Один мужчина на двоих: роковая любовь веры орловой и люсьены овчинниковой
Содержание:
- Талант и щедрость души
- Фильмы
- Брак от отчаяния и уход актрисы
- Жена Дон Кихота
- Фильмография
- За гробом шли вдвоём с соперницей
- Вера Марецкая
- Любовный треугольник
- Творчество
- Детство и юность
- Личная жизнь
- Биография
- Биография
- Ирина Мурзаева (1906 — 1988)
- Вера Орлова — актриса, которой пришлось пережить любовный треугольник
- Павел Шпрингфельд (1912 — 1971)
Талант и щедрость души
Вера Орлова. / Фото: www.ruskino.ru
С этим театром связаны рост и становление Веры Орловой как актрисы. Её наставником стал сам Николай Охлопков, к мнению которого Вера Орлова прислушивалась до конца его дней. Под руководством Охлопкова актриса раскрылась и смогла на сцене проявить свой талант. Она умела в течение нескольких минут раскрыть образ своей героини, показать неоднозначность её характера. Впоследствии это качество широко использовали и кинорежиссёры. Появление Веры Орловой в 1945 году в фильме «Близнецы» Константина Юдина было поистине триумфальным. В двух очаровательных актрис – Людмилу Целиковскую и Веру Орлову – влюбилась вся страна.
Вера Орлова и Людмила Целиковская. / Фото: www.kino-teatr.ru
Несмотря на успех в кино, актриса всё же оставалась больше театральной актрисой. Вера Марковна проживала целую жизнь с каждой своей героиней, отказываясь называть работу на сцене игрой. Для того, чтобы зритель поверил актёрам, на сцене нужно было жить.
Вера Орлова и Николай Крючков, кадр из фильма «Об этом забывать нельзя». / Фото: www.baskino.me
Вера Орлова много лет работала в Театре имени Маяковского, в 1974 году перешла в Театр имени Ленинского комсомола. В 1960-е годы актриса в образе дежурной по справочному бюро в передаче «С добрым утром!» стала приветствовать радиослушателей. Её любили зрители и коллеги, её талант ценили режиссёры, голос актрисы называли ангельским. А ещё Вера Марковна умела расположить к себе буквально любого человека своей искренней добротой и умением поддержать и помочь. Она становилась второй мамой для своих молодых коллег, заботилась о них и постоянно подкармливала. Впрочем, угощала она своими потрясающими пирогами всю театральную труппу.
Фильмы
В студии Любовь Орлова поначалу пела в хоре и появлялась в небольших ролях некоторых спектаклей. Но уже тогда её талант и неповторимая внешность были заметны и выделяли артистку из множества коллег. Поэтому в 1932 году режиссёр вывел артистку из хора, сделав солисткой оперы Оффенбаха «Перикола». Любовь Петровна получила главную роль. На оперу с первых же дней её представления толпами ходили театралы.
В 1933 году Орлову в роли Периколы впервые увидел начинающий кинорежиссёр Григорий Александров, которому посмотреть на талантливую 31-летнюю артистку посоветовал друг-художник. Александров был сражён талантливой игрой и красотой Орловой. После этой судьбоносной встречи Любовь Петровна была приглашена режиссёром играть в его фильмах. На момент встречи Григорий Александров как раз подыскивал кандидатуру на роль Анюты в своей картине «Весёлые ребята».
Любовь Орлова в фильме «Цирк»
Кинематографическая биография Любови Орловой начинается именно из этой ленты. Отлично справившись с образом Анюты, артистка стремительно поднимается по карьерной лестнице советского кинематографа. Во многом благодаря ей отечественный кинематограф становится популярным видом искусства, который ощутимо потеснил театр как по кассовым сборам, так и по количеству зрителей.
В 1936-ом на экраны страны вышла вторая лента Александрова, где в главной роли снова появилась Любовь Орлова. Это был мюзикл «Цирк», ставший одним из самых кассовых советских фильмов. Он получил Гран-при международной выставки в Париже, а в 1941-ом был награждён Сталинской премией.
Через два года поклонники таланта Орловой с удовольствием смотрели очередной мюзикл-комедию «Волга-Волга», также снятый Григорием Александровым. В 1939-ом году Любовь Петровна сыграла главную героиню приключенческого детектива «Ошибка инженера Кочина». Режиссёром картины был Александр Мачерета. В 1940-ом вышел последний довоенный фильм – мюзикл Александрова под названием «Светлый путь».
Любовь Орлова и Марлен Дитрих
Любовь Орлова становится советской Марлен Дитрих, которую из-за железного занавеса и запрета на западное искусство пока не знают зрители СССР. Но небольшой круг посвящённых, в который входил режиссёр Александров, регулярно просматривает зарубежные фильмы на закрытых показах. У Орловой появляется много схожих черт с голливудской звездой. В первой же картине «Весёлые ребята» у Анюты был точно такой же цилиндр, как у Дитрих в ленте «Голубой ангел». В следующем фильме «Цирк» у героини Орловой цвет волос чёрный пополам с платиновым, как у Марлен.
У Любови Петровны Орловой было великолепное сопрано. Она отлично танцевала и играла на рояле и фортепиано. Эти её таланты многократно использовались во всех следующих картинах. Ленты «Волга-Волга», «Светлый путь» и многие другие были переполнены музыкой и песнями. Фильмы с Орловой чрезвычайно любимы советскими зрителями. Вначале 1940-ых актриса была настолько популярной, что нередко напутствовала и провожала солдат на фронт. Она выступила с концертами на всех фронтах – от Минска до Курска и Орла.
Любовь Орлова в фильме «Весна»
После войны Орлова опять много снимается. В 1947-ом вышел мюзикл «Весна», а через 2 года картина о войне «Встреча на Эльбе». В начале 1950-ых Любовь Орлова появилась в двух биографических картинах – драме «Мусоргский» и ленте «Композитор Глинка», где она сыграла Людмилу Ивановну Глинку.
Карьерный спад наметился у Любови Орловой в начале 1960-ых. Она всё реже появляется на экране и на театральной сцене. В 1970-ом зрители увидели комедию «Русский сувенир». А последняя лента с участием Орловой «Скворец и Лира» вышла в 1972 году.
Орловой дважды присуждалась самая престижная в стране Сталинская премия. Первый раз за роль Марион Диксон в картине «Цирк», второй — за ленту «Встреча на Эльбе», где Любовь Петровна сыграла американскую журналистку Джаннетт Шервуд. Также артистка получила Орден Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени. Вскоре она становится Заслуженной, а потом и Народной артисткой РСФСР и СССР.
Брак от отчаяния и уход актрисы
Чтобы не сойти с ума и справиться с депрессией, Вера Марковна с головой ушла в работу. Она не только снималась в кино, но и занялась озвучиванием картин, а также мультфильмов. Актриса пыталась полностью заполнить свой день, но, когда наступала ночь, душа страдала и плакала.
От отчаяния Орлова приняла ухаживания одного из давних своих
поклонников. Вскоре они поженились, но счастье так и не поселилось в её сердце.
Вера Марковна очень хотела родить ребенка. К сожалению, и этой мечте не суждено
было сбыться. Вскоре брак распался.
Несмотря на все беды, которые ей пришлось пережить, актриса никому не отказывала в помощи. А потом сама оказалась в очень тяжелом положении.
В середине 80-х Орлова с трудом передвигалась, ноги не слушались, болели. Когда Вере Марковне исполнилось 75 лет «Ленком» всем составом пришел её поздравить. А через три месяца замечательной актрисы не стало.
Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.
Жена Дон Кихота
Кинолент у актрисы не так много – чуть более дюжины (хотя причина и непонятна, ведь талант Орловой стал очевиден сразу). Кроме «Близнецов», она сыграла главную роль еще в «Детях Дон Кихота» (1965), и все по-настоящему привязались к доброй и самоотверженной Вере Петровне. Центральную роль в этой киноленте сыграл Анатолий Папанов. Жену главного героя – Вера Орлова. Актриса, личная жизнь которой не сложилась, исполнила роль женщины, воспитавшей детей, от которых отказались родные матери.
Фильм повествует о благородном докторе-акушере. Петр Бондаренко проводит большую часть времени на работе. Дома его ждут любящие жена и дети. И только в конце киноленты зрители узнают, что взрослые сыновья Бондаренко – дети-отказники. Герой Папанова – сильный, необыкновенно благородный человек. Но как бы сложилась его жизнь, если бы рядом не было любящей и нежной жены, которую сыграла актриса Вера Орлова. Личная жизнь, семья, дети – составляющие женского счастья. Но всего этого артистка была лишена. Как и многие представительницы своей профессии, Орлова под конец жизни оказалась наедине с одиночеством.
Фильмография
- 1911 — На бойком месте — Аннушка
- 1915 — Николай Ставрогин — Даша
- 1915 — Сашка-семинарист
- 1915 — Я и моя совесть — Нина
- 1916 — Грех
- 1916 — Пиковая дама — Лиза
- 1916 — Семейное счастье — Маша
- 1916 — Ястребиное гнездо
- 1917 — Андрей Кожухов — Таня
- 1917 — Кровавая слава — Нелли
- 1917 — Прокурор — сестра Эрика Ольсена
- 1917 — Сатана ликующий — Инга
- 1917 — Царь Николай II, самодержец Всероссийский — Настя
- 1918 — А он, мятежный, ищет бури… — Леночка Крушинская, в дальнейшем монахиня Евлалия
- 1918 — Отец Сергий — дочь купца
- 1918 — Власть тьмы — Марина
- 1918 — Дармоедка — Марина, дочь лесника
- 1918 — Лестница дьявола — «Снежинка»
- 1918 — Не уступлю — Нелли
- 1918 — Постоялый двор — Дуняша
- 1918 — Профессор — Аня Берестова, курсистка
- 1918 — Станционный смотритель — Дуняша
- 1919 — Пунин и Бабурин — Муза
- 1919 — Рабочий Шевырёв (короткометражный) — портниха
- 1919 — Товарищ Абрам — генеральша
- 1921 — Последняя радость (Чехословакия) — Йозефинка
- 1923 — Ужасное приключение (фр. L’Angoissante aventure, Франция)
- 1924 — Аэлита — Маша, невеста Гусева
- 1926 — Проститутка — Надежда
- 1938 — Юные коммунары — Туанет
- 1941 — Боевой киносборник № 6 — ведущая собрания
- 1941 — Два друга — Анна Григорьевна, жена метеоролога
- 1942 — Боевой киносборник № 10 — Ванда Вронецкая, мать больной девочки
- 1944 — Родные поля — мать Жени
- 1951 — Прощай, Америка! — мать Анны Бэдфорд
- 1961 — Когда деревья были большими — сторожиха
За гробом шли вдвоём с соперницей
Так случилось, что на один СССР пришлось сразу две звезды с фамилией Орлова. Одна — Любовь, яркая, настоящий советский секс-символ. Вторая — Вера, исполнительница добрых женщин. Коллеги шутили, что для справедливости нужна еще и Надежда, которая играла бы лирических героинь, и тогда будет святая тройка актрис Орловых, которые охватили бы весь театральный и кинорепертуар: Вера, Надежда, Любовь.
Личная жизнь актрисы сложилась трагически. В ее жизни случилась очень сильная любовь, но ей не суждено было развиться и закончиться свадьбой. Вера Марковна любила красавца актера Театра им. Маяковского Александра Холодкова, сыгравшего майора Ляпунова в советско-болгарской картине «Герои Шипки», капитана Похитуна в фильме «Звезды на крыльях», Петра Чумака в картине «Смена начинается в шесть». К сожалению, избранника Орловой нельзя было назвать свободным: он жил с популярной актрисой Люсьеной Овчинниковой, на которой тоже, впрочем, не собирался жениться.
Александр Холодков в фильме «Звезды на крыльях», 1955 год.
В одном из интервью подруга Овчинниковой рассказывала: «Люся при этом считала себя его гражданской женой. И не перестала так думать, даже когда Саша завел роман с актрисой Верой Орловой. Люся к этому отнеслась с пониманием». Актриса Галина Анисимова вспоминала в интервью, что, когда у Веры Орловой и Холодкова начался роман, на этот счет злословили кто ни попадя, ситуацию тяжело переживала не только Люсьена Овчинникова, но и весь театр. Но Орлова и Овчинникова как две мудрые женщины поняли, что если любят одного человека, то, кроме дружбы, здесь ничего не может быть. «И они очень подружились, помогали друг другу. И Вера Марковна помогала Люсе до последнего», — говорила в беседе с журналистом Анисимова.
Более того, когда Александра Васильевича разбила тяжелая болезнь, Орлова и Овчинникова объединили свои усилия и ухаживали за их общим любимым человеком. Это была настоящая женская дружба, которой никто не мог понять, об этой ситуации злословили в театральном мире. «Но Люся и Вера с достоинством все перенесли», — рассказывала в интервью подруга Овчинниковой.
Кстати, в «Детях Дон Кихота» Орлова играла как раз в тот момент, когда любимый болел. Как вспоминают клоллеги, Орлова, даже не разгримировавшись, неслась домой, чтобы помочь ухаживать за Холодковым.
14 сентября 1965 года Александр Холодков умер на руках двух своих женщин. На похоронах на Введенском (Немецком) кладбище у гроба они стояли вместе: поддерживали друг друга и плакали, обнявшись. Пришедшие выражали соболезнования обеим.
Орлова очень тяжело переживала утрату, с головой ушла в работу. Играла в кино, дублировала главных героинь в иностранных лентах, выходила на сцену в театре. Но на душе было тягостно, Орлову мучило одиночество и женская нереализованность. И тогда она от отчаяния приняла внезапное предложение руки и сердца. Молодой поклонник после одного из спектаклей признался актрисе в любви… Одинокая Орлова согласилась стать его женой. Естественно, брак просуществовал недолго.
Вера Орлова и Савелий Крамаров в фильме «12 стульев», 1976 г. Фото: Кадр из фильма
Последними яркими киноработами Веры Марковны можно назвать четырехсерийный телефильм 1976 года Марка Захарова по роману И. Ильфа и Е. Петрова Двенадцать стульев, где актриса сыграла Елену Станиславовну Боур, и фильм «Воробей на льду» (Татьяна Ивановна, вахтёрша).
В конце жизни Вера Орлова играла в «Ленкоме» в спетаклях «Вор» и «В списках не значился». Коллеги по театру в шутку называли Веру Марковну «миной замедленного действия»: актриса умела каждый раз внести в трактовку своих героинь новые нюансы и краски, чем постоянно удивляла коллег по сцене.
В середине восьмидесятых годов Орлова стала тяжело болеть, отказывали ноги. Обездвиженность она переживала драматично. Одна, в пустой квартире, да еще и ходить не может, не может играть в кино и театре. Актрисы не стало 16 сентября 1993 года: спустя 3 месяца после того, как «Ленком» громко отметил 75-летний юбилей советской легенды. На похороны Веры Марковны Орловой на Новое Донское кладбище пришли десятки людей и коллег. Многие уже зрелые актёры вспоминали, что в ранней молодости сумели выжить только благодаря тому, что Орлова каждый день кормила их у себя дома, принимая, как родных детей.
Вера Марецкая
Актриса театра и кино Вера Марецкая была ни на кого не похожей — ни в момент поступления в училище, ни потом, когда играла на сцене и в кино. Талант ее — яркий, самобытный — не умещался в рамки одного амплуа или принятой в определенную эпоху манеры игры.
На вступительных экзаменах в Школе-студии Вахтангова абитуриентка Марецкая вызвала недоумение. «Нас смущало то, что она была ни на кого не похожей, — вспоминал позже режиссер Юрий Завадский. — Толстенькая, смешная, растрепанная девчонка… И вдруг она выдала!»
Вера Марецкая действительно была ни на кого не похожей. По сей день созданные ею кинообразы не стареют. «Роковая» Змеюкина в «Свадьбе», кокетливая девчонка Катя в картине «Закройщик из Торжка», неловкая домработница Параша из «Дома на Трубной». И даже монументальные роли в этапных для советского кино 30–40-х годов фильмах Марецкая очеловечила. «Простая русская баба» Александра Соколова («Член правительства»), партизанка Прасковья Лукьянова («Она защищает Родину»), самоотверженная учительница Варвара Мартынова («Сельская учительница») — возможно, именно работы Марецкой сегодня примиряют зрителя с этими фильмами-раритетами.
Кадр из фильма «Закройщик из Торжка» (1925)
Кадр из фильма «Дом на Трубной» (1928)
Кадр из фильма «Свадьба» (1944)
Актерская судьба Веры Марецкой сложилась счастливо, она до конца жизни была востребована в театре, сыграла значительные роли в кино. Народная артистка СССР, лауреатка четырех Сталинских премий, Марецкая не сломалась под тяжестью семейных драм — хотя кто знает, чего ей стоило держать удары. В 1937-м расстреляли двух ее братьев — видных журналистов, соратников Бухарина. В начале войны арестовали младшую сестру. Вера Петровна забрала в свою семью племянника и запретила своему собственному сыну расспрашивать брата об исчезнувшей матери.
В годы войны Марецкая вместе с Театром им. Моссовета находилась в Алма-Ате — продолжала играть в спектаклях и снималась в кино, ведь в столице Казахстана действовала тогда главная объединенная киностудия страны (ЦОКС). Коллектив Завадского перед войной не успел еще толком обжиться в столице — с 1936-го по 1940-й студия молодых вахтанговцев работала в Ростове-на-Дону, в стенах огромного Театра драмы им. Горького. Актерам невероятно тяжело было освоить гигантский зал с плохой акустикой, там начались первые проблемы Марецкой с голосовыми связками, которые потом, увы, развились в хронический процесс. Но актриса даже не могла помыслить о пути, отдельном от коллектива Завадского.
С этим театром оказалась связана вся ее жизнь. Вместе они начинали — в нищете, но с верой в свою миссию — развивать учение Вахтангова так, как им казалось нужным. Перспективную молодую актрису Марецкую приглашали в свои театры Станиславский и Мейерхольд, но она оставалась верна Завадскому. И не только потому, что какое-то время он был ее мужем. Марецкая и Завадский недолго прожили вместе, но как актриса и режиссер работали около полувека, относились друг к другу с огромным уважением и нежностью.
Из бедной студии театр Завадского превратился со временем в один из главных и самых успешных театров Москвы — Театр им. Моссовета. И Вера Петровна Марецкая заняла в коллективе подобающее ей место. В звездной труппе состояли такие любимцы публики, как Фаина Раневская, Любовь Орлова, Ростислав Плятт, но Марецкая была по-особому дорога публике театра. В последние годы актрису мучил тяжелый недуг, но она не сдавалась, не подавала виду, что плохо себя чувствует. Играла главную роль в спектакле «Странная миссис Сэвидж», которую исполняли до того Раневская и Орлова.
Кадр из фильма «Мать» (1955)
Кадр из фильма «Странная миссис Сэвидж» (1975)
Кадр из фильма «Полюшко-поле» (1956)
В памяти коллег Вера Марецкая осталась энергичной, озорной и преданной своему театру. Хорошо, что сохранились документальные материалы, где Вера Петровна сама рассказывает о себе (например, такие использованы авторами документального фильма «Острова. Вера Марецкая»). Из них и мы можем сложить образ этой актрисы — личности яркой, независимой, но очень организованной и собранной.
Любовный треугольник
Вера Марковна была очень хороша собой. Многие мужчины добивались её руки, но семейное счастье, к сожалению, обошло актрису стороной. Свое сердце она отдала красавцу-актеру Александру Холодкову. Зрители его помнят в фильмах «Звезды на крыльях», «Герои Шипки», «…Смена начинается в шесть».
Все знали об их бурном романе, и осуждали Орлову. На тот момент Холодков жил в гражданском браке с не менее знаменитой актрисой Люсьеной Овчинниковой. Обе женщины страдали и надеялись, что Александр в конце-то концов определится. Однако время шло. Менять что-либо Холодков не хотел, его все устраивало.
В середине 60-х Александр Васильевич сильно заболел. Люсьена и Вера вмиг забыли обиды, и стали ухаживать за дорогим человеком. В театре недоумевали, как такое может быть, чтобы жена и любовница объединились? А их действительно объединило общее горе. Две хрупкие женщины боролись за жизнь любимого. Но победить коварный недуг не удалось.
Александр ушел в мир иной в сентябре 1965 года, держа за руки Веру и Люсьену. Коллеги видели, что утрата для них была очень тяжелой. На похоронах женщины стояли рядом, поддерживали друг друга, и принимали соболезнования от друзей и близких. Орлова и Овчинникова смогли сохранить дружбу до конца своих дней.
Творчество
Работы в театре
Ленком
- «Вор» — Христя
- «В списках не значился»
Фильмография
- 1945 — Близнецы — Лиза Карасёва
- 1949 — Счастливый рейс — Фенечка, заправщица
- 1954 — Два друга — мать Вити Малеева
- 1954 — Об этом забывать нельзя — Глаша, домработница
- 1955 — Солдат Иван Бровкин — Полина, буфетчица
- 1956 — Драгоценный подарок — Тамара Васильевна Сперантова, жена Сперантова
- 1956 — Разные судьбы — Нина Никифоровна, соседка Морозовых
- 1958 — Иван Бровкин на целине — Полина Кузьминична Гребешкова, заведующая столовой
- 1959 — Косолапый друг — буфетчица на пароходе
- 1959 — Растеряева улица — Пискарёва
- 1962 — Семь нянек — Шамская, мать Майи
- 1962 — Я купил папу — продавщица детей и пап из сна Димки
- 1963 — Короткие истории — клиентка парикмахерской («Калиновский»),кассирша на вокзале («Порядок прежде всего»),пани Ковальская («Семейный вечер»),Ганна («Шутки-малютки»)
- 1965 — Дети Дон Кихота — Вера Петровна Бондаренко, пластический хирург
- 1967 — Я вас любил… — Зинаида Голикова, мать Коли
- 1969 — Вчера, сегодня и всегда — жена, в истории с грабителем
- 1969 — Мистер-Твистер
- 1971 — Таланты и поклонники — Домна Пантелеевна, мама Негиной
- 1973 — Эффект Ромашкина — женщина из справочного бюро
- 1973 — Разные люди — Анна Борисовна Иваненко
- 1974 — По страницам «Сатирикона» — путешествовавшая в Италии
- 1975 — Беда от нежного сердца — Дарья Семёновна
- 1975 — Это мы не проходили — завуч ПТУ
- 1976 — 12 стульев — Елена Станиславовна Боур
- 1976 — Эти непослушные сыновья — эпизод
- 1976 — Рассказы Марка Твена — миссис Эванджелина Мак-Вильямс
- 1979 — Ватага «Семь ветров» — учительница
- 1979 — С любимыми не расставайтесь — обменщица
- 1980 — Альманах сатиры и юмора
- 1982 — Солнечный ветер — жена Рясенцева
- 1983 — Воробей на льду — Татьяна Ивановна, вахтёрша
Озвучивание мультфильмов
- 1949 — Гуси-лебеди
- 1957 — В некотором царстве — царевна Марья
- 1958 — Кошкин дом — Кошка
- 1961 — Ключ — Ольга Захарова, мама мальчика
- 1961 — Чиполлино — Редиска
- 1968 — Хочу бодаться! — Лиса
Аудиопостановки
1962 — «Приключения Чиполлино» (грампластинка) — Земляничка (композиция З. Потаповой и С. Богомазова, музыка Н. Пейко. Всесоюзная )
1945 — Близнецы — песня Лизы (Оскар Сандлер — Борис Ласкин)
Детство и юность
Будущая актриса Любовь Орлова появилась на свет в городе Звенигороде, который располагается под Москвой. О точной дате рождения артистки до сих пор идут многочисленные споры. Одни говорят о том, что это 29 января, другие — 11 февраля по новому стилю.
Такая путаница связана с утратой документов, которые свидетельствовали бы о точной дате рождения актрисы. Тем более что потомков, которые могли бы прояснить ситуацию, у нее не осталось.
Любовь Орлова в детстве
Родители людьми творческими не были. Однако происходили из среды крупного дворянства. Отца звали Петром. Многие годы своей жизни мужчина отдал военному делу, служил в действующей армии.
Мать имела древнее благородное происхождение. Евгения Сухотина была дочерью крупного государственного деятеля, который в свое время возглавлял военную академию в Санкт-Петербурге. Был родственником Льва Толстого.
Родители Орловой Любови Петровны — Евгения Николаевна и Пётр Фёдорович
Мать и отец девочки часто устраивали любительские спектакли. В доме семьи то и дело появлялись знаменитые люди своего времени. От государственных деятелей до представителей мира искусства.
Одним из таких был Федор Шаляпин. Он, пожалуй, первым оценил артистические данные юной Орловой, когда увидел, как та играет в домашнем спектакле. Мужчина сказал, что девочке нужно развивать талант. Однако у родителей были другие планы.
Как только Любови исполнилось 7 лет, ее записали в музыкальную школу. По задумке матери и отца, девочка должна была стать профессиональной пианисткой.
Уже в 1919 году молодая особа оказалась студенткой консерватории. Однако окончить образование так и не сумела. В какой-то момент у нее развилась болезнь Миньера. Редкое, но тяжелое поражение внутреннего уха. Девушка стала терять слух.
Любовь Орлова в молодости, в период учебы в консерватории
Излечение было возможно, но время на учебу было упущено. К тому же, после прихода советской власти и тотальной разрухи начались тяжелые времена. Дворянское сословие внезапно оказалось на самом дне новоиспеченного общества. Нужно было как-то зарабатывать на жизнь.
С 1922 по 1926 Любовь Орлова преподавала музыку всем желающим и способным за это заплатить. Очень скоро она устроилась в московский кинотеатр, где подрабатывала тапером. Занималась звуковым оформлением немых фильмов, когда кинематограф только входил в силу и законные права.
Такая судьба явно не устраивала молодую амбициозную девушку. Она хотела большего. Примерно в те же годы Л.П. Орлова поступила в ГИТИС. В тот момент это был всего лишь театральный техникум.
Расцвет учебного заведения случился чуть позже, когда он стал настоящей кузницей кадров для большого кино и подмостков огромной страны.
С 1926 по 33 год артистка работала в качестве хористки при музыкальном театре. Но настоящая карьера была впереди.
Личная жизнь
В биографии известной женщины нашлось место для троих избранников. Первым супругом стал Андрей Березин. Чиновник средней руки в Наркомате земледелия. В 1926 они заключили брак.
А буквально через 4 года мужчина был привлечен к ответственности за реальное или мнимое служебное преступление. Волей случая, в 30-м оказался сослан в Казахстан. На этом брак артистки и закончился.
В 1932 женщина увлеклась австрийцем по имени Франц. Но официально их союз так и не был заключен. Пара жила в гражданском браке. Примерно через год все закончилось, едва начавшись.
Последним законным супругом в личной жизни Любови Орловой стал Григорий Александров. Известный постановщик, а также педагог.
Любовь Орлова с мужем, Григорием Александровым
Режиссер обратил внимание на артистку, и она с ходу произвела на него неизгладимое впечатление. Это было неудивительно
Орлова всегда следила за своей внешностью и пользовалась косметикой.
Ходили слухи, что она обращалась за помощью к пластическим хирургам. А кроме того, обладала колоссальным талантом и харизмой. В 1933 году пара заключила официальный брак, который и продлился до самой кончины известной актрисы.
Детей у Любови Орловой не было. Отчасти именно этот факт сыграл роль в будущей путнице биографических сведений о женщине.
В дальнейшем Орлова почти постоянно снималась только у своего супруга. Они создали мощный творческий тандем, который поднял советское кино на значительную высоту.
Биография
Родилась 27 мая 1894 года.
По окончании Женской гимназии работала конторщицей в столичной конторе стальных дорог, сразу брала личные уроки актерского мастерства у актёра и преподавателя МХАТ Н. О. Массалитинова. В 1913—1915 годах обучалась в Школе МХТ.
В 1913—1924 годах была актрисой МХАТа. В 1924—1936 годах — актриса МХАТа второго. В 1945—1951 годах работала актрисой Театра-студии киноактёра.
В кино В. Г. Орлова снималась с 1915 года, и за три года работы в дореволюционном кино сыграла в 30 фильмах. 1-ая её роль — основная роль фермерской девицы в кинофильме «Чайка» (по романсу тех лет «Вот вспыхнуло утро, над озером чайка летит»). Первым режиссёром в кино был Яков Протазанов, партнёром — Иван Мозжухин. После отъезда Протазанова, Орлова работала на нескольких фильмах с Александром Ивановским, а после возвращения Якова Александровича из эмиграции, сыграла второстепенную роль в его первом русском кинофильме — «Аэлита» (1924).
Погибла 28 сентября 1977 года в Москве, похоронена на Новодевичьем кладбище столицы.
Была знакома с П. А. Аренским, за которого вышла замуж.
В РГАЛИ имеются документы, относящиеся к В. Г. Орловой.
Биография
Вера Марковна Орлова родилась 25 мая 1918 года на Украине в Екатеринославе (сейчас Днепропетровск). В 1936 году окончила среднюю школу в Москве, где она участвовала в самодеятельном ансамбле, выучилась играть на гитаре и разучивала детские песни. В 1937—1941 годах обучалась в Театральном училище при Столичном театре Революции, в 1941—1942 годах — артистка Столичного театра имени Ленсовета, в июне-ноябре 1942 (будучи в эвакуации) — артистка Столичного театра Сатиры в Хабаровске. В 1942—1974 годах — артистка Столичного академического театра им. Владимира Маяковского, где она сыграла 10-ки ролей. С 1974 года вошла в труппу театра им. Ленинского комсомола.
В кино начала сниматься в 1945 году. Её синематографический дебют состоялся в комедии «Близнецы», где она сыграла роль Лизы Карасёвой, также в её выполнении в кинофильме звучала песня. Сходу после этой картины к ней пришла большая известность. Всего актриса снялась в 30 фильмах. Необыкновенную любовь зрителей захватили милая Полина из дилогии об Иване Бровкине и самоотверженная Вера Петровна («Дети Дон Кихота»).
Работала на радио, на эстраде, учавствовала в дублировании зарубежных кинофильмов. Много лет глас актрисы звучал в пользующейся популярностью юмористической радиопередаче «С хорошим днем!», где она исполняла роль дежурной справочного бюро.
С середины 1980-х годов из-за тяжёлой заболевания она стала всё пореже выходить на сцену, ей становилось всё сложней передвигаться. Она погибла через 3 месяца после праздничного празднования в Ленкоме её 75-летия — 16 сентября 1993 года. Похоронена в Москве на Новеньком Донском кладбище.
Ирина Мурзаева (1906 — 1988)
- Похоронена на Донском кладбище, колубм. 14, секция 65.
- Роль: Алла Брошкина.
— Бывают же такие люди — безвозрастные, — сказала об актрисе Нонна Мордюкова. — Иногда она напоминала девушку — красная, скромная. Но тут же могла послать матом. Она безумно любила сына, и дети постоянно к ней липли, даже самые маленькие. И не только дети — с ней каждый хотел поговорить.
Фото Кристины Безбородовой
Мурзаева первой в советском кино создала образ «комической старухи», хотя в реальной жизни не имела ничего общего со своими чудаковатыми героинями. Была закрытым и крайне щепетильным человеком. Серьезная, интеллигентная, обожала читать и вязать.
Пока на гастролях другие актрисы покупали меха, Ирина Всеволодовна подыскивала подарки для сына Бориса и звонила в Москву с расспросами о его здоровье.
В старости не хотела ни для кого быть обузой. Зарабатывала на хлеб, ведя кружки самодеятельности. Умерла актриса тихо, во сне.
Вера Орлова — актриса, которой пришлось пережить любовный треугольник
Вера Орлова была особенно известна в 45-70-х годах прошлого века. Она исполняла роли в работах «Когда деревья были большими», «Дети Дон-Кихота», «Солдат Иван Бровкин» и т. д. За пределами экрана она казалась странноватым человеком. Часть артистов называли ее сумасшедшей.
Вера родилась в Екатеринославле (сейчас это Днепр). С детства любила играть на гитаре и петь. Была главной солисткой в детском ансамбле. Окончив школу, Орлова получила сбережения от родителей на учебу в Московской консерватории. Но она не хотела тратить такую большую сумму. Поэтому поступила в училище при театре Революции. Там также проходили вокальные уроки.
Во время учебы Вере предложили спеть песню для фильма «Близнецы». Она согласилась. Режиссеру Константину Юдину так понравился голос Орловой, что он дал ей одну из главных ролей в картине. После роли Лизы Карасевой девушка стала известна на всю страну. Когда проект был выпущен, Вере начало поступать много предложений. Их делали и кинорежиссеры, и мультипликаторы. Она бралась и за пение, и за озвучку, и за актерскую игру. Озвучку персонажей Верой можно найти в таких мультиках, как «Кошкин дом», «Гуси-лебеди», «В некотором царстве», «Чиполино». В последнем она еще и исполнила песню Землянички. Вера появлялась в известных фильмах, но обычно не исполняла главные роли. Коллеги говорили, что ей не нравится находиться в центре внимания. Она отказывалась от крупных ролей. Если и бралась за них, то исключительно из уважения к людям, работающим над проектом.
Единственная настоящая любовь была только с актером Александром Холодковым. При их знакомстве у него была неофициальная жена – Люсьена Овчинникова. Александр любил ее, но при этом полюбил и Веру, ответившую взаимностью. Первое время девушки враждовали, ругались во время встреч. Потом сели и спокойно поговорили. Они не стали делить Александра, решили сделать любовный треугольник. Они все вместе ходили на свидания, некоторое время жили втроем. Можно сказать, у Холодкова было 2 неофициальные жены. В 60-х годах мужчина серьезно заболел. Обе женщины ухаживали за ним, после его ухода из жизни вместе справлялись с утратой.
Коллегам Орлова казалась странной не только из-за треугольника с Александром. Она всегда делала очень большие порции еды, относила их нуждающимся артистам. Звала бомжей и других людей, живущих в бедности, в свой дом кормила их, помогала материально. Конечно, часть аудитории уважает Веру за эти поступки. Есть и брезгливые личности, не понимающие, как она может пускать незнакомых и грязных людей в свой дом. Из-за этого часть коллег плохо относились к ней. Орлова становилась жертвой издевательств и подстав в театре. Все же большая часть коллег любили ее, просто считали странной.
Вера была одинока. В 70-х годах она от отчаяния вышла замуж за поклонника. Но она не полюбила единственного официального супруга. Вскоре брак был расторгнут. Когда приближались годы перестройки, у артистки заболели ноги. Она ушла из театра и кинематографа, поскольку у нее не осталось сил на работу. Выполнять домашние дела периодически помогали друзья и квартирная соседка. В 93-м году Орлова в родном театре отметила свой юбилей, 75-й день рождения. Всего через пару месяцев после этого она ушла из жизни.
Немало артистов и по сей день благодарны Вере Орловой за то, что в столь тяжелое время она была добра к ним, помогала с едой и финансами. Зрители же благодарят ее и других советских актеров за то, что они внесли существенный вклад в отечественную культуру. Из-за этих талантливых людей появляется повод гордиться родным кинематографом.
Павел Шпрингфельд (1912 — 1971)
- Похоронен на Ваганьковском кладбище, уч. 56 (напротив стыка металлического и кирпичного заборов, ряд 2 снизу).
- Роль: Алеша Листопадов.
Он всегда был бойцом. В юности не побоялся круто изменить жизнь и переехал в Москву из Краснодара, где трудился на маслобойном заводе. Поступил в ГИТИС. За 32 года в кино — около 80 пусть не главных, но очень ярких ролей. Скончался от сердечной недостаточности, не успев увидеть свою последнюю работу — гардеробщика в «Джентльменах удачи».
Могилу Павла Шпрингфельда мы с огромным трудом обнаружили среди зарослей крапивы. Фото Ольги Емельяновой
Проблемы с сердцем начались у Шпрингфельда в молодости, когда артиста арестовали по ложному доносу из-за немецкой фамилии (она ему досталась от отца-часовщика). Из лагеря коллегу вытащила его партнерша по «Сердцам четырех» Валентина Серова. Точнее, ее влиятельный муж — писатель и поэт Константин Симонов.
Нет-нет, ничего интимного между Павлом и Валентиной не было — Шпрингфельд обожал жену-актрису Клавдию Хабарову («Тени исчезают в полдень», «Вечный зов», «Человек-невидимка»). В дочке Евдокии (назвали в честь его тещи) тоже души не чаял. По рассказам коллег, это была образцовая семья.
Так место захоронения Павла Шпрингфельда выглядит после нашего визита. Фото Ольги Емельяновой
Прах Хабаровой, скончавшейся в 2014-м, захоронили рядом с Павлом. Но ни памятника, ни даже креста на могиле актрисы до сих пор нет. Да и саму могилу мы с огромным трудом обнаружили среди зарослей крапивы. Очень печально, что до места упокоения родителей нет дела их дочери — владелице крупного рекламного агентства.