Лия ахеджакова: национальность, биография, семья, фильмография

Избранная фильмография

Фильм

Год Заголовок Роль Примечания
1968 г. Возвращение Петя
1970 г. Синяя птица Маленький мальчик Голос
1970 г. Доблестный Робин Гуд Маленький Джон Голос
1973 Глаша и Кикимора Велосипедист-пионер Голос
1973 Ищу человека Анна Кузнецова
1974 г. Таня Хозяйка, домработница
1974 г. Иван да Мария Принцесса агриппина
1975 г. Ирония судьбы, или Наслаждайтесь ванной! Таня, подруга Нади Телевизионный фильм
1975 г. Пошехонская старина Полька
1975 г. У самого Черного моря Виола Смир
1976 г. По секрету всему свету Елизавета Николаевна, учитель географии
1976 г. Двадцать дней без войны Женщина с часами
1977 г. Жихарка Голос
1977 г. Два клена Иванушка Голос
1977 г. Журавль в небе
1977 г. Служебный роман Вера «Верочка», секретарь
1978 г. Красивый мужчина Лупачева Телевизионный фильм
1978 г. Когда я стану гигантом Джульетта Ашотовна по прозвищу «Смайлик», учитель английского языка.
1978 г. Подарок черного колдуна Пугалица
1979 г. Поговори на моем языке Клаудиа
1979 г. Москва слезам не верит Ольга Павловна, менеджер клуба
1979 г. Гараж Малаева
1980 г. Скажи слово бедному гусарам Лулу Телевизионный фильм
1981 г. Восьмое чудо света Юлия Ермолина
1981 г. Куда ищез Фоменко? Алина Телевизионный фильм
1981 г. Отпуск за свой щёт Ирина Телевизионный фильм
1982 г. Алиса в Зазеркалье Белая Королева
1983 г. Кое-что из губернской жизни Мерчуткина Телевизионный фильм
1983 г. Талисман Бабушка
1983 г. Кое-что из губернской жизни Мерчуткина Телевизионный фильм
1983 г. Мама Ануш Ануш
1984 Маленькое одолжение Тома Телевизионный фильм
1984 Медный ангел Розита
1984 Осенний подарок фей Фея печали
1986 г. Ара, бара, пух! Голос
1986 г. Игра хамелиона Ирма
1986 г. Повод Виолетта
1986 г. Размах крылыев Пассажир первого класса (сама)
1987 г. Диалог. Крот и яйцо Яйцо Голос
1987 г. Другая жизнь Роза
1988 г. Свирепский Бамбр Мышь Голос
1988 г. Грешник Зина
1989 г. Бродячий автобус Зина, администратор
1989 г. Софья Петровна
1990 г. Ёжик должен быть колючим? Мама-ежик Голос
1990 г. По следам Бамбра Мышь Голос
1990 г. Допинг для ангелов Нина
1990 г. Сукины сыновья Нанайцева
1990 г. Мордашка Зоя Николаевна, мама Юлии
1991 г. Глаша и Кикимора Голос
1991 г. Ловушка для Бамбра Мышь Голос
1991 г. На черный день Голос
1991 г. Обещанные небеса Афимья «Фима» Степановна Премия Ника за лучшую женскую роль (1991)
1992 г. Рождение Геракла Голос
1992 г. Я хочу увидеть ангелов Мама Жени
1992 г. Сем сорок Ткачук
1993 г. Муравиный ёжик Голос
1993 г. Бездна, круг седьмой
1994 г. Трен Брен Маша
1995 г. Московские каникулы Спекулянт
1995 г. Разведен вдвоём
1997 г. Одуванчик вино Лена Ауффманн
2000 г. Старые ведьмы Люба
2006 г. Игра в жертву Официантка в японском ресторане Премия Ника за лучшую женскую роль (2007)
2006 г. Андерсен. Жизнь без любви Гадалкал
2006 г. Странное родство Люсия Телевизионный фильм
2007 г. Потапов, к доске! Таисия Ивановна
2007 г. Ветка сирени Анна Сергеевна, жена Зверева
2007 г. Дюймовочка Мышь
2007 г. Фото моей девушки Любовь Григорьевна, мама Павла
2007 г. Похороны Мария Игнатьевна, целительница
2008 г. Четыре возраста любви Зима
2009 г. Книга Мастеров Баба Яга
2009 г. Банкрот Сваха
2010 г. Любовь-Морковь 3 Елизавета Николаевна
2011 г. Иван Царевич и Серый Волк Баба Яга Голос
2012 г. Мам Светлана Семеновна

Телевидение

Год Заголовок Роль Примечания
1977 г. Незнайка в Солнечном городе Эпизод 7–8
2003 г. Пятый ангел Сара
2004 г. Узкий мост Нина Петровна Мини-сериал
2005 г. Казароза Мария Антоновна
2011 г. Дорогой мой человек

Штамп положительного героя

В советские годы, когда она только начинала карьеру, существовал штамп так называемого положительного героя. Ахеджакова никак не вписывалась в этот канон. Героини ее похожи на нее саму. А Лия Меджидовна говорила, что не знает, к каким людям себя отнести — положительным или отрицательным. К тому же этот персонаж должен был иметь другие черты лица, другой рост, другой нос и даже, по всей видимости, другую национальность.

Лия Меджидовна — актриса, дискредитировавшая существовавший в то время героический штамп. Она была самобытна. Герои Ахеджаковой — это «девочки-старушки», не похожие ни на кого, единственные в своем роде. Они как будто вырваны наугад из очереди, с автобусной остановки, не имеют ничего общего ни с социальными героинями (например, Елизаветой Уваровой, мэром, которую сыграла блистательно Инна Чурикова в «Прошу слова»), ни с чарующими бабами из деревни, которых изображала Нонна Мордюкова. На экран и на сцену вместе с Ахеджаковой пришли героини, которые пытались не уступить жребию, а порой и переломить свою судьбу.

Основная особенность Ахеджаковой как актрисы — это умение изображать личное, частное, отклоняющееся от нормы. Она не играет, не прикидывается, а на самом деле является уязвленным «инородцем». Не просто трагикомической или комической актрисой стала Ахеджакова, а трагедийной.

Политические взгляды

Актриса активно участвует в общественной жизни страны. Она неоднократно публично высказывала несогласие с действиями власти, критиковала действующего президента.

Лия Ахеджакова назвала судебный процесс над Михаилом Ходорковским политическим, выразила протест против принятия «закона Димы Яковлева», а также приняла участие в оппозиционном митинге 2013 года на Болотной площади и на Марше правды в апреле 2014-го. Ее эмоциональная манера донесения своей позиции часто становится объектом критики среди идеологических оппонентов.

Лия Ахеджакова в 2014 году оказалась в центре украинского скандала. Артистка раскритиковала Кремль за политику в отношении Украины, осудила присоединение Крыма и Севастополя к России, подписалась под обращением в защиту певца и артиста Андрея Макаревича и поддержала Надежду Савченко, что повлекло целую череду скандалов и обсуждений в СМИ и светской хронике.

Летом 2015 года Лия Ахеджакова дала интервью оппозиционному каналу «Дождь», в котором от имени россиян принесла извинения «народу Армении за российскую агрессию».

Лия Ахеджакова на митинге в защиту свободы СМИ Критика в адрес Владимира Путина из уст актрисы разделила общество и коллег Ахеджаковой на два лагеря: одни поддержали ее, а другие осудили.

В ноябре 2021 года общество сотряс новый скандал: журналист «Дождя» Павел Лобков разместил на своей странице в соцсети обращение якобы от Лии Ахеджаковой, в котором та запрещала Мелании Трамп и ее мужу смотреть фильмы со своим участием. Многие читатели поверили и разразились кто бранью, а кто комплиментами артистке. Как оказалось позже, Лия Ахеджакова не была автором обращения.

В канун Нового 2021 года с обращением «простите нас все и за все» актриса выступила на канале «Дождь». По словам знаменитости, страна была повинна в том, что принимала допинг, травила британских граждан, подвергала опасности жизни американских космонавтов. Нынешнее и будущее поколения россиян, по мнению артистки, должны долго извиняться перед представителями других стран и вероисповеданий.

Несмотря на высокую гражданскую активность, в интервью Ксении Собчак Лия Меджидовна призналась, что откровенные высказывания даются ей нелегко и сопровождаются страхом.

Личная жизнь

Помимо яркой биографии, у Лии Ахеджаковой была еще и насыщенная личная жизнь. Актриса трижды была замужем.

Первым супругом Ахеджаковой стал Валерий Носик. С ним актриса познакомилась в Театре Юного Зрителя, когда они оба были еще студентами. Впоследствии пара расскажет, что их отношения не отличались особенной романтичностью.

Лия отдала более опытному Носику всю поэтическую чувственность первой любви, и вскоре актер сделал возлюбленной предложение руки и сердца. Супруги стали жить в квартире Ахеджаковой – ее дочери купили родители, специально для этого уехавшие на север на заработки.

Лия Ахеджакова и ее первый муж — Валерий Носик

Однако отношения пары были далеки от идеальных. Носик, почувствовав приближение популярности, с головой ушел в богемные круги. Будучи популярным в театре, Носик прослыл душой компании и скоро стал заявляться домой в нетрезвом виде. Разговоры не помогали, и последней каплей терпения стал любовный роман, который Носик завел прямо на работе.

Не выдержав предательства, Лия собрала вещи и… покинула собственную московскую квартиру. Заниматься приземленной «дележкой» актриса тогда не хотела. Впрочем, вскоре от проблем ее отвлек новый роман – она увлеклась художником Борисом Кочейшвили. Именно он стал вторым мужем актрисы.

Лия Ахеджакова и Борис Кочейшвили

Но и второй брак не был достаточно счастливым. Ахеджакова старалась быть музой и поддержкой для своего возлюбленного, и даже начала обивать пороги чиновников, желая добиться признания для Бориса. Именно благодаря ее стараниям художника заметили и пригласили на выставку в Париж. Однако это лишь усугубило положение: Кочейшвили начал относиться к Лии еще холоднее, чем прежде. Ахеджакова вновь подала на развод.

Однако на этом изменения в личной жизни и биографии Лии Ахеджаковой еще не закончились – ей предстояла встреча с последним мужем, с которым актриса вместе и по сей день. Избранником стал фотохудожник Владимир Персиянов, буквально упросивший возлюбленную стать его женой – ведь после второго брака Ахеджакова зареклась выходить замуж.

Лия Ахеджакова и ее супруг — Владимир Персиянов

Поэтому ни о какой пышной свадьбе не могло идти и речи – актриса считала это пошлостью. Ахеджакова не только скрывала фото с мужем, но даже не рассказала отцу о своем решении расписаться с Персияновым. Похоже, что на этот раз актрисе повезло: Лия Меджидовна признается, что она счастлива.

Конечно, всех поклонников Лии Ахеджаковой волнует не только ее личная жизнь и рабочие детали биографии, но еще и ее дети. Однако ни в одном из трех браков Ахеджакова так и не решилась на рождение ребенка.

Из интервью Ахеджаковой можно понять: актрисе жаль, что в ее столь яркой жизни так и не появилось детей.

Лии Ахеджаковой бог не подарил детей

Ранние годы, детство и семья Лии Ахеджаковой

Будущая легенда советского кино родилась в украинском городе Днепропетровске, в семье, которая была неразрывно связана с искусством. Ее мама — Юлия Александровна – была актрисой одного из местных театров; а отец — Меджид Салехович – работал главным режиссером Адыгейского областного театра им. Пушкина. Родившись в подобной семье, маленькая Лия с самых ранних лет был прекрасно знакома со всеми радостями и тяготами жизни творческого человека. Она любила кино и театр, однако, несмотря на это, ее родители никогда не желали, чтобы их дочь пошла по их стопам. В частности, отец настаивал на том, чтобы его единственная дочь получила более «надежную профессию» и стала, к примеру, врачом или инженером.

Лия Ахеджакова в молодости

Однако у нашей сегодняшней героини всегда были несколько иные взгляды на этот счет. Несмотря на тот факт, что в послевоенные годы полуголодная жизнь артистов была лишена своего теперешнего лоска, в глазах Лии Ахеджаковой театральное искусство все равно всегда было превыше всего.

После переезда своей семьи в Адыгею актриса начала посещать кружок актерской самодеятельности, а также строить мечты о карьере профессиональной актрисы. Но в этот момент в дело снова вмешался ее отец, настоявший на том, чтобы будущая звезда кино выбрала для себя другую специальность. Лия послушала совета и отправилась в Москву, где вскоре поступила в Институт цветных металлов и золота. Здесь она стала постигать особенности различных сплавов и методов добычи металлов, а параллельно (исключительно для себя самой) играть в спектаклях институтской самодеятельности. Какие планы Лия Ахеджакова строила в тот момент – сейчас сложно сказать. Однако в какой-то момент старая любовь к сцене снова вышла на первый план. Стараясь забыть про внутреннюю борьбу, молодая актриса подала документы в ГИТИС, который успешно окончила в 1962-м году.

Лия Ахеджакова сейчас

Сейчас артистка продолжает радовать своих поклонников новыми работами в театре. В кино она снимается нечасто. Но последние проекты с ее участием заслуживают пристального внимания.

Лия Ахеджакова в картине «Кроткая»

В 2021 году Лия Ахеджакова сыграла в международном проекте «Кроткая». За основу современной истории был взят сюжет одноименного рассказа Федора Достоевского. Картина представлена на Каннском кинофестивале. Главную роль исполнила актриса екатеринбургского театра Николая Коляды Василина Маковцева. Лия Меджидовна сыграла правозащитницу.

Лия Ахеджакова в 2018 году

Ахеджакова также успела посотрудничать с режиссером Кириллом Серебренниковым. Она снялась в очередном шедевре мастера, биографическом фильме «Лето», который был посвящен одному лету жизни рок-музыканта Виктора Цоя.

В 2021 году фильм попал в конкурсную программу кинофестиваля в Каннах. Главные роли представили Тео Ю, Роман Билык и Ирина Старшенбаум.

Актёрская карьера

C 1961-го года она становится актрисой московского ТЮЗа. Это не самый радужный период в биографии и личной жизни Лии Ахеджаковой, и на фото тех лет можно уже заметить, что достающиеся ей роли из амплуа травести – это совсем не её уровень.  Хотя дети её боготворили и обожали спектакли с её участием. Наиболее значимые роли в ТЮЗе сыграны Ахеджаковой в спектаклях:

  • «Три поросёнка»
  • «Любовь к трём апельсинам»
  • «Мой брат играет на кларнете»
  • «Убить пересмешника» и других.

Но по словам актрисы, самой её любимой ролью в ТЮЗе стала роль ослика Иа-Иа. Она утверждала, что эта роль идеально соответствует её типажу, взглядам на жизнь и темпераменту.

Актриса театра и кино — Лия Ахеджакова

В 1977-м году, уже имея за плечами известность по ролям в кино, Ахеджакова получает приглашение в театр «Современник». Наконец-то актёрские звёзды сложились для неё правильно: её заметили большие театральные режиссёры, ей достаются глубокие серьёзные роли, и она может показать свой талант во всём его блеске.

В спектакле Виктюка «Квартира Коломбины» она предстаёт перед зрителем сразу в четырёх совершенно разных ипостасях, и прекрасно справляется с задачей.

Лия Ахеджакова в спектакле «Селестина»

Это было время, когда драматурги начали писать роли специально «под Ахеджакову».  За сорок один год работы в театре Ахеджакова сыграла поистине звёздные роли. Особенный успех ждал её в постановках:

  • «Из записок Лопатина»
  • «Мелкий бес»
  • «Вечно живые»
  • «Адский сад»
  • «Селестина»
  • «Персидская сирень» (Частная антреприза Н. Коляды)

Лия Ахеджакова и Михаил Жигалов в спектакле «Персидская сирень»

Театр

В молодости актриса выступала в амплуа травести в Московском театре юного зрителя. Невысокий рост и хрупкое телосложение девушки (при росте 153 см ее вес не превышал 52 кг) как нельзя кстати пришлись для исполнения ролей в постановках для детей.

На подмостках ТЮЗа Лия Ахеджакова провела более 10 лет, сыграв в десятке спектаклей. Наиболее примечательной ее ролью того времени стал образ Женьки, главной героини спектакля «Мой брат играет на кларнете» по мотивам повести Анатолия Алексина. В этой простой и пронзительной драме образ любящей и чрезмерно опекающей сестры раскрылся особенно остро благодаря актерскому таланту Лии Меджидовны.

Лия Ахеджакова на сцене театра

В 1977 году Лия Ахеджакова начинает работать в составе труппы театра «Современник». Здесь она задержалась на половину своей жизни. Здание на Чистопрудном стало для нее вторым домом, где продолжает играть и по сей день.

Первой действительно громкой работой актрисы стало исполнение сразу 4 главных ролей в эпатажной постановке «Квартира Коломбины» режиссера Романа Виктюка по мотивам одноименного произведения Людмилы Петрушевской.

Лия Ахеджакова и Валентин Гафт

Лия Ахеджакова сыграла множество разноплановых ролей в пьесах по мотивам классических произведений вроде «Мелкого беса» Федора Сологуба, «Виндзорских насмешниц» Вильяма Шекспира или «Предупреждения малым кораблям» Теннеси Уильямса. Кроме того, она участвовала в спектаклях частной антрепризы, таких как «Персидская сирень», которую драматург Николай Коляда написал специально для любимой артистки. В 2015 году репертуар актрисы пополнился ролью Эсфири в антрепризном спектакле «Мой внук Вениамин», который был создан по пьесе Людмилы Улицкой.

Лия Ахеджакова в спектакле «Игра в джин»

Высокое актерское мастерство и преданность театральному искусству были отмечены рядом наград. Так, помимо званий заслуженной и народной артистки, Лия Ахеджакова была награждена орденами Почета за заслуги в области культуры и искусства и «За заслуги перед Отечеством». Кроме того, журнал «Театрал» дважды – в 2008 и 2013 годах – награждал Лию Меджидовну премиями. Женщина также является лауреатом Царскосельской художественной премии.

Женское счастье

Имеет ли сейчас семью Лия Ахеджакова? После второй неудачной попытки устроить личную жизнь она на десять лет вышла из игры. Своего третьего супруга, с которым живет душа в душу по сей день, Владимира Персиянинова, актриса встретила, будучи уже вполне зрелой дамой. Ей было за шестьдесят.

Лия и Владимир официально оформили свои отношения. Многих поклонников интересует, где живет Лия Ахеджакова. В светской жизни семейство предпочитает уединение на своей подмосковной даче. Хотя можно ли это назвать уединением, ведь за стенкой у Ахеджаковой живет ее верная, многолетняя подруга, тоже актриса, Алла Будницкая, которая великолепно готовит. И когда за общим столом собирается вместе вся компания, она очень напоминает большую дружную семью. Впрочем, почти так оно и есть. Актрисы давно считают себя родственниками и близкими людьми. Ведь родной по крови человек может быть абсолютно чужим по своему духу и мировоззрению, а чужой, напротив, стать самым близким и родным существом.

https://youtube.com/watch?v=%250A

Фильмы

Первые фильмы с участием Ахеджаковой эксплуатировали ее травести-амплуа. Так, поначалу актрисе доставались роли мальчиков. Но фильмы-сказки для детей постепенно сменились серьезными работами. Артистка освоила образ трогательной женщины с чудинкой, появившись в картинах «У самого Черного моря», «Двадцать дней без войны», «По секрету всему свету…».

В драме «Журавль в небе…» Лия сыграла в актерском ансамбле с Александром Демьяненко и Людмилой Зайцевой. Ей досталась роль потенциальной невесты главного героя, которого бросила жена.

Лия Ахеджакова в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Прогремевшая на всю страну новогодняя комедия «Ирония судьбы, или С легким паром!» стала своеобразной точкой отсчета в кинокарьере артистки. Лия Ахеджакова проснулась знаменитой. С легкой руки Эдьдара Рязанова она превратилась в звезду отечественного кинематографа.

Кажется, с момента выхода этого знаменитого кинохита ни один Новый год не обходится без трансляции комедии. Подружки героини Барбары Брыльски Нади, которых блестяще сыграли Лия Ахеджакова и Валентина Талызина, и сегодня «заглядывают» в каждый дом, чтобы принести отличное новогоднее настроение.

Лия Ахеджакова в фильме «Служебный роман»

Уже через 2 года искрометная роль секретарши Верочки в «Служебном романе» Эльдара Рязанова сделала из Ахеджаковой культовую фигуру. Ее персонаж был узнаваем, а фразы растащили на цитаты. За работу в этом кинохите актриса была награждена Государственной премией имени братьев Васильевых.

Как ни странно, этой талантливой артистке редко доставались ключевые роли в фильмах

Тому были свои причины: слишком яркий и узнаваемый типаж перетягивал внимание зрителя на себя. Кроме того, в ролях второго плана Лии Меджидовне не было равных

Ее талант раскрывался в полную силу независимо от величины ее образа и количества экранного времени. Ахеджакова на протяжении нескольких десятков лет пользуется неизменным успехом у зрителей, публика воспринимает ее игру с теплотой и любовью.

Лия Ахеджакова в фильме «Москва слезам не верит»

Очередная яркая роль второго плана появилась в репертуаре актрисы в 1979 году. В киноленте «Москва слезам не верит» Лия Ахеджакова сыграла директора клуба по интересам Ольгу Павловну, которая выполняла миссию свахи. Оскароносная картина Владимира Меньшова с Верой Алентовой, Ириной Муравьевой, Раисой Рязановой и Алексеем Баталовым стала в СССР культовой. В Союзе ее посмотрели 85 млн зрителей.

В 80-е годы фильмография артистки расширилась ролями в спортивном фильме «Восьмое чудо света», комедии «Куда исчез Фоменко?», мелодраме «Мама Ануш». Один из ярких драматических образов Ахеджакова воплотила в драме «Софья Петровна» о мытарствах простой советской женщины, которая становится жертвой красного террора. Главных героев в экранизации сыграли Анна Каменкова, Вера Глаголева, Нина Усатова. Лия исполнила роль жены арестованного врача.

Лия Ахеджакова в фильме «Небеса обетованные»

В 90-е Ахеджакова нечасто появлялась на экране, но сумела оставить свой след в кинолентах «Сукины дети», «Московские каникулы», «Вино из одуванчиков».

Лия Ахеджакова была дважды за свою творческую биографию удостоена премии «Ника» в номинации «За лучшую роль второго плана». Эти награды пришли к ней после выхода фильмов «Небеса обетованные» и «Изображая жертву».

Примечательно, что эта маленькая, но такая энергичная женщина – одна из любимых рязановских актрис, которые стали широко известными благодаря фильмам мэтра. Лия Ахеджакова появлялась почти в каждом хите Эльдара Александровича.

Лия Ахеджакова в трагикомедии «Гараж»

В острых трагикомедиях «Гараж» и «Небеса обетованные», где мэтр собрал, кажется, всех своих любимцев – Валентина Гафта, Олега Басилашвили, Ольгу Волкову, Светлану Немоляеву и многих других, Ахеджаковой досталась одна из главных ролей. В эпизоде комедии «Старые клячи» Лия Меджидовна появилась вместе с отцом. В фильме он сыграл ее папу. Снялась артистка и в последнем фильме Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви».

В 2000-х годах Лия Меджидовна переместилась на телевидение. Зрители наблюдали ее работы в сериалах «Пятый ангел», «Горыныч и Виктория», «Узкий мост», «Дорогой мой человек».

Лия Ахеджакова в комедии «Любовь-морковь 3»

В рейтинговой кинокомедии «Любовь-морковь 3» актриса перевоплотилась в маму Марины, музейного работника, которая однажды меняется телом со сватом, отцом Андрея (Владимир Меньшов). Безусловно, не обошлось в комедии и без появления исполнителей главных ролей – Гоши Куценко и Кристины Орбакайте.

Детство

Лия появилась на свет в украинском городе Днепропетровске 9 июля 1938 года. По национальности она наполовину русская, так как именно это происхождение имела мать будущей актрисы, несмотря на то, что проживала на Украине. Какая ещё кровь течёт в жилах Лии неизвестно, так как нет никаких достоверных сведений о том, кто был её родным отцом.

Когда девочке исполнилось четыре годика, мама вышла замуж за Меджида Салеховича Ахеджакова. Отчим удочерил Лию и дал ей свою фамилию, в жизни она считала его самым близким своим человеком и образцом для подражания.

Меджид Салехович был крестьянского происхождения родом из адыгейского аула Псейтук. В довоенные годы, чтобы поднять культурный уровень молодёжи, самых талантливых из них посылали из сёл, деревень и маленьких аулов в большие города на обучение. Так и Меджид стал личностью творческой, в 1940 году он окончил ГИТИС, затем отучился в Ленинграде на Высших режиссёрских курсах.

Во время войны Меджид был эвакуирован в город Минусинск, где и познакомился с мамой Лии. Из эвакуации семья переехала на родину отчима в город Майкоп, где и прошли детские годы Ахеджаковой. Меджид Салехович работал режиссёром Адыгейского драматического театра, здесь же трудилась и мама, Юлия Александровна, в качестве ведущей актрисы.

Как теперь вспоминает Лия Меджидовна, с раннего детства актёрский труд она и обожала, и в то же время ненавидела за его каторжность. В послевоенные годы, в полуразрушенной стране, измученной смертями и горем, людям было не до театров. Но Лия помнит, как отчим прилагал все усилия, чтобы зритель заинтересовался и пошёл на спектакль. И люди шли на постановки, хотя бы на эти пару часов погружались в мир счастливых воспоминаний, забывались от бед и нищеты, радовались и даже смеялись.

Театральная труппа работала на пределе человеческих возможностей, каждый месяц выходила новая постановка. Эти премьеры чередовались с длительными выступлениями по всей Адыгее, где истощённые и полуголодные колхозники ждали с нетерпением таких же полуголодных и вымотанных артистов.

Лия видела, как выбивались из сил её родители. Она хорошо помнит, как мама, измождённая жарой, прибегала домой, обливалась холодной водой из колодца, что-то быстренько кушала на ходу и опять убегала в театр. Такие обливания даром не прошли: у мамы начались простуды, позже воспаление лёгких, и в конце концов врачи диагностировали туберкулёз. Мама не бросила театр, она продолжала играть в жару, затянутая в корсет, с париком на голове и с наклеенными ресницами, а за кулисами откашливалась кровью.

Девочка помнит с детства постоянный страх потерять маму. Молодую женщину всё сильнее мучил туберкулёз, и маленькая Лия часто прислушивалась по ночам, дышит ли она. В более лёгкой форме страдал этим заболеванием и отчим.

Когда девочке было 10 лет, учительница в школе на уроке рассказывала о достижениях советской медицины и о том, что в московском НИИ разработали даже лекарство от туберкулёза. Лия решилась написать письмо самому Сталину с просьбой помочь её родителям и достать необходимые лекарства, даже пообещала при этом всегда хорошо учиться и получить по окончании школы золотую медаль. Каждый день девочка с нетерпением ждала ответа. Неизвестно дошло ли письмо до вождя народа, но однажды в квартиру Ахеджаковых раздался звонок, а на пороге стоял почтальон с посылкой, в которой были необходимые лекарства, спасшие маме жизнь.

И своё обещание о золотой медали Лие пришлось выполнить, и это при том, что она не была в школе прилежной ученицей. Ахеджакова буквально грызла каждую школьную науку и вытащила по всем предметам свои знания на «отлично».

Та, кто любит извиняться

Следующий период жизни Ахеджаковой, пожалуй, известен всем и без нашего рассказа. Большую часть известных ролей в театре ей дали режиссеры Роман Виктюк и Галина Волчек, а в кинематографе Ахеджакова стала звездой для другого мэтра, уже упомянутого Эльдара Рязанова.

Впрочем, даже здесь все снова получилось «одинаково»: секретарша Вера из «Служебного романа» вполне могла забежать на Новый год к своей подруге Наде из «Иронии судьбы», а потом дослужиться до младшего научного сотрудника Малаевой из «Гаража».

Нам же интересен последний период жизни актрисы, когда стареющая Лия Меджидовна решила взвалить на свои плечи всю боль вины и весь груз ответственности за Россию — хотя никто ее об этом не просил.

Возможно, подлинный перелом в ее жизни случился 4 октября 1993 года — в тот трагический день Ахеджакова в эфире РТР назвала защитников Дома Советов «оскалившимися озверевшими мордами». И даже пошла на прямой подлог, заявив, что сторонники российского парламента «убивали теток, которые за копейки стерегли пальто в гардеробе Останкино».

Своим лживым выступлением актриса внесла лепту в раскручивание маховика гражданского конфликта, который в тот самый день вступил в самую кровавую фазу. Так или иначе, президента Бориса Ельцина Ахеджакова поддерживала до самого конца, называя его не иначе как «наш президент» — и даже не думая извиняться.

Эта аберрация между двумя сугубо различными понятиями, «мой» и «наш», с течением времени в голове Ахеджаковой только нарастала. Но понадобились два десятка лет, чтобы эта путаница достигла терминальной стадии.

В январе 2013 года знаменитая и многими все еще очень любимая актриса взяла вдруг слово и… осудила принятие в России закона, запрещающего усыновление российских детей-сирот гражданами США. Ахеджакова назвала его «абсолютно людоедским и подлым» и призвала принять участие в протестах против него.

Считая, что в США «нашим детям будет лучше», она зачем-то «расписалась» за все российские семьи, желающие иметь приемных детей. Учитывая, что сама Лия Меджидовна бездетна и никогда не проявляла желания усыновить ребенка, ее слова выглядели совсем уж нелепо.

Прошел всего год, и Ахеджакова решила извиниться за «агрессию России против Украины». Она одной из первых подписала коллективное письмо, адресованное творческим деятелям «незалежной», в котором фактически осуждалась т. н. «российская военная интервенция на Украину».

При этом ни референдум в Крыму, ни гражданская война в Донбассе, ни тысячи политзаключенных на территории постмайданной Украины Ахеджакову, похоже, не интересовали. Судьба миллионов соотечественников для нее потерялась где-то между «наш» и «мой».

В июне 2020 года в интервью телеканалу «Дождь» Ахеджакова принесла публичные извинения «народу Армении за российскую агрессию и оккупацию». Тут уж в недоумении оказалась вся закавказская республика, поскольку из контекста было плохо понятно, где же искать в Ереване «Вежливых людей», пытающихся «захватить» союзника России по ОДКБ.

Судя по всему, внутри Ахеджаковой, в каком-то наивном детском мирке все еще живет актриса-травести. В том же 2014 году она прочитала в эфире «Эха Москвы» стих «Реквием по МН17», где от лица России взяла на себя ответственность (!) за сбитый над Донецкой областью малайзийский Boeing, да еще и назвала защитников ДНР «террористами».

И вновь «мое мнение» внезапно превратилось в мозгу Лии Меджидовны в «позицию всей России». Заметим, что она метнулась извиняться за целую страну до всякого суда, до объявления итогов расследований. Однако вовсе не изъявила желания хоть как-то лично заплатить за якобы «очевидную нашу вину».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector