Американцам пришлось объяснять, что такое баня: 20 фактов о фильме «унесенные призраками»

Чистилище

  С помощью мальчика Хако, она смогла пройти через мостик, отделяющий мир иллюзий от чистилища. На мостике встретили Безликого. Это душа человека, прожившего жизнь в каких-то пустых мечтаниях, вместо конкретных действий. Его даже в чистилище не пускали. В чистилище – купальни Абурая, отрабатывают негативные качества, мешающие душе вернуться  в Эдем, где она была рождена, то есть домой.  Он не наработал даже негатива: пустая душа. «Ты – « однодневка – мотылек» в своем телесном одеянии. Здесь твой практический урок, твое домашнее заданье». (Обитель «Сборник духовной поэзии»). Не выполнила его душа домашнего задания.

 Хако, помощник главной колдуньи Юбабы, помог Тихиро попасть к деду Камази в котельную. Дед Камази – паук с тремя парами рук, руководил котельной. Это души людей, которые стараются все «держать под контролем».  Здесь подогревалась вода, и готовились моющие смеси для «отмывания клиентов», то есть готовился  план очищения конкретной души.

.  Дед Камази посочувствовал Тихиро и дал совет: выпросить работу у Юбабы, таким образом «отработать» грех чревоугодия родителей.  Работница чистилища Рин – имя ее означает величественная, неприветливая,- принесла обед. Дед Камази попросил ее помочь девочке.

С кем работал Миядзаки

Хаяо Миядзаки на премьере мультфильма «Рыбка Поньо на утесе». Токио, 2008 год

Режиссер Исао Такахата познакомился с Миядзаки в 1963 году на автобусной остановке: одному было 27 лет, другому 22. И оба работали на студии Toei Doga. В середине 60-х Такахата взялся за полнометражный режиссерский дебют, мультфильм «Принц солнца», работа над которым затянулась на три года. Для Миядзаки эта лента также стала первым крупным проектом, где он выступил в качестве ведущего художника. В 1971 году Такахата и Миядзаки вместе ушли из Toei Doga, а в 1985-м создали студию Ghibli. Сотрудничество и соперничество между двумя авторами стали движущей силой, позволившей студии выпустить самые разные фильмы, многие из которых стали классикой. Так, солнечный, уютный «Тоторо» Миядзаки вышел в прокат одновременно со страшной антивоенной лентой Такахаси «Могила светлячков», герои которой — дети, умирающие от голода в пострадавшем от бомбардировки городе Кобе  Порт Кобе был одним из городов, попавших под американские бомбардировки во время Второй мировой войны.. 

Композитор Дзё Хисаиси сотрудничает с Миядзаки с 1980-х. Сначала он написал аккомпанирующий альбом для манги «Навсикая из Долины ветров», ставшей основой одноименного мультфильма. Позже Хисаиси напишет саундтреки ко всем полнометражным фильмам режиссера: единственный мультфильм Миядзаки, в котором не звучит музыка Хисаиси, — дебютный «Замок Калиостро». Среди других известных работ композитора — саундтреки к фильмам режиссера Такэси Китано  За них Хисаиси четырежды отмечали наградой Японской киноакадемии, японским аналогом «Оскара»., а также музыка к послед­нему мультфильму Исао Такахаты «Сказание о принцессе Кагуя», вышедшему в 2013 году.

Художник Кадзуо Ога рисовал фоны для лент Миядзаки с конца 1980-х. Первым опытом сотрудничества стал «Мой сосед Тоторо». Летом 2007 года в Токийском музее современного искусства прошла выставка, посвященная Оге, которая так и называлась — «Человек, нарисовавший лес Тоторо», а по ее мотивам был снят документальный фильм.

аудио!

Культура Японии в пяти предметах

Веер, кимоно, меч, ширма и чаша рассказывают о Японии

Рыцарь-вампир

Дата премьеры: 7 апреля 2008Жанр: романтика, мистикаСэйю: Юи Хориэ (Минори Кусиэда «Торадора!»), Мамору Мияно (Лайт Ягами «Тетрадь смерти», Масаоми Кида «Дюрарара!!», Осаму Дадзай «Бродячие псы»), Даисукэ Кисио (Соити Нэгиси «Детройт, город металла»)Режиссёр: Киёко Саяма («Не сдавайся!», «Крестовый поход Хроно»)Продолжительность сериала: 2 сезона, всего в аниме 26 эпизодовКиноПоиск: 7.8IMDb: 7.4

Если коротко, то два красивых парня из одной школы борются за сердце тихой девушки, при этом один из соперников точно вампир.

А теперь подробно. Студенты частной академии Кросс учатся в две смены: дневную и ночную. Их общежития разделены и главное правило — никакого общения между классами. Следят за этим старосты и воспитанники директора Юки Кросс и Зэро Кирю. Работа у них непростая, ведь девушки из дневного класса в восторге от «ночных» учеников.

Строгие правила введены из-за главного секрета школы. Все «ночные» студенты — вампиры и опасны для «дневных». Вместо человеческой крови им скармливают специальные таблетки, которые помогают утолить голод, но это не значит, что студенты смогут держать клыки на безопасном расстоянии от девичьих шей.

Контролировать учеников помогает прекраснейший из вампиров академии — Канамэ Куран. Он последний из знатного рода, поэтому его уважают и боятся другие студенты. А ещё Канамэ явно что-то связывает с Юки Кросс. Зэро этот секрет раздражает, ведь он влюблён в девушку, а несколько лет назад всю его семью убили вампиры. Понятно, что Кирю теперь не питает нежных чувств к «ночным» ученикам академии и мечтает спровоцировать их и уничтожить. Правда, сам борется с жаждой крови.

Награды[]

В 2002 году «Унесенные призраками» получили «Оскар» в категории «Лучший анимационный полнометражный фильм», опередив «Ледниковый период», «Лило и Стич», «Спирита» и «Планету сокровищ».

Это аниме завоевало приз «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля в 2002 году, стало лучшим фильмом года по мнению Японской и Гонконгской киноакадемий и было названо лучшей анимационной лентой года Национальным советом критиков Америки.

В 2003 году картина была удостоена четырёх американских премий «Энни» в области анимационного кино в номинациях: «Лучший фильм», «Лучшая режиссура», «Лучшая музыка», «Лучший сценарий».

Год Результат Награда Категория: получатель
2001 Выиграл Фестиваль медиаискусств Японского управления культуры:гранпри вместе с Актрисой тысячелетия Анимация
2001 Выиграл Nikkan Sports Film Award «Лучший фильм»
2002 Выиграл Award of the Japanese Academy «Лучший фильм»

«Лучшая песня Юми Кимура»

2002 Выиграл Золотой медведь Хаяо Миядзаки
2002 Выиграл Blue Ribbon Award «Лучший фильм»: Хаяо Миядзаки
2002 Выиграл Special Commendation Для актёрского содействия в анимации
2002 Выиграл Cinekid Film Award Хаяо Миядзаки
2002 Выиграл «Лучший фильм» на Durban International Film Festival Хаяо Миядзаки
2002 Номинирован Screen International Award на European Film Awards Хаяо Миядзаки
2002 Выиграл Hong Kong Film Award «Лучший азиатский фильм»
2002 Выиграл Readers’ Choice Award на Kinema Junpo Awards «Лучший фильм»: Хаяо Миядзаки
2002 Выиграл Los Angeles Film Critics Association Award «Лучшая анимация»
2002 Выиграл Mainichi Film Concours «Лучший анимационный фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучший фильм»: Хаяо Миядзаки

«Лучшее музыкальное оформление»: Дзё Хисаиси

2002 Выиграл Readers’ Choice Award на Mainichi Film Concours «Лучший фильм»: Хаяо Миядзаки
2002 Выиграл National Board of Review Award «Лучший полнометражный фильм»
2002 Выиграл New York Film Critics Circle Award «Лучший анимационный фильм»
2002 Выиграл Audience Award на San Francisco International Film Festival «Лучшая сюжетно-тематическая картина» Хаяо Миядзаки
2002 Выиграл Special Mention на Sitges — Catalonian International Film Festival Хаяо Миядзаки
2002 Номинирован «Лучший Фильм» Хаяо Миядзаки
2003 Выиграл Оскар «Лучший анимационный полнометражный фильм»: Хаяо Миядзаки
2003 Выиграл Saturn Award на Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films, USA «Лучший анимационный фильм»
2003 Номинирован Saturn Award на Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films, USA «Лучшее произведение»: Хаяо Миядзаки

«Лучшее переложение»: Синди Дэвис Хьюитт и Дональд Х. Хьюитт

2003 Выиграл Silver Scream Award на Amsterdam Fantastic Film Festival Хаяо Миядзаки
2003 Номинирован British Independent Film Award «Лучший зарубежный фильм»
2003 Выиграл Critics Choice Award на Broadcast Film Critics Association Awards «Лучший полнометражный фильм»
2003 Выиграл Audience Award на Cambridge Film Festival «Лучший фильм»: Хаяо Миядзаки
2003 Номинирован Chicago Film Critics Association Award «Лучший зарубежный фильм»

«Лучшая музыкальная композиция»: Дзё Хисаиси

2003 Номинирован Cinema Writers Circle Award, Испания «Лучший зарубежный фильм»
2003 Номинирован César, Франция «Лучший зарубежный фильм»: Хаяо Миядзаки
2003 Выиграл Dallas-Fort Worth Film Critics Association Award «Лучший анимационный фильм»
2003 Выиграл Film Critics Circle of Australia Award «Лучший фильм на иностранном языке»
2003 Выиграл Florida Film Critics Circle Award «Лучшая анимация»
2003 Выиграл Golden Trailer Award «Лучшая семейная анимация»
2003 Номинирован Hugo Award «Лучшая драматическая картина — полнометражная форма»
2003 Номинирован International Horror Guild Award «Лучший фильм»
2003 Номинирован Golden Reel Award на Motion Picture Sound Editors, USA «Лучшее музыкальное оформление»:

Петра Вач,
Митихиро Ито,
Тору Ногути,
Роберт Л. Сефтон

2003 Выиграл

Номинирован

Online Film Critics Society Awards «Лучший фильм»

«Лучший зарубежный фильм»

2003 Выиграл

Номинирован

Phoenix Film Critics Society Awards «Лучший анимационный фильм»

«Самый просматриваемый фильм года»

2003 Выиграл Golden Satellite Award на Satellite Awards «Лучшая кинокартина»
2003 Номинирован Young Artist Award «Лучший фильм-анимация в жанре „семейный“»
2004 Номинирован Silver Condor на Argentinean Film Critics Association Awards «Лучший зарубежный фильм»: Хаяо Миядзаки
2004 Номинирован BAFTA Film Award «Лучший неанглийский фильм»
2004 Номинирован Nebula Award на Science Fiction and Fantasy Writers of America «Лучший сценарий»: Хаяо Миядзаки, Синди Девис Хьюитт, Дональд Х. Хьюитт

Культ еды

В фильме настолько красочно показана еда, что многие фанаты, добыв рецепты, хвастаются в сети самодельными булочками на пару, которые мелькают в кадрах. 

Кроме суши тут мы видим и традиционные японские блюда — рис с горохом, сладкий картофель, кальмар, начиненный рисом, бисквит кастелла, который маленькими кусочками ест Безликий в гостях у Дзенибы, звездочки-леденцы, которыми Рин кормит угольков. И много-много других блюд.

Еда в фильме также имеет метафорическое значение. Сладкий и горький пирожки для Тихиро и ее друзей — лекарство, способное избавить от душевной боли и спасти от смерти. Желание хорошенько наесться, которое испытывают не только родители Тихиро, но и работники бани, а также Безликий, символизирует неутолимый внутренний голод. Но об этом мы еще поговорим ниже.

2020

30 декабря
«Истребитель демонов: Поезд „Бесконечный“» стал первым фильмом, который собрал в японском прокате 33 млрд иен

26 декабря
«Истребитель демонов: Поезд „Бесконечный“» побил рекорд «Унесённых призраками» и стал самым кассовым фильмом в истории японского проката

22 декабря
«Истребитель демонов: Поезд „Бесконечный“» обошёл по сборам в мире блокбастер «Соник в кино»

19 декабря
«Истребитель демонов: Поезд „Бесконечный“» побил один из рекордов «Унесённых призраками» и уже мог бы стать самым кассовым фильмом в истории японского проката

17 декабря
«Унесённые призраками» ещё поборются с «Истребителем демонов» за первое место в рейтинге самых кассовых фильмов в Японии

13 декабря
«Истребитель демонов: Поезд „Бесконечный“» собрал более 30 млрд иен

7 декабря
Аниме «Истребитель демонов: Поезд „Бесконечный“» от кассового рекорда «Унесённых призраками» отделяют 2 млрд иен

5 декабря
«Истребитель демонов» стал одной из самых популярных серий манги в истории

3 декабря
«Ведьмина служба доставки» — трейлер на русском ещё одного выходящего в отечественный прокат фильма Хаяо Миядзаки

Смысл «Унесенных призраками»

Мультфильм Миядзаки часто сравнивают с повестью Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес». Главные героини произведений случайно оказываются в таинственном мире, где действуют законы, отличные от их привычной жизни. Девочкам приходится общаться с неизведанными существами, действия которых часто лишены логики.

Миядзаки утверждал, что в своей ленте он воспроизвел порядки, которые царили в киностудии, где новичкам приходилось пройти сложный путь, прежде чем получить возможность творческой работы. Однако смысл «Унесенных призраками» намного шире – мультфильм отражает типичные черты нашей действительности. Как было упомянуто выше, в произведении затронуты такие проблемы современного общества как плохая экология, власть денег, потребительство.

Нельзя не упомянуть также и о таком сложном философском вопросе, как взаимодействие добра со злом. Среди героев мультфильма нет однозначно добрых и злых персонажей, их многогранные характеры включают в себя как положительные, так и отрицательные качества.

Говоря о фильме, сложно обойти тему противостояния Запада и Востока. В начале фильма родители Тахиро и сама девочка одеты в европейские одежды, а отец иронически отзывается о заброшенном городе с домами в японском стиле.

Можно предположить, что национальная культура в этой семье была практически забыта, что и привело к тяжелым последствиям. Если бы родители вспомнили о правилах этикета, запрещающих набрасываться на еду, не дождавшись хозяина, все могло сложиться иначе.

И, наконец, режиссер рассказал нам прекрасную историю верной дружбы и первой любви, которая помогает героям перенести все испытания и обрести место в мире.

Изменения в английской и русской версиях[]

  • Объяснение непонятных фрагментов; например, в английской версии, когда Тихиро добирается до массивного красного здания, с выходящим через трубы паром, она констатирует: «Это купальня». Подобные вставки по большей части используются, чтобы объяснить точные аспекты японской культуры, незнакомые в других странах. В русской версии дубляжа закадровый голос читает вывеску на здании: «Купальни Абура-я».
  • Изменения и/или упущения некоторых штрихов японской версии. Например, в английской версии Юбаба, услышав требование Хаку вернуть Сэн и её родителей в мир людей в обмен на Бо, говорит, что преподнесёт Сэн ещё одно последнее испытание. В оригинальной версии аниме Юбаба вместо этого угрожает порвать Хаку на кусочки после того, как отправит их обратно. Русская версия дубляжа в этом случае придерживается оригинального текста.
  • Компэйто — сладости, которыми Рин кормит угольков, в английской версии аниме называются конфетти.
  • Изменена концовка. По замыслу Миядзаки, Тихиро в конце фильма не будет помнить ничего, что с ней произошло в мире духов. Будет ли Тихиро что-нибудь помнить?Согласно Миядзаки, Тихиро не будет ничего помнить, что с ней случилось в другом мире, но это был не сон. Что-то точно случилось. Чтобы доказать зрителям, что что-то произошло, Миядзаки даёт прозрачные намёки, например, листья на машине и пыль внутри. Блеск резинки на волосах Тихиро (данной Дзэнибой) тоже был намёком. Также намёком зрителю служат слова Дзэнибы: «Встречи не забываются. Вы просто не можете вспомнить». Эта фраза была сказана Тихиро в английской и русской версии озвучки, тогда как в японской её не было.
  • В английском дубляже, как и русском, были добавлены штрихи, показывающие, что Тихиро вернулась из приключения совсем новым человеком. В начале фильма пессимистичная точка зрения Тихиро была выражена так:
Акио (отец Тихиро): Посмотри, Тихиро! Школа, твоя новая школа!
Юко (мать Тихиро): А что? Симпатичная.
Тихиро: Та лучше была.

В конце фильма (по версии английского дубляжа) Тихиро снова спрашивают о её новой школе:

Акио: Новый город и новая школа — это ведь немного страшно.
Тихиро: Я думаю, я справлюсь с этим.

Оригинальная версия фильма заканчивается просьбой Акио, чтобы Тихиро поспешила в машину, приведённой реплики нет.

Кроме того, дословно название фильма переводится как «Сэн и таинственное исчезновение Тихиро» («Сэн то Тихиро но камикакуси»), а «Унесенные призраками» («Spirited away») — придуманное западными прокатчиками название.

Аниме века

В фильме затронуто много тем, характерных для творчества
Хаяо Миядзаки. Любовь и разлука людей, принадлежащих двум мирам, — одна из
них

Автор не обошел вниманием и проблемы экологии. Им посвящена всего одна
сцена, зато какая! Тихиро пришлось отмывать речного бога, которого поначалу
приняли за духа помоек, — настолько сильно люди засорили его родной
водоем

Эпизод почти автобиографический: в свое время Миядзаки участвовал в
чистке реки рядом со своим домом. Как и Тихиро, он выудил из нее уйму разного
хлама, вплоть до велосипеда. Не обошлось в фильме и без полетов. Не на
самолетах, правда, зато на живом драконе.

Духу и человеку пришло время прощаться.

Из всех работ мэтра, его студии и японской анимации вообще
именно эта картина снискала невероятную популярность и среди критиков, и среди
зрителей всех возрастов и национальностей. Этому есть ряд объективных причин. В
первую очередь, «Унесенные призраками» — фильм достаточно детский,
не шокирующий западного зрителя видами сражений и водопадами крови, как в
«Навсикае» или «Принцессе Мононоке». Единственное, чем здесь можно напугать
детей, так это страшными духами-монстрами, так и норовящими закусить
человечинкой. Правда, обитатели волшебного мира всегда такими были: в русских и
европейских сказках, например, они частенько пытаются заживо зажарить героя к
обеду.

Колдунья Юбаба — ну точь-в-точь наша Баба-Яга.

Подарков у Безликого лучше не брать. Это плохо кончается.

В то же время упрекнуть фильм в чрезмерной простоте и
легкости не удастся. Это не просто приключение, это рассказ о преображении,
готовый рецепт того, как из грустной, капризной девчонки сделать образцового,
смекалистого и самостоятельного ребенка. Сказочные законы и здесь сослужили
добрую службу. За усердную работу дух реки награждает Тихиро целебным пирожком,
с помощью которого ей удается помочь Хаку и остановить Безликого духа, едва не
сожравшего всю обслугу бани. Одну Тихиро он тронуть не мог, ведь она не
позарилась на его богатства. Честность, смелость и помощь ближним, как и
положено в сказках, здесь возвращается сторицей, а жадность и
неосмотрительность караются немедленно и жестоко.

Баня поражает своим богатым и скрупулезно прорисованным убранством.

Будучи «фильмом для десятилетних девочек», оскароносная
картина не замыкается на детской аудитории. За жизненными уроками, которые мир
духов преподносит Тихиро, нет занудного, менторского тона. Напротив, смотреть
«Унесенных призраками» и для взрослых — одно удовольствие. И не только
из-за ностальгии. Фильм невероятно динамичен и красив: второй раз в истории
студии Ghibli была использована компьютерная обработка
изображения, причем использована с непередаваемым мастерством

Диковинные
облики богов, роскошное убранство кабинета Юбабы, мельчайшие детали интерьера
бани — все прорисовано с невероятным вниманием и любовью

Первая встреча Хаку и Тихиро. Вот так упадешь в речку, а там — дракон!

Но яркая картинка — только приятное дополнение к
богатому внутреннему миру фильма. Секрет успеха «Унесенных призраками» в том,
что это картина, близкая и понятная каждому, от мала до велика. Путешествие в
сказку, призванную не только веселить и удивлять, но и заставить сопереживать
героям, вспомнить детство, поверить в чудо. Это именно та история, о которой
говорят: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Так что
берегите диск с фильмом: его еще с восторгом посмотрят ваши дети, а может, и
внуки. Да и вы сами наверняка не откажете себе в удовольствии его пересмотреть.
Добрые и мудрые сказки не устаревают и не надоедают, а такие красивые — уж тем более.

Рекорды и награды
  • В 2002 году за работу над
    картиной Миядзаки удостоился награды Берлинского кинофестиваля.
  • В 2003 году «Унесенные
    призраками» стало первым аниме, номинированным на премию «Оскар» в категории
    «Лучший анимационный полнометражный фильм» и первым аниме, эту премию
    получившим, обогнав такие картины, как «Ледниковый период» и «Лило и Стич».
    Этот фильм был и остается самым длинным из номинированных на «Оскар» в этой
    категории. В том же году он удостоился четырех премий «Энни» в номинациях
    «лучший фильм», «лучшая режиссура», «лучшая музыка», «лучший сценарий».
  • Также «Унесенные призраками»
    стал лучшим фильмом года по мнению Японской и Гонконгской киноакадемий и был
    назван лучшей анимационной лентой года Национальным советом критиков Америки.
    Всего он получил более 30 различных наград.
  • Фильм был номинирован на ряд
    престижных наград, в том числе на премии «Небьюла» (в номинации «лучший
    сценарий») и «Хьюго» (в номинации «лучшая драматическая картина»).

Боже мой, мы выиграли «Оскара»! Спасибо маме, папе и режиссеру!

Превращение в зверей

1 / 2

Главный герой фильма «Порко Россо» (1992)Studio Ghibli

2 / 2

Родители Тихиро в фильме «Унесенные призраками» (2001)Studio Ghibli

Тема превращения в свинью впервые возникает у Миядзаки в «Порко Россо», где главный герой, по сути, сам насылает на себя проклятие и из-за не­нависти к себе становится свиньей. В «Унесенных призраками» в свиней превращаются родители Тихиро, главной героини, после того как без спроса принимаются за еду в ресторане для духов. Эту жуткую сцену можно объяснить с помощью японско-буддийского фольклора  Познакомиться с ним можно, например, про­читав сборник «Японские легенды о чудесах IX–XI веков» (1984, пер. А. Н. Мещерякова).: перерождение в следующей жизни в жи­вотное как наказание за жадность и присвоение чужого добра — частый мотив японских легенд. Такое наказание подчеркивало силу кармы и неминуемого воздаяния. Правда, свиней в средневековой Японии не разво­дили, поэтому чаще всего в фольклоре фигурировал бык: становясь тягловым животным, человек получал шанс отработать причиненный им вред.

В начале фильма Тихиро пребывает в угнетенном настроении и обижена — на своих родителей и на саму себя. Постепенно она учится быть терпеливой по отношению к окружающим ее странным существам, а потом прощает родителей и спасает их. Этот мотив спасения родителей ребенком также характерен для буддийских легенд: будучи прощен, родитель получает шанс на новое рождение. 

Хеллсинг Ultimate

Дата премьеры: 10 февраля 2006Жанр: ужасы, фэнтези, боевикСэйю: Дзёдзи Накада, Фумико Орикаса (лейтенант Лиза Хоукай «Стальной алхимик: Братство»), Ёсико СакакибараРежиссёр: Томокадзу Токоро («Союз Серокрылых») Продолжительность сериала: 1 сезон, 10 эпизодовКиноПоиск: 8.0IMDb: 8.3

Для защиты Британии от вампиров создана организация «Хеллсинг». Контора названа по имени знаменитого доктора Абрахама Ван Хельсинга, который это дело и организовал. Спустя годы «Хеллсингом» руководит его потомок Интегра. Главное оружие организации — вампир Алукард. Это не рядовой кровосос, а сам граф Дракула, который поклялся Абрахаму, что будет служить людям. И он успешно выполняет обещание, вооружившись безумным шармом и огромными пушками.

Вампиры в этом сериале — настоящие монстры, на солнце не блестят, школьниц не привлекают. Выжить после встречи с ними может только настоящий боец или чудовище. В список мы поставили «Хеллсинг Ultimate», но у аниме есть первая версия «Хеллсинг: Война с нечистью», которая появилась ещё в 2001 году. Оба сериала основаны на манге. Коты Хирано, идея у обоих одинаковая, главные герои тоже, но истории получили разное развитие. Смотреть можно и то и другое аниме, но «Хеллсинг Ultimate» безумнее своего предшественника.

Маленькая героиня

Боги у японцев продвинутые: железную дорогу вот проложили.

Парадоксально, но «Унесенные призраками» не были задуманы
как мировой блокбастер. Миядзаки снимал фильм для десятилетних девочек,
которым, вопреки расхожим убеждениям, интересны отнюдь не только истории о
любви и волшебных платьицах. Героиней новой картины должна была стать самая
обыкновенная девчонка, только начинающая взрослеть, в которую зрителям было бы
несложно поверить, узнать себя и начать ей сопереживать. В отличие от Кики из
«Ведьминой службы доставки», Тихиро пришлось не быстро взрослеть, а раскрыть в
себе способности, невостребованные и забытые в размеренной, избалованной жизни
под присмотром родителей. Сказочное приключение в корне изменило характер
Тихиро: детские капризы уступили место смелости и самостоятельности.

Обычная жизнь казалась Тихиро изматывающе скучной.

Впрочем, говоря в интервью о том, что им «не было сделано ни
одного фильма для десятилетних девочек» Миядзаки несколько покривил душой.
Образ сильной, отважной особы встречается во всех его картинах, начиная с
«Навсикаи» и заканчивая более поздним «Ходячим замком». Навсикая, Кики,
Софи — яркие тому примеры

В «Небесном замке Лапуте» Сита хоть и не
является главной героиней, но проявляет чудеса смелости и самоотверженности. Не
отстает и Сан из «Принцессы Мононоке», жестокая, как и воспитавшая ее природа,
сильная и по-своему мудрая.

Существенно отличаются лишь испытания, через которые
приходится пройти Тихиро. В мире «Унесенных призраками» нет злых и добрых сил,
равно как и масштабных сражений, — мир здесь спасать не надо, себя бы
уберечь. Но чтобы выжить и вернуться в нашу реальность, необходимо приложить
усилия, проявить смекалку. Слезами горю не поможешь, родители больше не могут
защитить маленькую Тихиро от всех проблем, и ей придется научиться справляться
самой.

Тихиро придется проявить чудеса ловкости и смелости.

Наше досье

Не ешь еду богов — поросеночком станешь!

Унесенные призраками

Sen to Chihiro no Kamikakushi

Производство: Ghibli

Жанр: Фэнтези, сказка

Режиссер: Хаяо Миядзаки («Навсикая из Долины Ветров»,
«Принцесса Мононоке»)

Другие создатели: сценарист и раскадровщик —
Хаяо Миядзаки, арт-директор — Ёдзи Такесиге («Сказания Земноморья»,
«Призрак в доспехах»), композитор — Дзё Хисаиси («Ходячий замок»,
«Небесный замок Лапута»), продюсер — Тосио Судзуки («Навсикая из Долины
Ветров», «Принцесса Мононоке»), автор компьютерных спецэффектов — Масафуми
Иноэ («Ходячий замок», «Принцесса Мононоке»)

Продолжительность: 125 минут

Возрастной рейтинг: PG (некоторые материалы могут не подходить для детей)

Бюджет: 184 миллиона долларов

Премьера: 20 июля 2001 года

Безликий

Возвращаясь назад в купальню, на мосту они увидели Без-ликого. Это душа  человека, который жил ничем себя не проявляя, ничего его не интересовало в жизни, никому не помогал, ни о ком не заботился, то есть не стал личностью. Жил какими-то пустыми фантазиями – иллюзиями, не трудясь над претворением их в жизнь.

Он не наполнил душу ни добрыми делами, ни худыми. Про таких поговорка: ни Богу свечка, ни черту кочерга. Задача души – вернуться в Эдем, тот светлый мир, где она родилась. А возвратиться туда можно только наполнив душу светом! «За земное бытие-очищение, в чем терпение твое, в чем смирение? В заколоченном гробу сердце мается у того, чья жизнь, как звон погребения, устремления лишен, устремления! С устремленья до любви в Небо лестница». Он не подтвердил на земле данное ему имя. Оно и не сохранилось.

  Среди работников чистилища много жаб. Это, по всей вероятности, души людей, которых в физическом мире постоянно «давила жаба», что у кого-то что-то лучше получается, кто-то что-то больше имеет и т.д. То есть доминирующими качествам этих людей были зависть и жадность.

Эзотерический смысл смерти в мультфильме Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками».

Бумажные птицы

1 / 3

Кадр из фильма «Унесенные призраками» (2001)Studio Ghibli

2 / 3

Кадр из фильма «Унесенные призраками» (2001)Studio Ghibli

3 / 3

ХитогатаWikimedia Commons

Один из главных героев «Унесенных призраками», юноша по имени Хаку, пре­вращается в дракона, которого преследует стая маленьких бумажных фигурок. Нетрудно предположить, что прообраз этих птиц — хитогата (яп. «кукла»), небольшие листы бумаги в форме человеческих фигур, которые используются в синтоистском обряде Великого очищения. Участник может купить в святили­ще заготовку, написать на ней свое имя, дунуть и положить в стопку фигурок других людей. Во время ритуала жрец бросит все листки хитогата в реку, и они заберут с собой невезения и болезни. Этот образ разлетающихся бумажных фи­гурок Миядзаки и использовал в своем фильме.

Уникальность героев

Хаяо Миядзаки удалось показать всю суть сказочной истории без типичного разделения героев на злодеев и добрых. Все персонажи при взаимодействии друг с другом гармонично раскрывают обе стороны своей души — и хорошую и плохую. Эта нить прослеживается на протяжение всего фильма.

Рин, которая сначала грубит и тюкает Тихиро, после показана как заботливая и ответственная старшая подруга. Страшный и ворчливый Камадзи скрывает за своей внешностью добрую душу. Хаку оказался не таким уж идеальным, когда выяснилось, что он занимается темными делами по наставлению Юбабы. Жестокий, капризный и ленивый Бо, становится смелым, забавным и отстаивает справедливость. Даже Юбаба — злая, ужасная колдунья, тает от материнской любви и выполняет обещание. 

И, наверное, самым красочным и говорящим перевоплощением остается поведение Безликого

Он тих и незаметен, если на него не обращать внимание, страшен и ненасытен рядом с подобными существами, немного стеснителен, озадачен и щедр с Тихиро, а в домике у Дзенибы скромен, воспитан и трудолюбив

Дух помоек

 Далее прибыл дух помоек. От него шло сильное зловоние. Рин и Сэн поручили его отмыть.

Сэн справилась с задачей. Безликий ей помог. Когда клиента очистили от всей грязи, это оказался сильный Дух Рек. Он в благодарность подарил спасительнице волшебный пирожок, который снимает колдовство. Дух Рек – это образ информационного русла планеты, которое загрязнено всякой неверной агрессивной информацией, разжигающей у людей ненависть друг к другу, межнациональную рознь, порождающую войны.  Эфир формирует наши мысли, поэтому необходимо очистить его. «Если остынет разум, станет мертва природа, если любовь иссякнет, высохнут океаны».

Мир иллюзий.

Семья переезжает на новое место жительства. Отец за рулем, не зная местности, свернул на некую  странную дорогу.  Они даже не поняли, как попали в какой-то иной мир. Вошли в здание, за зданием – поле. По всему полю стоят каменные идолы. Идол означает объект поклонения, где фальшивое, иллюзорное выдается за действительность. Из этого стало понятным, что они попали в мир иллюзий, а вовсе не в старый парк аттракционов.  Найдя ресторан, родители буквально набросились на еду и превратились в свиней,

угодив из-за непомерного чревоугодия, в плен  к колдунье Юбабе, которая  по факту является главой чистилища.  В мире иллюзий нет насыщения.  Их дочь  Тихиро  плакала, пообещала выручить  папу и маму, вернуть им человеческий облик.

С каких фильмов не стоит начинать знакомство с Миядзаки

Кадр из фильма «Люпен III: Замок Калиостро». 1979 год

С приключенческой ленты «Люпен III: Замок Калиостро» (1979) о благо­родном грабителе Арсене Люпене III. В «Замке» можно разглядеть приметы формирующегося авторского стиля Миядзаки: события разворачиваются в полусказочной Европе, а главный герой восстанавливается после огнестрель­ного ранения в основном с помощью еды. Сегодня этот анимационный экшен, впечатлявший в 1979-м, и гэги в духе «Тома и Джерри» (чудовищные испыта­ния не наносят вреда герою, сохраняющему присутствие духа и неизменную ухмылку на устах) кажутся устаревшими. Кроме того, на работу режиссера могли влиять рамки, заданные франшизой: «Замок» — второй полный метр серии, а фильмам предшествовали манга и сериал, в создании которого Миядзаки тоже принимал участие. 

Кадр из фильма «Ведьмина служба доставки». 1989 год

Можно отложить на потом и «Ведьмину службу доставки» (1989). История о тринадцатилетней ведьме Кики, сдающий экзамен на самостоятельность, — классический мультфильм Миядзаки с множеством странных персонажей второго плана и роскошными пейзажами. Кажется, это одна из самых «житейских» работ режиссера — не о больших приключениях, а об уютном быте. 

Хорошо ли вы знаете Миядзаки?

Пройдите наш тест и вспомните фильмы великого японского режиссера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector