Орда (фильм 2011)

СЪЕМКИ И ДЕКОРАЦИИ

Съемки фильма продлились с середины июня по декабрь 2010 года.

Съемки прошли в павильонах киностудии «Мосфильм»; под городом Гороховец (Владимирская область), где была построена натурная декорация древней Москвы; под Астраханью, где были возведены колоссальные декорации города Сарая (столицы Орды) и двора ханши Тайдулы; а также в заповеднике Баскунчак под Ахтубинском.

В съемках некоторых сцен в Сарае принимали участие до 350 статистов — как предварительно набранных артистов массовки, так и обычных местных жителей, которые также помогали при строительстве декораций.

Декорация Сарая была построена всего в 10 километрах от того места, где находился этот легендарный город и где сейчас ведутся археологические раскопки (кстати, город раскопан пока всего лишь на 2%). Декорация стоит до сих пор. Местные власти сделали из нее музей.

Декорацию Сарая строили те же специалисты, что возводили Цитадель для Никиты Михалкова в «Утомленных Солнцем 2». Строить пришлось с весны. Работали даже ночью при искусственном освещении. Но сложнее всего пришлось, когда началось роение мошкары, а затем «змеиные свадьбы». К счастью, обошлось без жертв, хотя одного актера укусил паук-каракурт, и он попал в реанимацию.

Зимние эпизоды были сняты под Астраханью осенью с использованием большого количества искусственного снега (дожидаться реального у группы не было времени).

СЕРГЕЙ ФЕВРАЛЕВ, художник-постановщик:

Подготовка к съемкам длилась месяцев семь-восемь. Для меня все началось со сбора материала. Я ездил по раскопкам, фотографировал фрески, сидел в библиотеке Исторического музея, делал замеры различных архитектурных строений. Параллельно мы общались с режиссером по разным вопросам, ездили на выбор натуры. Все это длилось месяца три-четыре. Потом были запущены в разработку чертежи и макеты, а затем еще три месяца ушло на строительство декораций.

Русь мы снимали под городом Гороховец во Владимирской области. Естественно, для нашей Москвы мы искали прототип высокого берега реки. Сразу за нашей площадкой начинался громадный стокилометровый лесопарк без единой постройки. Это сразу создавало ощущение девственной природы, древности и первозданности.

С Ордой все было сложнее. Сначала мы искали площадку, напоминающую некий сложный мифический мир в степной зоне, тоже на берегу какой-нибудь большой реки. Проехали по разным областям, видели много интересного, но ощущения «попадания» не было. Но когда мы оказались на раскопках Сарая, столицы Орды, то обнаружили, что нам больше ничего ни искать, ни придумывать не надо. Все было перед нами — практически там же, где когда-то стоял реальный Сарай: на той же реке, в тех же ландшафтах, с тем же небом, с теми же змеями, пауками и перекати-поле…

Декорация Сарая, площадь которой составила 8 тысяч квадратных метров стоит до сих пор. Самое высокое здание в ней – 15 метров. В декорацию вошли площадь, одна длинная изогнутая улица и несколько дворов. В этом пространстве мы и снимали. Кроме того построили дворец, его двор, а также крышу дворца. И отдельно был возведен юртовый городок Тайдулы. В общей же сложности (включая Москву и павильоны), площадь всех декораций «ОРДЫ» составила порядка 20 тыс. кв. м.

Самым сложным для меня было соблюсти баланс при взаимодействии двух стихий – воды и огня. Декорации стояли на берегу реки, их частью были большой акведук, водяное колесо, бассейн и т.д. Были бассейны и в банях: в одном плавали рыбы, в другом – люди. Там же был фонтан, из которого текло вино. Все это серьезные и сложные стройки. Вода тяжелая, требуется определенный расчет конструкции. А огонь – нечто совсем противоположное. Под банями у нас бушует целое море огня, пылают люстры в залах дворца, на улицах Сарая горят костры, главные герои буквально проходят сквозь огонь, чтобы пройти к хану. А декорации-то строятся из дерева, они хрупкие и не огнеупорны, могут вспыхнуть в любой момент. Все это приходилось учитывать, пользоваться специальными пропитками. Риск был, мягко говоря, значительный, зато всем было безумно интересно. Да и вообще, как мне кажется, красоту и феерию без риска воспроизвести невозможно.

ВЫБОР АКТЕРОВ

В поисках ордынских персонажей ассистенты по кастингу, работавшие на проекте, проехали практически всю Евразию. В итоге были выбраны актеры из Казахстана, Хакасии и Калмыкии, а основных ордынских персонажей сыграли артисты из Якутии. Кроме того, в картине были заняты актеры из Италии.

Многие занятые в картине российские актеры ранее уже работали с Андреем Прошкиным – Александр Яценко в «Солдатском Декамероне» и «Апельсиновом соке», Виталий Хаев в «Миннесоте», Алексей Шевченков в «Играх мотыльков», «Солдатском декамероне» и «Миннесоте».

Актрису Розу Хайруллину на роль ханши Тайдулы Андрею Прошкину порекомендовал художник-постановщик «ОРДЫ» Сергей Февралев.

АНДРЕЙ ПРОШКИН, режиссер:

Актеров мы подбирали мучительно и долго. Скажем, митрополит Алексий – крупная историческая фигура. И тут важна не только внешность или пластичность, но и масштаб личности артиста. Мне кажется, что Максим Суханов – парадоксальный, но при этом самый правильный выбор.

Тяжелее всего было с ролями ордынцев. В поисках нужных актеров мы объездили полматерика – от Монголии до Казахстана, от Киргизии до Бурятии, от Якутии до Калмыкии. У нас снимаются актеры со всей постсоветской Азии, но основные ордынские роли у нас исполнили артисты из Якутии. Честно говоря, я был поражен замечательной актерской школой, существующей в этой республике; самобытностью этих актеров. И мы ведь не то, чтобы сняли «сливки», взяв ведущих артистов из разных театров. Отличных актеров в Якутии реально оказалось гораздо больше, чем мог вместить наш фильм.

ЮРИЙ АРАБОВ, автор сценария:

Мы с Андреем сразу договорились, что на роль Алексия нужно будет взять мощного актера – как раз такого, как Макс Суханов – внешне сильного, но способного при этом передать бессилие перед ситуацией, описываемой в фильме. И только благодаря своему смирению, персонаж Максима совершает невозможное. Это невозможное становится прелюдией к Куликовской битве. И, как следствие, к освобождению Руси.

МОНГОЛЬСКИЙ РОК-Н-РОЛЛ XIV ВЕКА

Оригинальный саундтрек «ОРДЫ» написан композитором Алексеем Айги. В записи музыки к фильму также приняла участие московско-улан-удэнская группа «НАМГАР», один из наиболее котирующихся на мировой сцене коллективов, исполняющих традиционные музыкальные произведения монгольских народов.

АЛЕКСЕЙ АЙГИ, композитор:

Задачи на «ОРДЕ» были сложные, но в чем-то и раскрепощающие. Как воссоздать то, что не сохранилось, о чем не осталось никаких упоминаний? Поэтому мы, можно сказать, написали все заново. Вероятно, это даже хорошо, что нам фактически не от чего было отталкиваться; иначе игнорировать уже существующие примеры было бы некорректно. А так – практически полная свобода! Конечно, в качестве референсов мы использовали народную музыку из регионов, где когда-то властвовала Орда. Опираясь на нее, смешивая основные элементы, мы и написали саундтрек к фильму Андрея Прошкина.

Работу оказалась разделена на два этапа. Сначала мы записали композиции, которые звучат в кадре и под которые снимались некоторые сцены. Здесь в основном использовались аутентичные инструменты (ятаги, чанзы и т.д.), которые иногда поддерживал контрабас (его на съемках заменили басовым морин хуром, который пришлось ввозить из-за рубежа — в России такого не было; теперь он у меня в коллекции – расстаться с ним я не мог). Записывались мы на «Мосфильме» (звукорежиссером был Геннадий Папин, с которым я работаю уже 15 лет, со «Страны глухих»). Иногда в ход шли самые неожиданные предметы. Я, например, помню, как стучал по какому-то мусорному баку. Даже Прошкин бил в какой-то барабан. Такой и была воображаемая музыка Орды. На тот момент еще не было отснято ни одного кадра, и Андрей давал установки исключительно на словах (он мне ставил и музыку, но, дав послушать один раз, сразу стер, чтобы я работал сам и надо мной ничто не довлело). Он тогда сказал: «Сделай монгольский рок-н-ролл XIV века». Поэтому я и старался сделать нечто яростное и мощное. Первую часть саундтрека мы написали быстро. А потом пришлось довольно долго ждать, пока подойдут к концу съемки. Этот перерыв, по моим ощущениям, длился месяцев восемь.

Второй этап был более продолжительным. Подобрать нужные инструменты мне помогли музыканты из бурятской группы «Намгар», которые сейчас живут в Москве. Музыка бурятов очень близка монгольской. Мы собирались, много импровизировали, писали и записывали. В записи второй части саундтрека также задействован оркестр кинематографии под руководством Сергея Скрипки и музыканты моего ансамбля; также важную часть музыки исполнили два сопрано. Режиссер, кстати, не хотел никакого пафоса и просил нас, что мы не давили картинку духовностью и красотой. С Андреем, вообще, не просто. Он очень въедливый. Многое приходилось переделывать. Но в итоге все, вроде бы, хорошо получилось. И кино вышло большое – когда я увидел первую сборку, у меня вообще было ощущение, что смотрю какой-то хороший голливудский фильм. Работать с таким материалом – большая удача. Рекомендовать картину можно, наверное, всем. Надеюсь, скоро издадим саундтрек «ОРДЫ» на CD.

«Великая замятня»

В 1359 году был убит хан Бердибек, внук Узбека и последний потомок Бату. После его смерти в Орде началась борьба за власть. На ханский титул претендовали дальние родственники династии, среди которых были и самозванцы. До конца 1370-х годов Ордой фактически правил крымский темник Мамай. Он не был потомком Чингисхана и не имел права на титул хана, поэтому действовал от имени правителей-марионеток, которых постоянно менял. 

Смута (или «великая замятня», как писали о ней русские летописцы) ослабила государство: несколько областей объявили себя отдельными ханствами и вышли из состава Орды. Владения на Днепре были захвачены литовцами, а Москва отказалась выплачивать дань. Поход Мамая на Русь обернулся разгромом: в 1380 году московский князь Дмитрий Иванович разбил его войска в знаменитой Куликовской битве.

«Великая Замятня» закончилась в том же году. В Орду из Чагатайского Улуса, другого осколка Монгольской империи, прибыл наследник Чингисхана Тохтамыш. При поддержке великого завоевателя Тамерлана он добил войска Мамая и казнил его. У Золотой Орды вновь появился законный правитель, однако вернуть могущество предков Тохтамышу так и не удалось.

Хан – эффективный менеджер

— Что характерно для мира Орды и насколько он соответствует историческим реалиям?

— Это не конкретная Золотая Орда середины XIV века, которая исторически уже знала ислам. Мы берем тот психологический срез, когда старая религия, старое верование чингизидов начинает утрачиваться, а новое еще не укрепляется, и человек живет своим умом.

Это та Орда, которую мы создаем в фильме. И главное в ее мире – жизнь без Бога. Все, что происходит в Орде – не результат особой жесткости, особого национального или эмоционального состояния народа. Это – своего рода иллюстрация к словам «Если Бога нет, то все позволено».

Бога нет? Тогда надо выстраивать все по очень разумным законам. Слишком много пленных? Значит, лишних следует казнить. Главное – власть? Значит, за нее можно бороться любыми возможными способами.

В картине хан Джанибек задает вопрос: «А какой в Боге толк?» Ему говорят, что Бог и толк – наверное, разное. А он отвечает: «По-моему – одно и то же. В Боге должен быть какой-то толк. Если Он мне не полезен, зачем Он мне нужен?»

— Но ведь на Руси, где знали Бога – отношения между людьми были далекими от идеала. И храмы грабили, и людей убивали, о чем нередко повествуется в летописях. И между князьями, мягко говоря, не всегда царили мир и братские чувства.

— А мы в фильме и не идеализируем. Например, отношения между митрополитом и князем. Там были свои сложности. Но, тем не менее, при всех этих сложностях, реакция самого народа была другая.

Бориса и Глеба убили за два века до событий фильма, во вроде бы нормальной борьбе за власть, на всякий случай. Но что получается? Борис и Глеб становятся святыми.

Да, беспорядки и безобразия можно вспоминать сколько угодно. Но главное – звучащий голос – народа ли, какого-нибудь конкретного человека, — который все-таки раздается.

Возьмите Смутное время, обращение к русскому народу патриарха Гермогена: «Бывшим моим братьям и сестрам. Сегодня не знаю, как вас назвать. Свиньи. Своих убиваете, насилуете, храмы разоряете. Что вы творите?!»

И этот голос прозвучал. Так же, как и голос народа в канонизации Бориса и Глеба. Значит, совесть, Божья правда – живет. Может быть, в одном человеке, может быть, в нескольких.

В фильме после посещения святителя Алексия этот голос начинает звучать и в Орде. Тайдулла говорит внуку, просящему благословить его на ханство: «Бог этого не хочет. А что Он хочет – я не знаю!»

Меняется перспектива жизни целого мира, и её изменяет святитель Алексий. В этом мире появляется Бог. Христианское сознание сталкивается с жизнью целого мира, сильного, могущественного.

Если бы мы сделали фильм о том, как святитель Алексий приезжает в Орду, совершает некоторые культовые действия, он был бы для мира Орды ещё одним великим шаманом. И в Боге был бы толк!

Точка исторического перелома

— А если брать реальные события…

— Вторая половина XIV века – какое-то удивительное время на Руси. Ни вооружения нового не появилось, ни экономика особенно не изменилась, но поменялся дух народа. Стала возможна Куликовская битва.

И носители этого духа — святые Алексий, Сергий, Андроник… И что-то случилось в Орде, Орда – надломилась.

Если говорить о времени историческом – мы попытались смоделировать точку исторического перелома.

— Насколько эта «точка исторического перелома» отзывается в нашем сегодня?

— Когда мы создавали этот фильм, совершенно не имели в виду никаких социальных, политических или любых других аллюзий и параллелей с современностью.

То, что фильм многими, видевшими его в период подготовки, на предварительных показах воспринимается как имеющий такие параллели, объясняется только одним: человек за эти 600 лет, также как и за 2000 лет со времени пришествия Христова – не изменился. И страсти, и отношения с Богом, и слабости, и силы у человека те же самые.

В III веке, в начале IV отцы пустынники писали о гордыне, о лжи, о зависти, о стяжательстве, об алчности… И мне кажется, те характерные людские черты, которые высветились в этом фильме – также соответствуют нашему времени.

Сколько у нас сегодня людей, которые живут без Бога или хотят видеть в Боге какой-нибудь толк – политический, социальный? Или эмоциональный, когда храм воспринимается местом, где «я прихожу и расслабляюсь» или «церковь – это то место, куда я прихожу поплакать». Или когда ожидается, что «от помазания пройдут болезни, но почему мажут лоб, если болит шея»…

Это отношение к Богу как к чему-то практическому, чего можно куда-то приспособить

У некоторых даже возникает ощущение, что да, Бог – важно, нужно, но приспособить Его пока куда-нибудь не получается. Потом найду, в какую сторону Его приспособить и буду пользоваться

От неудач ли, от зубной боли…

А отношения Бога с человеком-то совершенно другие. Но всех нас, которые хотят видеть в Боге толк, пользу – тьмы, тьмы и тьмы, нас можно назвать целой ордой. И мы душевно во многом совершаем те же действия.

Они казнили пленных, потому что лишние пленные бесполезны и невыгодны, а мы – увольняем с работы, потому что – бесполезно и невыгодно… Наверное, хана можно было назвать эффективным менеджером.

Эпоха Бату хана

После смерти Джучи (1227) решением всемонгольских курултаев (1229, 1235) правителем улуса был провозглашен хан Бату, которому во владение были переданы, помимо улуса, также все западные страны «вплоть до тех мест, куда достигнет копыто монгольской лошади».

В ходе завоевательных монгольских войн с кипчаками, булгарами, аланами, славянами (1229–1242) к улусу Бату были присоединены Южное Приуралье, Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Волжская Булгария, русские княжества, Крым, разорены Польша, Чехия, Венгрия и другие государства вплоть до побережья Адриатического моря (см. Монгольские завоевательные походы).

К 1243 г. в составе Улуса Джучи находились территория от Прииртышья на востоке до Приднестровья на западе и от Южного Приаралья, Северного Кавказа и Крыма на юге до Западной Сибири и Верхнего Приуралья на севере. Включал территорию Дешт-и-Кипчака, Дешт-и-Хазара, Волжской Булгарии, а также Киевского, Черниговского, Владимиро-Суздальского, Новгородского, Галицко-Волынского и др. княжеств.

В середине XIII в. в вассальной зависимости от ханов Золотой Орды находились Венгрия, Болгария, Сербия.

Вернувшись с Запада в Поволжье в 1243 г., Бату в соответствии с традиционным тюрко-монгольским военно-политическим делением государства разделил Золотую Орду на Ак Орду и Кок Орду, которые были разъединены на 2 крыла – Западное и Восточное (см. Левое и правое крыло). Они, в свою очередь, были поделены на более мелкие военные административно-территориальные единицы: улусы, тумены, тысячи, сотни и др.

Территория Золотой Орды была связана единой транспортной системой – ямской службой, состоявшей из ямов (станций).

Оставшись в Ак Орде как старший в роде, правителем Кок Орды Бату назначил старшего брата Орду-иджена, другие их братья и сыновья (Берке, Ногай, Тука (Тукай)-Тимур, Шибан и др.) и представители крупной тюрко-монгольской аристократии получили внутри этих улусов более мелкие владения (уделы – иль) на правах суйургалов (суйургал, нойон, бек и др.) .

Во главе улусов стояли улусные эмиры (улусбек), во главе более мелких уделов – туменбаш, минбаш, йозбаши, унбаши и пр. На подвластной территории они, как правило, осуществляли судопроизводство, организовывали сбор налогов, занимались набором войск и командовали ими.

Одновременно некоторые вассальные владения (булгарское, русские и др. княжества) напрямую подчинялись великому кагану (хану) Монгольской империи, хотя фактически управлялись ханами Золотой Орды.

В 1257–1259 гг. для укрепления ханского правления в ряде вассальных владений (булгарском, русских княжествах и других завоеванных странах) была произведена перепись населения, введено единое подворное налогообложение и установлено выполнение различных повинностей (ямской, воинской и др.), учрежден институт баскачества (баскак).

Золотая Орда была многонациональным государством

             Книжное наименование основного народа Орды – «монголо-татары» или «татаро-монголы» – придуманное немецкими историками в XIX веке, является историческим нонсенсом. Такого народа в действительности никогда не существовало. В основе импульса, породившего «монголо-татарское» нашествие, лежало, по-видимому, движение народов монгольской группы. Но в своём движении эти народы увлекли за собой многочисленные тюркские народы, и довольно скоро тюркский элемент стал в Орде преобладающим.

              Мы даже не знаем монгольских имён ханов, начиная с самого Чингисхана, а только тюркские. При этом известные ныне народы среди тюрок складывались только в то время.                  Так, хотя, видимо, ещё в XIII веке часть тюрок называла себя татарами, народ поволжских татар начал образовываться только после отделения Казанского ханства от Золотой Орды в середине XV столетия. Узбеки назвались так по имени хана Узбека, правившего Ордой в 1313-1341 гг. Наряду с кочевым тюркским населением в Золотой Орде имелось немало оседлого земледельческого населения.                        Прежде всего, это волжские болгары. Далее, на Дону и Нижней Волге, а также в степном Крыму, жили потомки хазар и многочисленных народов, входивших в давно сгинувший Хазарский каганат, но местами ещё сохранявших городской образ жизни: аланов, готов, булгар и др. Были среди них и русские бродники, которых считают предшественниками казаков.

              На крайнем северо-западе власти Орды подчинялись мордва, марийцы, удмурты, коми-пермяки.

   Золотая Орда возникла в результате раздела империи

великого хана Предпосылки к независимости Золотой Орды возникли ещё при Чингисхане, когда он перед смертью разделил свою империю между сыновьями. Земли будущей Золотой Орды получил его старший сын Джучи. Походы на Русь и Западную Европу предпринял внук Чингисхана Бату (Батый). Окончательно раздел оформился в 1266 году при внуке Батыя хане Менгу-Тимуре. До этого момента Золотая Орда признавала номинальное владычество великого хана, и русские князья ездили на поклон за ярлыком не только в Сарай на Волге, но и в далёкий Каракорум. После они ограничивались поездкой в ближний Сарай.

         Веротерпимость в Золотой Орде

Во время великих завоеваний тюрки и монголы поклонялись традиционным племенным богам и были терпимы к разным религиям: христианству, исламу, буддизму. Довольно большое значение в Золотой Орде, в том числе при ханском дворе, имела «еретическая» ветвь христианства – несторианство. Позже, при хане Узбеке, правящая верхушка Орды принимает ислам, однако и после этого в Орде сохраняется свобода вероисповедания. Так, до XVI века продолжает действовать Сарайская епископия Русской церкви, и её архиереи даже пытаются окрестить кого-нибудь из членов ханской семьи.                 

                  Цивилизованный образ жизни

           Владение большим количеством городов покорённых народов способствовало распространению городской цивилизации в Орде. Сама столица перестала кочевать, а обосновалась в одном месте – в городе Сарае на Нижней Волге. Его местонахождение не установлено, так как город был уничтожен во время нашествия Тамерлана в конце XIV века. Новый Сарай уже не достиг прежнего великолепия. Дома в нём были построены из сырцового кирпича, что объясняет его недолговечность.

           В Орде содержались в хорошем состоянии дороги для царских гонцов и иностранных послов, для них держались наготове сменные лошади (русские слова «ям» и «ямщик» оттуда). Орда покровительствовала иностранным купцам и торговле. Одним из самых страшных преступлений в Орде считалась ложь.

          Царская власть в Орде не была абсолютной

         Хан Орды, называвшийся в Руси царём, не был неограниченным властелином. Он зависел от совета традиционной знати, как это искони было у тюрок. Попытки же ханов укрепить свою власть привели к «великой замятне» XIV века, когда ханы стали игрушкой в руках реально боровшихся за власть высших военачальников (темников). Мамай, разбитый на Куликовом поле, был не ханом, а темником, и ему подчинялась лишь часть Орды.

         Лишь с воцарением Тохтамыша (1381 г.) власть хана была восстановлена. Золотая Орда распалась Смута XIV века не прошла для Орды бесследно. Она начала распадаться и терять контроль над подвластными территориями. В течение XV века от неё отделяются Сибирское, Узбекское, Казанское, Крымское, Казахское ханства и Ногайская орда. Москва упорно держится вассалитета к хану Большой Орды, но в 1480 году тот гибнет в результате нападения крымского хана, и Москве волей-неволей приходится стать независимой.

Образование Золотой Орды — дата и основатель

В 1227 году, во время осады города Эдзина, Чингис-хан скончался. Его тело в сопровождении почетного эскорта было отправлено на родину и там погребено. Еще при жизни, в 1224 году, Великий хан разделил владения между сыновьями, так что его старший сын, Джучи, получил земли к западу от Иртыша, вплоть до низовий Амударьи и Сырдарьи. Эти территории стали Улусом Джучи, отдельным государством в составе Монгольской империи. Иногда их называли Улусом Бату, а еще позже, уже после исчезновения самого государства, стали называть Ордой или Золотой Ордой. Именно владения Бату вошли в русские летописи под названием «Золотая Орда». Почти три века продолжалось ее господство, пока не было поколеблено в 1380 году на Куликовом поле.

Примечание

Слово «орда» переводится как «войско», сначала страну монголов называли «Татары», но постепенно слово «орда» стало названием страны. Считается, что в устной речи русских людей название «Златая Орда» наряду с названием «Орда» появилось еще в XIV веке. Впервые в письменном источнике «Златой» Орду назвали в 1566 году, а постоянно использовать именно это название стали только в XIX веке.

Некоторые историки считают, что полной независимости от Монгольской империи Улус Джучи достиг в 1266 году, когда хан Менгу-Тимур в первый раз распорядился чеканить монеты с собственной тамгой, а не с тамгой великого хана.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Определение

Тамга — родовой знак, клеймо или печать, обозначавшее принадлежность имущества определенному роду.

Другие историки приурочивают окончательное отделение Улуса Джучи от Монгольской империи к важному событию — курултаю 1269 года, на котором три правителя — Менгу-Тимур, правитель Улуса Джучи, и Борак-хан и Хайду-хан, правители Чагатайского улуса, — признали независимость территорий друг друга

Какую территорию занимала, этапы возвышения

Улус Джучи после 1242 года делился на два крыла. Улус Бату, правое, западное крыло, также известное как Белая Орда, занимал территории современного западного Казахстана, днепровские и донские степи, Кавказ, Поволжье, Крым. Левое, восточное крыло, известное как Синяя Орда, располагалось на территории центрального Казахстана и в долине реки Сырдарья.
На картинке можно увидеть, какую территорию занимала Золотая Орда во второй половине XIII века.

Можно условно разделить историю возвышения Улуса Джучи на три крупных этапа.

  1. Бату, прозванный на Руси Батыем, сын Джучи, возглавил поход монгольских войск на земли Юго-Восточной Европы и Руси. В 1236–1238 годах были завоеваны Рязанское и Владимирское княжества. Монголы подходили и к Новгороду. Лишь морозы, снегопад и отчаянное сопротивление русских заставили войска Бату отступить. Однако уже на следующий год он вновь повел своих воинов на русские земли, теперь в южном направлении. Так к территориям Улуса Джучи присоединились новые земли, а его центром стало Нижнее Поволжье. Покоренные русские князья получали из рук монголов ярлыки на правление в собственных уделах и платили Бату дань. 
  2. В 1251 году Мункэ, сын Толуя, четвертого сына Чингис-хана, при поддержке Бату был избран великим ханом и распорядился казнить всех своих противников из родов сыновей Чингис-хана Чагатая и Угэдея. В благодарность за помощь Бату получил от Мункэ-хана обширные земли, простиравшиеся от Крыма и Днестра на западе до Иртыша на востоке. На северо-востоке ему досталось Булгарское княжество, на юге — Северный Кавказ до Дербента, а на юго-востоке — Хорезм с Ургенчем и нижнее течение Сырдарьи. Менгу-Тимур в 1260-х годах добился полной независимости Улуса Джучи, но после его смерти в стране началась смута.
  3. Узбек и его сын Джанибек, правившие в первой половине XIV века, привели Улус Джучи к расцвету и экономической стабильности. Государство активно торговало с Западной Европой, Малой Азией, Индией, Египтом.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector