

  • 1938 — «Очная ставка» Л. Р. Шейнина и братьев Тур (Камерный театр )
  • 1950 — «Голос Америки» Б. А. Лавренёва (Малый театр , совм. с В. Ф. Дудиным)
  • 1961 — «Браконьеры» Э. Н. Раннета (Малый театр )

Корчил рожи Шаляпину

Статья по теме

Федор Шаляпин: малоизвестные факты и вехи творчества Каждый раз, отыграв своё «кушать подано», юный Миша Жаров оставался за кулисами и завороженно досматривал спектакли. Однажды таким образом «по блату» он слушал, какФёдор Шаляпин пел партию Мефистофеля. «Вот у кого надо учиться актёрской мимике!» — решил Жаров и начал активно повторять все ужимки Шаляпина — разевать рот, прикрывать глаза. Внезапно кто-то схватил его сзади за шкирку. Помощник режиссёра тряс кулаком перед лицом юноши и злобно шептал: «Ты зачем Фёдора Ивановича передразниваешь и рожи корчишь?!». Оказалось, что Шаляпин краем глаза видел эти «рожи». После спектакля он посмеялся над этой историей и подписал молодому актёру свою фотографию: «Для Миши Жарова, который, я верю, не корчил мне рожи». Михаил Жаров хранил это фото всю жизнь как память о встрече с Шаляпиным и как воспоминание о том, как когда-то он грезил о славе. Ведь когда имя актёра Михаила Жарова появилось на театральных и киноафишах, когда зрители начали караулить его у чёрного входа, оказалось, что Михаил Жаров вовсе не в восторге от такого всепоглощающего внимания.

Михаил Жаров в роли Малюты Скуратова в фильме режиссёра Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». 1944 г. Фото: РИА Новости

Фильм «Путёвка в жизнь», в котором Михаил Жаров сыграл бандита Жигана, стал для актёра путевкой к всенародной славе. Этот образ настолько полюбился людям, что одно время они упорно ассоциировали его с самим Михаилом. Как-то, стоя в очереди в магазине, актёр не заметил, как у него шпана вытащила кошелёк, зато увидел, как беспризорного мальчишку схватил на выходе здоровый верзила, выхватил жаровский кошелёк и закричал: «Ты кого обворовываешь? Своих, что ли, не узнал?». И вернул актёру кошелёк.

Образ отрицательного героя никак не хотел отставать от Михаила Жарова и после картины «Возвращение Максима», где он сыграл конторщика Дымбу. В одном из эпизодов Дымба пел песню: «Цыплёнок жареный, цыплёнок пареный, цыплёнок тоже хочет жить». После выхода на широкий экран этой ленты Михаилу Жарову нельзя было незамеченным пройти по улице. Дворовая ребятня замечала актёра издалека, бежала за ним сломя голову и орала, что есть мочи: «Цыплёнок жареный! Эй, стой, цыплёнок жареный!». Михаил Жаров старался никогда ни у кого ничего не просить, но на этот раз он настолько устал от бремени своей славы, что подал всё-таки заявку, и ему выделили личный автомобиль.

Кадр из фильма «Возвращение Максима». В роли Дымбы — Михаил Жаров, в роли Максима — Борис Чирков. 1937 г. Фото: РИА Новости

Но в некоторых ситуациях и автомобиль не был спасением. Как-то Михаил Жаров отдыхал в элитном санатории, шёл по дорожке, и вдруг видит — навстречу ему идёт… товарищ Сталин. Жаров думал было свернуть в другую сторону, но вождь помахал рукой, подошёл и сказал: «Я вас знаю!». Жаров вздохнул, улыбнулся и грустно сказал: «К сожалению, меня все знают…»

Награды и звания[править | править код]

  • Герой Социалистического Труда (4 ноября 1974)
  • Заслуженный артист Республики (1935)
  • Народный артист РСФСР (21 апреля 1944)
  • Народный артист СССР (26 октября 1949)
  • Народный артист Азербайджанской ССР (18 июня 1964)
  • Сталинская премия первой степени (1941) — за исполнение роли князя А. Д. Меншикова в фильме «Пётр Первый» (1937, 1938)
  • Сталинская премия первой степени (1942) — за исполнение роли казака Перчихина в фильме «Оборона Царицына» (1-я серия)
  • Сталинская премия второй степени (1947) — за исполнение роли Михаила Михайловича Харитонова в спектакле «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва
  • Три ордена Ленина (1967, 1970, 1974)
  • Орден Октябрьской Революции (1979)
  • Два ордена Трудового Красного Знамени (1938, 1949)
  • Орден Красной Звезды (1944)
  • Медаль «За трудовое отличие» (1967)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • Медаль «Ветеран труда»
  • Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • ВКФ (Почётный диплом жюри за исполнение главной роли, фильм «Деревенский детектив», 1970, Минск)
  • Премия МВД России (посмертно)

Театральная карьера

В 17 лет Михаил Жаров, биография которого насыщена событиями, стал работать сначала администратором, а затем уже и помощником в труппе Оперного театра Зимина. Но трудолюбие Михаила Ивановича было столь высоко, что вскоре ему даже стали доверять роли статистов.

В 1918 году Жаров Михаил поступает в театр Художественно-просветительного союза рабочих организаций. Его педагогами в этой студии стали известные режиссеры Аркадий Зонов и Валерий Бебутов.

В 1918 году состоялся и первый дебют Михаила Ивановича на сцене театра: он играл в комедии «Виндзорские проказницы», где успешно и талантливо исполнил роль Шута.

Через два года, окончив обучение в студии, молодой актер переходит в Опытно-героический театр. Он играл в спектакле «Гроза», исполняя роль и Кудряша, и Тихона. В театральной постановке «Женитьба» ему достался персонаж Анучкина. Успешно он исполнил и роль Шанбурси в спектакле «Копилка».

Вскоре Жаров Михаил, актер, которого знает и любит вся страна, становится артистом Первого передвижного художественного театра классической комедии, который выступал на фронте. Здесь талантливый молодой человек сыграл в спектакле «Буря» роль Тринкуло, в театральной постановке «Каменный гость» — Лепорелло. Известно, что в спектакле «Золотой петушок» он успешно изобразил звездочета. В театральном представлении «Капитан Брансбоунд» он также талантливо исполнил роль Дринкоутера.

Жаров Михаил в 1921 году стал выступать на сцене Рогожско-Симоновского театра имени Сафонова, а вскоре перешел и в театр ГИТИСа, где ему давали в основном эпизодические, но очень серьезные роли. Например, в спектакле «Смерть Тарелкина» он прекрасно сыграл мадам Брандахлыстову, а в театральной постановке «Учитель Бубус» — секретаря. Также известный и талантливый актер исполнил серьезную эпизодическую роль денщика в спектакле «Мандат».

Особое место в театральной карьере известного актера Михаила Жарова, биография и личная жизнь которого всегда интересны зрителям, занимает участие в театральном движении «Синяя блуза». Этот коллектив занимался не только эстрадными выступлениями, главным его направлением была агитация. Они ставили спектакли, в которых поднимались самые разные темы. В центре внимания могли оказаться как международные политические проблемы, так и незначительные события из повседневной рутины.

Это театральное направление, начавшее свое существование в 1920 году, успешно проводило агитацию на протяжении трех лет. Свое название такой необычный театр получил из-за специальной одежды, которую носили все актеры этого театра, в том числе и Михаил Иванович Жаров. Свободная синяя блуза и черные брюки — основной костюм, в котором выходил актер на театральные подмостки.

В 1926 году Михаил Жаров переходит в Бакинский рабочий театр. Проработав в нем два года, он покидает его, но уже в 1929 году снова возвращается. В 1928 году актер Жаров играл в Казанском Большом драматическом театре. Но уже в 1930 году перешел в Реалистический театр. Но и здесь он надолго не задержался. Уже на следующий год перевелся в Камерный театр, где работал в течение восьми лет. Именно на его сцене он сыграл роль Алексея в спектакле «Оптимистическая трагедия».

В 1938 году известный актер Михаил Иванович Жаров перешел в Малый театр и остался работать там до конца своей жизни. Здесь он сыграл в тридцати спектаклях. Так, он успешно исполнил роль Касьяна в театральной постановке «Мои друзья», а также роль Ковалева в спектакле «Самый последний день».

Одна из главных ролей актера

Самой яркой и значительной работой в карьере актера Жарова стала кинолента «Близнецы» режиссера Константина Юдина. В этом комедийном проекте мужчина сыграл начальника базы Вадима Еропкина. Главная героиня находит двух близнецов. Так как у них нет родителей, женщина решает усыновить их, но Еропкин, который собирался жениться на Любе Карасевой, выступает против такого акта милосердия.

Однажды малыши пропадают, а их поиски приводят к тому, что находится не только их родная мать, но и выясняется, что именно Вадим Спиридонович Еропкин их отец. Эта кинолента вышла в кинопрокат в 1945 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector