Александра пахмутова: биография, личная жизнь, семья, дети
Содержание:
- Песни и произведения
- Юность
- Почему у них нет детей?
- Поэтические сборники
- Творчество
- Дорога к профессиональной карьере
- Биография и личная жизнь Александры Пахмутовой
- Биография А. Пахмутовой
- Творческий путь
- Муж Александры Пахмутовой — фото
- Песни для фильмов
- Википедия Александры Пахмутовой
- Музыкальные произведения
- Почему у пары нет детей
- Детство и юность
- Супруг
Песни и произведения
Эти песни на слуху у большинства российских граждан и жителей стран бывшего Советского Союза. Их исполняли известные артисты эстрады.
- «Русская сюита» (часто исполняется зарубежными симфоническими оркестрами).
- «Герои спорта» (исп. М. Магомаев).
- «Где ты, где ты, отчий дом?» (слова С. Есенина, а исп. Л. Зыкина).
- «В песнях останемся мы» (исп. В. Мамонов и Н. Басков).
- «Концерт для трубы с оркестром».
- «Русский вальс» (исп. Н. Басков).
- «Смелость строит города» (слова С. Гребенникова и Н. Добронравова, исп. Э. Хиль).
- «Вера» (исп. Л. Гурченко).
- Увертюра «Юность».
- Ода «Зажжение огня».
- «Вся надежда на метро» (исп. Л. Лещенко).
- «Виноградная лоза» (исп. П. Дементьев).
- «Белоруссия» (исп. ансамбль «Песняры»).
- «Где-то в поле, возле Магадана» (слова Н. Заболоцкого, исп. И. Кобзон).
- «Город нашей славы» (исп. Л. Лещенко).
- «Вишневый сад» (исп. Витас).
- «Весна 45-го» (исп. Ю. Богатиков).
- «Где-то под Бекетовкой» (родина Пахмутовой, слова Г. Киреева, исп. Л. Зыкина).
- «Пока не поздно» (исп. И. Кобзон)
- «Геологи» (исп. группа Hi-Fi).
- «Мы учим летать самолеты».
- «Наша судьба» (исп. М. Магомаев).
- «Новый день» (исп. М. Магомаев).
- «На взлет!» (исп. А. Королев).
- «Парус алый» (исп. В. Леонтьев).
- «Обнимая небо» (исп. Л. Лещенко, Э. Хиль).
Это лишь малая часть песен, автором которых является Пахмутова. Всего же их более 400. Даже мелодия для фильма «О спорт, ты мир!» была создана с участием Александры Николаевны. Также были написаны мелодии к фильмам «Девчата», «Битва за Москву», «Три тополя на Плющихе» и многих других. Но большую нишу в творчестве композитора занимает эстрада. Ее песни хотелось слушать и слушать, а слова оставались в памяти надолго. Вообще, биография Александры Пахмутовой примечательна тем, что в творческом союзе со своим мужем она дала жизнь большинству своих песен. Ведь автором слов более половины произведений является Николай Николаевич.
Песни и композиции Александры Николаевны знал весь Советский Союз. Ее песни звучали везде, начиная со строек и заканчивая комсомольскими собраниями. Что уж говорить о танцплощадках. Вся страна подпевала Александре Пахмутовой.
Юность
Осенью 1943 года отца по работе направили в Москву в командировку. Александра стала упрашивать взять ее с собой. Она очень хотела учиться дальше в музыкальной школе, но в Сталинграде после жестоких боев не осталось ничего, и Аля надеялась, что ей удастся продолжить учебу в столице. Николай Андрианович немного колебался, но потом взял дочь с собой.
Александра успешно прошла собеседование в Центральной музыкальной школе при консерватории (тогда она носила название Московской Школы одаренных детей). У семьи Пахмутовых были дальние родственники в столице, и они любезно согласились принять Алю к себе на период учебы.
Уже со второго года обучения Александра вошла в состав кружка юных композиторов. Семья, у кого она жила в Москве, занимала одну небольшую комнату в коммунальной квартире. Фортепиано у них не было, и юная Пахмутова каждый день приходила в школу на два часа раньше, чтобы до начала занятий попрактиковаться на инструменте.
В 1948 году она окончила музыкальную школу и стала студенткой Московской государственной консерватории. Факультет выбрала композиторский, обучалась на курсе у выдающегося педагога, советского композитора В. Я. Шебалина. Окончила учебное заведение в 1953 году на «отлично», ее выпускное сочинение – оратория «Василий Теркин». В 1956 году защитила диссертацию на тему “Партитура оперы Глинки «Руслан и Людмила»” и окончила консерваторскую аспирантуру.
Почему у них нет детей?
В СССР не было секса, поэтому многие пары остались бездетными. Люди просто не догадывались, как размножаться, поэтому и не имели детей. Говорить об этом считалось неприличным, особенно в кругах людей, считающихся культурными.
Когда же произошла революция нравов в 90-х годах, Пахмутовой и Добронравову исполнилось по 62 года. Они вышли из фертильного возраста и могли только разводить руками.
Но как оказалось, зря. СССР развалился, как старый диван. Песни этих замечательных талантливых людей настолько забылись, что когда Путин вручил Пахмутовой орден, многие дались диву, и спутали композиторшу с королевой Британии.
Поэтические сборники
У Николая Николаевича много изданных сборников поэзии:
- «Светит незнакомая звезда»;
- «Таежные костры»;
- «Созвездие Гагарина»;
- «Вера моя»;
- «Вечная тревога».
В 2017 году Добронравов презентовал новый поэтический сборник «Как молоды мы были», который стал итогом творчества последних нескольких лет. В сборник вошло около двух сотен стихов, многие из них напечатаны впервые. Все больше прослеживается философская тема. Через произведения проходит ключевая нить, которая связана с чувствами переосмысления понятия «родина». Вторая тема сборника – Вера, размышления о месте Бога в наших душах. На презентации поэт сказал, что верит в Россию и в ее возрождение.
Творчество
Песни Добронравова стали широко популярны в СССР и за его пределами. Во многом огромный успех Добронравова обусловлен тем, что самые известные песни написаны в соавторстве с композитором Александрой Пахмутовой — женой поэта. Также, на протяжении десятилетий его постоянным соавтором являлся писатель и поэт-песенник Сергей Гребенников.
Кроме того, музыку на стихи Николая Добронравова писали такие композиторы, как: Микаэл Таривердиев, Арно Бабаджанян, Полад Бюль-Бюль Оглы, Сигизмунд Кац, Евгений Мартынов, Аркадий Островский, Муслим Магомаев, Михаил Чуев.
Песни исполняли: Большой детский хор под управлением В. Попова, Сергей Лемешев, Георг Отс, Анна Герман, Лев Барашков, Людмила Зыкина, Юрий Гуляев, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Майя Кристалинская, Лев Лещенко, София Ротару, Валерий Ободзинский, Николай Басков, Вадим Мулерман, Нонна Мордюкова, Эдита Пьеха, Тамара Гвердцители, Александр Градский, Сергей Пенкин, Эдуард Хиль, Валентина Толкунова, Михаил Чуев, ансамбли «Песняры», «Пламя», «Самоцветы», Ян Осин, «Надежда», «Верасы», «Добры молодцы», «Сябры», группа Стаса Намина, Гражданская Оборона и другие.
Выросший в детском доме во время войны, Добронравов донёс до читателя духовную атмосферу тяжёлых и голодных военных и ранних послевоенных лет. Оказавшись современником эпохальных событий — космической эры, Олимпиады-80, Добронравов талантливо воспел их.
Добронравов романтизировал и героизировал профессии и трудовые достижения космонавтов, геологов, энергетиков, хоккеистов. В 1990-е годы в его творчестве стала прослеживаться религиозная линия.
Избранные песни на музыку Пахмутовой:
- «В песнях останемся мы»;
- «Всегда готовы»;
- «Беловежская пуща»;
- «Белоруссия»;
- «Гайдар шагает впереди»;
- «Геологи»;
- «Герои спорта»;
- «Главное, ребята, сердцем не стареть»;
- «Да разве сердце позабудет»;
- «Дикая собака Динго»;
- «До свиданья, Москва» (прощальная песня Олимпиады-80);
- «Добрая сказка»;
- «Запевала звездных дорог»;
- «Звездопад»;
- «Звезды Мехико»;
- «Знаете, каким он парнем был»;
- «И вновь продолжается бой»;
- «Как молоды мы были»;
- «Команда молодости нашей»;
- «Куба — любовь моя»;
- «ЛЭП-500»;
- «Любовь, Комсомол и Весна»;
- «Малая земля»;
- «Машинист»;
- «Мелодия»;
- «Надежда»;
- «Наша Судьба»;
- «Нам не жить друг без друга»;
- «Не расстанусь с Комсомолом»;
- «Нежность»;
- «Новый день»;
- «Обнимая небо»;
- «Орлята учатся летать»;
- «Песня о матери-планете»;
- «Песня о тревожной молодости»;
- «Под знаменем Родины»;
- «Пока не поздно»;
- «Прекрасна, как молодость, страна»;
- «Прощание с Братском»;
- «Птица счастья»;
- «Сигнальщики-горнисты»;
- «Снегурочка»;
- «Совесть мира»;
- «Стадион моей мечты»;
- «Старт дает Москва»;
- «Темп»;
- «Трус не играет в хоккей»;
- «Только так победим»;
- «Ты моя надежда, ты моя отрада»;
- «Усть-Илим»;
- «Я не могу иначе»;
- «Яростный стройотряд».
Наиболее известные песни на музыку Таривердиева:
- «Маленький принц»;
- «Ты не печалься»;
- «Предчувствие любви»;
- «Твой голос».
Дискография:
2013 — «Лучшее…» (CD, «Мелодия», MEL CD 60 02162);
Николай Добронравов — «Нежность»
Опустела без тебя Земля…
Как мне несколько часов прожить?
Так же падает в садах листва,
И куда-то всё спешат такси…
Только пусто на Земле одной
Без тебя, а ты…
Ты летишь, и тебе
Дарят звёзды
Свою нежность…
Так же пусто было на Земле,
И когда летал Экзюпери,
Так же падала листва в садах,
И придумать не могла Земля.
Как прожить ей без него, пока
Он летал, летал,
И все звёзды ему
Отдавали
Свою нежность…
Опустела без тебя Земля…
Если можешь, прилетай скорей…
Дорога к профессиональной карьере
После окончательной победы над гитлеровскими войсками Александра Пахмутова в 14-летнем возрасте, оставив родительский кров, уехала в столицу и поступила на обучение в Центральную музыкальную школу, которая была организована при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Юная девушка мечтала обучаться игре на фортепиано. В свободное от учебы время девушка также посещала кружок юных композиторов, который вели преподаватели Николай Пайко и Виссарион Шебалин.
Под их наставничеством музыкальное образование получило большое количество будущих звезд советской эстрады.
Закончив это учебное заведение, Александра Николаевна продолжила обучение в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Она остановила свой выбор на композиторском факультете и закончила его в 1953 году. Пусть в аспирантуру был открыт, чем амбициозная девушка и воспользовалась, подав соответствующие документы. На выпускную аттестационную работу она выбрала тему «Партитура оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки».
Защита диссертации прошла безукоризненно.
Биография и личная жизнь Александры Пахмутовой
Биография и личная жизнь Александры Пахмутовой, не представляют никакой тайны для поклонников её творчества.
Александра Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в Волгограде. Музыкой она стала увлекаться с самого рождения, наверное унаследовала это качество от отца. Уже в 5 лет написала пьесу для фортепиано «Петухи поют». После этого вопрос самоопределения, поиска себя и своего дела отпал сам собой. Родители отдали девочку в музыкальную школу, в которой и училась маленькая Пахмутова до начала войны. Военное время хоть и внесло некоторые коррективы, но не отбило желания заниматься музыкой. Пахмутова с семьей была вынуждена переехать в Казахстан, где училась в местной в музыкальной школе.
В 1943 году Пахмутова отправляется на покорение Москвы. Практически сразу поступает в музыкальную школу при столичной консерватории. Свою альма-матер оканчивает в 1956 году защищая диплом аспирантки у В. Я. Шебалина. Одновременно Пахмутова умудряется влюбиться, да так, что на всю жизнь. Помимо активного становления Пахмутовой, как профессионала, в 1956 году произошло и её становление, как женщины, которая может и хочет любить. Работая на радио она познакомилась с молодым поэтом Николаем Добронравовым. Совместная работа над радиопроектами быстро сблизила молодых людей и уже 6 августа 1956 они стояли у порога Московского ЗАГСа.
Всю свою дальнейшую жизнь Пахмутова посвятила написанию музыки, которую поистине можно назвать легендарной. В её архиве сотни композиций в соавторстве с ведущими поэтами-песенниками СССР. Её песни в 60-90-х годах звучат буквально повсюду, их исполняют с эстрады, они звучат с театральных подмостков, в кинофильмах. Пожалуй не найдётся ни одного известного артиста той эпохи в репертуаре которого не было бы песен Пахмутовой: Лев Лещенко, Йосиф Кобзон, София Ротару, Алла Пугачёва, Майя Кристалинская ВИА «Песняры» — десятая, если не сотая, часть плеяды артистов, прославившихся именно благодаря песням Пахмутовой. Все они отзываются о композиторе в положительном ключе, многие отмечают, что свой талант Пахмутова практически дарила им, прося за свои песни сущие гроши, или не требуя гонорара вовсе.
Кроме музыки, Пахмутова занималась общественной деятельностью. В разное время занимала ответственные посты — входила в союз композиторов СССР, была депутатом Верховного Совета. Ей доверяли вершить судьбы молодых и талантливых. Так с 1968 года Пахмутова является постоянным членом жюри фестиваля «Красная гвоздика». Сегодня за оценкой своих талантов студенты сами выстраиваются к ней в очередь — Пахмутова передаёт опыт молодёжи, являясь преподавателем МГУ. За свою активность, как в общественной жизни, так и на музыкальном поприще Пахмутова неоднократно награждалась как отечественными, так и зарубежными наградами, коллекцию которых с удовольствием демонстрирует журналистам.
Начало 21 века принесло с собой новую эпоху в музыке, новые жанры и хиты, но песни Пахмутовой до сих пор остаются актуальными. Она и сегодня занимается музыкой, пишет новые мелодии, но скорее для себя, для души, преподаёт в МГУ, по приглашениям коллег появляется на концертах и творческих вечерах артистов с чьим творчеством неразрывно связана её жизнь.
Примечательно, что некоторые песни Пахмутовой являются официальными гимнами субъектов РФ. В 2011 году власти Магнитогорска утвердили песню Пахмутовой «Магнитка» в качестве гимна города. Подобное решение приняли чиновники Ярославля в 2017 году.
Биография А. Пахмутовой
Начать можно с того, что время появления на свет А. Пахмутовой пришлось на конец двадцатых годов 20 века, 9 ноября 1929 года. Родилась она в небольшом посёлке, называвшемся Бекетовка, располагавшегося тогда недалеко от Сталинграда. Сейчас это место является частью территории города и более не существуеткак отдельный посёлок, а собственно то самое место, где она родилась, находится на улице Омской. Её родителями были Николай Андрианович (1902—1983 гг.) и Мария Амплеевна (1897—1978 гг.).
Удивительно, но маленькая Александра Николаевна (тогда ещё просто Саша) впервые попыталась проводить свои музыкальные опыты по достижении всего 3-х лет. В этом возрасте родители, видя явную музыкальную одарённость дочки, стали обучать её азам игры на пbанино. Разумеется, о знакомстве с нотами в этом возрасте и речи идти не может… Первым же собственным музыкальным произведением композитор называет собственную пьесу «Петухи поют». Сочинила её маленькая Саша, в возрасте всего пяти лет.
По достижении семи лет Саша становится ученицей музыкальной школы. К сожалению, учёба там прервалась. Поскольку это был 1941 год, а он ознаменовал начало страшной Великой Отечественной войны.
В августе 1942 года маленькую Сашу эвакуировали в Караганду, где она продолжает получать своё музыкальное образование. Когда же в 1943 г. Красная армия перенесла боевые действия на территорию противника, Александра переезжает в Москву. Нужно отметить её удивительное мужество – ехать по полуразрушенной стране, где только недавно шла самая страшная война в истории. Когда ей исполняется 14 лет, Александра становится ученицей ЦМШ с посещением специализированных уроков по игре на фортепиано, участвует в работе кружка юных композиторов, организованный В. Шебалиным.
После получения диплома в 1953 г. Александра Николаевна продолжает обучение и по прошествии 3-х лет заканчивает аспирантуру.
Очень большую роль в появлении действительно любимых всеми песен сыграло знакомство, а впоследствии долгие годы семейной жизни и совместного творчества с Н.Н. Добронравовым. Правдой будет, если сказать, что познакомила их именно музыка. Встретились они в редакции Всесоюзного радио
В то время Александра Николаевна получила приглашение поработать над музыкой для радиопередач «Пионерская зорька» и «Внимание, на старт!», в которых Николай Николаевич исполнял собственные стихотворения. Получилось так, что практически немедленно появился их первый дуэт «Лодочка моторная»
Их взаимная симпатия оказалась настолько сильной, что после трёх месяцев знакомства Александра Пахмутова и Николай Добронравов приняли решение зарегистрироваться в ЗАГСе.
Регистрация проходили в августе, стояла жара, но днём внезапно хлынул летний ливень. Наверное, судьба подавала им знак. Свадебным путешествием стала поездка к абхазским родственникам. Оба супруга до сих пор считают эту поездку счастливейшими днями их жизни. Проводили время весело – блюда кавказской кухни, приготовленные тётей А. Пахмутовой были великолепны, молодожёны всё время напролёт плавали в Чёрном море, отдыхали…
По признанию многих известных творческих людей, их семья не только талантлива, Александра Николаевна и Николай Николаевич – одна из очень гостеприимных дуэтов периода СССР.
Лев Валерьянович Лещенко вспоминал, что Пахмутова и Добронравов умели поддерживать в доме замечательно теплую, дружескую атмосферу. Обращались же они друг к другу исключительно «Колечка» и «Алечка». И не видели в этом ничего особенного –просто видимо, именно такое обращение служило им одним из тех самых «рецептов счастья». «Просто-напросто не нужно создавать какие-то придирки по мелочи, не выпячивать свою принципиальность» считают звёздные супруги. Недаром Николай Николаевич, когда рассказывает про то, на чём основывается счастье в их семье, любить обращаться к словам знаменитого французского писателя: «Любить – это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении». Наверное, это их случай.
Александра Пахмутова жената на Николае Николаевиче Добронравове на протяжении вот уже более пяти десятков лет, хотя поверить в это можно далеко не сразу. Просто слишком влюблёнными глазами всегда глядят они друг на друга, слишком долго могут разговаривать о том, что им хочется воплоить в жизнь.
К сожалению, своих собственных детей у Анны Николаевны и её мужа нет… Зато с уверенностью можно сказать, что в какой-то степени их дети – это мальчишки и девчонки всей России – настолько огромна любовь детей к их детским произведениям. В их числе «Всегда готовы!», «Гайдар шагает впереди», «Лодочка моторная», «Мальчиш-Кибальчиш», «Мы — гагаринцы» и многие другие.
Творческий путь
В студенческие годы начал писать стихи, которые быстро нашли почитателей, ведь в них повествовалось о пережитом и больном – страх мужчин, уходивших на фронт, перерождающийся в героизм и храбрость; боль жен и матерей, так и не дождавшихся с войны любимых. В своей поэзии Николай рассказывал о героических подвигах соотечественников; об отваге тех, кто оставался в осажденных фашистами городах и селах; о том, как бесконечно верили люди в Великую Победу.
Николай в Школе-студии МХАТ (в центре в верхнем ряду)
Получив в 1950 году диплом, свой трудовой путь Добронравов начал в театре юного зрителя. Здесь на протяжении десяти лет он был задействован на ведущих ролях в нескольких постановках. В этот период начались дружба и сотрудничество Николая с актером и поэтом Сергеем Гребенниковым. Вместе они писали произведения для детского кукольного театра. Например, пьесу «Загорается маяк» еще долгое время ставили в ТЮЗ по всей стране.
Дальнейшее сотрудничество молодых поэтов вылилось в оперу «Иван Шадрин», которую впервые поставили в театре города Куйбышева. Стихи Добронравова и Гребенникова стали читать на пионерских радиостанциях.
В 1952 году Николай получил второй диплом о высшем образовании в Московском городском учительском институте по специальности «преподаватель литературы». Кроме театра в творческой биографии Добронравова присутствовало и кино. Он снялся в нескольких фильмах:
- 1951 год – «Спортивная честь» (здесь у актера незначительная роль посетителя ресторана Платона Платоновича);
- 1953 год – «Возвращение Василия Бортникова» (в этом фильме Николай играл молодого комсомольца Сережу).
Однако профессия актера не очень впечатляла Добронравова, все больше ему нравилось писать стихи. Николай обожал детскую литературу, она-то и сыграла в его жизни ключевую роль.
Николай Добронравов в кино
Начинающего поэта часто стали приглашать на радиостанции, где он декламировал свои стихотворения и читал пьесы, участвовал в озвучивании детских передач. Как-то раз во время летних школьных каникул ему предложили сочинить тематическую песню в соавторстве с уже известным в Советском Союзе композитором Александрой Пахмутовой. Совместная работа над песней «Лодочка моторная» настолько их сблизила, что сотрудничество переросло в трогательные романтические чувства.
Муж Александры Пахмутовой — фото
История любви знаменитой поэтессы и композитора зародилась в далеком 1956 году. Своего будущего мужа Александра Пахмутова встретила на работе, тогда она являлась сотрудником студии детских радиопрограмм Всесоюзного радио.
Молодой поэт Николай Добронравов в то время трудился в Московском театре юного зрителя, зачитывая свои стихотворения в программах для детишек, а за музыкальное сопровождение отвечала миниатюрная блондинка (рост Александры Пахмутовой всего 149см). Их первым совместным творением стала песенка «Лодочка моторная», к которой Пахмутова написала музыку, а Добронравов – слова. Именно во время совместной работы над этим произведением у молодых людей взаимно зародились по-настоящему сильные чувства и они решили никогда не расставаться друг с другом.
Их отношения развивались настолько стремительно, что уже через несколько месяцев после знакомства, 6-го августа того же года, Александра Пахмутова и Николай Добронравов сыграли довольно скромную свадьбу. Интересный факт из биографии великого композитора: поскольку денег не то что на торжество, даже на свадебное платье для невесты, им не хватило, мама Пахмутовой сшила костюм из недорогой розовой материи. Свой медовый месяц Александра Пахмутова с мужем провели в Абхазии, остановившись погостить у семьи жениха.
“Главное – смотреть не друг на друга, а в одном направлении”
Муж Пахмутовой, Николай Николаевич Добронравов, признается, что за 60 лет в их семье, как и у всех, бывали трудные моменты, были и ссоры, и недопонимания. Но на помощь всегда приходила музыка, и увлекаясь написанием очередного шлягера Александра и Николай забывали о временных трудностях, полностью отдаваясь любимому делу.
Несмотря на то, что детей их семье Бог не послал, творческий союз Пахмутовой-Добронравова стал невероятно плодотворным. Вместе со своим мужем Александра Пахмутова создала более сотни русских шлягеров, а также музыку к фильмам и постановкам. Написав большинство своих песен вместе, герои шутят, что изменяли друг другу исключительно в творчестве, сотрудничая с другими поэтами. Например, легендарную песню «Старый клен» из кинофильма “Девчата” Александра Пахмутова создала в соавторстве с поэтом Михаилом Матусовским, а текст к «Песне о тревожной молодости» написал советский поэт Лев Ошанин.
Рецепт счастья
Сама Александра Пахмутова говорит, что ее семья отличается от среднестатистической тем, что им с мужем хватает того, что у них есть. Они никогда не гнались за какими-либо благами и всегда жили просто, без излишеств.
Пожалуй, главный секрет семейной идиллии Александры Пахмутовой и ее мужа – не придираться друг к другу по пустякам и хранить личную жизнь от лишних взглядов посторонних людей.
Несмотря на почтенный возраст (Александре Николаевне в этом году исполнилось 89, А Николаю Николаевичу – 90), великий композитор с мужем по-прежнему ездят по стране, принимая участие в различных концертах и фестивалях, с удовольствием делятся своим бесценным опытом с молодым поколением и занимаются написанием новых хитов.
https://youtube.com/watch?v=LFsS6D08w_0
Возможно интересно: Жена Михаила Танича, Муж Тамары Семиной.
Песни для фильмов
Схожая судьба ожидала сотни произведений композитора. Полные особой гармонии песни стали неотъемлемой частью множества кинокартин. Фильм «Девчата» невозможно представить без строчек Михаила Матусовского и задорной мелодии Пахмутовой. Конечно, «было б скучно, наверно, на свете без девчат», а «Старый клен» часто по ошибке причисляют к разряду народных.
«Три тополя на Плющихе» — это и песня «Нежность». Хотя изначально Александра Пахмутова была не слишком настроена писать песню для «тетки, которая приехала на рынок мясом торговать». Но увидела Доронину и глаза Ефремова… Мелодия родилась буквально за несколько шагов — от Студии Горького до стоянки такси. Песню полюбили и зрители, и космонавты, которые не понаслышке знали, как «дарят звезды свою нежность».
Википедия Александры Пахмутовой
Как уже говорилось выше, Александра сейчас находится в весьма преклонном возрасте. Она прожила долгую жизнь, которую сможет прожить достойно далеко не каждый. Нет ничего удивительного, что ее жизнь была наполнена самыми разными поворотами и неожиданностями, про которые можно узнать, если зайти в Интернет. И хотя, раньше, во времена ее молодости, не было социальных сетей и Интернета, то на сегодняшний день о ней можно найти много чего интересного, причем сделать это совершенно не сложно. Достаточно зайти в Интернет, где сразу же увидите личную страницу в Википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/Пахмутова,_Александра_Николаевна ), где рассказывается про этого замечательного композитора.
На странице рассказывается о ее детских годах, о том, как она пришла к известности, о том, как всегда любила музыку и что делала ради того, чтобы ею заниматься. Правда, надо отметить, что страницы в Инстаграм, у нее нет. На это есть разные причины. Во-первых, женщина находится в том возрасте, когда Интернет уже не слишком интересен, у нее нет желания сидеть в Сети и выкладывать свои фото. Во-вторых, во времена молодости композитора не было социальных сетей, и, возможно, женщину они не интересуют вообще. Так, что если желаете узнать больше про Александру Пахмутову, то Википедия Александры Пахмутовой всегда к вашим услугам.
Музыкальные произведения
Их гостями часто бывали самые выдающиеся артисты, музыканты, просто знаменитости. Эти поэт и композитор создали множество хитов, запомнившихся нескольким поколениям и не потерявшие популярность и на сегодняшний день. Это и шлягеры «Нежность», «Старый клён», «Беловежская пуща», «Как молоды мы были», и гимны спорта «Команда молодости нашей».
Особенную популярность «Трус не играет в хоккей!» завоевала уже в 1980-е годы, в тот период, когда сборная команда Советского Союза по хоккею с шайбой стала сильнейшей командой мира, разгромив даже родоначальников хоккея, канадцев. Все считали, что песня рассказывает о тогдашних звёздах команды, но создана она была задолго до этих событий, в 1968 году.
На творческом пути этой семьи часто поджидали трудности, но тайна неизменного успеха их творений заключалась ещё и в том, что А. Пахмутова и Н. Добронравов всегда боролись, поддерживая друг друга.
В интервью газете «Аргументы и Факты» они говорили даже «у нас полно песен, которые запрещали». Например, долго шла к популярности песня, которая была посвящена бойцам Первого Белорусского фронта, поскольку цензоры исключили строки: «Любимцем нашим был маршал Рокоссовский…», ведь в тот период принято было воспевать только одного героя – Леонида Ильича… С этим эпизодом было связано многое – Пахмутовой пришлось бороться, звонить «наверх», конфликтовать.
Придирки были как в отношении текстов, так и музыки. Песня «И Ленин такой молодой» была написана в бешеном ритме, с боем барабанов. Песня получила оценку «сумасшедшая», её отправили «на полку». Несмотря на это, Пахмутова не стала ничего менять и оказалась права – через полтора года песня стала хитом.
Необходимо отметить – семейная пара героев этой статьи не ограничивалась собственным счастьем – она помогала обрести его многим звёздам первой величины советской эстрады. Так, Муслим Магомаев, влюблённый в замечательную артистку Тамару Синявскую, поссорился с ней из-за того, что она отказалась дать развод своему тогдашнему супругу. В результате на свет появились такие шедевры, как «Мелодия», которую великолепно исполнял Муслим Магомаев («Ты моя мелодия…») и «Прощай, любимый» для оперной певицs московского Большого театра Т. Синявской («Весь мир наполнен песней лебединой…»). По словам этих двух исполнителей, эти композиции настолько запали им в душу, что привели к их свадьбе в 1974-м. Сами же эти песни превратились в музыкальные талисманы любви этой легендарной пары.
Почему у пары нет детей
Кажется удивительным, что у актера ТЮЗа, автора детских песенок, новогодних сказок, стихов, пьес и повестей, нет детей. Николай Николаевич ни разу не ответил на этот вопрос. Пахмутова, отводя взгляд, говорит, что слова неспособны передать сути вещей, нет смысла и болтать. Скорее всего, причиной бездетности является болезнь одного из супругов. Ведь любовь Александры Николаевны к своим ученикам и талантливой молодежи известна.
Пахмутова и ее муж очень легки на подъем. Еще когда Николай Николаевич работал в ТЮЗе, они попросили комсомол направить их на время отпуска в командировку на строительство Братской ГЭС. Им были интересны все процессы, происходящие на стройке. Они устраивали концерты для тружеников. Однажды, взгромоздив пианино на паром, Пахмутова с мужем выступили даже в таких условиях.
Александру Пахмутову и Николая Добронравова не пугали трудности путешествий и быта. Композитор и поэт побывали во всех знаменательных точках советского строительства, других успехов отечественной науки и техники. После поездок обязательно рождались гениальные песни, вдохновляющие на длительный и тяжелый труд. Возможно, такая насыщенная жизнь вдали от дома была в какой-то мере психологической защитой пары от тишины квартиры, в которой не слышно ни детского плача, ни смеха.
Детство и юность
Александра родилась осенью 1929 года в семье Николая и Марии Пахмутовых из поселка Бекетовка под Сталинградом. Тогда это был Ниже-Волжский край, жители которого еще хорошо помнили ужасы Гражданской войны. Мама, Мария Амплеевна Улыбина (в первом браке Кувшинникова), потеряла в Гражданскую мужа и осталась вдовой в неполных двадцать лет, с двумя детьми на руках – Зоей и Мишей. Она самостоятельно научилась парикмахерскому делу, чтобы прокормить детей. В 1925 году она познакомилась с отцом Александры, Николаем Андриановичем, вышла за него замуж. В семье появились еще две дочки – Люда и Аля.
Александра Пахмутова в детстве
Николай Пахмутов был примечательной личностью. Его отец погиб в Гражданскую войну – Андриан Виссарионович был помощником командира красноармейского полка, и его зарубили шашками белоказаки в 1921. Николай работал на заводе, потом устроился на электростанцию, параллельно успевал писать картины, самоучкой играл на домре и балалайке.
Родители Александры Пахмутовой в молодости
Позже, перейдя на партийную работу, в местном клубе он создал оркестр, давал музыкальное сопровождение немым фильмам в кинотеатре. Каким-то чудом раздобыл пианино и в доме всегда звучали произведения Шопена, Чайковского, старинные романсы.
Отец Александры играл в оркестре
На этой музыке и росла маленькая Аля. Когда малышке было три года, отец застал ее за инструментом. Непослушными пальчиками дочь подбирала на клавишах мелодию. Николай Андрианович стал учить девочку всему, что умел сам.
В пятилетнем возрасте Пахмутова создала первое музыкальное произведение, которое они с папой назвали «Петухи поют». На семейном совете родители решили, что дочку нужно серьезно учить музыке и мама стала три раза в неделю возить ее в музыкальную школу Сталинграда. Гораздо позже Александра Николаевна рассказала: Саше было восемь лет, когда она вместе с папой исполнила в четыре руки первую часть симфонии соль-минор Вольфганга Амадея Моцарта на вечере памяти Владимира Ленина. Переполненный клуб Бекетовки аплодировал их выступлению долго и от души. Весной 1941 года Пахмутова окончила четвертый класс музыкальной школы и получила путевку в интернат при Ленинградской консерватории. Но началась война. О Ленинграде пришлось забыть, семья отправилась в эвакуацию. Целый месяц Мария Амплиевна с детьми добиралась до Караганды. Потом жили в бараках Темир-Тау на берегу реки Нуры. Аля осталась без фортепиано, но был аккордеон, который она освоила очень быстро.
В 1943 году, когда семья вернулась домой, повсюду царила разруха. Многие люди ютились в землянках. Девочка стала выступать в госпиталях перед ранеными, исполняя песни и аккомпанируя себе на аккордеоне. Тогда она впервые сочинила музыку на стихи Иосифа Уткина «Если будешь ранен, милый, на войне».
Александра Пахмутова в школьные годы
Аля очень хотела учиться дальше, и когда отцу по службе выписали командировку в Москву, он взял с собой дочку, чтобы показать ее в Центральной музыкальной школе для одаренных детей. Девочку слушали Екатерина Мамоли и Теодор Гутман, которые и определили Пахмутову в шестой класс музыкальной школы при Московской консерватории.
Папа отвез Сашу на Малую Бронную, где в коммуналке жила семья Спициных, друзья его детства. Они поселили девочку у себя, пообещав заботиться о ней. Нарком электроэнергетики выделил дочери одного из лучших сотрудников пропуск в ведомственную столовую, а также талоны на получение костюма и зимнего пальто. Также Александра получала рабочую продовольственную карточку повышенной категории, как и все ученики Центральной музыкальной школы.
Пахмутова ходила на занятия затемно, пешком, чтобы успеть до начала уроков сделать домашние задания по музыке. В 1945 году об Александре и ее одноклассниках Верой Строевой был снят документальный фильм «Юные музыканты», а следом в «Московском комсомольце» была опубликована статья с фотографией о юной талантливой пианистке.
Аспирантуру Пахмутова окончила в 1956 году с диссертацией «Партитура оперы М.Глинки «Руслан и Людмила». Но оставаться в жанре исключительно классической музыки не стала, поясняя свое желание писать песни так:
Супруг
До 27 лет Пахмутова училась и занималась только музыкой, а потом судьба свела её с Николаем Добронравовым, который стал её мужем. Познакомились они на радио. Александра Николаевна в то время сочиняла музыку для детских песен, а Николай Николаевич писал стихи и читал их в эфире. Вместе они решили написать песню. Так и возник их семейный и одновременно творческий союз, которому уже более 60 лет. Такому крепкому браку можно только позавидовать. Они всегда и везде вместе, не представляют, как жить друг без друга.
С любимым мужем. Фото из открытых источников
Когда пара вместе, нельзя не заметить разницу в росте. Пахмутова очень маленького роста – всего 150 сантиметров. Добронравов наоборот высокий – 178 сантиметров. На его фоне Александра Николаевна кажется Дюймовочкой.
В браке не родились дети. По какой причине, супруги говорить не хотят. Им неприятна эта тема. Для них детьми стали их песни, которые звучат в исполнении популярных артистов.
Супруги занимаются благотворительными проектами. Один из них называется «Белый пароход». Он призван увидеть талантов, которые живут в неблагополучных семьях, а также в проекте принимают участие дети с инвалидностью. У таких ребят сегодня есть шанс быть увиденными и услышанными.
Александра Николавена и Николай Николаевич. Фото из открытых источников
Александру Николаевну и Николая Николаевича многие артисты считают своими вторыми родителями, потому что супруги помогали молодым талантам пробиться на сцену. Хочется верить, что поэт и композитор ещё порадуют своих многочисленных поклонников своими новыми произведениями.