Алиса фрейндлих. биография

Театр

Дипломный спектакль «Мораль пани Дульской», в котором Алиса Фрейндлих сыграла главную роль, помог ей попасть в труппу Ленинградского драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской.

Театр имени Комиссаржевской: 1957—1961

Самой первой работой актрисы на профессиональной сцене была роль четырнадцатилетнего подростка Гоги в постановке «Человек с портфелем» по одноименной пьесе Алексея Файко. До Алисы Бруновны эту же роль в Театре Революции исполняла Мария Бабанова. По сценарию мальчик постоянно говорил на французском языке, а Фрейндлих его совершенно не знала, в связи с чем ей пришлось разучивать нужные фразы. Примечательно, что на роль Гоги ее «благословила» сама Бабанова, с которой она столкнулась в фойе театра.

После перевоплощения в мальчика, как говорила сама актриса, была «просто целая цепь разных Оль, Маш, Вер, в общем, целая стайка девочек, довольно досадно похожих друг на друга».

Позже Алиса Бруновна отмечала: «О работе в театре имени Комиссаржевской я вспоминаю с большим удовольствием. Я прошла там хорошую школу, очень хорошую. Я там не была премьершей. Там блистала превосходная актриса Эмма Попова. А мне доставались лишь те роли, от которых отказалась Попова (или, как говорят в театре, которые упали со стола Поповой). Я рыдала и переживала страшно, что мне не удалось сыграть Дороти в «Пятой колонне» Хемингуэя…».

Театр имени Ленсовета: 1961—1983

Работа в Театре имени Ленсовета оказалась наиболее плодотворной в жизни Алисы Фрейндлих, а ее саму даже называли «первой леди театра». Среди репертуара актрисы были: Селия Пичем из «Трехгрошовой оперы» Брехта, Джульетта Капулетти из «Ромео и Джульетты» Шекспира, Катерина Ивановна из «Преступления и наказания» Достоевского.

В 1966 году, когда главный режиссер и художественный руководитель Игорь Владимиров ставил «Трехгрошовую оперу», он рассматривал на роль юной Полли именно Фрейндлих, точно подходящую по возрасту. Невзирая на это, артистка сыграла старую мисс Селию Пичем, говорившую хриплым надорванным голосом.

Отдельно выделялся и Малыш из спектакля «Малыш и Карлсон», на постановку которого с одинаковым удовольствием шли и взрослые, и дети. Фрейндлих говорила, что эта роль была сыграна ею на одном дыхании, и до сих пор она считает ее наиболее симпатичной в своей театральной карьере.

Актриса прослужила в Ленсовете ровно двадцать два сезона. И помог ей состояться в творческом плане, по утверждению Алисы Бруновны, именно Игорь Владимиров. Специально для нее восстановил пьесу Арбузова «Таня» и поставил «Варшавскую мелодию» Зорина.

БДТ: 1983 — настоящее время

С 1983 года Алиса Фрейндлих является одной из ведущих актрис Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова.

Дебют Алисы Бруновны на сцене БДТ состоялся в спектакле «Киноповесть с одним антрактом» по пьесе Александра Володина «Блондинка». Художественный руководитель театра Георгий Товстоногов долго не мог найти в своей труппе «кипуче-деятельную блондинку» и в конце концов предложил главную роль Фрейндлих.

Одна из крупных и запоминающихся работ актрисы — леди Мильфорд в «Коварстве и любви» Шиллера, при создании которого она впервые встретилась с режиссером Темуром Чхеидзе.

Кроме того, были у Фрейндлих сразу три роли в мюзикле Саймона «Последний пылкий влюбленный» и Настя в пьесе Максима Горького «На дне».

На сцене этого театра произошло несколько примечательных событий в жизни Алисы Фрейндлих: она исполнила свою давнюю мечту, сыграв леди Макбет в спектакле по одноименной пьесе Уильяма Шекспира, и объединилась со старым другом Олегом Басилашвили и дочерью Варварой Владимировой в нескольких постановках, в том числе «Лето одного года», «Уроки танго и любви», «Дядюшкин сон» и «Калифорнийская сюита».

До сих пор актриса мечтает о роли булгаковской Маргариты, однако понимает, что возраст уже не тот. Жалеет она и о том, что слишком мало играла в постановках по Достоевскому, который является одним из ее любимых авторов.

Участвует в спектаклях:

Основная сцена БДТ: «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского (Москалева Марья Александровна), «Лето одного года» по пьесе Э. Томпсона «На Золотом озере» (Этель Тэйер), «Война и мир Толстого» по мотивам романа Л. Толстого «Война и мир» (Наталья Ильинична, сотрудник музея).

Вторая сцена БДТ (Каменноостровский театр): «Алиса» А. Могучего, С. Носова, С. Щагиной (Алиса).

«Бабба Хо-Теп» (2002)

Bubba Ho-Tep

Однажды Элвис (Брюс Кэмпбелл) покинул здание, оставив вместо себя двойника, а сам начал жить его жизнью, пока не свалился со сцены. Очнувшись, он узнает, что много лет провел в коме, а теперь находится в провинциальном доме престарелых. А еще у него не работает член, на котором вскочила какая-то мерзость. А еще по коридорам гуляет древнеегипетская мумия и высасывает души стариков. И нет никого, кто бы мог ее остановить, кроме Элвиса и президента Кеннеди (Осси Дэвис), которого после покушения в Далласе объявили мертвым, поменяли ему цвет кожи и засунули в богом забытую дыру.

Биография Алисы Фрейндлих

Алиса Фрейндлих – неповторимая советская и российская актриса, чей голос когда-то заставил поверить всех советских людей, что «каждая погода – благодать». Она – народная артистка Советского Союза, лауреат Государственной премии Российской Федерации имени Константина Станиславского, обладательница трех Государственных премий, двух «Золотых масок» и четырех «Ник».

На фото: Алиса Бруновна Фрейндлих

В 2021 году была награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени, отметила 35-летие творческой деятельности в БДТ ролью в постановке «Волнение» и свой 85-летний юбилей.

Театр, кинематограф и несыгранные роли

После окончания учебы молодую актрису пригласили в театр им. В. Комиссаржевской. Педагоги в институте ей говорили, чтобы она не надеялась на лирико-драматические роли. Выпускали как травести, ведь Алиса Бруновна была маленького роста (153 см), хрупкая, худенькая.

Первое время ей действительно довелось перевоплощаться в мальчиков и хулиганов. А всех красавиц играли другие актрисы. Фрейндлих очень переживала поэтому поводу. Всё изменилось, когда в театр пришел Игорь Владимиров. Позже она перешла в театр им. Ленсовета, который возглавил Владимиров. Этим подмосткам Алиса Бруновна отдала 20 лет своей жизни, сыграла лучшие свои роли. Но так сложились обстоятельства (семейные и творческие), что ей пришлось уйти из родного театра в БДТ.

До 70-х годов замечательная актриса играла эпизоды и крохотные роли в художественных фильмах. О Фрейндлих критики начали говорить, после премьеры трагикомедии «Похождения зубного врача».

Первой блистательной ролью стала главная героиня в художественной картине «Анна и Командор», где экранного возлюбленного Фрейндлих сыграл Василий Лановой. Потом была обворожительная баронесса в комедийной экранизации «Соломенная шляпка», любовница Григория Распутина в ленте «Агония», Королева-мать в фильме-сказке «Принцесса на горошине», Таня Ильина в драме «Всегда со мною…».

А в 1977-м году Алиса Бруновна обрела всесоюзную популярность и стала нашей любимой «мымрой». В первый же год комедию «Служебный роман» посмотрело почти 60 миллионов зрителей. Актрисе приходило огромное количеств писем. В них женщины признавались, что поверили в себя, изменили прически, пошили такие же платья, привели себя в порядок…

С Эльдаром Рязановым актриса была давно знакома (даже есть информация, что режиссер был в неё влюблен). Фрейндлих могла бы сыграть смелого корнета Азарова в легендарной картине «Гусарская баллада», Алевтину в комедии «Зигзаг удачи» и даже Надю в знаменитом новогоднем шедевре «Ирония судьбы, или С лёгким паром». Но, как-то не сложилось.

Всего же в творческой биографии талантливой актрисы более 80 разножанровых картин. Зрители их любят и пересматривают десятки раз: приключения «Д’Артаньян и три мушкетера», фантастика «Сталкер», экранизация «Опасный возраст», кинолента «Клетка для канареек», мелодрама «Жестокий романс», сказка «Тайна Снежной Королевы», художественная картина «Будни и праздники Серафимы Глюкиной» и др.

В новом тысячелетии советская и российская актриса, хотя и редко, но снималась в кино. Последний раз приняла участие в съемках притчи «Карп отмороженный», роль Людмилы Барановой.

Браки с мужьями и отношения с родными людьми

Несмотря на три брака и многочисленных поклонников, Фрейндлих так и не обрела женского счастья в личной жизни. Она не скрывает, что была любима и желанна, только вот ее избранники не могли смириться с ее творческим успехом и востребованностью. Со своим первым мужем, Владимиром Карасевым, она училась в одном вузе. Молодые люди не стали ждать окончания учебы и уже на третьем курсе сыграли свадьбу. Супруги так и не успели создать крепкую семью и родить детей, расставшись сразу после выпускного вечера.

Алиса Фрейндлих с первым мужем Владимиром Карасевым

Когда начинающая актриса играла на сцене театра имени Комиссаржевской, состоялась ее первая встреча с будущим мужем, Игорем Владимировым. Опытный режиссер был приглашен туда для постановки одного из спектаклей. Уже тогда между ними проскочила искра, но роман начался позднее, когда Владимиров стал руководить театром имени Ленсовета, куда вскоре пришла и Алиса.

со вторым мужем Игорем Владимировым

Режиссер был старше актрисы на 16 лет, к тому за его плечами было уже два брака. Вскоре талантливая красавица приняла предложение мужчины, которого она не только уважала, но и полюбила. В 1968 году у супругов родилась дочь Варвара. Но этот семейный союз не выдержал разногласий и проблем, и в начале 80-х годов они решили подать на развод.

Юрий Соловей

Принимая участие в «Варшавской мелодии», Фрейндлих увлеклась своим коллегой, Юрием Соловеем, после чего этот служебный роман перерос в семейные отношения. Помимо актерской работы, ее третий муж имел талант художника, хотя нигде не обучался этому ремеслу. Однако, он никак не мог себя реализовать, из-за чего между супругами часто происходили ссоры. Этот брак продержался около 14-ти лет, измотав порядочно актрису. После развода она некоторое время пролежала в больнице. О бывшем муже Алисы Бруновны долгое время ничего не было слышно, лишь не так давно стало известно, что он уехал из России и обосновался в Европе.

Варвара Владимирова – дочь Алисы Фрейндлих

Дочь артистки решила пойти по стопам звездной мамы и даже прошла обучение в театральном институте, но все это время Варвару постоянно сравнивали с ней, что не давало ей продемонстрировать свою актерскую самостоятельность. Она имеет несколько работ в полнометражных фильмах, а сейчас выходит на сцену вместе со звездной мамой. Дочь была замужем за политическим деятелем Сергеем Тарасовым, с которым воспитывала сына Никиту и дочь Анну. Зять актрисы трагически погиб в 2009 году во время крушения поезда, где он тогда находился.

бабушка, дочь и внучка. Фото с Инстаграм Анны Тарасовой https://www.instagram.com/annatarasova/

Внучка Алисы Бруновны выбрала профессию продюсера. В 2021 году 23-летняя Анна вышла замуж, а ее избранником стал актер Алексей Мышинский, на счету которого уже несколько работ в кино. Внук Никита занялся также творческой профессией: он получает образование в школе-студии МХАТ и одновременно занимается развитием карьеры. Фрейндлих так и не вышла больше замуж, однако, она не чувствует себя одинокой, всегда окруженная любимыми людьми и друзьями. Сейчас актриса соблюдает строгий режим и находит время, чтобы поспать после обеда. Все это помогает ей набраться сил и играть в спектаклях. Часто Алисе Бруновне приходится выходить на улицу лишь по вечерам, чтобы поклонники не атаковали ее просьбами дать автограф и сфотографироваться с ней на память.

Ранние годы

Будущая актриса родилась в семье Ксении Федоровны (в девичестве Федоровой) и Бруно Артуровича Фрейндлихов. От папы с мамой девочке достались актерские гены: мама в молодости участвовала в художественной самодеятельности, а отец был актером ленинградских театров.

Бруно Артурович был по национальности немец. Его предки были родом из Мекленбург-Шверина, великого герцогства в составе Священной Римской империи. В Россию они приехали по приглашению Петра I как опытные стеклодувы. Однако уже отец Бруно сменил профессию стеклодува на ремесло сапожника.

По словам самой Алисы, мама хотела, чтобы девочку назвали Наташей, но папа и бабушка смогли ее переубедить, указав, что сочетание фамилии, имени и отчества выглядит как «странная каша». В графе «национальность» у девочки указали, что она русская, на этом настояла мама.

Детство Алиса провела в «коммуналке». Незадолго до начала ВОВ родители разошлись. Бруно Артурович уехал в Ташкент, где и остался после начала войны. Он успел выехать до того, как с началом боевых действий из Ленинграда стали выселять немцев. Его брату повезло меньше, его арестовали вместе с супругой и расстреляли.

В первый год ВОВ Алиса пошла в первый класс, училась она в школе No239 (ныне это физмат-лицей). По словам самой актрисы, главное впечатление ее детства – это блокада и вызванный ею жесткий режим питания.

После окончания войны Ксения Федоровна, работавшая бухгалтером, вместе с дочкой перебралась в Таллин. Там они прожили три года, пока не вернулись обратно в родной город, где девочка продолжила учиться в 239-й школе.

Именно в 239-й школе Алиса пошла в театральный кружок, занятия в котором вела артистка БДТ имени Максима Горького Мария Призван-Соколова. Мария и ее муж Павел Вейсбрем и подготовили Фрейндлих к поступлению в ЛТИ имени Островского.

Выбор в пользу карьеры драматической актрисы Алисе Фрейндлих посоветовал сделать отец, который к тому времени уже вернулся в Ленинград с новой супругой. Он отговорил дочку от идеи стать оперной певицей.

https://youtube.com/watch?v=%250Ahttps%3A

https://youtube.com/watch?v=%250A

Великие актрисы советского и российского кино

Советское время подарило российской культуре много великих актрис: Надежда Румянцева, Людмила Гурченко, Нона Мордюкова, Ирина Алферова, Ирина Муравьева, Маргарита Терехова, Любовь Орлова, Вера Алентова, Любовь Полищук и много других известных имен. Нередко личная жизнь у известных актрис складывалась не совсем удачно, и все свое время они посвящали творчеству и работе.

Киноиндустрия стремительно развивается: опытнее, грамотнее и «изощренней» становятся все создатели экранной жизни. Поколение актрис, работавших в советское время, значительно отличилось и уже в российском кино. Зритель всегда тепло воспринимал новых современных героинь, которых играли великие актрисы с той же легкостью перевоплощения, достоинством и искренностью.

И даже сегодня в бесконечных просторах российского и зарубежного кино если зритель «натыкается» на «Служебный роман», «Москва слезам не верит», «Самая обаятельная и привлекательная», «Девчата» или другую столь же добрую кинокартину, выбор фильма становится очевидным. И это благодаря актрисам, представившим своих героинь настоящими русскими женщинами.

Участие в кинофильмах

В театральном обществе Алиса Фрейндлих была довольно знаменита, а вот с кинематографом ее отношения складывались не так успешно. Ее приглашали только на второстепенные и незначительные роли. Например, в титрах фильма «Неоконченная повесть» актрису даже не упомянули. Первыми фильмами с непосредственным участием актрисы были:

  • «Полосатый рейс» (сотрудница циркового буфета);
  • «Бессмертная песня»;
  • «12 стульев» (Эллочка-Людоедочка);
  • «Похождения зубного врача».

Начиная с 1974 года, ситуация кардинально изменилась. Актрису пригласили сразу в несколько популярных кинокартин. Так, в мелодраматической картине «Анна и Командор» исполнила роль вдовы, которая вела беседу с Иннокентием Смоктуновским. Роль умершего мужа играл Василий Лановой.

Со Смоктуновским Алиса Бруновна участвовала еще в нескольких фильмах. В киноленте «Опасный возраст» Иннокентий Михайлович был голосом мужа актрисы, который будучи парфюмером, утратил способность распознавать запахи. Следующей работой был детский кинофильм «Принцесса на горошине», «Тайна Снежной королевы».

Следующими ролями актрисы были:

  1. «Агония» – придворная дама, поклонница Распутина.
  2. «Соломенная шляпка» – баронесса, которая стала предметом спора между персонажами М. Боярского и М. Козакова.
  3. «Пикник на обочине» – по мотивам романа братьев Стругацких под режиссурой Андрея Тарковского.

В 1977г. на телеэкраны вышла кинолента «Служебный роман» Э. Рязанова, принесший Алисе Бруновне всесоюзную любовь. Но работа в киноленте была на грани срыва, так как Владимиров И., руководитель театра, в котором работала Фрейндлих, категорически отказывался отпускать ее на киносъемки. Рязанов был вынужден лично лететь в г.Ленинград, чтобы уговорить коллегу.

В 1977г. на телеэкраны вышла кинолента «Служебный роман» Э. Рязанова, принесший Алисе Бруновне всесоюзную любовь.

Роль Кулагиной увлекла актрису. Тексты Алиса учила ночами, а костюмы для съемок подбирала самостоятельно. В картине звучат и две песни в исполнении Фрейндлих. Впоследствии песни из кинофильма стали хитами. Сложность роли заключалась в необходимости исполнить два характера – строгую начальницу и женщину, нуждающуюся в любви. В фильме также принимали участие:

  • О. Басилашвили;
  • А. Мягков;
  • Л. Ахеджакова;
  • С. Немоляева.

Не менее выдающейся ролью является королева Анна в киноленте «Три мушкетера». Следом были картины «Старомодная комедия», «Комедия ошибок».

В 1981г. Фрейндлих удостоилась звания «Народная артистка». Позднее (в 1983г.) Алиса Бруновна начала выступать на сцене Большого драмтеатра им. Горького. Первой постановкой с участием Фрейндлих в этом театре был спектакль под названием «Киноповесть с одним антрактом». В дальнейшем были такие спектакли:

  1. «Лето одного года».
  2. «Уроки танго и любви».
  3. «Макбет».
  4. «Калифорнийская сюита».
  5. «Коварство и любовь».
  6. «Дядюшкин сон».

В процессе работы в сценических постановках, артистка также регулярно снималась в художественных фильмах – «Бесприданница», «Будни и праздники Серафимы Глюкиной».

В период перестройки и распада Советского Союза в творчестве актрисы наступил длительный перерыв с редкими ролями. Так, в 1993г. вышла вторая часть картины «Мушкетеры», но повторить успех первой части не удалось. А вот кинофильм «Подмосковные вечера» режиссера Тодоровского принес Фрейндлих первую премию «Ника».

Следующий кинофильм «На верхней Масловке» Алисы Бруновны вышел только в 2004 г. Актриса сыграла пожилую скульпторшу. Партнером Фрейндлих по съемкам был Евгений Миронов. Эта работа принесла Алисе вторую статуэтку «Ника».

Далее актриса была приглашена еще на 2 главные роли в кинолентах «Марево», «Васильевский остров». В очередной части про Д`Артаньяна «Возвращение Мушкетеров или сокровища кардинала Мазарини» Фрейндлих также сыграла гордую испанку королеву Анну.

В 2009г. был снят художественный фильм «Полторы комнаты или Сентиментальное путешествие на родину». Кинолента снята по мотивам произведений Бродского. Алиса Фрейндлих с удовольствием сыграла мать любимого поэта.

В течение 2015-2017гг. Фрейндлих не работала в кинематографических проектах. Появились даже слухи о завершении карьеры актрисы. Но в 2017 г. вышла драма Тодоровского под названием «Большой». Алиса Бруновна выступила в качестве жестокого, сурового преподавателя в хореографическом училище. Эта непростая роль принесла Фрейндлих кинопремию «Золотой орел».

Алиса Фрейндлих сейчас

В 2004 году Алиса Фрейндлих сыграла в кинокартине «На Верхней Масловке», за эту роль она получила свою вторую премию «Ника». Первую она получила еще в 1993 году за роль в фильме «Подмосковные вечера».

В 2009 году Фрейндлих сыграла в фильме «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», посвященном Иосифу Бродскому, его произведениям и биографии. Знаменитая актриса исполнила в этой картине мать Бродского, по ее словам, она была счастлива получить эту роль, потому что любит стихотворения выдающегося поэта.

Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский в фильме «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину»

В 2014 году Алиса Фрейндлих оказывается героиней телепрограммы «Вечерний Ургант», где она делится со зрителями воспоминаниями о любимых спектаклях и просто весело проводит время. Удивленные зрители, слыша новомодные слова «селфи» и «запостим» из уст уже немолодой актрисы, громко аплодируют.

Следующие годы Алиса Фрейндлих посветила себе и своей семье, чтобы затем, в 2017 году принять участие в съемках фильма «Большой», посвященного Большому театру.

Алиса Фрейндлих в фильме «Большой», посвященного Большому театру

В прошлом году Алисе Фрейндлих исполнилось 83 года. Одним из первых с днем рождения великую актрису поздравил президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

Несмотря на то, что актриса подвержена вредной привычке (она курит более 45 лет), выглядит Алиса Фрейндлих роскошно. По ее словам, в этом ей отчасти помогла инъекция ботокса, хотя из-за нее лицо несколько потеряло прежнюю подвижность.

В уже наступившем году Фрейндлих дает интервью, где признается, что современное кино ее уже не вдохновляет, поскольку в нем слишком много «криминала».

Алиса Фрейндлих

Алису Фрейндлих знают и любят не только за роли в театре и в кино, но и благодаря ее выразительному, артистичному чтению стихов. Стихотворения Анны Ахматовой, произведения Марины Цветаевой и потрясающий «Монолог женщины» Роберта Рождественского в исполнении Фрейндлих полюбились многим.

Алиса Фрейндлих получила 5 почетных Орденов за вклад в искусство и свыше пятнадцати различных государственных премий, а также многочисленные награды кино- и театральных конкурсов и фестивалей.

Алиса Фрейндлих на премии «Ника»

Все эти награды не имели бы такого большого значения для биографии актрисы, если бы ее личная жизнь сложилась иначе – однако каждому, кто взглянет на фото неподражаемой Алисы Фрейндлих, становится ясно: это человек огромной души, таланта и любви к жизни.

 Загрузка …

Что

Третий муж Юрий Соловей: кто такой, причины семейных скандалов

В начале 80-х годов XX века Алиса Бруновна вышла замуж за актера и художника Юрия Соловья. Они познакомились, когда он пришел работать в театр Ленсовета. Супружеская жизнь не была спокойной. Юрий постоянно устраивал скандалы, так как чувствовал, что находится в тени жены. В 1990 году они развелись.

Разница в возрасте Алисы Фрейндлих и Юрия Соловья – 15 лет

С 1985 года мужчина работал художником-постановщиком в нескольких театрах. В 1989 году открыл собственное художественное ателье. Вскоре после развода Соловей женился вновь и переехал в Израиль. С 1999 года проживает в Германии. С 1992 по 2009 год его персональные выставки проводились в России, Германии, Франции, Израиле, США. Большая часть его картин находится в частных коллекциях.

Детство в блокадном Ленинграде

Зимой 1934 года в семье актера Бруно Артуровича и бухгалтера Ксении Федоровны Фрейндлих из Ленинграда родилась девочка, которую назвали Алисой. Мама хотела назвать дочку Наташей, но папа, немец по происхождению, настоял на своем, мотивируя, что отчество не сочетается с именем «Наташа». Ксения убедила его только в том, что девочку нужно записать русской, а не немкой.

Родители Алисы Фрейндлих в молодости

Родители познакомились на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи, куда псковитянка Ксения Федорова (девичья фамилия), участвовавшая в самодеятельных постановках, приехала учиться, но в итоге вышла замуж за Бруно, родила дочь и окончила лишь бухгалтерские курсы, всю последующую жизнь отдав работе в Центральной сберкассе Октябрьского района Ленинграда.

Алиса Фрейндлих в детстве (на фото: с мамой и тетей)

Бруно в то время уже был ведущим актером театра. Его предки, немецкие художники-стеклодувы, приехали в Россию по приглашению императора Петра Первого, чтобы обучать своему мастерству русских учеников. Отец Бруно не стал продолжать династию, занявшись обувным делом, но в 1917 году скоропостижно скончался. Его сын решил посвятить жизнь сцене.

Детское фото Алисы Фрейндлих

Алиса Бруновна вспоминала, как она, трехлетняя малышка, попала на премьеру спектакля в консерватории. Впечатление ее было настолько сильным, что она сама с собой стала играть «в театр», напевая запомнившиеся мелодии. Когда Алиса готовилась к поступлению в первый класс, родители развелись. Она и мама остались жить с бабушкой, Шарлоттой Фридриховной Зейтц-Фрейндлих. Шел 1941 год. Отец уехал с театральной труппой в Ташкент. Вовсю развернулись репрессии против немцев, живущих в России. Лишь спустя годы Алиса узнала, что папин брат и его жена были арестованы и расстреляны. Развод родителей, по сути, уберег их с мамой от подобной участи.

Шарлотта Фридриховна с внуками: Алисой и Эдуардом

Благодаря бабушке они смогли пережить ужас ленинградской блокады. Шарлотта Фридриховна установила неукоснительный режим питания, рачительно распоряжаясь немногими съестными запасами. Фрейндлих вспоминала позже, что лишь благодаря этой строгой дисциплине они сумели выжить. Каша, сваренная на столярном клее с добавлением горчицы из бабушкиных запасов, делалась вкуснее, а кипяток с содой был вместо газировки.

Во время блокады семья проживала на первом этаже, и соседи по подъезду иногда спускались к ним в квартиру, чтобы переждать воздушную тревогу. В один из налетов, словно по наитию, они все же спустились в бомбоубежище. Именно в этот раз авиабомбой разрушило их квартиру, после чего малышка и ее родные переехали в коммунальную комнату, окна которой выходили на Исаакиевскую площадь и школу №239, в которую Алиса ходила в первый класс, пока была возможность.

Школьное фото из архива Алисы Фрейндлих

Вернулась она в эту школу лишь в восемь лет, зимой 1943 года. Дети сидели в варежках и шубах, писали буквы и цифры на полях газет и старых бланков, поскольку тетрадей не было. На Алису, наполовину немку, смотрели косо. Психологическое напряжение усугублялось и физическим ослабленным состоянием, и постоянным ощущением холода. Чтобы спастись от него, женщины топили печку-буржуйку, используя вместо дров имевшуюся в квартире мебель. С горечью вспоминала Фрейндлих, как в топку печи бросались редкие книги, к примеру, прижизненное собрание сочинений Льва Толстого. Но выбора не было, сожженные фолианты продлевали жизнь. О детстве, Ленинграде, близких людях и многом другом Люди стали выезжать из блокадного Ленинграда, собралась в дорогу и Шарлотта Фридриховна. Алиса запомнила огромные котлы на вокзале, в которых от сильного мороза замерзали разваренные макароны для отъезжающих. Их нарезали буханками и раздавали, чтобы люди не умерли в пути с голода. Бабушка отрезала кусок от своей доли и передала Алисе с мамой, которые оставались в городе. Как они узнали позже, Шарлотта Фридриховна так и не доехала до места, скончавшись по дороге. Ей было всего 68. «Всего», – подчеркивала Фрейндлих, когда ей самой было уже значительно больше.

Всю войну Ксения Федоровна работала бухгалтером, а по ее окончании вместе с Алисой уехала к родственникам в Эстонию, где они прожили до 1948 года.

Послевоенная юность

По возвращении в Ленинград Алиса снова стала учиться в своей школе, поступив в шестой класс. И параллельно стала заниматься в драмкружке, которым руководила актриса БДТ Мария Александровна Призван-Соколова. Курировал кружок ее муж Павел Карлович Вейсбрем.

Алиса Фрейндлих в юности

Фрейндлих вспоминала позже, что именно эти люди первыми не просто влюбили ее в театр, но возбудили настоящую страсть к нему и заставили относиться к ней серьезно: К тому времени Бруно Артурович тоже вернулся в Ленинград с новой семьей. Жена ревновала его к прошлой жизни и категорически запрещала встречаться с дочерью. Они виделись время от времени тайно, и лишь спустя много лет Алиса познакомилась и подружилась со своей сводной сестрой Ириной.

Отец не стал помогать дочке с поступлением, несмотря на просьбы руководителя драмкружка, считавшего, что «девочка маленькая, худенькая, мелкая, могут и не заметить, и будет беда». Бруно отказался поручиться, мотивируя тем, что не видел Алисы на сцене

В итоге за нее попросил Павел Вейсбрем, передав в приемную комиссию записочку с просьбой обратить внимание на талантливую девочку

Алиса Фрейндлих с отцом

На вступительных экзаменах Алиса спела русский романс «Не брани меня родная» и прочла отрывок из «Мертвых душ» Николая Гоголя. Фрейндлих приняли в Ленинградский театральный институт имени Александра Островского, на курс Бориса Зона, которого Фрейндлих и по сей день вспоминает с огромной благодарностью. В числе его известных и знаменитых учеников были легендарный Павел Кадочников, очаровательная Зинаида Шарко, оригинальный Николай Трофимов.

Зачетная книжка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector