Петр тодоровский — биография, новости, личная жизнь

Награды и премии

  • Два ордена Отечественной войны I степени (1945, 1985)
  • Орден Отечественной войны II степени (1945)
  • Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Вторая премия за работу оператора» (1960)
  • Премия «Опера-прима» за лучшую первую режиссерскую работу, фильм «Верность» (МКФ в Венеции, 1965)
  • Премия II-го Всесоюзного кинофестиваля за фильм «Верность» (1966)
  • Народный артист РСФСР (1985)
  • Премия «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм» за фильм «Анкор, еще анкор!» (1992)
  • Главный приз «Большого конкурса» на  кинофестивале «Кинотавр» (1993)
  • Приз за лучшую режиссуру (фильм «Какая чудная игра») на кинофестивале «Киношок» (1995)
  • Лауреат премии «Золотой Овен» (1995)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени за заслуги перед государством и успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами (1995)
  • Лауреат Государственной премии РФ за фильмы «Военно-полевой роман», «Анкор, еще анкор!» и «Какая чудная игра» (1996)
  • Лауреат Специального приза Президента России «За выдающийся вклад в развитие российского кино» (2000)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени за большой личный вклад в развитие киноискусства (2000)
  • Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (2003)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени за выдающийся вклад в развитие отечественного кинематографа и многолетнюю творческую деятельность (2005)

По материалам телеканала «Россия», Википедии и сайтов: kino-teatr.ru, 24smi.org, ria.ru, uznayvse.ru, fb.ru, mega-stars.ru, peoples.ru, a.kras.cc, svoboda.org, nsad.ru,liveinternet.ru.

Смерть

В последние годы жизни Петр часто давал интервью. Именитый деятель искусств появлялся в телепередачах «В гостях у Дмитрия Гордона» и «Линия жизни», героями которой в разное время становились Гарик Сукачев, Борис Клюев, Никита Богословский и Виталий Вульф, а также снялся в авторской программе Дмитрия Диброва «Антропология».

Петр Тодоровский в последние годы

Также на канале «Россия-Культура» с промежутком в пару дней вышел цикл передач под названием «Монолог в четырех частях». В них режиссер без прикрас рассказал всю подноготную своей жизни. Кинематографист вспомнил и войну, и людей, которые были рядом в этот непростой как для страны, так и для него период, и встречу на Эльбе и, конечно же, не обошел стороной свой творческий путь.

Могила Петра Тодоровского

В апреле 2013 года Петр Тодоровский перенес сердечный приступ, после которого так и не оправился. Легенда российского кинематографа умер 24 мая этого же года. На момент смерти режиссеру было 88 лет. Прощание с деятелем искусств прошло 28 мая в зале Дома кино. Создатель фильма «Интердевочка» похоронен на Новодевичьем кладбище.

Трясина (1978)

Военный, Драма, Советский фильм

Режиссер: Григорий Чухрай

В ролях: Валентина Теличкина, Владимир Заманский, Мария Виноградова

Действия фильма разворачиваются во время Великой Отечественной войны. Война уже унесла у крестьянки Матрены Быстровой мужа и старшего сына. Единственная радость в ее жизни – младший сын Митя. Когда ему приходит повестка, мать ни за что не хочет отпускать его на фронт. А война уже рядом с деревней, где живут Быстровы. На станции, находящейся неподалеку, идут боевые действия. Женщина решает спрятать своего ребенка, ведь иначе его неминуемо убьют в этой кровавой мясорубке войны. Она закрывает Митю на чердаке, где ему теперь придется провести ни один год.

Фильмография: Продюсер

  • Оптимисты (2017), сериал
  • Веселые ребята;) (2014)
  • Поддубный (2014)
  • Географ глобус пропил (2013)
  • Любви целительная сила (2012)
  • Расплата за любовь (2011)
  • Детям до 16… (2010)
  • Детективное агентство Иван да Марья (2010), сериал
  • Кандагар (2009)
  • Пикап: Съем без правил (2009)
  • Кислород (2009)
  • Жизнь взаймы (2009)
  • Дорога, ведущая к счастью (2008)
  • Реальный папа (2008)
  • Каменская-5 (2008), сериал
  • Сумасшедшая любовь (2008)
  • Комната с видом на огни (2007)
  • ССД (2007)
  • Качели (2007)
  • Стикс (2007)
  • Девять дней до весны (2007)
  • Ваша честь (2007), сериал
  • Последний забой (2006)
  • Поцелуй бабочки (2006)
  • Охота на пиранью (2006)
  • Вакцина (2006)
  • Счастливый (2005), сериал
  • Мастер и Маргарита (2005), сериал
  • Каменская-4 (2005), сериал
  • Бухта Филиппа (2004), сериал
  • Человек-амфибия (2004), сериал
  • Мужчины не плачут (2004), сериал
  • Охотники за иконами (2004), сериал
  • Курсанты (2004), сериал
  • Сестры (2004), мини-сериал
  • Красная капелла (2004), сериал
  • Команда (2004), сериал
  • Женщины в игре без правил (2004), сериал
  • Небо и земля (2003), сериал
  • Вокзал (2003), сериал
  • Линии судьбы (2003), сериал
  • Каменская-3 (2003), сериал
  • Лучший город Земли (2003), сериал
  • Идиот (2003), сериал
  • Каменская-2 (2002),сериал
  • Прощальное эхо (2002), сериал
  • Закон (2002), сериал
  • Бригада (2002), сериал
  • Тайга (2002), сериал
  • Леди на день (2001)
  • Московские окна (2001), сериал
  • Семейные тайны (2001), сериал
  • Каменская (1999), сериал
  • Поклонник (1999)
  • Любовь (1991)
  • Кикс (1991)

Личная жизнь

Первой супругой именитого деятеля культуры была актриса Надежда Чередниченко. На момент знакомства Петр был никому не известным оператором, а Надежда – артисткой, которую узнавали на улице. Роман развивался стремительно. Через месяц после знакомства молодые люди расписались. Как вспоминает сам режиссер, супружеская жизнь не приносила ему счастье. Молодой студент, который только начинал покорять кинематографический олимп, с самого начала чувствовал себя некомфортно в этих отношениях.

Петр Тодоровский и Надежда Чередниченко

На фоне барышни, у которой, помимо квартиры на Котельнической набережной, машины и дачи в Сухуми, за плечами имелось два брака с людьми, по социальному статусу превосходившими его, Тодоровский просто терялся. В итоге стремление к самореализации взяло верх над желанием построить семью. Союз просуществовал полтора года. Официально пара развелась в 1961 году, сумев сохранить дружеские отношения.

Петр Тодоровский с женой Мирой

Со второй супругой Мирой Григорьевной Петр познакомился в 1962 году. Избранница кинематографиста училась в институте инженеров морского флота и танцевала в студенческом ансамбле, в репертуаре которого была популярнейшая в то время песня Тодоровского «Где ты, где ты, друг любимый мой?». Именно на сцене приехавший на съемки в Одессу Петр и увидел Миру, которая покорила его с первого взгляда. Несмотря на то что привлекательному мужчине выказывали симпатию многие, Тодоровский остановился на прелестной танцовщице, которая впоследствии стала продюсером всех его фильмов.

Петр Тодоровский с женой и сыном

Молодые люди расписались в 1962 году. Организатором свадьбы, проходившей в Ленинграде, стал близкий друг Тодоровского – поэт Григорий Поженян. Семейная жизнь супругов никогда не была рутинной. По темпу она более походила на творческий круговорот безумия. Петр, будучи человеком харизматичным и умным, как магнит притягивал к себе талантливых, идейных людей. Двери их квартиры были открыты и днем и ночью. Частыми гостями в доме были Булат Окуджава, Александр Володин, Василий Шукшин и даже Владимир Высоцкий.

Рождение в мае 1962 года сына Валерия Тодоровского нисколько не остудило пыл жадного до идей Петра. Мира неоднократно рассказывала журналистам, как непросто ей было убаюкать постоянно плачущего Валеру, который, слыша хоровое распевание песен и звонкий смех, доносящийся с кухни, никак не мог успокоиться. Несмотря на периодически возникающие трудности, супруги были счастливы. Стоит отметить, что Петр являлся не единственным добытчиком в семье. Мира также вносила весомый вклад в пополнение совместного бюджета. Жена сценариста ткала, вязала и вышивала, продавая поделки и получая за работу неплохие деньги.

Петр Тодоровский с семьей

Художественный промысел – не единственное занятие, приносившее выручку. После рождения ребенка супруга именитого режиссера начала втягиваться в индустрию кинематографа. Инженерное образование поспособствовало вовлечению деятельной барышни в сферу кино. Известно, что Мира писала сценарии для студии «Киевнаучфильм». Первой работой, где она дебютировала в качестве продюсера, стала картина Тодоровского «Интердевочка». Мира стала для Тодоровского и музой, и другом, и женой, и коллегой. Только смерть Петра поставила точку в их полувековой истории любви.

Военно-полевой роман (1983)

Драма, Мелодрама, Советский фильм

Режиссер: Петр Тодоровский

В ролях: Зиновий Гердт, Людмила Баранова, Николай Бурляев

Во время Великой Отечественной Войны еще совсем молодой солдат Саша влюбляется в красавицу Любу, которая не обращает на Сашу никакого внимания и крутит роман с командиром дивизии. Война заканчивается, и Саша практически забывает свою юношескую любовь. После войны он встречает девушку, которая вскоре становится его женой. Однажды на московской улице в продавщице пирожков Саша с удивлением узнает медсестру Любу, в которую он был когда-то влюблен. Видя, до чего довела ее жизнь, Саша решает помочь женщине, которую когда-то любил.

Валерий Тодоровский: биография

Валерий Петрович Тодоровский — коренной одессит. Он появился на свет в этом южном городе 8 мая 1962 года в семье уже тогда известного кинорежиссёра, а в будущем классика советской и российской киноиндустрии Петра Ефимовича Тодоровского и продюсера Миры Григорьевны. Отец с ранних лет брал сына на съёмочную площадку. В павильонах Одесской киностудии Валере нравилось абсолютно всё: как надёжно крепить декорации, где правильно устанавливать камеры, куда подвешивать софиты.

Режиссер Валерий Тодоровский

А ещё ему очень нравилось, что его папа такой уважаемый и влиятельный: в огромном павильоне артисты беспрекословно слушают лишь его. Не удивительно, что в итоге Тодоровский-младший решил стать «таким же, как папа». Но когда отец узнал об этом, то предупредил, что сыну на его помощь рассчитывать не надо, придётся всего добиваться самостоятельно.

Валерий Тодоровский в молодости

Так оно и получилось. Валерий Тодоровский уверенно, хотя и не быстро, шёл к намеченной цели. Первая попытка поступить во ВГИК на факультет режиссуры провалилась. Но молодой человек не расстроился и пошёл учиться на сценарное отделение театрального вуза, на курс талантливого преподавателя и сценариста Киры Парамоновой.

Смерть

В последние годы жизни Петр часто давал интервью. Именитый деятель искусств появлялся в телепередачах «В гостях у Дмитрия Гордона» и «Линия жизни», героями которой в разное время становились Гарик Сукачев, Борис Клюев, Никита Богословский и Виталий Вульф, а также снялся в авторской программе Дмитрия Диброва «Антропология».

Петр Тодоровский в последние годы

Также на канале «Россия-Культура» с промежутком в пару дней вышел цикл передач под названием «Монолог в четырех частях». В них режиссер без прикрас рассказал всю подноготную своей жизни. Кинематографист вспомнил и войну, и людей, которые были рядом в этот непростой как для страны, так и для него период, и встречу на Эльбе и, конечно же, не обошел стороной свой творческий путь.

Могила Петра Тодоровского

В апреле 2013 года Петр Тодоровский перенес сердечный приступ, после которого так и не оправился. Легенда российского кинематографа умер 24 мая этого же года. На момент смерти режиссеру было 88 лет. Прощание с деятелем искусств прошло 28 мая в зале Дома кино. Создатель фильма «Интердевочка» похоронен на Новодевичьем кладбище.

«Верность»

Режиссер продолжительное время бился над тем, чтобы советская цензура пропустила фильм «Верность» — сценарий трижды возвращали на доработку. Правки, внесенные в текст, все не могли никак удовлетворить руководство. И вот, когда автор уже был готов отказаться от замысла, сценарий внезапно утвердили. Однако потребовали добавить в картину «идеологически верную» сцену воинской присяги. Тодоровский дал согласие.

Картина «Верность» в 1965 году получила на Венецианском кинофестивале приз «За лучший дебют». И что занимательно — высокопарных прелестей присяги итальянцы не увидели, поскольку прямо перед показом Тодоровский навестил местных киномехаников на пару с бутылкой водки и лично вырезал лишнюю, по его мнению, сцену.

Биография

Валерий Тодоровский родился в кинематографической семье: его отец — Петр Тодоровский — классик советского и российского кино, мама — известный продюсер.

С раннего детства отец брал сына на съемки. Не удивительно, что в итоге Тодоровский-младший выбрал киношную судьбу. «Мой папа не имеет никаких принципов воспитания. Он мне давал большое количество свободы, и я провел замечательное детство в прекрасном городе Одесса. А потом мы переехали в столицу. Папа всегда был очень занят, снимал кино, был постоянно в отъездах, и я жил сам по себе.… И все же, наверное, отец сумел донести мне какие-то важные вещи про эту жизнь, но сделал это очень ненавязчиво. Я захотел стать таким же, как папа. Узнав об этом, отец сказал, что на его помощь я могу не рассчитывать», — вспоминает о своем детстве Валерий Тодоровский.

Первая попытка поступить во ВГИК на факультет режиссуры провалилась. Тогда он пошел учиться на сценарное отделение, на курс талантливого преподавателя и сценариста Киры Парамоновой.

Личная жизнь

Семья и личная жизнь Валерия Тодоровского всегда закрыты для посторонних глаз. Режиссер не говорит на эту тему почти ничего. Известно лишь, что Валерий женат во второй раз. Со своей первой женой Натальей Токаревой, дочерью писательницы Виктории Токаревой, он прожил почти 20 лет. От этого брака есть двое детей — сын Петр и дочь Екатерина. Тодоровский всегда считался примерным семьянином. Именно поэтому новость, что он бросает семью и уходит к другой, шокировала многих.

В нынешнюю супругу актрису Евгению Брик Валерий влюбился на кастинге одного из своих сериалов. Позже она снялась в ленте мужа «Стиляги». В 2009 году у Валерия и Евгении родилась дочь Зоя.

Верность (1965)

Военный, Драма, Мелодрама, Советский фильм

Режиссер: Петр Тодоровский

В ролях: Владимир Четвериков, Галина Польских, Александр Потапов

Десятиклассник Юра Никитин, узнав о гибели отца, стал курсантом военного училища. Как-то во время перерыва в занятиях он и его друг случайно попали в гости к девушке, которая им давно нравилась. Никитин и Зоя полюбили друг друга. Робким и нежным было это чувство. Вскоре курсантов отправили на фронт. Мелькают в окнах поезда сожженные деревья, израненные войной леса, разрушенные города. Юра вспоминает любимую, которой так и не успел сказать всего, что хотелось. А потом был фронт, и лейтенант Никитин повел роту в свою первую атаку

Интервью

О войне

«Вообще о войне говорить очень сложно, потому что далеко мы отошли от нее. Тем не менее, конечно, для таких людей, как я, она является определенным пунктом, стержнем моей жизни. Во-первых, я был молодым мальчиком, парнем. И вот это ощущение молодости, когда в молодости очень легко переносить трудности, и в молодости легко быть счастливым — мы вспоминаем в этом смысле. Четыре года войны, там было все – там была война, там была смерть, там было предательство, там были бездарные командиры, там была любовь».

Об актерской и режиссерской профессиях

«Актер – единственный, через которого режиссер может с вами поговорить. И чем талантливее этот актер, тем вам интереснее смотреть кино. А если попадается бездарный, то это – катастрофа. Это уже начинаешь работать с ним, чтобы он хотя бы не врал, чтобы он не переигрывал.

Хороший актер тратится, не думайте, что так просто. И театральный актер тем более, особенно на премьерных спектаклях – они тратятся очень серьезно. Плохой актер иллюстрирует свои чувства, хороший актер тратится – он живет, он переживает, он мучается, он плачет по-настоящему. А плохому актеру капают глицерин в глаза».

«Это тяжелая профессия – актер. Режиссеру надо об этом понимать и знать».

«После того, как я снялся и оказался в шкуре актера, я должен вам признаться, что я к актерам стал относиться совершенно по-другому».

«Одно из главных качеств режиссера – это любить артиста. Мне в этом смысле очень повезло, потому что я снимал замечательных актеров. Я могу назвать Евгения Леонова, Евгения Евстигнеева, Олега Борисова, Инну Чурикову, Елену Яковлеву, Гурченко – обойма очень мощная. Они мне доставили огромное удовольствие. Было большим счастьем общаться с такими талантливыми людьми на съемочной площадке и в жизни».

«Профессия режиссера — это повседневный, изнурительный труд… Это круглосуточно, это целый день снимаешь, а ночью думаешь, что и как снимать».

«Я — человек интуитивного склада, я особенно не задумываюсь, мне нравится эта идея — я ее снимаю. А ставить перед собой вопрос: «про что это кино?»… Про жизнь».

О зрителе

«Я думаю, что зритель, который приходит в зал, он должен через 5-10 минут забыть, что он смотрит кино, и стать соучастником происходящего на экране. Ему даже не обязательно понимать, о чем фильм, а он должен чисто эмоционально воспринимать его. А уже потом, после фильма или на следующий день, когда фильм не дает ему покоя, он вспоминает о нем».

Об искусстве

«Любовь – это главная тема в искусстве. И, вообще, человек – это единственный предмет, грубо выражаясь, который подлежит рассмотрению в искусстве. Самое интересное, что может быть в искусстве – это человек, его характер, его переживания, его радости, мечтания, фантазии».

«Если вы вспомните мои военные фильмы, там никакой стрельбы, никаких атак, никакой войны почти нет. Я не снимаю про войну, я снимаю про людей на войне».

О женщинах

«Женщина – это больше, чем полжизни. Так что себе представить жизнь без женщины – это что-то такое ненормальное. Женщина в нашей жизни играет кардинальную роль… Они нас облагораживают, они нас делают более духовными, если любят».

О жизни

«Я прожил счастливую жизнь — при всех сложностях и неприятностях, которые случаются со всеми. Во-первых, я снимал все, что я хочу. Во-вторых, я очень люблю заниматься музыкой . В-третьих, я писал и пишу сценарии, и очень доволен, что получил на международном фестивале в Токио приз за лучший сценарий (по «Анкору»). Ив Монтан мне его вручал — это был такой кайф! Я ведь не заканчивал ни сценарный, ни режиссерский, ни музыкального образования нет, я чисто интуитивно освоил эти профессии».

Детство и юность

В семье Тодоровских росли дочь и сын, когда 26 августа 1925 года родился их 3-й ребенок – Петр. Мать мальчика, Розалия Цалевна, была домохозяйкой, а отец, Ефим Гильевич, – учителем по труду. Они жили в украинском городе Бобринце, расположенном в 50 км от Кропивницкого. Петя рос послушным и воспитанным, отличался спокойным характером и усидчивостью. С началом войны окончивший 9 классов младший наследник перебрался с семьей в Сталинград, где по 12 часов разгружал с отцом уголь для дававшей освещение городу электростанции. В ноябре 1941 года фронт приблизился, и Тодоровские бежали на северо-восток, осев в колхозе Песчаный Мар Саратовской области.

В сентябре 1943 года юноша поступил в Саратовское пехотное училище. Через 11 месяцев начал воевать на Белорусском фронте командиром минометного взвода. Был контужен в 1945 году на Эльбе. После выздоровления служил в гарнизоне под Костромой лейтенантом. Заметив его музыкальный талант, когда он быстро самостоятельно освоил аккордеон, при демобилизации дали направление в консерваторию. Но он постеснялся поступать, увидев более молодых по сравнению с ним абитуриентов.

Петр Тодоровский в молодости

Детство и юность

26 августа 1925 года у Ефима Тодоровского и его жены родился сын, которого назвали Петром. Семейство проживало в городе Бобринце (Кировоградская область Украины). Во время Второй мировой войны родители будущего режиссера перебрались в Сталинград, где Петр и его отец некоторое время трудились разгрузчиками угля на местной электростанции.

Петр Тодоровский

После смещения линии фронта на восток семья Тодоровского вновь переехала, на этот раз в деревню Песчаный Мар (Саратовская область). В 1943 году Петр стал курсантом Саратовского военного училища, а уже год спустя в качестве командира минометного взвода отправился в Беларусь, где впоследствии участвовал в ряде боевых операций. В составе Красной армии Петр дошел до Эльбы, но после полученного во время боя ранения был отправлен за линию фронта.

Петр Тодоровский в молодости

После окончания Второй мировой Тодоровский непродолжительное время служил офицером в Костромском гарнизоне, а после демобилизации пошел трудиться на завод стеклотары, где проработал полгода. В 1949 году будущий режиссер поступил на операторский факультет московского ВГИКа. Учебное заведение Петр окончил в 1954 году, после чего на протяжении 10 лет работал на Одесской киностудии.

Фильмы

Режиссерским дебютом Петра Тодоровского стал фильм «Верность» (1964 год), после чего он снял картины «Фокусник» (1967 год), «Городской романс» (1969 год), «Своя земля» (1973 год), «Последняя жертва» (1975 год) и «В день праздника» (1978 год).

Режиссер Петр Тодоровский

В 1970 году Тодоровский дебютировал как актер, сыграв одну из главных ролей в фильме Марлена Хуциева «Был месяц май». За основу сценария был взят рассказ Григория Бакланова «Почем фунт лиха». Особенностью киноленты было полное отсутствие игрового фона. Благодаря этой хитрости грань между главными и второстепенными героями стиралась, и зритель мог захватить все аспекты межличностных отношений героев, не оставив никого без внимания.

Петр Тодоровский в фильме «Был месяц май»

В 80-ых Тодоровский выпустил в свет картины, ставшие классикой отечественного кинематографа. 8 марта 1982 года состоялась премьера фильма «Любимая женщина механика Гаврилова». День для премьеры был выбран неслучайно: картина, ориентированная преимущественно на женский пол, рассказывала о выстраданном, хрупком женском счастье. Прекрасно исполнившая главную роль Людмила Гурченко рассказывала, что в работе над фильмом ей нравилось, что ее персонажа не нужно обыгрывать словами, мимикой и жестами. Его необходимо было чувствовать.

Людмила Гурченко в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова»

В 1983 году на большие экраны вышла драма «Военно-полевой роман». Фильм, повествующий о первой любви и ее отголосках в жизни главного героя, собрал призы на фестивалях в Жданове, Берлине, Киеве и Праге, а также стал лауреатом «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм» (1984 год).

Наталья Андрейченко в фильме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман»

Кинолента «По главной улице с оркестром» (1986 год) давала зрителю возможность увидеть незримый для глаза процесс выбора. Главный герой фильма в один прекрасный день осознал, что ходить по кругу, циклично выполняя одни и те же действия, он больше не хочет. Уже немолодой бунтарь увольняется с работы и уходит от жены, доказывая, что человек вне зависимости от возраста, семейного и социального положения в любой момент может начать жизнь с чистого листа.

Елена Яковлева в фильме Петра Тодоровского «Интердевочка»

Звездный путь одной из самых ярких актрис современности Елены Яковлевой начался после выхода в 1989 году на перестроечные экраны фильма Тодоровского «Интердевочка». В ленте, разрушившей закостенелый стереотип о том, что в СССР секса нет, рассказывалась история обычной ничем на первый взгляд не примечательной девушки Тани Зайцевой, которая днем работала медсестрой, а вечером превращалась в ночную бабочку.

Петр Тодоровский и актерский состав фильма «Анкор, еще анкор!»

Последующие кинокартины Тодоровского – «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра» и «Ретро втроем» – также пришлись по нраву зрителям. По биографической повести Петра «Вспоминай, не вспоминай» был снят сериал «Курсанты», который вышел на большие экраны в 2004 году. В середине 2000-х фильмография кинематографиста пополнилась работами «Риорита», «Последний забой», «Тиски» и «Стиляга».

Петр Тодоровский

«Я люблю, когда забываю, что я смотрю кино, включаюсь и начинаю играть в эту игру, сопереживаю, кого-то начинаю любить, кого-то не любить», — говорил Петр Тодоровский. Оператор, сценарист, режиссер, композитор, он оставил нам в наследство столько своих чудесных «игр», изумительных фильмов, легких, ироничных, мудрых и, самое главное, неизменно добрых. Петр Ефимович был открытым, солнечным человеком. То же самое можно сказать и о его картинах.

Петр Тодоровский родился в 1925 году в городе Бобринец (Украина). С 1943 года воевал, принимал участие в освобождении Варшавы, Быдгоща, Щецина и взятии Берлина. Войну закончил у Шёнхаузена на Эльбе лейтенантом. Военная тема — особая в творчестве режиссера. Ей посвящены его пронзительные фильмы «Военно-полевой роман», «В созвездии Быка», «Риорита». Уже после смерти Петра Ефимовича его жена Мира Тодоровская экранизировала последний сценарий режиссера «Встреча на Эльбе», где он рассказывал о том, что пережил сам.

В 1949 году Петр Тодоровский поступил на операторский факультет ВГИКа (мастерская Бориса Волчека). А дебютировал на Кишиневской киностудии хроникальных и документальных фильмов в качестве оператора киноальманаха «Молдавские напевы».

Как режиссер Петр Тодоровский дебютировал в 1962 году, сняв фильм «Никогда». О чем бы ни рассказывал Петр Ефимович в своих картинах, его истории всегда отличала лирическая, душевная интонация, мягкий юмор и безграничная любовь и милосердие к людям. Экран ведь тонкая материя, его не обманешь, и, если режиссер, по сути дела, равнодушен к своим героям, а увлечен лишь внешними эффектами и сюжетными ходами, это видно сразу. У Тодоровского этого быть просто не могло. Его герои покоряют практически с первого кадра, становятся чуть ли не родными и не отпускают даже после финальных титров. Всей душой переживаешь за молодую влюбленную пару из «Городского романса», восхищаешься силой и слабостью Маргариты из «Любимой женщины механика Гаврилова», невозможно спокойно наблюдать за жизненными перипетиями персонажей «Военно-полевого романа» и картины «Анкор, еще анкор!» (кстати, эти работы чем-то перекликаются друг с другом, там и главную героиню зовут одинаково — Люба Антипова).

Петр Тодоровский на съемках фильма «Последняя жертва». Фотография: uznayvse.ru

Петр Тодоровский на XVII всесоюзном кинофестивале. Фотография: kinokopilka.pro

Ирина Розанова и Петр Тодоровский на съемках фильма «Анкор, еще анкор!». 1992 год. Фотография: aif.ru

В 1989 году Петр Тодоровский буквально взорвал советский кинематограф своей «Интердевочкой». Режиссеру удалось подать эту щекотливую для нашего кино тех лет тему деликатно и в то же время жестко и пронзительно.

В 2001 году режиссер снял трогательный фильм «Жизнь забавами полна», где показал целую галерею смешных, непутевых, неустроенных людей, живущих на стыке эпох и отчаянно, до дрожи нуждающихся в любви. Недаром рефреном фильма звучит стихотворение Григория Поженяна «Нужно, чтоб кто-то кого-то любил».

А еще Петр Тодоровский был замечательным композитором и музыкантом. Во многих фильмах режиссера звучит его музыка.

Петра Ефимовича Тодоровского не стало 24 мая 2013 года.

Петр Тодоровский

Пересматриваем любимые фильмы знаменитого режиссера.

Они сражались за Родину. Актеры-фронтовики

Их становится все меньше, их практически уже нет. Но остается наша память и великая благодарность.

Документальное кино. Портреты режиссеров отечественной киноклассики

Великие имена. Великие таланты. Великие фильмы.

Детство и юность

Валерий Тодоровский – коренной одессит. Он родился в этом южном городе 8 мая 1962 года в семье уже тогда знаменитого кинорежиссера, а в будущем классика советской и российской киноиндустрии Петра Ефимовича Тодоровского и продюсера Миры Григорьевны.

Валерий Меладзе: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото

Валерий Тодоровский с родителями в детстве

Отец с ранних лет брал сына на съемочную площадку. В павильонах Одесской киностудии Валере нравилось все: как надежно крепить декорации, где правильно устанавливать камеры, куда подвешивать софиты.

А еще ему нравилось, что его папа такой уважаемый и влиятельный: в павильоне артисты беспрекословно слушают только его. Неудивительно, что в итоге Тодоровский-младший решил стать «таким же, как папа». Но когда отец узнал об этом, то предупредил, что сыну на его помощь рассчитывать не надо, придется всего добиваться самостоятельно.

Валерий Тодоровский с отцом в молодости

Так оно и получилось. Валерий уверенно, хотя и небыстро, шел к намеченной цели. Первая попытка поступить во ВГИК на факультет режиссуры провалилась. Но молодой человек не расстроился и пошел учиться на сценарное отделение театрального вуза, на курс талантливого преподавателя и сценариста Киры Парамоновой.

Личная жизнь

1-й супругой Тодоровского была актриса Надежда Чередниченко. Они расписались в ЗАГСе через месяц после знакомства, но вскоре кинооператор с 20-рублевой зарплатой стал сильно комплексовать из-за известности супруги. Ее узнавали на улице, она жила в престижной квартире на Котельнической набережной, владела машиной и дачей в Сухуми. Зная об идеальном музыкальном слухе мужа, Надежда настаивала на том, чтобы тот стал композитором. Но он хотел самореализоваться в кинематографе, что через 1,5 года (в 1956 году) и привело к расставанию супругов.

Первая жена — Надежда Чередниченко

Через 5 лет Петр побывал на репетиции ансамбля студентов института морского флота. Там он познакомился с Мирой Григорьевной, танцевавшей под его музыку. Обаятельный и умный красавец с кудрявыми темными волосами был виртуозным гитаристом и сразу очаровал Миру. Он сделал ей предложение вскоре после знакомства, и они гармонично прожили до самой смерти режиссера. В 1962 году родился сын Валерий, который стал кинорежиссером.

С женой Мирой и сыном Валерием

У Валерия 3 детей: Петр, Екатерина и Зоя.

С сыном и внуком

Петр, как многие творческие люди, оказался человеком непрактичным, и супруге пришлось брать деловую сторону их союза на себя. Со временем она распрощалась с проектированием причалов и доков, став первым советским кинопродюсером, когда в СССР еще не существовало такой профессии. Именно она нашла сценарий, режиссера и средства для фильма «Интердевочка» со шведской стороны, и «Мосфильм» охотно забрал ее проект. А в 1992 году основала кинокомпанию «Мирабель» и потом продюсировала фильмы мужа и других режиссеров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector