Форма воды (2017)

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Три билборда на границе Эббинга, Миссури — разбор, обсуждение и объяснение концовки

Из фильма мы узнаем, что Стрикленд обнаружил существо в Южной Америке, точнее в Амазонке, где местные племена поклонялись ему, как богу. И это не удивительно, если учесть, невероятные способности, которыми обладает Ассет. Например, он может исцелять себя и даже других людей — он с легкостью восстанавливает раненную руку Джайлса. Однако способности существа намного шире. В начале фильма Джайлсу приходится надевать парик всякий раз, когда он выходит из квартиры, чтобы никто не видел его лысины. Но применив свою магию Ассет добивается того, что волосы сами начинают расти на голове Джайлса. Является ли Ассет на самом деле богом? Это трудно понять. Все персонажи воспринимают его по-разному.

Хотя Стрикленд заявил, что Ассет жил в Амазонке, существо, очевидно, не очень комфортно себя чувствует в пресной воде, поэтому Хоффстэтлер передал Элизе специальные вещества, которые она должна добавлять в воду, в которой содержится существо.  Ассет также может некоторое время обходиться без воды — например, он временно покидает квартиру Элизы.  Тем не менее, естественная для него среда обитания — вода. Поэтому Элиза в конце концов возвращает его к себе домой.

участок

Элиза Эспозито, которую нашли брошенной в младенчестве с ранами на шее на берегу реки, нема и общается с помощью языка жестов . К 1962 году, во время холодной войны , Эспозито работает уборщицей в секретной правительственной лаборатории в Балтиморе, штат Мэриленд . Она живет очень рутинной жизнью. Ее единственные друзья — это ее закрытый сосед, Джайлз, рекламный иллюстратор средних лет, и ее коллега Зельда Фуллер. Полковник Ричард Стрикленд только что поймал таинственное существо из реки в Южной Америке и отвез его на объект в Балтиморе для дальнейшего изучения. Интересуясь существом, Элиза обнаруживает, что это гуманоидная амфибия . Она начинает тайно навещать его, и между ними возникает тесная связь.

Пытаясь использовать Человека-амфибию для получения преимущества США в космической гонке , генерал Фрэнк Хойт в конце концов убеждает Стрикленда вивисектировать его. Д — р Роберт Hoffstetler — ученый , который тайно русский шпион по имени Димитрий Mosenkov — умоляет безуспешно , чтобы сохранить амфибия Человек жив для дальнейшего изучения и одновременно приказал его советскими обработчиками к эвтаназии существа. Когда Элиза подслушивает планы американцев относительно Человека-амфибии, она убеждает Джайлза помочь ей освободить его. Хоффстетлер натыкается на заговор Элизы и решает ей помочь. Хотя изначально Зельда сопротивлялась, она также участвует в успешном побеге.

Элиза планирует выпустить Человека-амфибии в близлежащий канал, когда сильный дождь откроет доступ к океану. А пока она держит его в ванной. Стрикленд допрашивает, среди прочего, Элизу и Зельду, но ничего не узнает. Вернувшись в квартиру, Джайлз обнаруживает, что человек-амфибия пожирает одну из его кошек. Пораженный, Человек-амфибия режет Джайлзу руку и выбегает из квартиры. Он добирается до кинотеатра внизу, прежде чем Элиза находит его и возвращает в свою квартиру. Существо касается Джайлза его лысеющей головой и раненой рукой; На следующее утро Джайлз обнаруживает, что его волосы начали расти, а раны на руке зажили . Элиза продолжает развивать свои романтические отношения с Человеком-амфибией, кульминацией которых является половой акт .

Неожиданно прибывает генерал Хойт и говорит Стрикленду, что у него есть 36 часов, чтобы найти Человека-амфибии, иначе его карьера и жизнь будут окончены. Между тем, Хоффштетлеру говорят, что он будет выведен из США через два дня. Хотя запланированная дата релиза приближается, здоровье Человека-амфибии начинает ухудшаться. Хоффстетлер идет навстречу своим кураторам, а Стрикленд следует за ним. На рандеву Хоффстетлера застрелил один из его кураторов, но Стрикленд, в свою очередь, не только стреляет и убивает обоих, но и стреляет в Хоффстетлера, осознав, что он шпион. Стрикленд пытает умирающего Хоффстетлера, чтобы он раскрыл подробности «команды», которая вырвалась из «Человека-амфибии», и Стрикленд удивлен, узнав, что замешаны Элиза и Зельда. Стрикленд безуспешно угрожает Зельде дома, пока ее муж Брюстер не обнаруживает, что у Элизы есть Человек-амфибия. Зельда немедленно звонит Элизе, предупреждая ее отпустить существо. Разъяренный Стрикленд обыскивает пустую квартиру Элизы, пока не находит заметку в календаре, раскрывающую, где она планирует выпустить Человека-амфибию.

В канале Элиза и Джайлз прощаются с существом, когда прибывает Стрикленд, сбивает Джайлза с ног и стреляет в Человека-амфибии и Элизу. Человек-амфибия быстро исцеляется и перерезает Стрикленду горло, убивая его. Когда полиция прибывает на место происшествия с Зельдой, Человек-амфибия берет Элизу и прыгает в канал, где исцеляет ее. Когда он применяет свою исцеляющую способность под водой к шрамам на шее Элизы, они открываются, обнажая жабры, подобные его; она возвращается к жизни, и двое обнимаются. В заключительном закадровом повествовании Джайлз выражает свою веру в то, что Элиза жила «долго и счастливо» и «оставалась влюбленной» в Человека-амфибии.

Сюжет [ править ]

Действие происходит в приморском порту в Аргентине (но снято в Баку , Азербайджанская ССР ), в основном среди сообщества ловцов жемчуга . Главный герой — приемный сын врача / ученого, который когда-то в прошлом был вынужден спасти жизнь мальчика, имплантировав ему акульи жабры.. Таким образом, он может жить под водой, но должен хранить свою тайну от мира. Конфликт возникает из-за его любви к прекрасной дочери ловца жемчуга. Его секрет раскрыт, и муж девушки Педро пытается использовать Ихтиандра в его способности легко находить жемчуг. Из-за того, что его держат в клетке под водой, его способность дышать на открытом воздухе ухудшается, и теперь он должен жить в море несколько лет. Хотя влюбленные освобождены, они навсегда отделены друг от друга.

Хотя якобы это трагедия потерянной любви, как « Ромео и Джульетта» , в фильме большое внимание уделяется жадности и коммерческой эксплуатации (жадных до жемчуга рыбаков), возможно, под влиянием социалистического реализма

Западный мир [ править ]

Человек-амфибия малоизвестен на Западе, но уже стал культовой классикой. Голливудский кинорежиссер Квентин Тарантино назвал « Человека-амфибию» одним из своих любимых российских фильмов , заявив, что он вырос на просмотре дублированной английской версии, которую часто показывали по американскому телевидению в 1970-х годах.

Были обвинения в том, что голливудский фильм 2017 года «Форма воды» является плагиатом Человека-амфибии . Журнал Indie Cinema Magazine отметил, что у обоих одинаковый сюжет, использование названия «Человек-амфибия» в обоих фильмах, советская связь в обеих историях и обстановка 1962 года.

Выпускать

Премьера фильма «Форма воды» состоялась 31 августа 2017 года на 74-м Венецианском международном кинофестивале , где он был удостоен Золотого льва за лучший фильм. Он также был показан на кинофестивале Telluride Film , Международном кинофестивале в Торонто в 2017 году , Лондонском кинофестивале BFI и других. Фильм был показан в двух кинотеатрах Нью-Йорка 1 декабря 2017 года, а на следующей неделе был показан в нескольких других городах. Он был официально выпущен в США 8 декабря 2017 года.

13 марта 2018 года фильм вышел на Blu-ray , DVD и в цифровом формате. Специальные возможности Ultra HD Blu-ray включают создание документального фильма, два короткометражных фильма , мастер-класс вопросов и ответов с дель Торо, интервью с художником Джеймсом Джином и три театральных трейлера.

Откуда появился Ассет?

Кстати, пока не забыли. В Сети сейчас не так много ресурсов, которые ведут толковую аналитику по фильмам и сериалам. В их числе — телеграм-канал @SciFiNews, авторы которого пишут годнейшие аналитические материалы — разборы и теории фанатов, толкования послетитровых сцен, а также секреты  бомбических франшиз, вроде фильмов MARVEL и «Игры Престолов». Подписывайтесь, чтобы потом не искать — @SciFiNews. Однако вернемся к нашей теме…

«Форма воды» снята в жанре волшебного реализма, в котором невероятная реалистичность сочетается с элементами магии. Такие детали, как консервативные взгляды Стрикленда, тайная деятельность Хоффстэтлера, который является шпионом КГБ, и другие приметы холодной войны позволяют однозначно отнести время действия картины к 1960-м годам.   Волшебное существо Ассет, на протяжении всего фильма демонстрирующее необъяснимые способности, тем не менее отлично вписывается в реалистичный антураж фильма.  

Не ценим, что имеем…

Я уж не стану касаться весьма необычных способностей человека-рыбы, который по ходу и вправду относится к той таинственной цивилизации подводных обитателей, которые стоят выше нашей даже не на одну ступень.

Кстати, если бы идиоты-ученые использовали Элайзу и ее методы по назначению, то уверена, смогли бы узнать много нового и интересного. О чем же в очередной раз говорит их поведение?

Мы настолько тупы и примитивны, что не можем с умом использовать даже те крохи, которые попадают в руки. Куда уж тут лететь в космос.

В заключение скажу одно, этот фильм достоин того, чтобы его смотреть, хотя бы из-за визуального и звукового ряда. Но не стоит останавливаться на предложенной картинке, пусть даже очень красивой, идите дальше, ищите больше и делайте собственные выводы.

Мнение нашей редакции

Мы решили не публиковать полноценную рецензию на этот фильм. Выскажем только свои мысли от всей редакции v-mire-filmov.ru. Стоит ли смотреть и почему фильм не так хорош, как его преподносят.

В США и Европе вопросы расовой дискриминации и женского притеснения стоят очень остро. Многие их проблемы нам непонятны в силу отсутствия основы конфликта. А если какие-то наметки и есть, то мы здесь со своими славянскими корнями не готовы решать проблемы так, как это делают за бугром. Особенности национального менталитета, знаете ли.

В чем-то фильм повторяет судьбу другого недавно вышедшего фильма Прочь. Правда, последний получил меньше восторженных откликов.

Чего ждать в «Форме воды»? Здесь и притеснение геев с их первыми робкими попытками заявить о своей сущности, и агрессивное подавление молчаливых (даже в прямом смысле этого слова) женщин, и превосходство белых на руководящих постах. Не забудьте о программировании на ненависть к СССР, без которой сегодня не обходится ни одна современная картина о 60-ых. Вообщем, Гильермо дель Торо поднял все животрепещущие темы, которые волнуют современную Америку, а вернее, США. И прошли бы все эти скрытые мысли задним планом, если бы не многочисленные награды гильдий и кинофестивалей с кинопремиями.

Заметьте, номинируются и награждаются обычно картины, в которых поднимают важные и серьезные вопросы. Примечательна ли чем-то выдающимся в этом отношении «Форма воды»? О да, но на полке с другими похожими фильмами, не более.

Давайте отбросим все наболевшие американские темы и сосредоточимся на главной сюжетной линии: любовь женщины к человеку-амфибии. Вы серьезно? Мы действительно готовы перешагнуть эту черту? Некоторые зрители проводят параллель со сказкой о Красавице и Чудовище, но там хотя бы речь о духовной близости с последующим преображением Чудовища в принца. Все, как полагается. Никаких вопросов к парочке. Но здесь же речь о межвидовой любви. И если девушка хоть как-то показывает свой внутренний мир с ее душевными терзаниями, то человек-амфибия для нас остается молчаливой рыбой. Рыбой, Карл!

Впрочем, дель Торо так все и планировал, настаивая, что нужно помнить о метафорическом смысле, а принцы эти уже надоели.

Режиссеру можно отдать должное если не в содержании, то хотя бы в форме. Очень изящно выдержанно в стилизованной манере, словно смотришь на яркую открытку 60-ых, где герои оживают в художественной утрированности. Все красиво и слаженно. Но будет ли для вас послание чем-то новым и заставляющим задуматься? Вряд ли. Наслаждайтесь картинкой. Этого добра в фильме хватает.

Примечания [ править ]

  1. ^ . Отдел гуманитарных наук . Оксфордский университет . 6 декабря 2017 . Дата обращения 3 февраля 2019 .
  2. Sydney Morning Herald «Фильмы» 25/9/2000 Путеводитель, страница 20 доступна через Справочный центр Австралии и Новой Зеландии Ebbsco
  3. Сергей Кудрявцев (4 июля 2006 г.). . Проверено 11 декабря 2018 .
  4. 2016-03-04 в Wayback Machine
  5. . AllMovie.com . Allmovie . Проверено 10 сентября 2017 года .
  6. . 4 июня 2012 года . Проверено 15 мая 2012 .
  7. .ошибка sfn: нет цели: CITEREFШахназаров2000 ( помощь )
  8. Berkhead, Саманта (8 августа 2019). . The Moscow Times . Проверено 28 августа 2019 .
  9. ^ . Журнал инди-кино . 22 января 2018 . Проверено 28 августа 2019 .
  10. . Времена Сан-Диего . 4 февраля 2018 . Проверено 28 августа 2019 .
  11. Ислам, Кадзи Enamul (6 апреля 2018). . Средний . Проверено 28 августа 2019 .

Актеры и роли

Салли Хокинс / Элайза Эспозито

Главный персонаж. Немая девушка, работающая уборщицей в секретной лаборатории.

Майкл Шеннон / Ричард Стриклэнд

Ричард Дженкинс / Джайлз

С выходом картины номинирован на Оскар 2018 в категории лучший актер второго плана.

Октавия Спенсер / Зельда

Актриса тоже получила номинацию на Оскаре 18-го года в категории лучшая актриса второго плана.

Майкл Стулбарг / Доктор Роберт Хоффстетлер

Для персонажа режиссер написал целую биографию, чтобы Майкл Шеннон легко вошел в образ. Именно актер решил, что будет разговаривать с белорусским акцентом, так как персонаж по легенде из Минска.

Даг Джонс / Человек-амфибия

Актер Даг Джонс признавался, что костюм человека-амфибии – самый сложный костюм в его работе. На подготовку уходило не менее 3х часов в каждый день съемок.

Дэвид Хьюлетт / Флэминг

 Загрузка …

Это не римейк, или Цена одиночества

Этот аквариум должен взорваться в одной из сцен фильма. При съемках столь опасного трюка практически никто не пострадал.

Ихтиандр, которого ловцы жемчуга и католические священники окрестили “морским дьяволом”, а местные жители — “морским богом”, у режиссеров фильма 1961 года получился, как ни странно, “морским ангелом”, от одного взгляда в объектив камеры которого таяли замечтавшиеся девушки. А беляевская Аргентина, образовавшаяся в результате захвата европейцами исконно индейских территорий, напротив, совместила в себе все лучшие представления об образе жизни за пределами Советского Союза. В результате появилась относительно сказочная южная страна, в которой хотелось жить измученному авторитарной идеологией советскому человеку.

Сериал “Человек-амфибия” — это не римейк старого фильма, а новая экранизация романа Беляева. На таком подходе к картине настаивают ее создатели и исполнители главных ролей. Режиссеры фильма “Человек-амфибия” остановились на одной-двух идейных гранях романа, в то время как новый фильм, продолжительность которого будет, как минимум, в два раза больше, не только уравновесил наличествующие в романе сюжетные линии, но и добавил новые.

На вопрос “О чем новый фильм?” исполнитель роли Ихтиандра Саид Дашук-Нигматуллин уверенно отвечает: “Об одиночестве”. Одинок, прежде всего, сам Ихтиандр, испытывающий сильные чувства по отношению к простой девушке, что никак не сочетается с его старыми увлечениями — гонять косяки рыб, разъезжать на дельфине и резать зазевавшихся акул. Одинок и его “хирургический отец”, доктор Сальватор (Регимантас Адомайтис), занимающийся операциями по совмещению несовместимых на первый взгляд животных и безвозмездно лечащий индейских мальчиков от тяжелых болезней. Одинока талантливая певичка Гуттиэре (Юлия Самойленко), не имеющая возможности раскрыть свой талант в провинциальном городке. Одинок самоотверженный ныряльщик Бальтазар и злодей Зурита, поставивший за цель вывести “морского дьявола” на чистую воду.

Чтобы тема одиночества не переросла в тему скуки зрителя перед экраном, создатели фильма добавили сюжетную линию импресарио (Андрей Панин) и журналистки Джинни, роль которой исполнила экс-продюсер “Земфиры” Анастасия фон Калманович. Эти герои донельзя бюрократичны: импресарио под видом благочестивого мецената и искателя певческих талантов пытается совратить Гуттиэре, а Джинни, в свою очередь, собирает материал для сенсационной статьи о невиданном существе, наводящем страх на рыбаков и режущим в клочья их сети.

Репортерша Джинни (Анастасия фон Калманович).

Изменилось и место съемок. Старый фильм снимали в Баку и на южном побережье Крыма (Гурзуф), заменявшем советским кинематографистам и Кавказ, и Кордильеры. За картонными декорациями виделась режиссерам не кучка санаториев и лагерей отдыха, а знойная страна ловцов жемчуга, легких баркасов, тесных улочек и ломящихся от диковинного товара лавок. Сегодня же съемочная группа отправилась прямиком в Карибское море, на Кубу.

Прошлое Элизы

Прошлое Элизы, возможно, еще более загадочно, чем чудеса, которые мы видим на протяжении фильма. Сначала мы видим похожие на шрамы знаки на шее женщины.  После этого Зельда сообщает, что Элиза еще ребенком была найдена в реке и усыновлена приемными родителями. Стрикленд предполагает, что следы на ее шее являются результатом несчастного случая, в ходе которого она также повредила голосовые связки и стала немой. В конце фильма существо превращает знаки на шее Элизы в жабры, которые позволят ей жить под водой.

Немота Элизы и неспособность Ассета к речи, с самой первой их встречи связывают двух героев. Элиза нашла способы общаться с другими людьми, будучи немой, поэтому ей удается наладить контакт с Ассетом.

В человеческом общества Элиза, из-за ее немоты и шрамов на шее, стала изгоем. В консервативных реалиях 1960-х годов, отличия Элизы еще более отдаляют ее от общества. Однако благодаря своей инаковости Элиза сближается с таинственным существом и влюбляется в него. А оно отвечает ей взаимностью.

Но может ли их связь иметь более глубокую причину? Хотя мы мало знаем о Элизе, можно утверждать, что у нее было трагическое детство — по неизвестным причинам девочка оказалась в реке. Но что, если Элиза изначально была подводным существом, похожим на Ассета? Поскольку ее удочерили, она могла стать более похожей на человека по внешнему виду, а ее жабры заросли. По этой логике, Ассет не превратил ее шрамы в жабры, а просто раскрыл ее собственные жабры, чтобы она могла дышать под водой.

Религиозные отсылки

На протяжении всего фильма Стрикленд неоднократно упоминает библейскую легенду о Самсоне и Далиле. Как известно, Самсон, обладавший невероятной физической силой, влюбился в Далилу. Однако женщина предала его — узнав секрет его силы, она рассказала тайну врагам Самсона. Лишив Самсона силы, враги пленили его. Затем Самсон обратился за помощью к Богу, и сила вернулась к нему. Самсон обрушил храм на головы своих врагов, убив себя вместе с ними.

Похоже, Стрикленд считает месть Самсона (даже ценой собственной жизни) победой. Во многих интерпретациях легенды Самсон действительно считается героем. Однако «Форма воды» предлагает другую интерпретацию. Легенда Самсона и Далилы похожа на сюжет «Формы воды» со Стриклендом и Элизой. Стрикленд был могущественным человеком в американском обществе того времени. Элиза была женщиной, которая предает его и обрекает на фиаско.  Однако Стрикленд не является главным героем истории. Им является Элиза.

Стрикленд же нужен для того, чтобы показать, каким отвратительным может быть лицемерие. Он высокомерен, однако требует, чтобы окружающие проявляли смирение. Он использует силу, чтобы навязывать другим свою волю, однако не терпит допроса со стороны своего начальника. Стрикленд религиозен,  но использует религию для реализации собственных планов.

Все это вспоминается во время кульминационной сцены «Формы воды», когда Стрикленд бьется с раненным существом. Хотя Стрикленд считает себя Самсоном, Элизу — Далилой, а Ассета — врагом Самсона, он все же начинает сомневаться в этой теории, говоря существу: «Ты — бог».  Считая себя Самсоном, Стрикленд программирует себя на смерть. К концу фильма все религиозные представления Стрикленда дают трещину. Хотя ранее он говорит, что люди созданы по образу и подобию Бога, признавая богом Ассета, Стрикленд отказывается от этой точки зрения.  Таким образом «Форма воды» бросает вызов тому, что кажется таким очевидным для Стрикленда и зрителей фильма.

Работа дель Торо

«Форма воды» содержит ряд отсылок к классическим фильмам, хотя наиболее очевидными из них являются «Существо из черной лагуны» и «Красавица и Чудовище».  Тем не менее, фильм дель Торо отличается от этих фильмов. «Существо из черной лагуны» — классический фильм о монстре, выпущенный в 1954 году. В этой картине существо было главным антагонистом.  В конце фильма существо застрелили, а все его оставшиеся в живых жертвы спаслись бегством. В отличие от фильма 1954 года, «Форма воды» показывает нам дружелюбное волшебное существо, в которого влюбляется главная героиня.  Таким образом, превращение монстра в положительный персонаж полностью переиначивает классический рассказ о глубоководном существе.      

Тем не менее, «Форма воды» обыгрывает традиционные сюжеты сказок, в которых женщины превращают мужчин в зверей и наоборот.  Эти сказки выражают идею о том, что любовь женщины очеловечивает мужчину, и эта же идея часто воплощается в современных романтических комедиях. Однако вместо того, чтобы следовать подобной сюжетной логике, «Форма воды» рассказывает о том, что именно Ассет превратил Элизу в нечеловеческое существо, давая ей возможность дышать под водой.   

Возможно, это демонстрирует гораздо более глубокую связь между Элизой и существом, которая отражает их обоюдная любовь. И это ставит под сомнение классическую идею о том, что героя нужно обязательно превратить в человека, чтобы история имела счастливый конец.

Через свой фильм дель Торо демонстрирует любовь к сказкам о монстрах, но «Форма воды» предлагает иную трактовку вечных мотивов. В классических историях монстры часто влюбляются в красивую женщину, но будучи антагонистами, в конце концов они умирают. В «Форме воды» монстр превращается в романтического героя, а романтическая составляющая сюжета лишь крепнет.     

В каком-то смысле «Форма воды» даже восстает против типичных фильмов о монстрах.  Традиционные фильмы и истории обычно воплощают консервативные идеалы, воспевающие классические представления об отношениях мужчины и женщины. Но «Форма воды» гораздо более прогрессивна в своих идеалах — она подчеркивает необычность существа, которая не мешает отношениям Ассета и Элизы.  Хотя действие фильма происходит в 1960-х годах, философское значение картины выходит за рамки представленной эпохи.  

Кака така любовь?

Узнав о столь жестоком плане военных, Элайза решает спасти человека-рыбу. Думаете, ею движет чувство сострадания ко сему живому? Вовсе, нет. Дамочка действует в угоду собственного эгоизма.

Кстати, в фильме присутствуют весьма откровенные сцены, в частности, это касается регулярного самоудовлетворения в ванной комнате перед работой. Зачем? Зачем этот момент в фильме? Дабы показать одиночество Элайзы?

Ну да, она настолько одинока и так сильно боится мужчин, что при первой возможности отдается странному и явно чуждому по своей природе существу. Нет, я все понимаю, любовь она такая, да, но любовь плотская.

Но ведь в мире существует совсем другая любовь, которая чистая, бескорыстная, которая гораздо выше уровня соединения двух тел!

В общем я сделала один вывод – спасти амфибию Элайза решила только из-за личных причин, ибо только неизвестное безголосое существо смогло ее понять, ему-то она и отдаст все, что имеет. Еще один момент – это гей-друг, о предпочтениях которого говорится очень вскользь, потому не понятно зачем.

Кадр из фильма «Форма воды»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector