Вия артмане: биография, дети, факты, фото, видео

Оберег – символ Бога Вия

Знак или оберег Бога Вия называют славяне – «Всевидящее Око». Сразу говорит он нам о том, что это Бог, от глаз, слуха и памяти которого ничто не сокроется. Внешний вид знака – повторяющие друг друга окружности, одна в другой. Небольшие полоски-выступы по краям кругов обозначают неприкосновенность. Это обозначает скрытую и явную силу Вия, его властность, а также его регалию – быть Пастухом душ, когда под зорким, бдительным оком бога никто не укроется.

Оберег «Всевидящее Око» обережет от:

  • плохих, нечистых мыслей;
  • уныния;
  • депрессии;
  • пессимизма;
  • произвола темных навий и прочих сил;
  • обмана или беззакония в вашу сторону.

Оберег «Всевидящее Око» притянет к вам:

  • развитие интуиции;
  • проницательный ум;
  • смекалку;
  • сверхъестественное чутьё;
  • восстановление утраченных связей;
  • добрые отношения с людьми, друзьями;
  • доверие родных к вам.

Какие бывают обереги,дающие защиту Вия?

Узнать

Можно много получить от Всевидящего Ока Вия – целеустремленность, понимание истинного чувства справедливости, и даже остроумие, аналитический склад ума, его развитие.

Подробнее об обереге Всевидящее Око смотрите здесь.

Главное — засветиться?

А дальше ее пригласил сыграть одну из главных ролей в фильме «Никто не хотел умирать» литовский кинорежиссер Витаутас Жалакявичус. Ему очень хотелось показать, что даже драматические повороты судьбы не в силах сломить слабую лишь на первый взгляд женщину…

В том же 1966 году Артмане снялась в еще одном фильме — «Эдгар и Кристина» у режиссера Рижской киностудии Леонида Лейманиса. Она сыграла главную героиню Кристину, причем сделала это очень пронзительно. Но иначе она и не могла — история конюха Эдгара и горничной барона Кристины в чем-то удивительно напоминала судьбу ее мамы. Только здесь была более счастливая развязка — влюбленные, несмотря на многочисленные трудности, бросаются в объятия друг друга, чтобы не расставаться…

Афиши этого фильма привлекали к себе внимание в больших и малых городах всего Советского Союза. И в конце фильма, когда молодые люди давали всем понять, что отныне они неразлучны, плакали многие женщины: и русские, и украинки, и узбечки

Кстати, именно после этого фильма многих девочек стали называть Кристинами, тогда был настоящий всплеск «кристиномании», и вряд ли «Рабыня Изаура» или «Просто Мария» смогли бы завоевать такую же всенародную любовь! За последующие 10 лет Вия Артмане снялась в 15 кинокартинах. И везде она смотрелась очень естественно и органично.

Былые заслуги не в счет?

Она снималась в фильмах практически каждый год, до того момента, пока Латвия не стала «независимой». Я очень хорошо помню эти дни, так как в самый трудный момент новейшей истории Латвии жил в Риге. Много тогда было душевных терзаний, надежд на лучшее будущее. Вот только до простых людей новым латышским властям не было дела. Все это почувствовала на себе мать-Латвия — Вия Артмане. У ее рижского дома нашелся владелец, актрису выселили, и она переехала на небольшой хутор в 40 километрах от Риги. Трудно ли ей было вести сельский образ жизни? Вряд ли — все это она уже проходила в 30-е годы ХХ века.

Вскоре случилась еще одна беда — сын пристрастился к наркотикам. По ее просьбе его окрестили в православие, желая спасти, сама Вия тоже крестилась, взяв себе имя Елизавета. А последняя роль, которую ей довелось сыграть, — роль императрицы Екатерины II в фильме Ильи Хотиненко «Золотой век» (не путать с режиссером Владимиром Хотиненко).

Этот фильм вышел на экраны в 2003 году. А дальше ее еще раз вспомнили: в год ее 75-летия. Но жизнь матери-Латвии клонилась к закату. Вия Артмане скончалась от четвертого инсульта 11 октября 2008 года. И только после смерти она снова вернулась в Ригу, город, в котором стала королевой театра и кино.

Религиозная линия фильма Вий

Религия в фильме заслуживает отдельного упоминания. Хотя тут точно не соврали. Священник нагло дурит паству, пугает их демоническими образами из кинопроектора, а несогласных или чем-то мешающих вообще пытает. Паства она и есть паства — толпа глупых овец, которые забыли своих богов и подчиняются любому жесту священника. С этой стороны совершенно понятна просьба паночки найти убийцу и вредителя. Ведьма с природой, религия против природы.

Момент, когда деревянная статуя распятого Христа в заколоченной церкви мешает Грину проникнуть внутрь, тоже очень показательный. Словно бы сам божий сын защищает преступления религии от разоблачения. Потом, правда, положение было исправлено. Все та же деревянная статуя пришибла священника, типа зло наказано. Типа это один такой исключительный, но на самом же деле христианская религия белая и пушистая. А то, что Паисий набрался дурного у других отцов из Европы, как-то несущественно.

Кадр из фильма «Вий»

Кроме того в фильме почти в самом конце есть еще один короткий, но красноречивый момент. Церковь построена на расколовшейся скале с изображением Солнца. Такой себе символ победы христианства над язычеством. Это кстати отлично объясняет и тот факт, что паночке помогали силы природы — корни. То есть, религия хоть и сверху, но старые боги еще имеют силу.

В общем, кому как, а мне в этот раз картина показалась не просто плохой, но даже отвратительной. Мало того, что у фильма не совсем вразумительный сюжет, кто не знает гоголевского Вия, может с трудом понять, что тут вообще происходит. К этому добавляется фиговая игра актеров, еще и откровенная религиозная пропаганда. Вроде как обличительная, но на деле совсем нет. 

Фильмы

В кино Вию Артмане пригласили, когда та уже состоялась как театральная актриса, сыгравшая большие роли в нескольких классических спектаклях. Кинематографическая биография для Вии началась с драмы «После шторма» и фильма о литовском революционном движении «За лебединой стаей облаков».

Вия Артмане (кадр из фильма «За лебединой стаей облаков»)

В 1958 году завершились съемки фильма «Чужая в поселке», где Вия Артмане перевоплотилась в молодую энергичную руководительницу рыболовного завода. Через два года актриса сыграла подпольщицу, участницу революционного движения Латвии в кинокартине «На пороге бури».

Киноленты получили признание специалистов и зрителей, но настоящая популярность во всесоюзных масштабах к Артмане пришла в 1963 году после выхода военной мелодрамы «Родная кровь».

На фоне горя, принесенного Великой отечественной войной, актриса вместе с партнером Евгением Матвеевым показывают трагедию двух влюбленных немолодых людей. Кинолента была удостоена нескольких премий на ряде кинофестивалей, в том числе награды «За воплощение гуманизма в киноискусстве» на Международном кинофестивале в Аргентине.

Вия Артмане (кадр из фильма «Родная кровь»)

Зрители отмечали невероятную реалистичность настоящих глубоких чувств, сыгранных актерами, и только спустя много лет Вия Артмане призналась, что у них с Матвеевым был совсем не киношный роман. Благодаря участию в этой картине Вия, согласно опросу журнала «Советский экран», была названа актрисой года, а в Латвии Артмане стала национальной гордостью.

В середине 60-х фильмография артистки пополнилась работами в приключенческой киноповести «Ракеты не должны взлететь», драме о послевоенном времени «Никто не хотел умирать». Во второй картине партнерами Вии по рабочей площадке стали Казимирас Виткус и Донатас Банионис.

Вия Артмане (кадр из фильма «Туманность Андромеды»)

В 1966 году Артмане появилась в главной роли в мелодраме «Эдгар и Кристина», через год – в героической драме «Подвиг Фархада». В это же время состоялась премьера советского фантастического фильма режиссера Евгения Шерстобитова «Туманность Андромеды», в которой Вия Артмане предстала перед зрителями в образе главной героини Веды Конг. В киноленте последнюю роль в жизни сыграл Сергей Столяров («Цирк», «Садко», «Руслан и Людмила»).

В конце 60-х зрители смогли насладиться игрой актрисы в мелодраме «Времена землемеров», экранизации «Гладиатор», где помимо прибалтийских артистов участие приняла советская актриса Нина Ургант. В шпионским фильме «Тройная проверка» Вия Артмане перевоплотилась в немецкого офицера, в исторической драме «Баллада о Беринге и его друзьях» примерила на себя образ Анны Беринг.

Вия Артмане (кадр из фильма «Мастер»)

Не обошлись без участия актрисы в колхозной драме «Ель во ржи», музыкальной комедии «Подарок одинокой женщине», молодежном фильме «Мастер». В 1978 году Вия Артмане исполнила роль Екатерины II в историческом фильме «Емельян Пугачев», где также сыграли Евгений Матвеев, Тамара Семина, Борис Галкин, Виктор Павлов.

Бенефисом актрисы считается яркая и чарующая роль звезды британской сцены Джулии Ламберт в экранизации романа Сомерсета Моэма «Театр». Режиссер Янис Стрейч начинал создавать этот проект специально для Вии Артмане. Картина латышской киностудии, в которой вместе с великой актрисой снимались звезды – Ивар Калныньш и Раймонд Паулс, моментально стала популярной по всему Союзу.

Вия Артмане в роли Джулии Ламберт (кадр из фильма «Театр»)

По количеству повторов по различным телевизионным каналам может быть приравнена к популярным советским лентам. Интересно, что зрители в драме «Театр» слышат не голос Артмане, так как главную героиню озвучила актриса Антонина Кончакова.

В 80-е годы актриса снималась реже, но роли ей доставались не менее интересные. Так, в 1986 году на телевидении стартовал показ сказки «Тайна Снежной Королевы», где актриса примерила на себя образ Госпожи Осени. Актерский состав детского фильма оказался звездным, в киноленте сыграли Алиса Фрейндлих, Олег Ефремов, Леонид Ярмольник, Сергей Проханов. В экранизации Валерия Тодоровского «Катафалк» актриса предстала в роли пожилой вдовы, желающей поскорее выдать дочь Машу (Ирина Розанова) замуж.

Вия Артмане в роли Екатерины II (кадр из фильма «Золотой век»)

В 2003 году Вия Артмане сыграла последнюю роль в кино – актриса вновь предстала в образе императрицы Екатерины II в детективе Ильи Хотиненко «Золотой век». В память о вкладе актрисы в развитие мирового кинематографа на кинофестивале «Балтийская жемчужина» был учрежден приз имени Вии Артмане.

Вия Фрицевна Артмане

Семья:

  • муж — Артур Димитерс (1915-1986), актер театра;
  • сын — Каспар Димитерс (1957), музыкант;
  • дочь — Кристиана Димитере (1965), художник.

Семья Вии Артмане: муж Артур Димитерс, сын и дочь

К сожалению, в отличие от театральной, ее личная жизнь не была счастливой. Рассказывает Вия Фрицевна: «Мой муж — мы играли с ним в одном театре — был очень ревнивым.

Потому что был очень грешным, между прочим. Еще до меня. Я была на много лет моложе его. Он не был таким, о каком я мечтала и кого я бы хотела иметь рядом, но я смирилась.

Да… Судьба у меня вообще удалась. Но полностью счастливой я себя никогда не чувствовала. Может быть, потому, что хорошего женского счастья у меня никогда не было. Меня никто не щадил. Кроме мамы. А мужчины рядом не было. Был актер. Отец моих детей.

Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было. Могу сказать об этом совершенно откровенно. Бог простит».

Вия хотела уйти от мужа, настолько ей казалось тяжелой жизнь вместе. И все-таки с Артуром Диметерсом Вия прожила 27 лет. Как бы там ни было, без своего мужа она не стала бы такой великой актрисой. Когда его не стало, она сильно сдала.

Евгений Матвеев

Артмане дебютировала в кино в 1956 году в фильме «После шторма». Но настоящей звездой всесоюзного масштаба латышскую актрису сделал фильм «Родная кровь», в котором она снималась с Евгением Матвеевым.

Муж закатил страшный скандал из-за того, что она уж слишком правдоподобно сыграла любовь с актером Матвеевым. Артмане терпеливо сносила ругань и побои. Однако муж был недалек от истины. Она любила Матвеева не только на экране.

Вия Артмане и Евгений Матвеев в фильме «Родная кровь»

О своем сумасшедшем романе с ним Вия Фрицевна рассказала лишь спустя много лет. Все это время актриса скрывала страшную тайну от своей дочери Кристианы. Лишь когда той исполнилось тридцать лет, мать призналась, что Матвеев — ее настоящий отец.

С дочерью Кристианой

В то время Евгению Матвееву так же было нелегко, он хотел уйти из семьи. Но Вия и Евгений условились — рушить свои семьи они не станут, она — ради сына, а он — ради своих двоих детей. Уже в старости, когда мужа не стало, Вия встретила Матвеева в Москве.

Он предлагал ей переехать в столицу России. Говорил, что она сможет жить у него на даче, если захочет. Но она не согласилась.

Дети Вии Артмане

Дети Вии Артмане: сын Каспар Димитерс и дочь Кристиана Димитере

Жизнь королевы

С годами об актрисе забыли. Похоронив мужа, она мечтала спокойно дожить свой век. Но у судьбы были свои планы. Власти Латвии, после принятия в 90-х закона о реституции, у нее отобрали квартиру в центре Риги. Она вынуждена была переехать к себе на дачу и жить в скромном домике в пригороде столицы.

Потом дала о себе знать давняя болезнь: на ногах стали появляться страшные трофические язвы. Врачи разводили руками, они не знали, как их лечить. Ее мучили настолько страшные боли, что от них она даже теряла сознание. В последние годы жизни актриса испытывала большие финансовые трудности.

Но  она никогда не жаловалась на судьбу, оставаясь сильной женщиной. После выхода на пенсию она жила настолько скромно, что это существование можно было назвать бедностью.

Квартплата в два раза превышала пенсию одной из самых популярных актрис советского кино. В 2002-м актриса снялась в роли императрицы Екатерины II в фильме российского режиссера Хотиненко «Золотой век». Это была одна из последних ее работ в кино.

Вия Артмане скончалась 11 октября 2008 в г. Стренчи (Латвия) на 80-м году жизни. Незадолго до смерти крестилась в православную веру под именем ЕлизаветаВыходит, что родилась в нищете, жила как королева, известная всему миру, и умерла снова в нищете!

Об актрисе сняты документальные фильмы «Разговор с королевой»(1980), «Обидеть королеву. Вия Артмане» (2007) и «Вия Артмане. Королева в изгнании» (2008).

Вия Артмане: биография (видео)

Образ в народном фольклоре

Как сказано в Википедии, русские и белорусские сказки есть подтверждение того, что веки Вия действительно поднимали вилами его помощники. В русской народной сказке «Иван Быкович», которую записал собиратель и исследователь духовной культуры славянского народа Александр Николаевич Афанасьев, есть занятный рассказ, где можно узнать мифическое существо – Вия.

Сначала Иван победил несколько многоголовых чудовищ и их жён на реке Смородине, после чего ведьма – мать чудищ отправила царевича к своему мужу – хозяину подземного царства.

Старик лежал с длинными ресницами и бровями и ничего не видел. Позвал он двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать:

– Возьмите-ка вилы железные, подымите мои брови и ресницы черные, я погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей – обратился он к своим богатырям.

И читатель в образе старика сразу может узнать гоголевского Вия.

Массовую известность Вию принёс именно Гоголь в своей одноимённой повести. Писатель считал что это мифическое существо — воплощение воображения простого народа и в своём произведении он старался не менять простоту истории о Вие, которую когда-то слышал сам.

Вий — мудрец с пламенным взором

Очень часто Вия представляют жестоким монстром, однако даже в славянских мифах, где он показан отнюдь не добрым персонажем, показаны разные его стороны. Так, например, именно Вий являлся учителем покровителя магов Велеса. Когда тот был ещё ребёнком, Вий привёл его в Навь, чтобы обучить чёрным искусствам. В итоге Велес стал одним из самых мудрых богов, знающего как светлую сторону, так и тёмную.

Не менее интересно и предназначение Вия. Он находился в Нави не для того, чтобы периодически покидать свой мир и наводить ужас на всё живое. Ещё на заре появления людей великий Род приказал Вию спуститься в подземное царство и очищать в нём души умерших. Один только взгляд Вия был подобен очищающему пламени.

Священным местом Нави было Пекло, где каждая душа проходила очищение – не только от грехов, но и от страданий и привязанностей, тревог и суеты. Лишь пройдя долгий этап освобождения душа могла снова вернуться в Правь. Ссылаясь на это предание, сложно назвать Вия чудовищем или монстром – он больше напоминает служителя верховного божества, выполняя одну из самых важных функций.

Легенды славян

Древние славяне считали Вия сильнейшим и непобедимым чудовищем. Действительно, в мифологии славян не найти ни одного описания о том, что кто-то смог победить Вия.

Вий управлял тьмой и тёмными воплощениями всех стихий.

В слугах у божества была нечисть, без которой он, в прямом смысле не мог смотреть на окружающих – нечисть чёрными калёными вилами поднимала ему веки. По легенде, виной неподъёмных век Вия – проклятье Сварога, которое послали на голову побежденного Чернобога, когда длилась Изначальная Битва.

Если человек хоть раз взглянул на Вия – это означало верную смерть. Это божество взглядом могло превратить в пепел деревню или целый город.

В славянских мифах описано несколько дорог, по которым можно попасть в Навь – подземное царство. Говорят, после смерти души идут по мосту через речку Смородину. Иногда её называют рекой Берёзиной, Пучай рекой или Огненной. Перейти по мосту через реку, которая разделяет Явь и Навь может только умерший, живому человеку это не по силам.

В былинах описывается перекрёсток межда двумя мирами и входом в подземный мир. Правда, если двери между мирами открыты – любой перекрёсток может стать волшебным. Ещё в Навь можно попасть через Древо Мира, если идти от ствола к корням.

После моста души должны пройти очищение в Пекле (чтобы заново родиться на земле). Очищением как раз и занимается бог Вий.

Строчки из книги «Бог Вий хранитель Душ у славян» подтверждают занятие и предназначение мифического чудища.

«Навь облюбовал Вий, когда Род поручил Ему важное дело – очищать души, пришедшие в Навь. Чистят души пламенем в особом месте – Пекле

Все мучительное, ненужное, тяжелые воспоминания, привязанности, зависимости от обжигающего огня покидают душу навсегда!

Чистят души пламенем в особом месте – Пекле. Все мучительное, ненужное, тяжелые воспоминания, привязанности, зависимости от обжигающего огня покидают душу навсегда!

Затем душа еще какое-то время пребывает в очищенном состоянии в Нави, но уже в другом месте, где загробный Судья определяет ей срок пребывания и исхода из Нави. И выходила уже душа, целиком очищенная от Кривды и Лжи, только так она может далее двигаться по пути к Прави!»

Судьба их развела, едва соединив…

Но Фриц оказался очень настойчив, особенно после того, как узнал, что Анна забеременела. Он женился на Анне, правда, молодые супруги остались жить под кровом родителей мужа. Однажды, когда молодая женщина была на пятом месяце беременности, она пошла к колодцу набрать воды. Внезапно навес над ним сорвался. Анна позвала мужа, чтобы тот посмотрел, что произошло. Фриц не стал никого звать на помощь, а сам попытался установить навес на прежнее место. Мальчишеское безрассудство? Очень может быть!

Навес не поддался, а молодой человек надорвался. Он пролежал несколько дней в постели, надеясь, что все образуется, но разрыв внутренних органов оказался несовместим с жизнью. Горько оплакивала смерть мужа Анна, и хотела сразу уйти с хутора, но свекор со свекровью не отпустили: они очень надеялись на то, что родится внук. А когда на свет появилась внучка, даже не скрывали своего разочарования. И однажды указали Анне с дочкой на порог!

А дальше — жизнь батрачки. Ходили с хутора на хутор в надежде, что кто-то даст им работу и кусок хлеба. Анне приходилось вставать с первыми лучами солнца, а заканчивать свою работу с наступлением темноты. А девочка в это время была предоставлена сама себе. До тех пор, пока ей не исполнилось десять лет, — с этого времени Алиду определили в пастушки — следить за стадом коров.

Гораздо позже, когда Алида изберет себе другое имя — Вия, — она будет часто вспоминать свое безрадостное детство. Зато она очень ценила скромные радости жизни — в те времена даже горбушка свежевыпеченного хлеба могла доставить ей счастливые мгновенья…

Когда Вие исполнилось 15 лет, Латвию освободили от гитлеровцев советские воины. У молодежи появились новые интересы: республика начала бурно развиваться, а детский труд оказался под запретом. То, что эта власть была более справедливой, Анна с дочерью успели убедиться уже очень скоро. Алида успевала посещать не только обычную школу, но еще и записалась в драматическую студию при Художественном академическом театре имени Яниса Райниса. Вопреки воле матери — та хотела, чтобы дочь получила более «солидную» профессию. Как быстро меняется ситуация — ведь даже за три года до описываемых событий Анна и представить не могла, что ее дочь не будет батрачкой!

Знаменитые веки Вия

Описание, которое дал Вию народ, вполне точно приведено у Гоголя, что собирал фольклор и всевозможные старинные придания. Самая заметная черта этого страшного божества – его огромные веки, падающие к самой земле. Они обрамлены ресницами и, что интересно, в украинском языке и сегодня используется слово «вии», что обозначает ресницы. Быть может, имя Вия произошло именно от этого акцента на столь колоритный портрет?

Хочу заметить, что вопрос имени Вия волнует многих исследователей. В древней мифологии иранцев и индийских преданиях есть рассказы о боге Вайю. Не сомневаюсь, вы заметили некоторое сходство в произношении имён двух богов. На родство с Вием у Вайю указывает и его сфера деятельности. Он считался безжалостным повелителем ураганов, нёс смерть и разрушения, а значит, вполне мог «трансформироваться» в повелителя подземного царства и мертвецов.

Как же индийское божество оказалось на землях славян? Не стоит забывать о том, что древние народы активно торговали друг с другом всевозможными товарами, при этом передавая из уст в уста самые разные легенды. Те, что поражали воображение наиболее сильно, запоминались и приобретали местный колорит, а имена богов интерпретировались в соответствии с другим языком.

Настоящая причина смерти паночки

После того как народ повел на казнь Настусю, Джонатана освободил местный старик Евтух. Грин в свою очередь спас Петруся от самоубийства и вдвоем они решили спасти Настусю. Но для начала ученый открыл заколоченную церковь и нашел там нетленное тело паночки. Здесь же он встретился с бурсаком Хомой Брутом, который год ходил в овечьей шкуре.

Грин уверен, что это он надругался над паночкой, а потом пугал местных. Но все было конечно не так. Хома стал тем случайным парнем, которого загадала паночка. По традиции день Ивана Купала единственный в году, когда официально разрешается заниматься сексом с кем угодно. Это праздник плодородия, а как его еще отметить, если не засевом семени?

Потому-то паночка по фильму вообще могла не быть ведьмой, а контакт с силами получила на эмоциональном пике в момент своей гибели. А так как сам праздник Купалы это день силы, то и сила на стороне паночки оказалась мощная. К тому же старые боги вступили в войну с новой религией. Правда, Хома Брут сделал не очень добрую услугу паночке, но это уже детали.

Кадр из фильма «Вий»

Бог Вий в северной традиции гадания и магии

Реза Бога Вия – состоит в северной системе гадания и магии «Славянские Резы Рода». Реза имеет такое же изображение и начертание, что и символ (оберег) – Всевидящее Око.

Номер резы – 9

Гадание. Вопрошание Бога.

Появление Резы Бога Вия обращает внимание Спрашивающего на то, что тот стоит на краю обрыва, а связи с Правью утрачены. Это предупреждение, что человек делает что-то не так, где-то путь его свернул с верной дороги и устремился куда-то в Навь, а надобно – в Правь

Даёт совет: следует очистить свою душу. Чтобы найти правильный путь, понадобится приложить много усилий, от которых не стоит отказываться.

Верный знак нахождения правильного пути – это внезапный приход полосы везения и удачи.

Магия. Когда приглашают Бога Вия.

В магических обрядах избегают специально звать Бога Вия, обращать к нему обряды. Суров этот Бог и не любит, когда его тревожат. Он — хранитель Магии, но не раздаёт её понапрасну. Но за оберегом Бога Вия силу знают — уберечь в Яви от неправедных поступков. Те ведающие, которые ходят между Мiрами, непременно знак Бога Вия с собой берут, как помощника и защитника. Ведь Вий – древний Бог магии, который обучал самого Велеса!

Плели также наузы, обращаясь к Батюшке Вию в тех случаях, когда очень нужно было преградить путь дурному намерению, остановить нападки, чужие умыслы. Поэтому узелок завязывали, да заговор наговаривали на того человека, от которого поберечься хотели. Науз Вия «Мёртвый узел» называется – служит мощнейшим барьером от недоброго люда.

В разделе «Славянские Резы Рода»: знания про то, как, где и зачем Бог Вий встречается в северной магической традиции, волошбе да гадании.

Наталья Варлей

После ухода Завьяловой режиссеры бросились срочно искать другую актрису на главную женскую роль. Появиться на пробах согласились Жанна Болотова и Наталья Варлей, однако по странному стечению обстоятельств Болотова вдруг заболела. Было решено утвердить Варлей – юная актриса не боялась ни гробов, ни мистики. Кроме того, Наталья Варлей обладала хорошей физической подготовкой, что также сыграло большую роль.

Для съемок «Вия» было изготовлено три гроба: первый, статичный, в котором Варлей и провела больше всего времени. Помимо самих съемок, актриса (на тот момент она была студенткой Щукинского) лежала в нем и в перерывах, пока меняли свет, и готовилась к зачетам.

Кадр из фильма «Вий», киностудия «Мосфильм», Константин Ершов, Георгий Кропачёв, 1967

Второй гроб был закрытым и маленьким, именно его двигали сотрудники с помощью обыкновенных веревок. А в третьем гробу Панночка летала по церкви. Варлей приходилось стоять во весь рост – в основание гроба был вмонтирован штырь, к которому и пристегивали актрису. Такие полеты проходили на высоте 15 метров! В один из съемочных дней чуть не произошел несчастные случай – у актрисы закружилась голова, а страховка так некстати подвела, и Варлей выпала из гроба. Избежать трагедии удалось чудом – девушку поймал Леонид Куравлев.

Несмотря на то, что жизнь актрисы сложилась не так трагично, как у ее предшественницы, на сегодняшний день Наталья Варлей живет одна с кошками (их число достигало 14). Обрести любовь артистка так и не смогла, хотя и была трижды замужем. Первым супругом стал известный режиссер Николай Бурляев, от брака с ним юную Наташу отговаривали все друзья, и вскоре супруги развелись. Второй раз Варлей вышла замуж за своего однокурсника Владимира Тихонова, однако он вскоре стал злоупотреблять алкоголем, и пара рассталась спустя несколько месяцев брака. Третий, и последний раз Наталья вышла замуж за бизнесмена Владимира, но и этот брак продержался недолго.

Последние годы и печальный уход

К сожалению, когда знаменитая актриса достигла пожилого возраста, былое величие забылось. Власти лишили ее шикарной квартиры в Риге, и Вия Фрицевна была вынуждена жить на даче.

Вия Артмане (слева в фильме «Театр)

Актрису мучили хронические заболевания, в числе которых трофические язвы на ногах.

Утешала звезду лишь религия, в конце жизни она приняла крещение под именем Елизавета.

После инфаркта и нескольких инсультов, актриса уже не смогла оправиться и в октябре 2008 года ее не стало. Королеве рижского кино было 80 лет.

Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.

Личная жизнь

Вия Фрицевна выходила замуж один раз. Ее избранником стал актер Артур Димитерс, который был на много лет ее старше.

Вия Артмане с мужем (слева) и детьми

Своим браком актриса никогда довольна не была, ей не хватало любви и внимания. Единственное, за что она благодарила супруга, так это за детей.

Правда от Димитерса у Артмане лишь сын Каспар, ставший впоследствии композитором. Дочь Кристина тоже считалась дочерью Артура, но актриса всю жизнь хранила в тайне имя ее настоящего отца.

Вия Артмане с дочерью Кристиной, Евгений Матвеев

Лишь в последние годы она призналась сыну, что его сестра появилась на свет от внебрачной связи с актером Евгением Матвеевым.

Мистические факты

За фильмом прочно закрепилась дурная слава, росли слухи о порче, проклятии и злом роке. Все это неспроста, ведь неудачи преследовали не только трех главных участников фильма.

  • Спустя два года после смерти Александра Птушко скончался оператор Федор Проворов, он, как и Птушко, не дожил до своего дня рождения месяц.
  • В 1973 году скончался не только Птушко, но и Степан Шкурат. Роль Явтуха в «Вие» для него стала последней.
  • Актер Алексей Глазырин, сыгравший в «Вие» сотника, скончался в 1971 году в возрасте 48 лет от остановки сердца.
  • Съемки фильма проходили в Илецком монастыре в Чернигове, в поселке Седнев. Ряд сцен снимался в деревянной церкви Пресвятой Богородицы села Горохолин. 20 февраля 2006 года церковь сгорела дотла.
  • На роль старой Ведьмы не удалось найти женщину – все актрисы отказывались еще на стадии проб из-за суеверия. Поэтому Ведьму сыграл актер Николай Кутузов. Во время съемок Кутузов начал злоупотреблять алкоголем, хотя до этого он даже не выпивал. Свою тягу к спиртному он объяснял страхом перед нечистой силой и «дьявольской ролью».

Трудное детство и настоящее имя

На самом деле актрису звали Алида. Да и фамилия у нее была немного другой.

Алида Фрицевна Артманс родилась 21 августа 1929 года в маленьком поселке под названием Кайве, в Латвии. Отца девочка не знала, он погиб незадолго до ее рождения. Мама вскоре вышла замуж повторно, и отчим был очень жестоким и пьющим человеком.

Вия Артмане в детстве и юности

Алида рано узнала, что такое нищета. С 10 лет она работала пастушкой, ухаживая за соседским скотом.

В 15 лет Артманс переезжает в Ригу, с мечтой поступить в юридический институт. Но девушка случайно попадает в театр, и, очарованная действом на сцене, решает стать актрисой.

Она поступает в школу актеров при художественном театре и с успехом заканчивает ее в конце 40-х.

Кто это такой в славянской мифологии?

Вий – царь подземного мира, если взглянуть на него – можно умереть. Глаза божества закрыты большущими веками и ресницами, которые чудище не может поднять без помощи его служителей – нечистой силы.

В славянской мифологии Вия считали Хранителем Душ, которые ушли в мир иной – Навь – преисподнюю. Славяне относились к божеству с почтением и благодарили, за то, что он помогает душам возрождаться и очищаться от всего плохого.

Этнографы говорят, что именно от этого бога пошло поверье о сглазе и порче — о том, что от недоброжелательного взгляда всё умирает и портится.

Есть предположение, что имя бога произошло от украинской слова «вії», которое переводиться как – «веки». Некоторые считают, что имя Вия от слова «виться» и сравнивают образ божества с растением: ноги овивают корни, а всё тело в засохших кусках земли (Гоголь его описывал также).

В мифологии древних ирландцев есть схожее с Вием божество – Балор. Бог смерти с одним глазом, веки которого тоже поднимали слуги. Балор руководил демонами и от его взгляда также можно было умереть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector