Назад в ссср: хорошие и неочевидные советские фильмы. часть 1 инна чурикова у глеба панфилова, евгений леонов у георгия данелии и дуэт олега янковского и татьяны друбич

Злой дух Ямбуя

Жанр: триллер, драма, экранизация

Год: 1977

Режиссер: Борис Бунеев

Актеры: Юрий Заборовский, Ольга Ензак, Родна Ешонов

“Не ходи на Ямбукай, злой дух там…”

Послевоенные годы. В таежных лесах Восточной Сибири проводятся геологические исследования. Однажды там пропадает участник экспедиции. Его товарищи уверены, что он упал в обрыв, но местные жители — эвенки — считают, что несчастного убил злой дух, принявший форму огромного медведя…

Во-первых, это настоящий триллер: ужас нарастает постепенно, и, учитывая липкую, поглощающую атмосферу кино, зритель боится по-настоящему. Во-вторых, это пока единственная экранизация произведений Григория Федосеева. А в-третьих, в картине отсутствуют советские шаблоны: человек здесь не царь природы, а сама природа очень суровая, мрачная и недобрая.

Фильм похож на документальный — например, в нем уделяется особое внимание традициям и обычаям эвенков. Но все-таки это художественное произведение — самобытное и очень интересное

«Отпуск в сентябре»

1979

РЕЖИССЁР:

Виталий Мельников

В РОЛЯХ:

Олег Даль, Ирина Купченко, Юрий Богатырёв, Наталья Гундарева, Евгений Леонов

Оглушительная и при этом совсем камерная драма по известной советской пьесе драматурга Александра Вампилова «Утиная охота». Главный герой получает отпуск в сентябре: за окном льёт дождь, ему с женой дали новую квартиру, и в гости ходят в разной суете разнообразные не те. Беременная жена ждёт начала новой счастливой жизни, пьяные приятели танцуют цыганочку и говорят о всякой чепухе, а герой в кризисе среднего возраста ни в одном встречном не может найти родственную душу и спастись от всепоглощающей пустоты.

«Прошу слова»

1975

РЕЖИССЁР:

Глеб Панфилов

В РОЛЯХ:

Инна Чурикова, Николай Губенко, Леонид Броневой, Василий Шукшин

Двухсерийный фильм и одна из лучших работ актрисы Инны Чуриковой — история о крушении социалистической мечты на примере судьбы одного человека. Председатель горсовета Златограда живёт проектом строительства моста, который должен соединить старую и современную части древнего города. Елизавета Уварова раздаёт интервью и пытается заразить своим делом коллег и близких, фанатично вмешивается в каждое событие, из лучших побуждений цензурирует себя и своё окружение и не ломается даже после семейной трагедии. Панфилов умело деконструирует идеологию и фигуру мечтателя, у которого уходит почва из-под ног в то время, как он строит воздушные замки.

«Храни меня, мой талисман»

1986

РЕЖИССЁР:

Роман Балаян

В РОЛЯХ:

Олег Янковский, Татьяна Друбич, Александр Абдулов, Александр Збруев

Снятый к 150-летию со дня смерти Пушкина тонкий и сложный фильм Романа Балаяна о литературе и любовном треугольнике. Супружеская пара журналиста и его красавицы жены приезжает в Болдино на собрание пушкинистов — здесь читают стихи и по вечерам спорят о сути пушкинского гения. За женой начинает ухаживать посторонний и никому не известный мужчина — провокатор, легкомысленный и не самый духовный тип, — и треугольник Пушкина, Дантеса и Натальи Николаевны внезапно разыгрывается спустя полтора столетия после дуэли на Чёрной речке.

«Подранки»

1976

РЕЖИССЁР:

Николай Губенко

В РОЛЯХ:

Юозас Будрайтис, Георгий Бурков, Александр Калягин, Евгений Евстигнеев

Щемящий фильм о послевоенном времени и нескольких детях, оставшихся без родителей. Выросший Алексей Бартенев стал писателем и пытается найти свою сестру и братьев, с которыми был разлучён много лет назад. Голод в Одессе после победы, кражи ради выживания, муштра в школе, искренняя дружба, лагеря с пленными немцами — воспоминания в «Подранках» даются мазками, но из них более чем понятно, что нет более ужасного сближения противоположностей, чем дети и война. Стихотворение Геннадия Шпаликова и история с бомбой — одни из самых проникновенных сцен в советском кино.

«Комиссар» (1967)

Ленту 1967 года не показывали в кинотеатрах 20 лет, и столько же не позволяли работать её режиссеру, который с этим фильмом дебютировал в полнометражном игровом кино. Александр Аскольдов взялся за тему Гражданской войны, но не выдержал испытание идеологией. Революцию он изобразил не исполненным героического пафоса событием, а злом, источником войны и горя. Конечно, в год 50-летия «Великого Октября» такой фильм Госкино показать советскому народу не могло, да, впрочем, и в любой другой год тоже.

Цензоры вынесли вердикт: «По картине объективно получается, что революция — это сила, противостоящая человеку, его стремлению к личному счастью»; «…нигилистическое восприятие истории нашей революции»; «…неверное решение темы революционного гуманизма и пролетарского интернационализма». Да ещё и главная героиня — комиссар Клавдия Вавилова — с муками делает выбор между революционным долгом и материнством, а подобный выбор перед советским человеком стоять не может, коммунизм — превыше всего.

Через два года Аскольдова, который пытался «пробить» свой фильм на экран и ходил по разным бюрократам, уволили как «профессионально непригодного» и исключили из КПСС. Госкино решило уничтожить плёнку, но режиссёр Александр Герасимов тайно сохранил единственную копию. В 1987 г. «Комиссара» посмотрело 3,5 млн человек.

Герои «Комиссара». (kinopoisk.ru)

«Фонтан»

1989

РЕЖИССЁР:

Юрий Мамин

В РОЛЯХ:

Сергей Дрейден, Виктор Михайлов, Жанна Керимтаева, Нина Усатова

Обезоруживающая комедия из уже новой России со следами ретивого позднесоветского кино. В петербургском историческом доме в конце 80-х царит настоящий бардак: все хозяйственные мощности давно изношены, через дом проходит трещина, а крыша давно упала бы на головы жильцам, если бы за домом не присматривал старающийся изо всех сил главный инженер ЖЭКа Пётр Лагутин. К нему в дом приезжает тесть-мелиоратор из Казахстана, почти не говорящий по-русски Саты-Балды Кербабаевич Кербабаев, и с этого начинается новая неразбериха в квартале. Замечательная игра Сергея Дрейдена и злободневная история о российской реальности с пофигизмом, воровством и халатностью — отличный фильм от режиссёра «Бакенбардов» и «Окна в Париж», которые тоже обязательно нужно смотреть.

Письма мертвого человека

Жанр: фантастика, драма

Год: 1986

Режиссер: Константин Лопушанский

Актеры: Ролан Быков, Иосиф Рыклин, Александр Сабинин

Кадр из фильма.

Главный герой фильма, ученый Ларсен, пытается понять причину ядерного взрыва, и найти хоть какую-то точку опоры.

Можно сказать, что эта картина является киберпанком времен СССР — и страшным предвидением будущего: фильм вышел в прокат незадолго до взрыва на чернобыльской АЭС.

Картина пропитана гнетущей атмосферой безысходности, которая преследует зрителя постоянно. Попытки спасения бесполезны, страдания людей ужасны. Стоит ли продолжать жить в мире, в котором погибло все?..

Служебный роман (1977)

Рейтинг КиноПоиск: 8.29

Рейтинг IMDB: 8.3

Жанр: драма, мелодрама, комедия

Длительность: 159 мин.

Описание: Рядовой советский служащий Новосельцев однажды решает заявить о себе в надежде на повышение. Однако с помощью своей работы ему это сделать не удается, поэтому он по совету сослуживца принимается ухаживать за своей начальницей. Строгая и совершенно непробиваемая Калугина на первый взгляд устойчива к любым проявлениям чувств, но оказывается, что в душе она романтик и ждет простого женского счастья.

Знаменитые цитаты из фильма:

У меня такая безупречная репутация, что меня уже давно пора скомпрометировать. (Людмила Калугина, «Мымра»)

Дороже вас у меня вот уже несколько дней никого нет… (Анатолий Ефремович Новосельцев)

Именно обувь делает женщину женщиной. (Верочка)

Это директор нашего учреждения Людмила Прокофьевна Калугина. Она знает дело, которым руководит. Такое тоже бывает. (Анатолий Ефремович Новосельцев)

Иногда бывает, что хочется поплакать, но что же я буду реветь в одиночку? Это всё равно, что алкоголик, который пьёт в одиночку.  (Людмила Калугина, «Мымра»)

«Агония» (1975)

Фильм Элема Климова (режиссёра «Иди и смотри«), снятый в 1974—1975 гг., пролежал «на полке» до 1985-го. Сюжет — 1916 год, Распутин, Николай II и его личная драма, — уже подозрителен для советского цензора. Удивительное дело, но ещё когда Климов обсуждал идею фильма с чиновниками от кинематографа, ему рекомендовали не «вытаскивать на экран эту грязь даже в целях разоблачения царизма». Но снимать разрешили — ради пресловутого разоблачения царизма. Талант Климова в идеологически правильном фильме мог бы очень пригодиться, а таланты браться за идеологические заказы не любили. В итоге получилось не то, чего от Климова ждали — фильм о глубоком кризисе России в революционное время, с ощущением трагедии происходящего и всеобщего безумия, с царём, любящим свою страну, но неспособным вырваться из исторической ловушки, в которой он оказался. Образ Николая II получился заслуживающим сочувствия. На его фоне Распутин — олицетворение мятежного «народа» — выглядит совершенно непривлекательно: грязный, потный, неуравновешенный…

«Агония». (coolconnections.ru)

Цензоры поняли, что перед ними — не прославление революции, а картина об исторической катастрофе, печальной развязкой которой стал переворот 25 октября 1917 года. Более того, в образах придворных чиновники увидели современных партийных руководителей. Разумеется, в кинотеатры эта картина при Брежневе попасть не могла. Госкино, КГБ и ЦК её «зарубили», и «Агония» на 10 лет отправилась на склад «запрещённого» кино.

В 1985 г. «Агонию» посмотрело более 18 млн человек.

«Закон жизни» (1940)

Картину Александра Столпера и Бориса Иванова сняли с проката спустя пару дней после премьеры — как только газета «Правда» обрушилась на фильм с критической рецензией. Герой «Закона жизни», секретарь обкома комсомола Огнерубов, на вечеринке выпускников мединститута ведёт себя совершенно не так, как подобает лидеру ленинской молодёжи: пьёт и других «подбивает на пьянку и разложение», ратует за свободные сексуальные отношения, да ещё и ухлёстывает за девушкой, в которую влюбился товарищ: «Вы что, думаете, социализм — это монастырь?!» «Правда» окрестила «Закон жизни» «фальшивым фильмом», а Огнерубова назвала «циником, внутренне гнилым человеком, врагом, разлагающим молодёжь…» Анонимный рецензент заключил: «По фильму выходит, что эта вражеская проповедь Огнерубова безотказно находит доступ к сердцам и умам студентов, завтрашних врачей, и «принципы» Огнерубова реализуются тут же, в аудитории, в пьяной оргии».

Автор сценария Александр Авдеенко поплатился за свою ошибку — лишился квартиры и членства в Союзе писателей и партии. «Закон жизни» появился на телевидении только после распада СССР.

«Закон жизни». (directingfilm.net)

Весенние перевертыши

Жанр: драма

Год: 1974

Режиссер: Григорий Аронов

Актеры: Роман Мадянов, Лариса Малеванная, Николай Пеньков, Лев Дуров

Кадр из фильма.

Тринадцатилетний Дюшка (прекрасная роль замечательного Романа Мадянова) учится жить во взрослом мире. Однажды он замечает, что одна из девочек класса похожа на Наталью Гончарову…

Поначалу ему кажется, что мир полон романтики, но вскоре ему приходится столкнуться с жестокостью и несправедливостью.

Этот хороший и, к сожалению, малоизвестный фильм рассказывает историю крушения надежд. Это фильм о человеке, который пережил безответную любовь и не встретил понимания ни у кого

Это фильм о бесконечности Вселенной, и о том, как важно не сломаться, когда идешь против всех. Картина снята по одноименной повести Владимира Тендрякова, самого “несоветского советского” писателя

Кино в СССР в 60-80х годах

В этот период начинается настоящий расцвет кинематографа в СССР. Свои шедевры создают такие именитые режиссеры, как Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов, Георгий Данелия. В историю вошли ленты “Бриллиантовая рука”, “Королева бензоколонки”, “Берегись автомобиля”, “Служебный роман”, “Девчата”, “Операция Ы и другие приключения Шурика”, “Кавказская пленница”, “Москва слезам не верит”.

Памятник Балбесу, Трусу и Бывалому — самым популярным персонажам советского кино в 80-е годы

Главные герои советских фильмов того времени — это по-прежнему простые люди различных профессий: врачи, учителя, рабочие фабрик и заводов, работники сельского хозяйства.

В 70х-80х годах популярными становятся картины Никиты Михалкова: “Свой среди чужих, чужой среди своих”, “Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона”, “Вокзал для двоих”, “Жестокий романс”, и Василия Шукшина: “Печки-лавочки”, “Калина Красная”. Международное признание заслужил “Солярис” Андрея Тарковского”.

Во второй половине 80х годов советский кинематограф начинает меняться, в нем находят отражение реалии так называемой “перестройки”, поднимаются темы, бывшие запретными раньше.  В этот период были сняты картины “Маленькая Вера” и “Интердевочка”. Фильм Эльдара Рязанова “Небеса обетованные”, вышедший на экраны в 1991 году, завершил историю советского кинематографа.

Кого считаете лучшим советским режиссером?

Леонид ГайдайЭльдар Рязанов

Черный коридор

Жанр: драма

Год: 1988

Режиссер: Вадим Дербенев

Актеры: Иннокентий Смоктуновский, Владимир Ильин

Кадр из фильма.

Этот малоизвестный шедевр времен СССР был снят по повести Тендрякова “Шестьдесят свечей”.

В день своего рождения школьный учитель Николай Иванович Ечевин получает письмо, в котором неизвестный угрожает убить его за совершенное некогда предательство.

Ечевин вспоминает, что в его жизни было два предательства. Сначала во времена революции он отрекся от своего учителя, а потом — предал свою первую любовь.

Картина рассказывает о том, как важно хоронить своих мертвецов. А еще она о раскаянии — пусть даже о запоздалом

Дикая охота короля Стаха

Жанр: триллер, драма, детектив

Год: 1979

Режиссер: Валерий Рубинчик

Актеры: Борис Плотников, Елена Димитрова, Игорь Класс, Александр Харитонов

Кадр из фильма.

19 век, Польша. Молодой ученый-этнограф, Андрей Белорецкий, приезжает в старинное имение, чтобы подробнее узнать древнюю легенду о проклятии, которое повисло над ним.

Все жители поместья ведут себя странно, и главному герою кажется, что все они скрывают некую мрачную тайну. Он с интересом слушает истории о призрачной голубой даме, которая по ночам заглядывает в окна, о карлике, чей топот можно услышать по ночам, и о жуткой дикой охоте, которая сметает все на своем пути. Но кажется ему, что то, что происходит на самом деле — куда страшнее.

Это фантасмагоричный, гротескный фильм, наполненный символизмом и пропитанный внутренним напряжением. Эта картина является экранизацией одноименной повести Короткевича, в которой в аллегорической форме было рассказано о конфликте Беларуси и России. В фильме националистические углы сглажены, но лента все равно остается мрачно-романтичной и глубокой.

«Сладкий сок внутри травы»

1984

https://youtube.com/watch?v=XUJ4egQQ8ek

РЕЖИССЁРы:

Аманбек Альпиев и Сергей Бодров-старший

В РОЛЯХ:

Гульшад Омарова, Айгерим Беккулова, Наталья Аринбасарова

Обезоруживающе искренний, простой и местами очень смешной фильм о первой любви 14-летней казахской девочки Сюйрик к своему однокласснику. Любовь, как это часто бывает, скрываемая и безответная, и понять Сюйрик может только её ровесник Марат, также влюблённый в другую девушку. Гука Омарова — одна из самых обаятельных молодых актрис своего времени — ненадолго стала знаменитостью после «Шизы», а Сергей Бодров-старший после «Сладкого сока» снял ещё много отличных фильмов.

Парад планет

Жанр: драма, фантастика

Год: 1984

Режиссер: Вадим Абдрашитов

Актеры: Олег Борисов, Сергей Шакуров, Сергей Никоненко

Шестеро человек отправляются на военную переподготовку. В это время происходит редкое астрономическое явление — парад планет. Это явление оказывает огромное влияние на всех героев.

Хороший односерийный фильм с глубоким философским смыслом. Герои знакомы друг с другом, но не виделись уже двадцать лет. Случай свел их вместе.

Они попали в город, населенный женщинами, встретили странного человека с лодкой и в итоге оказались в доме престарелых, где узнали себя в старости.

Финал… Шестеро мужчин сидят у костра, вспоминают молодость, любовь, дружбу. И вдруг им становится ясно, что все они словно из разных миров и вместе быть не могут.

Эта странная, но завораживающая картина, вероятно, понравится поклонникам фантасмагорий.

«Интервенция» (1968)

Экранизация пьесы Льва Славина «Интервенция» — об Одессе в годы Гражданской войны, занятой интервентами. Фильм-трагикомедия режиссёра Геннадия Полока, в котором одну из ролей сыграл Владимир Высоцкий, показал красных (как и всех остальных, впрочем) смешными и как-то… без уважения. Не то чтобы в ленте звучали политические неправильные идеи или его посыл был антисоветским — просто сам жанр фильма сочли несоответствующим теме Гражданской войны, которую следовало раскрывать «по-взрослому», без «буржуазного юмора». Революция — это не карнавал. А тут такие диалоги! «- Что, порнографические открытки? — Коммунистические брошюрки!».

Обращение авторов «Интервенции» к Л. И. Брежневу по поводу решения цензоров осталось без ответа. Этот фильм — первую в СССР буффонаду — Госкино уничтожило бы, если бы актёры и режиссёр не спрятали плёнку по частям. «Интервенцию» советский зритель увидел только в 1987 году.

«Интервенция». (imdb.com)

Довлатов (2018)

Современный художественный фильм про жизнь журналистов и литераторов в СССР познакомит зрителей с молодым Сергеем Довлатовым. Дни писателя накануне эмиграции его друга Иосифа Бродского проходят в напряжении. Сергея не оставляет страх не успеть реализоваться. Эта морозная ленинградская неделя наиболее ярко отображает суть жизни писателя и его эмоциональные переживания. Он участвует в литературном движении, сталкивается с криминалом, решает семейные вопросы, читает стихи и попадает в комичные ситуации.

ЖанрДрама, мелодрамаАктерыМилан Марич, Данила Козловский, Хелена Суецка, Светлана Ходченкова…СтранаРоссия, Польша, СербияРейтингКинопоиск – 6.6, IMDb – 6.4Возрастные ограничения16+

Кинематограф в 20-30 годы

История кино в СССР официально начинается в 1919 году, тогда появляются первые отечественные черно-белые немые киноленты, поначалу в основном документального характера.

Афиша одного из первых советских кинофильмов «Вор»

В.И.Ленин не раз отмечал важность этого вида искусства для идеологической борьбы, поэтому в 20-е годы активно выпускаются фильмы, проникнутые коммунистическими и революционными идеями. В этот период в союзных республиках активно создавались национальные киностудии. Большую популярность получила кинолента “Броненосец Потемкин”, снятая в 1925 году

Фильм имел успех не только на родине, но и завоевал признание во всем мире

Большую популярность получила кинолента “Броненосец Потемкин”, снятая в 1925 году. Фильм имел успех не только на родине, но и завоевал признание во всем мире.

В 30х годах началась эра полноценного звукового кино. Первым озвученным фильмом в СССР стала лента “Путёвка в жизнь”, вышедшая в 1931 году. В этот период становится популярным жанр комедии, и появляются такие шедевры, как “Веселые ребята”, “Богатая невеста”, “Трактористы”, “Цирк”, “Волга-Волга”. В комедийных кинолентах блистали такие актеры, как Владимир Зельдин, Любовь Орлова, Леонид Утесов.

Обращались режиссеры и к исторической тематике, что нашло отражение в картинах “Пётр Первый”, “Александр Невский”, “Минин и Пожарский”.

Случай из следственной практики

Жанр: криминал, детектив

Год: 1968

Режиссер: Леонид Агранович

Актеры: Любовь Стриженова, Алексей Ковалев, Нина Русланова

Кадр из фильма.

Этот фильм, известный немногим, рассказывает историю Макарцева — заключенного, отбывающего наказание за воровство. Неожиданно для всех он признается в совершенном убийстве.

Дело расследует следователь Сухарева, которая чем дальше, тем больше понимает, что оно очень странное. В итоге выясняется, что убийства не было. И зачем вся эта комедия Макарцеву?..

Эта картина отличается хаотичностью и – частично – сюрреалистичностью. Она заставляет задуматься об ответственности за свои поступки, даже если они были совершены давно.

Самые интересные фильмы за все время СССР

Многие фильмы, снятые в эпоху СССР, стали культовыми. Они бессчетное количество раз пересматривались и продолжают пересматриваться представителями старшего поколения, но также будут интересны для молодежи и никогда не потеряют своей актуальности.

Мемориальная доска Леониду Гайдаю — автору и режиссеру многих советских фильмов

“Иван Васильевич меняет профессию”

Комедия режиссера Леонида Гайдая, снятая в 1973 году. Главный герой картины — изобретатель Александр Тимофеев создает машину времени. В результате ее запуска царь Иван Грозный попадает в квартиру Шурика, а двое героев из современного мира не по своей воле оказываются в царской России.

“Операция Ы и другие приключения Шурика”

Еще один культовый фильм Леонида Гайдая. Картина состоит из трех частей с самостоятельными сюжетами, в каждой из которых Шурик попадает в какую-либо затруднительную. но вместе с тем и комическую ситуацию. В фильме присутствует троица антагонистов: Трус, Балбес и Бывалый, которых можно увидеть и в других советских кинолентах.

“Бриллиантовая рука”

Обожаемая многими поколениями комедия с Юрием Никулиным и Андреем Мироновым в главных ролях. Простоватый и честный Семён Горбунков случайно оказывается замешан в преступной схеме контрабандистов и вынужден участвовать в операции по поимке злодеев.

“В бой идут одни “старики”

Фильм режиссера Леонида Быкова о жизни летчиков в годы Великой Отечественной войны. Кинолента получила множество наград и стала одним из самых известных советских фильмов о войне.

“Джентльмены удачи”

Стал лидером кинопроката в год выхода на экраны. По сюжету ленты заведующий детским садом в исполнении Евгения Леонова оказывается как две капли воды похожим на преступника по кличке Доцент. Это сходство сотрудники милиции используют, чтобы выяснить у соучастников Доцента местонахождение украденных им ценностей.

Одесса (2019)

Лето 1970-го года, Одесса. Люди купаются в море и беззаботно проводят дни. Внезапно из-за вспышки холеры город закрывают на строгий карантин. Во время эпидемии у Григория Иосифовича и Раисы Ировны гостят две взрослые дочери с мужьями, и третий зять Борис, прибывший из Москвы вместе с сыном. Так столичный журналист попадает в западню, запертый в одной квартире с родственниками, где и без того напряженные отношения начинают еще больше накаляться. Односерийный российский фильм про Одессу эпохи СССР был снят в Таганроге и Сочи из-за запрета на въезд в Украину продюсеру и актеру драмы.

ЖанрДрамаАктерыИрина Розанова, Евгений Цыганов, Леонид Ярмольник…СтранаРоссияРейтингКинопоиск – 6.4, IMDb – 6.2Возрастные ограничения18+

«Цензура всё-таки нужна…»

Ещё в 1922 году В. И. Ленин говорил о цензуре в кино: «Конечно, цензура всё-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь место». Очень скоро цензура окутала все сферы искусства — она поселилась в Госиздате, Наркомпросе, ГПУ, Главлите и других структурах. При ЦК действовала и специальная Кинокомиссия. Постепенно вокруг кинематографа цензоры установили довольно жёсткие рамки. Уже при И. В. Сталине для того, чтобы запретить фильм, достаточно было одной разгромной рецензии сотрудников газеты «Правда» или слова вождя.

Так, к примеру, Сталину не понравился образ царя во второй серии картины Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1945) — бесхребетный правитель и злые опричники не вписывались в сталинское видение истории. Вождь считал Грозного человеком «с сильной волей и характером». А как говорил генсек: «Каждая картина имеет большое общественно-политическое значение»; в образе царя 16-го века зритель увидит правителя как такового и почувствует, что это не небожитель, а человек со своими слабостями. Фильм пролежал «на полке» до оттепели и на экраны вышел уже после смерти режиссёра. Точно так же до начала перестройки поступали со множеством картин, в которых цензоры нашли «политические ошибки».

«Иван Грозный» С. Эйзенштейна, 1-я часть. (histrf.ru)

Не болит голова у дятла

Жанр: драма, мелодрама

Год: 1974

Режиссер: Динара Асанова

Актеры: Александр Жезляев, Елена Цыплакова, Николай Гринько

Кадр из фильма.

В картине рассказывается о нескольких семиклассниках. Главный герой — мальчик по кличке Муха. Это последыш, брат успешного и талантливого спортсмена, кумира всей школы. Всю жизнь мальчишка живет в тени брата, и никто, даже родные, не принимают всерьез то, что ему нравится музыка, точнее, игра на барабане…

Этот фильм рассказывает о детях правдиво, без пафоса и “откровений”. Это кино о взрослении, о становлении личности, о непонимании в семье и об умении отстаивать свои принципы.

Сюжет не нов, но подачу материала можно назвать филигранной. Режиссер никого не обвиняет и не укоряет, и только один раз, в разговоре учителя с отцом семейства, задается важный жизненный вопрос.

Этот хороший фильм, который мало кто знает, наверняка понравится ценителям нетипичных юношеских драм.

Тайна железной двери

Жанр: фантастика, сказка

Год: 1971

Режиссер: Михаил Юзовский

Актеры: Андрей Харыбин, Сергей Евсюкин, Эвальдас Микалюнас

Кадр из фильма.

Однажды в руки мальчику Толику попал коробок чудесных спичек, которые исполняют желание. Обрадовавшись, он загадал кучу всяких желаний, типичных для ребенка 10-11 лет. Он был счастлив. Ровно до тех пор, пока не познакомился с Волшебником, который забрал его на таинственный остров, с которого нет пути…

Нет, этот фильм — не “Лост” времен СССР. Это сказка о том, как страшен мир капитализма. Несмотря на некоторую лубочность, картина достойна внимания — хотя книга Юрия Томина, по которой она снята, гораздо лучше. Кстати, здесь в эпизодической роли засветился поэт-пародист Александр Иванов.

Зеркало для героя

Жанр: фантастика, драма

Год: 1987

Режиссер: Владимир Хотиненко

Актеры: Сергей Колтаков, Иван Бортник, Борис Галкин

Этот фильм называют советским “Днем сурка”. Два человека неожиданно попадают в прошлое — на календаре значится 8 мая 1949 года. Они обустраиваются в новой жизни, как вдруг этот день повторяется — снова и снова. В течение многих дней они переживают один и тот же день. Они пытаются изменить прошлое, чтобы будущее стало лучше.

В этой картине четко переданы три образа — три поколения. Пространство, в котором они оказались – это гиперболизированная советская реальность. Что нужно изменить в ней? Или это уже нереально?.. Эта картина будет интересна поклонникам таких фильмов, как “Кин-дза-дза” и “Убить дракона”.

Господин оформитель

Жанр: драма, детектив, мистика

Год: 1988

Режиссер: Олег Тепцов

Актеры: Виктор Авилов, Анна Демьяненко, Михаил Козаков

Кадр из фильма.

Однажды художник встретил на улице девушку, как две капли воды похожую на одно из своих творений.

Эта картина, которую называли одним из лучших мистических триллеров СССР, сочетает в себе элементы декаданса и авангарда. Этот мрачный, но стильный фильм пытается ответить на вопрос, как искусство превращается в декорирование, и как живой человек становится арт-объектом и идолом для поклонения.

Картину можно рассматривать и как жутковатый триллер, и как философскую притчу.

«Урок литературы» (1968)

Режиссёр Алексей Коренев (постановщик «Большой перемены») перенёс на экран рассказ Виктории Токаревой «День без вранья»; она же выступила сценаристом, помогал ей Георгий Данелия. Главный герой — учитель литературы — понял, что недоволен своей жизнью, и решил не врать. В результате от него уходит невеста, да и с коллегами не заладилось. Георгий Данелия считал, что фильм не выпустили на экраны потому, что цензорам не пришлась по душе тема вранья: «Что значит «День без вранья»? А в остальное время что, советская власть врёт?» Считалось, что советское государство и общество (в отличие от капиталистических) стоят на фундаменте честности, а значит, никакого странного решения не врать быть не должно, и так не врут. Кроме того, главный герой ведёт себя неподобающе для советского гражданина, асоциально. Коренев предложил заменить название картины (не «День без вранья», а «Урок литературы»), но это не смягчило цензоров.

«Урок литературы» показали по ТВ после распада СССР. Зрители хорошо приняли этот добрый и лёгкий фильм.

Герои «Урока литературы». (film.ru)

Операция «Ы» и другие приключения Шурика (1965)

Рейтинг КиноПоиск: 8.72

Рейтинг IMDB: 8.6

Жанр: комедия

Длительность: 90 мин.

Описание: В картине «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» — три новеллы, которые объединяет один персонаж: симпатичный блондин, студент Политехнического института. Он слегка рассеянный, потому вечно попадает в невероятные ситуации. Первая новелла повествует о том, как после стычки с наглым и хулиганистым Фёдором, Шурик и Фёдор пересекаются на стройплощадке, где вынуждены работать в паре. Находчивый и изобретательный студент ищет лазейки и прикладывает максимум усилий, чтобы перевоспитать хулигана. В следующей новелле Шурик встречается с милой девушкой Лидой — студенткой политехнического университета, после того, как всю дорогу через плечо читает её тетрадь с конспектом. В центре третьей истории — проворовавшийся заведующий базой, который, чтобы спастись от наказания, пытается инсценировать ограбление, заручившись поддержкой трёх воров. Но из-за Шурика его грандиозный план терпит крах.

Знаменитые цитаты из фильма:

  1. Ну ладно, давай бухти мне, как космические корабли бороздят большой театр… (хулиган Федя)
  2. Налетай, торопись, покупай живопИсь!  (Трус)
  3. Профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нёммм, при нёммм! (Профессор)
  4. Кто не работает — тот ест! Учись, студент! (хулиган Федя)
  5. Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы, кто хочет сегодня поработать? (Милиционер)

Семья вурдалаков

Жанр: драма, мистика

Год: 1990

Режиссер: Игорь Шавлак

Актеры: Игорь Шавлак, Елена Караджова, Юрий Катин-Ярцев

Кадр из фильма.

Безымянный столичный журналист приезжает в унылую деревеньку за репортажем. Он поселяется в доме у семьи, в которой недавно умер старик по имени Яков. По мнению главы семьи, Петра, старика укусил вурдалак, и теперь он сам стал вурдалаком.

Этот камерный, известный немногим фильм некоторые называют советским ужастиком. Но это не совсем так.

Картина была снята по мотивам одноименной повести Алексея Константиновича Толстого (которая, к слову, пугает впечатлительного читателя даже сейчас) и адаптирована под реалии девяностых.

Удивительно, но режиссеру удалось совместить несовмещаемое — русский народный фольклор и “русреал”. Эта картина великолепна статичными пейзажами: река в тумане, плывущая по ней лодка… Истлевающее позднеосеннее небо, и заброшенная православная церковь на его фоне…

Трое на шоссе

Жанр: драма

Год: 1983

Режиссер: Анатолий Бобровский

Актеры: Армен Джигарханян, Вячеслав Невинный, Тамара Акулова

Кадр из фильма.

Еще один хороший советский фильм, который мало кто знает. В центре сюжета находится судьба двух водителей-дальнобойщиков, Виктора и Сергея.

У Виктора есть семья — сын и невестка, которые пока живут с ним. У Сергея нет никого близкого, кроме Виктора. А еще у него больное сердце… Сын с невесткой потихоньку выживают Виктора из родного дома, и отчасти из безысходности он нашел себе “дорожную жену”, медсестру Лену, которая младше него на двадцать лет.

Эта душевная картина относится к тем фильмам, которые просто рассказывают о сложных и всегда актуальных вещах. Но все сводится к одному: истина — в дороге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector