Николай лебедев: биография, личная жизнь, фильмы с актером

Первые успешные полнометражные работы

После съемки небольшой картины, публику стала интересовать личная жизнь и жена режиссера Николая Лебедева, но вскоре стало известно, что мужчина еще не женат, и даже более того, он полностью свободен, так как не состоит в отношениях. Сам же Николай говорил о том, что ему некогда строить отношения, так как у него на первом месте всегда будет стоять карьера. Не многие знают о том, что режиссеру пришлось очень много трудиться, чтобы создать свою первую полнометражную картину.

Кадр из фильма «Звезда», который прославил Николая Лебедева как режиссера

Мужчина предоставил сценарий, с которым он хотел начать работу, но многие киностудии считали этот сценарий не самым удачным и успешным, по этой причине отказывались работать с молодым режиссером. Но к Николая удача повернулась лицом, так как на помощь к молодому режиссеру пришел коллега, знаменитый Валерий Тодоровский, именно он дал возможность Лебедеву начать работу в киностудии имени Горького.

Первой кинолентой оказался фильм ужасов под названием «Змеиный источник», действия фильма разворачивались в небольшом провинциальном городке. Городок был тихим, пока в нем не произошла целая серия страшных убийств, а вычислять убийцу приходится жителям этого города. Эта картина получилась очень качественной, хотя бюджет был минимальным, мастерство Лебедева смогло искупить данный недостаток, Николай показал жизнь небольшого городка во всех деталях, не скрывая ничего, а также он старался использовать множество психологических приемов, чтобы получить захватывающий фильм ужасов.

Николай Лебедев, Данила Козловский и Светлана Иванова на премьере фильма «Легенда №17»

После того, как данная картина вышла на экраны, многие поклонники и профессионалы поняли, что на свет «родился» новый талантливый режиссер.

Кино Николая получалась высококачественным, даже учитывая тот факт, что бюджет на него он тратил весьма небольшой. Кинолента стала пользоваться очень большой популярностью, так как режиссер стал очень известен, зрители хотели больше знать о личной жизни и ориентации режиссера Николая Лебедева, при этом многие коллеги не только хвалили, но и проклинали молодого Николая, который получил так быстро свой первый успех.

Фильмы

Фильмография актера впечатляет – Евгений Алексеевич поучаствовал в более 90 кинопроектах. Впервые появился на экране уже в зрелом возрасте. В 1952 году театрального артиста пригласили на скромную роль Кощея Бессмертного в биографическую картину «Римский-Корсаков», снятую Григорием Рошалем и Геннадием Казанским.

Евгений Лебедев в фильме «Два капитана»

А спустя три года появился незабываемый Ромашов – персонаж экранизации произведения Вениамина Каверина «Два капитана». В это же время Лебедев снялся у Фридриха Эрмлера в «Неоконченной повести». Досталась роль секретаря райкома Федора Ивановича, а коллегами по съемочной площадке стали звезды советского экрана – Элина Быстрицкая, Сергей Бондарчук, Евгений Самойлов.

Жизнь в театре сильно отличалась от работы в кино. Постановщики долго не могли открыть многогранность таланта актера и поэтому не спешили предлагать главные партии в фильмах. Впрочем, второстепенных героев мужчина умудрялся виртуозно превращать чуть ли не в ведущих. Это доказывает россыпь лент.

Евгений Лебедев в фильме «Поднятая целина»

Евгений Алексеевич блестяще перевоплотился в Агафона Дубцова в драме по роману Михаила Шолохова «Поднятая целина», в Супругова в военной ленте «Поезд милосердия», снятой по мотивам повести Веры Пановой.

Навсегда в памяти зрителей осталась игра Лебедева в картине Глеба Панфилова «В огне брода нет», где он примерил образ полковника, и в искрометной комедии «Свадьба в Малиновке», в которой предстал в облике деда Нечипора.

Евгений Лебедев в фильме «Свадьба в Малиновке»

Редко Евгению Лебедеву выпадал шанс играть главную роль, но уж если такое случалось, то актер был на высоте. Чего только стоит образ отца, который отправляется в гости к сыновьям в лирической драме «Последний месяц осени». Евгений Алексеевич исполнил роль с пронзительной нежностью.

Евгений Лебедев в фильме «Блокада»

Запоминающимся, ярким получился Бронька Пупков из киноновеллы «Странные люди», поставленной Василием Шукшиным. А роль Михаила Ершова в военной киноэпопее «Блокада» оценили на высшем уровне, вручив Лебедеву Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых.

Последним фильмом Евгения Алексеевича стала комедия «На кого Бог пошлет», которую представил в 1994 году режиссер Владимир Зайкин. В главных ролях в картине играют Лариса Удовиченко и Станислав Садальский.

«Я заново учусь читать»

— Наверно, неслучайно к вам в руки попал и роман Александра Звягинцева «На веки вечные», по которому вы снимаете фильм «Нюрнберг»?

— Мне его принесла продюсер Мария Журомская, когда я делал «Экипаж». Я начал работу над «Нюрнбергом» и остановился из-за «Мастера и Маргариты». Но потом вернулся к нему вновь.

— Александр Звягинцев поднял большой архив документов по Нюрнбергскому процессу. Донести до людей эту историю стало делом его жизни. Насколько глубоко вы погрузились в материал?

— «Я знаю, что я ничего не знаю». Чем больше погружаешься в материал, тем больше открываешь неизведанного. Конечно, я готовился: изучал доступные свидетельства, читал воспоминания современников, документы процесса. Представляю, в какой последовательности сидели на скамье подсудимых обвиняемые.

Возможно, я разочарую кого-то и даже озадачу, но фильм — не о Нюрнбергском процессе как таковом. Вернее, не только о нем. Это не просто хроника судебного заседания. Наша история — про человека, который оказывается в гуще событий, связанных с трибуналом, и мы видим процесс его глазами.

Моя легенда

На съемках фильма «Нюрнберг»

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

— Сейчас школьники плохо знают историю, да еще на Западе трактуют результаты войны в свою пользу. Возможно, такой авторитетный режиссер, как вы, мог бы стать для молодого поколения источником знаний?

— Я и пытаюсь это сделать. Но вы задели важную и сложную тему. На самом деле в том, что дети слабо разбираются в истории, я не вижу никаких происков врагов. Наблюдаю лишь определенную недалекость. Честно говоря, больше меня смущает то, на каком уровне сейчас в принципе воспитывают детей. И не только школа: этим ведь занимаются и семья, и общество.

Настораживает, что несколько лет назад наша интеллигенция начала сражаться за официальное введение мата в обиход. Для меня это странно. Я родился и какое-то время жил в национальной республике (Молдавии. — «Известия»). Там этим языком пользовались сильно пропитые люди в подворотнях. Не понимаю, чем мат так важен для сегодняшней интеллигенции? Эти три-четыре слова, которые произносятся на разные лады. Я понял бы, если бы ратовали за то, чтобы люди полнее изучали язык Пушкина, Тургенева, Толстого, который они, прямо скажем, не знают. Но ведется сражение за мат!

А еще — за то, чтобы писать без заглавных букв, чтобы не ставить знаки препинания. И результаты уже есть. Читаю книгу — не пост в интернете! — а в ней после слова «кажется» не стоит запятая, не выделяются деепричастные обороты. Пунктуация уже полетела в тартарары. А ведь язык — это отражение нашего способа мышления.

То же самое и с историей. А когда люди не знают, кто мы, зачем и почему происходило то или иное событие, то ими очень легко манипулировать. Хоть советскую школу и ругают, но там давали базовое образование. Нужны ли в жизни знания химических формул? Если говорить про быт, то, наверное, нет. Но это как минимум развивает нейронные связи в мозгу.

Признаюсь, что я чувствую себя ущербным из-за этого гаджета, с которым мы все не расстаемся. Из-за телефона, где сейчас сосредоточились вся наша жизнь и общение. Хотите — верьте, хотите — нет, но я заново учусь читать.

— Как это?

— Очень просто. Беру и читаю интересующую меня книгу. Сейчас такое количество шлака, что ты перестаешь ориентироваться в этом бушующем океане ненужной информации. Но надо как-то прокладывать себе верный фарватер.

В какой-то момент, когда я перестал читать из-за очень большого объема работы, я обеднил себя. Разумеется, речь идет о чтении для удовольствия: профессиональную литературу или книги по теме, которой я занимаюсь в связи с очередным фильмом, я поглощаю в неимоверных количествах.

Моя легенда

Фото предоставлено студией «Синема Продакшн»

БДТ

О переходе в БДТ также рассказывает биография актера Евгения Лебедева. Роли в этом театре он начал получать после того, как его возглавил Товстоногов. Первый яркий образ артиста – мадемуазель Куку в постановке «Безымянная звезда». Эта комедийно-гротескная зарисовка привлекла к нему еще больше внимания.

Актером БДТ Лебедев оставался вплоть до самой смерти. Сложно перечислить все заметные роли, которые этот талантливый человек исполнил в разные годы. «Идиот», «Фома, «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Мещане», «На всякого мудреца довольно простоты» — лишь немногие из известных спектаклей с его участием. Блестяще Лебедев справился с ролью Холстомера в «Истории лошади».

К сожалению, актер не успел исполнить все роли, о которых грезил. К примеру, не удалось ему воплотить образ шекспировского короля Лира, хотя он мечтал об этом. На сцене БДТ этот спектакль так и не был поставлен, а сотрудничать с «чужими» театрами в то время было не принято. К тому же Евгений опасался того, как к подобной «измене» отнесется его закадычный друг Товстоногов.

Детство и юность

Биография талантливого режиссера началась в Кишиневе. Коля родился в семье, которая не имела никакого отношения к кинематографу. Мама Елена Алексеевна – экономист, отец Игорь Николаевич – военный, уволившись в запас, работал инженером на заводе.

Режиссер Николай Лебедев

В раннем детстве Николая серьезно увлек мир кино: насмотревшись художественных фильмов, он тоже мечтал примерить образ режиссера и даже написал сценарий. Первый фильм мальчик снял в 10-летнем возрасте на камеру, одолженную у отцовского товарища. Родители, считающие интерес к киноискусству не более чем баловством, сдались и подарили сыну видеокамеру «Ломо».

Повзрослевший Николай и не думал расставаться с мечтой детства. После школы отправился покорять приемную комиссию ВГИКа, однако с триумфом провалился. Чтобы не терять время, пришлось по настоянию родителей поступить на факультет журналистики. Сначала учился в родном городе, позже перевелся в МГУ.

Николай Лебедев в молодости

Журналистика хоть и увлекла, но так и не стала основной профессией. Упорный юноша все же влился в ряды ВГИКа, правда, заочно. В 1993 году Николай Лебедев держал в руках заветный диплом сценарно-киноведческого факультета.

Учась на журфаке, Николай работал корреспондентом в печатных изданиях. Позднее как режиссер и сценарист участвовал в создании детской телепрограммы «Улица Сезам», а также документальных фильмов о столице России, которые транслировались на телевидении.

https://youtube.com/watch?v=Tnx_0A8JcVQ

Как проходили детские годы этого режиссера

Биография, личная жизнь, жена и дети режиссера Николая Лебедева на фото до сих пор интересует прессу, но для начала мы расскажем немного о детстве этого великого человека. Итак, Николай был рожден в 1966 году в ноябре, все детские годы молодой человек провел в родном Кишиневе. Родители мальчика не имели никакого отношения к кино, отец мальчика работал сначала военнослужащим, а после отставки его приняли на работу начальником заводского цеха, при этом он успел поработать даже инженером, мать же была простым экономистом.

С самого раннего детства Николай любил смотреть фильмы, мальчик часто рассказывал родителям о том, как он будет великим режиссером и снимет множество фильмов.

Хотя родители на тот момент еще не относились к увлечениям сына слишком серьезно, но все таки на день рождение в десять лет подарили ему первую видеокамеру. Примерно в таком юном возрасте будущий режиссер написал свой первый сценарий.

Николай Лебедев в молодости

Школу молодой человек закончил с успехами и получил свой аттестат об окончании среднего образования, а затем юноша отправился подавать документы в знаменитый ВУЗ под названием ВГИК. К большому сожалению, на тот момент молодому человеку в поступлении было отказано, и хотя Николай был расстроен, он все таки решил для начала поступить в Кишиневский университет.

В этом учебном заведении будущий режиссер решил остановиться на профессии журналистики, по этой причине посещал данный факультет постоянно. Этот выбор был сделан совсем не случайно, юноша в своем возрасте был достаточно застенчивым, а профессия журналиста должна была помочь справиться с этим недостатком.

Николай Лебедев

Личная жизнь режиссера Николая Лебедева (фото) тогда не интересовала, ему очень хотелось закончить обучение, хотя все таки юноша встречался с девушками, но ничего серьезного в отношениях не происходило.

Личная жизнь

Первой женой Лебедева была актриса. Николай Сергеевич однажды уличил супругу в измене и не смог ей этого простить. Он выгнал изменщицу из дома, выставив её вещи за дверь. Только во втором браке актёр смог ощутить любовь и заботу любимой женщины.

Николай Сергеевич прожил больше 50 счастливых лет с актрисой Анной Георгиевной Касенкиной. Познакомились они в театре. На момент знакомства оба состояли в браке, поэтому особо не обращали друг на друга внимания.

Во время театральных гастролей в Польше участники труппы решили зайти в Освенцим. Оказавшись там, у Лебедева случилась истерика. Анна Георгиевна помогла актёру успокоиться. С этого и начались их любовные отношения.  

В 2008 году Анны Георгиевны не стало. Общих детей у Николая с женой не было. Зато он воспитывал как родного сына Касенкиной от первого брака.



Сегодня легендарный советский актёр живёт с пасынком и его женой. Внуков у Николая Сергеевича нет. По его словам, он не вмешивается в личные дела сына.

«По-настоящему счастливый человек»

Актёр признаётся, что доволен своей жизнью и называет себя по-настоящему счастливым человеком.

На сегодняшний день Лебедев получает дивиденды за то, что в молодости побывал в концлагерях. Один немецкий фонд выплачивает деньги советским солдатам, оказавшимся в плену во время войны. Таких военнопленных с каждым годом становится всё меньше. А поскольку Николай Сергеевич ещё и известный актёр, интерес со стороны фонда к нему повышенный.

Фильмография[ | ]

27 Кинотавр . Сочи, 2021 год.

Режиссёрские работы

  • 1991 — Ночлег. Пятница
  • 1997 — Змеиный источник
  • 1999 — Поклонник
  • 2002 — Звезда
  • 2004 — Изгнанник (Россия — США)
  • 2006 — Волав из рода Серых Псов
  • 2007 — Апостол (совместно с Г. Сидоровым и Ю. Морозом) (в титрах не указан)
  • 2009 — Фонограмма страсти
  • 2013 — Легенда № 17
  • 2016 — Экипаж
  • 2021 — Нюрнберг

Сценарные работы

  • 1997 — Змеиный источник
  • 1999 — Поклонник
  • 2002 — Звезда (совместно с Е. Григорьевым, при участии А. Бородянского)
  • 2006 — Волав из рода Серых Псов
  • 2009 — Фонограмма страсти (совместно с Л. Порохнёй)
  • 2013 — Легенда № 17 (участие)
  • 2016 — Экипаж (совместно с Н. Куликовым)

Творчество

Роли в театре

Театр имени Моссовета

  •  — «Студент 3-го курса» А. Г. Давидсона и А. В. Борзиной. Режиссёры:Ирина Анисимова-Вульф, К. К. Михайлов — Николай Чувелёв, Андрей Рудаков
  • «Недоросль» Д. И. Фонвизина. Режиссёр: С. А. Бенкендорф — Камердинер Стародума (ввод)
  •  — «Младший партнёр» А. А. Первенцева. Режиссёры: Юрий Завадский, Ирина Анисимова-Вульф, Е. И. Страдомская — Джон
  • «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского. Режиссёры: Юрий Завадский, Е. И. Страдомская — Секретарь, Председатель Совета
  • «Отелло» Шекспира — Сенатор
  •  — «Шёлковое сюзанэ» А. Каххара. Режиссёр: Ю. А. Шмыткин — Дехканбай
  • «Трудовой хлеб» — Егор Николаевич Копров
  • «Маскарад» М. Ю. Лермонтова — 5-й гость
  •  — «Большие хлопоты» С. Л. Ленча. Режиссёр: А. Л. Шапс — Груздев Василий Ильич
  •  — «Тайна Чёрного озера» Е. Б. Борисовой. Художественный руководитель постановки Юрий Завадский, режиссёр Е. И. Страдомская — Иван-Сапожник
  • 1954 — «Сомов и другие» М. Горького — Дроздов
  • 1954 — «История одной любви» К. М. Симонова. Режиссёр: Т. П. Кандинашвили — Марков Алексей Степанович, Ваганов
  • 1954 — «Кто смеётся последним» Кондрата Крапивы. Режиссёр: А. Л. Шапс — Человек в форме НКВД
  • «Лиззи Мак-Кей» — Сидней
  •  — «Алпатов» Л. Г. Зорина. Режиссёры: Юрий Завадский, К. К. Михайлов — Иван Громов
  • 1956 — «Трое» М. Горького. Инсценировка и постановка М. Н. Сидоркина — Савельев
  •  — «Виндзорские насмешницы» Шекспира. Режиссёр: Юрий Завадский — Форд
  • «Корнелия» — Нино
  • «Король Лир» Шекспира — Герцог Альбанский
  • «Антей» — Дмитро Бондарь
  • «Василий Тёркин» — Полковник
  • «Ночной разговор» Фридриха Дюрренматта — Владимир Иванович Устюжин
  • «Бунт женщин» — Скульптор
  • «Ленинградский проспект» — Фёдор
  • «Совесть» — Мартьянов Василий Константинович
  • «На диком бреге» — Капанадзе
  • «Цезарь и Клеопатра» — Руфий
  • «В ночь лунного затмения» — Ялсыгул
  • «Жизнь Сент-Экзюпери» — Василий Шубин
  • «Моё сердце с тобой» — Фролов
  • «Петербургские сновидения» — Зосимов
  • «Странная миссис Сэвидж» Джона Патрика — Тэйтэс
  • «Была весна 16-го года» — Солдат
  • «Рим 17, до востребования» — Конопатов Клим Иванович
  • «Лилиом» — Плохо одетый
  • «…Золото, золото — сердце народное!» («Солдатская»)
  • «Я всегда улыбаюсь» — Председатель медкомиссии
  • «Бабье лето» — Анатолий Михайлович Волков
  • «Трамвай идёт в парк» — Человек с чемоданом
  • «Дальше — тишина» — Билл
  • «День приезда — день отъезда» (Филяшин
  • «Успех» — Лисин
  • «Царская охота» — Князь Голицын
  • «Кошка, которая гуляла сама по себе» — Тигр
  • «Небо — Земля» — Волков
  • «Превышение власти» — Воронин
  • «Братья Карамазовы» — Тихон Борисович, председатель суда
  • «Месса по Деве» — Жан Люлье
  • «Живой труп» Л. Н. Толстого — Афремов
  • «Егор Булычов и другие» М. Горького — Донат
  • «Суд над судьями» — Судья Айвз
  • «Глазами клоуна» — Господин Шнир, Мартин Деркум
  • «Операция „С Новым годом!“» — Лашков-Гурьянов
  • «Цитата» — Никодимов
  • «Инфанты» — Шеф
  • «Фабричная девчонка» А. М. Володина — Макаров
  • «Печальный детектив» — Ильинец
  • «Женский стол в охотничьем зале» Виктора Мережко — Официант
  • «Заговор чувств» — Андрей Петрович Бабичев
  • «Калигула» — Мериний
  • «Перекрёсток судьбы, или Реставрация» — Льоренс
  • «Рюи Блаз» — Маркиз де Санта-Круз
  • «Милый друг» — Нотариус
  • «Чёрная невеста, или Ромео и Жанетта» — Почтальон
  • «Венецианский купец» Шекспира — Дож Венеции
  • «Король Лир» — Врач
  •  — Нормандия — Неман — полковник Синицын
  •  — Ровесник века — Иван Ермаков, директор автозавода
  • 1960 — Анафема
  •  — Евдокия — Евдоким
  • 1961 — День, когда исполняется 30 лет — Захар
  •  — Павлуха — Роман
  • 1962 — В мёртвой петле — Григорий Палий
  •  — Тишина
  • 1963 — Синяя тетрадь — Николай Александрович Емельянов
  •  — Одиночество — Листрат
  • 1964 — Валера — Аркадий Сергеевич, полярный исследователь и путешественник
  •  — Дай лапу, друг! — отец Тани
  •  — Умеете ли вы жить?
  •  — Освобождение — генерал Степан Красовский
  • 1971 — Человек в проходном дворе — Владимир Пантелеймонович Попов, он же агент гестапо «Кентавр»
  • 1971 — Инспектор уголовного розыска — Николай Дмитриевич, комиссар милиции
  •  — Доктор Жуков, на выезд! — Орловский
  •  — Старая крепость — Полевой
  • 1973 — Иркутская история
  • 1973 — Будни уголовного розыска — Николай Дмитриевич, комиссар милиции
  • 1973 — Вечный зов — Митрофан Савельев (брат Силантия)
  •  — Трудные этажи
  • 1974 — Земные и небесные приключения
  • 1974 — Высокое звание
  • 1974 — Выбор цели
  •  — Обретёшь в бою — Рудаев-старший
  • 1975 — Не отдавай королеву — Иван Демьянович, капитан
  • 1975 — Конармия
  • 1975 — Звезда пленительного счастья
  •  — Стажёр
  • 1976 — Освобождение Праги
  •  — Путь к Софии
  • 1978 — Кузнечик
  •  — Небо — земля
  • 1979 — Крутое поле — Мусатов
  • 1979 — Экипаж — Сергей Иванович, председатель медицинской комиссии
  •  — Отпуск за свой счёт — Вадим Сергеевич Орлов, заместитель министра
  •  — Право на выбор — Трофим Александрович
  •  — Мы обвиняем! — президент США Эйзенхауэр
  •  — Суд над судьями
  • 1986 — Время свиданий — командир
  •  — Живой труп — Афремов, приятель Феди
  •  — Бродячий автобус

Фильмы

Дебют в режиссерской карьере Лебедева состоялся в 1991 году. На суд зрителям и критикам он представил короткометражку «Ночлег. Пятница» и получил восторженные отзывы. Жуткая картина в жанре психологического ужаса рассказывает о девушке, случайно оказавшейся в потустороннем мире, где ждет встреча с умершей мамой, возлюбленным и другими знакомыми людьми.

Евгений Миронов и Ольга Остроумова в фильме Николая Лебедева «Змеиный источник»

Первая полнометражная лента показала, что появился режиссер, обещающий внести серьезный вклад в российский кинематограф. В триллере «Змеиный источник» (1997) Николай Игоревич поговорил со зрителем на тему провинции, проявив сильную личную позицию и показав жизнь без прикрас. В этой работе снялись известные актеры – Дмитрий Марьянов, Екатерина Гусева, Евгений Миронов, Лев Борисов. После выхода фильма постановщика начали сравнивать с Альфредом Хичкоком.

Мария Порошина в фильме Николая Лебедева «Поклонник»

Спустя два года Николай Лебедев снова удивил поклонников кино умением создавать ярких героев, раздираемых страстями. Картина «Поклонник» (1999) вновь собрала актерский цвет – Марию Порошину, Сергея Гармаша, Елену Сафонову, Нину Усатову и отправилась на кинофестиваль «Киношок», где завоевала россыпь престижных наград.

В 2002 году Николай Игоревич обратился к теме Великой Отечественной войны, презентовав фильм «Звезда». В основу киноленты лег одноименный роман Эммануила Казакевича, главный герой которого – лейтенант Травкин – вместе с группой разведчиков идет в рейд за пределы фронта. В ходе операции все бойцы погибли.

Игорь Петренко в фильме Николая Лебедева «Звезда»

Военная драма, в которой ключевую роль доверили Игорю Петренко, добавила постановщику славы. Однако критики оказались не столь благосклонны, обвинив режиссера в несоблюдении авторского слова. Впрочем, Николай Игоревич именно в этом увидел успех – если критика «грохочет и обстреливает», значит, работа удалась.

Следующей заметной картиной стал фильм «Волкодав из рода Серых Псов», вышедший на экраны в 2006 году. Фантастическая лента является вольной интерпретацией книги Марии Семеновой «Волкодав». Режиссер значительно изменил сюжетные линии, поэтому согласование сценария с писательницей проходило тяжело. И все же Мария Васильевна осталась довольной тем, что фильм взялся снимать Лебедев.

Александр Бухаров в фильме Николая Лебедева «Волкодав из рода Серых Псов»

В 2007 году Николай Лебедев снимал военный сериал «Апостол», начатый режиссером Геннадием Сидоровым, который на полпути отказался от работы. В дальнейшем к процессу присоединился постановщик Юрий Мороз.

Евгений Миронов в фильме Николая Лебедева «Апостол»

12 серий повествуют о братьях-близнецах, ставших немецкими диверсантами, которые согласились сотрудничать с НКВД. В образы главных героев вжился Евгений Миронов. Картину также украсили игрой Николай Фоменко, Дарья Мороз, Андрей Смирнов.

О творчестве Николая Игоревича заговорили с новой силой после выхода на экраны фильма «Легенда № 17», представившего биографию знаменитого хоккеиста Валерия Харламова. В легендарного спортсмена перевоплотился Данила Козловский.

Николай Лебедев на съемках фильма «Легенда №17»

Режиссерскую работу критики встретили восторженно, только часть осталась недовольна, обвинив Лебедева в мифологизации образа хоккеиста. Лента забрала шесть статуэток «Золотого орла».

Весной 2021 года зрители с нетерпением ожидали заявленной премьеры новой картины Николая Лебедева «Экипаж». Режиссер мечтал снять фильм-катастрофу, и вот, наконец, случай представился.

Николай Лебедев на съемках фильма «Экипаж»

Приключенческая драма о буднях пилотов стала совместной актерской работой Данилы Козловского, Владимира Машкова и Агне Грудите, которые перед съемками прошли курсы в летной школе. Блокбастер «Экипаж» собрал рекордные суммы с проката, а Лебедева назвали режиссером года.

Кто не режиссёр?

– Вы когда-то говорили, что не хотели бы преподавать в творческом вузе, а теперь стали ментором на конкурсе короткометражных фильмов, снятых на смартфон, «Опа! Искусство внезапности». Почему изменили намерение?

– Я говорил, что преподавать – это большая ответ­ственность. Мне было очень интересно работать с начинающими кинематографистами, хоть чем-то помочь им в движении вперёд. Мне повезло, меня поддержал Юрий Арабов, который курировал мою первую картину, а потом Валерий Тодоровский, который стал продюсером и почти художественным руководителем моего дебюта. Причём до этого я их не знал, не был ни их родственником, ни знакомым знакомых.

Михаил Ильич Ромм, режиссёр и выдающийся педагог, который выпустил огромное количество признанных мастеров – Михалкова, Абдрашитова, Митту, Шукшина, – говорил: «Режиссёром может стать каждый, кто не доказал обратного». Только что закончился фестиваль «Короче», на котором были представлены несколько работ выпускников моей мастерской. И один из них получил Гран-при.

– Часто слышу жалобы на то, что в нашем кинематографе развито кумов­ство. Что из-за него многие молодые талантливые кинематографисты годами сидят без работы. Вы согласны?

– Поддерживать надо всех талантливых людей, вне зависимости от их происхождения, родственных связей или их отсутствия. Я недавно посмотрел новую картину Клинта Иствуда. В роли его экранной дочери снялась его реальная дочь. Я этого не знал. Но мне очень приглянулось, как эта актриса играет. Или, скажем, Анна Михалкова – это глубокая, сильная исполнительница, глаз не оторвать. Радоваться надо, что она блистает на нашем экране, а не размышлять, что было бы, если бы не её фамилия.

Эти высказывания по поводу кумовства часто продиктованы тем, что в нашу профессию попасть действительно сложно и ещё сложнее в ней удержаться. Я пришёл в кино с улицы и даже во ВГИК поступил не с первого раза. Тем не менее меня поддер­жали люди, которых я не знал.

– Правда ли, что до того, как стать режиссёром, вы работали «литературным негром»?

– Правда. Мы иногда писали за именитых писателей, а иногда просто придумывали общий псевдоним и под ним издавались. Я был признателен за эту работу. В середине 1990-х с трудоустройством было туго. Я несколько лет стучал в закрытые двери. А тут мне повезло, знакомые подсказали, что есть выпускники ВГИКа, которые точно так же, как и я, не могли найти работу. Нас объе­динили в команду, мы встречались, придумывали сюжет, каждый писал свою главу, потом из этих глав складывали книгу. В этой группе работал Анд­рей Кавун, который стал потом известным режиссёром, Фёдор Стуков, который до этого снимался в кино в роли Тома Сойера. Федя тогда, кстати, работал в «Петербургских тайнах» и был вполне успешным артистом. Но ему хотелось открыть в себе новые возможности.

Николай Лебедев: «Самое бессмысленное занятие — попытка угождать зрителю» Подробнее

Николай Лебедев сейчас

Создатель кинохитов «Легенда №17» и «Экипаж» в 2021 году попробует силы в преподавательстве. Постановщика пригласили в высшую школу кино «Арка» курировать актерско-режиссерский курс. Лебедев научит два десятка студентов азам съемок, построения сценариев, общения с драматургами и съемочной группой.

Николай Лебедев в 2018 году

В середине марта киноманы, а также поклонники творчества Михаила Булгакова получили новость о том, что скоро начнутся съемки романа «Мастер и Маргарита». В Фонде кино прошла защита проектов, чьи сценарии уже утверждены. Николай Лебедев – шестой режиссер, решивший отобразить нетленное произведение на пленке.

Мужчина представил собственный сценарий, а за продюсирование взялись Константин Эрнст, Игорь Толстунов, Леонард Блаватик и Рубен Дищдишян. Предварительные оценки бюджета картины составляют 800 млн. рублей. Уже начался кастинг актеров, скоро приступят к съемкам. Премьера «Мастера и Маргариты» глазами Николая Лебедева намечена на 2021 год.

«Литературный негр»

Насколько я знаю, вы еще и книжки писали…

Николай Лебедев:

Это было позже, в середине девяностых. Работы в кино не было, жить было не на что, а я привез в Москву дочку, ее нужно было кормить. Когда я один был — ничего не получалось: не мог найти ни работу, ни угол. Но как только на свой страх и риск привез ребенка, и надо было о нем заботиться — снимать квартиру, кормить, одевать, — все сразу покатилось. Видимо, Вселенная всегда отвечает на наш подлинный запрос: взял на себя настоящую ответственность — тебе дается шанс и открываются прежде закрытые двери. Возникла возможность делать сюжеты для телепрограммы «Улица Сезам» и писать книги. Я не собирался становиться литератором — просто работал, кормил семью.

Неужели книги еще могли кормить?

Николай Лебедев:

Нас было несколько выпускников ВГИКа, мы расписывали очередную историю, распределяли между собой главы, каждый писал свою часть книги, и нам за это платили. Каждый день я должен был писать десять страниц текста. Деньги за это шли маленькие, но я еще работал над телепроектом «Улица Сезам» — и мог снимать квартиру на окраине и покупать еду для ребенка.

Это были детективы? Пляжное чтиво?

Николай Лебедев:

Детективы, фантастика, женские романы. И знаете, это был тренинг! Когда работы не было вовсе, я раскис, ушло ощущение ритма. А ведь еще в 19 лет в газете «Молодежь Молдавии» я узнал жесткость взрослой жизни и быстро к ней приноровился: параллельно работал на ТВ, придумывал и вел программы, писал сценарии, монтировал, учился в двух институтах. А потом раз — и все оборвалось! И эта литературная поденщина вернула мне ощущение производственного ритма.

Классическая работа «литературного негра»… Под какими именами выходили книги?

Николай Лебедев:

Разные имена, иногда придуманные. Например, «Расстрел на площади» — под именем Игорь Лебедев. Один роман вышел под именем Ирины Аллегровой — время прошло, и теперь я могу об этом сказать. Даже были известные писатели: давали двухстраничный синопсис, и мы его разрабатывали. Но я не буду их называть: захотят — расскажут сами. И так вышло книг пятнадцать — года два я этим занимался.

Это хороший опыт для своих сценариев! Он пригодился?

Николай Лебедев:

Конечно, я набивал руку. Я и теперь стараюсь ежедневно писать по три страницы. А настоящую драматургическую школу дала работа в газете. Встречи с интересными личностями, с человеческими драмами… многие ситуации и персонажи потом возникли в картинах. «Змеиный источник», например, насыщен отголосками реальных историй: фразочки, детали поведения — все взято из жизни.

Премии и награды

  • 1950 — Сталинская премия третьей степени (1950) — за фильм «Счастливого плавания!» (1949)
  • 1959 — ВКФ (Главный приз по разделу детских фильмов, фильм «Андрейка»)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (30 июня 1959)
  • Почётное звание «Народный артист РСФСР» (29 сентября 1969 года) — за заслуги в области советской кинематографии
  • 1969 — МКФ в Москве (Золотой приз и диплом за лучший детский фильм, фильм «Зимнее утро»)
  • 1980 — ВКФ (Главная премия по разделу детских фильмов, фильм «В моей смерти прошу винить Клаву К.»)
  • 1980 — МКФ фильмов для детей и юношества в Хихоне (Главный приз, фильм «В моей смерти прошу винить Клаву К.»)
  • 1981 — Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской — за фильм «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (1979)
  • орден Отечественной войны I степени (6.4.1985)
  • орден Красной Звезды (26.5.1945)
  • медаль «За оборону Ленинграда»
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • медаль «За отвагу» (30.07.1943)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector