Александра пахмутова биография, личная жизнь, семья, муж, дети

Википедия Александры Пахмутовой

Александра Пахмутова без сомнения является яркой звездой на музыкальном небосклоне СССР Её имя навсегда вписано в историю музыки. Есть в интернете и Википедия Александры Пахмутовой. На личной странице композитора представлена вся информация о её творчестве, самых ярких моментах жизни, полный перечень песен её авторства и фильмография.

Стоит отметить, что среди прочего Александра Пахмутова привнесла немало нового и в кинематограф, принимая участие в основном в документальных проектах. Что касается социальных сетей, то их Пахмутова так и не освоила, поэтому вся информация о ней ограничена лишь википедией и прочими медиа-ресурсами, в которые едва ли просочатся семейные фотографии композитора, а то, что по-настоящему дорого и близко сердцу этой талантливой женщины, хранится лишь в семейных фотоальбомах, доступ к которым она открывает лишь немногим. Впрочем, в интернете есть исчерпывающая информация о вкладе этой гениальной женщины в развитие искусства, чего вполне достаточно для простого обывателя.

Почему у них нет детей?

В СССР не было секса, поэтому многие пары остались бездетными. Люди просто не догадывались, как размножаться, поэтому и не имели детей. Говорить об этом считалось неприличным, особенно в кругах людей, считающихся культурными. 

Когда же произошла революция нравов в 90-х годах, Пахмутовой и Добронравову исполнилось по 62 года. Они вышли из фертильного возраста и могли только разводить руками. 

Но как оказалось, зря. СССР развалился, как старый диван. Песни этих замечательных талантливых людей настолько забылись, что когда Путин вручил Пахмутовой орден, многие дались диву, и спутали композиторшу с королевой Британии. 

Карьера

Пахмутова окончила аспирантуру в 1956 году. Темой кандидатской диссертации был анализ партитуры оперы Глинки «Руслан и Людмила». Огромная творческая жизнь композитора — произведения разных жанров: концерты, сюиты, кантаты, увертюры, оратории, инструментальные пьесы, вокальные циклы, более 400 песен.

И хотя перед Александрой открывались перспективы успешной работы в области академической музыки, она решила сделать выбор в пользу песен. Так появлялись произведения, посвящённые Великой Отечественной войне, покорению космоса, спорту, комсомольским стройкам.

Первый успех

Популярность пришла к Пахмутовой после выхода фильма Фёдора Филиппова «По ту сторону» о первых комсомольцах по роману Виктора Кина. «Песня о тревожноймолодости» рождалась сложно.

Песня зазвучала, её полюбили и помнят до сих пор. Она регулярно звучала не только на концертах и комсомольских съездах, но и в самых неожиданных местах: на концерте немецкой группы Rammstein, у Дома Советов в тревожном октябре 1993 года, на Параде Победы на Красной площади. Её считают неофициальным гимном МЧС.

Творческий взлёт и непреходящая популярность

Практически каждое сочинение Пахмутовой — безусловный шлягер. Достаточно упомянуть лишь некоторые любимые песни:

  1. «Старый клён» и «Хорошие девчата» на стихи Матусовского. Звучали в фильме «Девчата»;
  2. «Знаете, каким он парнем был». Входила в песенный цикл, посвящённый первому космонавту.
  3. «Главное, ребята, сердцем не стареть» из цикла «Таёжные звёзды», созданного после поездки по Сибири.
  4. «Орлята учатся летать».
  5. «Трус не играет в хоккей».
  6. «И вновь продолжается бой».
  7. «Надежда». В разные годы её исполняли Юрий Пузырёв, Муслим Магомаев, Анна Герман, Эдита Пьеха. Космонавты традиционно слушают её перед полётом в космос.
  8. «мелодия» («Ты — моя мелодия). Написана для Муслима Магомаева. Певец очень тосковал по своей невесте Тамаре Синявской во время её стажировки в «Ла Скала». Пахмутову и Добронравова искренне тронула эта удивительная романтическая история.
  9. «Нам не жить друг без друга».
  10. «Команда молодости нашей». Исполняла актриса Людмила Гурченко.
  11. «Белоруссия» и «Беловежская пуща» в непревзойдённом исполнении ВИА «Песняры».
  12. «Как молоды мы были».
  13. «До свидания, Москва». Впервые прозвучала на закрытии Олимпиады-1980 в Москве. Её исполняли Лев Лещенко и Татьяна Анциферова. У многих людей на огромном стадионе во время её исполнения в глазах стояли слёзы.
  14. «Птица счастья».
  15. «Русский вальс».
  16. Детские песни: «Гайдар шагает впереди», «Замечательный вожатый», «Кто пасётся на лугу».

Песня «Нежность» из цикла «Обнимая небо»

Одна из самых популярных песен композитора. Критики называют её настоящим песенным шедевром. Её первой исполнительницей была Майя Кристалинская. В фильме «Три тополя на Плющихе» она прозвучала в исполнении Татьяны Дорониной и стала основной музыкальной темой картины, подарила ей пронзительную и щемящую интонацию.

«Нежность» была любимой песней Юрия Гагарина. Космонавт Владимир Комаров перед своим последним полётом в космос в 1967 году, который завершился его трагической гибелью во время неудачной посадки на Землю, просил передать Александре Николаевне благодарность за эту песню.

В разные годы эта Песня звучала в исполнении многих отечественных и зарубежных исполнителей. Среди них: Дмитрий Хворостовский, Анна Герман, Роза Рымбаева, Тамара Гвердцители, Ольга Пирагс, Томас Андерс, Слава Пшибыльска.

Отдельно стоит упомянуть о сотрудничестве с известным бельгийским композитором и гитаристом Франсисом Гойей. В 2002 году вышел его альбом «Посвящение Александре Пахмутовой» (A Tribute To Alexandra Pakhmutova). В него вошёл инструментальный вариант песни «Нежность» — Tenderness.

В своих интервью Гойя не скупился на восторженные эпитеты, называл музыку Пахмутовой уникальной, прекрасной, мелодичной. Альбом пользовался большой популярностью в Китае, Корее, других азиатских странах.

С Пахмутовой сотрудничали многие известные исполнители: Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Валентина Толкунова, Евгений Кибкало, Владимир Трошин, Майя Кристалинская, Людмила Зыкина, Эдуард Хиль, Юрий Гуляев, Валерий Ободзинский. Валерий Леонтьев, детские хоровые коллективы. Было среди певцов и немало талантливых Александров, тёзок композитора: Градский, Скляр, Маршал.

Стихи к её песням писали Ошанин, Дементьев, Костров, Гребенников, Мориц, Долматовский, Матусовский. Но больше всего произведений на слова Добронравова. Творчество Пахмутовой — своеобразная летопись жизни огромной страны, её собственная биография.

https://youtube.com/watch?v=%250Ahttps%3A

https://youtube.com/watch?v=%250A

Звезды эстрады об Александре Николаевне Пахмутовой

Биография и личная жизнь этой творческой семьи известна многим. Композиторы довольно тесно общаются со знаменитыми артистами. И звезды эстрады часто отзываются об Александре Пахмутовой.

Лев Лещенко в своих интервью рассказывает, что, бывая в гостях у великого композитора и не менее великого поэта, он всегда отмечал, как тепло и уютно было в их семейном гнездышке. Наблюдая, как они общаются друг с другом (называют друг друга Алечкой и Колечкой), он приходил в восторг.

Нани Брегвадзе не устает повторять, что всю жизнь мечтала исполнить хотя бы одну песню Александры Николаевны. И доброта как в ее песнях, так и в ней самой очень вдохновляют.

Николай Басков при встрече отмечал, чтобы дорогая Александра Николаевна не думала про старость или возраст. Она ни в коем случае не стара, а такая же молодая и прекрасная. Как всем говорила бабушка артиста: «Не бойтесь возраста. Будем так же гудеть, только помедленнее».

Диана Осина не перестает восхищаться семьей Александры Пахмутовой, повторяя, что она уникальна! Александра Николаевна поцелована Богом!

Вклад в будущее

Занятие в классе Виссариона Яковлевича Шебалина, где он дает урок композиции юной ученице Александре Пахмутовой, запечатлено в одном из сюжетов кинохроники тех лет. Тот период биографии Александры Пахмутовой навсегда остался в памяти композитора.

Несмотря на нелегкое военное положение в стране, когда все лучшее отдавалось фронту, государство все же находило возможность обеспечивать более или менее достойное питание для учеников Центральной детской музыкальной школы. Они получали такие же продовольственные карточки, как рабочие, которые трудились в оборонной промышленности.

Биография А. Пахмутовой

Начать можно с того, что время появления на свет А. Пахмутовой пришлось на конец двадцатых годов 20 века, 9 ноября 1929 года. Родилась она в небольшом посёлке, называвшемся Бекетовка, располагавшегося тогда недалеко от Сталинграда. Сейчас это место является частью территории города и более не существуеткак отдельный посёлок, а собственно то самое место, где она родилась, находится на улице Омской. Её родителями были Николай Андрианович (1902—1983 гг.) и Мария Амплеевна (1897—1978 гг.).

Удивительно, но маленькая Александра Николаевна (тогда ещё просто Саша) впервые попыталась проводить свои музыкальные опыты по достижении всего 3-х лет. В этом возрасте родители, видя явную музыкальную одарённость дочки, стали обучать её азам игры на пbанино. Разумеется, о знакомстве с нотами в этом возрасте и речи идти не может… Первым же собственным музыкальным произведением композитор называет собственную пьесу  «Петухи поют». Сочинила её маленькая Саша, в возрасте всего пяти лет.

По достижении семи лет Саша становится ученицей музыкальной школы. К сожалению, учёба там прервалась. Поскольку это был 1941 год, а он ознаменовал начало страшной Великой Отечественной войны.

В августе 1942 года маленькую Сашу эвакуировали в Караганду, где она продолжает получать своё музыкальное образование. Когда же в 1943 г. Красная армия перенесла боевые действия на территорию противника, Александра переезжает в Москву. Нужно отметить её удивительное мужество – ехать по полуразрушенной стране, где только недавно шла самая страшная война в истории. Когда ей исполняется 14 лет, Александра становится ученицей ЦМШ с посещением специализированных уроков по игре на фортепиано, участвует в работе кружка юных композиторов, организованный В. Шебалиным.

После получения диплома в 1953 г. Александра Николаевна продолжает обучение и по прошествии 3-х лет заканчивает аспирантуру.

Очень большую роль в появлении действительно любимых всеми песен сыграло знакомство, а впоследствии долгие годы семейной жизни и совместного творчества с  Н.Н. Добронравовым. Правдой будет, если сказать, что познакомила их именно музыка. Встретились они в редакции Всесоюзного радио

В то время Александра Николаевна получила приглашение поработать над музыкой для радиопередач «Пионерская зорька» и  «Внимание, на старт!», в которых Николай Николаевич исполнял собственные стихотворения. Получилось так, что практически немедленно появился их первый дуэт «Лодочка моторная»

Их взаимная симпатия оказалась настолько сильной, что после трёх месяцев знакомства Александра Пахмутова и Николай Добронравов приняли решение зарегистрироваться в ЗАГСе.

Регистрация проходили в августе, стояла жара, но днём внезапно хлынул летний ливень. Наверное, судьба подавала им знак. Свадебным путешествием стала поездка к абхазским родственникам. Оба супруга до сих пор считают эту поездку счастливейшими днями их жизни. Проводили время весело – блюда кавказской кухни, приготовленные тётей А. Пахмутовой были великолепны, молодожёны всё время напролёт плавали в Чёрном море, отдыхали…

По признанию многих известных творческих людей, их семья не только талантлива, Александра Николаевна и Николай Николаевич – одна из очень гостеприимных дуэтов периода СССР.

Лев Валерьянович Лещенко вспоминал, что Пахмутова и Добронравов умели поддерживать в доме замечательно теплую, дружескую атмосферу. Обращались же они друг к другу исключительно «Колечка» и «Алечка». И не видели в этом ничего особенного –просто видимо, именно такое обращение служило им одним из тех самых «рецептов счастья». «Просто-напросто не нужно создавать какие-то придирки по мелочи, не выпячивать свою принципиальность» считают звёздные супруги. Недаром Николай Николаевич, когда рассказывает про то, на чём основывается счастье в их семье, любить обращаться к словам знаменитого французского писателя: «Любить – это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении». Наверное, это их случай.

Александра Пахмутова жената на Николае Николаевиче Добронравове на протяжении вот уже более пяти десятков лет, хотя поверить в это можно далеко не сразу. Просто слишком влюблёнными глазами всегда глядят они друг на друга, слишком долго могут разговаривать о том, что им хочется воплоить в жизнь.

К сожалению, своих собственных детей у Анны Николаевны и её мужа нет… Зато с уверенностью можно сказать, что в какой-то степени их дети – это мальчишки и девчонки всей России – настолько огромна любовь детей к их детским произведениям. В их числе «Всегда готовы!», «Гайдар шагает впереди», «Лодочка моторная», «Мальчиш-Кибальчиш», «Мы — гагаринцы» и многие другие.

Детство и юность

Александра родилась осенью 1929 года в семье Николая и Марии Пахмутовых из поселка Бекетовка под Сталинградом. Тогда это был Ниже-Волжский край, жители которого еще хорошо помнили ужасы Гражданской войны. Мама, Мария Амплеевна Улыбина (в первом браке Кувшинникова), потеряла в Гражданскую мужа и осталась вдовой в неполных двадцать лет, с двумя детьми на руках – Зоей и Мишей. Она самостоятельно научилась парикмахерскому делу, чтобы прокормить детей. В 1925 году она познакомилась с отцом Александры, Николаем Андриановичем, вышла за него замуж. В семье появились еще две дочки – Люда и Аля.

Александра Пахмутова в детстве

Николай Пахмутов был примечательной личностью. Его отец погиб в Гражданскую войну – Андриан Виссарионович был помощником командира красноармейского полка, и его зарубили шашками белоказаки в 1921. Николай работал на заводе, потом устроился на электростанцию, параллельно успевал писать картины, самоучкой играл на домре и балалайке.

Родители Александры Пахмутовой в молодости

Позже, перейдя на партийную работу, в местном клубе он создал оркестр, давал музыкальное сопровождение немым фильмам в кинотеатре. Каким-то чудом раздобыл пианино и в доме всегда звучали произведения Шопена, Чайковского, старинные романсы.

Отец Александры играл в оркестре

На этой музыке и росла маленькая Аля. Когда малышке было три года, отец застал ее за инструментом. Непослушными пальчиками дочь подбирала на клавишах мелодию. Николай Андрианович стал учить девочку всему, что умел сам.

В пятилетнем возрасте Пахмутова создала первое музыкальное произведение, которое они с папой назвали «Петухи поют». На семейном совете родители решили, что дочку нужно серьезно учить музыке и мама стала три раза в неделю возить ее в музыкальную школу Сталинграда. Гораздо позже Александра Николаевна рассказала: Саше было восемь лет, когда она вместе с папой исполнила в четыре руки первую часть симфонии соль-минор Вольфганга Амадея Моцарта на вечере памяти Владимира Ленина. Переполненный клуб Бекетовки аплодировал их выступлению долго и от души. Весной 1941 года Пахмутова окончила четвертый класс музыкальной школы и получила путевку в интернат при Ленинградской консерватории. Но началась война. О Ленинграде пришлось забыть, семья отправилась в эвакуацию. Целый месяц Мария Амплиевна с детьми добиралась до Караганды. Потом жили в бараках Темир-Тау на берегу реки Нуры. Аля осталась без фортепиано, но был аккордеон, который она освоила очень быстро.

В 1943 году, когда семья вернулась домой, повсюду царила разруха. Многие люди ютились в землянках. Девочка стала выступать в госпиталях перед ранеными, исполняя песни и аккомпанируя себе на аккордеоне. Тогда она впервые сочинила музыку на стихи Иосифа Уткина «Если будешь ранен, милый, на войне».

Александра Пахмутова в школьные годы

Аля очень хотела учиться дальше, и когда отцу по службе выписали командировку в Москву, он взял с собой дочку, чтобы показать ее в Центральной музыкальной школе для одаренных детей. Девочку слушали Екатерина Мамоли и Теодор Гутман, которые и определили Пахмутову в шестой класс музыкальной школы при Московской консерватории.

Папа отвез Сашу на Малую Бронную, где в коммуналке жила семья Спициных, друзья его детства. Они поселили девочку у себя, пообещав заботиться о ней. Нарком электроэнергетики выделил дочери одного из лучших сотрудников пропуск в ведомственную столовую, а также талоны на получение костюма и зимнего пальто. Также Александра получала рабочую продовольственную карточку повышенной категории, как и все ученики Центральной музыкальной школы.

Пахмутова ходила на занятия затемно, пешком, чтобы успеть до начала уроков сделать домашние задания по музыке. В 1945 году об Александре и ее одноклассниках Верой Строевой был снят документальный фильм «Юные музыканты», а следом в «Московском комсомольце» была опубликована статья с фотографией о юной талантливой пианистке.

Аспирантуру Пахмутова окончила в 1956 году с диссертацией «Партитура оперы М.Глинки «Руслан и Людмила». Но оставаться в жанре исключительно классической музыки не стала, поясняя свое желание писать песни так:

Детство Николая Добронравова

Будущий автор бесчисленного количества хитов появился на свет 22 ноября 1928 года в культурной столице России. Семья Николая Добронравова происходила из интеллигенции. Но в силу обстоятельств, воспитание сына было доверено бабушке по линии отца.

Именно ее заслуга в том, что еще в детстве Коля проникся искусством, полюбил театр, оперу, балет. Но особой страстью мальчика стала литература.

Влияние школьного учителя сказалось на достижениях паренька. В 10 лет Добронравов наизусть знал большинство известных произведений поэтов-классиков и даже свободно декламировал «Горе от ума». Этим фактом Николай особенно напугал бабушку. Женщина решила, что внук тронулся умом и записала его на прием к психиатру, который, впрочем, не усмотрел в способностях Коли ничего патологического.

Николай Николаевич в молодости

Военные годы семья Николая Добронравова переживала в Нижнем Новгороде. Но, осознавая необходимость получения приличного образования, родители перевезли сына поближе к столице, в подмосковную Малаховку, где Добронравов и получил «аттестат зрелости» и золотую медаль.

Николай Добронравов

Выбирая между педагогическим и литературным институтами, в конце концов, Николай Доброравов выбрал третий – Школу-судию МХАТ. После окончания вуза, Доброравов получил работу в Московском ТЮЗе, где и увидели свет его первые творения. Тогда первые произведения начинающего композитора впервые зазвучали на советских радиостанциях. Одновременно юное дарование пробует себя и в качестве актера кино в фильмах «Спортивная честь» и «Возвращение Василия Бортникова». Но литературное образование целеустремленный молодой человек все же получил.

Кинороль Николая Добронравова

Молодого перспективного поэта Николая Добронравова стали часто приглашать на детское радио. Выполняя один из заказов на стихи к песне, во время творческого процесса парень знакомится с девушкой, которой суждено было стать единственной путеводной звездой в жизни гения. Этой девушкой и была юная талантливая композитор Александра Пахмутова.

Николай Добронравов и Александра Пахмутова

Из-под перьев и клавиш знаменитого тандема вышло немало песен патриотического содержания: «Герои спорта», «Трус не играет в хоккей», «Команда молодости нашей». Помимо песен к кинофильмам, песни Николая Добронравова и Александры Пахмутовой приобрели широкую известность и всенародную любовь посредством отечественной эстрады. Их песни стали хитами в исполнении Эдиты Пьехи, Иосифа Кобзона, Анны Герман, Аллы Пугачевой, Майи Кристалинской.

Николай Николаевич и Александра Николаевна в кругу коллег

А однажды в биографии знаменитой пары был даже момент, когда они напрямую повлияли на воссоединение двух любящих сердец, которыми стали Муслим Магомаев и Тамара Синявская. Авторы подарили влюбленным песни «Мелодия» и «Прощай, любимый», разучивая которые вокалисты поняли, что ничто не может помешать их любви и пошли на жертвы, чтобы быть вместе.

Смотреть в одном направлении

Любимая фраза Николая Добронравова, которую он произносит каждый раз, когда его спрашивают о семейном счастье – это цитата из «Маленького принца»: «Любить – это не смотреть друг на друга. Любить – значит, смотреть в одном направлении». Что-то общее было у них в отношении к жизни. «Мы – дети войны. – говорит Добронравов. – Это, наверное, наша трудность и печаль, но она нас сформировала».  Все пережившие ту войну дети, не могли с точностью сказать, какую профессию они выберут. Было ясно одно: что ни выберешь, в первую очередь – это должно принести пользу Родине.

Отношения с советской властью у них были не однозначными. Считалось, что Пахмутова была обласкана властью и творила произведения по ее заказу. Но она, как и ее муж, принципиально не вступала в партию. Они оба с огромным уважением относились к фанатикам, романтикам – людям, которые строили коммунизм и светлое будущее в нашей стране, но они понимали, что любая партия становится обществом чиновников. И они этого сторонились. Тем не менее, их песни звучали на радио и ТВ. Их музыкальная лирика, в которой они воспевали тружеников заводов, летчиков, металлургов, геологов, сразу проникала в народ, и люди подхватывали их песни, исполняя их в домашнем кругу. Многие песни даже считались «народными» – настолько они глубоко вошли в быт людей. Создавалось такое впечатление, что Пахмутова и Добронравов рифмуют будни, превращая прозу в песни.

На фото: Россия. Москва. 1 августа. Композитор Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов во время торжественного приема по случаю открытия представительства Мурманской области в Москве. Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Фомичев

И Пахмутову, и Добронравова искренне восхищали простые трудяги, которые с увлечением и страстью работали во имя своей страны и на благо всего народа. Возможно, сегодня это прозвучит несколько пафосно, но для людей советской закалки это было не просто словами, а основной целью в жизни. Партия им давала такие, например, задания: поехать на Братскую ГЭС и  до 31 января 1962 года написать песню, «достойную наших ребят». Задание было перевыполнено: Пахмутова с Добронравовым создали цикл песен «Таежные звезды», в котором были как чисто лирические композиции вроде знаменитой «Девчонки танцуют на палубе», так и такие, как  «Главное, ребята, сердцем не стареть!».

Когда СССР готовился к запуску первого человека в космос в 1965 году, их вызвали «наверх», конфиденциально оповестили о планируемом событии и попросили сочинить песню об этом. Как вспоминает Пахмутова, это было для них шоком: «Это то же самое, что сейчас сказать: на Марсе обнаружена жизнь и скоро к нам прилетят. Мы чуть не попадали со стульев. Сказали, чтобы мы подумали на тему песни. И мы написали песню «Заря космического века». Она получилась такой, что создавалось впечатление, что в ней поется о супермэне, таком космонавте-герое. Песню записал Георг Оттс с оркестром». Но потом, когда они познакомились с Юрием Гагариным, то написали и другие песни про космос, и образ их героя оказался более человечным.

Другим масштабным событием стала Олимпиада-80, к которой Добронравов с Пахмутовой сочинили знаменитую песню «До свидания, наш ласковый мишка!». От нее наворачивались слезы на глаза почти у всех зрителей на стадионе. «Будем песню беречь, до свидания, до новых встреч!» – эти слова распевала потом вся страна.

Пользуются ли плодами своего успеха поэт и его жена? Конечно, ведь они стремились к успеху и добились его. Но это не стало препятствием к их дальнейшему творческому пути. «Любой композитор мечтает написать песню, которую будут петь все, – сказала Пахмутова в одном из телеинтервью. – Это можно сравнить с обольщением, закружить голову. Но специально это делать – подло. Не надо искусственно провоцировать большой успех».

Ее муж добавляет свои поэтические строчки на эту тему: «Мир эстрады как прежде неистов. Только есть изменения в судьбе. Выбегают на сцену артисты – аплодируют сами себе. Сколько в аплодисментах старания, сколько восхищения собой! То ли просят они подаяние, то ли власти хотят над толпой. И когда побеждает бравада этих странных нелепых хлопков, вспоминается наша эстрада не таких уж далеких годов. Где рождалось само вдохновение под российский щемящий напев. Сколько гениев было на сцене, сколько было на ней королев… Были розы на сцене и слезы, но в тогдашней нелёгкой судьбе не просил подаяния Утесов, и Вертинский не хлопал себе. Нынче творческий труд обесценен, и сомнителен весь хит-парад. Ах, как хлопают бодро на сцене, как отчетливо в зале молчат…».

Что известно о муже композитора Александры Пахмутовой

Николаю Добронравову осенью исполнилось 92 года. Он на год старше своей жены, Александры Пахмутовой. С момента встречи и до сих пор супруги занимаются непрерывным совместным творчеством. Их песни со второй половины 50-х и до начала 80-х распевала вся страна. Поэт-песенник написал тексты, приуроченные к первому полету человека в космос, к закрытию Олимпиады-80 и сотни других.

Краткая биография Николая Добронравова

Николай Добронравов известен как поэт-песенник. Но в молодости он снялся в двух фильмах, играл в театральных спектаклях. Выбрав сочинительство текстов для песен как приоритетное занятие, Николай Добронравов оживлял свои стихи при помощи общепризнанного композиторского таланта жены, Александры Пахмутовой. Их творческий тандем создал главные песни послевоенного времени советской эпохи.

Семья и ранние годы

Родители Добронравова поселились в Ленинграде в 1927 году. 22 ноября 1928 года у них родился первенец Николай, названный так в честь отца, инженера-производственника. Через несколько лет семья увеличилась – родился второй сын Дмитрий.

В 1937 году отца Николая арестовали. Возможно, это случилось потому, что в его роду водились священнослужители и белогвардейцы. Через год увели и мать. Бабушка по отцовской линии осталась у братьев самым близким человеком. Она не опустила от горя руки, а уверенно взялась за воспитание мальчиков. Она показывала им красоту города, водила в театры и на литературные чтения, в музеи. Искусство стало для Николая неотъемлемой частью его духовного мира.

Мальчику повезло и в школе. Его педагог по русской литературе был влюблен в слово, обладал тонким литературным вкусом и вдохновенно пытался передать свои знания и эмоции ученикам.

В начале войны братья Добронравовы оказались в детском доме и были эвакуированы в город Горький. В 1942 году их перевезли в подмосковный поселок Малаховку. Там Николай завершил свое среднее образование и был отмечен за успехи золотой медалью. После долгой разлуки (8 лет) Николай Добронравов поехал встречать мать в г. Александров Владимирской области. Бывшим осужденным было не позволено поселяться ближе, чем 100 км от Москвы и Ленинграда.

Образование

Добронравову в старших классах в равной степени нравились актерство и литература. По окончании средней школы Николай решил учиться в Школе-студии МХАТ. Окончил он это заведение в 1950 году. Но тяга к литературному творчеству не угасала. Не мешкая, Добронравов поступает во второй вуз. Литературное образование Николай получил в Московском городском учительском институте, который окончил в 1952 году.

Творческая работа

Хотя после Школы студии МХАТ Добронравов продолжил учебу, но и к работе он приступил сразу же после получения диплома. Его тепло принял Московский театр юного зрителя. Здесь началось литературное творчество будущего знаменитейшего поэта. Словно сама судьба благоприятствовала нужным встречам и запросам, которые привели Добронравова к окончательному решению выбрать литературу.

В ТЮЗе работал Сергей Гребенников, который также имел слабость к стихотворчеству. Узнав об интересах друг друга, коллеги стали писать в соавторстве детские пьесы, которые в те времена были очень востребованы. Кукольный театр, детская самодеятельность с удовольствием тут же воплощали произведения молодых писак на сцене. Пафосную драматическую пьесу «Загорается маяк» взяли к постановке ТЮЗы во многих городах Советского Союза, в том числе и родной московский.

Об авторском тандеме молодых актеров быстро распространилась слава в профессиональных кругах. Радио в то время было единственным источником информации и развлечения для большинства советских людей. Произведения Гребенникова и Добронравова звучали из репродукторов в передачах для пионеров. Они написали либретто к героической опере композитора Василия Дехтерева «Иван Шадрин», поставленной в Куйбышеве.

Повести для старшего школьного возраста ««Отчаянный», отчаливай!», «Третий не лишний», «Скоро каникулы!» и другие, написанные в том же соавторстве, получили одобрение критиков.

Николай Добронравов сыграл в кинофильмах:

  • «Спортивная честь» (1951);
  • «Возвращение Василия Бортникова» (1953).

Испробовав себя во всех доступных его способностям видах искусства, актер и сочинитель понял, что в литературе он успешен более всего. В 1970 году Добронравова принимают в Союз писателей СССР. Поэзия Николая Николаевича отпечатана в сборниках о войне, в лирических подборках.

Особенности творческого стиля

Александра Николаевна Пахмутова создала за свою жизнь несколько сотен песен, некоторые из которых были написаны для различных кинофильмов, таких как «Девчата»,»Семья Ульяновых» и других.

Лучшие исполнители, такие как Муслим Магомаев и Анна Герман, пели ее песни. Однако, кроме произведений малой формы, композитор также создала большое количество музыки для симфонического оркестра. Одним из самых популярных творений в академическом стиле в творчестве Александры Пахмутовой является концерт для трубы с оркестром. Он востребован не только среди музыкантов нашей страны, но и часто исполняется за рубежом, в том числе и в Соединенных Штатах Америки. Композитор говорит, что изначально задумывала этот концерт как часть большого цикла, в который должны были входить произведения для каждого из инструментов симфонического оркестра. Она признается в том, что сожалеет, что ей не удалось осуществить этот творческий план. Цикл завершить не удалось потому, что, кроме творческой деятельности, Пахмутовой приходилось занимать различные должности в Союзе композиторов и в других общественных организациях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector