Степан джигарханян
Содержание:
Биография Армена Джигарханяна
Армения может гордиться своим великим земляком – ведь Армен Борисович Джигарханян из тифлисских армян, мать была родом из Тбилиси. Он появился на свет в Ереване 3 октября 1935 года. В семье воспитывалось двое детей, он оказался вторым ребенком родителей после дочери. К сожалению, крепкой семьи не получилось – когда сын был в младенческом возрасте, отец ушел, оставив мать в одиночку воспитывать детей. Как позже вспоминал, Армен впервые увидел своего родного отца, уже будучи взрослым человеком.
Впрочем, мать, Елена Васильевна, не опускала рук. Она достаточно быстро вышла замуж во второй раз, поэтому своим отцом дети называли отчима. Нередко в подобных ситуациях мужчины, пришедшие в семью таким образом, не находят взаимопонимания с детьми жены. Но здесь все произошло иначе.
Армену понравился отчим, и между ними сразу создались дружеские и даже родственные отношения. Поэтому мальчик, как и положено, получил мужское воспитание. В будущем во всех интервью говорил о своем отчиме исключительно тепло и уважительно.
Семья была интеллигентной. Мать обожала театр и старалась не пропускать ни одной постановки, посещала и драматические спектакли, оперы. Именно она привила сыну интерес к театру, за что он навсегда остался благодарен Елене Васильевне. Ведь она не только сама была театралкой, но приводила на спектакли и сына.
В такой атмосфере молодой человек не мог не заинтересоваться миром театра. Во многом ему помогало и то, что с детства находился он под влиянием не только национальной, но и русской культуры. Ходил в русскоязычную школу, с большим интересом читал произведения русских классиков. Изучение литературы и посещение театральных постановок помогло ему с ранних лет проникнуться духом внутренней культуры, которая отличает больших актеров и талантливых людей.
Перед ним не вставал вопрос выбора профессии. Он точно знал, что будет актером, поэтому, закончив в 1952 году школу, сразу же поехал в Москву, надеясь поступить в ГИТИС. Однако здесь его ждало разочарование. Несмотря на то, что уже в молодости он имел фактурную внешность, приемную комиссию не прошел. Педагоги твердо заявили, что армянский акцент парня исправить будет практически невозможно, и намекнули, что актерская карьера – это не то, что он должен выбрать в жизни.
Тем не менее, Джигарханян считал иначе. Он вернулся в Ереван и без большого труда поступил помощником оператора на киностудию «Арменфильм». Опыт этот в будущем пригодился Армену Борисовичу. Он получил возможность увидеть актерскую и киносъемочную жизнь изнутри, обзавелся знакомствами. Все это помогло ему поступить спустя два года Ереванский художественно-театральный институт.
Изначально попал на курс театрального режиссера Вартана Аджемяна. Однако вскоре он перешел на другой курс, под руководство Армена Гулакяна, актера, режиссера и драматурга, который внес немалый вклад в армянскую культуру.
Окончил институт в 1958 году, к тому времени он уже был театральным актером, впервые выйдя на сцену в спектакле «Иван Рыбников», который поставлен на подмостках Ереванского русского драматического театра.
Личная жизнь
Не так давно личная жизнь Армена Джигарханяна стала самой обсуждаемой темой российского шоу-бизнеса. Многие заинтересованные лица часто обсуждают его жен и детей, а также самые скандальные новости из его биографии. Но сначала давайте узнаем о первой жене актера
Когда Армен пришел на работу в Ереванский драматический театр, то сразу же обратил внимание на эффектную девушку и талантливую актрису Аллу Ванновскую. Она была старше на несколько лет, но это совершенно не мешало влюбленному юноше
Первая жена Джигарханяна — Алла Вановская
Их отношения развивались очень стремительно. Кроме того, они были очень эмоциональной парой. Алла достаточно ревностно относилась к большой популярности и невероятному числу поклонниц, окружавших ее возлюбленного. Спустя время молодые люди поженились, и вскоре у них родилась дочь Елена. Но послеродовая депрессия очень негативно сказалась на психическом состоянии новоиспеченной матери.
Ее поведение было довольно опасным для ребенка: постоянная агрессия и ревность переросли в маниакальное состояние. Через год Армен не выдержал и уехал в Москву вместе с новой пассией – Татьяной Власовой. Многие были в шоке от такого поступка, но на тот момент мужчине уже было все равно.
С второй женой Татьяной Власовой
Буквально через несколько месяцев актер получил срочную телеграмму. Там было предложение о работе от А. Эфроса. Армен понимал, что такой шанс нельзя упускать. Его отношения с женой уже достигли своего апогея, а с Таней у них все только начиналось, и нужно было что-то быстро решать. Поэтому актер собрал вещи и отправился в столицу, чтобы начать новую жизнь.
Ванновская несколько раз собиралась покончить жизнь самоубийством, но так и не сделала этого. В итоге она стала часто употреблять алкоголь, уволилась из театра и совершенно деградировала как личность. Дочка все это время была с ней, но должного ухода не получала. Через несколько лет она умерла.
Личная жизнь
Власова – вторая из трех жен знаменитого актера. Но Армен Джигарханян оказался не первым мужчиной в жизни Татьяны Сергеевны. Работая в Ереванском театре, женщина безумно влюбилась в режиссера Александра Григоряна. Мужчина был намного старше и женат.
Причем любил супругу, ведь не подал на развод даже после того, как любовница забеременела. Рожать Татьяна отправилась к маме в Новосибирск. Так 17 января 1966 г. появился на свет Степан. В документах мальчика записали как Степан Александрович Григорян.
Вернувшись в Ереван, Власова познакомилась с Арменом Борисовичем Джигарханяном. Тот переживал собственную семейную трагедию. Мужчина жил в гражданском браке с актрисой Ереванского русского театра Аллой Юрьевной Ванновской.
В 1964 г. после рождения дочери Елены у женщины проявилось наследственное психическое заболевание – хорея, более известное в народе, как Пляска святого Вита. Супруга Джигарханяна отправилась в психлечебницу, где скончалась в 1966 году.
Расписались Армен и Татьяна в конце 1960-х. Оба артиста были настолько бедными, что не нашлось денег на покупку обручальных колец. Жених надел невесте перстень бабушки, отлитый в 1908 г.
Татьяна Власова и Армен Джигарханян
Джигарханян радостно принял и официально усыновил пасынка. Мальчик стал называться Степаном Арменовичем Джигарханяном. Сейчас мужчина живет в Лас-Вегасе, став профессиональным игроком в покер. С биологическим отцом отношений никогда не поддерживал. Степан рос вместе со сводной сестрой Еленой, на 2 года его старше.
Но, к сожалению, девочка унаследовала от матери хорею. Психическое заболевание проявилось рано, сделав характер ребенка вспыльчивым и импульсивным. В подростковом возрасте девочка убегала из вполне благополучной семьи, где-то бомжевала. В юности девушка забеременела от неизвестного любовника и сделала аборт.
30 декабря 1987 г. девушку нашли мертвой в салоне автомобиля. Елена надышалась выхлопными газами от включенного двигателя (машина стояла в гараже). По официальной версии жертва просто уснула, устав после репетиции в театре. Есть подозрения, что импульсивная Елена после аборта и разрыва с любовником покончила с собой. Отец и мачеха очень тяжело пережили смерть девушки.
В 1998 г. Армен Джигарханян получил вид на жительство США по специальной квоте для выдающихся деятелей культуры. Актер купил дом в Далласе. Но работа звала Армена в Россию, а за особняком нужно было присматривать. Армен уговорил Татьяну с 2000 г. поселиться в Далласе.
Виталина Цымбалюк-Романовская — женщина, с которой Армен Джигарханян изменял Татьяне Власовой
В 2015 г. вместе с приходом документов на развод Татьяна узнала, что у супруга есть любовница. Разница между Джигарханяном и Виталиной Цимбалюк-Романовской составляла 47 лет. Киевлянка с 2008 г. работала пианисткой в театре мэтра.
После шокирующей всех свадьбы, состоявшейся 25 февраля 2016 г., Джигарханян сделал Виталину директором. Уже в октябре 2017-го Армен Борисович, попав из-за стресса в больницу, назвал жену воровкой
Громкое заявление мэтра привлекло внимание правоохранительных органов к деятельности театра
Выяснилось, что за год пребывания Цимбалюк-Романовской на посту директора театра женщина вывела в офшоры около 80 млн рублей из средств заведения культуры. Виталина подала на развод, а от правосудия укрылась в Грузии.
Когда в 2015 г. Татьяна Сергеевна приехала в Россию, чтобы заявить права на квартиру в Староконюшенном переулке, женщину вызвали в полицию. Оказалось, экс-супруг с Цимбалюк-Романовской написали заявление об угрозах облить их кислотой и подослать киллеров, исходивших от… Власовой.
От Виталины женщина другого и не ожидала. Но такой поступок со стороны мужа сочла величайшей подлостью. К счастью, после допроса Власовой в полиции дело закрыли. Полтора года брака с Виталиной подорвали здоровье Армена Борисовича.
Ухаживать за пожилым артистом из-за границы прибыла Татьяна Сергеевна. Женщина простила Армена: и его измену (роман мэтра с Цимбалюк-Романовской длился с 2008 г., и все эти годы он обманывал Татьяну), и заявление в полицию.
Татьяна Власова в последний год жизни Джигарханяна
Бывшая жена ни разу не попрекнула больного. Армен Борисович оценил поступок супруги. В 2019 году актер вновь вступил с ней в брак. Татьяна оставалась с ним до самого последнего дня жизни. Мэтр российского кино скончался от остановки сердца, вызванного различными хроническими заболеваниями, 14 ноября 2020 г.
Татьяна Сергеевна Власова прожила долгую и полную лишений жизнь, которая научила ее мудрости и терпению. Женщина нашла в себе силы забыть и простить все. Она выказала любовь и верность, и это достойно восхищения.
Высказывания Армена Джигарханяна
- «В искусстве не должно быть снисхождения, не можешь – уходи…»
- «Всё, чем горжусь в жизни, не давалось мне легко».
- «Когда человек занимается не своим делом, он некрасив».
- «Мы имеем то, что мы заслуживаем».
- «Не наше это собачье дело…»
- «Ностальгия – придуманное чувство. Да, иногда в душе возникает пустота, хочется её чем-то заполнить, вот и начинаешь фантазировать: бе-бе-бе, бу-бу-бу… Сочиняешь, что было и чего нет. Если бы да кабы… Напридумывать ведь можно всякого. Когда человеку хорошо, ему везде в радость, а если плохо, то хоть дома, хоть на чужбине – всё едино».
- «Я бы очень хотел, чтобы мы все нуждались друг в друге».
- «Я люблю, когда мне весело, а не когда веселиться полагается».
- «Я очень люблю театр, очень люблю!»
- «Один дурак бросил камень в воду, сто мудрецов найти не могут камень»
Брак длинною в сорок лет
Со второй женой Татьяной Власовой Джигарханян прожил более сорока лет. Он познакомился с ней в том же Ереванском русском театре, куда она поступила служить заведующей по литературной части. Она стояла на крыльце театра, худощавая, в черных чулках, и курила длинную сигарету с мундштуком. Увидев ее, актер понял, что перед ним – его женщина.
Она состояла в браке с режиссером театра, в котором служил Джигарханян. Татьяна родила в браке с мужем сына Степана, но совместно супруги уже не жили. Тем не менее Джигарханян не смел ухаживать, просто любовался издали. Однажды девушка пожаловалась, что ее ничего не радует. «Есть проверенный способ – нужно влюбиться», — посоветовал артист. Татьяна спустя некоторое время сказала актеру, что последовала этому совету. Так она призналась в любви к артисту.
Расписались молодые в спешке, даже не успев купить колец. Актер надел на палец невесте венчальный перстень своей бабушки.
Вскоре к ним в театр приехала актриса «Ленкома» Ольга Яковлева. Впечатленная работой с Джигарханяном в спектакле «104 страницы про любовь», она предложила Армену перебраться в Москву. Играть в «Ленкоме», у самого Эфроса – кто бы мог устоять пред таким предложением? Татьяна так же загорелась желанием перебраться в столицу.
Они жили в маленькой комнате в подвальном помещении театра без удобств, но были настолько увлечены друг другом, что не замечали трудностей.
С сыном Татьяны Степаном у Джигарханяна отношения не сложились. Они так и остались чужими людьми. Он закончил журфак МГУ, по специальности работать не стал. Джигарханян делал все возможное для пасынка – купил квартиру, устроил в свой театра, который организовал в 1996 году. В театре отчима Степан так же не задержался, его уволили за грубое нарушение трудовой дисциплины.
И вдруг, в девяностых годах супруга артиста изъявила желание перебраться в США. Джигарханян к тому времени получил американское гражданство. Сам же Джигарханян переезжать за океан не хотел. Он остался в России, там, где его работа, язык, его театр.
Пятнадцать лет супруги жили по разную сторону океана, Джигарханян лишь два месяца в году проводил в Америке. Он жаловался, что Татьяна совершенно не интересуется ни его жизнью, ни здоровьем, ни делами. Он полностью содержал жену, оплачивая все счета и потребности супруги. Рядом с самим артистом образовалась пустота, а, как известно, свято место пусто не бывает. В его жизни появилась третья женщина.
Примирение с отцом
Брак Армена с Власовой был разрушен после того, как актер увлекся молодой пианисткой Виталиной. В 2015-м году они развелись, и актер женился на новой пассии.
По иронии судьбы Виталина стала причиной восстановления отношений Степана с отцом. Дело в том, что уже через два года она с огромным скандалом рассталась с Арменом. Желая очернить его сына и заодно завладеть частью имущества пожилого актера, Виталина совершила опрометчивый шаг.
История Виталины оказалась выдумкой. Вскоре к скандалу подключился и Степан, вставший на сторону отца. Затем он встретился с ним на ток-шоу «Пусть говорят», где они окончательно помирились.
Степан заявил, что его не интересует отцовское наследство и ему важнее вновь начать с ним общаться после долгой разлуки. Пожилой актер также рад восстановлению семейных уз и всегда с удовольствием принимает у себя сына, когда тот приезжает из США погостить у него.
Театр
Еще в институте, учась на первом курсе, Армен начал работать в Ереванском русском драматическом театре. В 1955 году Армен Джигарханян впервые вышел на профессиональную сцену, появившись в спектакле «Иван Рыбаков» в небольшой роли. Молодой актер мгновенно полюбился публике, и артист закрепился в труппе на долгих двенадцать лет, за это время сыграв в театре более тридцати ролей.
Армен Джигарханян
Главных персонажей юному актеру почти не доверяли, но часто Армену доводилось вживаться в образы неординарные и неоднозначные. Этому способствовала и необычная внешность юноши: достаточно небольшой рост (175 см), выразительные черты лица, интересная мимика.
Армен Джигарханян окончил учебу в театральном институте в 1958 году, успев к тому времени запомниться на театральных подмостках и получить работу по специальности и несколько постоянных ролей.
В молодости начинающий актер Армен Джигарханян очень хотел сниматься в кино, а потому активно ходил на кинопробы. Однако заметили его далеко не сразу. Дебютом юноши стала небольшая роль в фильме «Обвал» в 1959 году, и это появление на экране осталось почти незамеченным для мира киноиндустрии.
Армен Джигарханян в театре
С 1960 по 1965 год Армен снялся в нескольких фильмах, в том числе и в одной из главных ролей в фильме «Воды поднимаются»
Эти роли позволили молодому человеку обратить на себя внимание Фрунзе Довлатяна, и в 1966 году на экраны вышел фильм, принесший Джигарханяну всесоюзную известность: «Здравствуй, это я!» — драматическая история о молодом ученом, войне, любви и непонимании
В следующем году появилось сразу два проекта с участием Армена Джигарханяна: фильм «Треугольник», за игру в котором актер получил Государственную премию Армении (и до сих пор Армен Борисович очень гордится этой работой), и многосерийная кинолента «Операция «Трест»», где мужчина воплотил образ сурового и харизматичного чекиста Артузова.
Армен Джигарханян в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!»
Популярность актера росла день ото дня, ежегодно он принимал участие сразу в нескольких проектах различных направлений. В следующем десятилетии вышло несколько фильмов, название которых известно любому жителю бывшего Союза и по сей день: «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Собака на сене», «Место встречи изменить нельзя». Актер сыграл главную роль в сиквелах культового советского фильма «Неуловимые мстители» — «Новые приключения неуловимых» и «Корона Российской Империи, или Снова Неуловимые».
Важнейшим событием в жизни молодого актера оказалось знакомство с Анатолием Эфросом, который в 1967 году был режиссером театра Ленком. Отметив талант молодого человека, режиссер пригласил Джигарханяна в свою театральную группу в Москву. В шестидесятых слава Ленкома разносилась по всему Советскому Союзу, так что шанс упускать было нельзя, и актер решился на переезд.
Армен Джигарханян на сцене
За время сотрудничества с театром Ленком Армен Джигарханян успел поучаствовать в ряде спектаклей, среди которых известные на то время постановки «Дым Отечества» и «Мольер», после чего произошло событие, ставшее в итоге косвенной причиной ухода актера из театра — Эфроса отстранили от работы. Несмотря на то, что к молодому Армену новый режиссер относился достаточно благосклонно, работа без Анатолия Эфроса уже не приносила Джигарханяну такого удовольствия.
Всего армянский актер проработал в Ленкоме два года, а затем начал участвовать в спектаклях Театра имени Маяковского. С этим учреждением Джигарханян работал вплоть до середины девяностых. Он был задействован в успешнейших спектаклях, таких как «Трамвай «Желание»», «Бег» и так далее. Всего сотрудничество с “Маяковкой” продлилось 27 лет, после чего актер основал собственный «Театр «Д» и ушел из постоянного состава театра имени Маяковского.
Сценическая карьера
Свой талант артист впервые продемонстрировал еще в 1955 году. Будучи всего лишь второкурсником, он выступил в «Иване Рыбакове». Его работа так впечатлила руководство Ереванского театра им. К. С. Станиславского, что студента сразу приняли на работу. Впоследствии со своей первой труппой Армен Джигарханян работал более десятилетия.
В 1967 году артист повторил попытку покорения Москвы. По приглашению режиссера Анатолия Эфроса он вступил в труппу Ленкома. Но там Армен Борисович не задержался. Анатолия Эфроса сместили с должности художественного руководителя, а, подготовив спектакль с новым режиссером, артист понял, что не сможет сработаться с этим человеком.
Следующим местом, на котором Армен Джигарханян остался на долгие 27 лет, стал театр им. Маяковского. В 1996 году он покинул и его, став «вольным артистом», выступал в антрепризных постановках и на сцене различных театров.
Как заслуженный деятель искусства, Армен Джигарханян начал преподавал во ВГИКе еще с 1989 года. Поэтому в 1996 году он решил создать свой небольшой драмтеатр, в котором выступали бы его студенты. Сначала артист стал худруком «Театра Д», а с 2005 года — директором. При этом он и сам нередко выступал вместе со своими подопечными на сцене.
Интересно! Биография Ирины Скобцевой и фото в молодости
Роли в кино
Актер Армен Джигарханян был занесен в Книгу рекордов Гиннеса за то, что он больше всех снимался в кино. Число фильмов с его участием достигает 250! Никто из актеров не смог пока сравниться с ним. Дебютом актера была небольшая роль в кинокартине «Обвал» в 1960-м году.
В 1968-м году вышел фильм «Новые приключения неуловимых», где Армен Борисович исполнил роль штабс-капитана Овечкина. После этого к актеру пришла огромная известность.
Потом были еще роли в различных фильмах. В известном сериале «Место встречи изменить нельзя», Армен Джигарханян исполнил роль бандитского главаря по кличке Горбатый. Это был еще один успех актера. В 1975-м году вышла ставшая очень популярной комедия «Здравствуйте, я ваша тетя!», где актер весьма талантливо и комично сыграл судью Кригса. В фильме «Тегеран-43» Армен исполнил роль серийного убийцы. Так же запоминается атаман разбойников из «Али-Бабы и сорок разбойников».
Армену Борисовичу часто попадались отрицательные герои – жадные, жестокие, хитрые, но умные. Это и есть талант – сыграть так плохого человека, чтобы его полюбили зрители. Это успех актера. Джигарханяну это удавалось.
В музыкальной комедии «Собака на сене» актер исполнил роль слуги, который прекрасно сочинял и исполнял сатирические куплеты. Хитрый и умный Тристан поддерживал и выручал хозяина в трудные минуты. Роль, сыгранная в этом фильме Арменом Борисовичем, местами затмевала самого главного героя, сыгранного Михаилом Боярским. Актерский талант был несомненный у Джигарханяна.
А кто не помнит обаятельного комиссара Мегрэ?! Часто актеру доставались и комические роли. Например, мафиози из «Ширли-мырли» или адвокат из «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». Или главная роль в фильме «Анекдотиада».
Актер не собирается уходить на покой и в свои 82 года. Он продолжает сниматься в кино. Правда он сам признается, что его роли все больше становятся второстепенными. В 2017 году он снялся в фильме «Ангелы умирают дважды», который скоро появится на экранах.
Кроме того, Армен Джигарханян принял участие во многих документальных фильмах про актеров, и про себя, в том числе.
Среди них:
- «Армен Джигарханян»;
- «Здравствуйте, я ваш Калягин!»;
- «Ирина Печерникова. Лекарство от одиночества»;
- «Иннокентий Смокнутовский. Пророчество про гения»;
- «Людмила Гурченко. По ту сторону карнавала», и многие другие.
Многие знают, что герои любимых мультфильмов говорят голосом Армена Джигарханяна. Например, Дядюшка Мокус из «Приключений поросенка Фунтика», Джон Сильвер из «Острова сокровищ», Волк из мультфильма «Жил-был пес», Карл Фредриксен из замечательного американского мультика «Вверх».
Также актер озвучивал многие русские и зарубежные фильмы. Например, Граф Калиостро из «Формулы любви», Таленчин из фильма «Табор уходит в небо», полковник Баграмян в фильме «Битва за Москву» и др. В популярном фильме «Зеленый фургон» Джигарханян читает текст от автора.
Армен Джигарханян удостоился многих наград за свой талант. В 1966-м году он стал Заслуженным артистом Армянской ССР. В 1973-м году актеру присвоили звание Народного артиста РСФСР. В 1977-м году он стал Народным артистом Армении. В 1985-м году Джигарханяну дали звание Народного артиста СССР.
Актеру вручали Орден «За заслуги перед Отечеством» 2-й, 3-й и 4-й степени. Также, он награжден армянским орденом Почета.
Джигарханяну вручали премии: «Хрустальная Турандот», «Золотая маска», «Царскосельская художественная премия», «Золотой орел» и многие другие. В 2008-м году актер стал Человеком года после участия в спектакле «Нас ждут далеко-далеко». Джигарханян награжден орденом «Меценат», орденом святого Александра Невского. В 2002-м году актер получил личную благодарность от президента России за вклад в Российское искусство.
Бывшая жена Армена Джигарханяна – Алла Ванновская
Молодые люди повстречались ещё в студенческие годы. Они были однокурсниками. Вскоре Алла и Армен стали жить вместе. Они были счастливы. Свой брак официально регистрировать не стали, несмотря на беременность Ванновской и рождения дочери Елены.
Вскоре после этого у молодой актрисы стали появляться психические отклонения. Сначала они практически не были заметны для окружающих. Но через какое-то время бывшая жена Армена Джигарханяна – Алла Ванновская попала в психиатрическую больницу. Армен забрал дочь и уехал от супруги. Через несколько месяцев женщина умерла. Бывший супруг никогда не ездил на её могилу, которая находится на одном из ереванских кладбищ.
Биография Армен Джигарханяна
Сообщение о том, что Армен Джигарханян умер, повергли в глубокую скорбь представителей творческих кругов. Это сообщение очень близко коснулось С. Виноградова, режиссера-постановщика Театра Джигарханяна и А. Согомоняна, его верного друга, неизменно поддерживающего артиста и режиссера в жизненных коллизиях. Оно повергло в шок и простых граждан России и Армении.
Советский, российский актер, один из самых востребованных в кинематографе, благодаря яркому таланту и своеобразной манере исполнения, не скрывал своей национальной принадлежности. Биография Армена Джигарханяна весьма многогранна. Он родился в октябре 1935 года в столице Армянской ССР – Ереване, воспитывался отчимом, поскольку родной отец ушел, оставив их с сестрой на попечении матери.
Об амплуа актера Армен мечтал с детства:
- не был принят в ГИТИС из-за характерного акцента, поэтому вернулся в родной город и стал работать на «Арменфильме», на скромной должности помощника оператора;
- через два года все-таки поступил в ЕХТИ, успешно его закончил;
- взлет талантливого артиста начался с эпизода, после которого успех стал неизбежен и неизменно сопутствовал в кинематографической и театральной карьере;
- более 200 фильмов, в которых он талантливо исполнил главные и эпизодические роли – наглядное свидетельство его востребованности у кинорежиссеров.
Его многогранному таланту было мало кинематографического поприща, он успешно работал в нескольких ведущих театрах:
- в Ереване;
- им. Станиславского;
- в Москве, в театре Ленинского комсомола;
- в театре имени Маяковского;
- в основанном им МДТ (театре Джигарханяна).
Он пробовал себя и достигал успеха в режиссерской карьере, преподавал во ВГИКе и стал профессором, а позже академиком в двух российских академиях – Национальной и РАКИ «Ника».
Спектакли
Ереванский российский драматический театр им. Константина Станиславского
- 1955 — «Иван Рыбаков» В. Гусева
- 1957 — «Униженные и оскорблённые» по роману Ф. Достоевского
- 1957 — «Беспокойная старость» Л. Рахманова
- 1958 — «Красная шапочка» (реж. О. Аветисян) — Медведь
- 1958 — «После разлуки» Н. Скатова
- 1958 — «На всякого мудреца достаточно простоты» А. Островского (реж. О. Аветисян) — Городулин
- 1958 — «Именем революции» М. Шатрова (реж. А. Гулакян) — Ленин
- 1958 — «Юность отцов» Б. Горбатова
- 1958 — «Памела Жиро» О. де Бальзака
- 1959 — «Этюд Шопена»
- 1959 — «Злой дух» Н. Неустроева
- 1959 — «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина (реж. Л. Калантар) — Нелькин
- 1959 — «Гроза» А. Островского
- 1959 — «Золотой ключик, либо Приключения Буратино» по притче А. Толстого
- 1960 — «Иркутская история» А. Арбузова (реж. О. Аветисян) — Сергей
- 1960 — «Анна Каренина» по роману Л. Толстого
- 1960 — «Жизнеутверждающая катастрофа» В. Вишневского
- 1961 — «Стряпуха» А. Софронова
- 1961 — «Потерянный сын» А. Арбузова
- 1963 — «Призраки» Э. де Филиппо
- 1963 — «Двое на качелях» У. Гибсона (реж. О. Аветисян) — Джерри
- 1963 — «Четверо под одной крышей» М. Смирновой и М. Крайндель
- 1963 — «На деньке» М. Горьковатого (реж. А. Ридаль) — Актер
- 1964 — «Требуется лжец» Д. Псафаса (реж. Р. Харазян) — Тодорос
- 1964 — «Совесть» Ю. Чепурина
- 1965 — «Последняя остановка» Э. Ремарка
- 1966 — «Ричард III» У. Шекспира (реж. О. Аветисян) — Ричард
Столичный театр им. Ленинского комсомола
- 1967 — «Ужас и отчаяние в Третьей империи» Б. Брехта (пост. С. Штейн, Л. Дуров) — Штурмовик
- 1967 — «Судебная хроника» Я. Волчека
- 1967 — «Снимается кино» Э. Радзинского (пост. А. Эфрос, реж. Л. Дуров) — Нечаев
- 1967 — «Мольер» М. Булгакова (пост. А. Эфрос, реж. Л. Дуров) — Жан Батист Мольер
- 1968 — «104 странички про любовь» Э. Радзинского (реж. А. Эфрос) — Карцев
- 1968 — «Дым отечества» по повести К. Симонова (реж. А. Эфрос) — Басаргин
Столичный академический театр им. Вл. Маяковского
- 1969 — «Разгром» И. Прутка и М. Захарова по роману А. Фадеева (пост. М. Захаров) — Левинсон
- 1970 — «Трамвай „Желание“» Т. Уильямса (пост. А. Гончаров) — Стэнли Ковальски
- 1971 — «Три минутки Мартина Гроу» Г. Боровика (пост. А. Гончаров, Е. Красницкий) — Дэвис
- 1975 — «Проводы» И. Дворецкого (пост. А. Гончаров, Б. Кондратьев) — Старосельский
- 1975 — «Беседы с Сократом» Э. Радзинского (пост. А. Гончаров) — Сократ
- 1977 — «Да здравствует царица, виват!» Р. Болта (пост. А. Гончаров, реж. В. Кондратьев) — Лорд Ботвел
- 1978 — «Бег (Восемь снов)» М. Булгакова (пост. А. Гончаров, реж. В. Тарасенко) — Хлудов
- 1981 — «Кошка на раскалённой крыше» Т. Уильямса (пост. А. Гончаров) — Большой Па
- 1981 — «Закон зимовки» Б. Горбатова (пост. Е. Лазарев) — Бут
- 1985 — «Театр времен Нерона и Сенеки» Э. Радзинского (пост. А. Гончаров) — Нерон
- 1988 — «Закат» И. Бабеля (пост. А. Гончаров, реж. Ю. Иоффе) — Мендель Вопль
- 1991 — «Виктория?..» Т. Реттигана (пост. А. Гончаров) — Нельсон
- 1994 — «Жертва века» А. Островского (пост. А. Гончаров, реж. Ю. Иоффе) — Салай Салтаныч
Столичный театр-студия под управлением Олега Табакова
1994 — «Ужин» Ж.-К. Брисвиля (реж. А. Смирнов) — Фуше, барон Ортантский
Столичный драматический театр под управлением Армена Джигарханяна
- 1996 — «Последняя лента Крэппа» С. Беккета (реж. К. Азарян) — Крэпп
- 1997 — «Двенадцатая ночь» У. Шекспира (реж. К. Азарян) — Мальволио
- 1998 — «Маленькие трагедии» по произведениям А. Пушкина (реж. В. Саркисов) — Сальери
- 1998 — «А театр живойёт!..» по мотивам водевиля А. Ленского и А. Бонди (реж. В. Дружинин) — Лев Гурыч Синичкин
- 1999 — «Возвращение домой» Г. Пинтера (реж. С. Газаров) — Макс
- 2011 — «Театр времен Нерона и Сенеки» Э. Радзинского — Сенека
Столичный муниципальный театр «Ленком»
- 1997 — «Варвар и еретик» по роману Ф. Достоевского (пост. М. Захаров) — Загорянский
- 2000 — «Город миллионеров» по пьесе Э. де Филиппо (реж. Р. Самгин) — Доменико
Театральное агентство «Аметист»
- 2000 — «Любовь и кролики» В. Павлова (реж. В. Павлов) — Дуст
- 2002 — «История любви» по пьесе А. Гурнея (реж. В. Ячменев) — Энди Лэд
Столичный театр СОбытие
2012 — «антиГОНА» Софокла, реж. В.Чибисов — Тиресий (озвучение роли)
В качестве режиссёра
2008 — «Тысяча и одна ночь Шахразады» по пьесе В. Смехова