Николас виндинг рефн

Дислексия и дальтонизм

В основе уникального авторского стиля Николаса Виндинга Рефна лежит сугубо прагматическая причина – у режиссера дальтонизм, он не способен различать оттенки и полутона. Однако постановщик умел превратить недостаток в преимущество. Одно дело – использовать выкрученную контрастность, как это было в первых работах, или насаждать неон, как в последних, и совсем другое – изобретать собственный язык повествования со множеством нюансов и подтекстов.

Утонченность вкуса и умение совмещать несовместимое привели к тому, что китчевые элементы в фильмах Рефна перешли в разряд стильных и статусных атрибутов и стали его визитной карточкой. Режиссер с таким мастерством видоизменяет их, что это не может не восхищать. При этом упрекнуть Рефна в воинствующем эстетизме сложно.

Хотя критики периодически припоминают ему отсутствие академического образования, понимание, какие приемы используются в кино и как индустрия вообще функционирует, у Рефна, несомненно, есть. Он щепетилен в своем выборе, и это заметно невооруженным глазом.  Например, помимо использования авторской цветовой палитры, одним из излюбленных приемов у него является симметрия. Не такая очевидная, как у Кубрика, конечно, но не менее выигрышная. Наполнение кадра у Рефна максимально емкое и лишено ненужного воздуха, несмотря на обманчивый минимализм. Разумеется, не всегда и не везде – в невоздержанности постановщика тоже упрекают, но это – продуманные излишества.

Творческой разнузданности и желания нарушать правила, если они не вписываются в личный концепт, у Николаса Рефна тоже хоть отбавляй. Речь, конечно, об ультранасилии: режиссер снимает картины о маргиналах и отбросах общества, изгоях, обитателях тюрем, притонов, борделей, и не стоит удивляться тому, что в историях об антигероях хлещет кровь.

Шокирующий натурализм при этом отталкивает одних и привлекает других, однако к реакции публики Николас не слишком внимателен, и это тоже цепляет. Один из самых низко оцененных своих фильмов «Только бог простит» режиссер поставил в один ряд с «Гражданином Кейном» – признанной классикой кинематографа. И в этом заявлении считывается не самоуверенность и бахвальство, а скорее безапелляционная верность себе и собственным решениям.

биография

Молодежь и откровение в Дании

Рефн вместе с Томом Харди , главным актером фильма о Бронсоне .

Николас Виндинг Рефн — датский кинорежиссер, живущий в Копенгагене . Он сын редактора Андерса Рефна и фотографа Вибеке Виндинг.

В 1978 году он вместе с матерью и отчимом переехал в США , в Нью-Йорк . Они оставались там до 1987 года, а затем вернулись в Данию . Николас проходил курсы в Нью-Йорке в Американской академии драматических искусств .

Он известен реализацией трилогии « Толкатель » , фильмов, выпущенных между 1996 и 2005 годами .

В 2008 году он был членом жюри пятнадцатого фестиваля Fantastic’Arts .

Режиссер с ведущим актером « Тихий воин» Мэдсом Миккельсеном на кинофестивале в Торонто в году .

Голливудский прорыв (2010-е)

Режиссер Каннского кинофестиваля 2014 года , где входит в жюри.

В март 2010, он признал, что больше не привязан к голливудской адаптации «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» , предпочитая сосредоточиться на новом фильме, который вскоре будет сниматься в Азии. Он получил награду за лучшую режиссуру за свой фильм « Драйв» на Каннском кинофестивале 2011 года .

В Май 2013, Николас вернулся в Канны во второй раз, чтобы представить Only God Forgives на официальном конкурсе. Это его второе сотрудничество с Райаном Гослингом после Drive . По окончании официального показа в Каннах фильм засвистел. Когда Николасу Виндингу Рефну сказали, что пленку присвистнули, он не удивился и ответил, что «Искусство создано для разделения, потому что, если искусство не разделяет, оно не проникает, а если оно не проникает, вы просто потребляете». Это «. В отличие от Каннского кинофестиваля 2011 года , Николас Виндинг Рефн не получил приз в 2013 году на набережной Круазетт.

В Июнь 2012 г., мы узнаем, что Николас Виндинг Рефн отвечает за адаптацию фильма « Барбарелла» 1968 года в телесериале. Он будет режиссером и исполнительным продюсером в этом сериале, хотя нет уверенности, что он будет снимать другие эпизоды после пилота. ВМай 2013, серия все еще находится в стадии написания. ВЯнварь 2014, мы узнаем, что Николас Виндинг Рефн остается исполнительным продюсером сериала, но не будет снимать эпизоды.

Склонность режиссера к зрелищному насилию и тьме, без умеренности, обнаруживает желание исследовать все грани человеческого существа и исследовать темные уголки личности. Тема насилия также позволяет ему развивать своеобразное повествование и пластические исследования (расширенная темпоральность, гипнотическая атмосфера, призрачные персонажи и кошмарная вселенная, запутывающая стилизованный свет и отсылки к классике кино). Когда вышел Бронсон , Николас Виндинг Рефн сказал: «Искусство — это акт насилия. Мне интересны крайности, смесь поэзии и насилия » [ исх.  желаемый] . Он также придает большое значение визуальному аспекту, в частности цвету: «Я работаю по контрасту. Я использую много красного, чтобы передать эмоции. Кино — это прежде всего визуальная среда: слова не имеют значения » . Он особенно известен использованием насыщенных цветов.

В мае 2014 года он входит в жюри художественных фильмов 67- го Каннского кинофестиваля под председательством Джейн Кэмпион .

В феврале 2015 года Рефн записал интервью с Уильямом Фридкиным о Конвое страха .

Его вдохновляют некоторые звезды эстрады. В октябре 2015 года Николас Виндинг Рефн заявил, что его чувствительность очень близка к девчачьей поп-музыке и что он хотел бы снимать музыкальные клипы для Кейт Буш или Goldfrapp . Во время фестиваля Lumière 2015 Николя Виндинг Рефн демонстрирует часть своей коллекции постеров для кино и публикует «Художественное искусство», «Маленькая история эксплуатации кино 60-х и 70-х годов» на 316 постерах ( ISBN  978-2955287309 ) .

В мае 2016 года он снова участвует в конкурсе на 69- м Каннском кинофестивале со своим новым фильмом «Неоновый демон» , хоррор-эротическим триллером с Эль Фаннинг , Кристиной Хендрикс и Киану Ривзом в главных ролях .

В мае 2019 года он вернулся в Канны, но вне конкурса, чтобы представить два эпизода своего нового сериала « Слишком стар, чтобы умереть молодым» с Майлзом Теллером в главной роли. Он также проводит там мастер-класс, чтобы оглянуться на свою карьеру. Режиссер впервые в истории снимается на обложке французского журнала.март 2019.

Без лишних слов

Несмотря на то что мораль в фильмах Виндинга Рефна часто размыта, уловить общую мысль – каждый получает по своим заслугам – можно через завесу сюрреалистичности и шквал аллегорий. И подается она чаще всего, как мы уже выяснили, визуально. Несмотря на то что Рефн любит продвигать определенные идеи слишком уж бескомпромиссно, он умеет в этом стремлении обходиться без лишних слов. Наглядный пример – сценарий «Драйва», который уменьшился едва ли не в 2,5 раза после того, как режиссер взялся за проект.

Можно было бы подумать, что причина тому тоже приземленная. Английский язык для Николаса не родной (хотя в детстве постановщик успел пожить в Нью-Йорке). У его соотечественника Ларса фон Триера, например, в англоязычных проектах тоже простые мысли выражаются простыми словами – чем не аргумент? Или же списать все на дислексию – с этим недугом режиссеру тоже пришлось учиться жить. Однако в случае с Рефном речь идет скорее об универсальности аллегорий, мыслей, эмоций, архетипов – того, что можно выразить словами, но необязательно. Они работают на глубинном уровне, независимо от того, в каком контексте и сеттинге разворачиваются события, – в современном неоновом Бангкоке или в Скандинавии 1000 лет назад.

А вот без музыки, резко контрастирующей с тишиной, Николас Виндинг Рефн обойтись не может. Саундтрек и картинка в его фильмах так прикипают друг к другу, что одно становится неотделимым от другого. Грубый и тревожный звук с вкраплениями блюз-рока сочетался с псевдодокументальной съемкой с ручной камеры в «Дилере», Nightcall Kavinsky разрезал ночную пустоту Лос-Анджелеса, обрывки караоке тонули в разреженном влажном воздухе Бангкока, а электро Клиффа Мартинеса погружали зрителей в сюрреалистичный транс. Первые же ноты вызывают в памяти причудливые образы и эмоциональный всплеск. Это ли не искусство?

Визионер, фетишист и бунтарь

29 сентября Николасу Виндингу Рефну исполнилось 50. Датчанин сделал многое, чтобы его имя оказалось на кино-Олимпе, – стал сенсацией на родине, штурмом взял Голливуд, завоевал уважение среди коллег и любовь публики. Хотя абсолютное признание получил лишь «Драйв», самый известный из его проектов. Другие фильмы получали противоречивые отзывы. И это неудивительно: Рефн на своем примере не устает доказывать, что от любви до ненависти один шаг.

Николас Виндинг Рефн парадоксален по своей натуре – стерильность и отстраненность удивительным образом соединяются в его работах с реками крови и старым добрым ультранасилием, а холодность и цинизм – с глубоко личными переживаниями. Чего только стоит история, когда режиссер разрыдался в машине, услышав Can’t Fight This Feeling – считается, что именно тогда пазл «Драйва» окончательно сложился.

Противоречия легко отыщутся при одном взгляде на фильмографию режиссера. Эволюция его стиля – от документальной манеры съемки до глянцевого эстетизма – слишком заметна, чтобы просто так от нее отмахиваться. Рефн за четверть века прошел все – и огонь, и воду, и медные трубы (за несколько лет его ждали успех и провал в Каннах), однако остался самобытным режиссером, умеющим твердо стоять на своем. Это одна из его несомненных авторских фишек, но легко отыщется еще несколько вещей, выделяющих Николаса Виндинга среди остальных кинематографистов.

Аллегоричность

Рефн не обращает никакого внимания и на жанровые рамки. «Неонового демона», например, режиссер охарактеризовал так:

Сочетание несочетаемого, но замысел в итоге удалось осуществить. Не менее интересна и история с «Драйвом» – это кино постановщик одновременно описывал и как нуар, и как супергеройский фильм, и как сказку для взрослых.

Аллегорию и мифологию можно найти в каждом проекте Рефна. Из-за сюжетной канвы у датчанина постоянно выглядывает античная трагедия, а в самой истории непременно находится микс архетипов, которые он раскладывает и интерпретирует на свой лад. На эту тему не высказался только ленивый: миф об Эдипе легко считывается в «Только бог простит», как и легенда о Нарциссе – в «Неоновом демоне».

Сюрреалистические элементы выбивают почву из-под ног не только у зрителей, но и у героев, и ведут тех к завершению необходимой трансформации – мучительному перерождению, принятию собственной природы и последствий, заложенных мирозданием. Рефн, который не раз говорил о личных экзистенциальных кризисах и о том, что в персонажей часто вкладывает частицу себя, любит наблюдать за тем, как герои оказываются погребенными под проблемами, количество которых растет как снежный ком. Это одновременно и придает повествованию необходимой динамики и напряжения, и ведет к точке невозврата, без которой не обходится ни один проект режиссера. В его кинематографической вселенной обстоятельства подгоняются под героев – и персонажи, в конце концов сбросив все маски и избавившись от всего лишнего, становятся теми, кем и должны быть.

Режиссерский стиль

Рефн говорил о характеристиках в своих фильмах:

Рефн предпочитает снимать свои фильмы в хронологическом порядке: «Я читал, что делал это в некоторых своих фильмах, поэтому я подумал:« Это довольно крутой подход ». И после того, как я сделал это в моем первом фильме, я подумал: «Как вы можете сделать фильм по-другому?» Это похоже на картину: вы пишете фильм по ходу дела, и мне нравится неуверенность в том, что я не знаю точно, чем все закончится ». Рефн подробно рассказал о съемках в хронологическом порядке в сентябре 2011 года со ссылкой на Drive :

О своем подходе к работе с актерами Рефн сказал:

Дальтонизм Рефна повлиял на его стиль: «Я не вижу средних цветов. Вот почему все мои фильмы очень контрастные, если бы это было что-то еще, я бы этого не увидел».

Влияния

Рефн процитировал просмотр Техасской резни бензопилой (1974) как источник вдохновения для своей кинематографической карьеры:

Рефн много раз говорил, что его наибольшее влияние в кинематографе оказал режиссер Алехандро Ходоровски (которому Рефн посвятил «Только Бог прощает»), о котором он сказал:

Он заявил, что для своего первого фильма « Толкатель» он украл все из номинированного на Оскар» Джилло Понтекорво 1965 года «Битва за Алжир» и итальянского фильма ужасов 1980 года « Каннибал Холокост» . На его впечатления от просмотра фильмов также повлияли фильм Кассаветиса « Убийство китайского букмекера » 1976 года и классический инди- фильм Клерков Кевина Смита 1994 года .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector