Алексей леонов
Содержание:
Краткая биография
Родился 2.09.1926 г. в Москве. Отец работал на авиазаводе, мать была домохозяйкой, которая создавала дома уют и порядок. У Евгения был старший брат – Николай.
Детство и юность, учеба
Рисунок 2. Юный Леонов
Семья Леоновых жила в двух комнатах коммунальной квартиры, но это не мешало им встречать с радостью гостей. Каждому хотелось ощутить ту доброту, любовь и теплоту от общения с мамой Евгения Павловича. Она всегда была в центре внимания, увлекая слушателей своими рассказами. Этот талант позже проявился и у сына Евгения.
Евгений учился в 7 классе, когда началась Великая Отечественная война. В это время он стал токарем. В 1941 г. поступил в авиационный техникум им. Орджоникидзе, который так и не смог окончить. На третьем курсе он забрал документы и направился учиться в Московскую театральную студию.
После чтения Блока комиссия, по словам Леонова, начала «валиться от смеха». Юноша решил уходить, полагая, что это полный провал. Однако услышал за спиной: «Вернитесь же, мы Вас берем!».
Популярность
После окончания студии будущая звезда проработал год в труппе Московского театра Дзержинского района. Затем его взяли в драмтеатр им. Станиславского, где была очень маленькая зарплата и непримечательные роли. Поэтому артист решил подрабатывать в кинематографе. С каждым годом он обретал более яркие роли в театре, однако, только в 1966 г. обрел долгожданную славу. В 1979 г. перешел работать в театр им. Маяковского.
Артист не пропускал ни одной роли, также снимался в массовках. После одного рекламного ролика худрук Гончаров унизил его, настолько, что Леонов ушел работать в Ленком по приглашению М. Захарова.
В кинематографе настоящий успех к нему пришел после роли в «Полосатом рейсе» в 1961г
Актер сразу ощутил большое внимание и любовь зрителей СССР и ближайшего зарубежья
Друзья, знакомые
Рисунок 3. С Леонидом Гайдаем
Артист любил общаться с режиссером Леонидом Гайдаем, у которого часто снимался. По словам Леонова, Леонид понимал его с полуслова, как и он его: «С ним можно говорить обо всем, это невероятно душевный, чуткий человек», – вспоминал Евгений в своем интервью.
Леонова практически во всех своих фильмах снимал Георгий Данелия, считал его своим талисманом. И конечно, Евгений Павлович снимался в фильмах Марка Захарова. А в театре к нему с любовью и уважением относились сослуживцы. Когда с ним прощались, то многие не могли сдержать слез.
Народный артист России Рудольф Фурман рассказывал: «С Женей я был знаком с 1957 г. В один свободный от съемок вечер мы шутили, общались, пили вино. А когда все засобирались домой, он пошел пешком до своего крошечного номера в отеле. Я его провожал. Тогда мы много говорили о своем, но я помню, как он сказал, что одинок. Но вот совершенно недавно познакомился с прекрасной девушкой, Вандой. Рассказывал, как он боялся к ней подойти. Кто знал, что совсем скоро она станет его любовью на всю жизнь, а он будет бояться только одного – потерять жену!».
Личная жизнь
Рисунок 4. С женой и сыном
Евгений Павлович был женат на Ванде Владимировне Леоновой (девичья фамилия – Самойлова), с которой он познакомился на гастролях в 1957 г. в Свердловске. В семье родился сын Андрей, который пошел по стопам отца, став актером театра и кино, заслуженным артистом Российской Федерации. Внук артиста Evgeniy Leonov с 10 лет жил в Стокгольме (Швеция), где окончил театральный институт.
Фильмография
Рисунок 5. Кин-дза-дза
Наиболее известные фильмы с его участием:
- «Секрет молодости» (1956 г.);
- «Полосатый рейс» (1961 г.);
- «Мамочка и два трутня» (1964 г.);
- «Зигзаг удачи» (1969 г.);
- «Белорусский вокзал» (1970 г.);
- «Джентльмены удачи» (1971 г.);
- «Большая перемена» (1972 г.);
- «Обыкновенное чудо» (телефильм 1978 г.);
- «Кин-дза-дза» (1986 г.);
- «Американский дедушка» (1993 г.) – последняя кинороль.
Голосом Евгения Леонова разговаривает Винни-Пух. Вообще, артист часто озвучивал мультфильмы, читал текст от автора – у него был голос сказочника.
Детство и юность
Евгений Леонов родился 2 сентября 1926 года в Москве в обычной советской семье. Отец Павел Васильевич трудился на авиационном предприятии, а мать Анна Ильинична была домохозяйкой. Кроме того, у Жени был старший брат Николай. Все они проживали в коммуналке на Васильевской улице. В их квартире всегда было немало гостей, среди которых были друзья, дальние родственники и просто знакомые.
Маленького Женю всегда подкупало умение матери забавно рассказывать разные истории и заботиться о своих детях
Родители уделяли большое внимание воспитанию сыновей: мать читала им много книг, а папа часто рассказывал о знаменитых советских летчиках, привив обоим любовь к небу
Начиная с 5 класса, Женя записался в театральный кружок, в котором дети не только играли роли, но и писали сценарии. Выходя на сцену, ему всегда удавалось рассмешить публику, которая хохотала до упада. Незадолго до войны Леонову посчастливилось побывать во МХАТе перед самой его эвакуацией. Молодому пареньку удалось лицезреть настоящих корифеев театра — Качалова и Книппер-Чехову, от чего он испытал настоящее потрясение.
В самом начале войны Евгений, окончив семилетку, пошел работать токарем на завод, где трудились отец и старший брат, а вскоре поступил в авиационный техникум. Здесь будущий актер был активным участником художественной самодеятельности, за что его прозвали «наш артист».
А еще он очень любил читать. Актер вспоминал, что на малую родину к родителям всегда ехал с полным чемоданом книг. Евгений Павлович перечитал всю русскую классику — Достоевского, Толстого, Горького. Страсть к чтению была столь велика, что в молодости он брал в руки книгу по ночам и мог практически не спать.
Осознав готовность и силы идти по актерской стезе, Евгений Павлович решился на поступление в Московскую театральную студию. На приемную комиссию, в которой были Р. Захаров и А. Гончаров, внешне полноватый молодой человек с толстыми губами и большим носом произвел не самое приятное впечатление. Взявший накануне взаймы у брата пиджак, Леонов вначале рассказал стихотворение, которое всегда заставляло смеяться публику, но у строгой комиссии не вызвал даже улыбку. Затем Леонов предложил представить стишок А. Блока, но в ответ ему справедливо заметили, что у этого поэта нет стишков. Во время декламации серьезного лирического стихотворения комиссия хохотала до слез, но дала претенденту дочитать его до конца. После этого она вынесла свой вердикт — взять на обучение без сдачи других экзаменов. Позднее актер вспоминал: «В искусство я вполз». Во время учебы он проявлял неудержимое рвение, пропадая до ночи в студии, и это вскоре принесло свои плоды.
Угрозы
Вы все, конечно же, смотрели фильм «Гравитация», получивший 7 Оскаров, а потому должны иметь хорошее представление о всех опасностях, угрожающих космонавту в открытом космосе. Это опасность потерять связь с кораблем, опасность столкнуться с космическим мусором и, наконец, опасность истечения запасов кислорода до возвращения на корабль. Помимо этого существует и опасность перегрева или переохлаждения, а также поражения радиацией.
Связь
Леонов был привязан к кораблю прочным фалом длиной пять с половиной метров. В ходе полета, он неоднократно вытягивался на всю длину и снова подтягивался к кораблю, фиксируя все свои действия на кинокамеру. В 60-х еще не существовало ракетных ранцев (устройство для перемещения и маневрирования космонавта) позволяющих полностью свободно отделяться от корабля и возвращаться на него, так что тонкая крепкая веревка на двух металлических карабинах — это в буквальном смысле все, что связывало Леонова с жизнью и возможностью вернуться домой.
Обломки
вероятность столкнуться с каким-либо космическим мусором, вращающимся на орбите Земли, в 1965 году была еще очень мала. До полета «Восхода-2» в космосе побывали всего лишь 11 пилотируемых кораблей и несколько спутников, при этом на довольно низких орбитах с относительно большой плотностью атмосферных газов, соответственно, большая часть мельчайших частиц краски, обломков и прочего мусора, остающегося после этих кораблей, вскоре сгорала, не успев причинить никому вреда. До формулирования синдрома Кесслера было еще далеко, и советская космическая программа не воспринимала эту опасность всерьез.
Кислород
Скафандр «Беркут», разработанный специально для выхода в открытый космос и имевший полную автономность, имел запас всего в 1666 литров кислорода, а для поддержания необходимого давления газа и жизнедеятельности космонавта необходимо было тратить больше 30 литров в минуту. Таким образом, максимальное время пребывания вне корабля составляло всего лишь около 45 минут, и это на все про все: вход в шлюз, выход в открытый космос, пребывание в свободном полете, возвращение в шлюз и ожидание времени его закрытия. Общее время выхода Леонова составило 23 минуты 41 секунду (из них вне корабля 12 минут 9 секунд). Никакого запаса на исправление ошибок или спасение не предусматривалось.
Температурный режим и радиация
Леонов успел фактически чудом успеть завершить свой выход до попадания корабля в тень от Земли, где низкие температуры могли осложнить все его действия и привести к смерти. В кромешной тьме он бы не смог справиться с фалом и входом в шлюз. Нахождение на солнечной стороне в течение каких-то 12 минут заставляло его обливаться потом. «Терпения уже не было, по лицу пот тек не градом, а потоком, да такой едкий, что глаза жгло» — вспоминает Леонов. Что касается радиации, то тут ему относительно повезло. На апогее орбиты почти в 500 километрах над землей, «Восход-2» задевал только нижний край радиационно-опасной зоны, где излучение может составлять до 500 рентген/час (смертельная доза за несколько минут), кратковременное нахождение в ней и хорошее стечение обстоятельств не привели к страшным последствиям. По приземлении у Леонова зафиксировали дозу в 80 миллирад, что значительно превышает норму, но к повреждениям здоровья не приводит.
Болезнь и смерть
В 1988 году, на гастролях в Гамбурге, из-за обширного инфаркта, Леонов пережил клиническую смерть. В результате чего, ему была сделана экстренная операция — коронарное шунтирование. Артист был в коме 28 дней. Несмотря на болезнь, Леонов вернулся к профессии уже через четыре месяца.
29 января 1994 года, собираясь в очередной раз играть в спектакле «Поминальная молитва», у Евгения Павловича оторвался тромб. Узнав, что спектакль отменили по причине смерти актера, никто из зрителей не сдал билет. Несколько часов в абсолютной тишине, с зажженными свечами, люди стояли около входа в «Ленком» и скорбели по ушедшему гению.
Книги
Профессиональным литератором Леонов стал после демобилизации в начале 20-х годов XX века. Первыми увидели свет рассказы «Бурыга», «Уход хама» и повесть «Петушихинский пролом». Как и Михаил Шолохов, наиболее значительные произведения — романы «Барсуки» и «Вор» — Леонид Максимович создал в молодости.
В 1927 году писатель принял участие в литературном эксперименте — коллективном написании романа-детектива «Большие пожары». У каждой главы произведения, публиковавшегося в журнале «Огонек», был свой автор, среди сотворцов фигурировали Александр Грин и Исаак Бабель, Константин Федин и Михаил Зощенко. Отдельной книгой роман вышел лишь в 2009 году.
Сергей Есенин и Леонид Леонов / День Онлайн
Леонид Максимович считался классиком социалистического реализма и внес лепту в прославление Иосифа Сталина статьями «Слово о первом депутате» и «Полдень победы», а леоновская пьеса о войне «Нашествие» и ее экранизация Абрамом Роомом удостоились Сталинской премии. Однако некоторые произведения литератора подверглись разгрому и были запрещены.
Такая участь постигла пьесы «Метель» и «Золотая карета». В первой упоминались репрессии, а во второй — замалчиваемая советскими пропагандистами трагедия в Бабьем Яре.
Более 40 лет Леонов работал над сложным богоискательским романом «Пирамида». Произведение увидело свет за считанные месяцы до смерти литератора.
Фильмы
Дебют Евгения Леонова в кино состоялся в 1947 году. Первые эпизодические роли были настолько небольшими, что история их не сохранила. В 1949-м актер засветился в картинах Владимира Немоляева «Карандаш на льду» и «Счастливый рейс», но снова в эпизодах. Потом молодому актеру стали доверять центральные роли, а в 1961 году на советские экраны вышел фильм Владимира Фетина «Полосатый рейс», после которого Леонов проснулся знаменитым.
Если бы в Советском Союзе считали кассовые сборы, то эта комедия побила бы все рекорды: за один только год ее посмотрели больше 32 млн человек.
Евгений Леонов в фильме «Полосатый рейс»
Артист стал настолько популярен, что его хотели снимать практически все советские режиссеры. Неожиданно Евгений изменил комическому амплуа, сыграв казака Якова Шибалко в мелодраме Владимира Фетина «Донская повесть» по рассказам Михаила Шолохова. Драматическая роль исполнена Леоновым настолько блестяще, что он получил сразу 2 премии — на Всесоюзном фестивале в Киеве и на 3-м Международном фестивале в Нью-Дели.
У Георгия Данелии актер сыграл в трагикомедии «Не горюй!», у Виктора Мережко – в «Зареченских женихах», у Петра Тодоровского – в «Фокуснике», у Эльдара Рязанова – в сатирической комедии «Зигзаг удачи».
Евгений Леонов в комедии «Зигзаг удачи»
В 1969 году голосом Леонова заговорил один из самых любимых советских мультипликационных персонажей – Винни Пух.
Вместе с Анатолием Папановым, Всеволодом Сафоновым и Алексеем Глазыриным Евгений Леонов воплотил образ целого поколения, прошедшего войну, в пронзительной киноповести Алексея Смирнова «Белорусский вокзал», которая получила приз на фестивале в Карловых Варах. А вскоре артист поразил зрителей перевоплощением сразу в двух персонажей в эксцентрической комедии Александра Серого «Джентльмены удачи». Для того чтобы убедительнее сыграть жестокого вора по кличке Доцент, актер ходил в Бутырскую тюрьму понаблюдать, как ведут себя настоящие заключенные.
Евгений Леонов в комедии «Джентльмены удачи»
Леонов сыграл отца Нелли Ледневой в «Большой перемене» и друга Афони в «Афоне», а одной из лучших его ролей считается Сарафанов в кинодраме «Старший сын» Виталия Мельникова. Поразительно тонко удалось передать актеру богатый внутренний мир косноязычного главного героя.
В 1978 году Марк Захаров, у которого к тому времени Леонов играл в театре, предложил актеру роль Короля в фильме «Обыкновенное чудо». Это был настоящий профессиональный вызов. Евгению предстояло воплотить тот же образ, что до него играл великий Эраст Гарин.
Евгений Леонов в фильме «Обыкновенное чудо»
Что из этого получилось, знает любой поклонник советского романтического кинематографа. Леонов сыграл отца героини Евгении Симоновой так убедительно, что до сих пор ходит легенда, что актер и в самом деле ее отец.
В середине 80-х Леонов участвовал в съемках картины Георгия Данелии, ставшей впоследствии культовой. Это фантастическая сатирическая комедия «Кин-дза-дза». Снимали фильм в пустыне Каракумы. Условия работы были настолько тяжелыми, что съемочная группа постоянно ругалась. Режиссер потом удивлялся, что он умудрился поссориться даже с неконфликтным Леоновым, от которого за 20 лет совместной работы не слышал ни одного резкого слова.
Евгений Леонов и Юрий Яковлев в комедии «Кин-дза-дза»
Участие Евгения в сатирической комедии «Тридцать три» фактически спасло фильм от прокатного забвения. Картину, в которой усмотрели критику высшего эшелона власти, нещадно отредактировали, вырезали не просто фразы – эпизодами. Исполнитель роли Ивана Травкина позднее назовет эту работу самой искренней и правдивой.
В 1978 году собралась комиссия, чтобы присвоить Евгению Леонову звание «Народный артист СССР». Ее члены недоумевали, почему не сделали этого раньше. Евгений Павлович к тому времени был без преувеличения всенародно любимым актером.
Народный артист СССР Евгений Леонов
Глядя на обстановку, развернувшуюся в постперестроечной России, Леонов в сердцах бросил, что лучше бы умер тогда, в 1988-м. Актер панически боялся, что его позабудут, хватался за любой шанс пополнить фильмографию: откажешься сейчас – больше не позовут. Вот только комедию «Американский дедушка» никогда не смотрел – стыдился, да и зрители нещадно критиковали исполнителя роли иммигранта-миллионера.
Одна из последних ролей Евгения в кино – дед в комедийном детективе «Сыскное бюро “Феликс”» об аферистах, ворующих породистых собак и затем возвращающих питомцев хозяевам за вознаграждение.
Возвращение Леонова на корабль
После 12-ти минут и 9-ти секунд свободного полета космонавт начал возвращение на борт корабля. Алексей Архипович должен был войти в шлюзовую камеру «ногами вперед», однако по причине сильно раздутого скафандра и наличия видеокамеры в руке, космонавту пришлось войти «головой вперед». Спустя 23 минуты и 41 секунду пребывания в космосе Алексей Леонов вернулся в шлюзовую камеру и закрыл за собой люк. Несмотря на установленные правила, космонавт открыл шлем скафандра еще до того, как шлюз был заполнен воздухом, чтобы протереть глаза, залитые потом.
В шлюзовой камере, диаметром всего один метр, космонавту предстояло сделать кувырок, чтобы успешно возвратиться на корабль. Вскоре, согласно протоколу, шлюзовая камера была отстрелена. Но по причине температурных деформаций была образована щель в люке, которая вела к разгерметизации. В данный момент система автоматически повысила количество подаваемого кислорода. Исход ситуации мог быть плачевным, так как повышенное количество кислорода создавало угрозу взрыва. Однако, находясь в состоянии кислородного отравления, Алексей Леонов случайно изменил подачу кислорода. Спустя семь часов космонавты устранили утечку и процент кислорода на борту корабля стал понижаться.
Непредвиденные обстоятельства
При подготовке к полету на земле были отработаны 3000 различных аварийных ситуаций и их решений. Но Леонов говорил, что по закону в космосе случится и 3001-ая, и ее тоже нужно будет решить. Так и произошло.
В открытом космосе мягкий скафандр раздулся из-за избыточного давления (внутри 0,5 атм, снаружи — ноль). «Руки у меня выскочили из перчаток, а ноги из ботинок», — вспоминает Леонов. Космонавт оказался внутри большого надутого шара. Пропали тактильные ощущения и чувство опоры. А еще предстояло собрать фал в бухту, чтобы не запутаться в нем, забрать кинокамеру, которую он держал в руках и войти в узкий люк надувной шлюзовой камеры. Решение надо было принимать очень быстро, и Леонову это удалось.
Но это порождало страшные последствия — из-за падения парциального давления кислорода он попадал в зону закипания азота (кессонная болезнь, известная у ныряльщиков). А нужно было спешить. Командир корабля Беляев, видя, что тень неумолимо приближается, и в полной темноте и при предельном минусе Леонову уже ничто не сможет помочь, торопил своего пилота.
Леонов сделал несколько попыток войти в шлюз, но все они были неудачными, скафандр не слушался и не позволял зайти вперед ногами, как положено по инструкции. Каждая неудача приближала страшную гибель: кислород был на исходе. От волнения и напряженной работы пульс Леонова участился, он стал чаще и глубже дышать.
Тогда Леонов в нарушение всех инструкций сделал последнюю отчаянную попытку — сбросил с помощью клапана давление в скафандре до предельного минимума, втолкнул кинокамеру в шлюз и, развернувшись вперед головой, втянулся внутрь на руках. Это удалось сделать лишь благодаря отличной физической подготовке — измотанный организм отдал последнюю энергию этому усилию. Внутри камеры Леонов с большим трудом развернулся, задраил люк и, наконец, отдал команду выровнять давление. В 11:52 в шлюзовую камеру начал поступать воздух — это и стало окончанием выхода Алексея Леонова в открытый космос.
Личная жизнь
Стеснительность в общении с девушками стали причиной того, что свою личную жизнь актер устроил уже после тридцати. Во время гастролей в далеком Свердловске Леонов переступил через свою робость и познакомился с симпатичной блондинкой по имени Ванда.
На фото: Евгений Павлович Леонов с женой Вандой
Она была студенткой музыкально-педагогического училища и очаровала Евгения сразу. Он пригласил девушку на спектакль, после которого они всю ночь гуляли по городу.
Ванда Владимировна Леонова с сыном
Леонов сразу влюбился в Ванду и решил, что она обязательно должна стать его женой. Однако родители девушки были категорически против того, чтобы дочь выходила замуж за артиста.
Долгое время их роман был «телефонным», а потом Ванда, не послушав маму и отца, уехала в Москву, и Евгений Павлович познакомил ее со своими родителями.
Серьезная девушка сразу понравилась его семье, а через некоторое время Ванда стала женой Евгения Леонова и единственной женщиной в его личной жизни. Первое время они жили с родителями и братом Евгения в коммунальной квартире. В их доме всегда было много народа – постоянно приезжали то одни, то другие родственники, приходили друзья, и всех мама Евгения Павловича встречала, как самых дорогих гостей.
Щедрость и великодушие перенял Леонов от своей мамы, и потом, когда они с женой зажили своим домом, традиция гостеприимства сохранилась и в нем. Ванда бросила музучилище, а перебравшись к мужу в столицу, поступила в ГИТИС на отделение театроведения.
Леонов с сыном Андреем
После окончания вуза жена артиста устроилась в его театр в литературную часть
В пятьдесят девятом году, спустя два года после свадьбы в личной жизни артиста произошло важное событие — родился первый и единственный из детей Евгения Леонова – сын Андрей
Ванда была для Леонова защитой и главным человеком в жизни. Он не мог долго не видеться с ней, и когда Ванда Владимировна где-то задерживалась, часами не отходил от окна, дожидаясь ее возвращения.
На фото: семья артиста
Жена Евгения Павловича Леонова тоже любила мужа, но в силу своего характера редко внешне проявляла свои чувства. Она была великолепной хозяйкой – дома был идеальный порядок, а Евгения Павловича всегда ждал вкусный ужин. Ванда Владимировна принимала многочисленных друзей и коллег мужа – у нее всегда находилось, что поставить на стол.
Личная жизнь Леонова складывалась счастливо – свою семью он любил больше всего на свете, а других женщин кроме Ванды для него просто не существовало, хотя вокруг всегда было много поклонниц. Из зарубежных поездок Евгений Павлович привозил любимой супруге изысканные наряды и всегда спешил с гастролей домой.
«Обыкновенное чудо»
Жена Евгения Леонова была рядом с ним, когда на гастролях в Гамбурге остановилось его сердце. Она не отходила от постели находившегося в коме мужа и разговаривала с ним, стараясь вернуть к жизни. Сын Евгения Леонова Андрей тоже прилетел в Германию, чтобы помочь отцу, и их любовь помогла Евгению Павловичу вернуться к жизни.
В комедии «За спичками»
Когда артист встал на ноги, врачи советовали ему беречь себя, но он не мог подолгу оставаться без работы. Кроме того, он всегда старался сделать все, чтобы его семья ни в чем не нуждалась, поэтому даже после болезни не перестал сниматься, играть в театре, ездить с концертами.
Леонов в фильме «Мимино»
С Вандой артист прожил до конца жизни – Евгений Леонов умер в девяносто четвертом году. Смерть настигла его на пути в театр – оторвался тромб. В этот вечер он должен был появиться в «Поминальной молитве».
Подготовка
Прошло почти четыре года со дня полета Юрия Гагарина, весь мир был увлечен космической гонкой двух сверхдержав — СССР и США. Они отправили уже по несколько пилотируемых кораблей; в 1964 впервые на советском «Восходе» нового типа в космос отправились сразу три человека, теперь предстоял следующий принципиальный шаг — выход в открытый космос.
Обе державы, усиленно занимавшиеся космической программой, одновременно приходили к очевидным проблемам, требующим решения. Рано или поздно при планируемых длительных полетах потребуются профилактические и ремонтные работы снаружи корабля, кроме самих космонавтов выполнять их будет некому, следовательно, нужно было разработать безопасную и действенную систему их осуществления. В СССР этой проблемой занимался Королев, а главным специалистом-исполнителем стал молодой космонавт из первого отряда — Алексей Леонов. По программе разработали усовершенствованный вариант новейшего космического аппарата «Восход», шлюзовую систему и специальный защитный скафандр. К февралю 1965 года все было готово, оставался последний бросок.
Значение фамилии
Так как общая картина происхождения этой фамилии уже примерно ясна, можно теперь рассмотреть и значение фамилии Леонов. Само по себе это имя означает «лев».
Исходя из нескольких вариантов происхождения фамилии Леонов, взяла она свое начало от имени Леон. Далее произошли производные от него: Леонт, Леонид, Леонтий. Но давались эти имена не только в честь святых.
Возможно, так называли тех, кто имел общие черты с царем зверей. Того, кто обладал грозной внешностью, волевым характером или был храбрецом. Поэтому можно сказать, что люди, носившие эту фамилию, были из благородного рода.
Во всяком случае исторические хроники свидетельствуют о том, что обладатели этой фамилии были важными персонами в славянском купечестве. И обладали различными почестями и властью.
Фильмы
Дебют Евгения Леонова в кино состоялся в 1947 году. Первые эпизодические роли были настолько небольшими, что история их не сохранила. В 1949-м актер засветился в картинах Владимира Немоляева «Карандаш на льду» и «Счастливый рейс», но снова в эпизодах. Потом молодому актеру стали доверять центральные роли, а в 1961 году на советские экраны вышел фильм Владимира Фетина «Полосатый рейс», после которого Леонов проснулся знаменитым.
Если бы в Советском Союзе считали кассовые сборы, то эта комедия побила бы все рекорды: за один только год ее посмотрели больше 32 млн человек.
Евгений Леонов в фильме «Полосатый рейс»
Артист стал настолько популярен, что его хотели снимать практически все советские режиссеры. Неожиданно Евгений изменил комическому амплуа, сыграв казака Якова Шибалко в мелодраме Владимира Фетина «Донская повесть» по рассказам Михаила Шолохова. Драматическая роль исполнена Леоновым настолько блестяще, что он получил сразу 2 премии — на Всесоюзном фестивале в Киеве и на 3-м Международном фестивале в Нью-Дели.
У Георгия Данелии актер сыграл в трагикомедии «Не горюй!», у Виктора Мережко – в «Зареченских женихах», у Петра Тодоровского – в «Фокуснике», у Эльдара Рязанова – в сатирической комедии «Зигзаг удачи».
Евгений Леонов в комедии «Зигзаг удачи»
В 1969 году голосом Леонова заговорил один из самых любимых советских мультипликационных персонажей – Винни Пух.
Вместе с Анатолием Папановым, Всеволодом Сафоновым и Алексеем Глазыриным Евгений Леонов воплотил образ целого поколения, прошедшего войну, в пронзительной киноповести Алексея Смирнова «Белорусский вокзал», которая получила приз на фестивале в Карловых Варах. А вскоре артист поразил зрителей перевоплощением сразу в двух персонажей в эксцентрической комедии Александра Серого «Джентльмены удачи». Для того чтобы убедительнее сыграть жестокого вора по кличке Доцент, актер ходил в Бутырскую тюрьму понаблюдать, как ведут себя настоящие заключенные.
Евгений Леонов в комедии «Джентльмены удачи»
Леонов сыграл отца Нелли Ледневой в «Большой перемене» и друга Афони в «Афоне», а одной из лучших его ролей считается Сарафанов в кинодраме «Старший сын» Виталия Мельникова. Поразительно тонко удалось передать актеру богатый внутренний мир косноязычного главного героя.
В 1978 году Марк Захаров, у которого к тому времени Леонов играл в театре, предложил актеру роль Короля в фильме «Обыкновенное чудо». Это был настоящий профессиональный вызов. Евгению предстояло воплотить тот же образ, что до него играл великий Эраст Гарин.
Евгений Леонов в фильме «Обыкновенное чудо»
Что из этого получилось, знает любой поклонник советского романтического кинематографа. Леонов сыграл отца героини Евгении Симоновой так убедительно, что до сих пор ходит легенда, что актер и в самом деле ее отец.
В середине 80-х Леонов участвовал в съемках картины Георгия Данелии, ставшей впоследствии культовой. Это фантастическая сатирическая комедия «Кин-дза-дза». Снимали фильм в пустыне Каракумы. Условия работы были настолько тяжелыми, что съемочная группа постоянно ругалась. Режиссер потом удивлялся, что он умудрился поссориться даже с неконфликтным Леоновым, от которого за 20 лет совместной работы не слышал ни одного резкого слова.
Евгений Леонов и Юрий Яковлев в комедии «Кин-дза-дза»
Участие Евгения в сатирической комедии «Тридцать три» фактически спасло фильм от прокатного забвения. Картину, в которой усмотрели критику высшего эшелона власти, нещадно отредактировали, вырезали не просто фразы – эпизодами. Исполнитель роли Ивана Травкина позднее назовет эту работу самой искренней и правдивой.
В 1978 году собралась комиссия, чтобы присвоить Евгению Леонову звание «Народный артист СССР». Ее члены недоумевали, почему не сделали этого раньше. Евгений Павлович к тому времени был без преувеличения всенародно любимым актером.
Народный артист СССР Евгений Леонов
Глядя на обстановку, развернувшуюся в постперестроечной России, Леонов в сердцах бросил, что лучше бы умер тогда, в 1988-м. Актер панически боялся, что его позабудут, хватался за любой шанс пополнить фильмографию: откажешься сейчас – больше не позовут. Вот только комедию «Американский дедушка» никогда не смотрел – стыдился, да и зрители нещадно критиковали исполнителя роли иммигранта-миллионера.
Одна из последних ролей Евгения в кино – дед в комедийном детективе «Сыскное бюро “Феликс”» об аферистах, ворующих породистых собак и затем возвращающих питомцев хозяевам за вознаграждение.