11 цитат из дневника андрея тарковского
Содержание:
- Зазеркалье
- «Страсти по Андрею»: борьба за фильм «Андрей Рублев»
- Детские годы и студенчество
- Влияние[править]
- Биография и личная жизнь Андрея Тарковского
- Детские годы
- С каких фильмов не стоит начинать знакомство с Тарковским
- Роковая любовь
- Киноленты в СССР
- Страсти по Тарковскому
- Сильнее бедствия земного
- Рост, вес, возраст. Годы жизни Андрея Тарковского
- Википедия Андрея Тарковского
- О детях и чести
Зазеркалье
После завершения работы над «Андреем Рублевым» Тарковский берется сразу за два сценария: «Солярис» и «Исповедь». Первый, основанный на одноименном романе Станислава Лема, пишется Тарковским вместе со сценаристом Фридрихом Горенштейном. «Исповедь» же, полностью автобиографический проект, создается режиссером в одиночку (лишь много позже к работе подключится Александр Мишарин).
Вообще иметь в голове сразу несколько проектов Тарковский считал необходимым для режиссера. Так, в его дневниках мы можем прочесть, что всегда есть, по крайней мере, десять фильмов, каждый из которых он может начать снимать прямо сейчас. Среди них «Доктор Фаустус», «Игра в бисер», «Достоевский», жизнеописание Иисуса. Другое дело, что возможности, предоставляемые режиссеру государством, были куда меньше возможностей самого режиссера.
В 1972 году Тарковский заканчивает работу над фантастическим фильмом «Солярис». Фильм раскрывает тему этических, нравственных и религиозных проблем человечества посредством взаимоотношений последнего с внеземными цивилизациями. В том же году Тарковский сдает фильм на худсовет. В ответ режиссер получает список замечаний, состоящий из 35(!) пунктов. Среди них: «Изъять концепцию Бога», «Изъять концепцию христианства», «Убрать сцену с матерью». Есть среди замечаний и совсем абсурдные: «Не надо, чтобы Хари становилась человеком», «Зритель ничего не поймет».
Зритель же оказался куда проницательнее чиновников, и очереди в четыре кольца окружили советские кинотеатры. Многие жители больших городов ехали смотреть «Солярис» в провинцию, поскольку там он шел в менее обрезанном виде. Большой приз Каннского кинофестиваля 1972 года стал на этом фоне ожидаемым явлением. Несмотря на это, Тарковский тяжело переживал такое отношение со стороны своего «отечества». В дневниках за 1973 год мы находим: «<…>ты никому не нужен, ты совершенно чужд своей культуре, ты ничего не сделал для нее, ты ничтожество».
В следующем году Тарковский возвращается к работе над «Исповедью», прерванной из-за съемок «Соляриса», и подключает к работе Александра Мишарина. Рабочее название «Исповедь», уже успевшее стать и «Белым днем», и «Белым-белым днем», в итоге становится «Зеркалом», и под этим названием фильм снимается в том же году.
«Зеркало» для многих любителей кино — центральная работа Тарковского. Для такой точки зрения достаточно оснований: фильм полностью автобиографичен, сюжета как такового нет — фильм как бы «плавает» от одного образа к другому, от детства к взрослой жизни, от взрослой жизни к юности. Ярко проявляется образ отца, а точнее образ его отсутствия: стихотворения Арсения Тарковского, прочитанные самим автором, напоминают нам о том расстоянии, что еще в раннем детстве разделило главного героя (режиссера) и его отца. К этому времени Тарковский уже развелся со своей первой женой Ирмой Рауш и женился на Ларисе Кизиловой, которая родила ему сына Андрея. Таким образом, Тарковский стал для своего первого сына Арсения тем, кем стал для него в свое время его отец Арсений.
Также очень важно фактическое отсутствие самого главного героя. То есть мы видим мир его глазами, мыслим его категориями
Роль матери исполнила Маргарита Терехова, физическое сходство которой с матерью Тарковского отрицать довольно трудно.
Однако на фильм обрушилось и немало критики — как раз за его автобиографичность, за излишний символизм. Единственный аспект фильма, превосходность которого никто, кажется, не отрицает — это операторская работа Георгия Рерберга. Мы оставим все мнения и точки зрения на совести их авторов. Все, что мы можем сказать наверняка, — в этой картине полностью отражен ее автор, со всеми своими плюсами и минусами, со всеми благодарностями и обидами. И если мы хотим составить свое собственное мнение о человеке и режиссере Андрее Тарковском, необходимо смотреть в первую очередь «Зеркало».
«Страсти по Андрею»: борьба за фильм «Андрей Рублев»
Андрей Тарковский (слева) и актер Анатолий Солоницын на съемках художественного фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Фотография: Музей кино, Москва
Кадр из художественного фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев» («Пытка Патрикея») (1966)
Андрей Тарковский (справа) и оператор Вадим Юсов у кинокамеры на съемках художественного фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Фотография: Музей кино, Москва
В 1964 году Тарковский приступил к «Андрею Рублеву»: всю подготовительную работу над фильмом закончили. Режиссер долго подбирал актеров. Андрея Рублева хотели сыграть Станислав Любшин, Иннокентий Смоктуновский и Владимир Высоцкий. Но Тарковский всем отказал: слишком известные. В итоге на главную роль одобрили актера Свердловского драмтеатра Анатолия Солоницына.
В своем дневнике 1 апреля 1966 года Тарковский писал: «В фильме о Рублеве мне меньше всего хочется совершенно точно восстановить обстоятельства жизни инока Андрея Рублева. Мне хочется выразить страдания и томление духа художника в том виде, как понимаю их я, исходя из времени и проблем, связанных с нашим временем».
Фильм состоял из восьми новелл, съемки начали с последней — «Колокол». По сюжету иконописец Андрей Рублев держал обет молчания и нарушил его только в конце картины, сказав: «Вот пойдем мы с тобой вместе. Ты колокола лить, я иконы писать». Режиссер во всем хотел добиться правдоподобности — актеру Анатолию Солоницыну за три месяца до съемки сцены Тарковский запретил разговаривать. А Юрий Никулин, сыгравший в фильме монаха Патрикея, во время сцены пытки кричал, потому что действительно испытывал боль: ему на ноги с факела случайно капала солярка. Николаю Бурляеву, сыгравшему роль юного мастера Бориски, съезжать с обрыва до нужного дубля пришлось несколько раз. Актер вспоминал: «Снимали, естественно, без репетиции. Пряма в дубле, своей шкурой я пересчитал все бугорки, камни, корни, пни, пролетел сквозь огромный куст. В глазах темно от боли и холода, из рукава сочится кровь, но надо доиграть сцену».
Чтобы воссоздать атмосферу XV века, фильм снимали во Владимире, Суздале, Пскове — там сохранились здания средневековой Руси. Часть декораций, например колокольную яму, собирали на «Мосфильме». Они были настолько достоверными, что после съемок их предлагали перенести в музеи.
В 1966 году отснятый материал посмотрел художественный совет киностудии. Андрею Тарковскому предложили изменить название фильма: вместо «Страсти по Андрею» на «Андрей Рублев». Режиссер уступил. Но ему предъявили целый список «серьезных промахов и недостатков»: слишком затянутые эпизоды, ненужные «натуралистические излишества» и недостаточный акцент на творчестве Рублева. Согласование фильма затягивалось. Секретарь обкома КПСС Серафим Сурниченко писал: «Вместо воспитания у людей чувства патриотизма… зрителям преподносятся в концентрированном виде сцены и картины зла, надругательства над человеком, над тем, что является святым».
Чтобы отвлечься от бюрократии, в 1968 году Тарковский решил помочь своему другу Александру Гордону со сценарием к его фильму «Сергей Лазо» о гражданской войне на Дальнем Востоке.
В 1969 году произошла неразбериха: фильм «Андрей Рублев» случайно продали французскому кинопрокатчику Алексу Московичу и он показал ленту на Каннском фестивале. Тогда «Андрей Рублев» получил награду ФИПРЕССИ. Фильм режиссера был принят восторженно. Газета «Монд» писала: «Андрей Тарковский делает честь советской кинематографии. Если Тарковский сумел снять такой фильм, значит, Довженко и Эйзенштейн нашли себе достойного преемника». Тогда картину разрешили и в СССР — в 1971 году прошел премьерный показ. Фильм показали в урезанном виде: он был короче авторского на 30 минут.
Полную версию киноленты хотели уничтожить, но фильм спасла монтажер Людмила Фейгинова: она прятала коробки с пленкой по кладовым «Мосфильма». Авторскую версию фильма зрители увидели только в 1988 году.
Детские годы и студенчество
Детство Андрея сложно назвать счастливым. Когда мальчику исполнилось три года, отец бросил семью ради другой женщины. Мария Ивановна вынуждена была в одиночку растить двух маленьких детей.
Позже Тарковский-младший вспоминал, что этот был один из самых тяжелых периодов – жизнь впроголодь усугублялась отчаянной тоской по отцу, которого так не хватало мальчику.
В военное лихолетье Тарковские вместе с другими москвичами находились в эвакуации. Марию Ивановну с детьми приютили ее родственники в небольшом городке Юрьевец.
После возвращения в Москву Андрей продолжил обучение в своей старой школе, но, несмотря на все старания матери, не отличался особым прилежанием. С семи лет Андрей обучался игре на фортепиано в музыкальной школе. А в подростковом возрасте начал брать уроки академического рисунка.
Получив школьный аттестат на руки, Андрей подал документы в институт востоковедения, где приступил к изучению арабской культуры. Однако он проучился лишь год: юноша быстро понял, что поспешил с выбором будущей профессии.
В 1953 году Андрей в составе геологический экспедиции отправился в один из отдаленных районов Красноярского края, где в течение года жил на берегу реки Курейке. Тяжелая физическая работа и окружение девственно чистой таежной природы оставили неизгладимый след в душе двадцатилетнего Андрея. Именно тогда он понял, что хочет стать кинорежиссером.
Сразу по возвращении домой Андрей отнес документы на факультет режиссуры во ВГИК. Его куратором был знаменитый Михаил Ильич Ромм – выдающийся кинорежиссер, обладатель многочисленных наград и премий. Опытный преподаватель быстро разглядел в юноше большой талант.
Андрею очень повезло не только с куратором: годы учебы и становления будущего режиссера пришлись на период глобального обновления в советском искусстве. Кинематограф стал активно развиваться, начали снимать гораздо больше фильмов.
Так называемая «хрущевская оттепель» благотворно повлияла на развитие искусства, в ранее закрытый Советский Союза хлынула волна западного кино, музыки, литературы. Все это очень повлияло на дальнейшее творчество Тарковского.
Его первой работой стала короткометражка «Убийцы», получившая высокую оценку Ромма. Во время учебы во ВГИКе Тарковский познакомился с Андреем Кончаловским, и эта дружба стала знаковой в судьбах двух талантливых людей.
В качестве дипломного проекта Тарковский снял фильм «Каток и скрипка», который был отмечен кинокритиками. В 1960 году Андрей стал дипломированным режиссером и с большим азартом приступил к работе.
Влияние[править]
https://youtube.com/watch?v=JGa2uyIsGBo%3F
()
Визуальные отсылки на Тарковского в «Выжившем».
Советский режиссёр оказал огромное влияние на многих творцов, которые так или иначе копируют его, или вдохновляются им. Вплоть до того, что в 80-е «тарковщина» стала на какое-то время бичом советского кинематографа (особенно перестроечного кино): куча молодых режиссёров мнила себя новым Тарковским и пыталась снимать как можно медленнее, мрачнее и непонятнее.
- Константин Лопушанский (когда-то ассистент Тарковского) тоже любил игру со светофильтром и религию (и даже слишком — в «Посетителе музея» доведено до абсурда), безысходность и философские монологи.
- Его «Письма мёртвого человека» — как и «Сталкер», сняты при участии Стругацких. Однако «Письма» — ни разу не эпигонство, а кино, в котором от стилистики Тарковского взяты лишь некоторые внешние приёмы, а вместо абстрактных раздумий о Духовности и её отсутствии — страшная конкретика ядерной войны и ответственности человечества за будущее своих детей.
- Абстрактные раздумья о Духовности и её отсутствии начинаются у Лопушанского с «Посетителя музея» (где очень чётко показано, что бездуховные люди довели планету до ручки, а спасение — только в вере и покаянии) и продолжаются в дальнейшем (так, в «Гадких лебедях» школа мокрецов из прогрессорства превратилась скорее в семинарию, где дети ходят в рясах и записывают монологи про греховность и гибель мира). Стилистика «медленно, мрачно, на руинах и со светофильтрами» всё та же.
- «Лунная радуга» — неудачная попытка молодого режиссёра-мажора Ермаша снять свой «Солярис» с недосказанностью, светофильтрами, символизмом и долгими философскими разговорами. Внешние атрибуты скопированы, но таланта это не заменяет. Разгромлена критикой даже в те годы.
- Алехандро Гонсалес Иньярриту в своем «Выжившем» делал оммаж на «Иваново детство» (была процитирована сцена, где Иван оставил еду старику в уничтоженной деревне);
- В «Иди и смотри» также поднимается тема войны, калечащей детскую душу;
- В одной серии из первого сезона «Настоящего детектива» есть визуальная отсылка на «Иваново детство»;
- «Трудно быть богом» Алексея Германа — мало напоминает экранизацию Стругацких и выглядит, как более мерзкая, чернушная и гиперболизированная версия «Андрея Рублёва». Впрочем, Герман куда сильнее косил под «На серебряной планете» Жулавского. От Тарковского здесь скорее сама манера обхождения с первоисточником, когда популярное произведение режиссёр превращает в авторское высказывание «не для всех» (и чуть ли не для себя самого), полностью заменяя заложенный в оригинале посыл собственными спорными взглядами;
- «Кино про Алексеева» Михаила Сегала — главный герой оказывается на съёмках «Андрея Рублёва»;
- Российский режиссёр Андрей Звягинцев так вообще нагло косит под Арсеньевича, в особенности «Изгнание», своим антуражем явно напоминает «Солярис» и «Жертвоприношение»;
- Стивен Содерберг снял именно ремейк «Соляриса» Тарковского, а не очередную экранизацию романа Лема (к слову, писатель был разочарован и этой постановкой, только ещё больше);
- Ларс фон Триер сделал свой провокационный «Антихрист» эдакой отзеркаленной версией «Зеркала»;
- «Интерстеллар» — имеет общие мотивы с «Солярисом»: планета, покрытая водой; сопоставление космоса и отчего дома; стихи и философские монологи, читаемые за кадром;
- «Древо жизни» — явно копирует структуру и стилистику «Зеркала», даже образ матери главного героя списан с Маргариты Тереховой;
- Фантастический ужастик «Аннигиляция» — имеет закос под «Сталкера»;
- «Я тоже хочу» Алексея Балабанова — своеобразный ремейк «Сталкера»;
- Вим Вендерс посвятил «Небо над Берлином» памяти Тарковского;
- Коллега и друг Тарковского Сергей Параджанов также посвятил ему свой фильм «Ашик-Кериб».
Биография и личная жизнь Андрея Тарковского
Биография Андрея Тарковского тогда и сейчас приковывала внимание. Поклонникам его творчества, которых немало и сегодня, всегда не терпелось узнать, чем руководствуется этот человек, какие мысли его посещают
Это и не удивительно, людей всегда тянет к сильным и великим личностям.
Андрей Тарковский родился в небольшом поселке. Семья жила вместе с родственниками по матери. Отец работал сценаристом, а также был поэтом и переводчиком. После пополнения в семействе, Тарковские переезжают в столицу. Спустя два года после рождения Андрея, на свет появилась его младшая сестра Марина.
В 4-хлетнем возрасте Андрей Тарковский остался без поддержки отца, который бросил их ради другой семьи. И сам режиссер, и его сестра, на всю жизнь запомни тот сложный отрезок жизни, когда их мать тяжело работала, чтобы поднять двоих детей. Как бы она не старалась, частенько им приходилось оставаться без элементарных вещей и даже полноценной пищи.
Андрею Тарковскому очень не хватало отца, он скучал по нему, хотя в душе и ненавидел за то, что он их бросил.
Семью Тарковского застала Великая Отечественная война. Тогда они немалое пережили, как и все советские граждане, но все остались живы.
Позже Андрей Тарковский обучается в музыкальной школе, занимается рисованием на художественных курсах. Получив документ о среднем образовании, будущий режиссер сначала поступает в вуз на факультет востоковедения, где занимался изучением арабской культуры. Вскоре, он бросил это учебное заведение, так как посчитал, что это не его профессия.
Некоторое время молодой юноша вел беспорядочный образ жизни, связался с плохой компанией. Помочь выйти из этой ситуации смогла его мама. Она устроила его на работу, а оттуда он был направлен в командировку в тайгу. Здесь он переосмыслил все, а вернулся полным сил, энергии и с конкретной целью.
Далее Андрей Тарковский поступает и обучается режиссуре во ВГИКе. Здесь он повстречал известного Михаила Ромма, который смог рассмотреть в этом бунтарском юноше талант.
Вскоре, Андрей Тарковский выпустит свою первую короткометражную работу. После окончания вуза, режиссер снимает кинофильм «Иваново детство», сделавшим его популярным. Тогда Андрей Тарковский получил массу престижных кинопремий мирового уровня.
После этого последовали еще несколько работ, которые стали настоящими шедеврами кинематографа в СССР и многих странах.
Что касается личной жизни, тот Андрей Тарковский был дважды женат. У него есть трое родных детей и приемная дочь.
Детские годы
Андрей родился на Волге, где проживали родственники его матери. Отец Арсений Александрович работал переводчиком и в свободное время увлекался поэзией. Его работа была тесно связана с литературой, поэтому он общался по-дружески с Корнеем Чуковским и Анной Ахматовой. Мать Мария Ивановна получила литературное образование.
Интересно: Родители Тарковского учились в одном московском институте.
В раннем детстве Андрей вместе с родителями переехал в столицу. Когда мальчику исполнилось 2 года, у него родилась сестра Марина. Через год после рождения дочери отец покинул семью, оставив детей на воспитание матери.
Андрей снимал свою маму в картине «Зеркало»
Детские годы режиссера пришлись на суровое военное время. В начале Великой Отечественной войны его папа ушел на фронт. Он сражался за Родину в кровопролитных боях, в ходе одного из которых лишился ноги. Он вернулся героем, но не стал жить с супругой и детьми, так как нашел себе другую женщину.
Сын признавался позже в интервью, что ему очень не хватало отцовской заботы, несмотря на то что Арсений Тарковский часто приходил к нему в гости. Мама нашла работу в Московской типографии, где до пенсии трудилась корректором.
Во время войны семейство было отправлено в Юрьевец, где проходило раннее детство сценариста. В дальнейшем он с теплотой в душе вспоминал те места, по которым гулял, будучи ребенком. По возвращении в Москву он стал посещать общеобразовательную школу. Первые несколько классов Андрей учился хорошо, так как писать и читать, благодаря матери, он уже умел.
В свободное время мальчик ходил в музыкальную школу, которую окончил по классу «фортепиано». Его не особо интересовала учеба, так как оценки в аттестате были неважными. В 7 классе мама записала сына на рисование, которое он охотно посещал в художественном училище.
После уроков мальчик бегал с друзьями играть в футбол. Он часто стоял на воротах и помогал команде, не пропуская мячи. Мама была довольна тем, что ее ребенок занимается разными делами, поэтому поддерживала сына в новых начинаниях. В старших классах парень мечтал стать актером. Он собирал документы в театральное училище, но отказался от затеи по наставлению отца.
С каких фильмов не стоит начинать знакомство с Тарковским
1 / 2
Кадр из фильма «Ностальгия». Режиссер Андрей Тарковский. 1983 год Sovinfilm; RAI 2; Gaumont
2 / 2
Кадр из фильма «Жертвоприношение». Режиссер Андрей Тарковский. 1986 год Svenska Filminstitutet; Argos Films; Film Four International
С «Ностальгии» (1983) и «Жертвоприношения» (1986). Эти фильмы, снимавшиеся в Италии и Швеции, во многом повторяют главные мотивы и приемы Тарковского, а «Жертвоприношение» еще и является его творческим завещанием. Так что смотреть их имеет смысл, уже когда просмотрены первые пять фильмов режиссера. В этом случае больше шансов, что образы свечи и воспламенения, чистоты души и скверны мира, приближающегося апокалипсиса и рациональной ловушки технического прогресса, нравственного тупика мужчины и греховной, но спасительной природы женщины будут не раздражать, а восприниматься как часть картины мира Тарковского.
Роковая любовь
Но, конечно, успех фильма зависел не только от спецэффектов, но и от актерского состава. Прежде всего, в новую картину Андрей Тарковский пригласил своих постоянных актеров: Анатолия Солоницына и Николая Гринько. На роль Криса Кельвина был выбран прибалтийский актер Донатас Банионис. А вот поиск на роль Хари значительно затянулся. Первоначально Тарковский видел в этом образе любимую актрису своего кумира в режиссуре Ингмара Бергмана Биби Андерсон. Также на роль претендовали первая жена Тарковского Ирма Рауш и актриса Алла Демидова. Но Андрей Тарковский выбрал 20-летнюю Наталью Бондарчук. А потом полюбил ее.
Тогда Тарковский, которого всегда обожали женщины, плененные его гениальностью (как многие считали), только недавно разошелся с Ирмой и был женат на Ларисе Кизиловой, от которой у него родился сын Андрей.
Сама Наталья тоже была замужем за оператором — по ее собственному признанию, очень хорошим человеком. Но как признавалась актриса в одном из своих интервью, с Тарковским она сразу же почувствовала некую духовную связь. Возможно, это было связано с детской травмой, пережитой вследствие расставания ее отца Сергея Бондарчука с ее матерью Инной Макаровой. И просто Наталья подсознательно искала духовно взрослого мужчину, который сможет о ней позаботиться. И нашла его в Андрее Тарковском. А Тарковский же видел в Наталье Бондарчук свою младшую сестру Марину.
Вообще, в роли Хари Тарковский воплотил собственный идеал женщины. Он считал, что представительницы слабого пола могут быть счастливы только тогда, когда счастлив их мужчина, и женщине следует раствориться в любимом человеке. Наталья Бондарчук, по мнению режиссера, соответствовала этим критериям.
Начало съемок, как вспоминала Наталья, совпал с ее днем рождения. Тогда съемочная группа отметила этот праздник у нее в номере, а потом Наталья Бондарчук и Андрей Тарковский пошли гулять по набережной Ялты, любуясь цветущими магнолиями. Наверное, в этой прекрасной атмосфере присутствия рядом моря и зарождались первые чувства. В буквальном смысле влюбленная до умопомрачения, Наталья работала над ролью с полной отдачей и самоотречением.
Она чувствовала, что невидимыми нитями связана с Андреем Тарковским. А он признавался ей, что нежно любит ее. Любит настолько самозабвенно, что возникает ощущение, будто он родил ее. А Наталье иногда казалось, что роль Хари наложила на нее отпечаток. И как Хари везде ходила за своим Крисом, так и Наталья следовала по пятам за Андреем Тарковским. Так, после окончания съемочного периода он брал ее с собой в монтажную, хотя ее присутствие там не было необходимо.
Их роман длился и в фестивальный период. С фильмом «Солярис» Андрей Тарковский и его Муза объездили около 50 стран. И однажды на одном из них они в дружеской обстановке встретились даже с Федерико Феллини, который высоко оценил картину.
Однако после отгремевших премьер роман подошел к концу. Известно, что в курсе их отношений была и жена Тарковского. Писали, что Лариса Кизилова встретилась с Натальей и сказала: «Девочка, он не для тебя. Он не такой, каким тебе кажется. Это очень тяжелый человек«.
Впечатлительная Наталья очень тяжело переживала разрыв, к тому же отношения с Тарковским разрушили ее брак. В отчаянии она предприняла попытку самоубийства, порезав себе вены. Потом, конечно, поняла, что совершила большой грех, пошла в церковь и покрестилась. А еще от этой больной любви Наталью Бондарчук спас Николай Бурляев, кстати, тоже ученик Тарковского.
Фильм «Солярис» до сих пор любим зрителями. И говоря об основной идее картины, Тарковский пояснял: — Сказать, в чем же состоит главная идея фильма, нельзя, поскольку здесь присутствует несколько тем
Но для меня важно другое. То, что нам ни в коем случае нельзя обесценить, потерять элементарное наше чувство, которое кажется нам элементарным, но которое человечество испытывает века и века
Это ощущение преемственности — и желание все-таки соизмерять свои желания со своими чувствами.
Киноленты в СССР
В 1962 году Тарковский громко заявил о себе первой полнометражной картиной, снятой по мотивам военного Владимира Богомолова «Иван»: кинолента завоевывает «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале и получает высокие оценки Бергмана, Сартра, Кшиштофа Кесьлевского. Пытаясь отразить деструктивное воздействие войны на сознание ребенка, Тарковский прибегает к новаторскому приему сновидений: именно в этом ирреальном пространстве главный герой возвращается к собственной целостности.
К сожалению, все прочие киноленты создавались отнюдь не так беспрепятственно. Так, когда в 1967 году состоялась ограниченная премьера исторической драмы «Страсти по Андрею», картину Тарковского обвинили в бездуховности и антиисторизме: не только партийное руководство, но и А.И. Солженицына смутили «цепь уродливых жестокостей» и «искажение духовной атмосферы» Рублевского времени. Андрей Тарковский остался верным художественному чутью: изменив провокационное название и урезав некоторые спорные эпизоды, он сократил «Рублева» на 26 минут и — выиграл: черно-белый масштабный фильм стал восприниматься более камерным. Тем не менее, имея оглушительный успех за рубежом, картина пролежала «на полке» до 1971 года. И даже тогда вышла на экраны в ограниченном прокате — как и все последующие фильмы Тарковского в СССР.
В начале 70-х, после практически пятилетнего перерыва, режиссер приступил к съемкам «Соляриса» — двухчастной драмы об этических проблемах человечества, снятой по мотивам одноименного фантастического романа Станислава Лема. Чтобы у цензурных организаций не возникало лишних «вопросов», по совету редактора фильма Тарковский ввел пролог-вступление, разъясняющий философскую концепцию «Соляриса». «Неужели опять сидеть годы и ждать, когда кто-то соизволит выпустить картину? Что это за поразительная страна, которая не хочет ни побед на международной арене нашего искусства, ни новых хороших фильмов и книг? Настоящее искусство их пугает».
В 1974 году Тарковский экранизирует собственную исповедь, обострившую противостояние между Андреем и государством. «Зеркало», родившееся из поэзии его отца (изначально картина называлась «Белый день»), построено на соединении прошлого и настоящего, и слияние это достигается предельной автобиографичностью картины. Пытаясь добиться точно реконструкции образов из собственного детства, Тарковский многократно изменял сценарий. На премьерном показе реакция на фильм была неоднозначной. С одной стороны, «Зеркало» избежало цензуры, с другой — председатель Госкино Ф.Т. Ермаш так и не отправил его на Каннский фестиваль.
«Сталкер», снятый по мотивам повести братьев Стругацких, стал последней точкой в советском творчестве Тарковского. Эта картина, впоследствии оказавшая глобальное влияние на мировой кинематограф, далась всем участникам фильма с большим трудом. Брак первой пленки, серьезная размолвка Тарковского с оператором Рербергом, поиск бюджета, конфликты с Госкино, тотальная неудовлетворенность сценарием и его многократное переписывание Стругацкими — все это превратило съемочный процесс в хождение по мукам. В конце концов, «Сталкер» по праву оценили на Каннском фестивале в 1980 году. В советский прокат было выпущено всего 196 копий киноленты.
Страсти по Тарковскому
Вскоре состоялся и первый полнометражный дебют Тарковского — фильм «Иваново детство», по мотивам рассказа Владимира Богомолова «Иван». Фильм был поставлен в 1962 году на киностудии «Мосфильм». В этом же году Ирма Рауш родила Тарковскому сына Арсения. Начало работы над первым большим серьезным проектом, равно как и рождение сына, стали для Тарковского первыми большими испытаниями в его жизни. И если на первых порах и здоровье, и относительное семейное благополучие позволяли Тарковскому преодолевать эти испытания, то позже проблем становилось все больше, а сил, чтобы их решать — все меньше.
Ирма Рауш — исполнительница роли матери Ивана в фильме «Иваново Детство», жена Андрея Тарковского
Фильм «Иваново детство» повествует о судьбе 12-летнего разведчика Ивана. Рано лишившись матери, мальчик решает уйти на фронт, чтобы сражаться с врагом, отобравшим его детство. Детство, которое возвращается к Ивану лишь во снах. Сны в этой картине являются чем-то большим, нежели просто художественным приемом. Они образуют ткань фильма, они, по сути, и есть фильм. К тому же, под сцены сна Тарковский сумел замаскировать ту художественную свободу, что никогда не была бы пропущена пресловутым худсоветом как описание обычной жизни пусть и маленького, но все же солдата Советской Армии. Именно эта неслыханная по тем временам свобода самовыражения и принесла фильму мировую известность.
Картина получила главный приз на кинофестивале в Венеции и вдохновила целый ряд режиссеров: например, Сергей Параджанов, посмотрев «Иваново детство», воскликнул: «Теперь я знаю, как снимать кино!». Также высоко оценил фильм и один из кумиров самого Тарковского — Ингмар Бергман. И если мы помним, что Брессон — католик, сам Тарковский — православный, нужно отметить, что Бергман — протестант. Но настоящие христианские ценности понимаются и принимаются людьми любых конфессий.
В 1964 году Тарковский начинает работу над масштабным проектом — «Страсти по Андрею». Цель проекта — показать всю ту внутреннюю работу, которую совершает художник при работе над своими произведениями. В качестве главного героя Тарковский не случайно выбрал великого русского иконописца Андрея Рублева. Получается, что страсти эти не только по Андрею Рублеву, но и по самому Андрею Тарковскому. Это, пожалуй, и есть начало того процесса, в ходе которого режиссер в качестве материала берет свои собственные переживания, а сюжет фильма является своего рода обрамлением. Разумеется, советская цензура в корне пресекает такого рода автобиографичность, и Тарковскому приходится переименовать фильм в «Андрей Рублев». В 1966 году фильм вышел в советский прокат очень ограниченным количеством копий и в крайне обрезанном виде. К счастью, сегодня мы имеем возможность смотреть полную версию фильма.
Фильм «Страсти по Андрею» разделен на 8 новелл, каждая из которых рассказывает о том или ином периоде в жизни Андрея Рублева. Главную роль в фильме исполнил Анатолий Солоницын. Сыграла в картине и жена Тарковского Ирма Рауш. Она исполнила роль юродивой девушки, что следовала за иконописцем по пятам. Весьма примечательна концовка фильма — после двух часов черно-белого повествования о жизни иконописца, мы видим яркие красочные произведения мастера — его иконы. Цветовые возможности кино использованы на самом высоком уровне.
На съемках фильма Тарковский знакомится с Ларисой Кизиловой, которая сыграет значительную роль в его дальнейшей жизни. В 1969 году картину удается отправить на Каннский кинофестиваль, где фильм демонстрируется вне конкурса и получает главный приз Международной Федерации Кинопрессы.
Сильнее бедствия земного
Несмотря на диаметральную противоположность во взглядах, вкусах и характерах, их союз оказался, вопреки всем прогнозам, нерушим. Благодаря Ларисе.
Она смогла создать Тарковскому такие условия, что ему просто не хотелось никуда уходить. Увлечься – да, уйти – нет.
Там, во внешнем мире, были трудные съёмки, недопонимание руководства или конфликты с чиновниками. Но дома его просто боготворили.
Жена буквально окутывала его своей любовью и заботой, создавая у мужа иллюзию полной защищенности от внешнего мира. Впрочем, это было недалеко от истины.
Она готова была защищать его при любых обстоятельствах. Вот только от страшной болезни защитить уже не смогла.
Андрей Тарковский скончался от онкологического заболевания в декабре 1986, Лариса Тарковская пережила мужа на одиннадцать лет и упокоилась рядом с ним на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
В 1972 году на экраны вышел фильм Андрея Тарковского «Солярис», главную роль в котором сыграла Наталья Бондарчук.
Эта работа была знаковой не только в ее профессиональной биографии, ведь за кадром остались чувства, которые завели ее в тупик и навсегда разделили жизнь на «до» и «после»…
Рост, вес, возраст. Годы жизни Андрея Тарковского
Рост, вес, возраст. Годы жизни Андрея Тарковского – 4 апреля 1932 – 29 декабря 1986. На момент смерти Тарковскому было всего лишь пятьдесят четыре года. Рост режиссера 1.71 сантиметр; вес 65 килограмм. Сложно найти того, кто бы ни слышал об Андрее, ведь его киноработы перевели на множество языков. Родился будущий мэтр в крохотном селе Завражье, Ивановской области.
Папа мальчика был знаменитым поэтом, в то время как мать трудилась в стенах самой обычной типографий. Отец покинул их, когда мальчик едва ли успел отметить свое трехлетие. С тех пор они с матерью жили в нужде, финансов не хватало. Позже в своих интервью Андрей будет говорить об этом период с нескрываемой досадой, ведь ему пришлось тяжело во всех смыслах этого слова. Но, он раз и навсегда осознал, что всему обязан своей матери.
Википедия Андрея Тарковского
Википедия Андрея Тарковского – та страница, где запечатлена полностью вся информация о мэтре. Википедия (https://ru.wikipedia.org/wiki/Тарковский_Андрей_Арсеньевич) будет навечно хранить запечатленный след в мире знаменитого сценариста. Вся глубинная информация, все его режиссерские работы, его полноценная биография: шаг за шагом повествующая о становлении его профессиональной деятельности, его росте, его победах. Жизнь Тарковского всегда была нелегкой и непростой, но несмотря на трудности и лишения, он прожил её достойно. Да, много работ так и остались неснятыми, тем не менее, те, что нашли воплощение на пленке, уж не забудутся никем и никогда. О нем будут помнить еще многие лета, это однозначно.
О детях и чести
Съемки фильма «Зеркало». 1975 год
Идея связи будущего с настоящим так или иначе проходит через все фильмы Тарковского. Например, в «Зеркале» Тарковский представил три этапа жизни и три поколения собственной семьи. Интересно, что в некоторых эпизодах представителей различных поколений играл один и тот же актер: таким образом режиссер, с одной стороны, намекал на схожесть судеб разных поколений, с другой — на то, что одно поколение перенимает идеи другого. В реальной жизни режиссер имел трех сыновей: двух от разных браков и еще одного, который родился в Швеции незадолго до смерти отца.
о «зеркале» и других фильмах подробно
Андрей Тарковский: как начать смотреть его фильмы
Разбираемся в фильмографии великого режиссера