За все художества. как арчил гомиашвили командовал парадом и покорял женщин
Содержание:
- Личная жизнь Арчила Гомиашвили
- Преступление и наказание
- Фильмы
- Остап Бендер и другие роли
- Все начиналось с мюзикла
- Товарищ Бендер
- Личная жизнь и интересные факты
- Личная жизнь Арчила Гомиашвили
- Три тюрьмы и Школа-студия МХАТ
- биография
- «Рвали пиджак»
- Детство, юность: Чиатура – Тбилиси – Москва
- ВТОРЫЕ ШАНСЫ
- «Может быть, тебе ещё дать ключ от квартиры, где деньги лежат?»
- Фильмография
Личная жизнь Арчила Гомиашвили
Первой спутницей его жизни стала актриса Асатиани Лиана Георгиевна, работавшая вместе с ним в одном театре. Это была большая и обоюдная любовь двух творческих личностей. У пары в браке родились сыновья Зураб, ставший впоследствии инженером, и Михаил, последовавший по актерскому пути отца.
Однако через несколько лет их семья распалась. Лиана считала причиной этого события неверность Арчила. Сам же актер считал всему виной безумную ревность своей первой супруги.
Следующей женой Гомиашвили стала Заслуженная артистка РСФСР Татьяна Кирилловна Окуневская, которая была старше его на 12 лет.
Татьяна Кирилловна вела точный подсчет своих поклонников, отражая их личности в своих мемуарах. В их числе был сам нарком Л. П. Берия, маршал Б. Тито и министр государственной безопасности В. Абакумов.
Несмотря на любвеобильность Татьяны, Арчил буквально сдувал с нее пылинки. Однако вскоре после венчания пара рассталась.
После разрыва с Окуневской актер несколько лет оставался один. Это время как раз совпало с самым рассветом его актерской карьеры в театре и кино.
Через какое-то время биографию и личную жизнь Арчила Гомиашвили ждали неожиданные перемены — он, сорокатрехлетний состоявшийся и знаменитый актер, влюбился как мальчишка в балерину Татьяну, которой едва исполнилось девятнадцать.
На фото — последняя жена актера Татьяна Федоровна Гомиашвили с дочерью Ниной и внучкой Настасьей на Балу в Колонном зале Дома союзов
Татьяна Федоровна до последних дней любимого мужа была предана ему и его делу. В их браке родились две девочки — Нина и Екатерина.
Старшая дочь Нина, родившаяся в 1972 году, сначала пошла по стопам отца, решив связать свою жизнь с театром и кино. Однако в итоге остыла к профессии актера и стала известным фотографом, отучившись в Нью-Йоркской Школе дизайна и открыв в 2007 году первую в Москве фотогалерею. Была замужем, воспитывает сына и дочь.
Катя родилась в 1978 году. Когда ей было всего двадцать три года, столица уже узнала ее как молодого, но уже известного модельера. Одежда Екатерины быстро стала популярной и очень скоро стала появляться на страницах журналов мод.
Несмотря на удачно складывающуюся карьеру, весной 2008 года Екатерина внезапно прекратила свою модельную деятельность, вышла замуж за богатого итальянца и родила ему дочь.
Преступление и наказание
Однако не все оказалось так просто. Когда Гомиашвили в первый раз появился на съемочной площадке в своей знаменитой белой фуражке (между прочим, на грузине она смотрелась очень гармонично), вся творческая группа не смогла скрыть восхищения. И только Гайдай оценивал Арчила слишком уж долго и не спешил с телячьим восторгом. Это настолько возмутило актера, что он развернулся и выскочил из студии.
Арчил в роли Остапа БендераФото: ru.wikipedia.org
Гайдай пожал плечами и продолжил поиски, а 44-летнему Арчилу было не до съемок фильма, он только-только женился на своей 20-летней избраннице, переживал вторую молодость и купался в удовольствиях медового месяца. И лишь спустя пять месяцев актера удалось уговорить вернуться на съемочную площадку. Хотя и здесь та кошка, которая пробежала когда-то между актером и режиссером, караулила за углом и никогда не упускала случая прошмыгнуть между ними.
В результате ни тому, ни другому работа в первое время откровенно не понравилась. Но это не мешает нам, зрителям, по-прежнему наслаждаться и игрой Гомиашвили, и режиссерским мастерством Гайдая. Хотя, как можно понять с высоты прожитых лет, не окажись у Гомиашвили 13-летнего «бендеровского» опыта, фильм вряд ли бы имел такой успех.
Могила Гомиашвили на Троекуровском кладбище МосквыФото: ru.wikipedia.org
Это были первые слова, которые Гайдай сказал своему «Остапу». Сразу после выхода фильма они не разговаривали несколько лет…
Остается добавить, что знаменитый актер ушел из жизни в последний день мая 2005 года, не дотянув до своего 80-летия каких-то 10 месяцев. Сгорел от рака…
Фильмы
Параллельно со своей работой в театре артист начинает сниматься в кино. Он дебютирует в 31 год, сыграв роль Монташерова в ленте «Лично известен», которая стала первой частью известной исторической трилогии о жизни большевика Камо. Некоторое время артист начинает плотно сотрудничать с грузинским кинорежиссером Михаилом Чиаурели. Арчил играет в его картине «Иные нынче времена» в паре с его дочерью Софико Чиаурели.
Многогранный талант артиста раскрывается в фильмах Гугули Мгеладзе «Простите, вас ожидает смерть» и Эразма Карамяна и Степана Кеворкова «Взрыв после полуночи».
Арчил Гомиашвили в роли Остапа Бендера
Настоящим триумфом в биографии малоизвестного большой публике актера Гомиашвили стала его работа в комедии Леонида Гайдая «12 стульев», в которой он блестяще сыграл «великого комбинатора». Арчил шел к своей главной роли очень долго. Впервые он попробовал себя в образе Остапа Бендера в моноспектакле, который поставил для него режиссер Юрий Любимов в 1958 году. С мюзиклом, в котором Арчил играл и пел за всех героев, в том числе за Паниковского, Фунта, Зосю Синицкую, он объездил весь Советский Союз.
Арчил Гомиашвили в фильме “12 стульев”
Когда Леонид Гайдай в 1971 году начал работу над своей картиной, у него никак не получалось подобрать артиста на роль Бендера. На нее пробовалось более 20 известных актеров своего времени, в том числе Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Александр Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко и даже Муслим Магомаев. Но режиссер все не находил подходящего, пока его ассистенты не предложили рассмотреть кандидатуру напористого и убедительного грузина, который вот уже несколько лет подряд играл историю про «идейного борца за денежные знаки» на подмостках страны.
Чтобы познакомиться с артистом, Гайдай даже специально со всей съемочной группой выехал в Горький, где в тот момент гастролировал Арчил Гомиашвили. Постановщика устроила манера игры артиста, несмотря на то, что по возрасту Арчил был старше своего героя на 16 лет. Но харизма, моложавость и достаточно высокий рост делали его образ убедительным.
Арчил Гомиашвили в роли Иосифа Сталина
Он отлично вписался в блестящий актерский состав комедии, представленный такими звездами, как Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин, Наталья Варлей, Нина Гребешкова, Наталья Крачковская, Клара Румянова, Георгий Вицин, Савелий Крамаров, Юрий Никулин. И несмотря на то, что его роль частично была озвучена Юрием Саранцевым, а песни исполнены Валерием Золотухиным, Арчил Гомиашвили получил всесоюзную известность и был признан одним из самых выдающихся киноактеров своей эпохи.
После успеха «12 стульев» Арчил переезжает в Москву. Артиста вызывают на торжественную встречу Совета министров СССР, где вручают ордер на трехкомнатную квартиру в одной из сталинских высоток. В ней раньше проживала дочка Сталина — Светлана Аллилуева. Освоившись в столице, Арчил устраивается в театр имени Ленинского комсомола. Проработав там некоторое время и не найдя общего языка с молодым режиссером Марком Захаровым, он становится актером труппы театра имени А. С. Пушкина.
Арчил Гомиашвили в фильме “Мимино”
Последующие киноработы артиста были уже не столь яркими. Его успехом можно считать роль потерпевшего в комедии Георгия Данелии «Мимино», а также созданный им экранный образ вождя народов. В роли Сталина Гомиашвили сыграл в пяти фильмах: «Государственная граница. Год сорок первый», «Сталинград», «Война на западном направлении», «Ангелы смерти», «Трагедия века». Режиссеры сразу отметили большое внешнее сходство актера со Сталиным, что было видно по фото, а также умение Арчила Гомиашвили воссоздать внутреннее единство со своим героем.
Остап Бендер и другие роли
В 1958 Арчил отправился в Поти, где поставил моноспектакль «Похождения Остапа Бендера». Через некоторое время Гомиашвили снова пригласили в труппу тбилисского театра. Параллельно со службой в театре Арчил снимался и в кино. Так, в 60-х он снялся в картинах «Крот», «Иные нынче времена» и «Взрыв после полуночи».
Однако несмотря на киноработы, Гомиашвили все равно оставался малоизвестным провинциальным актером, о котором практически ничего не знала широкая публика. Тем не менее, именно его порекомендовали Леониду Гайдаю, когда тот в конце 60-х приступил к работе над художественным фильмом «12 стульев».
Арчил Гомиашвили и Леонид Гайдай
Режиссер уже успел подобрать практически весь состав актеров, включая Сергея Филиппова, в итоге блестяще воплотившего образ Кисы Воробьянинова на экране. Но с выбором героя на главную роль Остапа Бендера возникли проблемы. На пробах побывали более двадцати известных артистов, в числе которых оказались Александр Ширвиндт, Валентин Гафт, Михаил Козаков и Олег Борисов. Предлагали эту роль и Владимиру Высоцкому, которому помешала сниматься алкогольная зависимость.
Арчил Гомиашвили в образе Остапа Бендера
После многочисленных проб на роль был утвержден Александр Белявский, однако молодому актеру не хватило харизматичности и яркости. Съемки приостановили и стали искать нового Остапа. Леонид Иович вместе с ассистентами выехал в Горький, где как раз гастролировал со своим мюзиклом-моноспектаклем Гомиашвили. Гайдаю понравилась напористость и энергия 40-летнего актера, его умение держаться на сцене и хитроватый блеск в глазах. И хотя Бендеру по сценарию было не более тридцати, Арчила Михайловича утвердили на роль.
Арчил Гомиашвили на съемках «12 стульев»
Актер сходу вписался в съемочный процесс, не смущаясь уже прославленных на тот момент коллег – Михаила Пуговкина и Георгия Вицина, Нины Гребешковой и Юрия Никулина, Савелия Крамарова и Натальи Варлей. Гомиашвили показал силу своего таланта, а после выхода комедии на экраны его полюбили и зрители. Ошеломительный успех фильма в 1971 году принес Арчилу не только всесоюзную славу, но и ордер на трехкомнатную квартиру в Москве, куда он вскоре и переехал.
Тем не менее, в своем более позднем интервью Гомиашвили сетовал на то, что Гайдай не дал ему возможности раскрыть роль так, как он хотел — Бендера на экране почти полностью озвучил Юрий Саранцев, а Арчил лишь спустя годы узнал, что без его согласия этого не имели права делать. Песни, звучавшие в картине, исполнял Валерий Золотухин. Гомиашвили считал, что не раскрыл характера героя, играя его словно на бегу, следуя ритмике картины. Тем не менее, его как актера узнала вся страна именно благодаря Остапу Бендеру.
После ошеломительного успеха артист собирался продолжить играть эту роль в театре Ленинского комсомола, в труппу которого попал после переезда. Предложив Марку Захарову сценарий своего мюзикла, Арчил не знал, что в планах режиссера уже имеется собственный вариант о великом комбинаторе. Выход на экраны фильма «12 стульев» с Андреем Мироновым в главной роли больно ударил по самолюбию Гомиашвили. Но телепремьера помирила его с Гайдаем, который назвал новый вариант комедии «уголовным преступлением». Сам Арчил до конца своих дней считал, что в его несостоявшейся театральной карьере виноват Марк Захаров.
Арчил Гомиашвили и Андрей Миронов в образе Остапа Бендера
В середине 70-х Арчил Михайлович перешел из Ленкома в театр имени Александра Пушкина. Тогда же он снялся в роли подлеца-соблазнителя из «Мимино» (1977), Якова в «Золотом руне» (1981) и Паши Фокина в «Моем любимом клоуне» (1986).
Пять раз Гомиашвили создавал в разных фильмах образ Иосифа Сталина («Государственная граница. Год сорок первый» (1980), «Сталинград» (1989), «Трагедия века» (1993) и «Война на западном направлении» (1990). Последняя работа актера в этой же роли – и в кинематографе и в принципе – состоялась в 1993 году в военной драме Юрия Озерова «Ангелы смерти».
Арчил Гомиашвили в фильме «Мимино»
Все начиналось с мюзикла
Его сразу приняли в один из Тбилисских театров, где он проработал порядка 10 лет, пока не уехал в портовый город Поти. Здесь он играл то в грузинском театре, то в русском, начал сниматься в эпизодических ролях в кино. Они были то маленькие, то чуть побольше, но все было не то. Хотя в Поти очень уважали Гомиашвили. И прежде всего за то, что он никогда не гнушался никакими ролями, а сразу после приезда побаловал зрителей мюзиклом «Похождения Остапа Бендера», который он поставил вместе с режиссером Юрием Любимовым.
Арчил ГомиашвилиКадр из фильма «12 стульев»
Сочный юмор, мягкий, а иногда и нарочито подчеркнутый южный акцент завораживали публику. Этот спектакль пользовался большой популярностью не только на Кавказе, но и во многих городах СССР. Премьера состоялась в 1958 году, а дальше Гомиашвили гастролировал с «Похождениями…» как минимум 13 лет. Он и думать не думал о муках известного комедиографа Леонида Гайдая, который раз за разом вычеркивал из списка претендентов на роль своего Остапа безусловно талантливых артистов, и неизвестно, как бы сложилась жизнь актера, если бы Гайдай на эту роль выбрал кого-то другого.
Но кто-то показался чересчур интеллигентным — например, тот же Басов, у кого-то, как у Рыбникова, явно прорывалось «сталеварское» прошлое, Высоцкий был резковат, Миронов создал-таки Остапа на экране, и, честно говоря, Гайдай оказался прав: Гомиашвили смотрится куда интересней и загадочней.
Товарищ Бендер
На роль «сына турецкоподанного» Леонид Гайдай отобрал более десяти претендентов из звезд первой величины того времени. Без особого энтузиазма режиссер смотрел на попытки талантливых актеров воплотить в жизнь образ легендарного авантюриста Остапа Бендера. Владимир Басов и Алексей Баталов, Валентин Гафт и Евгений Евстигнеев, Михаил Ширвиндт и даже Владимир Высоцкий — все эти знаменитые имена и фамилии были вычеркнуты Гайдаем из его списка после безуспешных проб.
Однако когда в студию вошел Арчил Гомиашвили в своей любимой белой фуражке, которую он имел обыкновение носить, вся творческая группа сразу же поняла — это Он!
Нужно отметить, что у актера и Леонида Гайдая были совершенно разные представления об Остапе Ибрагимовиче. Режиссер видел этого героя в комедийном и легком амплуа. Гомиашвили же, напротив, относился к личности Бендера более глубоко. В итоге между ними сложились довольно-таки напряженные отношения на съемочной площадке.
Тем не менее, в 1971 году картина вышла на экраны и сразу же произвела эффект разорвавшейся бомбы. Гомиашвили впоследствии вспоминал:
Личная жизнь и интересные факты
- Михаил Гомиашвили женат. Имя супруги и её профессия СМИ не известны. В их счастливой семье уже взрослые дети. Это дочь Наталья, которая имеет два высших образования – экономическое и актёрское. Также у них есть сын, которому 19 лет. Молодой человек сегодня обучается в высшем учебном заведении, связанном с бизнесом.
- У Михаила есть два внука (от дочери). Одному три года, а второму – семь. Их имена не известны.
- Рост Михаила Гомиашвили – 183 см.
- Умеет играть на необычном музыкальном инструменте – укулеле (гавайская гитара) и даже сочиняет мелодии. Очень любит джаз и блюз, умеет играть на гитаре и петь. Вместе с друзьями часто выступает в клубах и на других площадках. Санкт-Петербург считает красивейшим городом мира.
- В интервью актёр рассказывает, что если бы он мог прожить жизнь заново, то ничего бы в ней не поменял.
- Харизматичный артист открыл в Тбилиси собственную киноакадемию, в которой работает ректором.
- В 2005 году Михаил потерял обоих родителей.
Личная жизнь Арчила Гомиашвили
Несмотря на популярность среди женщин творческой среды, первой женой актера стала Яна Маилова, врач. В этом браке у Гомиашвили родилась дочь Карина. Рождение ребенка не скрепило уз, и пара разошлась.
Второй женой Арчила стала грузинская актриса Лиана Манджавидза, с которой Гомиашвили познакомился в Тбилиси. В семье появилось двое мальчиков – Зураб (1954) и Михаил (1961), а немногим позже супруги расстались.
Вторая жена Гомиашвили Лиана Манджавидза
Как говорил сам актер, ревность Лианы переходила иногда в манию, и даже в его привычке принимать каждое утро холодный душ она подозревала грядущую измену. Арчил не был святошей и любил женщин, но разводиться не собирался. Тем не менее, семьи не сложилось, хотя своих мальчиков Гомиашвили всегда обожал и всячески поддерживал.
Несколько лет после развода актер жил холостяком, занимаясь карьерой. Но однажды мужчина встретил юную балерину по имени Татьяна, которой предложил руку и сердце, несмотря на большую разницу в возрасте (возлюбленная была младше на 24 года). О своем втором браке артист вспоминал со смехом:
С женитьбой на этой девушке к 44-летнему Арчилу пришла и слава великого комбинатора, а вскоре счастье стало еще более полным: Татьяна подарила ему одну за другой двух дочек – Нину и Катю.
Дочери Арчила – Нина и Катя Гомиашвили
Несмотря на собственную юность, женщина оказалась мудрой и любящей, всегда готовым прийти на помощь другом и верной спутницей по жизни. Дочери Гомиашвили, Нина и Екатерина связали свою жизнь с искусством и подарили Арчилу внуков.
Три тюрьмы и Школа-студия МХАТ
Арчил Гомиашвили родился 23 марта 1926 года в небольшом грузинском городке Чиатура. Его отец Михаил Гомиашвили был из семьи, которая держала постоялый двор и перекладных на Военно-Грузинской дороге. «Вся эта дорога была епархией моего деда Арчила», – рассказывал актер.
Отец же его в советское время сделал карьеру по партийной линии. Он уехал в Москву и окончил там Институт красной профессуры, который готовил партийных идеологов. В тот момент, когда у него родился наследник, он работал на Донбассе: возглавлял там комитет угольщиков. Новорожденного назвали Арчилом в честь деда.
Кадр из личного архива
Детство будущего актера проходило сперва на Украине, потом в Грузии. В 30-е годы его отец был репрессирован, по ложному доносу оказался в лагере, и был освобожден только в последний год войны, когда сын стал совсем взрослым.
Мать Арчила была дочерью священника, образованной и интеллигентной, очень строгого домашнего воспитания, тем не менее она всю жизнь была неунывающей хохотушкой, оптимисткой. Арчил Гомиашвили очень любил ее, но вздыхал, что с ним, подросшим, она справиться не могла. В первый раз он угодил за решетку в начале 40-х.
В те годы будущий актер учился в Тбилисском художественном техникуме при Академии художеств. В Тбилиси тогда работал молодой Георгий Товстоногов. Режиссер сделал юноше заказ на оформление спектакля «Лисички» по одноименной пьесе Хельмана. А потом предложил ему маленькую роль в самом спектакле. Уже тогда Гомиашвили мог бы стать актером, но юноша связался с воровской компанией и совершил кражу. Суд приговорил его к нескольким годам заключения, и только амнистия, объявленная в стране, спасла его. Через некоторое время его снова арестовали – за хулиганство, правда, вскоре отпустили.
В те годы Гомиашвили всерьез задумался об актерском образовании. Он оставил Тбилиси и отправился в столицу, где в юности учился и его отец. Целью Арчила было поступление в Школу-студию МХАТ. И действительно, талант юноши был оценен, и он успешно проучился какое-то время в Школе-студии, пока снова не оказался в тюрьме.
Кадр из личного архива
биография
Арчил Гомиашвили родился 23 марта 1926 года в Чиатуре, Советская Грузия. Его отец, Институт красной профессуры выпускник, был Донбасс шахтеры’ профсоюз лидер, когда в годы Великая чистка он был арестован и освобожден только в 1944 году.
Проучившись два года в школе Тбилисской Академии художеств, Арчил Гомиашвили присоединился к МХАТв колледже-студии, но вынужден был покинуть Москву в 1948 году после инцидента, связанного с дракой. В 1958 году переехал в Поти присоединиться к труппе театра Эристави, затем вернулся в Тбилиси в составе Российского театра им. Грибоедова.
Гомиашвили дебютировал на большом экране в 1957 году, сыграв Манташерова в балете. Лично известный
, первый фильм Камо трилогия. В 1961 году он появился вКазаки после Лев Толстойповесть. В 1965 году его бросили вСпециальная задача , вторая часть трилогии Камо, снова в роли Манташерова, и Михаил Чиаурелимузыкальная комедия режиссераЭто новые времена .
Причастность Гомиашвили к Ильф и Петровсатира началась в 1958 году, когда при содействии Юрий Любимов, он продюсировал мюзикл под названием Приключения Остапа Бендера
(на основеМаленький золотой теленок роман), где исполнил все роли, в том числе и Зоси Синицыной. В 1971 г. Леонид Гайдайв поисках повода для его адаптацииДвенадцать стульев , репетировали 22 известных актера (в том числе Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, и Евгений Евстигнеев) но безрезультатно. Затем он нашел Гомиашвили, который выступалПриключения Остапа Бендера в Горького и подписал человека. Отношения актера с режиссером были натянутыми во всем. По словам Гомиашвили, Гайдай пытался заглушить бендеровского персонажа, в котором актер видел гораздо больше, чем просто блестящего мошенника. «Режиссер не позволил мне показать моему герою более теплую сторону. Когда я посмотрел фильм, он мне совсем не понравился», — сказал позже Гомиашвили.
Но это был гайдайский Двенадцать стульев
это сделало Гомиашвили звездой советского кино. Попал в ТОП-10 самых популярных советских актеров 1971 года, был приглашен в Совет Министров СССРвечеринке и получил в качестве благодарности роскошную квартиру (бывшую Светлана Аллилуева) в легендарном Дом на набережной. В 1973 году Гомиашвили вошел в труппу Московского Театр Ленком. В 1980-1988 годах работал в Московском Пушкинский театр. Однако его триумф 1971 года на большом экране больше не повторился.
В 62 года Арчил Гомиашвили ушел со сцены и стал успешным бизнесменом, владельцем престижного клуба Остапа Бендера и меценатом. Он продолжал периодически сниматься в кино и в 1985-1994 гг. Играл Иосиф Сталин в пять раз. В начале 2000-х он сказал в интервью:
В 2004 году Арчилу Гомиашвили поставили диагноз: рак легких. Умер 31 мая 2005 г. в Москве и 3 июня 2005 г. был похоронен в г. Троекуровское кладбище.
«Рвали пиджак»
Кинодебют Гомиашвили состоялся только в 31 год — в фильме про революцию «Лично известен». До 44 лет его имя большинству зрителей ни о чем не говорило, пока он не появился на экранах в образе Остапа Бендера в гайдаевских «Двенадцати стульях». И вот тут-то его накрыла волна народного обожания. Гомиашвили впоследствии вспоминал: «Я на улицу не мог выходить. Рвали! Пиджак рвали, рубашку. Партийные билеты давали, чтобы я автографы ставил… Я прятался просто».
От рядовых зрителей Арчилу Михайловичу достались почет и слава, а от власть имущих — квартира в знаменитом московском Доме на набережной. Новоселье актер праздновал уже с новой женой — девятнадцатилетней балериной Татьяной из Минска.
Татьяна родила мужу двух дочерей, Нину и Екатерину, и посвятила себя семье, без колебаний бросив балет. А вот сам актер к своей карьере относился не в пример серьезнее и ради нее даже… завел роман с Татьяной Лиозновой. Та была не менее знаменита, чем в свое время Окуневская, а уж после премьеры «Семнадцати мгновений весны» ее знал весь Советский Союз.
Арчил Михайлович красиво ухаживал за режиссером, а главное — претендовал на роль Штирлица в ее знаменитом фильме. Штирлиц, как известно, «уплыл» Тихонову, а от предложенного взамен «утешительного приза» в виде роли Мюллера гордо отказался сам Гомиашвили. На этом роман и закончился. «Пока Лиознова снимала «Семнадцать мгновений весны», моя супруга родила мне дочку, — вспоминал впоследствии актер. — И вот как-то я сажусь в самолет, чтобы лететь в Тбилиси. Смотрю — Татьяна Лиознова и вся съемочная группа этим же самолетом летят в Тбилиси показывать фильм. В самолете моя Ниночка — годика два ей было — начала бегать, села на колени к Тане. Я забрал ребенка и сказал ей: «Вот видишь, ты везешь металлические банки с фильмом, а я везу маленького человечка. Вот такая ирония судьбы…»
Иванушка — валютчик, Карлсон — вор. За что сидели звезды советского кино?
Подробнее
Детство, юность: Чиатура – Тбилиси – Москва
Арчил родился весной 1926 года в небольшом грузинском поселении Чиатура. Его отец Михаил Гомиашвили, выпускник Московской школы красной профессуры, в это время трудился председателем комитета угольщиков на Донбассе. Узнав о появлении наследника, Михаил отправил жене поздравительную телеграмму с просьбой назвать мальчика Виктором. Но родня решила, что новорожденный должен носить имя дедушки-священника Арчила, репрессированного по ложному доносу. Он был освобожден лишь по окончании Великой Отечественной войны, после чего вернулся в Грузию, надломленный партийным предательством.
Арчил Гомиашвили в детстве
Детство Арчила проходило и на Украине, и в Грузии, но он никогда не ощущал притеснений со стороны сверстников из-за национальности или места проживания. Он окончил русскую школу, а на грузинском языке стал разговаривать лишь в четырнадцать лет.
Мальчик рано стал проявлять лидерские способности, а его неуемная энергия часто служила поводом для приводов в милицию. Так, в шестнадцатилетнем возрасте его уже арестовывали за связь с криминалом.
ВТОРЫЕ ШАНСЫ
О приключениях молодого Арчила можно было бы написать не менее занимательный роман. Впрочем, как и о его артистических способностях. Он рос шпаной, но шпаной талантливой: учился на художника и даже помогал оформлять спектакли в Тбилисском театре, где ставил Георгий Товстоногов. Правда, проучился недолго: занявшись «художествами» иного рода, вдоволь покочевал по тюрьмам — то «за разговорчики», то за воровство…
Тем не менее судьба благоволила Гомиашвили и нередко подкидывала ему вторые шансы. По совету Товстоногова Арчил отправился в Москву покорять подмостки. Юноше не составило труда поступить в школу-студию МХАТ, но и оттуда он с треском вылетел, устроив в кафе драку с погромом (по его словам, защищая честь дамы). Пришлось вернуться в Грузию, где его приняли в Академический театр.
Во всем виноват Остап Бендер. Как Арчил Гомиашвили миллионером стал
Подробнее
В перерывах между творчеством и авантюрными похождениями Гомиашвили не забывал о личной жизни. В первом скоропалительном браке с врачом Янной Маиловой у него родилась дочь Карина; второй союз — с актрисой Лианой Манджавидзе — оказался результативнее «по очкам», то есть по количеству детей (двое сыновей, Зураб и Михаил), но тоже быстро распался. После этого актер твердо зарекся жениться вновь.
Решимости Гомиашвили хватило ненадолго — в один из наездов в Москву он встретил актрису Татьяну Окуневскую, первую красавицу страны, по которой сходили с ума самые видные мужчины. Не стал исключением и Арчил. Их свадьба изрядно шокировала столичную богему — всем было известно, что Татьяна Кирилловна относится к браку, мягко говоря, скептически. «Если заикнусь о замужестве, сразу вызывайте «неотложку», — не уставала она напоминать окружающим.
Жили артисты весело: вместе путешествовали, писали пьесы, собирались ставить спектакли… Но вскоре ветреная Окуневская заскучала и, недолго думая, подала на развод — ухажеров она всегда бросала без лишних сантиментов.
Арчила, как и других ухажеров, Окуневская бросила без лишних сантиментов. Фото: Кадр из фильма
«Может быть, тебе ещё дать ключ от квартиры, где деньги лежат?»
Об актере ходит легенда, что он – первый советский миллионер, по крайней мере среди актеров. Оказывается, это правда. В свое время он очень хотел снять фильм по книге Майкла Филда «Америка глазами таксиста». Этот немецкий миллионер держал игровые залы по всей Западной, а потом объединенной Германии.
Как-то на гастролях Гомиашвили с ним познакомился и был поражен его судьбой. Когда-то Майкл приехал в Америку и оказался на самом дне – ковырялся в поисках еды на помойке. Это не сломало Филда и он сумел стать одним из воротил игорного бизнеса. Арчил захотел снять фильм об этом удивительном человеке.
Бизнесмен горячо поддержал идею и обещал профинансировать. Полтора года шла подготовка: был написан сценарий, подобраны актеры, найдены локации. Актер постоянно мотался между Берлином и Москвой, а Филд все тянул, находил причины отложить проект. После очередного отказа Арчил понял, что финансирования не будет.
В какой-то раз он летел на встречу с богатым партнером, понимая, что проект закроется. В отвратительном настроении актер зашел в казино. Он иногда играл в рулетку и всегда ставил на одно и то же число – день своего рождения – 23. И в этот раз поставил – и чудо! Раз за разом шарик попадал в ячейку под номером 23. В результате куш составил около 130 тысяч марок (в 1990 году курс марки к доллару был 1 марка – 0,62 доллара).
Деньги Гомиашвили решил пустить на съемки фильма. Артист пришел на встречу к бизнесмену и уже был готов к отказу в финансировании. Так и случилось. Но Майкл Филд хотел сделать грузину подарок за потраченное время и проведенную работу. И Гомиашвили стал владельцем 10 игровых залов в Германии.
Артист с головой окунулся в бизнес. А через несколько месяцев сложил в пакет 500 тысяч марок и отправился к своему щедрому другу. Таким образом он хотел отблагодарить Филда
Тот был шокирован поступком Арчила и произнес: «Дороже денег твое внимание и благодарность. Сделаем вид, что деньги я взял»
Актер сыграл Сталина в 5 фильмах. «Государственная граница». 1986. Кадр из фильма
Фильмография
- «Лично известен» — (1957)
- «Чрезвычайное поручение» — (1965)
- «Простите, вас ожидает смерть» — (1966)
- «26 бакинских комиссаров» — (1966)
- «Иные нынче времена» — (1967)
- «12 стульев» — (1971)
- «Мимино» — (1977)
- «Любовь моя, печаль моя» — (1978)
- «Комедия давно минувших дней» — (1980)
- «Золотое руно» — (1981)
- «Раннее, раннее утро…» — (1983)
- «Медный ангел» — (1984)
- «Государственная граница. Год сорок первый» — (1986)
- «Мой любимый клоун» — (1986)
- «Сталинград» — (1989)
- «Война» — (1990)
- «Место убийцы вакантно…» — (1990)
- «Супермен» — (1990)
- «Официант с золотым подносом» — (1992)
- «Ангелы смерти» — (1993)
- «Трагедия века» — (1994)