Людмила целиковская ― богиня трех королей. биография и творчество советской актрисы

Первая настоящая любовь

Михаила Жарова она встретила на съемках. Следуя своим принципам, не стала водить мужа за нос, а сразу написала письмо с просьбой о разводе. Михаил был гораздо старше, близкие считали брак неравным, но решающим для Людмилы стал следующий аргумент: он ее по-настоящему любит. Позже Целиковская скажет, что больше не встречала в своей жизни мужчин, которые испытывали бы к ней такие же сильные чувства как Жаров.

Этот брак продлился дольше, чем предыдущие, но не настолько, как можно было бы предположить в начале такого яркого и бурного романа. Пять лет – и очередной развод. Одна из причин заключалась в том, что Людмила уже всерьез задумывалась о детях, а Жаров не планировал связывать себя такими обязательствами.

Творчество

Людмилу Целиковскую еще студенткой зачислили в труппу театра Вахтангова. Ее дебютом стала работа в спектакле «Слуга двух господ». Затем снялась в фильме «Молодые капитаны». Эти роли прошли незаметно для зрителей, но режиссер Юдин пригласил молодую актрису в свою комедию «Сердца четырех» на роль Шурочки. Здесь она играла саму себя, как признавалась позже актриса. Это была ее самая любимая роль. Война помешала премьере фильма, на экраны он вышел в 1944 году. Картину зрители встретили с восторгом.

Почти одновременно молодая актриса снималась в картине «Антон Иванович сердится» в главной роли. Затем была работа в комедиях «Близнецы», «Мы с Вами где-то встречались». Во всех картинах она сама прекрасно пела и играла на пианино. Партнеры были в восторге от артистки, с нею легко и интересно работалось.

В «Повести о настоящем человеке» ее драматическая роль Зиночки стала поворотной в карьере. Это была работа творчески зрелого мастера.

В 1955 году вышел фильм «Попрыгунья». Ее работа была отмечена призом Венецианского кинофестиваля.

За работу «Иван Грозный» все артисты получили Сталинскую премию, кроме Целиковской. Власти ее наградами не отмечали, считали второстепенной актрисой.

В дальнейшем от ролей наивных барышень артистка отказывалась. Ее главным местом служения стал театр.

Она блистала в спектаклях «Мадмуазель Нитуш», «Великий государь», «Глубокие корни». Только в 1963 году актриса получила официальное звание Народной артистки.

Людмила Васильевна была верным, преданным и смелым другом. Когда началась травля Пастернака за роман «Доктор Живаго», она не побоялась публично его поддержать.

Всенародно любимая актриса скончалась в 1992 году.

Когда открывали памятник на ее могиле, на небе появилась радуга, как будто она улыбнулась всем своей лучезарной улыбкой. Вот такая она была, Людмила Целиковская, которая смогла пережить все трудные времена с улыбкой на лице и песней в душе.

Сын Целиковской: «Любимов меня не любил. И это взаимно!»

Незадолго до юбилея Людмилы Целиковской с ее единственным сыном от брака с архитектором Каро Алабяном пообщалась наш корреспондент Яна Гордеева

Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:

Тогда пошли слухи, что Александр Алабян и его бывшая жена Лидия продают элитное жилье, когда-то принадлежавшее народной артистке, в доме на Новинском бульваре, 18.

— Мой развод и дележ имущества не хочу обсуждать, — строго осек Александр. — Абсолютно плевать, какие слухи ходят по этому поводу. Я не собираюсь нервничать и по поводу моей жены. Она как жила, так и живет в нашей квартире.

В этом году не только юбилей мамы, но и мне исполняется 70. Но я не публичный человек: Бауманку окончил, потому что понимал: у меня актерского таланта нет. То же самое и у моего 45-летнего сына Каро. Он сейчас директор по развитию в одной компании. У него трое детей. Старшему Диме, моему внуку, 22 года, он учится в университете в Австрии. Людмиле, которую в честь моей мамы назвали, три с половиной годика, а Артему — два с небольшим.

Когда-нибудь младшим внукам расскажу о нашей знаменитой Людмиле Васильевне. Я ведь всегда искренне радовался маминым успехам. Хотя мы и жили вместе, по сути, меня вырастила бабушка. К нам в дом приходили Высоцкий, Вознесенский, Евтушенко, но особого влияния на мое становление не оказали.

Ничего не подумайте, у меня была потрясающая мама, вкусно готовила, но была строгая. И ей приходилось разрываться между съемками и театром.

Увы, я так и не стал близок с ее последним мужем — режиссером Юрием Любимовым, который жил с мамой 17 лет. Конечно, в 60-е он ставил великие спектакли на Таганке. Но в человеческом плане у нас не было контакта.

Из-за Любимова маму в Театре Вахтангова сильно зажимали. Что бы про маму ни говорили, она никогда не заигрывала ни с начальством, ни с властями. Например, после картины «Иван Грозный», которую сняли в Алма-Ате в годы войны, Сталинскую премию дали всем, кроме Целиковской, сыгравшей царицу. Мама Иосифу Виссарионовичу не очень понравилась. Он посчитал, что царица не должна быть такой живой, настоящей — ее, мол, должны были показать более возвышенной.

А однажды, еще в сталинские времена, ее с одной актрисой партийные деятели затащили в особняк в центре Москвы и стали склонять к неприличным действиям. Знаменитая коллега осталась ублажать чиновников, а маме удалось сбежать. Одному по роже съездила. Но к последствиям это не привело. Ведь родственником моего отца был Анастас Микоян. Мы не раз у него на даче гостили.

В конце 80-х из магазинов исчезли продукты, и мы с ней по наводкам знакомых ездили за колбасой по пригородным лавкам на ее «копейке». Мама понимала, что с возрастом пик популярности спал, и философски к этому относилась. Играла в преферанс с друзьями, читала книги. В 1989 году у мамы нашли рак, но мы до последнего скрывали от нее смертельный диагноз.

Яна Гордеева

#37/2019 интервью Людмила Целиковская эксклюзив

Личная жизнь актрисы

Целиковская Людмила, биография и личная жизнь которой тесно связана с кинематографом, впервые вышла замуж Юрия Алексеева-Месхиева. Молодой человек учился в том же училище, что и Люся. Брак оказался скоропалительным и недолговечным, расставание прошло безболезненно для весёлой и жизнерадостной актрисы.

Со своим вторым супругом Людмила познакомилась в творческой компании, собравшейся по случаю празднования очередной годовщины Октябрьской революции. Красивая и никогда не унывающая артистка покорила сердце писателя и сценариста Бориса Войтехова, с которым вскоре зарегистрировала брак.

В самый разгар войны, на съёмках фильма «Воздушный извозчик» между артисткой и известным актёром Жаровым Михаилом вспыхнула настоящая страсть. Это чувство заставило обоих разорвать прежние супружеские связи и, несмотря на почти двадцатилетнюю разницу в возрасте, стать мужем и женой.

За годы семейной жизни они совместно снялись в нескольких кинокартинах. В фильме «Беспокойное хозяйство» Целиковская сыграла главную роль, сценарий для которой Жаров написал специально для неё. Несмотря на взаимные чувства, пара рассталась. Причина разрыва отношений заключается в нежелании мужа актрисы иметь детей, в то время как сама Людмила мечтала о наследнике.

https://youtube.com/watch?v=9LtlTDo2WOg

Четвёртым супругом Целиковской стал архитектор Каро Алабян. Он покорил сердце женщины галантными манерами и прекрасным голосом. После совместного исполнения нескольких романсов, Людмила окончательно влюбилась и приняла предложение стать его женой.

Вскоре в семье появился долгожданный и желанный ребёнок, которого назвали Александром. Счастье омрачала тяжёлая болезнь мальчика, он перенёс полиомиелит. Как и многие талантливые люди, муж артистки подвергся сталинским гонениям и лишению всех званий и привилегий.

Все заслуженные награды были возвращены ему только после кончины вождя, но к этому времени здоровье архитектора было окончательно подорвано. Он умер, оставив молодую вдову с сыном на руках.

Несмотря на многочисленные браки, детей у актрисы больше не было. В настоящее время в интернете можно увидеть фото успешной модели, которая носит такую же фамилию. Наталия Целиковская иногда позирует голой для модных мужских изданий. Актриса не имеет никакого отношения к девушке, являясь её однофамилицей.

Работая в театре имени Вахтангова, актриса познакомилась с малоизвестным в те времена Александром Любимовым, совместно с которым исполняла главную роль в спектакле «Ромео и Джульетта». Их роман стал самым длительным в жизни Людмилы Васильевны Целиковской. Благодаря ей, будущий режиссёр Любимов поставил ошеломивший критиков и публику дипломный спектакль «Добрый человек из Сезуана» по Брехту.

Со временем супруги стали отдаляться друг от друга. Независимый и упрямый характер Людмилы стал раздражать Любимова и он ушёл от неё. Несмотря на то что женщина тяжело переживала разрыв с супругом, она всегда помогала ему и его театру на Таганке в самые трудные времена.

Originally posted 2018-04-29 19:03:09.

В РОЛИ ЖЕНЫ

Михаил Жаров стал третьим мужем актрисы Актриса была так популярна, что девушки делали прически, как у нее, а малознакомые юноши чуть не с порога предлагали руку и сердце. Людмила Васильевна постоянно отказывала поклонникам, ждала, когда встретит подходящего человека. Ее первой любовью стал старшекурсник Юрий Алексеев-Месхиев, но студенческий брак долго не продержался: артистка подала на развод, а вскоре снова вышла замуж, на этот раз за писателя Бориса Войтехова.

На съемках «Воздушного извозчика» у Целиковской вспыхнули чувства к Михаилу Жарову. Коллега был почти на 20 лет старше и, как и юная актриса, женат. Но любовь оказалась сильнее условностей, во что бы то ни стало, артисты решили воссоединиться. Развод с прежними супругами дорого стоил: Жаров угодил в клинику на полтора месяца из-за проблем с сердцем, а Войтехов сыпал угрозами и обещал отомстить.

Впоследствии Людмила Васильевна называла два первых брака ошибкой, а вот про Михаила Жарова говорила с теплотой. Однако ни крепкие чувства, ни общие интересы не спасали отношения, трещавшие по швам. Через пять лет Целиковская познакомилась с архитектором Каро Алабяном, что добавило масла в огонь.

Александр Алабян знал обо всех любовных историях мамы На второй встрече архитектор заявил актрисе, что та станет его женой. Очарованная смелостью нового знакомого, Целиковская ушла от Жарова. Убитый горем артист пытался уговорить супругу остаться с ним, даже купил в подарок черный жемчуг. Но Людмила Васильевна твердо ответила, что любовь дороже драгоценностей. Благодаря Каро Алабяну она исполнила давнюю мечту — стала мамой.

Безоблачная совместная жизнь Целиковской и Алабяна длилась недолго: впав в немилость властей, Каро Семенович чудом избежал ареста и был вынужден уехать в Армению. Через пару лет он смог вернуться, получил работу. Семье предоставили квартиру. Казалось, все наладилось, как вдруг новое испытание обрушилось на Людмилу Васильевну — болезнь сына Александра.

«Мама бросила театр, кино. Всю себя отдавала борьбе за мою жизнь. И лишь через много лет узнала, насколько это страшный диагноз, полиомиелит. «Узнала б раньше — выбросилась бы с балкона», — признавалась она. К счастью, у меня оказалась редкая форма, которую удалось вылечить. А в 1959 году от рака легких умер отец, всю жизнь дымивший как паровоз», — делился Александр Алабян.

Плакала, но играла

Народная артистка РСФСР Людмила Целиковская родилась в Астрахани 8 сентября 1919 г. в музыкальной семье. Отец — именитый дирижёр. Мать — оперная певица. Для дочери же они выбрали компромиссное решение: игру на рояле. Маленькая Людочка играла — и плакала, настолько ей не нравилось это дело. А чтобы слезы не лились на клавиши дорогого инструмента, подвязывала на шею полотенце… К счастью, родители не стали и дальше заставлять Людмилу идти по музыкальной стезе. Мать даже помогала дочери готовиться к поступлению в «Щуку»: в театральное училище в тот год поступало 900 человек. А мест было всего 13. Целиковскую приняли. Играть в кино она начала, ещё будучи студенткой. И уже вскоре Людмила Целиковская стала легендой советского кинематографа, прославившись картинами, которые публика 1940-х годов пересматривала по несколько раз: «Сердца четырёх», «Воздушный извозчик», «Беспокойное хозяйство», «Близнецы». Популярность Целиковской была фантастической. Рассказывали, что на фронтах солдаты поднимались в бой со словами: «За Родину! За Сталина! За Целиковскую!»

Однако сама актриса считала, что ее недооценивают. В интервью она рассказывала: «Меня правительство не поддерживало. Например, когда выходила какая-нибудь комедия Александрова, во всех газетах появлялись восторженные статьи. Всех действующих лиц расхваливали. Когда же выходили фильмы Юдина („Сердца четырёх“, „Близнецы“), их ругали. И я всегда чувствовала, что для руководства почему-то я актриса второго сорта. Но меня очень любили простые люди, и это было большой поддержкой».

Статья по теме

Гений с маслобойного завода. Чем Павел Шпрингфельд покорил СССР? В этих горьких словах была доля правды: когдаСталину подали список лауреатов Сталинской премии за фильм «Иван Грозный», вождь вычеркнул Целиковскую, которая сыграла там царицу Анастасию. Сказал: «Царицы такими не бывают». «Так что у меня за всю жизнь даже наград никаких не было», — говорила актриса. Но для публики она была легендой. Фильм «Сердца четырех», снятый в 1941 году, пользовался особенным успехом. В том числе и потому, что снята картина была в жанре музыкальной комедии. Да и актёрский состав — сплошные звезды. Главные героини — сестры Мурашовы: строгая Галина, доцент-математик (Валентина Серова), и ветреная студентка Шурочка (Людмила Целиковская). Персонажи-мужчины — остроумный военный Петр Никитич Колчин (Евгений Самойлов) и интеллигентный и несколько рассеянный учёный-биолог Глеб Заварцев (Павел Шпрингфельд). Показали ленту, кстати, только когда Советская армия победила гитлеровцев: руководство страны сочло, что эта картина слишком легкомысленна для тяжелых военных лет.

Евгений Самойлов, Валентина Серова, Людмила Целиковская и Павел Шпрингфельд в фильме «Сердца четырех», 1941 год Кадр из фильма

Из фильмов 1950-х, пожалуй, стоит о режиссёра Николая Досталя, где в главных ролях тоже легенды: Аркадий Райкин, Людмила Целиковская, Михаил Яншин, Василий Меркурьев, Мария Миронова, Ольга Аросева, Сергей Филиппов. По сюжету известный эстрадный актер Геннадий Максимов едет отдыхать на юг, отстаёт от поезда и оказывается в незнакомом городе без денег и документов. После ряда стычек с весьма занятными персонами ему удается добраться до санатория. Случайно увидев репетицию сценки «Обманутый муж», отдыхающие принимают сюжет за чистую монету и, желая помочь Максимову, чуть не ссорят его с женой… Роль супруги Максимова — актрисы Ларисы Левкоевой — играла, конечно же, незабвенная Людмила Целиковская.

Ошибки молодости

А начинается тот период, который сама Целиковская позже назовет «ошибками своей молодости». Уже на втором году обучения актриса вышла замуж за своего однокурсника Алексеева-Месхиева. Брак продлился недолго – около года, — и уже скоро она была замужем за поэтом Войтеховым. Об этих двух союзах и рассказывать особо нечего, и упоминаю я о них только потому, что это тоже часть жизни нашей героини.

Небольшое отступление. Многочисленные в будущем браки стали поводом говорить о «распутности» и вольготном образе жизни актрисы. За ее романами и замужествами, затаив дыхание, следила вся страна. Но большинство людей просто не понимали, что Целиковская по своей натуре не могла изменять мужьям и заводить тайные романы как это делали остальные. Отсюда и разводы – она просто не хотела никого обманывать.

Годы войны

В то время когда началась ВОВ, принимала участие в съемках. Съемочную группу отправили в Москву, а затем эвакуировали в Омск. В этот город актрисе поступила телеграмма от режиссера, в которой было приглашение на съемки фильма. Целиковская приняла это предложение. Несмотря на то, что съемочная группа работала в сложные военные годы, для актрисы были созданы самые лучшие условия. Сценарий этого фильма «Воздушный извозчик» писался специально под талантливую актрису. Неудивительно, что эта роль является самой любимой в биографии Людмилы Целиковской.

Фильм «Воздушный извозчик»

Премьера фильма состоялась на фронте. Актриса не воевала, но поддерживала, как могла боевой дух солдат. Она часто выступала в воинских частях различных городов. Нередко прямо во время ее выступлений воинские части бомбили, начинались военные действия. На тот момент личная жизнь и биография не интересовали Целиковскую, у нее не было детей, именно поэтому всячески стремилась поддерживать бойцов. Многие восхвалялись ее боевым духом и стремлением помочь армии.

Людмила Целиковская и Юрий Любимов

Только в конце шестидесятых актриса вышла замуж. Ее избранником стал режиссер театра на Таганке Юрий Петрович Любимов. Они знали друг друга еще со студенческой скамьи, вместе играли на сцене театра Вахтангова, снимались в фильме «Беспокойное хозяйство».

Актриса стояла у истоков создания театра на Таганке. Этому способствовало ее громкое имя, твердый характер, не соответствующий ее немного наивной внешности, связи, ум и смелость. Она стала огромной поддержкой Любимову, другом и советчицей. Целиковская была очень деликатным человеком и в дела театра напрямую не вмешивалась. Актриса прекрасно разбиралась в литературе, музыке и могла ненавязчиво подбросить интересную идею для репертуара, дать актерам бесценный совет.

Она была человеком легким, открытым, искрометным, с нею можно было говорить обо всем. Поражал круг ее интересов, с каждым находила общий язык. Вокруг нее просто витала аура общения, своим обаянием она привлекала ценных для решения театральных проблем людей.

Актриса сама писала для театра инсценировки литературных произведений. Именно на их основе режиссер поставил свои знаменитые спектакли. С ее легкой руки появились спектакли по книге Федора Абрамова «Деревянные кони» и повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Спектакль по произведениям Пушкина «Товарищ, верь!» они поставили вместе.

Их дом, благодаря Людмиле Васильевне, был открытым и гостеприимным. Здесь бывали Высоцкий, Вознесенский, Евтушенко, Пастернак, Петр Капица, Абрамов и Васильев. С нею не стыдно было быть в этом обществе, именно вокруг нее это концентрировалось, всем было интересно ее мнение. А свою карьеру в это время Целиковская забросила.

Актриса и режиссер прожили вместе почти 20 лет, но интрижка мужа на стороне прервала их отношения. Больше актриса замуж не выходила.

Личная жизнь

Людмила Васильевна была официально замужем четыре раза. Ещё в студенческие годы заключила брак с сокурсником Юрием Алексеевым-Месхиевым, но через год развелась с ним. Следующим мужем Люси стал литератор Борис Войтехов, но тоже ненадолго.

Борис Войтехов

Во время съёмок картины «Воздушный извозчик» актриса познакомилась с Михаилом Жаровым. Между ними вспыхнули чувства, которые переросли в бурный роман. Влюблённых не остановила большая разница в возрасте в 20 лет и то, что оба на тот момент состояли в браке. Они расторгли предыдущие отношения и поженились. Жаров очень любил Люсю и всегда трепетно заботился о ней. К сожалению, через пять лет пара рассталась, возможно, из-за отсутствия детей.

С Михаилом Жаровым

От Михаила актриса ушла к соседу по лестничной клетке − известному архитектору Каро Алабяну. Через год у супругов родился долгожданный сын Александр.

С Каро Алабяном и сыном Александром

Вскоре после этого из-за ссоры с Берией Каро Семёнович потерял работу и лишился жилья в Москве. До 1953 года семья перебивалась на одну зарплату Людмилы, скитаясь по квартирам и дачам друзей. И только после письма Алабяна в правительство, ему дали работу и квартиру. Людмила Васильевна очень любила Каро и была счастлива в браке с ним, но, к сожалению, он заболел раком лёгких и умер в 1959 году.

В это непростое время вдову поддерживал артист Юрий Любимов, с которым Люся была знакома давно. В 60-е годы они стали жить вместе под одной крышей, но официально отношения не регистрировали. Людмила Васильевна помогала Юрию Петровичу в рождении театра на Таганке: принимала активное участие в постановке спектаклей и в продвижении их на сцену; используя для этого свои связи и привлекая нужных людей.

С Юрием Любимовым

Ради Любимова актриса пожертвовала своей карьерой. Известно, что Юрий Петрович был не в ладах с властью. Из-за него Целиковскую редко приглашали в кино и в спектакли, а звания Народной артистки СССР так и не дали. Однако Любимов в одночасье предал Людмилу Васильевну, изменив ей с венгерской переводчицей Каталиной Кунц. Целиковская не стала выяснять с ним отношения, просто попросила уйти. После пятнадцати лет совместной жизни пара рассталась.

С этого времени и до конца своих дней Людмила Васильевна оставалась одна. Свою дальнейшую жизнь она посвятила единственному любимому сыну Александру и внуку – Каро-младшему.

С внуком

Впоследствии Целиковская никогда не вспоминала Любимова, а вот о Михаиле Жарове отзывалась всегда с теплом.

Целиковская, Людмила Васильевна

Родилась 8 сентября 1919 г. в Астрахани в семье Василия Васильевича (1900-1958) и Екатерины Лукиничны (1900-1982) Целиковских. Отец — дирижер и педагог, народный артист РСФСР. Мать имела вокальное образование.

С 1925 г. Людмила Целиковская проживала с родителями в Москве. В 1930-е гг. училась на фортепианном отделении Детского музыкального техникума им. Гнесиных. В 1941 г. окончила в Москве Театральное училище им. Б. В. Щукина (ныне — Театральный институт им. Бориса Щукина при Государственном академическом театре им. Евгения Вахтангова).

В 1941-1992 гг. Людмила Целиковская была актрисой Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова. Исполняла роли в спектаклях: «Лев Гурыч Синичкин» по водевилю Дмитрия Ленского, «Ромео и Джульетта» и «Много шума из ничего» по пьесам Уильяма Шекспира, «Соломенная шляпка» по водевилю Эжена Лабиша, «Слуга двух господ» по комедии Карло Гольдони, «Идиот» по роману Федора Достоевского, «Фома Гордеев» по произведению Максима Горького, «Живой труп» по пьесе Льва Толстого. В середине 1960-х гг. принимала участие в становлении Московского театра на Таганке, будучи гражданской женой его главного режиссера Юрия Любимова. Вместе с ним написала пьесу «Товарищ, верь…». Она была основана на стихах и письмах поэта Александра Пушкина, документах и воспоминаниям о нем. Премьера одноименного спектакля состоялась в Театре на Таганке в 1973 г. Людмила Целиковская была широко известна в качестве киноактрисы. Дебютной для нее стала роль пионервожатой Вали в детском приключенческом фильме «Молодые капитаны» (1939, режиссеры Александр Андриевский и Юрий Леонтьев). Среди наиболее известных киноработ: Сима Воронова в музыкальной комедии «Антон Иванович сердится» (1941, Александр Ивановский), Шура Мурашова в комедии «Сердца четырех» (1941, премьера — 1945, Константин Юдин), Наташа Куликова в фильме «Воздушный извозчик» (1943, Герберт Раппапорт), царица Анастасия Романовна в первой серии исторического фильма «Иван Грозный» (1942-1944; премьера — 1945, Сергей Эйзенштейн), Лариса Левкоева в комедии «Мы с вами где-то встречались» (1954, Николай Досталь и Андрей Тутышкин), Ольга Дымова в экранизации рассказа Антона Чехова «Попрыгунья» (1955, Самсон Самсонов). Последняя роль в кино — Ксения Львовна Замятина в фильме «Репетитор» по пьесе Георгия Полонского (1987, Леонид Нечаев). В общей сложности Людмила Целиковская снялась в более чем 20 художественных фильмах и фильмах-спектаклях. Людмила Целиковская скончалась 4 июля 1992 г. в Москве на 73-м году жизни от онкологического заболевания. Похоронена на столичном Новодевичьем кладбище.

Народная артистка РСФСР (1963).

Была награждена орденом Трудового Красного Знамени (1990), медалью «За трудовую доблесть» (1946).

Актриса была четыре раза официально замужем. Первый супруг — актер Юрий Алексеев-Месхиев (1917-1946), второй — писатель Борис Войтехов (1911-1975). Третьим мужем был народный артист СССР Михаил Жаров (1899-1981), четвертым — архитектор Каро Алабян (1897-1959). От брака с ним — сын Александр Алабян (род. 1949). В 1960-1975 гг. Людмила Целиковская состояла в фактическом браке с режиссером Юрием Любимовым (1917-2014).

Последние годы

Что сделало бы большинство на месте нашей героини, расставшись после 15 лет со своей половинкой, имея за плечами 4 неудачных брака и 56 лет жизненного опыта? Скорее всего, впали бы в депрессию, занялись самобичеванием и рассуждениями на тему «никому я не нужна». Но это точно не про нашу Целиковскую.

Вот неполный перечень ее интересов в то время: игра в теннис, походы в лес за грибами и ягодами, вязание, игра в карты, исполнение романсов, музыка, живопись, книги. Людмила Васильевна серьезно занималась переводами английских авторов. А еще у нее никогда не было домработницы, все дела она вела сама, включая приготовление пищи (нужно отметить, что готовила она мастерски). Это отмечали ее многочисленные гости, которых актриса обожала принимать.

Одна из заповедей Людмилы Целиковской, которую она оставила своему внуку, звучит так: «Иди своим путём и старайся радоваться каждому дню, каждой минуте, как это делала я. Жизнь похожа на зебру. Чёрная полоса чередуется со светлой. С этим нельзя ничего поделать. Нужно уметь радоваться жизни, иначе она превратится в кошмар сумасшедшего».

В 1989 у актрисы обнаружили рак. До последнего ей не говорили, чем она болеет, не показывали лекарства, которые колют – знали, что где-нибудь раскопает правду. Даже на смертном одре Целиковская улыбалась. Улыбались и сын, и друзья, делая вид, что болезнь временна и все это скоро закончится. Умерла великая актриса в 1992-м.

Начало карьеры

Актриса дебютировала на сцене театра еще во время обучения в Щепкинском училище. Она играла в спектакле «Слуга двух господ». Примерно в это же время Целиковскую пригласили на съемки фильма. Однако руководство училище категорически не приветствовало работу студентов, так как она мешала нормальному учебному процессу. За юную актрису вступился давний товарищ Рубен Симонов и Людмиле все же позволили сняться в кино.

Актриса играла в спектакле «Слуга двух господ»

Она играла одну из важных ролей в фильме «Молодые капитаны». Несмотря на то, что Целиковская великолепно сыграла свою роль, после премьеры фильма актриса не стала знаменитой. Но талант девушки заметил другой именитый режиссер Константин Юдин. Он предложил Целиковской главную роль в картине «Сердца четырех». В этом фильме актриса впервые сама исполняет романс. Картина была обречена на успех, но премьера не состоялась в назначенное время из-за того, что началась Великая Отечественная война.

Кадры из фильма «Молодые капитаны»

Очень сложно было в то время развивать кинематограф, поэтому девушка некоторое время находилась в застое. Но в последствие все нормализовалось, и для нее открылись невероятные перспективы

Самое важное, что она смогла преодолеть все этапы без сложностей и падений.

Фильмы

В театр Целиковскую приняли еще в студенчестве. Свою первую кинороль, вожатой Вали, она также исполнила задолго до окончания «Щуки» — в 1939 году. Тогда юную актрису и заметил Юдин, за год до начала войны позвавший девушку на роль Шурочки Мурашовой в «Сердцах четырех». Людмила Васильевна говорила, что этот фильм – самый для нее важный. Тем не менее, из-за войны «Сердца…» пролежали на полке до 1944 года.

Людмила Целиковская в фильме «Сердца четырех»

Одновременно с этим Целиковская снималась у Александра Ивановского в картине «Антон Иванович сердится». В период съемок девушкой очень восхищался Кадочников, главный романтический артист кино 40-х. Кстати, это оказался единственный фильм в карьере Людмилы, в котором вместо нее пела профессиональная певица – Дебора Пантофель-Нечецкая. Вокальные партии в остальных фильмах и спектаклях Целиковская исполняла сама.

Когда началась война, Людмила находилась в Ленинграде. Сначала она вернулась в Москву, затем театр эвакуировали в Омск, а потом из Алма-Аты прислали телеграмму – Целиковскую звали на съемки «Воздушного извозчика». Валентин Катаев писал роль Наташи Куликовой специально под Людмилу.

Людмила Целиковская в фильме «Иван Грозный»

Затем судьба подарила Целиковской уникальный шанс – актрису заметил Сергей Эйзенштейн, уже тогда бывший легендой. По его приглашению в 1945 году Людмила исполнила в ленте «Иван Грозный» роль царицы Анастасии. Когда кино вышло на экраны, исполнители главных ролей получили Сталинскую премию. Все, кроме Целиковской, имя которой из списка вычеркнул лично Вождь, сославшись, что не бывает таких цариц.

Театральная карьера в это время трещала по швам: из-за постоянных отсутствий Людмилу уволили из театра Вахтангова и восстановили только после личного письма Эйзенштейна.

Людмила Целиковская в фильме «Беспокойное хозяйство»

«Беспокойное хозяйство», вышедшее в 1946 году, вернуло Целиковскую в привычное музыкально-комедийное амплуа, пусть и на военную тематику. Муж актрисы, Михаил Жаров, делал все для комфорта супруги – для грима даже использовали импортную косметику. Лента полюбилась зрителям, но не критикам – картину обвинили в дурновкусии.

Драматической киноактрисы в молодости из Людмилы Васильевны не получилось – режиссеры не рассматривали женщину с этой точки зрения. После «Ивана Грозного» долгое время единственной серьезной лентой была трогательная и щемящая «Повесть о настоящем человеке».

Людмила Целиковская в фильме «Попрыгунья»

В 1955 году на экраны вышел фильм «Попрыгунья» — самая популярная лента с Целиковской тех времен. В СССР Людмилу Васильевну за эту картину никак не отметили, но на Венецианском кинофестивале фильм получил «Серебряного льва» и титул лучшего иностранного кино. После этого актриса долго не снималась – режиссеры предлагали прежние роли наивных простушек, но это ее не устраивало. До 1970 года она работала исключительно на театральной сцене.

Последняя роль Людмилы Целиковской в фильме «Репетитор»

Последней работой Людмилы Васильевны на экране стала картина «Репетитор», вышедшая в 1987 году. Больше Целиковская на снималась.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector