Александр кайдановский
Содержание:
- Личная жизнь
- Образование
- Режиссура
- Александр Кайдановский — биография
- Фильмография[ | ]
- Выбор профессии, становление, карьера
- Работа Александра Кайдановского в театре
- Детство и юность
- «Сталкер» (1980)
- «Кто поедет в Трускавец» (1977)
- Болезнь и смерть
- Армия
- Личная жизнь
- Семья [ править | править код ]
- Режиссура
- Расцвет карьеры
- «Пропавшая экспедиция» (1975)
- Разборки родственников и друзей Кайдановского с его последней женой
- Жены и дети
Личная жизнь
Всего Александр Леонидович был женат четыре раза. И каждой из его жен приходилось нелегко, так как бунтующая натура актера вкупе с любовью к алкоголю вечно толкала его на приключения и пребывание в отделении милиции.
По воспоминаниям первой жены актера, Ирины Бычковой, Кайдановский любил помахать кулаками, за что однажды едва не был осуждён, но благодаря поручительству Михаила Ульянова, отделался условным сроком.
Часто супруге приходилось отыскивать непутёвого мужа в сомнительных компаниях или забирать из милиции. Девиз актера «Будь собой, живи спонтанно» приводил его к известным конфликтам и саморазрушению.
После девяти лет брака, Ирина устала терпеть и ушла, забрав дочь Дашу.
Широко известен страстный и бурный роман актера с коллегой Валентиной Малявиной. Актеры были несвободны, но не смогли противиться внезапно нахлынувшим чувствам.
Их личная жизнь напоминала действующий вулкан — Александр дико ревновал Валентину, не обходилось без ссор и драк. Эта больная любовь изводила их обоих, влюблённые даже хотели вместе уйти из жизни. Им пришлось расстаться, иначе бы этот роман закончился трагедией.
Второй женой скандального актера стала коллега Евгения Симонова. Они познакомились на съёмках «Пропавшей экспедиции». Красавица-актриса была поражена талантом и работоспособностью Кайдановского.
Александр Кайдановский и Евгения Симонова. “Пропавшая экспедиция” 1975 г.
Это была любовь с первого взгляда. Евгения подарила Александру дочь Зою, которая продолжила актёрскую династию. Но этот брак не пролился долго.
В третьем союзе с Натальей Судаковой у Кайдановского родился наследник — сын Андрей. Юноша стал артистом балета европейского уровня.
Незадолго до своего ухода, артист узаконил отношения с молодой актрисой Инной Пиварс. У них была серьезная разница в возрасте, но пару это не смущало. К сожалению, они не успели как следует насладиться новосельем в такой долгожданной квартире, выделенной актеру. Их брак продлился три недели.
Образование
Желая обрести свободу, Саша уехал в Днепропетровск и поступил там в сварочный техникум. Ему было все равно, где учиться, лишь бы избавиться от семейных драм. Отец был очень рад тому, что сын пошел по его стопам. Однако Кайдановский Александр задержался в техникуме всего на год. Вопреки негодованиям отца, будущий актер поступил в Ростовское театральное училище.
К учебе парень отнесся с крайней серьезностью. Он часами прослушивал пластинки художественного чтения и работал над своей дикцией. Его очень увлекало то, как великие поэты читали свои стихи. В начале 60-х Александр стал много общаться с ростовскими художниками Чарскими. Он быстро взрослел и становился все требовательнее как к самому себе, так и к окружающим. Быстро опередив своих сокурсников в интеллектуальном развитии, Александр Кайдановский перестал видеть толк в обучении. Дипломный руководитель отказался от него, поэтому парню пришлось искать ему замену. Устроившись после училища в ростовский театр, молодой актер быстро оттуда уволился из-за конфликта с режиссером.
Режиссура
Но вскоре бесконечная череда кинематографических поручиков Кайдановскому надоела. Ему было тесно в рамках обстоятельств, которые предлагало кино того времени. Если роль не несла в себе углубленного, порой безжалостного анализа человеческой личности, он отказывался сниматься. Александра все больше влекла кинорежиссура. Он стал думать о поступлении на Высшие курсы сценаристов и кинорежиссеров. Но тут в личной жизни Кайдановского произошло нечто, изменившее его планы. На съемках фильма «Пропавшая экспедиция» он познакомился с молодой актрисой Евгенией Симоновой. Она относилась к профессии столь же ответственно, как и он, ненавидела приблизительность и расхлябанность. Взаимный интерес перерос в настоящую любовь, и в 1975 году они поженились.
Следующие два года, чтобы не расставаться, они старались сниматься вместе
На съемках «Как важно быть серьезным» Евгении пришлось нелегко — она была уже на последних месяцах беременности. 5 ноября 1976 года у супругов родилась их дочь Зоя
Примерно в это же время Кайдановский получил приглашение Андрея Тарковского сыграть главную роль в «Сталкере».
Всей своей биографией он шел к этой роли -откровению, философскому кредо, вершине мастерства. И оказался на уровне поставленной задачи. Эту роль Кайдановский сыграл гениально. Но Тарковский обнажил в нем то, что Александр не любил и стеснялся показывать: незащищенность, ранимость, жестокую психологическую травмированность. Вероятно, поэтому он не любил пересматривать этот шедевр.
После «Сталкера» Александр снимался только в двух случаях — либо в интересных для него фильмах выдающихся режиссеров, либо тогда, когда у него совсем не было средств к существованию. Из-за неурядиц личная жизнь Кайдановского пошла наперекосяк: распался брак с Евгенией Симоновой -они прожили вместе семь лет.
Роль Сталкера принесла в биографии Кайдановского всемирную славу. Международные фестивали приглашали его наперебой. Но после единственной поездки в Польшу КГБ сделал его невыездным. Ему даже не передавали приглашений, считая это излишним. Когда Александр был утвержден Тарковским на главную роль в «Ностальгии», его не выпустили в Италию. После этого он окончательно решил порвать с актерской профессией.
Кайдановский поступил на Высшие курсы сценаристов и кинорежиссеров. Впрочем, учить его уже было не нужно. С 1983 по 1988 год он снял пять фильмов: «Сад», «Иона, или Художник за работой», «Простая смерть», «Гость», «Жена Керосинщика». Странные и непривычные фильмы, требующие зрителя умного, ироничного, сопереживающего. Александр сам писал сценарии, режиссировал, подбирал музыку к своим фильмам. Он был автором в полном смысле этого слова. Его картины фантасмагоричны и невероятны. Странные события в них происходят сами по себе, как неотъемлемая часть повседневной реальности. Как часть его собственной жизни.
Александр постепенно преодолевал мощнейшее влияние Тарковского, чувствовавшееся в его первых режиссерских работах. Его авторскую манеру сравнивали с фильмами Луиса Бунюэля, Жана Кокто, Федерико Феллини, Робера Брессона, Пьера Паоло Пазолини. Его фильмы пользовались заслуженным успехом на международных кинофестивалях. Но на родине не имели успеха ни у массовой публики, ни у критики. Впрочем, Кайдановского это не смущало. В эти годы его уже мало что волновало, кроме искусства.
Он был совершенно «безбытен» в мандельштамовском смысле этого слова. Ему было наплевать, в какой костюм или рубашку он одет, лишь бы одежда была чистой. Во время работы над очередным сценарием Кайдановский мог неделями питаться бутербродами и чаем. Конечно, ему нравился комфорт. Но мысль о том, что ради удобств и комфорта нужно тратить время, ему претила. Поэтому Александр с королевским величием ходил в драном халате с голым плечом, как римский патриций. При этом вел себя одинаково просто на Каннском фестивале и в коммуналке, где прожил последние 14 лет в комнате с 48 лепными ангелами на потолке.
Александр Кайдановский — биография
Александр Кайдановский — советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист. Заслуженный деятель искусств РФ. Сейчас, после его смерти , его высочайшее актерское мастерство в биографии Александра Леонидовича уже никто не подвергает сомнению. Кайдановского называли гениальным актером Марчелло Мастроянни, Рутгер Хауэр, Ричард Гир, Ханна Шигула, Маша Мериль и Роберт Де Ниро. Его сравнивали с Джеком Николсоном и Иннокентием Смоктуновским. Фильм Андрея Тарковского «Сталкер», где он сыграл главную роль почти тридцать лет назад, признан классикой во всем мире.
Александр Кайдановский… Он всегда был исключительным и в то же время невыносимым — и на съемках, и в жизни. Раздираемый внутренними демонами, до самой своей смерти не мог обрести покой.
Фильмография[ | ]
Актёрские работы
1967 — Таинственная стена (реж. И. И. Поволоцкая, М. Н. Садкович) — Некто
1967 — Анна Каренина (реж. А. Г. Зархи) — Жюль Ландо
1968 — Первая любовь (реж. В. С. Ордынский) — Майданов
1969 — Дворянское гнездо (эпизод с участием Кайдановского не вошел в фильм)
1970 — Драма на охоте (реж. Б. Э. Ниренбург) — граф Алексей Карнеев
1970 — Красная площадь (реж. В. С. Ордынский) — солдат
1970 — Спокойный день в конце войны (короткометражный, реж. Н. С. Михалков) — сержант
1971 — И был вечер, и было утро… (реж. А. А. Салтыков) — мичман
1971 — Собака Баскервилей (реж. А. Зиновьева) — Джек Стэплтон
1972 — Пятнадцатая весна (реж. И. С. Туманян) — связной
1972 — Игрок (реж. А. В. Баталов) — Астлей
1972 — Четвёртый (реж. А. Б. Столпер) — Второй
1972 — Следствие ведут знатоки 6. Шантаж — Миркин
1972 — Математик и чёрт (новелла из альманаха «Горизонт», вып. 2, реж. С. Райтбурт) — Чёрт
1973 — Дети Ванюшина (реж. Е. И. Ташков) — Константин
1973 — Крах инженера Гарина (реж. Л. А. Квинихидзе) — доктор Вольф
1973 — Былое и думы (реж. Л. Елагин) — критик Виссарион Белинский
1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих — ротмистр Лемке
1974 — Следую своим курсом (реж. В. Г. Лысенко) — Миша
1974 — Когда постиг меня судьбины гнев… (короткометражный, реж. В. В. Бровкин)
1975 — Пропавшая экспедиция (реж. В. Д. Дорман) — офицер Зимин
1975 — Мой дом — театр (реж. Б. В. Ермолаев) — А. Н. Островский
1975 — Под крышами Монмартра (реж. В. М. Гориккер) — Рауль
1975 — Бриллианты для диктатуры пролетариата (реж. Г. Е. Кроманов) — Воронцов
1976 — Огненный мост — Геннадий Дубравин, поручик (реж. Б. Ниренбург)
1976 — Золотая речка (реж. В. Д
Дорман) — Зимин
1976 — Как важно быть серьёзным (реж. А
А. Белинский)
1976 — Моё дело (реж. Л. Г. Марягин)
1977 — Кто поедет в Трускавец (реж. В. Ахадов)
1977 — Это было в Коканде (реж. У. Е. Назаров) — Зайченко
1978 — Жизнь Бетховена (реж. Б. Д. Галантер) — Антон Шиндлер, секретарь Бетховена
1978 — Поворот (реж. В. Ю. Абдрашитов)
1979 — Дознание пилота Пиркса — нейролог и кибернетик Том Новак
1979 — Телохранитель (реж. А. Хамраев) — Мирзо
1979 — Сталкер (реж. А. А. Тарковский) — Сталкер
1980 — Рассказ неизвестного человека (реж. В. Жалакявичюс) — Владимир
1980 — Рафферти (реж. С. Аранович) — прокурор Эймс
1980 — Спасатель (реж. С. А. Соловьев) — Николай Вараксин, режиссёр-документалист (озвучил А. Ромашин)
1980 — Факт (реж. Альмантас Грикявичюс) — Станислав
1981 — И с вами снова я (реж. Б. Галантер) — читает стихи от лица декабриста Н. В. Путяты
1982 — Извините, пожалуйста (реж. В. П. Жалакявичюс) — Пранас
1982 — Кафедра — Орлов
1982 — Братья (к/м)
1987 — Десять негритят (реж. С. С. Говорухин) — Филипп Ломбард
1987 — Хареба и Гоги (реж. Г. Н. Шенгелая) — князь Ольшевский
1988 — Новые приключения янки при дворе короля Артура — Ланселот
1992 — Ноябрь (Польша—Франция) (реж. Л. Карвовский)
1992 — Дыхание дьявола (Испания) (реж. Пако Лусио)
1994 — Волшебный охотник (Волшебный стрелок), (Венгрия) (реж. И. Эньеди)
1995 — Откровения незнакомцу (Франция—Россия) (реж. Ж. Бардавиль) — Крючков
1995 — Свадебный марш (новелла из киноальманаха «Прибытие поезда») (реж. А. Ф. Хван)
Озвучивание мультфильмов
- 1977 — Вперёд, время! (реж. В. И. Тарасов) (читает текст)
- 1980 — Возвращение (реж. В. Тарасов) (в титрах не указан)
- 1985 — Контракт (реж. В. Тарасов)
- 1985 — Два билета в Индию (реж. Р. А. Качанов)
- 1988 — Перевал (реж. В. Тарасов)
- 1992 — Сон смешного человека (реж. А. К. Петров)
Озвучивание фильмов
- 1982 — Кондор / Dögkeselyű (Венгрия, реж. Ф. Андраш)
- 1984 — Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад — студент-юрист (роль Б. Г. Плотникова)
- 1985 — Простая смерть — Иван Ильич (роль В. М. Приёмыхова)
- 1988 — Жена керосинщика — Василий Петрович (роль Н. Исполатова)
Режиссёрские работы в кино
- 1983 — Иона, или художник за работой — режиссёр. Курсовая работа, созданная по окончании 3 курса мастерской С. А. Соловьёва, по одноимённому рассказу А. Камю, сценарий написан совместно с Г. И. Рербергом
- 1983 — Сад (по рассказу Х. Л. Борхеса «Сад расходящихся тропок»)
- 1985 — Простая смерть… — режиссёр, сценарист. Дипломная работа по повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича»
- 1987 — Гость — режиссёр-постановщик, сценарист (по рассказу Х. Л. Борхеса «Евангелие от Марка»)
- 1988 — Жена керосинщика — режиссёр-постановщик, сценарист
- 1989 — Маэстро: Сергей Параджанов — режиссёр, сценарист
- 1989 — For a Million — режиссёр, сценарист (видеоклип для немецкой группы Alphaville)
- 1992 — Бронзовый Христос — художественный руководитель
- 1992 — Всё кончается, только любовь — никогда — художественный руководитель
- 1993 — Дефлорация — художественный руководитель
- 1995 — Гарсон № 2 — режиссёр, сценарист (видеоклип для Б. Б. Гребенщикова и группы «Аквариум»)
Выбор профессии, становление, карьера
В 1960 году он поступает в сварочный техникум им. Е.О. Патона. Отец руководил СМУ, специализирующемся на подводной сварке, и чем-то эта профессия привлекла сына. Но через год его обучение рабочей профессии закончилось. Он забрал документы и уехал обратно в Ростов поступать в театральное училище. Из-за взрывного характера у него тут же не сложились отношения с руководителем курса. Но среди ростовских мастеров нашелся один, кого не испугала неуправляемость начинающего актера. Настоящий талант в парне разглядел Михаил Ильич Бушнов. После окончания училища в Ростове, Кайдановский решил продолжить обучение в Москве.
Он даже сыграл Гамлета в студенческой постановке
С этих пор биография Александра Кайдановского стала связана с театром и кино. Александр Леонидович с легкостью поступил в школу-студию МХАТ. Что его не устроило в прославленном учебном заведении, неизвестно, но через пару месяцев он перевелся в училище им. Щукина, которое закончил в 1969 году. Его приняли в труппу театра им. Вахтангова. Актер с большой неохотой вспоминал этот период своей творческой жизни. В интервью он рассказывал, что именно вахтанговская труппа, отношения внутри коллектива навсегда отбили у него очарование театральной жизнью. Как свободолюбивому человеку ему были чужды принципы иерархии, принятой в театре. В 1971 году он ушел. Попробовал поработать во МХАТе, Театре на Малой Бронной, но во всех труппах царил один и тот же порядок иерархического подчинения.
Жизнь круто изменилась в период срочной службы в армии. Кайдановский попал в кавалерийский полк при «Мосфильме». Армия стала для актера своеобразной палочкой-выручалочкой. Несмотря на интеллектуальный подход к работе над каждой ролью, ни один московский театральный режиссер не хотел видеть Александра Леонидовича в своей труппе. Михаил Ульянов тогда предложил Кайдановскому уехать обратно в Ростов, чтобы попробовать наладить заработок, то тот, как всегда, решил по-своему.
Интересный факт! Актер снимался в кино, начиная с 1967 года, но оставался незамеченным для широкой публики. Роль ротмистра Лемке в дебютном фильме режиссера Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» стала пропуском в широкий кинематограф.
Имя Кайдановского всегда связывают с именем другого интеллектуала советской режиссуры – Андреем Тарковским. Их совместные проекты стали классикой мирового кинематографа. В 1979 году на экраны вышел фильм «Сталкер». Главный герой, сыгранный Александром Леонидовичем, был крайне неоднозначной фигурой. После работы с Тарковским актер сам решил снимать фильмы. Гений режиссуры чуть ли не него одного создал собственную мастерскую при Высших курсах сценаристов и режиссеров. Обучение началось в 1982 году, но Андрей Арсеньевич подписал контракт с итальянской киностудией и уехал из СССР (на родину он больше не вернулся). Курс возглавил Сергей Соловьев, у которого Кайдановский в 1980 году снялся в фильме «Спасатель».
Кайдановский и Тарковский на съемках «Сталкера»
В 1984 году обучение на курсах закончилось. Как режиссер, сценарист и художественный руководитель, он выпустил 11 проектов. Они не имели особой популярности у советского зрителя, зато вызывали интерес у западноевропейской публики. В 1985 году он снимает фильм «Простая смерть» по повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». За эту работу он был удостоен приза на кинофестивале в Испании. Его карьера строится с переменным успехом. Взрывной нрав играет не на руку Кайдановскому, но режиссеры все чаще хотят видеть актера в своих картинах.
Интересный факт! Эмигрировавший в Италию Тарковский хотел снять актера в фильме «Ностальгия», но того не выпустили из СССР.
С 1989 года Александр Леонидович начинает преподавать режиссуру в Щукинском театральном училище. Он уже считается признанным мэтром советского кинематографа. Горбачевская перестройка открыла границы страны. В 1994 году Кайдановский становится челном жюри кинофестиваля в Каннах. За два года до этого ему присуждают звание «Заслуженного деятеля искусств РФ». В 1995 году он открывает собственную мастерскую при высших курсах сценаристов и режиссеров. Но 3 декабря этого же года его сердце останавливается от третьего инфаркта. Он умер в своей комнате коммунальной квартиры, похоронен на Кунцевском кладбище.
Работа Александра Кайдановского в театре
Александр КайдановскийПолучив диплом, Александр устроился в театр Вахтангова. Планировалось, что ему отдадут роль князя Мышкина, которую в то время играл Николай Гриценко. В общем-то, его для этого и приняли в труппу. Однако Гриценко вовсе не собирался прощаться с этой ролью и делал всё, что только от него зависело, чтобы Мышкин остался «при нём». В результате, Кайдановскому доставались лишь небольшие, ничего не значащие роли, часто без слов. Почти три года актёр надеялся на какие-то изменения, но напрасно. Он просто уволился и перешёл во МХАТ, какое-то время играл в постановках Театра на Малой Бронной. В тот период роли в кино предлагали редко, да и те были совсем незначительными.
Детство и юность
Актер и режиссер Александр Кайдановский родился 23 июля 1946 года в Ростове-на-Дону. Его детство пришлось на тяжелые послевоенные годы. Тяга к искусству передалась мальчику с генами — мама работала режиссером детских спектаклей. И хотя папа служил инженером, дед Саши по отцу, Лев-Иезекииль Кайдановский, был артистом в Народном театре Екатеринослава.
С детства Александр рос свободолюбивым ребенком, характер у него был сложный. Мальчишка принимал решения сам, находился в постоянном поиске, ничьей власти не признавал. Мама мальчика поступила в московский институт культуры и уехала учиться в надежде стать актрисой, оставив семью и никого не предупредив. Когда мать вернулась, не добившись успеха в столице, семейная жизнь так и не наладилась. Супруг едва не застрелил ее на глазах у сына.
Александр Кайдановский в молодости
В 1960 году родители развелись. Александр несколько месяцев прожил с матерью, а затем решил жить с отцом и его новой супругой. Но у них появились собственные дети, мать также вышла замуж — ребенок оказался никому не нужен. Будущему актеру пришлось жить у бабушки, а потом и вовсе в интернате. После восьмилетки он уехал в Днепропетровск учиться на электросварщика, но уже через год понял, что это не его профессия.
Александр забрал документы из техникума и поступил в Ростовское училище искусств. И снова помешал его взрывной характер: он рассорился с режиссером и заканчивал курс уже у другого преподавателя — Михаила Бушнова, который стал его наставником. Позднее Бушнов вспоминал, что неуправляемый характер Кайдановского его не пугал, более того, они ни разу не поссорились.
В 1965 году Александр окончил училище и переехал в Москву. В столице он поступил в МХАТ, проучился пару месяцев и перевелся в Щукинское училище. Там Кайдановский познакомился и подружился с Леонидом Филатовым. Тот вспоминал, как виртуозно матерился ростовчанин, как легко он говорил на бандитском жаргоне и как ночами напролет увлеченно беседовал о литературе, демонстрируя такие знания, которыми не каждый специалист может похвастаться.
«Сталкер» (1980)
Фильм Андрея Тарковского «Сталкер», снятый по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», стал знаковым для Александра Кайдановского. Все без исключения считают, что роль Сталкера – проводника в некую научно-фантастическую зону, в зону неведомого – это лучшая работа Кайдановского в кино. Актеру удалось воплотить образ трагический и загадочный – под стать всему фильму.
Фильм, как известно, снимался долго и мучительно. По сути, Тарковский переснял его трижды. На проекте менялись операторы, постоянно переписывался сценарий, но актерский состав был неизменен: Сталкер – Александр Кайдановский, Писатель – Анатолий Солоницын и Профессор – Николай Гринько.
Кайдановский называл Тарковского «железным режиссером» и не скрывал, что этот режиссер никогда не щадил актеров. Тарковский действительно требовал от своих актеров полного смирения и абсолютно точного исполнения режиссерского замысла. После «Сталкера» Кайдановский сказал, что теперь ему «играть больше некого», и ушел в режиссуру. А фильм «Сталкер» впоследствии вошел в топ 250 лучших фильмов в истории мирового кино.
Андрей Тарковский, который потом уехал за границу, хотел, чтобы Кайдановский сыграл в его новом фильме «Зеркало», но актера не выпустили из страны.
Watch this video on YouTube
«Кто поедет в Трускавец» (1977)
Очаровательная мелодрама, в которой Александр Кайдановский абсолютно выбивается из привычного нам образа белогвардейца и юродивого. Здесь он легкий, сексуальный и романтичный.
По сути, «Кто поедет в Трускавец» – это красивая и трогательная, простая и понятная история любви и взаимоотношений мужчины и женщины, разыгранная Кайдановским в дуэте с Маргаритой Тереховой.
Он и Она встретились случайно в поликлинике, и оба не придали встрече особого значения. До поры до времени их отношения складывались весьма банально, но вскоре герои поняли, что хотят видеть друг друга снова и снова. И вот, убежденный холостяк и беззаботный «обладатель однокомнатной западни для женщин», не желавший обременять себя длительными серьезными отношениями, влюбился, вдруг осознал, что эта встреча – главное событие в его жизни. И именно в этот момент Она уехала с мамой в Трускавец. Тогда, изменившийся безвозвратно из-за биохимических реакций, Он садится в поезд, предвкушая, как же Она удивится, увидев его на вокзале.
Watch this video on YouTube
Болезнь и смерть
Александр перенес 2 инфаркта подряд. Утром 3 декабря 1995 года у актера случился 3-й инфаркт, который и стал причиной смерти Кайдановского. По словам его супруги Инны, 49-летний режиссер очень боялся этого рубежа — его отец и мать умерли от сердечного приступа именно в этом возрасте.
Могила артиста находится на 10-м участке Кунцевского кладбища в городе Москве, на захоронении установлен каменный православный крест без фото.
Александр Кайдановский и его жена Инна Пиварс
Через 3 года после этого трагического события в память о творчестве Кайдановского режиссер Евгений Цымбал презентовал биографическую картину «Сны Сталкера».
В 2000 году вышла первая книга, в которой была описана биография актера «Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели» авторства Раззакова. А через 2 года издательство «Искусство» выпустило еще одну биографическую книгу об артисте «Александр Кайдановский. В воспоминаниях и фотографиях».
Режиссеру посвящены документальные фильмы «Трагедия Сталкера» (2005), «Жажда крови» (2019) и «По лезвию бритвы» (2021), где раскрываются тайны личной жизни и карьеры Кайдановского на основании архивов и воспоминаний бывших жен и любовниц, детей, друзей и коллег.
Армия
Оставшегося без работы актера призвали в армию. Он попал в кавалеристский полк и стал неплохим наездником, благодаря физической силе, хорошей координации и ловкости. Позже навыки, полученные в армии, помогли актеру справляться с трюками на съемках без помощи дублеров. В картине «Свой среди чужих, чужой среди своих», Кайдановский Александр бегал по крыше поезда, несущегося на полном ходу. Затем он спустился вниз по веревкам и, разбив окно, запрыгнул в поезд. Его часто звали играть иностранцев, в том числе истинных аристократов. Кроме роли в упомянутом фильме Никиты Михалкова, этот период жизни актера запомнился также ролью в картине Алексея Баталова «Игрок».
По словам Михалкова, Александр умел «играть виртуозные мелодии на одной струне». Он умел сосредотачивать и концентрировать весь свой богатый внутренний мир. Фильм Михалкова принес актеру всесоюзную популярность. Его персонаж был благородным аристократом, с тонкостью реакций и хладнокровностью. Позже актер сыграл роль графа Воронцова в картине «Бриллиант для диктатуры пролетариата», которая также вызвала фурор.
Личная жизнь
Отношения актера с женщинами были всегда запутанными, но простодушными. Он быстро влюблялся, создавая в своей голове такой образ девушки, который ему хотелось. А возлюбленные в действительности были мало похожи на представления актера о них. В результате он быстро терял к ним интерес. Если девушка ему нравилась, он сразу думал о свадьбе. Несмотря на то что Александр всегда крайне трезво смотрел на жизнь, в отношениях он был очень романтичен. Этот романтизм не выдерживал реальных жизненных обстоятельств. Девушки любили актера за эрудицию, непредсказуемость и талант, но со временем они начинали нуждаться в уюте, благополучии и возможности единолично обладать своим мужчиной. В результате плачевно закончились все браки, в которые вступал Александр Кайдановский. Дети при этом оставались в каждом из них, кроме последнего.
Помимо двух браков актера, которые мы уже обсуждали выше, было еще два. Третий брак Александра состоялся с Натальей Судаковой, а четвертый – с молодой актрисой Инной Пиварс. С последней девушкой актер заключил брак за три недели до смерти.
Семья [ править | править код ]
Родители поженились в 1945 году вскоре после демобилизации отца.
- Отец — Леонид Львович (Лев Львович, Лейб Лейбович) Кайдановский (1921, Екатеринослав — 2 декабря 1970, Ленинград), участник Великой Отечественной войны (радист службы земного обеспечения самолётовождения, младший сержант) , работал начальником радиолокационной станции в Батайске, впоследствии заместителем начальника ростовского СМУ-5, специализирующегося на подводной сварке .
- Мать — Вера Александровна Онищук (умерла 1 декабря 1990 года), после окончания Московского библиотечного института (1955) заведовала детским сектором в ростовском Дворце энергетиков, была режиссёром-постановщиком детской театральной студии.
После развода родителей в 1960 году жил с отцом, с 1962 года — в новой семье отца, приёмная мать — Ирма (Ирина) Михайловна Пухальская (родом из Киева) . Единокровные сёстры — Ольга (род. 1963) и Татьяна (род. 1964) Кайдановские. Мать вторично вышла замуж в начале 1960-х годов, занималась надомным трудом в комбинате прикладных искусств. Единоутробный брат — Михаил Владимирович Есипов (1965—2000), работал ревизором.
- Дед, Лев-Иезекииль Кайдановский, был артистом в Народном театре Екатеринослава; вместе с женой, Фридой Шульман, был расстрелян во время истребления еврейского населения Днепропетровска в 1941 году .
- Первая жена (1966—1975) — Ирина Анатольевна Бычкова (Кайдановская), впоследствии доцент кафедры психофизиологии и клинической психологии Ростовского-на-Дону госуниверситета .
дочь Дарья (род. 1970).
Надгробный памятник на могиле Александра Кайдановского |
- Вторая жена (1975—1980) — актриса Евгения Симонова, с которой познакомился на съёмках фильма «Пропавшая экспедиция» (1974).
- дочь Зоя (род. 1976).
- Третья жена — Наталия Судакова (Кайдановская), балерина Большого театра
- сын Кайдановский Андрей Александрович (род. 1987), учился в Московском хореографическом училище, потом в балетных школах Санкт-Пёльтена (Австрия), Штутгарта (Германия), Вены. Был принят в балет Штатсоперы (Вена, Австрия). Пробует свои силы в хореографии.
- Четвёртая жена (1995) — Инна Пиварс. Брак продлился всего три недели (до смерти актёра).
Режиссура
Кайдановский поступил на курсы сценаристов и режиссеров, однако учить его уже давно не нужно было. В период с 1983 по 1988 год он снял пять картин. Все они были непривычными и местами даже странными, требующими умного зрителя, склонного к ироничности и сопереживанию. Александр комплексно создавал свои фильмы – не только писал сценарий, но и подбирал музыку, и режиссировал. Все его картины были фантасмагориями. Странные события в них происходили как данность и неотъемлемая часть реальности. Впрочем, в этом полностью отражалось мировоззрение, которое на протяжении всей жизни вынашивал в себе Александр Кайдановский. Биография (личная жизнь и карьера) Александра во многом напоминала его фильмы.
Стоит признать, что в первых картинах чувствовалось влияние стиля Тарковского, однако постепенно Александр от него отходил. Его фильмы пользовались уважением за границей. Однако на Родине ни массовая публика, ни кинокритики их не признавали. Впрочем, Кайдановского это не расстраивало, он думал сугубо об искусстве.
Александру было все равно, в какую одежду он одет, лишь бы она была чистой. Во время работы над сценариями он мог неделями есть одни бутерброды. Конечно, актер любил комфорт, но тратить ради него время и деньги он не хотел. Александр одинаково просто вел себя на Каннском кинофестивале и в коммуналке, в которой ему довелось прожить последние 14 лет жизни.
Расцвет карьеры
В 1970 году на экраны вышел двухсерийный фильм «Драма на охоте». Для Кайдановского он стал первой серьезной работой на телевидении. В этом же году актер стал отцом. У него родилась дочь Дарья
Александр был несказанно счастлив появлению дочери, но кино в его жизни обретало все более и более важное место. Картины с участием актера стали выходить одна за другой
В те времена Александр Кайдановский завязал роман с Валентиной Малявиной – самой роковой дамой тогдашнего театрального бомонда. От этой нечаянной любви актер совсем потерял голову. Он отказывался от ролей и менял театры один за другим. А после этого мужчина и вовсе решил, что карьера актера не для него. Вскоре он развелся со своей женой, а чуть позже прервал злосчастный роман с любовницей.
«Пропавшая экспедиция» (1975)
Детективный приключенческий фильм-дилогия, повествующий о приключениях искателей сибирского золота.
По сюжету в 1918 году в Сибирь отправляет экспедицию под руководством известного геолога профессора Смелкова (Николай Гринько) к сибирской реке Ардыбаш, где, по рассказам местных жителей, есть золото. В состав экспедиции входят: дочь профессора Тася (Евгения Симонова), комиссар Арсен (Вахтанг Кикабидзе), красноармеец Куманин (Борис Сморчков), бывший офицер царской армии, осужденный за покушение на старшего по званию, Кирилл Зимин (Александр Кайдановский), проводник Митя (Сергей Шевкуненко). Члены экспедиции находят золото, но вскоре попадают в руки белогвардейцев. Бежать удается только Куманину и Мите, – они с документами экспедиции отправляются в Петроград.
Как и в фильме Михалкова, Кайдановский вновь сыграл в кино белогвардейца. Уж очень его лицо соответствовало представлению советских людей о том, как должен выглядеть офицер царской армии. Люди из окружения актера вспоминают, что сам Кайдановский от штампа «белого офицера» был не в восторге, ему хотелось играть сложные психологические роли.
О романе Александра Кайдановского и актрисы Валентины Малявиной, а также об удивительной судьбе последней читайте здесь.
На съемках фильма у Кайдановского начался роман с актрисой Евгенией Симоновой («Обыкновенное чудо»). Сначала роман был платоническим – единственное, что актер позволял – это поцеловать руку даме сердца. Однако в 1975 году пара сыграла свадьбу, а немного погодя у них родилась дочь Зоя. Симонова же вспоминала, что будущий супруг покорил ее тем, что на съемках все время читал. Роман, впрочем, не был долгим, как утверждает Зоя Кайдановская, причиной развода ее родителей стал тяжелый характер отца.
Watch this video on YouTube
Разборки родственников и друзей Кайдановского с его последней женой
После похорон артиста его жена была вынуждена выслушивать в свой адрес разные обвинения от друзей и родственников мужа, которые по-своему трактовали, от чего умер Александр Кайдановский. Некоторые из них даже говорили, что Инна убила супруга, чтобы ей досталась новая квартира актера. Родственники кинозвезды в суде хотели добиться признания последнего брака Кайдановского недействительным, но у них ничего не вышло.
Александр Кайдановский и Инна Пиварс
Актер любил говорить, что Христа распяли в 33, а Маяковский попал в могилу в 36. Также он вспоминал Есенина и Пушкина. По его мнению, пик формы творца – до сорока лет. Стареть Кайдановский точно не собирался.
Жены и дети
В биографии Кайдановского было четыре жены и три ребенка. Первый раз он связал себя узами брака с Ириной Бычковой.
Александр Кайдановский и Ирина Бычкова
Сегодня она возглавляет психофизиологическую кафедру в ростовском Южном федеральном университете.
По воспоминаниям однокурсника Кайдановского Леонида Филатова, Александр красиво матерился и знал блатной жаргон, а с другой стороны прекрасно разбирался в литературе.
Однажды приятели-четверокурсники в темное время суток шли по Марьиной Роще и встретили шестерых хулиганов с ножами. Александр пошел им навстречу и в голой руке зажал лезвие ножа, так что хлынула кровь. Не спуская взгляда с хулиганов, он попросил их уйти с дороги и те послушались.
Выпивки с друзьями и драки в молодости были нормой для Кайдановского. Три раза Александра судили за хулиганство, но об одном случае в его бурной биографии следует сказать отдельно. В 1970 году он вместе с Юрием Яковлевым и Владимиром Самойловым решил отметить в одном из ресторанов завершение работы над «Драмой на охоте». В этом фильме Кайдановскому досталась главная роль.
Александр Кайдановский и Юрий Яковлев в фильме «Драма на охоте»
Во время застолья Александру захотелось в туалет, но вместо уборной он почему-то оказался в котельной, где повздорил с кочегаром и даже побил его.
В суд поддержать актера прибыл сам Михаил Ульянов, который рассказал о таланте Кайдановского и его беременной жене.
Искренние слова звезды советского театра и кино произвели впечатление на судей и Александр отделался двумя годами условного срока, правда, с предупреждением, за следующую подобную выходку он отправится в тюрьму надолго.
Спонтанный характер Кайдановского и его тяга к спиртному привели к разводу с первой женой в середине 70-х.
В 1975 году Александр женился на актрисе Евгении Симоновой, которая родила ему дочь Зою. Впоследствии она пошла по стопам родителей, которые в 1980 году развелись.
Александр Кайдановский и Евгения Симонова
Третий поход в ЗАГС Кайдановский осуществил с балериной Большого театра Наталией Судаковой. В 1987 году их семья пополнилась сыном Александром, который стал танцором и хореографом.
Инна Пиварс и Александр Кайдановский
В 1993 году в жизни известного актера появилась девушка Инна Пиварс, с которой у Кайдановского начался роман. В 1995 году он развелся с Судаковой, а в ноябре того же года женился на своей 23-летней возлюбленной.