Художественный руководитель цыганского театра «ромэн» николай сличенко ушел из жизни
Содержание:
Истинное счастье
В интервью Николай Сличенко поделился интересным фактом: первая встреча с Тамиллой заставила впасть в безумное полуобморочное состояние. Добиваться расположения красавицы пришлось пять лет. А когда молодые люди объяснились, то артисту показалось, что он полетел на крыльях.
К слову, Тамилла – азербайджанка по национальности. И в этом браке, по признанию знаменитости, он стал немного азербайджанцем, а Тамилла – наполовину цыганкой.
Супруги смогли пронести любовь сквозь годы. У пары появилось трое детей. Дочь Сличенко назвал в честь любимой женщины Тамиллой. А затем любимое имя досталось и внучке.
В семье двух ярких артистов не стоял вопрос о ревности или недоверии. Интересный факт Николай Сличенко комментировал: «Если две половинки действительно друг друга находят, на этом, как правило, все суетное и заканчивается: нет ни проблем, ни вопросов…» А когда при нем стали произносить популярное в «нулевые» утверждение про любовь, которая живет три года, то Сличенко морщился от недовольства, уверенный, что с годами чувства только сильнее. «Семья для меня – самое дорогое в моей жизни», – признавался актер.
2 июля 2021 года артиста, певца и художественного руководителя «Ромэна» не стало. «Память о нем мы навсегда сохраним в наших сердцах», – говорится в публикации на сайте театра, которому Николай Алексеевич отдал 70 лет.
Личная жизнь
Знакомство с Николаем Сличенко Сетара помнит как сейчас: она собиралась на киносеанс в компании отца, когда мимо прошла группа цыган, из которой выделялся один — красивый, статный, с горящими глазами. Он сразу заприметил молоденькую красавицу и не отставал ни на шаг. Когда девушка осталась одна, парень перешел в наступление.
Несмотря на то что Сетара воспитывалась в строгости, устоять под напором ухажера не смогла и согласилась на встречу в тот же вечер. Николай повел девушку на экскурсию в театр «Ромэн», где играл Дмитрия в постановке «Грушенька» по мотивам повести Николая Лескова «Очарованный странник».
Сетара Казымова и бывший муж Николай Сличенко (кадр из шоу «Прямой эфир»)
Поцеловать себя Казымова не разрешила, и они год встречались, не позволяя себе лишних нежностей. В 1952 году состоялась свадьба, после которой Сетара взяла фамилию мужа. В этом браке родился сын Алексей, но постепенно отношения супругов разладились. Причиной стала новая любовь Сличенко — Тамилла Агамирова, служившая в том же театре.
Развод состоялся в 1960 году, с тех пор артист вступил в новый брак, где нажил еще троих детей, а Сетара Ахмедовна так и не устроила личную жизнь. Сын Алексей также связал свою биографию с театром «Ромэн», но в будущем принес родителям немало проблем.
Фильмы
Широкая известность пришла к Николаю Сличенко после появления на экране. В фильмографии артиста не так уж много ролей в кино, так как театр в творчестве цыганского певца доминировал. Но эти киноработы достойны внимания. Впервые на большом экране Сличенко появился в 1958 году в картине совместного советско-югославского производства «Олеко Дундич», описывающей деятельность сербского революционера против белогвардейцев. Николай Сличенко исполнил роль цыгана. В фильме также сыграли Валентин Гафт, Михаил Пуговкин.
Николай Сличенко в фильме «Свадьба в Малиновке»
В этом же году артист засветился в киноповести «Трудное счастье», где опять исполнил роль соотечественника. Сюжет охватывал события Гражданской войны, главного героя – цыганенка Николая Нагорного, который отбился от табора, сыграл молодой Михаил Козаков. В 1960 году состоялась очередная встреча звезды цыганского театра со зрителями с экрана кинотеатров. На этот раз Сличенко появился в фильме «В дождь и в солнце».
Следующую роль Николай получил в 1967 году. Уже популярного актера утвердили на роль красного конника Петри в кинокомедии «Свадьба в Малиновке». Фильм принес создателям успех, заняв второе место в прокате года, а через год на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде картина получила премию в номинации «лучший комедийный ансамбль года». Фильм разобрали на цитаты, фото актеров, снявшихся в кинокомедии, Владимира Самойлова, Людмилы Алфимовой, Евгения Лебедева, Зои Федоровой, Михаила Пуговкина, Николая Сличенко еще долго украшали обложки журналов о кинематографе.
Николай Сличенко в фильме «Мой остров синий»
В 1972 году состоялась премьера музыкального фильма «Мой остров синий», где Николай Сличенко выступил режиссером и исполнителем главной роли. В 1986 году артист участвовал в создании фильма-спектакля «Мы – цыгане», где снялись также все актеры театра «Ромэн». В 1998 году Сличенко последний раз появился на большом экране в музыкальной картине «Военно-полевой романс», созданной в формате «Старых песен о главном». Выпуск был посвящен песням, звучавшим на дорогах войны.
В начале декабря 1998 года на столичной Площади звезд появилась именная звезда Николая Алексеевича Сличенко. Это событие оказалось ярким подтверждением всенародного признания таланта артиста и праздником для цыган.
Сын Николая Сличенко – Алексей
Как уже было упомянуто ранее, у актера всего трое детей. Двое сыновей и дочь. Самым старшим из детей стал сын Николая Сличенко – Алексей, который родился в первом браке. Тот, впрочем, продлился недолго, но, тем не менее, Николай очень любит своего сына, с которым ни разу не прерывал связь, даже невзирая на развод с его матерью. К большому сожалению, известно об этом уже взрослом мужчине достаточно мало. Он уже обзавелся собственной семьей. Но о ней ничего не известно.
Сведений о том, чем он занимается, тоже нигде нет. Известно лишь то, что актером, как отец, он не стал. В сети можно отыскать лишь несколько его фотоснимков.
Николай Сличенко: Наша с Тамилой любовь – небесное дело
«НИКОГДА НЕ СДАВАЙТЕСЬ»
— Николай Алексеевич, какая ключевая вещь определяет вашу жизнь?
— Убеждение, что нельзя сдаваться ни при каких обстоятельствах. Надо держать себя, жить и радоваться.
— Вы прямо как Черчилль, который тоже говорил «никогда не сдавайся».
— Я не знаю, что там говорил Черчилль, но установка «не сдаваться» сама по себе дает настроение и силы.
— А чем еще, кроме этого девиза, вы поддерживаете силу духа и, что так же важно, силу тела? Гимнастика, диета? А может, вы с утра поете?
— Любовью – разве не она единственная дает человеку силу и духа, и тела? Конечно, сила моя – это моя семья: у меня семь внуков, две правнучки и даже один праправнук уже есть! Сила – мой театр, где я работаю уже 64-й год. Моя дочь Тамила – она киносценарист. И моя любимая жена — мы уже отпраздновали 55 лет нашей общей жизни.
«К СВОЕЙ ЛЮБВИ МЫ ШЛИ ПЯТЬ ЛЕТ»
— Потрясающе! И это при том, что история вашей любви с Тамилой Суджаевной – тайна. Известно лишь то, что ваша жена тоже артистка театра «Ромэн»…
— Да, в театре мы и встретились 62 года назад. Она уже была артисткой, когда я туда только пришел. Понравились мы друг другу – это не то слово. Так и не расскажешь. Я как в обмороке был, когда ее увидел. Еле-еле пришел в себя. Пока приходил – понял, что без нее мне нет жизни больше. Так все и началось. Шли мы к своей любви пять лет.
— Вы на колени встали – Тамила, будь моей?
— Ох, все было! И на колени вставал. Мое счастье и спасенье, что я ей тоже приглянулся. Я вроде ничего так был, внешне-то. А так и не знаю, чем бы кончилось. Когда встречаются двое, кому еще до рождения уготовано в жизни встретиться, это, я убежден, дело небесное, и прятаться от этого бессмысленно.
— Так что же — были ясные признаки того, что это свыше вам дано?
— Это сразу не бывает ясно, только потом, глядя назад, видишь – вот, было же знамение. Конечно, были моменты. Когда я еще только-только вздыхал по ней, помню, летели на гастроли и я как бы невзначай, как бы от тесноты, присел в самолете на ручку ее кресла. Меня оттуда тут же согнала стюардесса, а потом, спустя время, Тамила мне призналась: «Помнишь, в самолете? Я знала, я сразу поняла, что рядом присел мой муж, я увидела всю нашу жизнь». Как это понять? Не знаю. Сейчас говорят, что это особая любовная химия, которая тобой управляет помимо сознания. Но я все-таки думаю, что это великое небесное дело. Я — цыган, а Тамила моя – азербайджанка, — вот такое неслабое сочетание. Хотя сейчас я уже не понимаю, кто я больше — цыган или азербайджанец. И жена не понимает, кто она – может, уже и цыганка совсем. Когда находят люди друг друга, они становятся одним целым.
— А говорят, что любовь с годами тает!
— Ничего подобного – она еще сильней становится.
«ДО СИХ ПОР НЕ ПОНИМАЮ, КАК ВЫЖИЛ»
— А что вас волнует больше всего прямо сейчас?
— То, что количество добра, точнее, доброты в мире катастрофически уменьшается. Что-то человек в последнее время потерял. Люди затевают какие-то разборки, в которых гибнут невинные дети. Я понимаю и принимаю стремление посоветоваться, разобраться, но категорически не принимаю крепнущее в последнее время желание навредить друг другу. Надо опомниться.
— У вас потрясающая линия жизни — вы стали тем, кто вы есть сейчас, без всяких связей, без стартового пинка от богатого папочки. Вы действительно из простой семьи, как говорят?
— Это абсолютная правда. Но это долгая история – в двух словах не расскажешь, это как снова жизнь прожить. Я же ребенок войны. Война, понимаете? У мамы нас четверо маленьких, я старший из них. Папу арестовали фашисты. Потом расстреляли. И мы все это видели. Разве это можно вот так просто рассказать? Когда закончилась война, мама меня одного отправила в цыганский колхоз, потому что есть было нечего, и бабушка умирала от голода на наших глазах. Я до сих пор не понимаю, как я выжил. Как дал Бог мне эту дорогу жизни? Меня, мальчишку неграмотного, колхоз, как-то собрав по копейке на билет, отправил в Москву. Я приехал – и представьте, что со мной было? Ясно же, что жил я не в отелях-гостинцах (я и слов таких не знал), а на вокзале приходилось ночевать. Но тем не менее меня приняли. И с тех пор я живу с ощущением, что театр — это моя жизнь и ничего другого нет. Я и сейчас уверен, что без посвящения себя своему делу, ничего не будет. И Тамила моя такая же, упорная – она народная артистка России, закончила два института. Но наши институты были потом, а сначала мы несколько лет сидели вместе за одной партой в школе рабочей молодежи. Когда вместе – это большое дело, скажу я вам. То, что я пережил – мне до сих пор кажется, что так не бывает. Как будто это сон мне приснился. «Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?..»
Признание[ | ]
Почётные звания
- Заслуженный артист РСФСР (10 января 1968 года) — за заслуги в области советского театрального искусства
- Народный артист РСФСР (15 мая 1975 года) — за заслуги в области советского музыкального искусства
- Народный артист СССР (11 августа 1981 года) — за большие заслуги в развитии советского театрального искусства
Награды
Государственные награды СССР
- Государственная премия СССР (1987) — за постановку и исполнение роли в театрализованном представлении «Мы — цыгане» в МЦТ «Ромэн»
- Орден Дружбы народов (26 декабря 1984 года) — за заслуги в развитии советского театрального искусства и в связи с пятидесятилетием со дня рождения
Государственные награды Российской Федерации
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (27 февраля 2020 года) — за выдающиеся заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (27 декабря 2004 года) — за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 декабря 1994 года) — за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, культуре, искусстве, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами
- Орден Почёта (24 декабря 2009 года) — за большие заслуги в развитии отечественного театрального и музыкального искусства, многолетнюю общественную деятельность
- Орден Дружбы (25 декабря 2014 года) — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
- Благодарность Президента Российской Федерации (23 декабря 2001 года) — за большие заслуги в области театрального искусства
Премии и общественные награды
Президент России Дмитрий Медведев награждает Николая Сличенко орденом Почёта
- Премия Правительства Российской Федерации 2013 года в области культуры (23 декабря 2013 года) — за создание спектакля «Мы — цыгане»
- Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства (в области театрального искусства) (17 августа 2001 года) — за спектакль «Таборные игры» в Московском цыганском театре «Ромэн» .
- Орден «За заслуги перед Отечеством и казачеством» I степени
- Орден «Меценат»
- Орден «Честь и достоинство Нации»
- Орден «Великая победа»
- Орден «Служение искусству»
- Орден Петра Великого I степени
- Орден «За возрождение России, XXI век»
- Орден Михайла Ломоносова (АБОП)
- Орден Святого Владимира с мечами (АБОП)
- Знак ордена Св. Александра Невского «За труды и Отечество»
- Золотая звезда «Честь, гордость и слава России» (АБОП)
- Орден Первопечатника Ивана Фёдорова (2008) Общественного фонда «Первопечатника Ивана Фёдорова»
- Премия «Овация»
- Премия России «За труды и Отечество»
- Премия имени Михайла Ломоносова
- Диплом фестиваля «Московская театральная весна» — за спектакль «Грушенька» И. Штока по Н. Лескову (1972)
- Первая премия фестиваля «Московская театральная весна» — за роль Голованова в спектакле «Грушенька»
- Премия фестиваля «Московская театральная весна» — за спектакль «Мы — цыгане» (1976)
- Первая премия фестиваля «Московская театральная весна» — за роль Непоклонова в спектакле «Непоклонов» по пьесе Н. Мирошниченко
- Премия Министерства культуры РФ — за спектакль «Братья» по пьесе З. Тоболкина (1981).
4 декабря 1998 года на площади Звёзд Эстрады в Москве заложена именная звезда Николая Сличенко.
Имя Николая Сличенко присвоено одной из звёзд в созвездии Тельца.
Театр
Однажды Николай Сличенко пошел на авантюру, в которой его поддержал наставник и ведущий актер «Ромэна» Сергей Шишков. В 1952 году театр гастролировал с блестящей постановкой «Четыре жениха». Шишков играл главного героя Лексу. Сличенко, давно изучивший тексты ролей и втайне отрепетировавший главную, упросил Сергея Федоровича «заболеть». Тот согласился и уступил талантливому ученику «своего» Лексу.
Так Николай Сличенко дебютировал в первой главной роли, сразу принесшей артисту признание и ставшей трамплином для дальнейшей карьеры. Вскоре ему предложили роль Дмитрия в драматическом спектакле «Грушенька» по повести Николая Лескова. Сличенко сыграл блестяще. Вместе с ним на сцене появились ведущие артисты «Ромэна» Ляля Черная и Иван Ром-Лебедев.
Николай Сличенко, жена Тамилла Агамирова, дочь Тамилла Сличенко и сын Петр Сличенко
С этого момента актера начали вводить во многие спектакли театрального репертуара. Николай Сличенко сыграл Чанго в телевизионной постановке «Сломанный кнут». Потом ему досталась роль возрастная — дедушки в спектакле «Плясунья».
Играя на сцене, причем успешно, молодой актер понимал, что без образования не обойтись. Николай Алексеевич много читал и посещал вечернюю школу. Без отрыва от работы в «Ромэне» Сличенко поступил в ГИТИС, выбрав режиссерский факультет. Он попал на курс Андрея Гончарова и в 1972 году получил диплом о высшем образовании.
В годы учебы артист сыграл множество заметных ролей в родном театре. Дебютной самостоятельной работой оказался Василь в постановке «Цыганка Аза». Потом были роли Марко в «Дочери шатров», Николая Алексеевича в «Родился я в таборе», Барбаро в «Горячей крови», Яшки-короля в «Кабачке “Макрель”». В качестве режиссера поставил ряд спектаклей, самые яркие из которых — «Мы — цыгане», «Непоклонов», «Огненные кони», «Птицам нужно небо» и «Графиня-цыганка».
Особое место в творческой биографии Сличенко занимает песня. Николай Алексеевич пел с детства. Попав в театр, юноша часто вспоминал услышанные возле костра цыганские песни и романсы. Исполнял музыкальные композиции мастерски, заставляя слушателей пережить за несколько минут жизнь героя. Больше всего слушателям запомнились в исполнении певца композиции «Письмо матери», «Очи черные», «Ах, ручеек, ручеек» и «Гитара семиструнная».
Николай Сличенко в молодости В ноябре 2021 года с аншлагом прошел 2222 показ спектакля «Мы — цыгане», премьера которого состоялась 40 лет назад. Постановка официально зарегистрирована в Книге рекордов Гиннесса в категории российского спектакля-долгожителя. Николай Сличенко, постановщик спектакля, и сейчас участвует в нем в качестве исполнителя ведущей роли.
Артист преодолел кризис, связанный с ухудшением здоровья, который произошел с ним летом того же года, и продолжил выступать с любимой труппой. О других болезнях мастера журналистам ничего не известно. До сих пор Сличенко сохраняет достойную своего возраста форму и стать — при росте 183 см его вес достигает 85 кг.
Сегодня новости из его театральной жизни по-прежнему связаны с родным «Ромэном». О мероприятиях творческого коллектива поклонники узнают со странички в «Инстаграме», где размещены видеоматериалы с концертов, фото артистов.
Николай Сличенко и труппа театра «Ромэн» В конце 2021 года в театре «Ромэн» состоялся праздничный концерт, посвященный 85-летию его художественного руководителя. Актера и режиссера пришли поздравить не только артисты творческого коллектива, друзья и родственники, но и звезды российской эстрады. Среди гостей вечера были Ольга Янковская, Николай Сергиенко, Лев Лещенко.
Про военное детство и юность Николая Сличенко
Родился будущий руководитель театра «Ромэн» в Белгородской области за семь лет до Великой отечественной войны в цыганской семье. Родители Николая были сэрвами: это большая этническая группа цыган, которые в давние времена пришли в Россию и на Украину из Румынии и Сербии. Сэрвы всегда отличались от других цыган тем, что проще приспосабливались к новым условиям, часто становились оседлыми, даже много сэрвов служило в царские времена в казачьих войсках. Именно сэрвы заложили основу культуры русских цыган.
В предвоенное время принадлежность к цыганскому роду не доставляла мальчику огорчений: семья вела оседлый образ жизни, родители трудились в одном из Белгородских колхозов. Но вот грянула Великая Отечественная, в родной край мальчика пришли фашисты. Как рассказывал Сличенко в интервью, поначалу немцы никого не трогали, потом началось уничтожение евреев. Николай Алексеевич вспоминает, что его отец спас одного еврея (припоминает, что его звали Саша».
А потом пришла очередь и цыган… В памяти артиста сохранилась ужасная сцена, когда людей сгоняли, как скот, в большие группы, и расстреливали. Отца Сличенко сначала ударили прикладом по голове, потом выстрелили в голову. Это произошло на глазах матери Николая и ее четверых маленьких детей.
После войны Николая отправили в один из колхозов в Воронежской области. Колхоз был не простой, а полностью цыганский, и как вспоминает Сличенко сейчас, он был там в каждой семье как родной сын: «Я трудился, как мог, и все мне помогали, заботились, подкармливали, так же, как своих детей».
Удивительный случай произошел с юношей Николаем, когда он жил в этом колхозе. С другом-украинцем они разбирали в сарае мусор, искали дрова: на вес золота была каждая щепка, чтобы топить дом и не замерзнуть. Друг вытащил из кучи хлама грязную доску и собрался ее рубить. Как рассказывал позднее Николай, будто что-то кольнуло его в сердце, и он попросил доску отдать ему. Товарищ по-украински ему сказал: «Ты шо! Батько мене убье, дрова нужны!» Но Николай настоял на своем, отобрал доску и принес ее домой. Дома родственница начала кусок дерева чистить, и… из-под грязи показался лик Божьей матери! Почистить полностью не получалось – дерево было залито мазутом, и в таком виде повесили на стену. Через несколько дней икона Знаменской Божьей матери (это оказалась она) засияла всеми красками.
Николай Сличенко в молодости
В тяжелые, голодные годы после войны молодежь все равно находила время, чтобы повеселиться: цыгане колхоза собирались по вечерам, пели и танцевали. Старшие сказали юноше, который уже тогда выделялся чистым звонким голосом и артистичностью: «Есть, Коля, в Москве такой театр, «Ромэн», там наши выступают, поехать бы тебе туда, попробовать свои силы». Когда Николай окончил школу, цыгане-родственники и соседи скинулись, собрали полмешка пшеницы, продали его, и на эти деньги Сличенко купил билет в Москву.
Любовь на всю оставшуюся жизнь
Важное событие в личной жизни Николая Сличенко произошло в конце 50-х годов, когда он познакомился с Тамиллой Агамировой, окончившей Бакинский театральный институт. Впервые она пересеклась с театром «Ромэн», когда приехала в Свердловск с концертами, где гастролировали московские цыгане
Тамилла попалась на глаза легендарной Ляле Черной. К тому времени Агамирова уже снималась в кино. Ее графиня Ильтисидора из «Дон Кихота» запомнилась зрителям. По приглашению Черной Тамилла начала работать в театре «Ромэн».
Тамилла Агамирова в фильме «Дон Кихот»
У красивой азербайджанки была царская стать и цыганский характер. Она выглядела величественно и сияла внутренним светом. Коллеги выделяли в актрисе женственность и утонченную грацию, которые соединялись в ней с таинственным восточным величием. Агамирова была пластичной и музыкально одаренной девушкой. Она прошла хорошую актерскую школу и к приходу в «Ромэн» уже считалась состоявшейся звездой, за плечами которой был определенный творческий багаж. Тамилла блистала в современных пьесах и древнегреческих трагедиях. Через некоторое время она стала примой цыганского театра и продолжала сниматься в фильмах. Ее повсюду окружали поклонники, одним из которых был Сличенко.
Жена Николая Сличенко Тамилла Агаларова
Очень скоро Тамилла стала главной женщиной в личной жизни Николая, который бросил первую супругу с ребенком и связал свою судьбу с Агамировой. Сличенко младше жены на шесть лет.
Театр выделил молодоженам крохотную комнатушку в коммунальной квартире. Свадьба прошла очень скромно, так как зарплата актеров тогда не позволяла пировать.
Николай и Тамилла – необычная пара. Сличенко можно назвать упорным, жизнелюбивым и обаятельным человеком, а у его сдержанной жены – прекрасные манеры и аристократическая внешность. Она окончила театральный институт, а ее муж даже не получил аттестат о полном среднем образовании.
Именно Тамилла настояла на том, чтобы Сличенко занимался в вечерней школе. Для поддержки любимого Агамирова сидела с ним за одной партой.
Супруга Николая – необыкновенная женщина, которая поражала всех своей красотой.
Красивая и утонченная жена Николая Сличенко продолжала сниматься в кино и выходить на театральную сцену. Часто она играла с супругом в одних спектаклях.
Тамилла Агамирова и Николай Сличенко
Когда Николай уезжал на съемки, то скучал по Тамилле. Как-то ему предложили выступить с концертами за рубежом, но он сказал, что поедет туда только с женой.
Жена родила мужу сына Петра Сличенко, а позже – второго мальчика Алексея. Также у пары есть старшая дочь, названная в честь матери.
Воспитанием детей Николай Сличенко и Тамилла Агамирова занимались вместе, как и налаживанием семейного быта. У каждого из них свои домашние обязанности. У семьи есть собственная дача, где супруги построили дом и посадили сад.
Тамилла Агамирова и Николай Сличенко
Ежегодно в честь дня рождения жены Николай украшает их квартиру сиренью – любимыми цветами супруги.
Венчание Николая и Тамиллы состоялось, когда им перевалило уже за пятьдесят.
Сегодня жена Николая Сличенко – видный общественный деятель. Они с мужем вначале нянчились со своими внуками, а теперь души не чают в правнуках.
Тамилла Агамирова и Николай Сличенко
В 2017 году художественный руководитель театра «Ромэн» попал в клинику с неврологической болезнью сердца. Два месяца он находился в тяжелом состоянии, но ему удалось выздороветь. Жена и дети Николая Сличенко постоянно его навещали и поддерживали. Сегодня он снова руководит родным театром и дает концерты.
Детские и юношеские годы
Николай Алексеевич появился на свет 27 декабря 1934 года, а вот в каком городе или деревне, точной информации нет. По одним источникам – в Белгородской области, по другим – в Харьковской.
Когда началась война в семье Сличенко подрастало четверо ребятишек, мал мала меньше. Отца расстреляли немцы, мама всеми правдами и неправдами добывала продукты, чтобы прокормить детей. А вот бабушка умерла от голода.
В 1943-м году Николай, по настоянию матери, уехал к дальним родственникам в Воронежскую область, стал работать в цыганском колхозе «Лоло Октябрь». В свободное время все собирались гурьбой и пели старинные песни, звонкий голос Сличенко очень сильно выделялся. Однажды седой цыган одно из самых многочисленных этнических меньшинств в Европе, слой этнического населения общего индийского происхождения, покуривая трубку, произнес: «Ромалэ, надо помочь парню, отправить в Москву. Пусть станет артистом!». Каждый колхозник принес немного пшеницы, её продали и купили Коле билет в один конец.
кадр фрагмент кино- или видеоряда, отдельное изображение или отрезок киноплёнки из спектакля «Цыганка Аза». 1956 год, Николай Сличенко — Василь, Ольга Петрова — Аза ( http://www.shansonprofi.ru)
В то время театр «Ромэн «» — московский музыкально-драматический театр, основанный в 1931 году Иваном и Георгием Лебедевыми» находился в крохотном зале в Гнездниковском переулке (Пушкинская площадь). Юношу сразу приняли в коллектив, сначала давали небольшие роли село на Украине, находится в Шаргородском районе Винницкой области, но со временем он стал ведущим артистом многозначный термин.