Иван вырыпаев: фильмография, биография и фото

«Сахар»

«Практика»
вс 26 — вт 28 июня

Под звуки кавер-версий популярных песен, от The Beatles до «Иванушек Int.», Вырыпаев нараспев произносит короткие тексты собственного авторства. Зарисовки сытой жизни жителей мегаполиса изредка «сдабриваются» матом. На больших видеоэкранах растворяется электронная радуга, взрываются электронные фейерверки и сыплет электронный дождик. Спектакль — тонкая стилистическая издевка над современными определениями счастливой жизни. Если внимательно слушать, выражение «полный сахар» звучит как «полное г…». В театре подтвердили, что с июля спектакль снимают с репертуара.

Биография

Отец — Александр Николаевич Вырыпаев преподает в Иркутском педколледже № 1, награжден медалью «Патриот России».

Супруги и дети[источник не указан 177 дней]:

— От первого брака сын Геннадий

— Вторая жена (2003-2007), актриса театра Петра Фоменко, Полина Агуреева. Сын Пётр (р.2005).

— Третья супруга — польская актриса Каролина Грушка.

В 1995 году Иван окончил Иркутское театральное училище, после окончания один сезон проработал актёром Магаданского театра, затем два сезона актёром Театра драмы и комедии на Камчатке.

В 1998 году Иван Вырыпаев основал Театр-студию «Пространство игры» в Иркутске. В том же году Иван становится студентом Высшего театрального училища им. Щукина, обучаясь заочно на отделении «Режиссёр драматического театра».

В 1999—2001 годах Иван Вырыпаев преподаёт мастерство актёра в Иркутском театральном училище, на курсе Вячеслава Кокорина.

Иван Вырыпаев получил широкую известность и популярность в Европе, как театральный драматург, режиссёр, автор оригинальных творческих проектов. Его постановки, а также спектакли по его пьесам с успехом идут в Польше, Германии, Чехии, Болгарии, Англии. Пьеса «Сны» переведена на английский, французский, немецкий, болгарский, польский языки, пьеса «Валентинов день» переведена на немецкий язык, пьеса «Кислород» переведена на польский, немецкий, болгарский, румынский, английский, французский языки.

Работает в Москве, живёт как в Польше, так и России.

Любовь. Вырезка из «Петербургского театрального журнала»

Что дает драматургия Вырыпаева современному ему театру? Загадки. Причем совершенно не обязательно, что отгадки найдутся. Могут и не найтись. Загадки, как таковые, будоражат, провоцируют на поиски. И любой (даже выдуманный) театральный бог, понял бы, что поиски — это хорошо.

Этот человек, тяготеющий к познанию сложности и простоты жизни, с каким-то самоотречением все дальше уходит от драматизма, занимаясь нарочитым опосредованием всех противоречий. Он несет в театр свое уникальное, «штучное» мировоззрение, являющееся сплавом ультрасовременности и переосмысленных восточных ценностей и концептов. Причем последние доминируют. Западному театру Восток с его культом гармонизации, неделания и несуществования противопоказан. Потому что все это снижает драматизм. В пьесе «Танец „Дели“» к финалу выясняется, что героиня не чувствует боли от смерти матери в силу того, что ей довелось на грязном рынке в Дели испытать боль за все человечество (здесь, конечно, есть прямая отсылка к легенде о Будде Гаутаме). И теперь собственное локальное, маленькое горе все проваливается куда-то в складки слишком «растянувшегося» сердца.

Задача, которую ставит перед собой драматург, нова и безмерно сложна (в отличие от историй, которые он рассказывает): заставить зрителей ощущать через посредничество персонажа, который ощущать разучился.

Спектакли Вырыпаева

Первый спектакль, который Иван поставил по своему собственному сценарию, носил название «Сны». Актёры со сцены говорили о самых важных вещах в жизни человека: о Боге и красоте, любви и свободе. Начало спектакля вызывало у зрителей довольно противоречивые чувства – первые монологи казались несвязным бредом, лишённым логики и смысла. Однако погружение в атмосферу странного сна расставляло всё на свои места.

Потом на сцене появились «Город, где я» и «Валентинов день». Первая пьеса была написана в 2000 году. Постановка повествует о вере во Всевышнего, в человека, в самого себя

Главная идея этого спектакля известна уже несколько тысячелетий: всё в жизни – не важно, плохое или хорошее – нужно заслужить, выстрадать

«Валентинов день» – это продолжение широко известной пьесы Михаила Рощина. Популярна она была в семидесятые годы прошлого столетия. В произведении «Валентин и Валентина» автор рассказывал историю о практичных родителях, которые сумели отвадить от примерной девочки Вали влюбленного в неё сына проводницы, тоже Валю.

История, которую рассказывает Вырыпаев, трагична. Девочка Валя – уже и не девочка вовсе: ей исполнилось шестьдесят. Однако сильные чувства с годами не прошли. Валентин же женился на другой женщине, по имени Катя. Иван Вырыпаев рассказывает о случайной встрече в метро, метаниях мужчины, его смерти. О том, как Валентина 20 лет живёт с той самой Катей под одной крышей, ненавидит её и вспоминает о нём.

2001 год ознаменовался для Вырыпаева не только переездом в столицу России. Здесь он стал режиссёром в уникальном Центре новой пьесы «Театр.Doc» и обрёл невероятную популярность. Причиной тому стал новый спектакль «Кислород». Карьера нестандартного театрального режиссёра стремительно набирала обороты. В 2005 году началось сотрудничество с театром «Практика», где Вырыпаев поставил спектакли «Июль» и «Бытие № 2». Тогда же, в 2005-м, Иван Александрович открыл агентство творческих кино- и театральных проектов, литературы. Талантливый мистификатор, новатор – всё это Иван Вырыпаев. Пьесы его и сегодня ставят во всём мире! В списке театральных работ Вырыпаева спектакли: «Объяснить», «Танец Дели», «Иллюзии», «Комедия», «Женитьба», «Борис Годунов» и другие.

«Невыносимо долгие объятия»

«Практика»
вс 29, пн 30 мая, пт 17, сб 18, чт 23 июня

Текст уже ставили в немецком «Доучен Театре», однако Вырыпаева результат устроил только наполовину. В Москве он поставил собственную пьесу сам. Получился трагикомический спектакль о сегодняшних тридцатилетних без цели в жизни. Измены, аборты, наркотики, случайный секс, попытка суицида… В финале инопланетные существа объясняют им, что «только пройдя через ад, можно попасть в рай». Банальность это или откровение, снизошедшее на драматурга, а потом и на героев его пьесы, — решает зритель. По мощности слога и жестокости описаний спектакль напоминает знаменитый «Июль».

Юмор. Вырезка из журнала по психологии.

В одном из интервью, озаглавленном «Мы состоим из любви и юмора», фигурант повторил за каким-то посетившим Москву и, вероятно, придуманным им самим йогином, что «мы состоим из любви и юмора».

Это очень важная для него идея. Согласно Аристотелю, «смешное — это какая-нибудь ошибка или уродство, не причиняющее страданий и вреда. Это нечто безобразное и уродливое, но без страданий.

Судя по спектаклю «Комедия», составленному из несмешных анекдотов, юмор для Вырыпаева — именно легкий способ говорить об изъянах мира. Анекдоты в «Комедии» — это фактически анекдоты в старинном значении, а именно случаи. «Комедия» — издевка над театром, рассказывающим истории. И самозабвенное рассказывание историй. Банк банальных фабул, многие из которых реально пригождаются драматургу. Каждая из одноактовок «Танца „Дели“» (построенного как вариации истории, произошедшей с одними и теми же персонажами), «Валентинов день» и каждая из версий жизни героев «Иллюзий» — это те же анекдоты, рассказанные более проникновенно.

Театр и кинематограф

Создал череду прекрасных театральных образов: Кречинский – «Свадьба Кречинского», Дон Жуан – в одноименной постановке, Ланцелот – «Дракон», Шут – «Двенадцатая ночь», Родольфо – «Цилиндр». Гусятников – «Этот милый старый дом» и др.

В 1959-м году дебютировал в экранизации Алексея Баталова «Шинель», крохотная роль чиновника. Через несколько лет сыграл главного героя военного врача в драме «Конец и начало». Далее создал образы военных в исторической ленте «Кюхля» и шпионском фильме «Как вас теперь называть?».

Всесоюзную славу принесла, как ни странно, отрицательная роль альпиниста-предателя в приключенческой ленте «Вертикаль». В первый год картину посмотрело более 30 миллионов зрителей.

Партнерами Воропаева стали: Лариса Лужина, Владимир Высоцкий, Маргарита Кошелева, Александр Фадеев. В картине звучат великолепные песни Высоцкого («Песня о друге», «Скалолазка», «Вершина», «Прощание с горами», «Баллада об альпийских стрелках»).

Повторить успех актеру удалось в 1970-м году — ведущая роль Порошина в драме «Олеся». Главную героиню сыграла великолепная красавица-актриса Людмила Чурсина. Трогательную историю о любви зрители смотрят до сих пор.

Всего же в творческой биографии Геннадия Ивановича более 50 работ: детский фильм «Найди меня, Леня!» — отец Динки, детектив «Контрабанда» – «Француз», историческая лента «Агония» — генерал, драма «Грядущему веку» — Томилин, комедия «Счастливый случай» — Федя, мелодрама «Ночь грешников» — губернатор, историческая лента «Конь белый» — доктор Боткин, драма «Раскол» — Клейгельс, мелодрама «Империя под ударом» — швейцар.

Последний раз принял участие в съемках криминальной экранизации «Охота на Золушку» (2000 год), эпизод.

Любовь. Статья в журнале по психологии.

«Все это происходит не потому, что „любви все возрасты покорны“, а как раз наоборот — потому что любви все возрасты абсолютно не покорны», — так сказано в «Сентенциях Пантелея Карманова». Любовь в текстах фигуранта, как правило, неизлечима, как болезнь, и, как болезнь, властна (эта традиция идет еще от Сапфо и Анакреонта). Всегда молниеносная, она бьет наверняка. И целует прямо на улице, и играет роль перипетии, знаменуя перелом не от лучшего к худшему или наоборот, а от несуществования к существованию, от вязкого вазелинового сна к деятельной и действенной жизни.

Во всех без исключения произведениях фигуранта Эрос спаян с Танатосом. Сравните с хрестоматийной фразой из романа Булгакова: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и мгновенно поразила нас сразу обоих!» Даже положительная старомодная, пожилая Валентина из пьесы «Валентинов день» говорит: «Я просто жить хочу, стрелять хочу, пришибить кого-нибудь хочу!» Сравните со словами юной Лизы Хохлаковой из «Братьев Карамазовых»: «Скучно. Если я буду бедная, я кого-нибудь убью, — да и богата если буду, может быть, убью, — что сидеть-то!».

В двух последних пьесах разговор ведется у черты или за четой смерти, но убийств в них нет. В «Иллюзиях» вдруг декларируется мысль о том, что любовь — это ответственность. Боль героини «Танца „Дели“» в неспособности испытывать боль.

Главное. Вырезка из журнала по психологии

Главное — это неизречимое. И это то, что является для фигуранта источником неиссякаемого оптимизма. Когда он пишет: «Сын — это для главного. И дочь, для главного. И то, что тебе пожилая женщина в метро улыбается, тоже, для главного. И собаку бьешь, и матери не звонишь по неделям, жене изменяешь, только для главного. А на станции я видел пьяную, молодую девушку, которая плакала о главном, не просто же так», — он фактически сочиняет собственную теодицею (способ оправдания Бога). Вернее, как будто практикует смыкание западной необходимости объяснить жестокость богосозданного мира и восточное спокойное отношение к проявлениям жестокости. К убийству, которое для жертвы ни в коей мере не зло, а билет в новую жизнь. Впрочем, герой «Июля» убил без пяти минут святого человека отца Михаила — и в этом не может быть никаких сомнений — тоже для главного. Но уже в христианской парадигме (разумеется, предельно извращенно понятой). Дикое злодейство персонажа может быть рассмотрено под невероятным углом зрения как высший гуманизм (возможно, поэтому драматург и запретил через несколько лет после написания постановку этой пьесы). Вспомните «Человека-подушку» МакДонаха… Обрекающий на страдание берет на себя большее, чем страдающий: Грех. Когда искренне убеждаешь себя, что все ужасы на Земле совершаются для главного, жить становится возможно. Частный и высший случай главного — Любовь.

Уходящая профессия

В последнее время Вырыпаев много времени посвящает исследованию драматургии, проводит лекции и семинары для тех, кому интересна профессия драматурга.

«Моя профессия – драматург – умирает. К сожалению, сейчас настало время режиссеров. Ты создаешь пьесу, приносишь ее режиссеру и все – ни тебя, как драматурга, ни пьесы уже нет. Режиссерский театр – это не пьеса, а всего лишь высказывание по поводу пьесы. Драматургия же не имеет отношения к сценарию – это вид литературы, который исполняется со сцены. Это литература, которую смотрят и слушают. Я твердо убежден, что пьесы следует ставить так, как они написаны. Драматургия рождает театр, а не наоборот».

Иван Вырыпаев во время съемок документального фильма нем. Фото: ИО МЦ Союза кинематографистов России/ Игорь Матей

Вырыпаев считает, что за современностью нужно идти к современным авторам. Каждый классик когда-то был модным автором своего времени. Но при этом уверен, что зритель никогда не увидит его пьесу, если она поставлена как интерпретация, если режиссер привнёс туда свое видение.

Вопрос-ответ

В Иркутске станет выгоднее снимать фильмы?

«Форма и содержание – это одно и то же! Нельзя говорить, что у пьесы есть содержание, а автор нафантазировал форму. Одно от другого неотделимо. Мы все сейчас живем в эпоху оголтелого постмодернизма, который смешал все. Получилась большая каша. И это очень вредно для любого из видов искусства. Я выступаю за чистую форму. Нельзя взять Гамлета и перенести его на Луну. Гамлет существует только в той форме, которая была выписана Шекспиром. Мы не можем ввести в его речь нецензурную брань, разбавить ее другими словами и вставками – это разобьет форму и не будет больше Гамлета.

Когда появляется цензура, я могу это понять — это реакция общества и людей, которые очень устали от искусства, которое их травмировало. Зачем осовременивать пьесу? Я не хочу смотреть современного Чехова! Я хочу смотреть того самого Чехова, знать и слышать пьесу так, как он ее написал. Не хочу слушать Моцарта на синтезаторе, мне нужно слышать те самые инструменты, для которых он писал свою музыку. Любая режиссерская метафора – это ужасно пошло. Метафора должна рождаться у зрителя.

Или вот, например. Я потратил четыре месяца, чтоб адаптировать для постановки Анну Каренину. Да, существует больше чем 150 постановок, но исследуя это произведение,  я понял, что его невозможно перенести на сцену. Каренина – это не сюжет. Вернее это и сюжет, и социально-политические высказывания, философия, а также огромные куски текста, на протяжении которых течет эта жизнь. Сделать из этого пьесу невозможно! И это при том, что адаптации этого произведения с успехом где-то идут».

Жена драматурга польская актриса Каролина Грушка дает интервью режиссеру Юрию Яшникову для фильма «Иркутск Ивана Вырыпаева». Фото: ИО МЦ Союза кинематографистов России/ Игорь Матей

Несмотря на успех практически всех кинопостановок Ивана, кино его больше не интересует. Как режиссер он принял решение полностью посвятить свое время театру, не распаляясь больше на кинематограф.

Статья по теме

Ночь, байки, крест. Как иркутяне снимали игровую короткометражку

«Кино для меня – это «Трансформеры», «Человек Паук», голливудский аттракцион, картины Тарантино. Фильмы, которые я снимал – слишком авторские, массовый зритель никогда их смотреть не будет. Я и сам перестал смотреть кино, оно полностью перестало меня интересовать. Сейчас я пришел к тому, что хочу заниматься только театром и драматургией как литературой».

Иван Вырыпаев в новостях

23.09.2015 10:45
«Спасение» Ивана Вырыпаева стартует в кинотеатрах
На экранах России с 24 сентября

Кислород,
Танец Дели,
Спасение,
Эйфория,

Иван Вырыпаев,
Каролина Грушка,
Полина Гришина,

12.05.2015 17:57
Объявлена программа 26 ОМКФ «Кинотавр»
Динозавры и зубры главного кинофестиваля страны

Пионеры-герои,
Чайки (дубликат),
Конец прекрасной эпохи,
Синдром Петрушки,
Ангелы революции,
Родина,
Убрать из друзей,

Михаил Местецкий,
Алексей Учитель,
Олег Асадулин,
Василий Сигарев,
Виктория Исакова,
Тимур Бекмамбетов,
Бакур Бакурадзе,
Александр Котт,
Андрей Мерзликин,
Андрей Зайцев,
Пётр Буслов,
Иван Вырыпаев,
Алексей Федорченко,
Станислав Говорухин,
Анна Меликян,
Элла Манжеева,

05.12.2013 18:16
Фильмы 2014 года: Критики против бизнес-аналитиков
Что смотреть в наступающем году

Малефисента,
Трудно быть богом,
Большие глаза,
Ёлки 1914,
Том на ферме,
Друзья друзей,
Повар на колёсах,
Приключения мистера Пибоди и Шермана,
Филомена,
Робокоп,
Помпеи 3D,
Выживут только любовники,
Черепашки-ниндзя,
Горько!,
Дракула,
Интерстеллар,
Вий 3D,
Книга жизни,
Она,
Три богатыря и Юлий Цезарь (дубликат),
Исчезнувшая,
Мой Аттила Марсель,
Хранитель времени,
Как я теперь люблю,
Он — дракон,
Рио 2,
Далласский клуб покупателей,
Теорема Зеро,
Невероятное путешествие мистера Спивета,
Секреты прошлого,
Грань будущего,
Внутри Льюина Дэвиса,
Волк с Уолл-стрит,
Планета обезьян: Революция,
Ветер крепчает,
Восхождение Юпитер,
Трансформеры: Эпоха истребления,
Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 1,
Прощай речь 3D,
Тарзан 3D,
Любовь в большом городе 3,
Китайская головоломка,
Need for Speed: Жажда скорости,
Корпоратив,
Ной,
Под маской жиголо,
Выпускной,
Превосходство,
Я, Франкенштейн,
Нимфоманка: Часть 1,
Люди Икс: Дни минувшего будущего,
Она,
Зимний путь,
Новый Человек-паук. Высокое напряжение,
Земля медведей,
Годзилла,
Мачо и Ботан 2,
Несносные боссы 2,
47 Ронинов,
Хоббит: Битва пяти воинств,
Стражи галактики,
Как приручить дракона 2,
Обещание,
Домашнее видео,
Невероятная жизнь Уолтера Митти,
Исход: Цари и Боги,
Первый мститель: Другая война,
Парни из Джерси,
Форсаж 7,
300 спартанцев: Расцвет империи,
Без любви виноватый (удалить),
Трио из Бельвилля,
Ночь в музее: Секрет гробницы,

Марион Котийяр,
Клинт Иствуд,
Терри Гиллиам,
Алексей Учитель,
Кэмерон Диаз,
Мартин Скорсезе,
Джон Туртурро,
Ален Рене,
Уильям Х. Мэйси,
Евгений Ткачук,
Жан-Люк Годар,
Клаудия Льоса,
Жан-Пьер Жёне,
Леонардо ДиКаприо,
Никита Михалков,
Лариса Садилова,
Асгар Фархади,
Майкл Уинтерботтом,
Ксавье Долан,
Спайк Джонз,
Одри Тоту,
Алексей Герман,
Хаяо Миядзаки,
Патрис Леконт,
Иван Вырыпаев,
Уэс Андерсон,
Джим Джармуш,
Стивен Фрирз,
Итан Коэн,
Юрий Быков,
Джоэл Коэн,
Алексей Герман-мл.,
Кевин МакДональд,
Алекс Гибни,
Сильвен Шомэ,
Седрик Клапиш,
Грегг Араки,
Хуберт Саупер,
Дэвид Финчер,
Антон Корбейн,

26.07.2013 22:02
Питчинг Министерства культуры: день четвёртый в фотографиях
Как проходил отбор фильмов, которые получат господдержку

Левиафан,

Андрей Звягинцев,
Гарик Сукачёв,
Александр Прошкин,
Виктор Гинзбург,
Андрей Прошкин,
Чулпан Хаматова,
Александр Роднянский,
Сергей Осипьян,
Пётр Буслов,
Константин Буслов,
Роман Прыгунов,
Иван Вырыпаев,
Фёдор Бондарчук,
Александр Миндадзе,
Мира Тодоровская,

22.04.2013 13:40
Объявлена внеконкурсная программа первого национального кинофестиваля дебютов
Кинофестиваль «Движение» пройдёт в Омске с 24 по 28 апреля

Танец Дели,
…Пусть в других наша жизнь повторится,
Сердца бумеранг,
Все ушли,
Долгая счастливая жизнь,
В тумане,

Георгий Молодцов,
Кирилл Серебренников,
Гоша Куценко,
Сергей Лозница,
Николай Хомерики,
Борис Хлебников,
Дарья Екамасова,
Иван Вырыпаев,
Алексей Федорченко,

19.11.2012 16:39
Римский кинофестиваль объявил победителей
Главным призёром стала новая картина автора «Деток» Ларри Кларка

Девушка из Марфы,
Танец Дели,
Твоя рука в моей руке,
И они называют это летом,
Вечное возвращение,
У Али голубые глаза,
Небесные жёны луговых мари,

Бахтияр Худойназаров,
Тимур Бекмамбетов,
Кира Муратова Удалить,
Ларри Кларк,
Джереми Элькайм,
Валери Донзелли,
Иван Вырыпаев,
Изабелла Феррари,
Клаудио Джованнези,
Паоло Франки,
Алексей Федорченко,

Назад
Вперед

Красота. Вырезка из журнала по психологии

В отношении к красоте фигурант поразительно несовременен. В то время, как арт-хаус заявляет, что красота — это фашизм, в то время как европейский театр стремится вывести на сцену как можно более некрасивых (то есть нешаблонных, индивидуализированных) актеров, Вырыпаев остается верен тем идеалам, что ведут историю от платоновской калокогатии (вера в то, что внешне прекрасное является прекрасным духовно). Именно поэтому красота — достаточное основание для любви. Сравните, например, всем известную реакцию «Санька» из «Кислорода» на девушку Сашу и сентенцию из платоновского диалога: «Поток красоты… орошает проходы крыльев, вызывает их рост и наполняет любовью душу возлюбленного». Осознав это, вы поймете, почему фигурант воспевает физиологию волшебства и волшебство физиологии.

«Пьяные»

МХТ им. Чехова
пт 20, сб 21 мая, пн 27, вт 28 июня

Спектакль по вырыпаевской пьесе о пьяных представителях среднего класса наделала шума в немецком Шаушпильхаусе. В России ее поставил Андрей Могучий в БДТ («Золотая маска» этого года уехала в Питер) и Виктор Рыжаков — в МХТ. Обиженных офисных работников, заболевших раком директоров кинофестивалей, случайных женихов и разлюбленных жен охотно изображают мхатовские зубры: Игорь Золотовицкий, Дмитрий Брусникин, Ирина Пегова, Виталий Кищенко. Будучи в крепком подпитии, их герои исповедуются друг другу и вместе ищут смысл жизни. На сцене, похожей на гигантскую шахматную доску, все выглядит до колик смешно. Хотя драматург в паре с режиссером явно предполагали «смех сквозь слезы»: мол, современные люди могут искать Бога в себе и других только после пары бутылок водки.

«Летние осы кусают нас даже в ноябре»

«Мастерская Петра Фоменко»
ср 18, чт 26 мая, чт 16 июня

Единственная вырыпаевская пьеса в сдержанном репертуаре «фоменок», не слишком балующих своим внимание новую драматургию. История, рассказанная тремя артистами (прекрасные Ксения Кутепова, Томас Моцкус и Алексей Колубков), — деликатного свойства

Героиня утверждает, что в отсутствии мужа у нее в гостях был некий Маркус. А друг семьи настаивает, что Маркус был с ним. У кого Маркус был в итоге, так и останется тайной. Зато обнаружится целый склад скелетов в шкафу. Финал случится неожиданно: друзья забудут, кто на чем настаивал, начнут обливать друг друга водой из кулера и весело хохотать. Изящнее, чем фоменки, о противоречивых человеческих отношениях еще никто не рассказывал.

Признание и награды

  • Лауреат молодежной премии «Триумф» 2004
  • Лауреат премии им. Володина «Надежда русской драматургии»
  • Вторая премия на международном фестивале современной драматургии в Гейдельберге, (Германия)
  • Гран-при международного фестиваля Контакт г. Торунь (Польша) (за спекталь «Кислород»)
  • Лауреат премии фестиваля «Новая драма» (Москва) (за спекталь «Кислород»)
  • Лауреат премии «Золотая маска» (Москва) (за спекталь «Кислород»)
  • Гран-при фестиваля «Новая драма» 2005 г. (за спекталь «Бытие 2»)
  • Специальный диплом жюри фестиваля «Кинотавр» (за фильм «Эйфория»)
  • Приз независимого молодежного жюри 63 МКФ в Венеции «Золотой львёнок» (за фильм «Эйфория»)

Из записей Оливье Семенова. О популярности

Про известность, про успех Иван не говорит, но проговаривается. Вот здесь, например, дважды: «Я был еще неизвестный человек, а он был уже восходящей звездой. Мне было очень лестно с ним общаться и вообще дружить». С одной стороны, неприятно, что для него так существенна эта дистанция между звездой и смертным. С другой — хорошо, что он честен, произнося это самоуничижающее «лестно». Понятно, что ему, с его поисками сакрального, невозможно называть успех ценностью. Понятно также, что для человека, у которого «в классе половина ребят умерли… большинство из них — от СПИДа и героина», которого фактически выгнали из родного (хотя и довольно постылого) города, не дав кислорода в местном театре, для человека, который потом болтался со своей первой женой-однокурсницей и маленьким ребенком где-то под Находкой, а после, набрав в легкие воздуха, как в прорубь, нырнул в Москву, успех не может ценностью не быть. Да, Иван, конечно, все время «чувствует известность». Но что же делать? Успех — это способ быть услышанным. Единственный способ. Потому, возможно, на каком-то этапе Садовое кольцо и поиграло им (см. Дмитревская М. Разговоры. С. 269), прокрутив, как на чертовом колесе. Возможно, оно готово уже было оставить его себе — как еще одну знаковую фигурку на своей карусели. Но он соскочил. Ушел в подвал. Уехал в Польшу. Да просто пранаямой очистил легкие от выхлопных газов. Он миновал этот виток, быть может, и не без потерь для кармы, но миновал.

С кем говорит искусство?

Наш земляк, всемирно известный драматург, режиссёр и актёр Иван Вырыпаев, который сейчас живёт в Польше, уверен, что спектакль, поставленный на «живой» сцене, там и должен играться – для людей, которые прямо сейчас сидят в зале.

«Всё, что выложили сегодня театры мира в онлайн, сложно воспринимать как акт чувственный. Ты можешь посмотреть, например, постановку какого-то московского театра, живя в Иркутске, немецкого или французского, но ты просто составишь себе впечатление о ней. Это не будет потреблением настоящего произведения искусства.

Статья по теме

Не одичать на самоизоляции. Какие театры и библиотеки можно посещать онлайн

Чтобы искусство потребить, нужно, чтобы оно говорило непосредственно с тобой. А спектакль говорит с тобой, только когда ты приходишь в театр. Невозможно передать то, что происходит на сцене, через видео, потому что это непередаваемо. Можно снять спектакль очень хорошо, можно снять с десяти камер, но если в этот момент актёры играют для людей в зале, то они играют только для этих людей», – отмечает Иван.

По его словам, единственный способ передавать театр на расстоянии — создавать фильмы-спектакли специально для экрана. У Вырыпаева уже есть такой опыт: во время карантина он презентовал в одном из онлайн-кинотеатров киноспектакль под названием «Интертеймент» – «развлечение» в переводе с английского. Это комедия по новой пьесе Ивана, в которой играет он сам и его жена – польская актриса Каролина Грушка.

По сюжету, они превращаются в молодую парочку, которая пришла в театр смотреть спектакль. Но постепенно происходящее на сцене и реальная жизнь путаются, и героям приходится разбираться, что такое реальность в мире бесконечного развлечения.

Вступление Оливье Семенова

«Представьте себе человека, приехавшего поступать на режиссуру в Щукинское театральное училище, впервые без родителей спустившегося в метро и вполне логично выбравшего в списке станций — станцию метро «Щукинская» — пишет Виктор Рыжаков (Рыжаков В. Иван Вырыпаев: человек, которого я не знаю//Театр. 2004. № 5. С. 7). Представили? Это наш герой — Иван Вырыпаев.

До этого спуска в московскую подземку было актерское училище, изгнание из душного театра в Иркутске, скитания по Дальнему Востоку, встреча с автором приведенной выше цитаты, очаровавшим (ненадолго) рассказами о щукинской школе…

Легко представить бедно, но экстравагантно одетого молодого человека, пытающегося выглядеть по-свойски, в вагоне, который уносит его на северо-запад по Таганско-Краснопресненской линии (линия, если она не кривая, — чуждая ему конфигурация — она не могла вывести верно).

Легко. Но про него ли я пишу? Про этого ли Вырыпаева? Или про того, кто получил двойку по режиссуре в Щуке и не стал пересдавать? Потому что сделал отрывок, где Гамлет и могильщики выходили на сцену с газетами. А ему сказали: «Газет в то время не было». И он не закончил режиссерский факультет.

Про того, который говорил в 2003 году: «Конечно, я стараюсь ощущать себя собой, но получается — поколением» (Дмитревская М. «Социальность или смерть»: // Дмитревская М. Разговоры. СПб., 2010. С. 271). Или про того, кто с головой ушел в духовные практики, в поиски сакрального, который, давно оставив поколение и другие каррасы, цитирует: «Все есть бог». А потом добавляет: «…но эту заповедь не нужно анализировать, ее нужно практиковать» (Сычев С., Захаров А. Плохих фильмов не бывает: // Искусство кино. 2009. № 8. С. 73). И дальше, сделав новый виток, говорит: «Странные вещи вы рассказываете. Разве Бог и дьявол — это различные сущности? Бог и дьявол, по-моему, это все одно». Того, кто читает комментарии индуистских и иудаистских святых к Библии, Аристотеля и Бхагават-Гиту? Или того, кто вдруг стал смотреть со страниц чуть ли не желтых глянцевых журналов, стал передвигаться по красным ковровым дорожкам? Кто сошел с них (или не сошел?). Кто сменил одну красивую и талантливую жену на другую. Кто выучил польский и стал даже здесь, в России, совсем европейцем.

Он постоянно меняется. Он неуловим. Тот, кто пишет о нем, тот рискует отстать, тот все время рискует отстать. Потому надо торопиться.

Вырезка из «Петербургского театрального журнала»

В театральной режиссуре Вырыпаев остается драматургом. Как оставались драматургами, даже произнося свои пьесы со сцены, греческие трагедиографы. Заботливо доносит и воплощает текст. В кино он куда театральнее, чем в театре. Экспериментируя на чужом поле, Вырыпаев отказывается от своих литературоцентрических идей. Он готов придумать — и придумывает в «Кислороде» новый визуальный текст в дополнение к тексту звучащему. Готов загромоздить сознание зрителя образами, зачастую вступающими в конфликт со звучащим текстом. Показательная история: над отснятым материалом «Эйфории» работало две группы: одна над акустическим рядом, другая над изображением. И первая говорила: «Что за чернуха? Кому это надо?», а вторая: «Что за безумные красоты? Это какой-то идеализм»…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector