Фильмография раиса куркина
Второй брак Ирины Куркиной
Со своим вторым мужем Ирина Куркина познакомилась на съемочной площадке в 1962 году. Им стал Владимир Мотыль, который снимал картину «Дети Памира». В этом кинофильме Куркина блестяще исполнила роль врача, что не оставило равнодушным режиссера.
К этому времени Владимир Мотыль был женат на артистке Людмиле Подаруевой. К слову, Подаруева была на 5 лет старше своего супруга, но Мотыля это ничуть не волновало – любви все возрасты покорны.
Все поменялось, когда в его фильме появилась Раиса Куркина. Режиссер всерьез увлекся талантливой артисткой, что привело к его разводу с Подаруевой . На протяжении ближайших лет Раиса Семеновна стала музой Владимира Мотыля: он отдавал ей лучшие роли в своих кинокартинах, одной из которой стала роль Настасьи в «Белом солнце пустыни».
Для актрисы казалось, что этот союз вечен и ничто не способно помешать ее женскому счастью. Реальность оказалось куда более коварная – опять измена. Во время очередной стирки Куркина обнаружила в кармане «благоверного» режиссера любовную записку от незнакомой женщины, адресованную Владимиру Мотылю.
Неизвестно каким образом, но попавшийся на измене супруг смог вымолить у Раисы Семеновны прощение. Мотыль продержался всего 2 месяца, и вновь изменил жене. На этот раз никакие просьбы и клятвы не смогли переубедить Куркину – после 6 лет семейной жизни супруги развелись.
К сожалению, а может быть и к счастью, но больше Раиса Семеновна замуж не выходила. Кажется, что после Мотыля артистка вовсе потеряла интерес к романам и к мужскому полу, в частности. Как позже призналась Раиса Семеновна, она ни разу не пожалела о своем решении развестись, так как ее тонкая натура не могла существовать рядом с ложью и предательствам.
- Предидущее: Людмила Путина. О забытой экс-супруге предидента.
- Следующее: Михаил Метелкин: стал бизнесменом и судьба 67-летнего актера
Фильмография
- — Гость с Кубани — Екатерина Семёновна Горбань, знатная комбайнёрша с Кубани
- — Берёзы в степи — Мария
- — На острове Дальнем… — Даша Соколова
- — Пора таёжного подснежника — красноармеец Анна
- — Идиот — Аделаида Епанчина
- — Ваня — Клавдия
- — Спасённое поколение — Антонина Васильевна
- — Время летних отпусков — Светлана Ивановна Панышко, старший геолог, и.о. заведующего промыслом
- — Наш общий друг — Лена Корниец, жена парторга
- — Павлуха — Зина, секретарь комитета комсомола
- — Дети Памира — врач
- — Живые и мёртвые — жена полковника Баранова
- — Остров Колдун — Наталья Евгеньевна, мама Дани и Вали
- — Тишина — Ольга Петровна, учительница вечерней школы
- — Звонят, откройте дверь — хозяйка квартиры (нет в титрах)
- — Мечта моя — Мария
- — Западня — мисс Эрнита, вдова Генри
- — Тысяча окон — Нина Георгиевна
- — Ташкент — город хлебный — медсестра
- — Это твердая земля — Надя
- — Поиск — Галина
- — Семейное счастье (новелла «Нервы») — жена Ваксина
- — Белое солнце пустыни — Настасья, жена таможенника Павла Артемьевича Верещагина
- — Когда расходится туман — Вера Николаевна, учёный-паразитолог, старший научный сотрудник
- — Возвращение «Святого Луки» — Лидия Николаевна, экскурсовод музея
- — Белорусский вокзал — вдова Лида Матвеева
- — Нюркина жизнь — Катерина, жена Михаила Антоновича
- — Чёрный принц — Нина Петровна Самохина
- — Товарищ генерал — Ирина Анатольевна Капитонова, жена генерала
- — Великие голодранцы — Параня, мать Касаткина
- — Птицы над городом — Марго (Маргарита Ивановна), соседка Вишняковых, машинистка в издательстве
- — Совесть — учительница Любовь Тимофеевна Колоскова, жена Колоскова
- — Стоянка — три часа — Марина
- — Фронт без флангов — Анна Андреевна Млынская, жена Млынского
- — Афоня — тётя Фрося, тётка Афони
- — Звезда пленительного счастья — Софья Александровна Раевская
- — Два капитана — Анна Степановна, жена Ивана Ивановича
- — Жизнь и смерть Фердинанда Люса — Лотта, секретарша Берга
- — Память земли — Настя Щепеткова
- — Стажёр — Вера Васильевна, мать Саши Трофимова, сестра Александра Александровича
- — Левый поворот (короткометражный) — Екатерина Петровна
- — Мимино — судья (нет в титрах)
- — Хлеб детства моего — мать Васьки
- — Голубка — жена Шарова
- — Лес, в который ты никогда не войдёшь — Вилена Фёдоровна
- — Дождь в чужом городе — Ганна Денисовна, администратор гостиницы
- — Сцены из семейной жизни — тётка Кати, поливает цветы
- — Мелодия на два голоса — Борисоглебская, мама Алёны
- — Мужество — мать Дины Ярцевой
- — Было у отца три сына — мать Светланы
- — Провинциальный роман — эпизод
- — Не могу сказать «прощай» — Надежда Ивановна, врач
- — Никто не заменит тебя — Валентина Ивановна, мать Ларисы
- — Слёзы капали — член президиума
- — Внезапный выброс — мать Сергея
- — Дублёр начинает действовать — Паршина, мать Ольги
- — Трое на шоссе — представитель санитарной комиссии
- — Благие намерения — Евдокия Петровна Салтыкова, стоматолог
- — Шанс — Елена Сергеевна, директор школьного музея
- — Маленькое одолжение — мать Борьки
- — Картина — Антонина, жена генерала Фомина
- — К расследованию приступить — Марина Игнатьевна Царькова, жена Петра Царькова, бывшая балерина
- — Моя дорогая — эпизод
- — Это было прошлым летом — мать Сергея
- — Чёрный коридор — жена Ечевина
- — Прямая трансляция — мать Сергея
- — Короли российского сыска — Анна Карповна Максимова, генеральская вдова
- — Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант — Анна Коломийцева
- — МУР есть МУР — Алевтина Евгеньевна, мама Альки
Детство и юность
В 7-й день октября 1927-го в деревне Покровке в семье Куркиных родилась девочка Рая. Родители – простые рабочие на заводе. Так что тонкое понимание прекрасного и тяга к искусству передались ребенку от бабушки по отцовской линии и ее брата. Женщина считалась главной на селе певуньей, да такой, что с окрестных поселений приезжали послушать ее дивный голос. А мужчина и вовсе «сломал систему» и разрушил традиционные устои – взял и сбежал с бродячим театром.
Актриса Раиса Куркина (кадр из фильма «Время летних отпусков»)
Детство, проведенное в Москве, было по-настоящему счастливым. Раю никто никогда не обижал и не обманывал, не нашлось в нем места ни обидам, ни слезам, ни разочарованиям. Поэтому колоссальное доверие к людям сохранилось в ней на протяжении всей жизни. Яркое воспоминание ранних лет – дедушка нес ее, маленькую, закутанную по глаза в одеяло, а над головой мелькало голубое небо.
Война случилась, когда подростку еще не исполнилось 14 лет. И тогда же Раиса освоила свою первую профессию, устроившись в детсад. Проработав с дошкольниками 7 лет, девушка решила попробовать стать актрисой и поступить в знаменитую «Щуку».
Раиса Куркина в молодости (кадр из фильма «Гость с Кубани»)
На экзаменах она настолько глубоко «прожила» монолог несчастной Катерины из островской «Грозы», что из глаз, не переставая, лились слезы. Приемная комиссия дрогнула и пригласила абитуриентку назавтра на кафедру. Но Куркина не поняла, что это означало, да плюс вечером заглянул друг, принесший с собой книгу иероглифов. Девушке ужасно захотелось научиться разбираться в них, и наутро она уже несла документы в институт востоковедения.
При нем находился рабочий театр, где Рая играла на пару с Михаилом Ульяновым и Владимиром Этушем. Они-то, разглядев дарование, убедили вернуться в Щукинское училище. По окончании вуза в 1956-м Раиса связала свою творческую биографию с нынешним Театром киноактера.
Биография
Раиса Куркина родилась 7 октября 1927 года в Покровке[]Тульской области. Её родители работали на заводе и были далеки от мира искусства.
В годы Великой Отечественной войны Раиса Куркина устроилась воспитательницей в детский сад, где проработала семь лет.
С 1950 по 1952 год была студенткой Московского института востоковедения. Там начала заниматься в самодеятельном театре «Каучук». И ей повезло познакомиться с Михаилом Ульяновым и Владимиром Этушем, которые ставили спектакли с самодеятельными актёрами. Они-то и убедили девушку поступать в Щукинское училище.
В 1956 году окончила Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина (курс В. К. Львовой), после которого поступила в Театр-студию киноактёра. Снялась в более чем шестидесяти фильмах, первый — в 1955 году.
В 1958 году стала лауреатом Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Вторые премии для актёров за 1958 год».
Фильмы
Первую эпизодическую роль Куркина получила, еще будучи студенткой. В 1955-м она оказалась задействована в «Госте с Кубани», где предстала в образе комбайнерши. После дебюта актриса снималась практически каждый год.
Раиса Куркина (кадр из фильма «Идиот»)
В насыщенной фильмографии – экранизированное классическое произведение Федора Михайловича Достоевского «Идиот», мотылевские «Дети Памира», «Белорусский вокзал», «Звезда пленительного счастья» и «Афоня» с «Мимино». Но особое место, конечно, отведено легендарному «Белому солнцу пустыни», отметившему в 2019-м полувековой юбилей со дня премьерного показа для узкого круга зрителей.
Говоря о работе над кинолентой, артистка не жалела хвалебных комментариев, особенно – в сторону партнера Павла Луспекаева. Актер держался мужественно и отдавал все свое душевное тепло коллегам по съемочной площадке. И это несмотря на прогрессирующую болезнь, необходимые медикаменты, уменьшающие боль, и ампутированные пятку и пальцы на обеих ногах.
Павел Луспекаев и Раиса Куркина (кадр из фильма «Белое солнце пустыни»)
Чтобы помочь Раисе побороть стеснение в постельных сценах, «настоящее чудо» Луспекаев решился на гениальный психологический прием. Он подозвал к себе ее дочь Иру, усадил на колени и принялся развлекать историями. И вмиг стал родным.
Раиса Куркина (кадр из фильма «Афоня»)
Также трепетна, искренна и аккуратна артистка в своих воспоминаниях и высказываниях о Нонне Мордюковой, с которой Куркина снялась в «Павлухе». Удивительно непохожие женщины не только смогли ужиться в одном номере, но и соприкоснуться внутренней свободой.
До конца 80-х советские режиссеры активно приглашали Куркину к сотрудничеству, а вот с российским кино вышло наоборот. Грустная статистика: одна работа в 1996-м и пара – в 2004-м.
Личная жизнь
Дважды была замужем.
Первый муж — Борис Александрович Скомаровский (1929—2003), театральный режиссёр, основатель и первый режиссёр Челябинского ТЮЗа. Они поженились на первом курсе театрального института. У пары родилась дочь Ирина.
Расстались из-за измены мужа, который увлёкся дочерью заместителя министра внешней торговли. Воспитывать дочь Скомаровский ей не помогал.
Второй муж — Владимир Мотыль, режиссёр театра и кино. Они сблизились в 1962 году на съёмках фильма «Дети Памира». В то время у Владимира Мотыля были сложные отношения с первой женой, актрисой Людмилой Подаруевой. В результате он с ней развёлся, и они поженились. У мужа она снялась в трёх фильмах: его первой режиссёрской работе «Дети Памира», «Белое солнце пустыни» и «Звезда пленительного счастья».
Вместе прожили шесть лет. Развелись из-за измены Владимира Мотыля. Однажды Раиса случайно обнаружила у него в кармане письма откровенного содержания от другой женщины и подала на развод. Владимир Мотыль вновь женился на Людмиле Подаруевой. Раиса Куркина больше замуж не выходила. Спустя много лет она отмечала, что никогда не жалела о расставании с режиссёром Мотылём: «Прошли десятилетия, и я не то, что секунды, даже полсекунды не жалела о своём решении. Я ведь ни на йоту не выношу вранья… После Владимира Мотыля у меня никого не было. Володя был сложным человеком. Двойственным. Эта заложенная в его детстве двойственность жила в нём всегда, проявлялась в мелочах, а люди сотканы из деталей. У него были большие перерывы в работе, и в эти периоды с ним было очень непросто».
Что касается Владимира Мотыля, то о Раисе Куркиной он говорил: «Замечательная актриса… с тяжёлым характером».