Биография актера алексея смирнова

Возвращение на сцену

Алексей вернулся в Ленинград и в театр Музкомедии, где прослужил следующие 6 лет. Его работа в театре началась с массовок. Потом последовали роли второго плана, исключительно комедийного характера. Зритель встречал появление Смирнова на сцене с восторгом, но актеру хотелось серьезных драматических ролей…

Жил Алексей вместе с матерью в двух комнатах той же коммунальной квартиры, которую получил еще его отец. Имея такие военные заслуги, Смирнов без особого труда мог бы улучшить свои жилищные условия, но ему претило обивать пороги чиновничьих кабинетов. Он никогда не рассказывал ни о войне, ни о своих наградах.

После смерти младшего сына, здоровье Анны Ивановны сильно пошатнулось и она нуждалась в постоянном уходе. Поэтому в 1952-м году Смирнов был вынужден уйти из театра из-за частых гастролей и поступил на службу в Ленгосэстраду.

Последние годы и смерть артиста

Алексей Макарович вёл замкнутый образ жизни. Этому способствовало серьёзное заболевание мамы Анны Ивановны, в последнее время состояние заметно ухудшилось. Женщина постоянно находилась в помутнённом сознании, никого не узнавала. Актёру даже пришлось отдать её в дом престарелых. Эта ситуация угнетала Смирнова.

Эти события привели к тому, что и у артиста начались проблемы со здоровьем. К тому же на фоне всего появилось пристрастие к алкоголю, он начал частенько выпивать.

Отчего умер актёр непонятно до сих пор, есть две версии произошедшего. По первой, она же официальная, причиной смерти стало ишемическое заболевание сердца. Перед трагическим финалом Смирнов долгое время лежал в больнице, проходил лечение. Именно в это время погиб в автомобильной аварии его хороший товарищ Леонид Быков.

Страшное известие о гибели любимого режиссёра стало ударом, сердце заслуженного артиста просто не выдержало.

Многие верят во вторую версию, которую озвучил доктор Алексея Макаровича. Врач рассказывал, что даже во время госпитализации Смирнов не отказался от вредной привычки и тайно выпивал. Именно лишняя рюмка коньяка спровоцировала уход актёра из жизни.

Похороны артиста театра и кино прошли в Санкт-Петербурге. Попрощаться с Алексеем Макоровичем пришли только близкие люди. Могила актёра находится на Южном кладбище, там же захоронена и Анна Ивановна.

На памятнике, который был установлен спустя много лет, изображён артист в образе своего героя – механика Макарыча. Смирнов завещал, чтобы во время похоронной процессии музыканты исполняли вальс «На сопках Маньчжурии». Но о его последнем желании узнали гораздо позже, помешал замкнутый образ жизни.

Война в жизни актера

Алексей Смирнов не успел сняться больше ни в одном спектакле, так как вскоре его забрали в армию для прохождения срочной службы. Так он встретил начало Великой Отечественной войны. В те страшные годы он служил сначала командиром огневого взвода, позднее был назначен командиром артиллерийской батареи.

Известно, что Алексей Смирнов, молодой актер, во время войны был разведчиком и много раз ходил в тыл неприятеля. Благодаря его действиям было уничтожено несколько опасных подразделений противника, были освобождены город Староконстантинов и деревня Эйхенрид.

Его боевые товарищи вспоминали, что Алексей Макарович был человеком мужественным и решительным. Он на войне совершал настоящие подвиги. Так, чтобы поднять боевой дух своих товарищей, Алексей Макарович в одиночку бросился в атаку против 40 фашистов. Известно, что Алексей Смирнов, фото которого представлены в этой статье, смог выбраться даже из окружения, когда неожиданно попал в него, находясь в разведке. При этом он смог захватить с собой еще и несколько фашистов. Известно, что он смог на себе переправить через реку миномет.

За проявленную храбрость и мужество Смирнов Алексей Макарович был награжден и несколькими орденами, и медалями. Но всю последующую жизнь он никогда не рассказывал о своих наградах, считая, что он просто выполнял свой долг, как и многие другие защитники.

Скромный актер Алексей Смирнов, биография которого насыщена событиями, встретил победу в звании гвардии старшина, но в это время он был уже в запасе, так как в одном из боев был ранен, контужен, и впоследствии его комиссовали.

На него кинулась толпа агрессивных мужчин, и Юрий понял – роль сыграл великолепно

Еще до съемок в сериале «Вечный зов» Юрий Смирнов был известным и востребованным актером. Но по-настоящему всенародную славу ему принесла роль Петра Полипова в упомянутом сериале. Вот только сыграл Юрий Николаевич отрицательного персонажа – карьериста и предателя. Именно поэтому Смирнов оказался единственным актером, который не получил награду за работу в сериале «Вечный зов».

Но именно Полипов запомнился зрителям сильнее всего, так как Смирнов просто великолепно его сыграл, настолько хорошо, что его оскорбляли незнакомые люди на улице, продавцы отказывались пробивать товары в магазине, а однажды на него кинулась агрессивная толпа мужчин. Юрий Николаевич настолько реалистично передал зрителям своего персонажа, что люди просто забыли, что перед ними актер, а не тот самый Петр Полипов. Единственное, что тешило Смирнова, осознание того, как хорошо им была сыграна роль.

Сын Андрея Смирнова: Все папины дети бегали ему за водкой

Режиссер Алексей Смирнов дал интервью о своей работе в кино, рассказал об учебе во ВГИК и отношениях в семье.

23-летний режиссер Алексей Смирнов – поздний и единственный сын народного артиста России Андрея Смирнова (режиссер «Белорусского вокзала»). Ему было 50, а его жене Елене Прудниковой 42, когда у них родился долгожданный наследник.

У Алексея три старшие сестры: сводные Авдотья и Александра от актрисы Натальи Рудной и родная Аглая. Самая известная из них – режиссер, сценарист и телеведущая Дуня Смирнова.

«У него множество снимков голых женщин»

– Алексей, решили продолжить династию и пошли на режиссуру?

– Отец мечтал, чтобы я ни в коем случае не занимался кинематографией! Он хотел видеть меня ученым, математиком, на худой конец – композитором. И я стал востоковедом. А во ВГИК пошел из-за Сергея Соловьева. Очень хотел учиться именно у него. После экзамена по древнекитайскому было уже ничего не страшно.

– Соловьев знал, чей вы сын?

– Конечно, они с отцом давние друзья. Но мы не сразу нашли контакт. Сергей Александрович несколько раз умолял меня «уйти по-хорошему», обещал нанять киллера, в результате я стал очень внимательным к деталям и спокойным как слон.

Однажды он заставил меня 13 раз полностью переписать сценарий. Каждый раз он не оставлял на моем тексте камня на камне, называл меня дураком.

Отец не выдержал и сделал работу за меня. Соловьев прочитал и закричал: «Чушь!» Отец звонит ему: «Сережа, так это же я написал!» «Чушь ты написал, Андрюша! Еще пиши!»

– С тех пор они, я полагаю, в ссоре?

– Нет. В конце концов мой требовательный наставник усадил меня в углу и заставил писать прямо в монтажной, где он работал над своим фильмом. И тогда я уставился на него и впервые заметил, какие у него потрясающие уши с огромными мочками, будто он персонаж скандинавской мифологии.

И я начал писать: «В кадре появляется ухо», затем добавил «черное», чтобы меня не уличили в том, что я пишу про ухо мастера. В студии у Сергея Александровича висит множество снимков голых женщин, он любит обнаженную натуру. Скоро выйдет в свет фотоальбом с его работами, которые он сделал за многие годы. Они меня тогда очень вдохновили.

И я сочинял дальше: «Появляется живот…» Такой бред мог быть написан либо под воздействием наркотических веществ, либо от отчаяния. Соловьев прочитал и сказал: «Вот это дело! Утверждаю!» Так родился мой фильм «Алмазная кожура».

Алексей Смирнов / Катерина Мигулина, Борис Кремер

«Актера нужно облизывать»

– Чему главному вы научились у Соловьева?

– Никогда не называть кино продуктом.

– А у своего отца Андрея Смирнова что взяли?

– Как бы отец ни отгонял меня от съемочной площадки, я с 14 лет работаю в кино: в сериале «Тяжелый песок» я набирал массовку в городе Щорсе. Я бегал по улицам и зазывал людей на площадку. Так набрал более 600 человек, на каждого надел порядковый номер и привел эту толпу, на удивление съемочной группы.

А на съемках в фильме моей сестры Дуни «Отцы и дети» самым любимым занятием у меня было вставать спозаранку, варить кофе и будить Фенечку (актрису Катю Вилкову) с чашечкой в руках. Я чувствовал себя значимым, даря ей с утра хорошее настроение.

Этому меня как раз и научил папа. Он любит повторять, что «актера нужно облизывать, чтобы он ни в чем не нуждался».

– У вас три старшие сестры. Расскажите о них.

– Самая моя любимая Дунькина картина – «Два дня». Дуня вычитала мой новый сценарий и дала много ценных советов, она всегда поддерживает меня.

– А с ее мужем Анатолием Чубайсом вы знакомы?

– Виделись пару раз. Он показался мне симпатичным.

– А чем занимаются ваши другие сестры?

– Аглая старше меня на 11 лет, она редактор на киностудии «Мармот» у Валерия Тодоровского. Моя сводная сестра Александра (ей 42) живет в Лондоне, работает в крупной компании, не связана с кино.

У отца пока двое внуков – дочка Аглаи Таисия и сын Дуни Данила.

– У вашей семьи есть традиции?

– Единственная традиция – все папины дети бегают ему за водкой.

Сын режиссера Алексея Балабанова, скончавшегося 18 мая, рассказал о выходе последнего фильма отца

Работа в театре

Восстановившись после ранения, Алексей Макарович вернулся в театр Музкомедии. Но режиссеры не рассмотрели огромного потенциала, заложенного в актере. Поначалу ему доставались незначительные роли, соответственно, зарплата тоже была небольшая.

Но артист всю ее тратил на лечение больной матери, которая после гибели на войне младшего сына, была немного не в себе. Отправляясь на гастроли, Смирнов не мог ее надолго оставлять одну, поэтому в 1952 г. сменил место работы. Он перешел на службу в «Ленгосэстраду».

Внушительная фигура артиста и добродушная улыбка сделали Алексея Макаровича любимцем публики

Спектакли с его участием проходили с аншлагом, взрослые и дети шли в театр на Смирнова. Вскоре он стал ведущим актером. За годы работы в театре Алексей Макарович сыграл немало значимых ролей, но практически все они были комедийными. Смирнов же в душе считал себя драматическим актером. Единственная серьезная роль артиста – Петр I в спектакле «Табачный капитан».

У актера был уникальный голос – грудной бас. Исполнителей с подобными способностями были единицы. Смирнову неоднократно предлагали сменить амплуа, но он до конца жизни оставался драматическим артистом.

Участие в ВОВ

Участие в войне заслуженный артист начал в звании командира, он командовал огневым взводом. А спустя время руководил целой артиллерийской батареей. Был Алексей и разведчиком на Украинском и Белорусском фронтах. Он не раз бывал на территории врага с важными миссиями.

Он и его товарищи уничтожили несколько вражеских подразделений. Смирнов участвовал в освобождении города Староконстантинов. А позднее захватывал немецкую деревню под названием Эйхенрид.

Алексей Макарович всегда был в центре событий, мог запросто кинуться первым в бой, чтобы воодушевить боевых друзей. На его счету несколько пленных, которых он взял, когда вырывался из окружения. За эти подвиги известный артист был награждён медалями и званиями.

Детство и юность

Ведущий актер питерского Александринского театра родился в подмосковном Клину в августе 1945-го. Трудовая биография Смирнова началась в сфере, далекой от искусства — Виктор работал стеклодувом на заводе, свободное время проводил в кружке художественной самодеятельности.

Виктор Смирнов в молодости

Театральное образование Виктор получил в Нижегородском, тогда еще Горьковском, театральном училище и по распределению пришел в Пензенский областной драмтеатр, которому отдал 10 лет жизни. На сцене этого театра Смирнов воплотил широкий диапазон ролей — Отелло в одноименной драме Уильяма Шекспира, Михая Груя в «Святая святых», Григория Мелехова в «Тихом Доне», Макара Нагульнова в «Поднятой целине».

Зачастую пьесы ставились в расчете именно на молодого, яркого артиста. Через пять лет работа Виктора Смирнова была отмечена званием заслуженного артиста РСФСР.

Виктор Смирнов в театре

В 1983-м Смирнов получил приглашение от Ленинградского Академического театра драмы имени Пушкина. Первая же роль в легендарном спектакле «Капитанская дочка», поставленном Ростиславом Горяевым, возвела Виктора в ранг ведущих артистов театра. Зрителям Смирнов полюбился в образах Дона Луиса в мольеровском «Дон Жуане», Скотинина в «Недоросли» по Фонвизину, Фамусова в «Горе от ума» Грибоедова и других.

Смерть

Алексей Смирнов вел замкнутый образ жизни. К этому привели усилившаяся болезнь матери, собственное ухудшение здоровья, а также начинавшаяся зависимость от алкоголя. Скончался актер 7 мая 1979 года. Существует несколько версий того, что именно привело к трагическому финалу жизни 59-летнего Алексея Смирнова.

По официальной версии, он находился в больнице из-за ишемической болезни сердца и в течение 2 недель восстанавливал здоровье. В день выписки он узнал, что в автокатастрофе погиб его друг Леонид Быков. Эта новость стала сильным ударом для актера, который он не выдержал.

По другой информации, он попал в больницу как раз после известия о гибели Быкова и не пережил этой трагедии. Третья версия исходит от главврача больницы и говорит о том, что актер втайне от докторов решил помянуть друга, и выпитая рюмка коньяка стала для него фатальной.

Могила Алексея Смирнова

Похороны Алексея Смирнова состоялись в ставшем родным ему Санкт-Петербурге. Его могила расположена на Южном кладбище, там же похоронена мать, которая скончалась двумя годами позже. На памятной доске размещено фото артиста в образе механика Макарыча. Позднее стало известно, что актер хотел, чтобы на его похоронах прозвучал вальс «На сопках Маньчжурии». Но из-за закрытого образа жизни артиста об этой просьбе узнали не сразу.

Долгие годы память об актере хранилась только в кинолентах с его участием. О нем не писали в газетах, могила не посещалась.

Памятник Алексею Смирнову

Только в 21-м веке люди отблагодарили великого артиста и героя войны, установив ему памятник в Харькове. Экспозиция представляет собой Алексея Смирнова в образе механика Макарыча из фильма «В бой идут одни “старики”». А в Санкт-Петербурге в 2011 году появилась мемориальная доска. В новом тысячелетии были сняты документальные ленты о жизни актера, одна из них — «Острова. Алексей Смирнов» вышла в 2012 году.

В память об Алексее Макаровиче был создан персональный сайт, на котором собраны все документальные материалы об артисте, размещены его военные фотографии. Здесь же представлены интересные факты из биографии звезды экрана, воспоминания его коллег и друзей.

Личная жизнь

Семейная жизнь Виктора Смирнова осталась вне пределов досягаемости для журналистов и поклонников. Хотя в Интернете поисковики выдают множество ссылок на источники, в которых идет речь о двух семьях. Первая — с журналисткой Лидией Квасниковой, в которой родился сын Илья, а вторая – с Тамарой Смирновой, матерью трех дочерей.

Виктор Смирнов

Однако ни одна, ни вторая женщина не имеют отношения к артисту Виктору Смирнову. В заблуждение вводят распространенные имя и фамилия актера. Обе приходятся женами писателю и сценаристу Виктору Васильевичу Смирнову, автору повести «Тревожный месяц вересень».

Фильмы

Владимира Смирнова приняли в труппу театра Ленинского комсомола. Молодой артист дебютировал в образе Заморыша в постановке «Сон в летнюю ночь». Два спектакля, в которых был задействован, попали на экраны. В одном из них — инсценировке романа братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» — Смирнов сыграл главную роль. Зрители увидели фильм-спектакль в 1965 году.

Владимир Смирнов в театре (кадр из фильма-спектакля «Корабли в Лиссе»)

Режиссер Александр Белинский сумел сохранить в комедийном фэнтези театральную эстетику 1960-х, а Владимир Смирнов прекрасно перевоплотился в ленинградского программиста, которому трудно остаться в рамках трезвого ума после встречи с чудом. В фильме-спектакле снялись Инна Слободская и Леонард Секирин, известный любителям «ментовских» сериалов производства киностудий Санкт-Петербурга.

В 1967-м состоялась премьера драмы «Первороссияне» по сценарию Ольги Берггольц. В картине, снятой киностудией «Ленфильм», появился и Владимир Смирнов. Главных персонажей фильма сыграли Владимир Честноков, Владимир Заманский и Лариса Данилина.

Владимир Смирнов (кадр из фильма «Понедельник начинается в субботу»)

После женитьбы и отъезда в Болгарию артист не изменил любимой профессии и поступил на службу в софийский Национальный молодежный театр. Вскоре талантливый лицедей и на этих подмостках доказал, что не зря выбрал актерский путь. Он блестяще сыграл Фигаро в «Севильском цирюльнике», Лукина в горьковских «Варварах», Пятеркина в «Вассе Железновой».

В Болгарии Смирнова оценили по достоинству, наградив Национальной премией. Владимира охотно снимали в кино. В 1970-х он появился на болгарских экранах в лентах «Прощайте, друзья!» (главная роль), «Самый лучший человек, которого я знаю», а также в двух иностранных проектах. В немецком драматическом сериале «Фронт без пощады» сыграл второстепенную роль, а в греческой ленте «Бордель» встретился на съемочной площадке с Мариной Влади. Драма вышла на экраны в середине 1980-х.

Владимир Смирнов (кадр из фильма «Прощайте, друзья!»)

Наибольший успех в Болгарии и России имела молодежная драма «Прощайте, друзья!», которую снял режиссер Борислав Шаралиев. В мае 1970 года картину показали в Болгарии, спустя год ее увидели российские зрители. Многие провели параллели с фильмом «Доживем до понедельника», сравнив Смирнова с Вячеславом Тихоновым. Владимир тоже сыграл школьного учителя, но не истории, а литературы.

Успехом у болгарских зрителей пользовались фильмы «Начало дня», «Русский консул» и «Удар». И все же Владимир Смирнов предпочитал съемочному павильону театральные подмостки, где он чувствовал себя комфортно и легко.

В 1985 году состоялась премьера приключенческого мини-сериала «В поисках капитана Гранта». Проект снимали на киностудиях двух стран — СССР и Болгарии. В Советском Союзе за экранизацию ленты отвечала Одесская киностудия, в Болгарии — «Бояна».

Владимир Смирнов в роли Жюля Верна (кадр из сериала «В поисках капитана Гранта»)

Режиссер Говорухин доверил Смирнову образ Жюля Верна. Главных героев сыграли Лембит Ульфсак, Николай Еременко, Тамара Акулова и Владимир Гостюхин. Натурой для съемок послужили пейзажи Болгарии, Крыма и Карачаево-Черкесии. Выезжали актеры и в Париж, где снимались кадры на берегу Сены.

В 1987 году киностудия «Бояна» презентовала болгарским телезрителям биографическую драму «Мечтатели», на съемочной площадке которой 45-летний Владимир Смирнов встретился с Людмилой Гурченко. Российская фильмография актера не дотягивает и до 10 проектов, но телезрители старшего поколения помнят Владимира Смирнова и ценят картины с его участием за благородство и неподдельную искренность героев, в которых перевоплощался артист.

Художественная самодеятельность на войне

Несмотря на такое серьезное отношение к войне и мужественное исполнение своего долга перед родиной и народом, Алексей Смирнов, актер, которого в то время страна еще не знала, руководил в своем полку и художественной самодеятельностью. Известно, что в течение трех месяцев в 1944 году талантливый актер дал более десяти концертов перед красноармейцами, общая численность которых была более 6500 человек.

Алексей Макарович постоянно отрабатывал номера для выступления и со своим полком, поэтому именно его полк в 1943 году, а затем и в 1944 году занимал первое место среди всех частей дивизии.

Детство и юность

Алексей Александрович Смирнов родился 26 ноября 1983 года в Кингисеппе, городе Ленинградской области. В открытых источниках утверждается, что он воспитывался только матерью. Она — преподавательница высшей категории.

Алексей Смирнов в детстве

После выпуска из школы Смирняга переехал в Санкт-Петербург — Северную столицу России. И поступил на филологический факультет Ленинградского государственного университета (ЛГУ) им. А. С. Пушкина. В 2006 году он стал дипломированным преподавателем русского языка и литературы.

ЛГУ — одно из тех высших учебных заведений, где распространен КВН. Алексей Смирнов, обладатель чувства юмора и человек с тотальным отсутствием комплексов, заинтересовался игрой. В студенческие годы он выступал в Слобожанской лиге и даже в Премьер-лиге в командах «Посторонним В» (г. Пушкин), «Северный альянс» (г. Санкт-Петербург) и «Горячие финские парни» (г. Хельсинки).

В команде «Северный альянс» также играл Антон Иванов, известный в мире юмора как Бандерас. В 2007 году они со Смирнягой создали дуэт «Быдло» и отправились на телеканал ТНТ.

Детство и юность

Алексей Смирнов родился в Ярославской области, в городке Данилове. У его родителей Анны Ивановны и Макара Степановича был также младший сын Аркадий. Когда Леше исполнилось 6 лет, семья перебралась в Ленинград, но там их застало горе: неожиданно скончался глава семейства, и матери пришлось одной растить двух мальчишек. До конца жизни Алексей Смирнов прожил в той коммунальной квартире, которую получил еще его отец.

Алексей Смирнов в молодости

В школьные годы мальчик посещал кружок драмы. Участие в постановочных сценках настолько увлекало его, что сразу после школы Смирнов отправился учиться в студию при Ленинградском театре музыкальной комедии, которую окончил в 1940 году и сразу стал актером этого театра. Но на сцене Музкомедии успел поучаствовать только в оперетте «Роз-Мари», так как был призван на срочную службу, где его и застала война. Алексей Смирнов служил командиром огневого взвода, а позднее — артиллерийской батареи.

На Украинском и Белорусском фронтах также выполнял функции разведчика, неоднократно ходил в тыл врага. Благодаря его персональным действиям было уничтожен ряд подразделений противника, освобожден город Староконстантинов, а также захвачена деревня Эйхенрид.

Не раз Алексей Макарович совершал подвиги: для того чтобы воодушевить боевых товарищей, в одиночку бросался в атаку на 4 десятка фашистов; вырывался из окружения во время разведки, причем захватывая в плен солдат противника; на себе переправлял через реку миномет.

За доблесть Алексей Смирнов был награжден орденом Красной Звезды, дважды — орденом Славы, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Но об этих наградах в последующие годы предпочитал не распространяться, считая, что делал то же самое, что и другие защитники Отечества. Великую победу актер встретил в звании гвардии старшина, но уже в запасе: во время одного сражения он был контужен и впоследствии комиссован.

Сложности при дубляже

Актер и мастер дубляжа отмечает, что при озвучке героя того или иного фильма в любом случае возникнут сложности

При этом важно не сопротивляться и не навязывать собственный характер герою, а наоборот. Необходимо корректно передать голос, особенности персонажа

Сергей в интервью рассказывал, сколько много усилий необходимо сделать, чтобы полностью передать весь образ и не исказить смысл игры. Важно помнить, что озвучка и дубляж могут быть успешными только при коллективной работе всей команды. Иначе размолвки на звукозаписывающей площадке просто испортят всю работу.

Сергей Смирнов рассказывает, что сложности могут возникнуть даже при озвучивании титров, особенно, если фамилии и имена звучат не на привычном международном английском языке. Примером может служить работа над героем сериала «Великолепный век», где в титрах указаны турецкие имена исполнителей. Кроме того, у иностранных актеров есть своя определенная хрипотца, тонкий или, наоборот, брутальный голос, под который обязательно надо подстроиться. Иногда звуки, которые есть в оригинальной картине, настолько специфичны, что их повторение не представляется возможным.

Кстати, актер поделился техническими особенностями работы, а именно тем фактом, что при записи диалогом каждый голос записывается отдельно. Поэтому актеры слышат только себя. И чтобы быть в курсе происходящих событий в кинофильме при любом раскладе необходимо лично смотреть пленку.

Театр

После войны он вернулся в родную Музкомедию. В молодости ему доставались малозначительные персонажи в спектаклях, отчего актер испытывал чувство творческой неудовлетворенности. К тому же маленькие заработки не позволяли ему обеспечивать достойный быт. Во время гастролей Алексей Макарович умудрялся жить на одни суточные, которых не хватало на нормальное питание. Всю зарплату он отдавал матери, которая уже в те времена нуждалась в лечении.

Алексей Смирнов (кадр из фильма «Три толстяка»)

Актер не рассказывал коллегам о совершенных на войне подвигах, хотя их было немало. Труппа театра узнала о геройском прошлом Смирнова случайно, благодаря его встрече с маршалом Георгием Жуковым. Дело было на гастролях в Капустином Яру, где отдыхали военные. Генерал лично поздоровался с Алексеем Макаровичем на глазах у его коллег и пообещал артисту прибыть на спектакль, в котором тот играл.

Со временем публика запомнила внушительную комплекцию Смирнова (рост артиста составлял 186 см) и стала требовать новых появлений в образе добродушного увальня. Но мужчину такое амплуа тяготило: внутренне он был драматическим актером, а вовсе не комиком. Но единственная некомедийная роль в театре досталась ему в постановке «Табачный капитан», где он вышел на сцену как царь Петр I.

Алексей Смирнов в театре (кадр из фильма-спектакля «Эти невероятные музыканты или Новые сновидения Шурика»)

Многие из окружения Алексея Макаровича подтверждали, что артист обладал уникальным тембром голоса — у него был глубокий грудной бас. Вокалистов, владеющих такими способностями, были единицы, поэтому исполнителю неоднократно предлагали сменить профессию. Но Смирнов так и остался драматическим артистом.

«Будем жить, Макарыч!»

Алексей Смирнов в роли Валентина Кныша в художественном фильме Владимира Фетина «Полосатый рейс» (1961)

Алексей Смирнов (слева) в роли бандита Сметаны в художественном фильме Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке» (1967)

Алексей Смирнов в роли Масленникова в художественном фильме Евгения Карелова «Семь стариков и одна девушка» (1968)

В последние годы жизни приглашений сниматься в кино Алексею Смирнову почти не поступало. Он вёл замкнутый образ жизни, часто болел. Осенью 1978 года из-за сердечного приступа он на полгода попал в больницу. В марте артиста приехал навестить Леонид Быков и подбодрил словами своего героя из фильма «В бой идут одни «старики»: «Будем жить, Макарыч!». В этот день друзья-актеры встретились в последний раз: 11 апреля Быков погиб в автоаварии.

Смерть друга потрясла Смирнова, и он начал злоупотреблять спиртным. Алкоголь дал осложнения на сердце, и в 1979 году актер снова оказался в больнице. 7 мая Алексея Смирнова не стало – причиной смерти назвали разрыв сердца.

В 2011 году в Харькове актеру и герою Великой Отечественной войны установили памятник. Его открыли на территории университета Воздушных сил имени И. Кожедуба в честь 70-летия факультета авиационных инженеров. Смирнова изобразили в образе механика Макарыча из его любимого фильма о «поющей эскадрилье» – «В бой идут одни «старики».

Память о выдающемся актёре

Дата смерти советского артиста 7 мая 1979 года. С тех пор прошло четыре десятилетия, но память о нём живёт в сердцах телезрителей. Осенью 2011 года в Санкт-Петербурге была установлена и открыта мемориальная доска, к которой ежедневно приходят сотни его поклонников.

В этом же году артисту установили памятник в городе Харькове. Смирнов стоит в образе знаменитого механика Макарыча, из художественной ленты «В бой идут одни старики».

В память о нём установили закладной камень, позднее на его месте построили и открыли мемориал авиатехникам. В качестве прототипа вновь использовали Макарыча. Скульптурную композицию создала талантливая художница Елена Васильевна Пасхина. Бронзовый памятник, высота которого составляет 22,5 метра, приковывает взгляд и навевает воспоминание о выдающемся актёре.

О его непростой жизни и тяжёлой судьбе сняты документальные фильмы. Среди них можно выделить следующие проекты:

  • «Две славы солдата и героя», премьера состоялась в 2004 году;
  • «Чтобы помнили» вышел на телевизионные экраны в 1997 году;
  • «Алексей Смирнов. Клоун с разбитым сердцем» транслировался на канале «Россия в 2015 году.

В них подробно рассказывается о детстве, национальности, начале карьере и творческих достижениях, которых у Смирнова немало. Во сколько лет он начал сниматься, когда получил звание заслуженного артиста.

Есть информация о том, где похоронен легендарный артист театра и кино. Там же можно посмотреть кадры из кинофильмов, снимки со съёмочных площадок и последние фото Алексея Макаровича. Есть заметка о нём и на сайте Википедии.

Алексей Смирнов оставил после себя огромное кинематографическое наследие. Фильмы с его участием стали классикой, а его талантливой игрой будут наслаждаться ещё не один десяток лет.

Роли в кино

Сниматься в кино Алексей Макарович начал во второй половине пятидесятых годов. Первые эпизодические роли (революционно настроенный матрос в «Балтийской славе» и поливальщик в комедии «Улица полна неожиданностей») дали старт дальнейшим съемкам.

Первая роль Алексея Смирнова в кино

Когда Смирнов сыграл буржуйчика-театрала в монументальной картине «Кочубей» (1958), его разглядели как комедийного актера, хотя его тонкая натура жаждала драматических ролей. Но фактура и внешняя простоватость препятствовали исполнению желания: Смирнов играл работяг, шоферов, комбайнеров, болельщиков и слуг.

Алексей Смирнов в фильме «Кочубей»

Сыграл он и герра Фрица в мелодраме «Роман и Франческа» (1960), но только потому, что очень захотел посмотреть на восстановленный Киев, где проходили съемки.

Кадр из фильма «Роман и Франческа»

Всенародную любовь артист ощутил на себе после съемок в приключенческой комедии Владимира Фетина «Полосатый рейс» (1961). Главные роли в фильме сыграли Маргарита Назарова, Иван Дмитриев и Евгений Леонов, а Смирнову досталась второстепенная роль вахтенного матроса Вали Кныша, пойманного врасплох сбежавшими тиграми. Зрителям понравилась выразительная манера игры актера, и его стали узнавать на улицах.

Алексей Смирнов в фильме «Полосатый рейс»

Вскоре Алексея Макаровича пригласили на роль атамана, посла к Екатерине Великой, в картину Александра Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки», а следом он появился в музыкальном фильме Романа Тихомирова «Крепостная актриса», сыграв холопа и певца в театре Кутайсова. Режиссеры мечтали заполучить актера на очередной эпизод в свою картину, но поистине народная любовь пришла к Смирнову после съемок в фильмах Леонида Гайдая.

Алексей Смирнов в фильме «Операция „Ы“»

Зрители были в восторге от его гангстера Билла Дрисколла из «Деловых людей» (новелла «Вождь краснокожих») и на цитаты разобрали роль тунеядца Феди из «Операции „Ы“» из других приключений Шурика». Фраза «Кто не работает, тот ест!» ушла в народ первой, за ней последовали «Учись, студент» и «Если я встану, ты у меня ляжешь».

Кадр из фильма «Операция „Ы“» из другие приключения Шурика»

Однажды актер сыграл кочегара Артура Брагина в детском фильме Игоря Вознесенского «Потрясающий Берендеев». Режиссер так вспоминал гений актера: Сам Смирнов, познакомившись на съемках фильма «Зайчик» с Леонидом Быковым, стал считать его «своим» режиссером, а со временем и другом. И когда тот пригласил его на роль в знаменитый сейчас музыкально-драматичный фильм «В бой идут одни старики», был счастлив.

Алексей Смирнов и Леонид Быков

Его механику даже отчество оставили, как у актера: Макарыч. Персонаж актера был настолько пронзителен и драматичен, что люди в кинотеатрах по всей стране рыдали вслух, особенно в финале картины, когда снимался эпизод на могиле неизвестного солдата. Эта роль навсегда осталась лучшей в фильмографии Смирнова.

На съемках фильма «В бой идут одни старики»

После съемок сцены, в которой герои Алексея и Леонида ведут беседу у могил лётчиц, Смирнову стало плохо. Врачи увезли его на скорой и диагностировали сердечный приступ. Быков был рядом с другом, поддерживал его как мог.

Театральная карьера

В 1946 году Алексей Смирнов, биография которого насыщена событиями, снова продолжил свою кинематографическую карьеру, поступив в свой родной Театр музыкальной комедии города Ленинграда. Тогда еще начинающий актер не был известен, поэтому жил бедно. Главных ролей в театре ему не предлагали. Но еще Алексею Макаровичу нужно было ухаживать за больной матерью.

У Анны Ивановны, матери известного актера, после гибели младшего сына Аркадия развилось серьезное психическое заболевание. А ведь Алексею Макаровичу нужно было постоянно находиться на гастролях вместе со своим театром, поэтому в 1952 году он переходит в «Ленгосэстраду», чтобы больше внимания уделять своей больной маме. Кстати, здесь талантливый актер очень быстро завоевал любовь зрителей.

Внушительная комплекция и совершенно простодушная внешность выделяли его среди других актеров, поэтому его герои, смешные и неуклюжие, сделали его заметным и для зрителей, и для режиссеров. Известно, что в Театре музыкальной комедии он сыграл всего лишь несколько ролей в спектаклях. Самым заметным стало участие в таких театральных постановках, как «Девичий переполох» и «Вольный ветер».

Но этот комический образ совсем не нравился самому актеру. Алексей Смирнов, актер, которого в настоящее время знает и любит вся страна, мечтал о том, что все-таки ему будут давать драматические роли. И лишь только в спектакле «Табачный капитан» по сказке Николая Адуева он смог сыграть свою первую характерную драматическую роль. Его образ Петра Первого был необычен для зрителей, но при этом очень интересен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector