Топ 30 фильмов-антиутопий

Неуместный человек (2006)

Андреас Рамсфьелль мечтает об идеальной жизни, как на обложках глянцевых журналов. Устав от мрачного мира, мужчина бросается под поезд – и оказывается в чудесном городе. Жители словно сошли с рекламных постеров, а происходящее напоминает фильм с безупречным сценарием. Однако очень скоро Андреас понимает, что в изумительном мире он стал неуместным человеком, мечтающим об обычной жизни.

Оригинальное названиеDen brysomme mannenЖанрФэнтези, драма, комедия, детективАктерыТронд Фауса Аурвааг, Петронелла Баркер, Пер Шаанинг…СтранаНорвегия, ИсландияРейтингКинопоиск – 7.0, IMDb – 7.3Возрастные ограничения16+

Голодные игры (2012)

Рейтинг: 10 (imdb: 7.2 КП: 7.5) Жанр: фантастика, триллер, драма, приключения Страна: США Актеры: Дженнифер Лоуренс, Джош Хатчерсон, Лиам Хемсворт Режиссер: Гэри Росс Длительность: 02:22 Подборки: Охотники, Герои, Несколько частей, Революция, Любовь, Погони, Соревнования, Выживание, Соперничество, Смерть, Лес, Поезда, Будущее, Захватывающие, Тревожные, Антиутопии Похожие фильмы

Описание сюжета:

Панем содрогается под гнетом власти Президента Сноу. Все 12 дистриктов (районов страны) живут в нищете и разрухе. Однако в самом сердце этого государства в роскоши и излишествах процветают богачи и знать. Они ежедневно пируют, закатывают балы, устраивают великолепные вечеринки. И если первым нужно лишь хлеба, то другие требуют зрелищ. Этих захватывающим и кровавым зрелищем становятся Голодные Игры – ежегодно созываемые состязания, основа которых смертная бойня. Убей или умри — третьего не дано. Отважная Китнисс и влюбленный в нее Пит по воле жребия — в списке участников. Нежная любовь на фоне убийств и жестокости. Роман, за которым следит весь Панем. Правила Игр суровы: в живых останется лишь один участник. Как же закончатся Игры для влюбленных? Сможет ли настоящее чувство сотворить чудо?

________________________________

Показать трейлер больше
Показать трейлер меньше

Тайна 7 сестер (2017)

Человечество переживает демографический коллапс, и правительство устанавливает жесткий контроль над рождаемостью. Для каждой семьи разрешен только один ребенок – «лишних» детей погружают в криосон. Дочь Терренса Сеттмана умирает при родах, успев подарить жизнь семи девочкам. Терренс решает спасти всех, заручается поддержкой врачей, чтобы спрятать новорожденных, и называет внучек в честь дней недели. Повзрослевшие девушки начинают по очереди выходить в свет, используя общее имя – Карен Сеттмен. Каждая покидает квартиру в свой день, но однажды Понедельник бесследно исчезает.

Оригинальное названиеWhat Happened to MondayЖанрФантастика, фэнтези, боевик, триллер, криминал, детектив, приключенияАктерыНуми Рапас, Гленн Клоуз, Уиллем Дефо…СтранаВеликобритания, Франция, США, БельгияРейтингКинопоиск – 6.6, IMDb – 6.6Возрастные ограничения16+

Эквилибриум (2003)

Вспомним, как изображено государство в фильме «Эквилибриум» (2003). Власть в стране принадлежит совету под названием Тетраграмматон. Это название является отсылкой к иудейской и каббалистической традициям, где тетраграмматон – это четырехбуквенное имя Бога. На высшей ступени иерархии совета стоят клерики, что в буквальном переводе означает священники.

Эмблема тетраграмматона состоит из четырех букв Т, образующих крест, что создаёт у зрителя ассоциацию с христианством.  К этому добавляется очевидная визуальная аналогия со стилистикой Третьего рейха.

Таким образом, отсылки к символике традиционных религий помещаются в контекст фашистской эстетики, что должно вызвать у зрителя отрицательное отношение к традиционным религиям. То есть, здесь содержится выпад в сторону религиозной картины мира с ее вертикалью от материального к духовному.

Во главе совета стоит вождь, который называется Отцом, и миссия главного героя звучит весьма двусмысленно: убить отца. (1:11:54)

Как видим, образ государства в Эквилибриуме совмещает в себе несколько аспектов: социальный институт, религиозный институт и патриархальный уклад — главные составляющие традиционного общества. Соответственно, и подвиг героя может быть рассмотрен как свержение власти Бога, свержение власти государства и свержение патриархата.

Изменение существующего порядка неизбежно должно сопровождаться насилием, и оно в фильме оправдывается тем, что текущий порядок тоже построен на насилии.

«Начнутся жестокости, от которых мы избавлены» — «Которые заменяет тетраграмматон?»  01:18:05

Как видим, система, выпускающая такие фильмы, поощряет насилие. И в борьбе за права человека эта система готова пожертвовать жизнями других людей.

Идея демонтажа государства не нова. По словам Ольги Четвериковой, планы по передаче функций государства в руки частных корпораций строились еще с начала 1970-х годов. Но с появлением цифровых технологий и интернета эти планы стали активно претворяться в жизнь.

Понятно, что демонтаж пройдет безболезненно, если люди сами захотят упразднения государства. А для этого их нужно морально подготовить.

4 Бегущий по лезвию (1982)

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию»

Грандиозная работа Ридли Скотта по не менее грандиозному роману американкого фантаста Филиппа Дика «Снятся ли андроиды электроовцам». Мир недалекого будущего страдает от экологических катаклизмов (в книге-первоисточнике, например, с лица Земли практически исчезли животные) и социального неравенства. Человечество проникло в космос, но работают там в основном андроиды, которым запрещено возвращаться на Землю. Главный герой — охотник за такими беглыми роботами (неотличимыми от людей), но в своем новом задании он сталкивается с практически непреодолимым моральным выбором. 

Фильм задал не только морально-этическую рамку для последующего антиутопического кинематографа, но и опредилил визуальный облик всего последующего киберпанк-кино — даже сейчас он смотрится крайне актуально

Нуар с оглядкой на фильмы сороковых годов и детективные романы в тонких обложках, тонущие в дожде небоскребы с неоновой подсветкой, летающие автомобили, опасные нижние этажи огромного мегаполиса, внимание к азиатской культуре. И, конечно, потрясающая музыка Вангелиса — «Бегущий по лезвию»  стал одним из пиков всей культуры восьмидесятых вообще. 

В 2017 году Дени Вильнев выпустил продолжение фильма — «Бегущий по лезвию 2049». Этот фильм собрал неплохую прессу, но прорывом и культом, как его предшественник, все-таки не стал.  

Голодные игры (2012)

В 2012 году выходит первая часть фильма «Голодные игры», где показано антиутопичное государство Панем, образовавшееся после войны на территории США. Столица Панема носит название Капитолий. Как известно, в США Капитолий – это место пребывания Конгресса, законодательного органа государственной власти США, и таким образом, снова фантастическая локация связывается с реальным объектом, символизирующим реальное государство.

Жители Капитолия представляют собой аристократию, которая живет за счет труда населения 12 дистриктов. Разумеется, аристократы показаны бездельниками, проводящими свою жизнь в роскоши и развлечениях. Так в очередной раз воспроизводится стереотип, характерный для мировоззрения людей, давно позабывших о подлинной роли аристократии.

По сути, месседж фильма – это призыв к свержению правящего класса, призыв к революции, и кажется совершенно неясным, зачем капиталистической системе копать под саму себя, снимая такие фильмы. Однако, эта неясность рассеивается, если вспомнить о том, что западноевропейская цивилизация, во-первых, стремится к глобализации и упразднению государств, а во-вторых, использует концепцию прав человека как повод для вмешательства во внутренние дела других государств. Так что свержение правящей власти народом любой страны будет глобалистам на руку.

Китнисс Эвердин, как типичный герой постмодерна, борется с установленным порядком ради ситуации полной неопределенности, которую человек постмодерна называет надеждой.

«Что ты чувствуешь? — Надежду» (ч.2, 43:55)

Такой герой постоянно действует по личному произволу, исходя из того, что на каждый конкретный момент ему кажется правильным.

В фильме есть множество эпизодов, где главная героиня не подчиняется своему прямому начальству, а действует по своему собственному усмотрению. За это она получает одобрение единомышленииков, а значит, и авторов фильма, и таким образом подаётся для зрителей как образец для подражания.

Не только непризнание любой субординации, но и деморализация коллектива – вот что несет с собой герой постмодерна.

Метропия (2009)

Скандинавский анимационный фильм антиутопия об Европе после глобального потепления. В Евросоюзе, связанным общим метрополитеном, ведется тотальный контроль за обществом, внедряются инновационные технологии зомбирования населения. Обычный клерк Роджер ведет спокойную жизнь, пока однажды не начинает слышать таинственный голос. Магический шепот приводит мужчину в метро – и в этот момент судьба офисного работника делает крутой поворот.

Оригинальное названиеMetropiaЖанрМультфильм, фантастика, триллер, драма, детективАктерыВинсент Галло, Джульетт Льюис, Удо Кир, Стеллан Скарсгард, Александр Скарсгард…СтранаШвеция, Дания, НорвегияРейтингКинопоиск – 6.6, IMDb – 6.3Возрастные ограничения16+

1984 / Nineteen Eighty-Four (1984, Майкл Рэдфорд)

Все знакомы с классическим произведением Джорджа Оруэлла «1984». Это, пожалуй, самый известный и мрачный роман-антиутопия. Широко распространились перевёрнутые принципы из книги: «Война – это мир, свобода – это рабство, незнание – сила».

В центре сюжета «1984» история мужчины Уинстона Смита, живущего в тоталитарном режиме, где самым тяжким считается мыслепреступление. Он завязывает незаконный роман с молодой женщиной Джулией. Фильм и, конечно же, книга, вызывает удручающее чувство не только из-за показанного социума, но из-за пугающих параллелей между выдуманным и нашим собственным обществом.

Вендетта (2005)

В 2005 году выходит фильм господ Вачовски «V значит вендетта». В вендетте тоже вершину власти занимают верующие консерваторы, лидер которых показан как истеричный фанатик. В знаках государственной власти тоже воспроизводится эстетика Третьего рейха, и государственная символика тоже сближена с христианской.

Все государственные деятели показаны в дурном свете. Члены правительства подозревается в выпускании вируса среди собственных граждан, чтобы потом дать им спасительную вакцину и тем самым выиграть в борьбе за власть.

Государственная власть обвиняется в тяжких преступлениях против своего народа, и для вскрытия этих преступлений необходим герой-террорист. Таким героем-террористом выступает В., который хочет взорвать здание парламента. Парламент – это высший законодательный орган государства, соответственно, здание Парламента является символом самого государства.

Так создатели фильма практически прямым текстом говорят зрителю, что государство должно быть разрушено.

«Здание — это символ, так же, как и его взрыв.» 00:32:29

В течение фильма зритель проникается сочувствием к главным героям и их революционным идеям, а также ненавистью в отношении государства, подавляющего свободу человека.

Во всей этой истории забавно то, что Пороховой заговор 1605 года, который предлагается зрителю как символ борьбы за социальную справедливость, был на самом деле реакционным действием, попыткой восстановить пошатнувшийся феодализм и католицизм. То есть, был попыткой возврата к традиционным устоям. Но подмена смыслов – это одна из фишек постмодерна

Для постмодерна вообще неважно, какая подлинная цель была у заговорщиков 1605 года. Важен только сам факт попытки свержения короля, разрушение вертикали власти

Так же, кстати, переворачивается и значение фейерверков. В Англии 5 ноября традиционно празднуется провал Порохового заговора, во время празднования запускаются фейерверки и сжигается чучело Гая Фокса. В фильме же празднуется победа анонимного заговорщика, взорвавшего здание Парламента.

По ходу фильма, зрителю даётся установка на профанацию роли государства и правительства: «Люди не должны бояться своих правительств. Правительства должны бояться своих людей.» 00:32:22

Зрителям внушают, что и религия, и государство потеряли свою значимость для людей: «Нашей стране нужны не мертвые символы, а надежда» 02:01:00

Постмодерн, уничтожая символы, не предлагает взамен ничего конкретного, только надежду. Главное – разрушить то, что есть.

В Вендетте тоже оправдывается насилие ради достижения социальной справедливости. «Насилие можно использовать во благо» 38:41

По иронии судьбы, кадры взрыва здания Парламента сопровождаются музыкой Чайковского – увертюра «1812», где звучит гимн «Боже, царя храни». Либеральная революция совершается под гимн авторитарной монархии. А между тем, зритель, принимая революционный пафос фильма за чистую монету, даже не догадывается, что возможно создатели фильма его просто троллят. Вполне себе в духе постмодерна.

Предварительные итоги

Как видим, культура постмодерна порождает героя нового типа – борца с системой, террориста. И в фильмах-антиутопиях даётся конкретное указание на то, что «система» — это не что иное как государство.

Задачей традиционного героя было сохранять целостность и установленный порядок в обществе и государстве, то есть бороться с силами хаоса, чтобы низшие сферы могли действовать в соответствии с высшими. Любой враг в традиционном сознании ассоциируется с хаосом, который стремится вторгнуться на территорию обустроенного и строго упорядоченного мира. Классический герой должен покорить силы хаоса, подчинить его высшим разумным принципам. Должен бороться с низшим, в пользу высшего.

Герой постмодерна, напротив, – это представитель хаоса. И его задача – бороться с порядком, который ограничивает свободу индивида, а значит, сам по себе является несправедливостью.

Но конечно, в фильмах ситуация будет показана так, чтобы не возникало сомнений в правильности действий героя. Тем не менее, характерный паттерн будет одним и тем же: герой борется не с чужеродцами или иноплеменниками, а с представителями своего же народа, занимающими более высокий статус.

THX1138 (1971, Джордж Лукас)

Будучи студентом Южно-Калифорнийского университета, Джордж Лукас снял короткометражку «Электронный лабиринт: THX 1138 4EB». В 1968 году его работа удостоилась первой премии на III Национальном фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке. А позднее режиссёр выбрал ёе в качестве основы для своего первого полнометражного фильма «THX 1138».

Действие разворачивается в 25 веке. Люди живут под землёй под деспотичным контролем роботов. Вместо имён у всех буквенно-цифровые комбинации. Они обязаны принимать препараты, подавляющие проявление эмоций, и используются в качестве рабов. Любые человеческие чувства считаются отклонением от нормы и жестоко подавляются. Но в общей массе обнаруживается бунтарь, который желает оставаться Человеком.

«THX 1138» – настоящий бриллиант в фильмографии Лукаса, да и среди всех антиутопий, снятых в семидесятых.

Метрополис / Metropolis (1927, Фриц Ланг)

«Метрополис» – самый старый фильм в нашем списке. Режиссёр Фриц Ланг, снявший его в 1927 году, наполнил киноленту немецким экспрессионизмом и стилем 20-х годов. Эта драма о классовой борьбе заслуживает внимания своей исторической значимостью и стоявшими за ней грандиозными амбициями. «Метрополис» стал самым дорогим и, конечно, самым удивительным кинопроектом своего времени.

Фильм повествует о Фредере, сыне правителя города Метрополиса, который разочаровывается в богатстве, узнав, какой ценой поддерживается достаток высшего класса.

Эта эпическая драма поднимает тему технического прогресса и связанных с ним рисков, рассматривает классовое столкновение и, конечно, будущее, которое выглядит совсем неправильно.

Гаттака (1997)

Это триллер, режиссером и автором сценария которого был Эндрю Никол. В фильме показан мир будущего. Все люди в нем делятся на «Годных» и «Негодных». Первые получаются после того, как родители ребенка сходили к врачу и были созданы при помощи удачной комбинации генов. Они получают от общества поддержку. Вторые – результат случайного оплодотворения, «божьи дети».

Главный герой Винсент также человек второго сорта. У него множество проблем со здоровьем: близорукость, порок сердца, но он готов пойти на подлог, чтобы осуществить свою мечту – полет в космос.

«Гаттака» – отличное кино, которое заставляет задуматься о многих вещах, он оказывает сильное впечатление. Очень красивый фильм, в котором сыграли Ума Турман и Итан Хоук. В 2011 году специалисты NASA заявили, что это самая достоверная с научной точки зрения картина, в которой научные факты и теории показаны правильно.

Бразилия / Brazil (1985, Терри Гиллиам)

Проекты Терри Гиллиама всегда вызывали повышенный интерес, не менее любопытной стала кинолента «Бразилия». Многие описали её как «сатиричную антиутопию», которая «высмеивает бюрократию».

Сэм Лаури сыграл главного героя Джонатана Прайса, клерка, пытающегося найти женщину, которая является в его снах. Он работает на отупляющей работе, живёт в маленькой квартире, существует в мрачном антиутопическом мире, где всё зависит от угнетающей бюрократической машины с культом непогрешимости. Но случается небольшая опечатка, за которой разворачивается цепочка событий.

Это действительно сатирический взгляд на бюрократию, которая, как все мы знаем, способна превратить в головную боль нечто элементарное.

Равные (2015)

Американский фильм антиутопия расскажет про будущее, в котором чувства находятся под запретом. Общество объединено в социум «Коллектив», где нет места переживаниям и физическим контактам. Все избавлены от страхов, депрессии и неразделенной любви, но однажды врачи впервые диагностируют синдром общественной сознательности. Люди начинают испытывать яркие эмоции, сводящие с ума. Сайлас становится одним из зараженных и знакомится с Нией, страдающей от аналогичного недуга. Ученые изобретают лекарство от заболевания, но препарат превращается в очередную угрозу для общества.

Оригинальное названиеEqualsЖанрФантастика, мелодрама/em>Актеры: Николас Холт, Кристен Стюарт, Гай Пирс…Страна: США, ИндонезияРейтинг: Кинопоиск – 6.1, IMDb – 6.1Возрастные ограничения: 16+

Дитя человеческое / Children of Men (2006, Альфонсо Куарон)

Фильм Альфонсо Куарона – тревожная философско-фантастическая антиутопия. В нём источник проблем уже не в правительстве, а в самом обществе. Мир предстаёт в непривлекательном, удручающем свете. Человечество постигает бесплодие, в течение 18 лет не родился ни один ребёнок.

Главный герой оказывается в опасной ситуации, ему предстоит сопровождать иммигрантку – единственную беременную женщину в мире, которая пытается добраться на корабль почти мифической организации, сулящей защиту ей и малышу. Но ребёнка планируют использовать в своих целях решительно настроенные политические активисты. Герой обязан сделать правильный выбор и защитить спутницу, отведя её в безопасное место. Это очень эмоциональный, необычайно поражающий фильм.

Зелёный сойлент / Soylent Green (1973, Ричард Флейшер)

Фильм снят по роману Гарри Гаррисона «Подвиньтесь! Подвиньтесь!». Действие разворачивается в 2022 году. Мир страдает от перенаселения и экологических катастроф. На фоне острого дефицита продовольствия корпорация «Сойлент» представляет новый источник пищи: «зелёный сойлент». Одного из процветающих владельцев корпорации убивают, а расследование поручают детективу Торну. Следователь, раскручивая клубок тайн, узнаёт шокирующий секрет о том, как добывают «зелёный сойлент».

Фильм снят в 1973 году, но он по-прежнему служит ярким примером научно-фантастического кино. Особенно рекомендован к просмотру почитателям фантастики, пронизанной мощными социальными темами.

«Заводной апельсин», 1971

Экранизация Стэнли Кубрика романа Энтони Берджесса «Заводной апельсин» — это безжалостная сатира, изображающая общество, в котором доминирует жесткая молодежная культура, а наука и психология являются лучшими контрмерами в борьбе с насилием, которое совершают главные герои. Лента получилась не для слабонервных, а в 1970-х годах ее и вовсе прозвали аморальной. Кубрику пришлось отозвать свой фильм из британских кинотеатров, поскольку начали появляться заявления, что лента «вдохновила» преступников на ряд изнасилований и убийств подобных тем, которые совершали персонажи.

Кадр из фильма «Заводной апельсин» / 1971

«Высотка», 2015

В недалеком будущем совсем не осталось места для свободного передвижения по улицам. В одном из микрорайонов мегаполиса построили 40-этажный комплекс, призванный решить проблему нехватки жизненного пространства. В комплексе можно найти бассейн, спортивный зал, спа-салон, огромный супермаркет, школу. Высший класс занимает верхние этажи, специалисты и интеллигенция расположились на средних, и менее обеспеченный средний класс — на нижних. 

Эта антиутопия и фантастический триллер от британского режиссера Бена Уитли — экранизация одноименного произведения британского писателя Джеймса Балларда. 

Чужие среди нас / They Live (1988, Джон Карпентер)

Безработный бродяга Джон приезжает в Лос-Анджелес, чтобы подзаработать денег на стройке, и заводит дружбу с Фрэнком, который приводит его в трущобы. Там в церкви ночью происходит полицейская облава, после чего Джон находит коробку с очками и берёт себе одну пару.

Вскоре он понимает, что солнцезащитные очки на самом деле позволяют видеть мир таким, какой он есть на самом деле. В обществе среди людей живут инопланетяне, а на рекламных щитах, листовках и книгах скрыты лозунги: «Потребляй», «Подчиняйся», «Женитесь и размножайтесь», «Никаких независимых мыслей», «Смотрите телевизор», «Спи», на деньгах – «Это твой Бог». Джон пытается рассказать другим людям о своём открытии, но его принимают за сумасшедшего. Спасаясь от преследования инопланетян, он находит людей, которые знают правду, и ищет способ разоблачения «Чужих».

Дивергент (трилогия, 2014, 2015, 2016)

Закрученный фильм про подростковую антиутопию стал самой ожидаемой новинкой кино для поклонников франшизы. В Чикаго будущего все жители поделены на фракции для поддержания мира и гармонии. В 16 лет подростки выбирают, к какой группе примкнуть, и в дальнейшем изменить свое решение нельзя. Накануне ответственного собрания ребята проходят тестирование, помогающее выявить талант. Под благим намерением правительство скрывает свою основную задачу – вовремя обнаруживать дивергентов, которые не умеют подчиняться.

Оригинальное названиеDivergentЖанрФантастика, детектив, боевик, мелодрамаАктерыШейлин Вудли, Тео Джеймс, Джай Кортни, Кейт Уинслет…СтранаСШАРейтингКинопоиск – 6.7, IMDb – 6.7Возрастные ограничения12+

Акира / Akira (1988, Кацухиро Отомо)

Это не только одно из лучших когда-либо выпущенных аниме, но и один из самых примечательных научно-фантастических фильмов. «Акира» стал новой вехой в японской анимации и именно с этого произведения Западу открылся жанр аниме.

Действие происходит в 2019 году в городе Нью-Токио. Его построили на месте старого Токио, уничтоженного в результате катастрофического события 30-летней давности, за которым стоит некий Акира. Молодой мотоциклист Тэцуо попадает в аварию с ребёнком-мутантом, наделённым невероятными способностями. На место столкновения прибывают военные и забирают обоих, так как у Тэцуо с огромной скоростью проявляются необъяснимые парапсихические и физические силы. Подобными возможностями обладает лишь заточённый в секретном месте мальчик Акира.

Остров (2005)

Фантастический боевик, режиссером и одним из продюсеров которого стал Майкл Бэй. Главные роли в нем сыграли Юэн Макгрегор и Скарлетт Йоханссон.

События разворачиваются в 2019 году. Когда-то произошла глобальная катастрофа, и выжившие люди вынуждены жить в специальном комплексе, соблюдать диету. Здесь запрещены секс, алкоголь, агрессия, все ходят в одинаковых белых костюмах.

Главный герой – Линкольн-Шесть-Эко живет здесь уже 3 года и ему уже все наскучило. Единственная его радость – общение с подругой Джордан-Два-Дельта. Но вскоре и она должна покинуть комплекс, якобы отправиться на Остров. Но вскоре Линкольн понимает, что их обманывают.

Зрители пишут, что «Остров» – отличный фантастический экшн, яркий, динамичный, умное и последовательное кино.

Выводы

Известный российский специалист в области финансов профессор Валентин Катасонов пишет следующее:

Этому процессу и способствуют фильмы, вроде тех, которые мы рассмотрели, где роль государства принижается. В дополнение к ним существуют фильмы, где роль корпораций завышается. (Заметьте, что во всех фантастических фильмах человек получает новые технологии благодаря корпорациям; именно корпорации в этих фильмах являются двигателем прогресса. О государствах здесь речи нет вообще, очевидно, потому, что они упразднены.)

Всё вышесказанное подтверждается еще и тем, что в последнее время всё чаще разные медийные персоны стали говорить на публике о необходимости упразднения государства и национальных границ; об отказе от национальной идентичности.

Александр Бард, создатель группы Army of Lovers: На сегодня нация мертва». Поразительно, насколько легко Германия, создавшая величайшую культуру, отказалась от своих достижений.

Садхгуру, которого Герман Греф пригласил на Экономический форум. Интересно, как два, казалось бы, противоположных мировоззрения, обнаруживают точку тождества: крайний индивидуализм в постмодерне и стремление к отказу от индивидуальности в индуизме сошлись в общем пафосе уничтожения границ и растворения в беспредельном ничто.

Вадим Демчог, создатель мистера Фримена: «Государство – это сервис». Человек постмодерна не хочет никому служить, но хочет, чтобы служили ему, поэтому стремится всё свести к сервисам, а государство превратить в бренд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector