Ирина шмелева: фото, биография, фильмография, личная жизнь и интересные факты

Президенту вроде не родственница

Как всем известно, тем, кто хочет строить карьеру в госструктурах России или в связанных с ними организациях, не то чтобы прямо обязательно, но очень желательно родиться в Санкт-Петербурге (который в советское время именовался Ленинградом). У Елены Шмелевой (Elena Shmeleva) биография оказалась подходящей – именно в городе на Неве она и появилась на свет, произошло это 3 октября 1971 года. Семья была довольно простой – один из родителей работал строителем, второй – экономистом.

Когда дела Елены Шмелевой пошли в гору, возникла версия о ее возможном родстве с Путиным. Есть даже слух, что она кузина главы российского государства, несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте. Теоретически такое возможно, практически – вряд ли, скорее уже племянница, говорят другие. Дмитрий Песков версию о возможном родстве семейства Елены Владимировны Шмелевой с Путиным опроверг.

Произведения Шмелева

Спустя 2 года Иван Шмелев решает уехать в Париж, где он проживет до конца своей жизни. Во Франции он написал знаменитую эпопею «Солнце мертвых», в которой описал ужасы и последствия революции.

Данное произведение получило множество положительных оценок от критиков. В частности, его по достоинству оценили Томас Манн и Александр Солженицын.

Позже из-под пера Шмелева вышла повесть «Богомолье» и роман «Лето Господне», ставшие особенно популярными среди русских эмигрантов. В России данные произведения будут опубликованы только накануне распада СССР.

В поздний период биографии Шмелев публикует произведения, в которых ярко прослеживается его тоска по Родине. Например, в своем романе «Няня из Москвы» он описывает бабушку, вынужденную уехать за границу.

Интересен факт, что у Шмелева было такое отвращение к большевикам, что вторжение немецкой армии в СССР он воспринял как «божье провидение».

Он надеялся, что коммунистический режим России будет свержен, а на смену ему придет духовное и нравственное освобождение.

Использованные материалы

  BAR. Ms Coll Zeeler. Corr. Box 3. Владимир Феофилович Зеелер (1874–1954) — общественный деятель, журналист, критик; юрист. В 1919–1920 гг. — министр внутренних дел в правительстве Деникина. Генеральный секретарь парижского Союза русских писателей и журналистов. С 1947 г. — член редколлегии газ. «Русская мысль».

  Русская газета в Париже. 1924. № 6. 11 февраля. С.2-3.

  Ильин И.А.Собр. соч. // Иван Ильин, Иван Шмелев. Переписка двух Иванов (1927–1934). М., 2000. С.65-66.

Фильмы

На съемочную площадку Ирина Шмелева попала, еще будучи студенткой «Щуки». Небольшая роль студентки техникума в драме «Алеша», которую снял режиссер Виктор Обухов, стала первой, но отнюдь не последней работой актрисы. В этом фильме фамилия Шмелевой отсутствует в титрах, настолько роль была незначительна. То же произошло и с ролью в фильме «Покровские ворота», где Ирина сыграла подругу Светы.

Ирина Шмелева в фильме «Акселератка»

В 1982 году актриса примерила роль невесты в фильме Георгия Данелии «Слезы капали». Юная и трогательная в этой трагикомедии, пожалуй, Шмелева такую героиню не воплощала больше никогда. Последующие роли были пропитаны духом авантюризма, девушка играла обольстительниц, обманщиц, эксцентричных красоток.

Таковы способная на подвиг студентка Юля в фильме «Найти и обезвредить», частная сыщица в остросюжетной комедии «Акселератка». А в «Ловушке для одинокого мужчины» героиня Шмелевой помогала разоблачить убийцу.

Ирина Шмелева в фильме «Кин-дза-дза!»

Особенными, по признанию актрисы, стали съемки в ленте Григория Данелии «Кин-дза-дза!». Данелия хотел фантасмагории, костюмы персонажей в буквальном смысле слова собирались по помойкам. Для инопланетянки-тачаночницы в исполнении Шмелевой сшили кожаный костюм, но режиссер решил, что кусок холстины и ржавая пружина во рту больше соответствуют образу. В таком «шикарном» наряде персонаж и запомнился зрителям.

В фильмографии артистки – разноплановые роли в лентах «Где находится нофелет?», «Учительница первая моя, или Мальчишник по-русски», «Божья тварь», «Паспорт», «Время и семья Конвей» и так далее. Дважды Ирина воплощала на экране Зою Космодемьянскую – в картинах «Битва за Москву» и «Трагедия века».

Ирина Шмелева в фильме «Божья тварь»

Ирина Шмелева стала одной из первых советских актрис, раздевшихся на экране. Режиссеры не могли пройти мимо яркой внешности женщины. Однако эффектная красотка Шмелева стеснялась «обнаженных» сцен. Ирина не гналась за популярностью, легко могла отказаться от ролей, которые были ей не интересны. Хотя, возможно, эти роли сделали бы актрису кумиром миллионов жителей Советского Союза.

О личной жизни Ирины Шмелевой и ролях в кино

Как и отмечалось ранее, к популярным ролям актриса относилась равнодушно. В своем первом интервью она отметила, что всегда хотела сняться в одной картине, чтобы один раз и навсегда.

Актриса не раскрывает своих любовных секретов, но отмечает, что того единственного мужчину она так и не нашла. Любовь оказалась безответной. В своей молодости она была глупая и наивная, поэтому не понимала некоторых особо важных вещей.

Для нее главная цель – гармоничные отношения между мужчиной и женщиной, чего она так и не достигла. Все картины, в которых она снималась, актриса прямо назвала “ерундой”, потому что они не оставили след о ней.

На пике своей популярности она не забыла, что значит оставаться собой. За ней бегали мужчины, но они были безразличны для нее, она стремилась к “пустым” отношениям.

Однако очередной фанат, Николай Павлович Боголюбов, внук знаменитого советского физика Боголюбова, усиленно ухаживал за актрисой. Долгое время Ирина не отвечала Николаю взаимностью, но он не сдавался и добивался внимания девушки несколько лет.

Вскоре удача улыбнулась ему, они поженились. После Боголюбов нашел прибыльную работу в Соединенных Штатах Америки, куда он перебирался вместе с Ириной.

Юные годы

На свет будущая актриса появилась в январе 1961 года. Ее родным городом стала Кушва, что в Свердловской области. Родители старались воспитывать ее в строгости, но Ира с ранних лет отличалась независимостью и уже тогда в ней были видны творческие задатки: девочка занималась музыкой, любила петь и танцевать. Также она всегда на все происходящее вокруг имела собственное мнение, поэтому непременно мечтала связать свою жизнь с искусством.

Ирина Шмелева в фильме «Время и семья Конвей». Фото взято из открытых источников

Когда девушке было 18 лет, она подрабатывала в Доме культуры в качестве массовика-затейника. Такой вид работы пришелся Ирине по душе, поэтому она решила стать студенткой знаменитого театрального Щукинского училища, где преподавателем курса стал Буров.

Ирина Шмелева в фильме «Найти и обезвредить». Фото взято из открытых источников

По окончанию выбранного вуза Шмелеву направили в московский драмтеатр им. Гоголя. Потом артистка не раз вспоминала, что она не хотела служить в театре и к тому же сомневалась в своих способностях. Но педагог ее уговорил. Ира, хоть и поддалась уговорам, но не смогла задержаться там надолго.

Детство и юность

Небольшой городок Кушва Свердловской области уже вошел в историю кинематографа как место рождения Ирины Викторовны Шмелевой. Родилась девочка 24 января 1961 года. Строгие родители пытались навязать дочери собственные жизненные ценности, но Ира с детства стремилась к независимости, имела свое мнение, мечтала реализоваться в искусстве.

Актриса Ирина Шмелева

В 18 лет вчерашняя школьница нашла подработку в Доме культуры одного из сел Свердловской области. Работа массовика-затейника, как раньше говорили, «два притопа, три прихлопа», стала стартовой площадкой для рождения будущей звезды советского кино. Там Ирина решила поступить в Театральное училище имени Б. В. Щукина в Москве. Решение девушка воплотила в жизнь, и мечта сбылась – в 23 года Ирина стала актрисой Московского драматического театра им. Н. В. Гоголя.

По признанию самой Шмелевой, поступать на службу в театр она не хотела. Вероятно, не очень верила в собственные силы. Но художественный руководитель, мастер курса, на котором училась Ирина, девушку просто заставил.

Ирина Шмелева в молодости

Режиссеры и педагоги одновременно, худруки курсов, первыми определяют будущих звезд и обычно в оценках не ошибаются. Так вышло и в случае со Шмелевой. Тем более, на место в труппу театра конкурс был большой, а начинающую актрису брали сразу, без каких-либо условий.

Ирина в юности была очень импульсивной, чувствительной, но при этом всегда понимала – надеяться можно только на себя, на собственные силы, особенно если выбираешь актерскую стезю.

Кинематограф

Ирина Шмелева дебютировала в кино в 1980 году. Ей достался крошечный эпизод в картине “Алеша”, даже без упоминания ее имени в титрах. Однако уже через три года она сыграла главную женскую роль в криминальном боевике “Найти и обезвредить”. Несмотря на то что начинающая актриса блестяще справилась с поставленной задачей, известность пришла к ней лишь через три года, когда она воплотила на экране героический образ Зои Космодемьянской в известной исторической киноэпопее “Битва за Москву”.

После этого на Ирину Шмелеву буквально посыпались роли. Один за другим вышли такие фильмы с ее участием, как “Человек с аккордеоном”, “Искренне ваш…” и “Без сына не приходи!”. Вторая половина восьмидесятых принесла ей поистине всесоюзную популярность и мешки писем от влюбленных поклонников, присылаемых на адрес киностудии “Мосфильм”. Именно тогда Шмелева приняла участие в популярнейших комедиях «Кин-дза-дза!» и «Где находится нофелет?», а в 1987 году, когда она сыграла главную роль в комедийном детективе «Акселератка» и еще раз оголила перед зрителями свою красивую грудь, наступил настоящий триумф в ее карьере. Сама же Ирина была признана чуть ли не самой красивой и желанной актрисой советского кино.

Перец срываю размером с кисть руки (во время цветения удобряю кусты в 2 этапа)

Имбирное печенье с героями мультфильмов и узорами от мастера из Венгрии

Как аккуратно покрасить стену с остатками обоев на ней: пошаговая инструкция

Однако практически сразу же после этого наступил настоящий закат отечественного кинематографа. Страна стремительно погружалась в болото переходного периода между плановой экономикой и рыночными отношениями. Новому российскому “кооперативному” кино нужны были совсем другие герои, а система Станиславского, подарившая всему миру настоящие шедевры, его интересовала меньше всего. В результате Ирина Шмелева, как и многие другие актеры того времени, не нашедшие возможности поступиться собственной профессиональной гордостью, оказалась практически не у дел. Нет, конечно же, она еще продолжала сниматься, и довольно много, но все ее роли в таких картинах, как “Запах осени”, “Триста лет спустя”, “Импотент” и, наконец, “Учительница первая моя, или Мальчишник по-русски”, в котором Ирина сыграла проститутку Лушу, казались ей каким-то кощунством.

Все это, равно как и целая череда неудач на личном фронте, и привело актрису к решению кардинально изменить свою жизнь. Впрочем, обо всем по порядку.

Американская мечта

Актриса очень долго решалась на переезд, но к нему ее подтолкнули обстоятельства – дефолт в стране, отсутствие ролей в кино, криминогенная обстановка. В итоге Ирина Шмелева сделала выбор и в 1998 году переехала в Америку, где вместе с мужем купила дом в центре штата Нью-Джерси, в городе Мальборо. Сначала Ирина осваивала английский язык и уже совсем скоро стала чувствовать себя «местной», а потом и вовсе поступила в Нью-Йоркский университет. Сначала актриса мечтала о карьере дизайнера, но вскоре поняла, что маркетинг ей нравится больше и обучилась на специалиста по массовым коммуникациям. Шмелева также работала на американском телевидении – сначала корреспондентом, а потом автором и ведущей двух программ. О том, что на родине она была успешной актрисой, Ирина никому решила не говорить.

После окончания университета Ирина быстро обросла связями, получила необходимый опыт и открыла собственную фирму по пиару и маркетингу. Сначала офис компании располагался в Бруклине, а через некоторое время переехал на Манхэттэен. А потом и сама Ирина с супругом подыскали жилье в Джерси-Сити с видом на Гудзон и Манхэттен. Правда, иногда Ирина Шмелева все же приезжала в Россию, чтобы сняться в эпизодических ролях в фильмах и сериалах, последние из которых датированы 2016 годом.

Сейчас Ирине Шмелевой 59 лет, вместе с мужем она живет в Нью-Йорке и работает риелтором уже более 15 лет, занимается маркетингом. Как рассказывает сама актриса, она уже давно стала американкой и деловой женщиной, день которой заполнен встречами и переговорами.

Елена Шмелёва сейчас

Летом 2021 года стало известно, что Елена Шмелёва примет участие в выборах депутатов Государственной думы ФС РФ восьмого созыва от «Единой России». Елена Владимировна вошла в общефедеральную часть списка партии наряду с министром обороны Сергеем Шойгу, министром иностранных дел Сергеем Лавровым, главврачом «Коммунарки» Денисом Проценко и уполномоченным по правам ребёнка Анной Кузнецовой.

Елена Владимировна отметила, что она намерена оправдать оказанное ей доверие, закрепив значимые инициативы в сфере образования на законодательном уровне. Среди наиболее крупных инициатив, озвученных Шмелёвой в ходе предвыборной кампании, — создание единой платформы для учёных, где они могли бы, если инфраструктура их вуза или НИИ не позволяет проводить нужные исследования, найти подходящие лаборатории в других учреждениях.

Также ряд идей, продвигаемых Еленой Шмелёвой, касается улучшения положения обучающихся в вузах. В частности, она настаивала на отмене обязательной вакцинации студентов. А в начале сентября 2021 года Елена Владимировна выдвинула предложения для улучшения качества обучения в аспирантуре, например, апробацию научных результатов аспирантов в рамках сотрудничества с индустриальными партнёрами.

Золотые годы

Ирина Шмелева родилась в городке Кушва Свердловской области. Здесь прошло ее детство, здесь она окончила школу и в 1979-1980 годах работала массовиком в Кушвинском Дворце культуры.

В 1984 году Ирина Шмелева окончила Театральное училище имени Б.В. Щукина, после чего некоторое время играла в Московском театра имени Н.В. Гоголя.

В кино Ирина Шмелева начала сниматься еще в студенческие годы. Ее дебютом стала эпизодическая роль учащейся техникума в социальной драме Виктора Обухова «Алеша». В 1982 году она сыграла роль Лены Новиковой, невесты Саши Ермакова, в трагикомедии Георгия Данелии «Слёзы капали». Молодая актриса создала очень трогательный образ, в какой-то мере диссонирующий с ее последующими работами. Впоследствии ее героинями чаще становились «бесшабашные» девицы, коварные обольстительницы и авантюристки. Так в приключенческой ленте «Найти и обезвредить» ее героиней была студентка Юля, девушка современная, способная совершить подвиг; в остросюжетной комедии «Акселератка» — отчаянная девушка Анюта, занимающаяся частным сыском; в детективе «Ловушка для одинокого мужчины» — лже-Элизабет, очаровательно-сексуальная девушка, помогающая разоблачить убийцу. Запомнились ее облаченная в лохмотья тачаночница Цан из легендарной комедии «Кин-дза-дза!», обманывающая главных героев, эксцентрично-смешная Людочка в комедии «Где находится Нофелет?».

Режиссеры, очарованные красотой актрисы, нередко старались раздеть ее в кадре. Ее прелестные формы будоражили мужскую часть зрительской аудитории в фильмах «Найти и обезвредить», «Ловушка для одинокого мужчины», «Акселератка», «Учительница первая моя, или Мальчишник по-русски» и других. Сама же актриса признается, что всегда стеснялась сниматься обнаженной, и в этих случаях просила, что бы на площадке осталось минимум людей.

Есть в активе актрисы и другие интересные работы. Так, например, она дважды сыграла легендарную Зою Космодемьянскую – в военной ленте «Битва за Москву» и в картине «Трагедия века», а в драме режиссера Владимира Басова «Время и семья Конвей» (по одноименной пьесе Дж. Б. Пристли) исполнила роль Кэрол.

Остальные кинокартины

Свои главные роли Ирина получила в период перестройки. Актриса успела сняться в следующих картинах:

  • «Слезы капали»;
  • «Найти и обезвредить»;
  • «Алеша»;
  • «Покровские ворота»;
  • «Время и семья Конвей»;
  • «Семь криков в океане»;
  • «Где находится нофелет?»;
  • «Акселератка».

Шмелеву охотно брали сниматься в «подающие надежды» кинокартины, ведь она отличалась отличной актерской игрой и природным талантом.

На смену государственному кино приходила эра кооперативного. В начале она старалась играть те роли, которые ей давали, но вскоре актриса поняла, что ничего хорошего в этом нет. Она забросила свою карьеру и уехала вместе с мужем в Америку.

Личная жизнь

Как уже говорилось, с выходом в свет “Акселератки” жизнь Ирины Шмелевой была просто перенасыщена поклонниками. Помимо тысяч писем со всех концов страны, мужчины преследовали ее и в самом буквальном смысле. Неизвестно, как актрисе удалось избежать каких-либо серьезных конфликтов с этой армией отвергнутых ею “женихов”, но Шмелева была официально замужем всего два раза.

Своим крохам я мариную огурчики без уксуса: получается очень вкусно – рецепт

100 лет назад маленькие города в США выглядели необычно: исторические фото

Со вторника в Москве ожидается температура воздуха как в заполярном Нарьян-Маре

В первый раз она познала узы семейной жизни довольно рано. Это был невероятно странный брак без каких-либо взаимных чувств с обеих сторон. Не прошло и года, как Ирина снова стала свободной девушкой. В это же время на ее горизонте возник некий страстный поклонник Николай, внук знаменитого советского математика и физика-теоретика Николая Николаевича Боголюбова, пошедший по научным стопам своего великого деда.

Этот мужчина умел добиваться своего. Он был настойчив и терпелив. Николай завоевал сердце Ирины длительной осадой и умелой тактикой. В конечном итоге строптивая актриса была повержена, а вскоре после ее безоговорочной капитуляции состоялась и скромная свадьба. Однако через несколько лет в их отношениях наступил кризис. Николай Боголюбов воспользовался первой же возможностью и эмигрировал в США, а Ирина нашла утешение в романе с одним актером. Но он был женат и не собирался уходить из семьи ради нее.

После разрыва отношений в сердце актрисы поселилась лютая зима. Ирина погрузилась в тяжелую депрессию и не хотела ни жить, ни работать. Вся сложившаяся ситуация могла бы закончиться весьма плачевно, если бы именно в этот момент, словно Ангел-хранитель, в ее жизни снова не возник Николай Боголюбов.

Список источников

До эмиграции

Путешествие на Валаам

В августе года студент юридического факультета Московского университета Шмелёв выбрал по желанию своей невесты Ольги местом для их свадебного путешествия древний Валаамский монастырь. Воспоминания о поездке:

«И вот мы решили отправиться в свадебное путешествие. Но – куда?… Петербург? …Ладога, Валаамский монастырь?.. туда поехать? От Церкви я уже шатнулся, был если не безбожник, то никакой

Я с увлечением читал Бокля, Дарвина, Сеченова, Летурно… Я питал ненасытную жажду «знать»… это знание уводило меня от самого важного знания – от источника Знания, от Церкви. И вот в каком-то полубезбожном настроении, да еще в радостном путешествии, в свадебном путешествии, меня потянуло… к монастырям!»

Благословение в свадебное путешествие Шмелев получил у старца Варнавы Гефсиманского в Троице-Сергиевой Лавре. Преподобный Варнава, провидя писательский талант, благословил его еще и так: «…превознесешься своим талантом».

Первая книга писателя «На скалах Валаама. За гранью мира. Путевые очерки» была задержана по распоряжению обер-прокурора Синода К.Победоносцева. Последовавшая затем продажа неразошедшегося тиража, обезображенного цензурой, букинисту за гроши надолго отвратила молодого автора от литературы. Спустя 40 лет Шмелев создал новую редакцию этого повествования под названием «Старый Валаам» (Париж, ).

Известность. Революция. Отъезд.

До отставки в году Шмелев написал ряд рассказов, посвященных социальным темам («Вахмистр», «По спешному делу», «Распад», 1906; «Иван Кузьмич», «Гражданин Уклейкин», 1907). Для героев Шмелева революция — очистительная сила, под ее влиянием они осознают новую правду. Печатался в «Русской мысли», «Детском чтении». Получив в 1907 году отставку, поселился в Москве, участвовал в «средах» Н.Телешова, в вошел в Товарищество «Знание» и, несмотря на начавшееся расслоение писателей демократической ориентации оставался типичным «знаньевцем».

Всероссийскую славу принесла Шмелеву, написанная в излюбленной им форме сказа повесть «Человек из ресторана» (1910). Критики сравнивали появление ее с дебютом Ф.Достоевского, но, продолжая традицию «бедных людей», повесть при всем ее социально-обличительном звучании несла в себе и новый пафос утешения, которое оскорбленная душа официанта Скороходова обрела в вере. По легенде, эта повесть спасла Шмелева от смерти: в двадцатом году его, как офицера запаса царской армии ждал расстрел, но комиссар признал в нем автора повести об официанте и отпустил. Произведение было экранизировано в СССР в году (режиссер — Я. Протазанов, в ролях: М. Чехов, В. Малиновская, И. Коваль-Самборский).

На события Первой мировой войны Шмелев, живший в это время в калужском имении, откликнулся сборником рассказов «Суровые дни»; неприятие войны как самоистребления озверевших людей получило также выражение в повести «Это было».

«Разрушение и хаос, куда не поглядишь… Что ж, умирает жизнь? Рождается…, только мы-то старыми глазами ясно не видим этого… Смерти нет для Великой Страны».

Сергей Иванович Шмелев — сын писателя.

«Без сына, единственного, я погибну. Я не могу, не хочу жить… У меня взяли сердце. Я могу только плакать бессильно. Помогите, или я погибну. Прошу Вас, криком своим кричу — помогите вернуть сына. Он чистый, прямой, он мой единственный, не повинен ни в чем».

Уже узнав о расстреле, Иван Сергеевич просил найти и выдать тело сына: «Я хочу знать, где останки моего сына, чтобы предать их земле. Это мое право. Помогите».

Горе круто изменило жизнь писателя. Поняв, что больше ничего нельзя узнать о смерти сына, Шмелевы ищут возможности выехать из Крыма в Москву.

Приехав в Москву, Шмелевы стали хлопотать о выезде из страны:

«Мне нужно отойти подальше от России, чтобы увидеть ее все лицо, а не ямины, не оспины, не пятна, не царапины, не гримасы на ее прекрасном лице. Я верю, что лицо ее все же прекрасно. Я должен вспомнить его. Как влюбленный в отлучке вдруг вспоминает непонятно-прекрасное что-то, чего и не примечал в постоянном общении. Надо отойти».

После всего пережитого Шмелев похудел и постарел до неузнаваемости. Из прямого, всегда живого и бодрого человека превратился — в согнутого, седого старика. Его голос стал глухим и тихим. От созерцания на лице появились глубокие морщины, грустные серые глаза потухли и глубоко запали.

«Я все потерял. Все. Я Бога потерял и какой я теперь писатель, если я потерял даже и Бога. С большой ли, с малой буквы — бог (Бог) — он нужен писателю, необходимо нужен. Мироощущение на той или иной религиозной основе — условие, без чего нет творчества».

От космонавтики к социологии

Елена училась в школе при политехническом университете, зубрила физику и астрономию и ходила в клуб космонавтики. Лавры Терешковой ее не прельщали – девочка собиралась стать инженером. Представления об этой профессии у нее были несколько экзотическими – во-первых, Елена считала, что инженер непременно остается «поэтом в душе», во-вторых, она хотела не разрабатывать технические решения, а руководить большими проектами, быть стратегом – по крайней мере, именно в таких терминах описывала свое понимание профессии Елена, уже будучи взрослой женщиной. Неудивительно, что инженером Елена в итоге не стала, решив, что гуманитарные знания и экономика могут быть куда важнее техники. Ее выбор закономерно пал на экономический факультет ЛГУ (Сейчас это Санкт-Петербургский государственный университет) – шел 1989 год, бушевала перестройка, профессия экономиста наряду с юридической стремительно входила в моду.  Однако Елена выбрала кафедру социологии – позже та выросла в отдельный социологический факультет.

[править] Биография

Образование

  • 1995 год — окончила факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета
  • 2005 год — защитила кандидатскую диссертацию на тему «Пожилые люди в крупном городе: условия жизни и механизмы адаптации». Автор 2 монографий и 32 научных статей.
  • 2014 год — получила степень Doctor of Business Administration Инновационный Менеджмент Британской Академии Бизнеса (academy-british.co.uk).

Карьера

  • 1999—2006 — руководитель социологического агентства и филиала исследовательской группы «Медиа Тенор» в Санкт-Петербурге.
  • 2006—2007 — эксперт Фонда «Центр стратегических разработок», руководитель аналитического управления Центрального исполнительного комитета политической партии «Единая Россия».
  • 2007—2011 — заведующая кафедрой факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета.
  • 2011—2014 — вице-президент благотворительного фонда «Система».
  • 2012—2014 — директор Некоммерческого партнерства содействия развитию интеллектуального и творческого потенциала молодежи «Лифт в будущее», а также и. о. декана Высшей школы управления и инноваций Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
  • С 2015 года — руководитель Фонда «Талант и успех». Член Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, руководитель межведомственной рабочей группы по направлению «Подготовка квалифицированных специалистов в интересах социально-экономического развития регионов».
  • С 2018 года — сопредседатель Центрального штаба ОНФ.

Родилась 3 октября 1971 года в Ленинграде. В 90-х годах начала работать инженером в НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ.

В настоящее время Елена Шмелева руководит Фондом «Талант и успех», основавшим по решению Президента РФ Владимира Путина Образовательный центр «Сириус». Центр занимается ранним выявлением, развитием и дальнейшей профессиональной поддержкой детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественно-научных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве.

В 2015 году получила благодарность Президента РФ «За заслуги в развитии системы профессиональной подготовки кадров Российской Федерации».

В 2018 году награждена Орденом Дружбы.


Вручение Ордена Дружбы

В 2018 году председатель инициативной группы по выдвижению Владимира Путина как кандидата на должность Президента РФ и сопредседатель его избирательного штаба на выборах 2018 года.

В мае 2018 года первый замглавы комитета по образованию Олег Смолин называл Елену Шмелеву кандидатом на должность министра образования и науки наряду с Ольгой Васильевой

В 2019 году представлен проект создания Инновационного научно-технологического центра и Научно-технологического университета «Сириус», партнерами которых являются ведущие российские университеты, НИИ и технологические компании, в том числе BIOCAD, Яндекс, Россети, Ростелеком, Сибур, Корпоративная академия Росатома, Роскосмос, Томский государственный университет, Национальный медицинский исследовательский центр имени Алмазова и другие.

Личная жизнь

Первый бурный роман у Ирины случился в студенчестве, когда она безумно влюбилась в своего однокурсника Алексея Маслова.

И. Шмелёва в молодости

Отношения между молодыми людьми были близкими и имели серьёзные намерения. Однако родители Алексея воспротивились женитьбе сына, и он не посмел их ослушаться. Ирина тяжело переживала расставание и, чтобы залечить душевную рану, скоропалительно вышла замуж за скульптора Йосю Кавалерчика. Этот брак актрисы без взаимных чувств с её стороны продержался меньше года.

И. Шмелёва в кадре фильма “За прекрасных дам” (1990)

Тем временем за Шмёлёвой настойчиво стал ухаживать Николай Боголюбов (внук знаменитого в СССР учёного-физика). Он был младше Ирины на пять лет, и она никак не одобряла знаки его внимания. Николай не отступил и в итоге добился руки любимой женщины. В 1989 году они официально поженились.

И. Шмелёва с мужем Н. Боголюбовым

Семейная жизнь с мужем складывалась очень непросто. Дело в том, что Николай слыл любвеобильным мужчиной: часто и открыто влюблялся, а потом быстро остывал к объекту обожания.

В начале 90-х он уехал из страны на работу в США. Сначала устроился там компьютерным инженером, но вскоре занял должность менеджера в престижной финансовой компании.

Встав твёрдо на ноги (в материальном смысле слова), Николай всё настойчивее стал уговаривать жену переехать е нему.

И. Шмелёва в разные периоды времени

Учитывая суровую действительность в кинематографе и обстановку в России, Ирина решилась на переезд и в конце 1998 года оказалась в Америке.

В Соединённых Штатах она решила распрощаться с актёрством и освоить новую профессию. Муж оплатил её обучение в колледже, и она стала специалистом в области маркетинга и массовых коммуникаций.

Попадание в «Систему»

Следующей важнейшей вехой в биографии Елены Шмелевой стало приглашение на должность вице-президента благотворительного фонда «Система» в 2011 году. Под довольно скромным названием скрывалась структура, созданная компанией, ставшей одной из крупнейших налогоплательщиков России. Самый известный, но не единственный актив – МТС, один из главных операторов сотовой связи. 

Как Шмелева оказалась в орбите АФК «Система», история умалчивает.

В 2012-м году, не оставляя работы в благотворительном фонде, Шмелева возглавила Институт развития интеллектуального потенциала молодежи МГУ им. М. В. Ломоносова и стала исполнять обязанности декана Высшей школы управления и инноваций МГУ, а также руководила некоммерческим партнерством содействия развитию интеллектуального и творческого потенциала молодежи «Лифт в будущее». Поддержкой талантливой молодежи занималось и агентство стратегических инициатив, созданное по инициативе президента. Шмелева успешно сотрудничала с этой структурой. 

Образование и карьера

В разные годы Шмелева занимала должность генерального директора российского исследовательского агентства MARCO, международного исследовательского института Media Tenor Russia. Также она возглавляла кафедру визуальной журналистики родного университета, занимала пост директора Института медиаисследований.

Елена Шмелева о О новом концертном зале «Сириуса»

В начале 2000-х социолог руководила аналитическим центром центрального исполнительного комитета «Единой России», выступала экспертом фонда «Центр стратегических разработок». С 2011 года она была вице-президентом благотворительного фонда «Система», будучи при этом деканом Высшей школы управления и инноваций МГУ и главой некоммерческого партнерства «Лифт в будущее».

Фондом «Талант и успех» управленец начала руководить в 2015 году. Его попечителями стали президент России и видные деятели культуры, науки и спорта. Целью проекта была заявлена поддержка талантливой молодежи, которая получила возможность приезжать в Сочи для встреч на территории специально открытого образовательного центра «Сириус».

В этом же году Шмелева встала во главе межведомственной рабочей группы, которая занималась подготовкой специалистов в интересах регионов.

Интерес к личности Шмелевой возник у общественности после ее назначения в 2018 году сопредседателем избирательного штаба Владимира Путина как кандидата на должность главы государства. Тогда в биографии руководителя центра для одаренных детей «Сириус» пытались найти подоплеку доверия президента.

Елена Шмелева и Владимир Путин

Очередной всплеск внимания к общественному деятелю вызвало принятие в ноябре 2020 года законопроекта о создании первой федеральной территории на базе олимпийского наследства в Сочи. Именно в зоне Олимпийской деревни находится «Сириус», в который входят не только образовательные структуры, но и научно-технологический центр.

В марте 2020-го Шмелева, как государственный представитель, стала председателем Фонда общественных интересов компании «Яндекс». В связи с этим вопрос о принятии законопроекта об ограничении доли иностранцев в значимых интернет-ресурсах автоматически потерял свою актуальность.

Но это не помешало Елене Владимировне по-прежнему руководить проектом «Талант и успех» и образовательным центра «Сириус». О сути их деятельности, нюансах управления и возможностях статуса федерального центра она рассказала в интервью Владимиру Познеру в его авторской программе в ноябре 2020 года.

Произведения

  • На скалах Валаама, 1897
  • По спешному делу, 1906
  • Вахмистр, 1906
  • Распад, 1906
  • Иван Кузьмич, 1907
  • Под горами, 1907
  • Гражданин Уклейкин, 1907
  • В норе, 1909
  • Под небом, 1910
  • Патока, 1911
  • Человек из ресторана, 1911
  • Виноград, 1913
  • Карусель, 1916
  • Суровые дни, 1917
  • Лик скрытый, 1917
  • Неупиваемая чаша, 1918
  • Степное чудо, 1919
  • Это было, 1919
  • Солнце мертвых, 1923
  • Как мы летали, 1923
  • Каменный век, 1924
  • На пеньках, 1925
  • Про одну старуху, 1925
  • Въезд в Париж, 1925
  • Солдаты, 1925
  • Свет разума, 1926
  • История любовная, 1927
  • Наполеон, 1928
  • Богомолье, 1931
  • Рассказы(Забавное приключение, Москвой, Мартын и Кинга, Царский золотой, Небывалый обед, Русская песня), 1933
  • Лето Господне, 1933-1948
  • Родное, 1935
  • Старый Валаам, 1935
  • Няня из Москвы, 1936
  • Иностранец, 1938
  • Мой Марс, 1938
  • Рождество в Москве, Рассказ делового человека, 1942—1945
  • Пути небесные, 1948
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector