Сериал «штрафбат»: актеры и роли
Содержание:
О фильме «ШТРАФБАТ» — создатель.
15 октября 2004 г.
О фильме «ШТРАФБАТ» — создатель. » КИНОРЕЖИССЕР НИКОЛАЙ ДОСТАЛЬ: МЫ ПОЛГОДА ПРОВЕЛИ В ОКОПАХ. — Николай Николаевич, до “Штрафбата” вы не снимали фильмы на военную тему. Что вдохновило вас на это? — В какой-то степени это случай: однажды мне в руки попали первые три серии сценария “Штрафбат” Эдуарда Володарского. Сценарий находился в кинокомпании моего брата — продюсера Владимира Досталя, они уже собирались запускать этот проект и искали режиссера. Прочитав первые страницы, я понял, что от такого материала отказаться просто нельзя. К тому же я вспомнил, что мой отец не только прошел войну, но и был в плену. Из немецкого лагеря чудом не попал в советский. Я подумал, что моим двум сыновьям, современным молодым людям, тоже было бы полезно посмотреть на войну под таким углом, в нестандартном ракурсе. Тем более что о штрафниках наши военные историки говорить не любят, их могилы неизвестны или безымянны. Штрафников, как пушечное мясо, бросали на самые опасные, самые неприступные участки обороны немцев. Выбора у них не было — впереди их косили немцы, сзади — заградительные отряды НКВД, специально созданные для того, чтобы стоять за штрафными частями и останавливать их пулеметным огнем. Вот о такой войне мне и захотелось снять фильм. — Надо сказать, задача у вас была нелегкая, если учесть, что опыта в художественном осмыслении темы штрафбата в нашем кино до сих пор просто не было… — Единственный игровой фильм на эту тему под названием “Гуга” сняли в эпоху перестройки на Одесской студии. Мне он показался фрагментарным, неглубоким, не раскрывающим всей трагедии штрафников… В какой-то степени ее касались публицисты, писатели — скажем, Гроссман, Астафьев, Солженицын. Но такого объемного художественного произведения, какое создал Эдуард Володарский, действительно еще не было. — Вы считаете эту тему взрывоопасной? — Не то чтобы взрывоопасной… У нас были сомнения: а как государственный телеканал отнесется к такому фильму? Но тем не менее канал “Россия” приобрел права на эту картину, причем сам проявил инициативу, показал в прайм-тайм и сейчас считает ее одним из самых удачных проектов российского телевидения. Рейтинги “Штрафбата” достигли такого уровня, что перекрыли и “Бригаду”, и “Идиота” — как по Москве, так и по России в целом. — Работая над картиной, вы пользовались какими-то секретными материалами? — Мы пользовались архивными материалами, смотрели много хроники. В последней, 11-й серии вместо заключительных титров идет огромный список штрафных батальонов и рот, которые с 1942 по 1945 год были на всех советских фронтах. За этим списком — огромное количество людей, отдавших свою жизнь за победу, которым мы и посвящаем наш фильм. Володарский встречался и беседовал кое с кем из оставшихся в живых штрафников. Но готовый фильм мы все же не успели им показать: они, к сожалению, до этого дня не дожили. И не увидели, что у нас получилось. — А вы задумали, наверное, сказать какую-то неизвестную правду о войне? — Виктор Астафьев незадолго до смерти в одном интервью сказал очень горькую, но, по-моему, очень правильную фразу: “Мы войну выиграли мясом”. Вот об этом наш фильм. У нас ведь как? “Мы за ценой не постоим”. Вот и не стояли за ценой, кидая на фронт, как спичечные коробки, штрафроты и штрафбаты… Конечно, мы не хотим сказать, что штрафники выиграли войну. Но мы хотим сказать, что и они тоже вложили свой маленький кирпичик в мощный фундамент Победы. — В прессе писали, что консультанты — участники войны, прочитав сценарий до запуска картины, сочли, что в нем искажается правда о войне, но с их мнением не посчитались. В итоге в титрах фамилий консультантов нет. Это действительно так? — Ничего подобного. Военных консультантов у нас практически не было потому, что, предвидя возможные к нам претензии, мы никого не хотели подставлять, решили всю ответственность взять на себя. Были технические консультанты — по костюмам, по эпохе. Но только не из тех, которых раньше назначало Министерство обороны, — докторов исторических наук, генералов и прочих важных особ. А с участниками войны Володарский встречался во время написания сценария. Только они его не консультировали, а просто рассказывали, а он записывал… — Хотелось бы снять еще одну военную картину? — Сейчас это неподъемный труд — делать историческое военное кино в наших условиях. Мы полгода провели в окопах, в траншеях — в любую погоду, в дождь и в жару. Снимали все лето и осень прошлого года. Молодцы артисты, спасибо им. Они все выдержали.»(Газета «Труд» 14.10.04.) Все понятно — надергано все, что угодно, кроме первоисточников. И даже военных консультантов, специалистов в своем деле, не пригласили.
В реальной жизни[править]
Штрафбат — весьма редкая и ценная птица. Согласно знаменитому приказу № 227, штрафбаты создавались по 1-2 на каждый фронт и предназначались для отбытия наказания «лицами командного и начальствующего состава (офицерами), осуждёнными военным трибуналом». Рядовые и сержанты отбывали срок в штрафных ротах при армиях. И если последние действительно порой использовались как малоценное пушечное мясо, то штрафбат — дело другое. Там, как ни крути, большинство — профессионалы, пусть и согрешившие.
Очень приблизительно их можно разделить на группы:
- Большинство — фронтовые офицеры, погоревшие на пьянках, бабах и мордобое. Раскаялись. Готовы землю грызть чтобы вернуть звание. Хорошо подготовлены и мотивированы (на порядок лучше обычного красноармейца — профи как-никак).
- Осужденные за трусость, панику и отступление. Реально на одного реального труса и паникера приходился как минимум один, попавший в безвыходное положение или просто назначенный козлом отпущения. Но даже справедливо осуждённые — не обязательно неисправимые трусы. Одно дело — в свое время растерялся и не смог удержать в руках батальон (полк, дивизию). Другое — сейчас отвечает только за себя и должен делать то, чего когда-то сам требовал от подчинённых. На это большинство способны.
- Наконец, проворовавшиеся интенданты и прочие тыловики. Толку от них нет, но и было их в штрафбатах почему-то немного. А жаль.
В связи с вышеизложенным штрафбаты нередко применялись как элитные штурмовые подразделения — ибо и в стрельбе, и в рукопашном бою, и на марше они показывали себя на голову выше обычных частей. Потери? Немалые, ибо на лёгкие участки их не ставили. Но вот взять и уложить их «за просто так» — нереальная глупость. Людей на фронте всегда не хватает. Сегодня с какого-то бодуна отправишь «штрафников» на пулемёты, а кто завтра будет брать деревню Ольховку?
В мирное время штрафбат заменяется дисциплинарными воинскими подразделениями — дисциплинанрными батальонами («дисбат», «дизель»). Туда направляют рядовых/сержантов за мелкие правонарушения. От обычных частей отличается полным отсутствием свободного времени у личного состава и повышенными требованиями к дисциплине.
Исторический экскурс: штрафбаты появились впервые в Древнем Египте. Формировались из проштрафившихся военнослужащих, приговоренных к «лишению чести». «Восстановить честь» можно было путем совершения какого-либо подвига, так что египетские штрафники были хорошо мотивированы.
Алексей Жарков (генерал-майор Илья Лыков)
Сериал «Штрафбат»: актер Алексей Жарков в роли Ильи Лыкова | megaoblako.ru
Генерал-майор Лыков нередко оказывается на стороне штрафников. Питая симпатию к Твердохлебову, он предлагает представить его к награде, старается облегчить участь батальона. В ответственный момент Лыков принимает на себя руководство операцией, заранее сообщив руководству об успехе.
Роль досталась Алексею Жаркову, характерному актеру, которого телезрители нередко видят в образе отрицательных героев. Жарков – обладатель звания Народного артиста РФ. Он исполнил главные и второстепенные роли во многих экранизациях классической литературы, а также предстал в неоднозначных образах в телевизионных проектах. Алексей Жарков снялся в фильмах: «Узник замка Иф» (Данглар), «Кавказский пленник» (Маслов), «Дети понедельника» (Вася Нечуенко), «Тайны дворцовых переворотов» (Алексей Долгоруков), «Принцесса цирка» (Алексей Романов).
Мифы о штрафбатах[править]
Со времен перестройки и до наших дней многие авторы, работающие в сетинге «Гулаги и рабы», не могут обойтись в своих произведениях без штрафбатов. Но поскольку истории они не знают, то изображают эти заведения в меру своей (а чаще — не своей) фантазии. Как правило, читатель/зритель узнаёт, что (хотя на самом деле по-другому):
- В штрафбатах в массовом порядке были уголовники.
- На самом деле — конечно, нет. Уголовников с незакрытыми судимостями в армии не было вообще. Совершившие лёгкие преступления, вышедшие по амнистии или УДО могли направляться в штрафные роты, но не батальоны.
- С 1943 г. также формировались штурмовые батальоны — не из осуждённых, а из неблагонадёжных военнослужащих. Освобожденные зэки попадали в такие подразделения, хотя основное их назначение — фильтрация окруженцев, длительное время пребывавших на территории, занятой противником, освобождённых военнопленных, сомнительных партизан, которые просидели все это время в тылу у противника, но не проявили себя, и т. п. Таких в этот период войны было много, необходима была фильтрация. Принцип примерно тот же — переменный состав служит два месяца, до ранения или до представления к награде, после направляется в обычные части. Отличие — военнослужащие не были лишены воинских званий (невысоких, впрочем — офицеры проходили проверку отдельно), не получали отметку об осуждении в личном деле, получали полное довольствие. Служить в данных частях было тяжелее, нежели в обычных, однако прошли через них весьма многие. Вероятно, именно это послужило почвой для мифа о зэках в штрафбатах.
- Осужденные рядовые и сержанты также попадали в штрафбат.
- В бой их часто посылали без оружия.
- Штрафники снабжались по тем же нормам, что и линейные части.
- Это было в полный рост… но у германцев. У их штрафников положение было заметно хуже, чем у наших.
- Выход из штрафбата — только вперёд ногами.
- За штрафбатом непременно стоит заградотряд, причём занимает позиции даже раньше штрафников, чтобы прицельным огнём прямо в спины косить собственные наступающие войска
Заградотряды действовали за многие километры от фронта, отлавливая дезертиров и просто подозрительных личностей. Хотя это зависит от роли заградотряда — часть из них, да, занимались отловом и возвращением в строй бегунков, отловом шпионов и прочих интересных личностей, а часть — торчали с пулемётом позади своих, выполняя две функции — во-первых используя крайне редко встречающееся дзюцу «навесной огонь из пулемёта» для поддержания наступления (о чём несведущие не знают, отсюда и пошел штамп «стрелять в спину своим», на самом деле огонь велся поверх голов), а также для поднятия боевого духа методом «у вас два выбора куда идти — или возможная смерть впереди, или гарантированная позади», причём последнее использовалось заградотрядами вообще всех стран где применялись.
.
- Командиры штрафбата такие же осужденные, как и их подопечные. Миф популяризирован сериалом «Штрафбат».
- На самом деле все офицеры и небоевые должности в штрафбате занимали кадровые военные, за неплохие плюшки. В первую очередь — каждый месяц службы в штрафбате засчитывался за 6 месяцев обычной службы. Плюс усиленное довольствие, надбавки и возможность побыстрее получить звание/орден. Отличный трамплин для честолюбивых и достаточно рисковых офицеров. А что убить могут? Так война же.
- Мелкая подстава проявилась уже после войны, когда бывших командиров штрафбата не брали на работу из-за места в службе. Приходилось долго доказывать, что это не наказание, а обычная и весьма рисковая служба Родине.