Биография юрия соломина: «адъютант его превосходительства», малый театр и брат виталий
Содержание:
Юрий и Виталий Соломины — герои, роли, фильмы…
Братья Соломины родились в семье музыкальных педагогов из Читы, Мефодия Викторовича Соломина и Зинаиды Ананьевны Рябцевой. Старший брат – Юрий родился в 1935 году, 18 июня. Младший брат – Виталий в 1941 году, 12 декабря. У братьев много общего. С детства их окружала творческая среда. Оба брата были музыкально одарены, чему способствовали родители.
Юрий Соломин
Юрий Соломин после окончания школы в 1953 году поступил на курс Веры Пашенной в Высшее театральное училище им.Щукина. С успехом, его закончив, он был зачислен в труппу Малого театра, которому предан всю свою жизнь. Начиная с 1988 года по настоящее время, Юрий Соломин является его художественным руководителем прославленного театра. В лихие 90-е был министром культуры РСФСР.
Актерское всесоюзное признание и популярность к пришли после выхода на экраны фильма «Адъютант его превосходительства».
«Адъютант его превосходительства»
«Адъютант его превосходительства»
Позднее зритель наслаждался игрой актера в разноплановых ролях в таких фильмах, как: «Летучая мышь», «Дерсу Узала», «Блокада», «ТАСС уполномочен заявить…», «Мелодии белой ночи», «Хождение по мукам», «Обыкновенное чудо», «Берег его жизни», «Исаев»… Это были и наши современники и исторические личности.
«Летучая мышь»
«Блокада»
«Мелодии белой ночи», Комаки Курихара и Юрий Соломин
«Обыкновенное чудо»
Работает в театре, кино, занимается режиссурой, театральный педагог, общественный деятель.
За служение Отечеству и вклад в искусство Юрий Соломин награжден множеством премий и правительственных наград России.
Президент Российской Федерации Владимир Путин и Юрий Соломин
Брат Юрия Соломина – Виталий пошел по стопам брата, он тоже окончил Высшее театральное училище им.Щукина. Еще будучи студентом был задействован в постановках Малого театра. Недолгое время работал в Театре Моссовета, но снова вернулся в родной театр, на сцене которого он сыграл свою последнюю роль в спектакле «Свадьба Кречинского»…
Юрий и Виталий Соломины
Блистательную работу обоих братьев в фильме «Летучая мышь» видели миллионы зрителей.
«Летучая мышь»
Широкая известность пришла к Виталию Соломину после фильма «Женщины». После было много ролей в театре и кино, но знаковой была роль Доктора Ватсона в фильмах «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». А дальше вся страна сопереживала героям культовой ленты — «Зимняя вишня».
Виталий Соломин
Виталий Мефодьевич ушел из жизни рано — 27 мая 2002 года/60 лет, в результате инсульта, но оставил о себя добрую память миллионам поклонников своими работами в театре и кино: «Председатель»(1964), «Крепкий орешек»(1967), «Бабье царство»(1967), «Даурия»(1971), «Сибириада»(1978), «Сильва»(1981), «Пиковая дама»(1982), «Искренне Ваш…(1985), «Он, она и дети»(1986), «Чёрный квадрат»(1992), «Остановка по требованию»(2001)…
Награжден орденами: «За заслуги перед отечеством», «Знак почета».
«Крепкий орешек»
«Сибириада»
«Зимняя вишня»
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»
Личная жизнь
Юрий Соломин постоянен не только в работе, но и в личной жизни. Еще в детстве он сказал родителям, что женится раз и навсегда. Так и получилось. С женой Ольгой Николаевной актер живет уже 60 лет.
Они познакомились, когда были студентами театрального училища. Ольга опоздала на урок хореографии и заняла единственное свободное место – рядом с Соломиным. Как только он увидел ее, понял, что она – его судьба. Через год пара расписалась. Свадьбы у них не было, потому что не было денег. Торжество они отметили в кафе в Столешниковом переулке вдвоем. Юрий Мефодьевич и сейчас помнит мясо в кисло-сладком соусе – весь их свадебный банкет.
В первые годы молодым было трудно, сказывались финансовые проблемы. Тем не менее, Ольга Николаевна ушла из профессии и посвятила себя дому. Вскоре у них родилась дочь Дарья.
Юрий Соломин никогда не пользовался своей популярностью. Его дочь училась в обычной школе, да и сейчас семья живет на обыкновенной рубленой даче, но в любви и согласии. Актер обожает свою внучку Александру, балует ее. В СМИ изредка встречаются фото артиста с супругой и повзрослевшей внучкой.
Юрий Соломин с внучкой
А еще в доме Соломиных живут коты и собаки. Артист говорит о своих питомцах, что они простые, без породы, как и вся семья. Несмотря на занятость в театре и педагогическую деятельность, Юрий Мефодьевич находит время, чтобы каждый день гулять со своими четвероногими друзьями.
Биография
Юрий Мефодьевич Соломин родился в Забайкалье. Его родители работали преподавателями музыки в городском Доме пионеров и в Доме народного творчества, отец свободно играл на всех струнных инструментах, у матери был хороший голос — меццо-сопрано.
Первые шаги к сцене Юрий сделал еще в восьмилетнем возрасте – в 1943 году выступал перед ранеными в военном госпитале. Тогда и получил свой первый гонорар – кусочек сахара. В программе «Судьба человека с Борисом Корчевниковым» на телеканале «Россия» Юрий Мефодьевич рассказал о том, как ехал покорять Москву в пятидесятых годах. Мать Юрия не считала карьеру актера подходящей, она надеялась, что сын станет хирургом. Отец, напротив, поддерживал желание Юрия и очень хотел, чтобы тот поступил в театральный вуз. Благодаря своей работе отец смог получить бесплатные билеты в Москву. Семь суток Юрий с папой ехали в столицу, где им даже негде было жить – в итоге на время обосновались у знакомых в Монино.
В 1957 году Юрий Соломин окончил Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина, курс Веры Пашенной.
Карьера в театре
Получив диплом, выпускник оказался в труппе Малого театра. Начав с азов (небольших эпизодов), Юрий Соломин быстро дошел и до главных ролей.
Отечественному зрителю как театральный актер Юрий Соломин запомнился как Хлестаков в гоголевском «Ревизоре», Федор Протасов в толстовском «Живом трупе», Сирано де Бержерак в одноименной постановке по Эдмону Ростану и царь Федор Иоаннович в трагедии Алексея Толстого.
В Малом театре Юрий Соломину довелось также сыграть в таких постановках, как «Макбет» (по Уильяму Шекспиру), «Доходное место», «Свои люди – сочтемся», «Пучина» и «Лес» (по Александру Островскому), «Пигмалион» (по Бернарду Шоу), «Село Степанчиково и его обитатели» и «Униженные и оскорбленные» (по Достоевскому), «Ярмарка тщеславия» (по Уильяму Теккерею), «Иванов», «Леший», «Дядя Ваня» и «Чайка» (по Чехову), «Любовь Яровая» (по Константину Треневу), «Маскарад» (по Лермонтову), «Горе от ума» (по Грибоедову), «Мольер» (по Михаилу Булгакову) и др. Всего на его счету свыше 50 постановок.
За долгие годы работы в театре Соломин успел поработать с такими режиссерами, как Борис Бабочкин, Леонид Варпаховский, Евгений Велихов, Андрей Гончаров, Сергей Женовач, Игорь Ильинский, Виктор Комиссаржевский, Павел Марков, Владимир Монахов, Борис Равенских, Илья Судаков, Петр Фоменко, Леонид Хейфец и др.
Не забыл артист и передать опыт подрастающему поколению. Уже в 26 Соломин стал преподавателем училища имени Щепкина. С тех пор он проводит мастер-классы для зарубежных студентов.
Окончательным признанием заслуг стало то, что в 1988-м Юрия Соломина назначили худруком Малого театра. Одним из самых известных российских театров он руководит уже свыше 30 лет. Довольны всем и в Министерстве культуры. В 2019-м ведомство заключило с Юрием бессрочный контракт.
Среди режиссерских работ Соломина – гоголевские «Женитьба» и «Ревизор», чеховские «Чайка» и «Три сестры», шиллеровские «Коварство и любовь», «Лес» и «Бесприданница» Островского, «Власть тьмы» Льва Толстого и др.
За свой труд на благо отечественного театра Соломин в 2016 году получил престижную премию «Золотая маска». Награду народному артисту СССР вручили с формулировкой «за выдающийся вклад в развитие театрального искусства».
Карьера в кино
Дебют Юрия Соломина как артиста кино пришелся на драму Исидора Анненского «Бессонная ночь». На дворе стоял 1960 год.
В 60-е актер снялся в ряде фильмов (среди них были и картины Марка Донского «Сердце матери» и «Верность матери»), но самыми примечательными лентами того десятилетия стали «Красная палатка» Михаила Калатозова и «Адъютант его превосходительства» Евгения Ташкова.
У Калатозова Соломин-старший снялся вместе Шоном Коннери, Клаудией Кардинале, Никитой Михалковым и Донатасом Банионисом. Но известность Юрию Соломину принес фильм о судьбе разведчика Кольцова, который проник с заданием в штаб армии генерала Деникина. В этой ленте Юрию Соломину досталась главная роль, а после ленты его стали узнавать на улицах. Отметили его игру и на высочайшем уровне тем, что присудили Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых.
70-е начались для актера с роли в историко-революционной драме по мотивам пьесы Бориса Лавренева «Разлом», вышедшей на экраны под названием «И был вечер, и было утро…» Роль Штубе в этой картине Соломин называл одной из самых любимых (наряду с ролью Геттеля в «Сильных духом» Виктора Георгиева).
В 70-х он также снялся в драме Виктора Трегубовича «Даурия». На съемочной площадке артист пересекался со своим младшим братом, которому досталась главная роль.
Самым главным успехом 70-х стало участие в совместном советско-японском проекте «Дерсу Узала». Акира Куросава выбрал артиста на роль путешественника Владимира Арсеньева, а уже в марте 1976 года Юрия Соломина поздравляли с тем, что лента взяла премию «Оскар» как лучшая картина на иностранном языке.
Спустя год Соломин повторил свой опыт сотрудничества с японскими режиссерами. Киёси Нисимура и Сергей Соловьев вместе сняли мелодраму «Мелодии белой ночи», а партнершей Юрия была японка Комаки Курихара.
Уже в 80-е Соломин отметился в многосерийном детективе «ТАСС уполномочен заявить…», где его партнерами по съемкам были Вячеслав Тихонов и Вахтанг Кикабидзе.
В конце 80-х артист сыграл в детективе «Сувенир для прокурора», а вот в 90-х почти не снимался. Редкими исключениями стали две драмы – советско-французская «Анна Карамазофф» от Рустама Хамдамова и японско-российские «Сны о России», где Юрий снялся вместе со своим братом Виталием.
Еще одним исключением стала лента «В начале было слово». В этой картине Соломин совместил обязанности актера и режиссера. Это был не первый его режиссерский опыт, дебют состоялся еще в 1980 году, когда у Юрия Соломина вышло «Скандальное происшествие в Брикмилле», снятое по пьесе Джона Бойнтона Пристли. Также в 80-е Соломин снял трехсерийный фильм про путешественника Николая Миклухо-Маклая «Берег его жизни».
В 2000-е артист активно снимался в сериалах. Он сыграл роль профессора Бориса Градова в экранизации романа Василия Аксенова «Московская сага» и отметился в «Тяжелом песке», снятом по роману Анатолия Рыбакова.
Среди последних работ в фильмографии актера – боевики «Непобедимый» и «Мальтийский крест», историческая драма «Кромов», а также сериалы «Точка кипения» и «Исаев». Последний повествует о тех временах, когда Отто фон Штирлиц был Максимом Исаевым.
Фильмы
За кинематографическую биографию Юрий Соломин сыграл более 100 ролей в кино. Его герои разные, как и их судьбы. Впервые актер снялся в фильме «Бессонные ночи» в 1960 году сразу в главной роли. Он предстал в образе молодого инженера Павла Каурова, который отправился на работу в Сибирь.
Юрий Соломин в молодости (кадр из фильма «Бессонная ночь»)
Через 5 лет, в 1965-м, на экраны вышли сразу три фильма с его участием. Среди них была картина «Сердце матери», в которой артист сыграл Дмитрия Ульянова, брата Владимира Ленина. Через год последовала 2-я часть экранизации под названием «Верность матери». Главную роль артист получил также в кинокомедии «Музыканты одного полка» о борьбе Красной и Белой армий. В фильме «Погоня» предстал перед зрителями в образе майора милиции, который участвует в преследовании браконьера.
В 1967 году актер перевоплотился в отрицательного персонажа — фашистского офицера в военной киноленте «Сильные духом». В 1969-м Соломин снялся в советско-итальянском проекте режиссера Михаила Калатозова «Красная палатка», в котором речь пошла о покорении Арктики. В фильме был собран звездный актерский состав — Питер Финч, Шон Коннери, Клаудия Кардинале, Харди Крюгер, Эдуард Марцевич, Григорий Гай, Никита Михалков. Юрий Соломин исполнил роль итальянского инженера Феличе Трояни.
Юрий Соломин (кадр из фильма «Адъютант его превосходительства»)
По-настоящему знаменитым Соломин стал в 1971 году, когда советские зрители увидели фильм «Адъютант его превосходительства». Актера, который исполнил главную роль красного разведчика Кольцова в шпионской ленте, узнали не только в СССР, но и далеко за его пределами.
Режиссеры стали чаще приглашать его сниматься. Соломин появляется в роли следователя Головко в детективном телефильме «Инспектор уголовного розыска». В военной драме «Кочующий фронт» исполнил роль корнета. В экранизации «Моя жизнь» с участием Станислава Любшина, Маргариты Тереховой и Алисы Фрейндлих Соломин перевоплотился в доктора медицины. В шпионском фильме «Четвертый» с Владимиром Высоцким в главной роли сыграл иностранного журналиста.
Юрий Соломин и Людмила Максакова в фильме «Летучая мышь» Лучшими ролями Юрия Мефодьевича считаются Телегин в «Хождении по мукам», Генрих Айзенштайн в «Летучей мыши», где Юрий и Виталий Соломины сыграли вместе, Славин в «ТАСС уполномочен заявить». В середине 70-х годов фильмография актера пополняется работами в киноэпопее «Блокада», драме Сергея Соловьева о любви русского дирижера и японской пианистки «Мелодии белой ночи», приключенческом фильме «Дерсу Узала». Киноленты были отмечены всесоюзными и международными премиями.
Любимые работы самого актера — фильмы «И был вечер, и было утро» и «Сильные духом». В конце 70-х годов Соломин получает роль в музыкальной комедии Марка Захарова на музыку Геннадия Гладкова «Обыкновенное чудо», где предстает перед зрителями в роли возлюбленного Эмилии (Екатерина Васильева).
Юрий Соломин и Екатерина Васильева в фильме «Обыкновенное чудо» В 80-е годы Юрий Соломин часто менял амплуа. Актер становился директором банка в детективе «Скандальное происшествие в Брикмилле», следователем прокуратуры в криминальном фильме «Крик тишины», царем Федором Иоанновичем в исторической драме «Клятвенная запись». В 1984 году артист исполнил роль Николая Миклухо-Маклая в биографическом фильме «Берег его жизни». В драме «Певучая Россия» Соломин примерил на себя роль основоположника старейшего хорового коллектива России Митрофана Пятницкого.
В 90-е годы актер снимается в основном в телеверсиях спектаклей Малого театра, но в 1992-м принимает участие в работе над драмой «Сны о России», где исполняет роль графа Безбородко.
Юрий Соломин и Инна Чурикова (кадр из сериала «Московская сага»)
С началом 2000-х годов ситуация меняется, Соломин получает роли в кинофильмах «Покаянная любовь», «Претендент», «Прощание в июне». В драме «Московская сага» Юрий Соломин сыграл хирурга Градова, супругу которого исполнила Инна Чурикова. В экранизации 2005 года пьесы Антона Чехова «Чайка», которую сняла Маргарита Терехова, Юрию Соломону досталась роль брата Аркадиной — Петра Сорина.
Во второй половине 2000-х Юрий Соломин все реже появляется на экране. С его участием выходят сериалы «Тяжелый песок», «Исаев», «Точка кипения». В 2013 году завершились съемки мелодрамы «Бульварное кольцо», в которой снялись Виктория Толстоганова, Кристина Орбакайте, Алексей Кортнев. Для Юрия Мефодьевича эта работа стала последней в фильмографии. После этого сериала артист больше не появлялся на экране.
Пожертвовать карьерой ради семьи
Вскоре о Юрии Соломине стали говорить по всему Союзу. Он снимался в культовых фильмах, его роли стали узнаваемыми, армия поклонниц преследовала молодого актера. Но ведь и его жена Ольга тоже могла добиться не меньшего успеха. Она была талантлива, ей прочили блестящее актерское будущее. Но она отказалась от всего этого и полностью посвятила себя семье.
Как из круглого лаваша сделать жареный треугольный сэндвич: хак домохозяйки
Три ночи в тюрьме и камни в обуви: на какие жертвы шли актеры для съемок
Робот-собака теперь имеет 5 конечностей и может прыгать через скакалку
Юрий Соломин, будучи главным кормильцем, работал сразу в трех местах, чтобы обеспечивать необходимым своих «любимых девочек». Иногда ему трудно было играть некоторые роли именно из-за безмерной любви к Ольге. Он честно признавался режиссерам, что однолюб и не сумеет сыграть страсть с другой женщиной — слишком любит жену. За это его все очень уважали и восхищались его верностью и порядочностью.
Смерть
Актер долгое время страдал гипертонией, и эта болезнь дала о себе знать 24 апреля 2002 года, когда Виталий Соломин находился на сцене Малого театра, играя роль в спектакле «Свадьба Кречинского». Плохое состояние он почувствовал в этот день еще раньше, но все же решил выйти на сцену. Виталий Мефодьевич отыграл первый акт, после чего его пришлось уносить оттуда на руках. В больнице ему диагностировали инсульт, и врачи более месяца боролись за жизнь великого актера, хотя большую часть этого времени Соломин находился в коме.
Могила Виталия Соломина
Виталий Мефодьевич неоднократно говорил, что хотел бы повторить путь Мольера и Андрея Миронова, подразумевая, что они умерли на сцене. Можно считать, что желание великого актера исполнилось, так как он до последней минуты своей жизни был предан театру. 27 мая 2002 года Виталий Соломин скончался и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
https://youtube.com/watch?v=https%3A
Творческая карьера
Творческая биография Виталия Соломина началась на втором курсе института. Будущий знаменитый артист кино начинал на подмостках.
Театр
Старт карьеры Соломина состоялся на сцене Малого театра. Исторический первой работой в амплуа профессионального артиста стала постановка «Твой дядя Миша».
Перспективный молодой человек произвел на комиссию сильное впечатление. Этого было вполне достаточно, чтобы после выпуска из театрального института пригласить Виталия Соломина в свою труппу. Вскоре он стал самостоятельным актером Малого театра.
Репертуар артиста состоял в основном из классических произведений. Он принимал участие в постановке «Горе от ума», играл Астрова в спектакле «Дядя Ваня».
Ф.Шиллер. Заговор Фиеско в Генуе. Серия 1. Малый театр. Постановка Л.Хейфеца (1980)
За годы сотрудничества с родным творческим объединением мужчина успел сыграть еще и в «Живом трупе». На этом история Соломина как театрального актера не заканчивается.
В 1986-м году Виталий Мефодьевич ненадолго покинул труппу и стал частью Театра имени Моссовета, где отыграл несколько постановок. Всего через год мужчина вернулся на родное место и продолжил сотрудничать с Малым Театром.
Встречи с любимыми актерами — Виталий Соломин (1996)
Кинематограф
Дебют Соломина в качестве артиста большого кино произошел в 1963-м году. Его пригласили в картину «Улица Ньютона, дом 1». Роль была эпизодическая. Молодой человек не имел опыта на съемочной площадке. Эта возможность была идеальной для того, чтобы начать работать в кино.
Виталий Соломин в картине «Улица Ньютона, дом 1»
Следом было еще несколько эпизодических, не слишком заметных образов. Однако с ними Соломин справлялся блестяще.
Первый настоящий проект ожидал артиста в 1966-м году. Проявить себя актер сумел на съемках картины «Женщины». В мелодраме мужчине досталась роль Жени, сына одной из героинь.
Виталий Соломин в фильме «Женщины»
С этого момента карьера артиста пошла в гору. Его заметили, о нем стали говорить. Дальнейшее развитие не заставило себя ждать.
70-е годы были продуктивными и принесли Соломину немало успешных картин. В этот период актер снимался в более чем в десятке кино. Однако настоящую известность Соломину принес фильм «Шерлок Холмс и доктор Ватсон».
Виталий Соломин в картине «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»
Картина снималась на исходе десятилетия. В свет она вышла в 1979. Соломину достался образ обаятельного, элегантного помощника гениального сыщика Шерлока Холмса. Коллегой артиста по съемочной площадке был Василий Ливанов.
Это был настоящий прорыв в карьере Виталия Мефодьевича Соломина. Адаптация была признана одной из лучших за все годы попыток перенести на экраны истории о выдающемся детективе-интеллектуале.
Кино стало невероятно популярным. Поэтому режиссер принял решение снять еще 4 фильма. Каждый из них состоял из нескольких серий и базировался на тех или иных рассказах Артура Конана Дойля.
Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Загадочное письмо
Последняя лента из цикла о Шерлоке Холмсе вышла в 1986-м году и стала пятой, заключительной частью кинематографической антологии.
Были в послужном списке Виталия Соломина и другие интересные, популярные у зрителя картины. Например. в 1979-м на большие экраны вышла оперетта Яна Фрида «Летучая мышь».
Виталий Соломин в картине «Летучая мышь»
За основу сюжета взяли произведение Иоганна Штрауса и переложили его на большие экраны, адаптировав в формат музыкального фильма.
Всего через 2 года советский зритель увидел другую оперетту. Постановщиком, руководителем проекта был все тот же Ян Фрид. Картина называлась «Сильва». На сей раз базу для кино составило произведение Имре Кальмана.
Виталий Соломин в фильме «Сильва»
Следующий успех к Соломину пришел в 1985-м году после премьеры кино «Зимняя вишня». Картина произвела на зрителей сильнейшее впечатление и в буквальном смысле стала культовой.
Виталий Соломин в картине «Зимняя вишня»
С момента окончания цикла о Шерлоке Холмсе Виталий Соломин почти не появлялся в крупных ролях. В будущие годы он снимался в продолжениях ленты «Зимняя вишня». Однако повторить успех, который был некогда достигнут, актер так и не сумел. Во многом по той простой причине, что судьба не дала ему такого шанса.
С премьеры пятого фильма о Шерлоке Холмсе и до начала нового тысячелетия Соломин снялся всего в 10 проектах. На заре следующей эпохи дела пошли и того хуже.
Вполне может быть, что артист сумел бы вновь взобраться на творческий Олимп. Но провидение не дало ему нового шанса.
Актер, режиссер, педагог. Во главе театра
- 1953 – Юрий поступает в Высшее театральное училище им. Щепкина при Малом театре в Москве.
- 1957 – по окончании учебы принят в труппу Малого академического театра.
- 1960 – сыграл первую роль в кино, главного героя в фильме «Бессонная ночь».
- 1960 – начал преподавать в училище им. Щепкина.
- 1966 – после длительного периода крошечных ролей с одной-двумя репликами сыграл первую главную роль на сцене Малого театра, Хлестакова в «Ревизоре» в постановке И. Ильинского. Его Хлестаков был своеобразным – юным, беспечным, порхающим. Потом пришли и другие главные роли классического репертуара: Кисельников в «Пучине» А.Н. Островского, Федя Протасов, царь Федор Иоаннович, чеховские Войницкий и Тригорин, Сирано де Бержерак. Театральная критика, отмечая тонкую, человечную природу актерского дарования Соломина, назвала его подлинно «чеховским» актером.
- 1969 – на телеэкраны вышел один из первых советских сериалов «Адъютант его превосходительства» с Соломиным в главной роли. Его капитан Кольцов привлекал интеллигентностью, мужественностью в сочетании с мягкостью и благородством. Роль не только принесла всенародную популярность, но и стала переломной: с тех пор он постоянно был затребован кинематографом.
- 1975 – вышел фильм Акира Куросавы «Дерсу Узала», советско-японский проект. Соломин сыграл в нем одну из главных ролей – русского офицера-путешественника Арсеньева. Работа с великим режиссером запомнилась на всю жизнь и положила начало многолетней дружбе. Фильм получил множество призов, в том числе «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм», был показан во многих странах и принес Юрию Мефодьевичу мировую известность.
- 1975 – Соломин стал художественным руководителем курса Высшего театрального училища им. Щепкина. С тех пор дал путевку в профессию нескольким поколениям актеров. Среди его учеников – народные артисты РФ Людмила Полякова, Людмила Титова, Валерий Баринов, Василий Бочкарев, актер и режиссер Олег Фомин и другие.
- 1978 – выход телевизионных фильмов «Летучая мышь» и «Обыкновенное чудо». В ролях Генриха Айзенштайна и трактирщика Эмиля проявился тонкий комедийный талант и музыкальность Юрия Соломина.
- 1980 – первая работа как театрального режиссера. Поставил пьесу А.Н. Островского «Лес» в Болгарии. Впоследствии Соломин часто обращался к русской зарубежной классике как постановщик. На сцене Малого театра ставил Гоголя, Чехова, А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, Ф. Шиллера.
- 1980 – первая режиссерская работа в кино. Поставил телевизионный фильм «Скандальное происшествие в Брикмилле» по пьесе Дж.-Б. Пристли и сыграл в нем главного героя. Позже снял фильм-биографию «Берег его жизни» об ученом и путешественнике Миклухо-Маклае.
- 1988 – избран (впоследствии назначен Правительством РФ) художественным руководителем Малого театра. Благодаря деятельности Соломина на этом посту обновлен репертуар старейшего театра, сохранен коллектив и его уникальная труппа. Цель его работы в этой должности – сохранение русского классического театра, его традиций, русского театрального языка.
- Сентябрь 1990 – ноябрь 1991 – министр культуры в первом Правительстве Российской Федерации. Принял решение уйти в отставку после объединения Министерств культуры и туризма.
- 1993 – премьера спектакля «Дядя Ваня» по пьесе Чехова в постановке С. Соловьева. Роль Войницкого Юрий Мефодьевич называет одной и самых любимых на сцене.
- 2002 – удостоен Государственной премии РФ за роль Фамусова в спектакле «Горе от ума» (режиссер С. Женовач). Это одна из самых значительных творческих побед актера. Фамусов стал центральным образом постановки, покоряя зрителей шармом, яркой характерностью, обаянием и энергичностью.
- 2015 – выход на экраны сериала «Бульварное кольцо» с участием Соломина. С тех пор в игровых фильмах не снимался.
- 2015 – лауреат Российской национальной актерской премии им. Андрея Миронова в категории «За служение русскому репертуарному театру».
В личной жизни Соломина отличает такое же постоянство, как в служении любимому Малому театру.
Знакомство Юрия Соломина и Ольги Николаевны
Ольга и Юрий Соломины познакомились на занятиях в театральном ВУЗе. Девушка просто присела на свободное место рядом с молодым Соломиным. Так они и просидели до самого окончания института. Уже на четвёртом курсе молодые люди поженились и, несмотря на всю скромность своего студенческого быта, были абсолютно счастливы. Молодых актёров не смущала бедность — несколько лет они снимали даже не комнаты, а углы, отгороженные ширмой в полуподвальных помещениях. У ЮриЯ Мефодьевича в то время был один костюм на все случаи жизни, который Ольга Николаевна отпаривала, чистила и гладила каждый вечер.
Лишь спустя пару лет ему удалось накопить на аренду комнаты в коммуналке, в самом центре Москвы на Арбате, где и родилась их единственная дочь Даша. Ольга после окончания ВУЗа получила приглашение в Театр юного зрителя, где ей дали роли практически во всех постановках. Но когда появилась Даша, актрисе пришлось выбирать между карьерой и семьей, и она без колебаний выбрала мужа и дочь.
Теперь все материальные хлопоты легли плечи Юрия, который работал одновременно в трех местах. Ольга Николаевна, занимаясь воспитанием дочки, не смогла сидеть сложа руки и стала писать короткие рассказы и эссе, которые отправляла в различные издания. Через некоторое время ее стали печатать, а в начале 80-х годов вышел первый сборник рассказов молодой писательницы.
Биография
Юрий Соломин родился 18 июня 1935 года в городе Чита Восточно-Сибирского края (ныне административный центр Забайкальского края России) в семье музыкальных педагогов Зинаиды Ананьевны Рябцевой (1910—1992) и Мефодия Викторовича Соломина (1905—1960). С детства участвовал в спектаклях городского Дворца пионеров. Научно-популярный фильм «Малый театр и его мастера», посвящённый 125-летию театра, который Юрий увидел ещё школьником, оказал на него большое влияние. Он узнал о Высшем театральном училище им. М. С. Щепкина при Малом театре. По окончании школы Юрий Соломин поступил в это училище, в 1953 году он был зачислен в класс народной артистки СССР Веры Пашенной.
В 1957 году, по окончании училища, был принят в труппу Малого театра. Начав с ролей эпизодических, молодой актёр вскоре стал играть ведущие роли в пьесах советского репертуара. Среди ролей, сыгранных актёром на сцене, — Хлестаков
в гоголевском «Ревизоре»,Федя Протасов в «Живом трупе» Льва Толстого,Войницкий в «Дяде Ване» Антона Чехова,Сирано де Бержерак по пьесе Эдмона Ростана ицарь Фёдор в трагедии Алексея Толстого; с 1980 года работает в театре и как режиссёр.
С 1988 года является художественным руководителем Малого театра.
С 1961 года также преподаёт в Высшем театральном училище им. М. С. Щепкина. Профессор, проводит мастер-классы с иностранными студентами в Америке, Японии, Южной Корее.
В кинематографе дебютировал в 1960 году, исполнив главную роль в фильме «Бессонная ночь»; режиссёру Исидору Анненскому его рекомендовала Вера Пашенная. Всесоюзное признание актёру принесла роль Павла Кольцова
в телевизионном фильме «Адъютант его превосходительства».
Он исполнил главные роли во многих известных картинах, в том числе в оскароносном фильме «Дерсу Узала» Акиры Куросавы, «Блокада», «Летучая мышь» и «ТАСС уполномочен заявить…». Однако любимыми киноролями называет Штубе
в фильме Алексея Салтыкова «И был вечер, и было утро…» иГеттеля в «Сильных духом» Виктора Георгиева.
Как режиссёр снял телефильмы «Скандальное происшествие в Брикмилле» (1981), «Берег его жизни» (1985), «В начале было Слово» (1992) и фильм-спектакль «Таинственный ящик» по пьесе Петра Каратыгина (музыкальный телеспектакль Малого театра, премьера которого состоялась 4 мая 2003 года).
В апреле 2021 года Минкульт подписал с Соломиным бессрочный контракт на продолжение работы в должности худрука Малого театра.
В честь актёра назван астероид № 10054.
Общественная и политическая деятельность
Юрий Соломин и Кирилл Лавров, 2005 год C 8 сентября 1990 по 15 ноября 1991 года являлся министром культуры РСФСР, затем до 5 декабря того же года временно исполнял обязанности министра.
6 февраля 2012 года был официально зарегистрирован как доверенное лицо кандидата в президенты РФ и действующего на тот момент председателя Правительства России Владимира Путина.
11 марта 2014 года подписал коллективное обращение к российской общественности деятелей культуры России в поддержку позиции Президента по Украине и Крыму.
В ходе президентских выборов 2021 года был членом инициативной группы по выдвижению Путина.
Член Союза кинематографистов России, член Общественного совета по изданию «Православной энциклопедии», президент Ассоциации русских драматических театров и президент Фонда «Покровский собор на Красной площади». Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Академик Российской академии образования (2019). С 2013 года входит в попечительский совет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Входит в состав Общественного совета при Следственном комитете Российской Федерации.
Прощание
Прощание с великим актером происходило в Малом театре 31 мая 2002. В этот день центр Москвы оказался парализован от наплыва поклонников таланта Соломина, которые пришли проститься с актером. Двухдверный гроб с телом Соломина, согласно театральной традиции, поставили на большой сцене с открытой верхней створкой. Со всех сторон гроб был обложен огромными венками цветов, и на протяжение панихиды букеты от поклонников продолжали прибывать – под конец сцена была буквально завалена цветами. Позади гроба, в глубине сцены был установлен портрет актера, а ближе к зрительному залу были расположены костюмы персонажей, которых играл Соломин на сцене Малого театра. Одним из наиболее примечательных моментов панихиды было выступление Людмилы Георгиевны Зыкиной: когда настала её очередь прощаться с Соломиным, она подошла к гробу, и, будто обращаясь к Соломину, сказала, что знает о нескольких его любимых песнях и знает, что ему было бы приятно услышать их – и тут же исполнила их. По уже устоявшейся к тому моменту театральной традиции, гроб выносили из зала и погружали в катафалк под громовые аплодисменты, которые начинались в зале, переходили в коридоры и вестибюль театра, а затем распространились на улицы, где тысячи поклонников собрались в надежде хотя бы на мгновение увидеть любимого актера и бросить цветы под колеса машины, которая повезла тело актера в церковь. После отпевания кортеж отправился на Ваганьковское кладбище.