Русские ужасы 2021 года: список
Содержание:
Российские ужасы
Российский кинематограф успешно развивается, перенимает лучшие достижения кинематографистов мира и добавляет свои наработки, накладывая всё это на стремление отобразить все грани постсоветской действительности. В результате это приводит к чисто российским особенностям каждого киножанра, что в полной мере относится к российским ужасам.
Ярким примером является история попавшей в заброшенный дачный посёлок журналистки, понявшей, что такое беззаконие и самоуправляемая территория по-русски. Пережить все ужасы никем не управляемого мини-государства отбросов общества – непростое задание для оставшейся без защиты девушки. Сюжет вроде бы не новый для жанра хоррор, однако влияние традиций российского кинематографа отчётливо прослеживается. Денис Нейдман придал фильму некоторый русский колорит ужаса, выражающийся в какой-то обыденности происходящего на экране. Фильм воспринимается как документальная хроника, в нём нет обычного для зарубежных жанровых аналогов гнетущего тёмного фона и мистического музыкального сопровождения – именно от этого становится страшно. События фильма будто происходят где-то рядом, десять минут на маршрутке за городом.
Почти неуловимая российская особенность ещё одного знакомого сценария – история группы молодых людей, оказавшихся на ограниченной территории во власти маньяка. Любимые детьми пионерские страшилки вполне могут стать сюжетом для фильма ужасов. Подобную идею на основе этой составляющей детского фольклора реализовал в своей картине Вадим Шмелёв. Участникам реалити-шоу в заброшенном пионерлагере придётся выживать не в ссорах между собой, а по-настоящему, потому что необъяснимая смерть в прямом эфире – это что-то совершенно новое. Зритель вовремя напоминает себе, что смотрит фильм ужасов, а не телевизионное шоу с Анфисой Чеховой. При этом ощущение того, что всё происходит в реальности, не оставляет до конца фильма. Согласитесь, добиться такого эффекта не удалось ни одному зарубежному ужастику.
Внимание русских кинематографистов, работающих в жанре хоррор, всегда обращено на отечественного зрителя, желающего смотреть российские ужасы. И этот зритель уже понял разницу между бесконечно далёкими голливудскими кинострашилками и приближёнными к реальности фильмами российских режиссёров, которые с трудом можно назвать фильмами ужасов
Совсем не из-за отклонения от требований жанра, а скорее наоборот — лучшие российские ужасы воспринимаются слишком реально для категории фильмов, которые по определению должны быть фантастическими и сверхъестественными.
Первая волна
Сказать, что жанр хоррора был несправедливо обделен вниманием – не сказать ничего. За всё время существования нашего кинематографа было произведено всего порядка 3-4 десятка картин, пять из которых являются представителями немого кино и сняты в первой половине 20 века
Первым фильмом, ознаменовавшим собой появление кинофантастики, можно считать (конечно же) «Вий» (1909), а отцом наших фильмов ужасов, режиссера и автора сценария – Василия Гончарова.
Василий Михайлович Гончаров (1861 – 1915)
Тут же стоит сказать, что Гончаров работал сразу над двумя картинами в этом жанре. Второй его работой является «В полночь на кладбище» (1910) у которой есть и второе название «Роковое пари». Известно об этой картине крайне мало, в виду того, что она была бесследно утеряна во время Великой Отечественной войны, а сам сюжет описывается одним скудным предложением:
Герои фильма заключают пари, по условиям которого надо в полночь посетить кладбище. Пари оказалось для них роковым…
В 1912 году снова «Вий», режиссером которого стал П. Чардынин. Больше информации о фильме найти не удалось.
Четвертым фильмом можно считать картину аж с тремя названиями «Загробная скиталица» («Женщина-вампир», «Сказка небес без конца и начала»), премьера которой состоялась в 1915 году.
К сожалению, и эта картина не дожила до наших дней. Ознакомиться с сюжетом можно по крайне забавной (по нынешним меркам) рецензии из журнала «Проектор»:
«Ничего нельзя понять. Живут в одном доме две сестры, из которых одна замужняя, а другая часто падает в обморок; это потому, что замужняя сестра – вампир, который по ночам сосёт кровь живых людей. А вампир потому, что какой-то художник когда-то и где-то обольстил некую девицу. Потом девица умерла, то есть не совсем умерла, а вторично появилась на свет. А её папаша тоже умер, и перед смертью сказал, что его дочь – вампир. То есть, не совсем сказал, а хотел сказать. А художник приехал к своему другу, жена которого стала преследовать его своей любовью. Тогда художник убежал, а друг пошёл к известному оккультисту (просят не смешивать с окулистом), и тот посоветовал устроить спиритический сеанс. На сеансе оказалось, что жена друга вовсе не его жена, а некогда обольщённая художником девица. И художнику ничего другого не осталось, как умереть».
На дворе 1916 год. Угадаете кого снимают? Правильно, это «Вий». Что стало с фильмом? Да, не сохранился.
На этом заканчивается первая волна, думаю, что причины, по которым прервалось кинопроизводство объявлять не надо.
Это интересно
В советское время допускалось использование в сюжете элементов научной фантастики, но элементы присущие фильмам ужасов расценивались как пропаганда оккультных или религиозных практик, которые существенно ограничивались в эпоху научного атеизма.
Несмотря на это, в 1967 году «Вий» удалось удачно экранизировать. Его режиссерами стали Константин Ершов и Георгий Кропачёв, а главные роли исполнили Леонид Куравлёв и Наталья Варлей. Этот «Вий» стал единственным фильмом, снятым в СССР до начала «перестройки», попадающим под определение хоррора, и получил отличный отклик от критиков и зрителей.
Побочный эффект (2020)
Счастливая семейная жизнь Андрея закончилась в тот момент, когда грабители едва не изнасиловали беременную Ольгу. Супругу мучают кошмары, она перестала общаться и спать с мужем. Главный герой фильма в попытках помочь любимой забыть ужасы произошедшего отправляется к известной колдунье. Знахарка, пообещав исцелить жену, дает чудодейственное снадобье. Взамен ведунья просит молодую пару пожить в ее квартире, пока она будет в отъезде. Казалось бы, простая просьба…
АктерыАлександра Ревенко, Марина Васильева, Семён Серзин…СтранаРоссияРейтингКинопоиск – 5.3, IMDb – 6.0Возрастные ограничения16+
Вторая волна
Помните мы говорили про психоделический трэшак, ну так стоит вспомнить 90-е, что вообще происходило в кинематографе, мультипликации, ТВ, какие были музыкальные клипы, костюмы артистов. Мои знакомые из младшего поколения при виде такого спрашивают о законности происходящего и о качестве наркотиков. К сожалению, точного ответа я им дать не могу.
В начале 90-х на экраны выходит несколько картин по мотивам рассказа А. К. Толстого «Семья вурдалака». Первая «Семья вурдалаков» выходит в 1990 году на сайте IMDb её рейтинг составил 5.3 из 10, он сформирован на основе 16 голосов.
К основным минусам причисляют не самый лучший сценарий и игру актеров, затянутое развитие событий, несвязанность сцен между собой – все минусы, что преследуют наш кинематограф и по сей день независимо от жанра и бюджета.
К плюсам относят стиль съемки, мрачные и тусклые цвета передающие атмосферу, не обходят стороной и пугающую обстановку российской глубинки.
Спустя год, всё по тому же произведению выходит картина «Папа, умер Дед Мороз». Жанр её характеризуется как иронический фильм ужасов, а из описания сюжета хочу выделить строку:
«Каждый из них одержим маниакальными идеями, мистическими по своей сути. Они насильно пополняют ряды себе подобных новыми членами, деформируя их психику через вовлечение в различного рода садомазохистские акты».
На этом по фильму «Папа, умер Дед Мороз» у меня всё.
1991 год богат на новинки и на экраны выходят «Ятринская ведьма» и «Пьющие кровь». Обе картины не являются хоррорами в чистом виде, скорее мистикой, а первый в своем описании ещё ссылается на драму и исторический фильм.
Настоящий прорыв в жанре случается в 1992 году с выходом на экраны «Прикосновение», который многие до сих пор считают первым настоящим фильмом ужасов снятым в России.
Завязка сюжета выглядит привлекательно даже спустя 26 лет:
1992 год. Следователь Андрей Крутицкий получает задание расследовать дело о загадочном самоубийстве молодой матери. Перед тем как вскрыть вены, Ольга Мальцева задушила подушкой собственного сына Колю. Любовник Ольги утверждает, что до самоубийства её довёл призрак её отца, трагически погибшего 12 лет назад во время аварии на химическом комбинате, который ежедневно являлся ей и уговаривал убить себя и сына. Сразу после разговора со следователем мужчина тоже кончает жизнь самоубийством.
Вдобавок ко всему этому рейтинг 7,1 из 10 на IMDb. Достойно!
Только упомянем о совместном с польскими киноделами «Слеза Князя тьмы» и сразу же перейдём к «Гонгофер». Пьянство, секс, казаки, колдовство, Чертаново, расчленение шашками, скармливание трупов людей собакам, скармливание трупов собак собакам – это всё он, а происходит это от того, что после бурной ночи с ведьмой у мужика глаза цвет поменяли.
6,6 из 10 на IMDb.
Тварь (2019)
Далее в списке лучших ужасов производства России – оригинальный фильм, который стоит посмотреть поклонникам драматических историй, приправленных мистическими сценами. Загадочное исчезновение маленького Вани принесло родителям много слез и страданий. Пережить боль утраты Полине очень сложно, поэтому супруг предлагает усыновить ребенка. В сиротском приюте молодая женщина прониклась сочувствием к мальчику, державшемуся в стороне от других детей. Дикие повадки и жуткие рычания не испугали Полину и Игоря. Спустя немного времени пара осознает – вместо любящего ребенка в доме поселилось жуткое существо.
АктерыЕлена Лядова, Владимир Вдовиченков, Севастьян Бугаев…СтранаРоссияРейтингКинопоиск – 5.0, IMDb – 4.3Возрастные ограничения16+
Кольская сверхглубокая 5.01
Кольская сверхглубокая скважина – это реально существующий объект, который был занесен в «Книгу рекордов Гиннеса», и по сей день считается самым глубоким вторжением человечества в земную кору. Позже были скважины длиннее, пробуренные под острым углом к поверхности, но глубже еще никто не забуривался. Работы на буровой велись с 1970-х по начало 90-х прошлого века. В 1994 году, спустя три года после распада СССР, буровая была закрыта.
Секретным объектом буровая была всего около года, да и то секретность больше была связана с месторождениями полезных ископаемых, а не с обнаруженной на глубине нечистой силой. Исследовательский центр при ней изучал и исследовал недра лишь с поверхности. Ни о каких лифтах на 12-километровую глубину в «нашей вселенной» никто и слыхом не слыхивал. Но легенд вокруг скважины витало множество. Авторы сценария этого российского фильма ужасов, например, как и финны, пустившие слух о «колодце в Ад» в «день дурака», подозревают, что там случилось следующее.
После того, как в 1984-м году исследователи обустроили скважину скоростным лифтом, доставлявшим ученых в исследовательский центр на 12-километровой глубине, обустроили сам центр, натаскали туда аппаратуры, все отделали и обжили, некоторым особо продвинутым захотелось углубиться в недра земной мантии еще больше. Они-то первыми и напоролись на загадочное нечто, которое «делало» из людей «черти что», в чем смогла убедиться прибывшая сюда с аварийной спецкомиссией эпидемиолог Анна Федорова, которой пришлось обследовать одну из «видоизмененных» сотрудниц, пришедшую прямиком «из Ада».
Стоит сказать, что тут не обошлось без зомби-служащих, в которых пришлось палить из «Калашей» прямо из вертолета сквозь иллюминаторы, а также без идиотов-профессоров, обеспечивших лифту путь только вниз.
Ну и еще без много чего, что напрямую отсылает нас то к кэмероновскому «Нечто», то к пол-андерсеновскому «Сквозь горизонт», то к Ридли-скоттовскому «Чужому».
Для справки, это была хоть и глубокая, но самая обычная скважина, диаметр которой у поверхности был чуть меньше метра, а на глубине и вовсе сужался до 20 сантиметров.
Но в другой реальности, как мы видим, все обстояло намного сложнее, шире и интереснее.
Яга. Кошмар тёмного леса 4.64
Поднатужившись, троица отечественных сценаристов – Святослав Подгаевский, Наталья Дубовая и Иван Капитонов выдали нам правдивую историю о том, кто на самом деле такая эта Баба Яга из сказок, о чем и поведали широкой публике в очередном российском фильме ужасов 2020-го года.
Оказывается, это какая-то отвратительная ведьма, которая жила на границе миров и практиковала похищение детишек. Понятное дело, что она занималась киднепингом ради пропитания. Только питалась она не плотью. Она «пожирала их души», в то время, как даже сам Сатана их не ест, а всего лишь для чего-то там коллекционирует.
И, да, один важный нюанс. После того как ведьма похищала ребенка, родители о нем тут же забывали, будто бы его у них никогда и не было, чем она подозрительно напоминала инопланетян из фильма «Забытое» (2004) с Джулианной Мур. Ну да ладно.
Конечно же, в конце концов, ведьма напоролась на одного из детишек, которого из-за поразительной светлости его души она сожрать не сумела. Более того, он сделал так, что она отныне осталась запертой в мире мертвых. Но когда это кого-то из потусторонних «плохишей» останавливало, правда?
В наши дни в окрестностях леса в здешнем населенном пункте поселяется семейная парочка с сыном и дочуркой. У сына Егора с отцом натянутые отношения, поскольку он терпеть не может мачеху, на которую папик променял умершую мать. Лишь к малышке-сводной сестренке у него душа лежит. Но об этом он пока никому не говорит.
Родители с дочуркой, почему-то, не справляются и решают взять няню, которая тут же начинает выписывать перед Егором паранормальные кренделя, загадочным образом пудря родителям головы и превратив папашу в своего тупого марионеточного шестерку.
А в один прекрасный день он обнаруживает, что его сводная сестричка исчезла. Вместе с ней загадочным образом исчезли все напоминания о ней. Нет ни детской кроватки, ни одежды, а в мозгах родителей стерты все воспоминания о дочери. О ней каким-то загадочным способом теперь помнит лишь Егор.
Понятное дело, смелый парень пускается на поиски сестрицы. И первым подозреваемым в его списке идет идиотская и пугающая его до чертиков, няня. Которая, как оказалось, еще и училка по музыке его новой подружки.
Будет, конечно, жутковато, но одно непонятно. Зачем, если у тебя такие способности пудрить людям мозги, сразу не воровать младенцев, а долгое время ломать комедию со всякими пугалками, самовключающимися пылесосами и пр.?
Атакан. Кровавая легенда 3.85
Очередная история про поход очередных идиотов в подземелья очередного мегаполиса с целью отыскать в них нечто реликтово-раритетно-артефактное, которое может доказать особо неверующим в оккультную силу неких вещей способность этих вещей быть оккультно сильными вещами.
В роли «очередных идиотов» тут выступает группа под предводительством институтского преподавателя-историка Дмитрия Митина, его почитательницы – студентки Норы и кучки совсем уж балбесов, которые поперлись вслед за этими двумя, якобы, чтобы поприкалываться, а на самом деле для того, чтобы нечистой силе было кого на тот свет изощренно отправлять, то бишь, для пушечного мяса.
В роли «реликто-раритетно-артефактного нечто» здесь выступает древний жертвенный камень под названием Атакан, заляпанный кровью поколений и, как оказалось, имеющий особо выдающиеся «аномальные способности».
Группе студентов скучать точно не придется. Особенно придуркам-приколистам.
Зачем их вообще смотреть
Наиболее положительной чертой наших хорроров является их визуальная составляющая, которой изо всех сил помогают наши пейзажи, разруха, безнадёга, захудалые деревни, пустые и разбитые дороги. Складывается ощущение, что вся страна – это идеальная локация для подобного рода жанрового кино. Также радует нестандартный подход к развитию сюжета, но тут, как правило, всё двояко. С одной стороны, есть чему порадоваться, наши фильмы ужасов имеют хороший иммунитет к штампам западного кинематографа, с другой – мы уже успели понаделать своих.
Если начало может быть интригующим, середина – как повезёт, то финал раз за разом скатывается в психоделический трэшак. В какоq-то мере это дань традиции, но прежде чем рассуждать об этом, нужно посмотреть на хронологию развития этого жанра. Всю историю фильмов ужасов в нашей стране можно разделить на 3 условных волны.